Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Педагогическая специфика обучения иностранному языку состоит в его цели - формирование умений и навыков в осуществлении иностранной деятельности, в т...полностью>>
'Биография'
Биография как духовная летопись личности или явления и биография как история хронологических последовательностей. Философия истории Н.А.Бердяева. Неб...полностью>>
'Реферат'
Каждый студент, наверняка, сталкивался когда-то с ситуацией: «знаешь то, о чем собираешься писать, но не знаешь, как к этому подступиться, и вообще, ...полностью>>
'Документ'
по результатам проведенного обобщения практики о назначении судебных экспертиз по гражданским делам, рассмотренным мировым судьей судебного участка №...полностью>>

Дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Цель: дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением.

Задачи

1. Образовательные.

  • Сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;

  • познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями;

  • сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов.

2.Развивающие. Продолжить:

  • развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой;

  • развитие умений применять полученные знания на практике;

  • определять личностную значимость темы для каждого ученика;

  • формирование умений и навыков работать в парах.

3. Воспитательные.

  • продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни;

  • воспитание самостоятельности и ответственности;

  • показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы и приёмы:

  • Словесный – индивидуальные сообщения учащихся.

  • Проблемный – почему надо соблюдать норму в употреблении витаминов?

  • Репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы.

  • Наглядный –выставка витаминов, презентация.

  • Дедуктивный – на примере изложения и исследования темы к частному -личностная значимость для каждого ученика.

Основные понятия: Витамины, авитаминоз, моновитамины, поливитамины, жирорастворимые, водорастворимые, цинга, бери- бери, рахит.

Оборудование: мультимедийная презентация, информационный дополнительный материал из Интернет-ресурсов, учебник, плакат «Витамины», набор овощей, фруктов, витаминов.

№ п/п

Этапы урока

1

Постановка познавательной задачи

Учитель демонстрирует плоды: лимон, апельсин, яблоко, перец, томат.

-Что это?

Ученик: Плоды.

Учитель: А. В. Леонтович сказал: «Плоды – это музыка и поэзия питания».

- Что привлекает человека в плодах?

Ученики: Углеводы, минеральные вещества и витамины.

Тема урока: «Витамины»

Эпиграф нашего урока «Мал золотник, да дорог», так в старину на Руси говорили о незаметном на первый взгляд, но очень важном человеке. Эти слова очень точно отражают суть нашего разговора. А говорить мы будем о витаминах. В настоящее время очень часто можно услышать или увидеть информацию об этих веществах.

-Как вы думаете, а как давно человек знаком с витаминами?

Оказывается всего лишь 127 лет.

-Что вы знаете о витаминах?

Вы знаете о витаминах далеко не всё

Есть белое пятно и перед вами.

Но главное поставить цель

И всё неведомое вы постигните умами.

Что бы вы хотели узнать про витамины?(учащиеся выдвигают свои вопросы).

Цель нашего занятия: обобщить и углубить информацию о витаминах, познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи.

План урока:

  1. История открытия витаминов.

  2. Самостоятельная работа в парах (характеристика витаминов, их содержание в продуктах питания, авитаминозы)

  3. Способы сохранения витаминов в пище…

Каждый из нас наблюдал у себя такие явления:
1. расслоение ногтей - покупаем укрепляющее средство, делаем солевые ванночки,
2. ослабление и выпадение волос – грешим на шампунь и стараемся подобрать лучше,
3. сухость кожи – покупаем крема,
4. точечный рисунок на ногтях.
А что это такое? В чём дело?

2

История открытия витаминов: (слайды)

  1. Н.И.Лунин

  2. Христиан Эйкман

  3. Казимеж Функ

3

Витаминами (вита – жизнь (лат.), амины (греч.) вещества, содержащие азот) - называют группу биологически активных органических веществ, различной химической природы, поступающих в организм с пищей растительного и животного происхождения.

· Витамины – низкомолекулярные органические соединения, различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме.
 Они не образуются в организме человека или образуются в малых количествах. Синтезируются витамины в растениях, поэтому основными источниками витаминов являются фрукты и овощи. Некоторые витамины синтезируются в животных организмах. Действуют витамины на обмен веществ самостоятельно или в составе ферментов.
 
                                                 Витамины.
Водорастворимые         В, С.

Жирорастворммые  А, Е, Д, К.

Содержание витаминов в продуктах питания

4

В настоящее время известно более 80 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита. Сегодня на уроке мы поговорим о наиболее известных витаминах.
Класс условно делится на 4 зоны, по группам витаминов: А, В, С, Д.

Самостоятельная работа в группах. Каждая группа, получив карточки с информацией о витаминах, и др. дополнительный материал, заполняет определённую графу таблицы (см.приложение №1, №2)

  • роль в организме

  • продукты – источники витаминов

  • суточная потребность

  • авитаминозы

После окончания работы одному представителю от группы необходимо выступить и доложить всем присутствующим основные вопросы, рассмотренные в предлагаемых текстах.

(можно пользоваться учебником, текстом (приложение №2), видеофрагментами, рефератами и др. источниками)

5

Зачем человеку нужны витамины?

(Демонстрация искусственных витаминов, которые можно приобрести в аптеке).

6

Способы сохранения витаминов в пище.(видеофрагмент)

7

Закрепление. Тест.

  • Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота(А ).

  • Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери ( В).

  • Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (Д ).

  • Витамин роста ( А).

  • Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С ).

  • Шиповник – это кладовая витамина (С ).

  • Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (Д ).

  • Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач

  • Эйкман (В1 ).

  • Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей (С ).

8

Таким образом, наш разговор о витаминах подошел к своему логическому завершению. Давайте сформулируем выводы по уроку.

Вывод: «Витамины полезны для каждого человека, если употреблять их в меру, чтобы не навредить организму» Витамины – биологически активные вещества, которые являются обязательным участниками обменных процессов в организме. Несмотря на то, что суточная доза каждого витамина очень мала, они необходимы для организма («Мал золотник, да дорог»). При их недостатке возникают болезненные состояния – авитаминозы.

9

Домашнее задание:

с.166 -169, изучить, объединить информацию из таблиц, сдать на проверку на следующем уроке, дополнить таблицу новыми витаминами (дополнительно к учебнику)

10

Оцените урок:

1.Удовлетворены ли вы своей работой?

2. Появился ли интерес к содержанию урока?

Рефлексия.
Ребята, вы сегодня молодцы!
Хочу я вам сказать, что помогли вы мне
и ставлю всем вам 5,
Работали вы дружно - как коллектив один
За это вам вот этот - безвредный витамин,
Но хоть безвредный он - смотрите в оба
На этикетке справа- норма!


Тест «Есть ли у меня авитаминоз?» (слайд)

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

А – да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

А – да Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

А – да Б – нет

4. Свойственны ли вам весной раздражительность, утомляемость?

А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А – да Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

А – да Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

А – да Б – нет

Подсчет результатов: За каждый ответ «А» - 1 балл, за каждый ответ «Б» - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.

Приложение №1.

Сведения о витаминах (прочитайте розданный материал, заполните таблицу)

Сокращённое обозначение витаминов

Роль в организме

В каких продуктах содержится

Суточная потребность

Авитаминозы

Витамин А

Витамин С

Витамин Д

Витамин В1

Витамин В2

Витамин В6

Витамин В12

Витамин РР

Приложение № 2.

Карточка « Витамин  А».

Необходим для роста и питания костей, нормального состояния тканей кожи, слизистых оболочек. При недостатке витамина А уменьшается зрение
(ксерофтальмия – сухость роговых оболочек, приводит к слепоте;
« Куриная слепота» - нарушение восприятия синего и желтого цвета).
Замедляется рост молодого организма, рост костей, повреждение слизистых оболочек,дыхательных путей, пищеварительной системы.
В активном состоянии витамин А содержится только в продуктах животного   происхождения(печени многих рыб, в сливочном масле, желтке яйца,  молока и молочных продуктах). В растениях находится пигмент каротин, который превращается в витамин А, он содержится в моркови, апельсинах, абрикосах, помидорах. Всасывание витамина А происходит, если в пище содержится необходимое количество жира.
Суточная потребность организма в витамине А  1 – 2,5 мг. Он устойчив к нагреванию, т. е. сохраняется при кулинарной обработке и становится легко усвояемым.

Карточка «Витамин С».
Участвует в окислительно –восстановительных процессах, влияют на белковый и углеводный обмен, связывает синтез и обмен гормонов надпочечников и щитовидной железы, повышает сопротивляемость организма к различным инфекциям. Недостаток витамина С приводит к быстрой утомляемости, сонливости, апатии. При длительном недостатке развивается кровоточивость и припухлость десен, выпадают зубы, стенки кровеносных сосудов становятся хрупкими – болезнь цинга. Потребность в витамине С зависит от возраста, условий внешней среды, состояния организма. Суточная норма витамина С от 50 до 100 мг. Он содержится в продуктах как растительного так и животного происхождения. Богаты витамином С плоды шиповника, черной смородины, красный перец, помидоры, сливы, морковь, зеленый горошек, лимоны. Витамин С неустойчив и быстро разрушается при тепловой обработке  до 60%. Разрушается под влиянием кислорода воздуха, в присутствии солей меди, других тяжелых металлов. Варить продукты в эмалированной и керамической посуде, овощи закладывают в кипящую воду, варить с закрытой крышкой.

Карточка «Витамин Д».
Способствует образованию костной ткани и стимулирует рост организма. При недостатке витамина Д в пище прекращается усвоение в организме солей кальция и фосфора. У детей развивается рахит ( искривление костей), у взрослых возникает хрупкость и пористость костей. В организме человека находится провитамин Д. Под влиянием ультрафиолетовых лучей он превращается в витамин Д и накапливается в печени. Много витамина Д содержится в печени палтуса, тунца, трески, в яичном желтке, сливочном масле, рыбьем жире. В растительных продуктах витамин Д отсутствует. При кулинарной обработке витамин почти не разрушается. Суточная норма – 1 мг.


Карточка  «Витамины группы В».
В1 регулирует углеводный обмен , обеспечивает нормальную деятельность нервной, сердечно – сосудистой систем,  желудочно -кишечного тракта, участвует в регулировании кислотности желудочного сока. Недостаток вызывает нарушение в работе нервной системы – полиневрит (бери – бери). Основные источники – продукты из зерна(пшеничной и ржаной грубого помола), горох и фасоль, свинина. Суточная норма 2 – 3 мг. Возрастает потребность витамина до 50 мг при сахарном диабете. Витамин устойчив к действию света ,кислорода, высокой температуре в кислой среде, щелочной среде, легко разрушается при добавлении в тесто соды.

В 2 участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности центральной нервной системы. Его недостаток приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.

В 6 участвует в белковом обмене, уменьшает отложение на стенках холестерина, ведущее к развитию атеросклероза, ожирению печени и появлению камней в желчном пузыре.

В12 участвует в процессах кроветворения, превращениях аминокислот, биосинтезе  нуклеиновых кислот. При недостатке витамина появляется злокачественное малокровие, нарушается действие нервной системы, падает аппетит. В12 содержится в продуктах животного происхождения – печени, почках, говядине, сыре, молоке. Этот витамин может синтезироваться микрофлорой кишечника.

Витаминная недостаточность.

Недостаточность витамина D. Симптомы. У взрослых не мотивированная слабость, утомляемость, прогрессирование кариеса, боль в мышцах. У детей – рахит.

Недостаточность витамина К. Кровотечение из носа, десен, внутрикожные кровоизлияния.

Недостаточность витамина А. Возникает заболевание куриная слепота (изменение сетчатки), гнойные заболевания кожи, у детей задержка роста и развития.

Недостаточность витамина В. Жалобы: слабость, быстрая утомляемость, головная боль.

Недостаточность витамина В2. Снижение аппетита, похудание, резь в глазах.

Недостаточность витамина В6. Раздражительность, торможение, бессонница, перхоть волосистой части головы, дерматит лица.

Недостаточность витамина С. Вызывает слабость, кровотечение из десен ломкость капилляров.

Тест

  • Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота ( ).

  • Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери ( ).

  • Рахит возникает у детей при отсутствии витамина ( ).

  • Витамин роста ( ).

  • Витамин, отсутствие которого вызывает цингу ( ).

  • Шиповник – это кладовая витамина ( ).

  • Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения ( ).

  • Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман ( ).

  • Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей ( ).

Тест

  • Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота ( ).

  • Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери ( ).

  • Рахит возникает у детей при отсутствии витамина ( ).

  • Витамин роста ( ).

  • Витамин, отсутствие которого вызывает цингу ( ).

  • Шиповник – это кладовая витамина ( ).

  • Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения ( ).

  • Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман ( ).

  • Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей ( ).

Тест

  • Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота ( ).

  • Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери ( ).

  • Рахит возникает у детей при отсутствии витамина ( ).

  • Витамин роста ( ).

  • Витамин, отсутствие которого вызывает цингу ( ).

  • Шиповник – это кладовая витамина ( ).

  • Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения ( ).

  • Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман ( ).

  • Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей ( ).

Сокращённое обозначение витаминов

Роль в организме

В каких продуктах содержится

Суточная потребность

Авитаминозы

Витамин А

Витамин С

Витамин Д

Витамин В1

Витамин В2

Витамин В6

Витамин В12

Витамин РР

Карточка « Витамин  А».

Необходим для роста и питания костей, нормального состояния тканей кожи, слизистых оболочек. При недостатке витамина А уменьшается зрение
(ксерофтальмия – сухость роговых оболочек, приводит к слепоте;
« Куриная слепота» - нарушение восприятия синего и желтого цвета).
Замедляется рост молодого организма, рост костей, повреждение слизистых оболочек,дыхательных путей, пищеварительной системы.
В активном состоянии витамин А содержится только в продуктах животного   происхождения(печени многих рыб, в сливочном масле, желтке яйца,  молока и молочных продуктах). В растениях находится пигмент каротин, который превращается в витамин А, он содержится в моркови, апельсинах, абрикосах, помидорах. Всасывание витамина А происходит, если в пище содержится необходимое количество жира.
Суточная потребность организма в витамине А  1 – 2,5 мг. Он устойчив к нагреванию, т. е. сохраняется при кулинарной обработке и становится легко усвояемым.


                                                                                                       

Карточка «Витамин С».
Участвует в окислительно –восстановительных процессах, влияют на белковый и углеводный обмен, связывает синтез и обмен гормонов надпочечников и щитовидной железы, повышает сопротивляемость организма к различным инфекциям. Недостаток витамина С приводит к быстрой утомляемости, сонливости, апатии. При длительном недостатке развивается кровоточивость и припухлость десен, выпадают зубы, стенки кровеносных сосудов становятся хрупкими – болезнь цинга. Потребность в витамине С зависит от возраста, условий внешней среды, состояния организма. Суточная норма витамина С от 50 до 100 мг. Он содержится в продуктах как растительного так и животного происхождения. Богаты витамином С плоды шиповника, черной смородины, красный перец, помидоры, сливы, морковь, зеленый горошек, лимоны. Витамин С неустойчив и быстро разрушается при тепловой обработке  до 60%. Разрушается под влиянием кислорода воздуха, в присутствии солей меди, других тяжелых металлов. Варить продукты в эмалированной и керамической посуде, овощи закладывают в кипящую воду, варить с закрытой крышкой.
                                       

Карточка «Витамин Д».
Способствует образованию костной ткани и стимулирует рост организма. При недостатке витамина Д в пище прекращается усвоение в организме солей кальция и фосфора. У детей развивается рахит ( искривление костей), у взрослых возникает хрупкость и пористость костей. В организме человека находится провитамин Д. Под влиянием ультрафиолетовых лучей он превращается в витамин Д и накапливается в печени. Много витамина Д содержится в печени палтуса, тунца, трески, в яичном желтке, сливочном масле, рыбьем жире. В растительных продуктах витамин Д отсутствует. При кулинарной обработке витамин почти не разрушается.


                    


Карточка  «Витамины группы В».
В1 регулирует углеводный обмен , обеспечивает нормальную деятельность нервной, сердечно – сосудистой систем,  желудочно -кишечного тракта, участвует в регулировании кислотности желудочного сока. Недостаток вызывает нарушение в работе нервной системы – полиневрит (бери – бери). Основные источники – продукты из зерна(пшеничной и ржаной грубого помола), горох и фасоль, свинина. Суточная норма 2 – 3 мг. Возрастает потребность витамина до 50 мг при сахарном диабете. Витамин устойчив к действию света ,кислорода, высокой температуре в кислой среде, щелочной среде, легко разрушается при добавлении в тесто соды.

В 2 участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности центральной нервной системы. Его недостаток приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.

В 6 участвует в белковом обмене, уменьшает отложение на стенках холестерина, ведущее к развитию атеросклероза, ожирению печени и появлению камней в желчном пузыре.

В12 участвует в процессах кроветворения, превращениях аминокислот, биосинтезе  нуклеиновых кислот. При недостатке витамина появляется злокачественное малокровие, нарушается действие нервной системы, падает аппетит. В12 содержится в продуктах животного происхождения – печени, почках, говядине, сыре, молоке. Этот витамин может синтезироваться микрофлорой кишечника.

ОУ «Тополинская муниципальная средняя общеобразовательная школа»

Урок биологии в 8 классе

Урок подготовила и провела

учитель биологии

Кузнецова Светлана Григорьевна

Топольное

2011 год.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок (химия + биология): "Витамины"

    Урок
    Коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота (порошок), рыбий жир, подсолнечное масло, 1 % раствор хлорида железа(III), яблочный (апельсиновый) сок, вода, крахмальный клейстер (1 грамм крахмала на 1 стакан кипятка) , 5% раствор
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (3)

    Основная образовательная программа
    Основой образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г.
  3. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения (7)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной
  4. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Поддубенская основная

    Основная образовательная программа
    Важнейшим этапом модернизации общего образования является переход массовой школы на новые стандарты образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – принципиально новый для отечественной школы документ.
  5. Основная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России» (1)

    Основная образовательная программа
    Закон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992г. №3266-I (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2 г.

Другие похожие документы..