Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В основу брошюры легло более 40 нормативных правовых актов Республики Беларусь. Прочитав эту брошюру, Вы сможете ознакомиться с гарантиями и льготами...полностью>>
'Закон'
Личный досмотр, являясь исключительной формой таможенного контроля, может проводиться по решению начальника таможенного органа или должностного лица,...полностью>>
'Задача'
Современный психоанализ стал одним из явлений мировой культуры, его термины и понятия вошли в обыденную речь, а его «сюжеты» многократно растиражиров...полностью>>
'Документ'
приостановлении государственной регистрации, прекращении регистрационных действий и другие документы, так же получать документы о государственной рег...полностью>>

Разработчики программы повышения квалификации: Кузьмичев В. С. д т. н., профессор модуль 1 Иванова Н. И. зав отделом нтб модуль 3

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Самарский государственный аэрокосмический университет

имени академика С.П. Королева

(национальный исследовательский университет)

СГАУ

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник управления

образовательных программ

____________________ (Дорошин А.В.)

Ректор

________________ (Шахматов Е.В.)

Директор Института дополнительного

профессионального образования

________________________ (Ишков С.А.)

«____»________________2010 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПОИСКА, ОБРАБОТКИ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

Разработчики программы повышения квалификации:

Кузьмичев В.С. д.т.н., профессор - модуль 1

Иванова Н.И. зав. отделом НТБ - модуль 3

Дианова Н.Н. зам. директора НТБ - модуль 4

Петрова О.В. зав. отделом НТБ - модуль 4

Спицина Т.Н. зам. директора НТБ - модуль 2

Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации:

Кузьмичев В.С. д.т.н., профессор;

Спицина Т.Н. зам. директора НТБ

Самара

2010

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее – программа):

профессорско - преподавательский состав вузов.

1.2. Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний:

образовательная и научная деятельность в сфере высшего бразования.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ

2.1. Нормативный срок освоения программы – 72 часа.

2.2. Режим обучения - 36 часов в неделю.

2.3. Форма обучения - с полным отрывом от работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Слушатель, освоивший программу, должен:

3.1 - обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 1 – осуществлять информационно – аналитическую деятельность в области формирования образовательной среды;

ПК 2 – формировать учебно - образовательный и научный контент учреждения с учетом современных требований;

ПК 3 – создавать условия для развития творческого потенциала субъектов образовательного процесса при оперативном и эффективном информационном обмене.

3.2. владеть:

- программными продуктами для работы с учебной и научной информацией и основами web-технологий;

- методикой результативного поиска информации;

3.3. уметь:

- применять информационные технологии при поиске информации;

- систематизировать и структурировать информацию для образовательной среды;

- использовать ГОСТ 7.1.-2003 при описании и цитировании традиционных и электронных информационных ресурсов;

3.4. знать:

- историю, современную структуру и перспективы развития системы НПО/СПО в условиях перехода на ФГОС третьего поколения, основные направления государственной образовательной и информационной политики и зарубежный опыт в этой области;

- нормативно – регламентирующие документы в области формирования информационного образовательного и научного контента;

4. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

№ пп

Наименование модулей

Всего, час.

В том числе:

Лекции

Практические занятия (семинары), лабораторные работы

Выездные занятия

1

2

3

4

5

6

1

Модуль 1

Государственная политика в области информационного образовательного пространства

6

4

2

2

Модуль 2 Информационная компетентность специалиста.

Нормативно-правовая основа информационного пространства вуза.

8

6

2

3

Модуль 3

Классификация электронных информационных ресурсов

26

6

20

4

Модуль 4

Поиск информации: стратегия и методика.

32

8

24

Итоговая аттестация

Итого

72

24

48

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

№ пп

Наименование модулей, разделов и тем

Всего, час.

В том числе:

Лекции

Практические занятия (семинары), лабораторные работы

Выездные занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Модуль 1

Государственная политика в области информационного образовательного пространства

6

4

2

Раздел 1.1

Особенности современного информационного образовательного пространства

4

2

Раздел 1.2

Задачи модернизации информационного обеспечения образовательного пространства вуза

2

2

2.

Модуль 2. Информационная компетентность специалиста.

Нормативно-правовая основа информационного пространства вуза.

8

6

2

Раздел 2.2.

Роль информации в развитии общества

2

2

Разлел 2.3 Правовое поле информационного пространства вуза.

6

4

2

3.

Модуль 3

Классификация электронных информационных ресурсов.

26

6

20

Раздел 3.1

Понятие о классификации документов.

6

2

4

Раздел 3.2

Основные подходы к классификации информационных ресурсов.

20

4

16

4.

Модуль 4

Поиск информации: стратегия и методика.

32

8

24

Раздел 4.1. Информационный поиск: характеристика и виды

20

6

14

Раздел 4.2

Структура и виды информационного поиска.

12

4

8

Итоговая аттестация

Итого

72

24

48

5.2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО МОДУЛЯМ

№ п/п

Наименование модуля, разделов и тем

Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы

1.

2.

3.

Модуль 1

Государственная политика в области образования

Раздел 1.1

Особенности современного образовательного пространства

Предпосылки Болонского процесса в России. Болонский процесс с точки зрения организации учебной работы. Влияние Болонского процесса на функции и структуру подразделений профессионального образовательного учреждения.

Раздел 1.2

Государственная политика в области информационного образовательного пространства вуза.

ГОС ВПО первого – третьего поколения.

Задачи информационного обеспечения образовательного пространства вуза. Требования к учебно–методическому обеспечению образовательного процесса.

Практические занятия

Круглый стол «Задачи информационного обеспечения образовательного пространства вуза в рамках требований ГОС нового поколения»

Самостоятельная работа

Аналитический обзор информационных ресурсов , web-сайтов и электронных библиотек по тематике образовательного процесса или научных исследований слушателя.

Используемые образовательные технологии

Лекции, круглые столы, обучающая экскурсия в НТБ СГАУ.

Инструментальнaя среда КАДИС.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1.Государственная политика в области образования [Электронный документ] /index.php?page_id=105 Проверено 08.09.2010

2.Байденко В. И Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: экспериментальная учебная авторская программа обучения разработчиков образовательных стандартов нового поколения / В. И.

Байденко; М-во образования и науки Российской Федерации и др..– М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2007. – 156 с.

3.Балыхин, Г.А., Бердашкевич, А.П., Калинин, А.В. Система образования в России: объекты и субъекты правоотношений, формы и методы государственного регулирования. М.: Изд-во Гос. Думы, 2009. 205 с.

Модуль 2. Информационная компетентность специалиста.

Нормативно-правовая основа информационного пространства вуза.

Раздел 2.2.

Роль информации в развитии общества

Информационные технологии: исторический аспект.

Социологические и технологические аспекты информационной компетенции. Система информации: зарубежный опыт. Система информации в России. Документальные потоки информации.

Разлел 2.3 Правовое поле информационного пространства вуза.

Нормативно-регламентирующая документация в области информационных образовательных ресурсов. Приказы Министерства высшей школы и Приказы, указания, положения вуза в части формирование информационных ресурсов.

Практические занятия (семинары)

Круглый стол «Социологические и технологические аспекты информационной компетенции»

Самостоятельная работа

Аналитический обзор информационных ресурсов , web-сайтов и электронных библиотек по тематике образовательного процесса или научных исследований слушателя.

Используемые образовательные технологии

Лекции, круглые столы, обучающая экскурсия в НТБ СГАУ

Инструментальнaя среда КАДИС.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1.Формирование информационной компетенции в процессе подготовки специалистов в области аэрокосмических и геоинформационных технологий. Ч.1. Электронные информационные ресурсы: учеб. пособие [Текст] / В.С. Кузьмичев [и др.] - Самара: СГАУ, 2006.- 355 с.

2.Фесенко, К. Тенденции развития электронных ресурсов и их влияние на читателей и библиотеки. Зарубежный опыт [Электронный документ] // Электронные библиотеки.- 2006 - Том 9. - Выпуск 3

/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2006/part3/Fesenko. Проверено 24.02.2010

3. Иванова, Н.И. Методические указания по написанию контрольной работы по курсу «Современные информационные технологии поиска, обработки и передачи информации (Электронная библиотека)» [Электронный ресурс] / Н.И. Иванова. – Самара, 2006

4. Дианова, Н.Н. Информационные ресурсы России [Электронный ресурс] / Н.Н. Дианова. – Самара, 2006.

5. Доклады Международной Конференции и Выставки "LIBCOM" и Международной конференции "КРЫМ" /general/index.php?option=com_content&task=view&id=697&Itemid=124 Проверено 09.09.2010

Модуль 3

Классификация электронных информационных ресурсов

Раздел 3.1

Понятие о классификации документов.

Основные понятия и определения

Раздел 3.2

Основные подходы к классификации информационных ресурсов.

Системы классификации. Принципы классификации. Состав электронных ресурсов. Типологическая видовая характеристика информационных ресурсов. Описание и цитирование. Электронные документы в списках ВАК.

Практические занятия

Классификация электронных ресурсов. Составление библиографического описания.

Самостоятельная работа

Аналитический обзор информационных ресурсов, web-сайтов и электронных библиотек по тематике образовательного процесса или научных исследований слушателя

Используемые образовательные технологии

Лекции, круглые столы, обучающая экскурсия в НТБ СГАУ

Инструментальнaя среда КАДИС.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Формирование информационной компетенции в процессе подготовки специалистов в области аэрокосмических и геоинформационных технологий. Ч.1. Электронные информационные ресурсы: учеб. пособие [Текст] / В.С. Кузьмичев [и др.] - Самара: СГАУ, 2006.- 355 с.

  1. Иванова, Н.И. Методические указания по написанию контрольной работы по курсу «Современные информационные технологии поиска, обработки и передачи информации (Электронная библиотека)» [Электронный ресурс] / Н.И. Иванова. – Самара, 2006

3. Электронные научные издания: переход на технологии семантического Веба [Электронный документ] // В.А. Глухов, А.М. Елизаров, Е.К. Липачёв, М.А. Малахальцев // Электронные библиотеки.- 2007. - Том 10. - Выпуск 1

/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2007/part1/GELM Проверено 24.02.2010

Модуль 4

Поиск информации: стратегия и методика

Раздел 4.1 Информационный поиск: характеристика и виды

Информационный поиск: характеристика и виды.

Раздел 4.2 Структура и виды информационного поиска

Структура информационного поиска. Виды информационного поиска. Библиографический поиск. Документальный поиск. Фактографический поиск. Практические рекомендации по ведению информационного поиска в среде электронных ресурсов. Интерактивные сервисы.

Практические занятия

Создание персональных БД по тематике образовательного процесса или научных исследований слушателя.

Самостоятельная работа

Аналитический обзор информационных ресурсов, web-сайтов и электронных библиотек по тематике образовательного процесса или научных исследований слушателя

Используемые образовательные технологии

Лекции, круглые столы, обучающая экскурсия в НТБ СГАУ.

Инструментальнaя среда КАДИС.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1.Формирование информационной компетенции в процессе подготовки специалистов в области аэрокосмических и геоинформационных технологий. Ч.1. Электронные информационные ресурсы: учеб. пособие [Текст] / В.С. Кузьмичев [и др.] - Самара: СГАУ, 2006.- 355 с.

2.Романенко, Владимир Николаевич. Работа в Интернете от бытового до профессионального поиска [Текст]: практ. пособие с примерами и упражнениями / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина, В. С. Неверов. - СПб.: Профессия, 2008. - 416 с. - (Библиотека).

3. Алексеев, Е.Р. Интернет от A до Z: Подробно, наглядно, легко Проще простого [Текст] / Е.Р. Алексеев.- НТ Пресс, 2008.– 200

4. Аксак, В.А. Интернет Просто как дважды два [Текст] / В.А. Аксак. – Эксмо, 2007.- 84 с.

5 . Кулькова, Г. В. Поиск информации в корпоративной электронной библиотеке [Текст] / Г. В. Кулькова // Информационные ресурсы России. - 2006. - N 2. - С. 42-43. - (Информационные ресурсы и технологии).

6. Иванова, Н.И. Методические указания по написанию контрольной работы по курсу «Современные информационные технологии поиска, обработки и передачи информации (Электронная библиотека)» [Электронный ресурс] / Н.И. Иванова. – Самара, 2006

7. Доклады Международной Конференции и Выставки "LIBCOM" и Международной конференции "КРЫМ" /general/index.php?option=com_content&task=view&id=697&Itemid=124 Проверено 09.09.2010

6. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ

Наименование модулей

Основные показатели оценки

Формы и методы контроля и оценки

Модуль 1

Государственная политика в области образования

Оценка по зачетной системе по итогам круглого стола.

Беседы в форме круглого стола.

Модуль 2

Информационная компетентность специалиста.

Нормативно-правовая основа информационного пространства вуза.

1.Итоговая работа:

Оценка «Отлично»

  • четко сформулирован поисковый запрос;

  • дан качественный анализ информационного ресурса;

  • правильно составлено библиографическое описание.

Оценка «Хорошо»

  • поисковый запрос сформулирован не достаточно четко;

  • пропущены некоторые элементы характеристики информационного ресурса;

  • допущены ошибки при составлении дополнительных элементов библиографического описания.

Оценка «Удовлетворительно»

  • поисковый запрос задан без четкой формулировки ключевых слов;

  • пропущены некоторые обязательные элементы характеристики информационного ресурса;

  • допущены ошибки при составлении

  • основных элементов библиографического описания.

2.Тест

При формировании теста в среде КАДИС, количество баллов задается в процентах от максимально возможной суммы баллов:

  • «отлично» - 90%,

  • «хорошо» - 75%,

  • «удовлетворительно»- 61%.

Итоговая работа.

Тест.

Модуль 3

Классификация электронных информационных ресурсов.

1.Итоговая работа:

Оценка «Отлично»

  • четко сформулирован поисковый запрос;

  • дан качественный анализ информационного ресурса;

  • правильно составлено библиографическое описание.

Оценка «Хорошо»

  • поисковый запрос сформулирован не достаточно четко;

  • пропущены некоторые элементы характеристики информационного ресурса;

  • допущены ошибки при составлении дополнительных элементов библиографического описания.

Оценка «Удовлетворительно»

  • поисковый запрос задан без четкой формулировки

ключевых слов;

  • пропущены некоторые обязательные элементы характеристики информационного ресурса;

  • допущены ошибки при составлении

  • основных элементов библиографического описания.

2.Тест

При формировании теста в среде КАДИС, количество баллов задается в процентах от максимально возможной суммы баллов:

  • «отлично» - 90%,

  • «хорошо» - 75%,

  • «удовлетворительно»- 61%.

Итоговая работа.

Тест.

Модуль 4

Поиск информации: стратегия и методика.

1.Итоговая работа:

Оценка «Отлично»

  • четко сформулирован поисковый запрос;

  • дан качественный анализ информационного ресурса;

  • правильно составлено библиографическое описание.

Оценка «Хорошо»

  • поисковый запрос сформулирован не достаточно четко;

  • пропущены некоторые элементы характеристики информационного ресурса;

  • допущены ошибки при составлении дополнительных элементов библиографического описания.

Оценка «Удовлетворительно»

  • поисковый запрос задан без четкой формулировки

ключевых слов;

  • пропущены некоторые обязательные элементы характеристики информационного ресурса;

  • допущены ошибки при составлении

  • основных элементов библиографического описания.

2.Тест

При формировании теста в среде КАДИС, количество баллов задается в процентах от максимально возможной суммы баллов:

  • «отлично» - 90%,

  • «хорошо» - 75%,

  • «удовлетворительно»- 61%.

Итоговая работа .

Тест.

Разработчики программы:

д.т.н., профессор В.С. Кузьмичев

зам. директора НТБ Т.Н. Спицина



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (116)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Управление малым бизнесом») является системой учебно-методических документов,
  2. Информационный бюллетень 4 квартал 2009 года Пермь, 2010 Впомощь библиотекарю: информ бюл.: 4 кв. 2009 г

    Информационный бюллетень
    В помощь библиотекарю: информ. бюл.: 4 кв. 2009 г. / Перм. гос. краев. универс. б-ка им. А. М. Горького, Перм. краев. дет. б-ка им. Л. И. Кузьмина, Перм.
  3. Уроки и наследие

    Урок
    ХХ век в истории земной цивилизации будет отмечен многими достижениями человеческого гения, и среди них заслуженное место займет ракетно-космическая техника.
  4. 60 лет. По дороге в будущее

    Документ
    МГИМО – Университет: Традиции и современность. 1944 – 2004 / Под общ. ред. А.В. Торкунова. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2004. – 336 с.
  5. Отчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (4)

    Публичный отчет
    Подготовка специалистов в области автоматизации и управления в университете осуществляется с 1977 года сначала в рамках специальности 0639 со специализацией по автоматизации технологических процессов полиграфии; с 1986 года с заменой

Другие похожие документы..