Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На рекламу выделяется столько средств, сколько, по мнению руководства фирмы можно позволить. Используется метод формирования рекламного бюджета, орие...полностью>>
'Документ'
до Порядку організації роботи з виявлення, обліку та розпорядження безхазяйними речами та майном, що переходить у власність держави, в органах держав...полностью>>
'Документ'
Тема кризиса становится все более и более популярной. Однако за лавиной негативной и быстро меняющейся информации трудно понять глубинные причины сов...полностью>>
'Урок'
Робота над розвитком мовлення здійснюється під час вивчення всіх дисциплін, але особлива роль у цьому процесі належить урокам літератури, предметом я...полностью>>

Концепция. Согласно общепринятым положениям современной теории психологического отбора, задача выявления профессионального потенциала личности наиболее эффективно может быть решена в рамках системного подхода.

Главная > Задача
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Бельская Н.А.

Цап В.И.

E-Mail: nitelabor@

КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

(психодиагностическая программа «Бизнесмен»)

Введение.

Динамика социально-экономических преобразований в Украине и, в частности, радикальные изменения в структуре форм собственности привели к необходимости своевременного выявления предпринимательского потенциала личности, - как в рамках специализированных учебных процессов, так и при решении задач профориентации и профотбора. Это предъявляет к существующим психологическим службам, призванным оказывать соответствующие квалифицированные услуги, новые требования. Переход на новый уровень психологического сопровождения бизнеса возможен лишь при внедрении в повседневную профессиональную работу психологов-практиков новых психодиагностических моделей и инструментов. Одним из таких инструментов является предлагаемая ниже компьютеризированная психодиагностическая программа «Бизнесмен», разработанная в 2003 г.

Концепция.

Согласно общепринятым положениям современной теории психологического отбора, задача выявления профессионального потенциала личности наиболее эффективно может быть решена в рамках системного подхода.

Принцип системного подхода в данном случае осуществляется через 3-хстороннее исследование личности, а именно:

- исследование мотивационной структуры оптанта (интересов, склонностей, ценностей),

- исследование характериологических особенностей (личностных черт),

- исследование структуры способностей и задатков.

В качестве системообразующего фактора выступает мотивационная подструктура, создающая необходимые базовые предпосылки для достижения некоего минимального уровня профессиональной успешности и субъективной удовлетворенности. Две другие подструктуры выступают в статусе психологического и интеллектуального обеспечения или подтверждения заявленных профессиональных интересов, - что не исключает, в свою очередь, их встречного влияния на формирование мотивационной сферы.

Таким образом, анализ получаемых в ходе исследования данных проводится в ракурсе поиска взаимоусиливающих соответствий между выделенными подструктурами личности; цель поиска - формирование достоверного прогноза профессиональной успешности в той или иной сфере.

Прикладной аспект.

1.Компьютеризированная психодиагностическая программа «Бизнесмен» представляет собой стандартизированное исследование:

- мотивации испытуемого, т.е. степени выраженности его ориентации на сферу бизнеса и стремления к самореализации в профессиях данного типа;

- психологического обеспечения данной мотивации, т.е. наличия личностных качеств, необходимых для достижения успеха в бизнесе;

- интеллектуального обеспечения данной мотивации, т.е. уровня развития интеллекта (IQ) и общей обучаемости.

2. В качестве диагностического инструментария в программе задействованы:

- Тест Профессиональной Мотивации (исследование мотивационного аспекта);

- редуцированная версия 16-ФЛО Кеттелла и Методика Исследования Коммуникативных Установок (исследование психологического аспекта);

- субтесты 3 и 5 Теста Структуры Интеллекта Амтхауэра (исследование интеллектуального аспекта).

Справка.

1. В качестве основы для методики Тест Профессиональной Мотивации был использован опросник и классификация профессий Дж.Холланда („Методи психодіагностики в системі професійної консультації безробітних”, Київ-2000).

Авторская версия (модификация) включает следующие изменения:

- расширение профессионального диапазона (классификации) с 6-и до 8-ми категорий за счет введения категорий ПРИРОДА и РИСК;

- изменение и расширение стимульного материала, учитывающее специфику современного украинского рынка труда;

- введение дополнительного блока ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ;

- стандартизация получаемых результатов в соответствии с возрастом и полом испытуемых (на выборке из 450 человек).

С целью экономии времени в программе используется укороченный вариант методики (1 субтест из 3-х).

По результатам ТПМ выводится показатель, отражающий степень заинтересованности («замотивированности») испытуемого в сфере предпринимательства и бизнеса (в 10-балльной системе).

2. Изучение структуры личности осуществляется с помощью

- 16-ФЛО (16-факторного опросника Р. Кеттелла ( R. Cattell )

Л. Бурлачук, С.Морозов «Словарь-справочник по психологической диагностике», Киев, Наукова думка, 1989

- Методики исследования коммуникативных установок (МИКУ).

„Методи психодіагностики в системі професійної консультації безробітних”, ДЦЗУ, Київ – 2000.

Использование 16-ФЛО было обусловлено 1)возможностью извлекать с его помощью информацию о профессионально значимых качествах в широком диапазоне;

2) возможностью построить ориентировочный «Профиль предпринимателя», появившейся в результате длительной практики тестирования данной профессиональной категории и математической обработки материалов.

В программе использован специализированный (редуцированный – 121 вопрос) вариант опросника Кеттелла, включающий 10 шкал из 16-ти (10-ФЛО). Выбор шкал был обусловлен результатами корреляционного и факторного анализа психологической информации, полученными при помощи 16-ФЛО на выборке из 309 человек (длительно и успешно работающих в сфере бизнеса). Выделенные в качестве значимых 10 шкал интегрированы в целостную формулу, учитывающую удельный вес (вклад) каждого параметра и позволяющую выводить показатель степени психологической готовности к предпринимательской деятельности в 10-балльной системе.

Использование МИКУ обусловлено 1) также математически выявленной высокой значимостью составляющих ее шкал для прогноза успешности в сфере предпринимательства; 2) возможностью в значительной степени уточнить результаты среднего уровня, полученные на основании 10-ФЛО, с выявлением в них скрытой тенденции к высокой или низкой выраженности качества; 3) возможностью «отсеять» заведомо непригодных к самостоятельной практической деятельности кандидатов.

Показатели шкал МИКУ аналогичным образом интегрированы в формулу, расчет которой выводит дополнительный показатель психологической готовности и в значительной степени уточняет (усиливает или нивелирует) предыдущий показатель.

По результатам 10-ФЛО и МИКУ выводится обобщенный показатель личностного обеспечения предпринимательской деятельности (в 10-балльной системе).

3. Для изучения интеллектуального потенциала в программе используются редуцированные варианты 3-го и 5-го субтестов ТСИ Р. Амтхауэра (R.Amthauer, IST).

Л.Бурлачук, С..Морозов «Словарь-справочник по психологической диагностике», Киев, Наукова думка, 1989.

Использование 3-го субтеста («Аналогии») обусловлено высокой значимостью выявляемых с его помощью интеллектуальных характеристик, а именно: владение лексиконом; способность к выявлению аналогий и установлению логических связей между различными видами вербальной информации, способность комбинировать знания из различных областей, гибкость и скорость переключения вербального мышления, способность находить наиболее точное решение из ряда приблизительных.

Использование 5-го субтеста («Задания на счет» или «Практическое математическое мышление»)обусловлено высокой значимостью в деятельности бизнесмена мыслительных счетных ( финансово-аналитических) операций c целью определения экономической выгодности коммерческих проектов.

Субтесты используются в редуцированном варианте – количество заданий в каждом из них сокращено с 20 до10; соответственно вдвое сокращается время тестирования интеллекта (3,5 минут на 3-й субтест и 5 мин на 5-й). При этом соблюдено условие нарастания уровня сложности заданий, заданное полным вариантом ТСИ. Для приведения в соответствие с классическими шкалами ТСИ количество правильных ответов умножается на 2.

По результатам выводится обобщенный показатель IQ.

Бланковый вариант программы формировался в течение 1991-2002 гг. при решении задач диагностики предпринимательского, лидерского и организационного потенциала на базе Киевского центра профориентации молодежи, Киевской городской службы занятости, Киевского центра исследования проблем интеллекта (ЦИПИ) «Сигма».

При апробации программы в качестве испытуемых в разные периоды времени выступал персонал различных киевских частных кампаний (банк «Ажио», ООО «Фантал», ООО «Обрий Travel LTD», АОЗТ «Интер-Контакт», «Украинские авиалинии» и др.), деятельность которого в основном насыщена функциями, характерными для сферы предпринимательства и коммерческого бизнеса, а также ряд частных предпринимателей малого бизнеса.

3. Детализированный отчет по первичным результатам тестирования включает информацию по следующим параметрам.

Мотивационный аспект:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Измерение параметра проводится в 10-балльной (стеновой) системе; точность измерения – 1 балл.

Блок коммуникативных качеств:

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ГИБКОСТЬ

Измерение проводится в 11-балльной системе; точность измерения – 0,01 балла.

Блок деловых качеств:

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕДПРИИИМЧИВОСТЬ (ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ)

ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ (ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ)

ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ

Измерение проводится в 11-балльной системе; точность измерения – 0,01 балла.

Блок эмоционально-волевых качеств

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОНУС

ВОЛЕВАЯ НАСТОЙЧИВОСТЬ

Измерение проводится в 11-балльной системе; точность измерения – 0,01 балла

Блок интеллектуальных качеств:

ВЕРБАЛЬНЫЙ (СЛОВЕСНО-ЯЗЫКОВЫЙ) ИНТЕЛЛЕКТ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ (МАТЕМАТИЧЕСКИЙ) ИНТЕЛЛЕКТ

Измерение проводится в 11-балльной системе; точность измерения - 1 балл.

4. Каждый из вышеперечисленных элементов(качеств) детализированного отчета, во избежание разночтений использованной терминологии, сопровождается пояснением его содержания; также указана степень выраженности данного качества в количественном аспекте (алгоритмы расчетов не приводятся).

Профессиональная направленность

Качество включает: мотивированную системой всех интересов и склонностей психологическую готовность к профессиональной деятельности в сфере бизнеса и предпринимательства.

Примечание. При показателе = 4 балла и ниже предъявляется дополнительная информация по профессиональной направленности, а именно: указывается профессиональная сфера, получившая максимальный балл (интеллектуальная, социальная, артистическая, конвенциональная, технико-реалистическая, природно-реалистическая, связанная с риском - градация уровней та же). Полученный показатель сопровождается справочной информацией, раскрывающей содержание данной профессиональной сферы.

Пример справочной информации.

ТЕХНИКО-РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ связаны с деятельностью, предполагающей использование инструментов (также механизмов, машин, приборов). Предметом труда являются реальные вещи (материальные ценности и средства производства), их создание, эксплуатация или преобразование. Данная сфера тесно связана с технико-технологическими процессами в различных отраслях промышленного производства. Профессиональные задачи имеют конкретный алгоритмический характер. Результат труда должен быть прогнозируемым и вещественным. Ценности: внедрение новых технологий, создание материальных благ, необходимых обществу практичных и полезных вещей. Виды профессий: инженерно-технические, производственно-технологические, телекоммуникации и связь, строительные, транспортные, рабочие.

Общительность

Качество включает: способность быстро инициировать контакт (с любым партнером и в

широком социальном диапазоне) и поддерживать его на необходимом уровне в зависимости от задачи; психологическую готовность к сотрудничеству с окружением, учет социальных ценностей и традиций, коллективизм; оптимальное представительство в общении естественно-эмоционального компонента («обаяние»), приветливости и дружелюбия; выносливость в условиях повышенных нервно-эмоциональных нагрузок, связанных с общением в неблагоприятной социальной среде; отсутствие выраженного эгоцентризма или враждебности.

Организационно-лидерский потенциал

Качество включает: уверенность, доминантность, стремление и способность возглавить группу для решения стоящих перед ней задач, организовать совместную деятельность; готовность к принятию личной ответственности за качество и последствия результатов групповой работы; амбициозность, стремление к приобретению авторитета и к статусному росту.

Гибкость

Качество включает: гибкость и дипломатичность в построении контактов; вежливость, знание и правильное применение коммуникативно-социальных стандартов; способность разбираться в людях и прогнозировать развитие отношений с ними; способность предвидеть и избегать конфликтные ситуации, отсутствие агрессивности, ориентация на сотрудничество и поиск компромисса при столкновении интересов.

Самостоятельность

Качество включает: стремление и способность действовать в автономном режиме, ориентация на собственное видение, невнушаемость, независимость в выработке собственных мнений, решений и стратегий, в формировании жизненной или профессиональной концепции.

Предприимчивость (инновационный потенциал

Качество включает: новаторство; способность генерировать или выбирать новые идеи, подходы и проекты, определять перспективные области инвестирования; скептицизм и критичность к устаревшим штампам и стереотипам, концептуальный подход и стремление к максимальной информированности в своем деле; инициативность, склонность к реформам и экспериментированию; терпимость к неопределенности.

Предприимчивость (практическая реализация)

Качество включает: энергичность, активность, решительность; способность воплощать в жизнь идеи и проекты; реализм и практичность в постановке целей и определении средств их достижения; прагматическая направленность экспериментов и инициатив, их «привязка» к решению текущих и перспективных экономических задач; терпимость к противодействию, конкурентоспособность.

Интернальность

Качество включает: готовность активно и творчески управлять своей жизнью и судьбой, нести личную ответственность за свои поступки и решения, правильно анализировать свои ошибки и неудачи, делать необходимые выводы с целью их предотвращения.

Психоэмоциональный тонус

Качество включает: эмоциональную стабильность и общую уравновешенность; уверенность в себе и позитивную самооценку; оптимизм, отсутствие страха перед возможностью неудач; стрессоустойчивость в сложных ситуациях, способность выносить значительные нервно-психические нагрузки; способность принимать ответственные решения в условиях дефицита времени и информации или связанные с риском.

Волевая настойчивость

Качество включает: целеустремленность, способность к планомерной реализации намеченных стратегий вопреки трудностям и препятствиям, волевые задатки, сопротивляемость внешним воздействиям.

Вербальный интеллект

Качество включает: владение лексиконом; способность к выявлению аналогий и установлению логических связей между различными видами вербальной информации, способность комбинировать знания из различных областей, гибкость и скорость переключения вербального мышления, способность находить наиболее точное решение из ряда приблизительных.

Невербальный интеллект

Качество включает: способность к практическому математическому мышлению, живость ума, сообразительность, темп и продуктивность мысленного математического и финансово-экономического анализа.

Примечание. 100-балльная система IQ , принятая в ТСИ, в целях приведения к единому масштабу оценки результатов, преобразована в 11-балльную с сохранением градации.

5. Первичные результаты обобщаются в РЕЗЮМЕ, включающем:

- количественную информацию по исследуемым параметрам (МОТИВАЦИЯ,

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ);

- интерпретацию полученных данных, содержанием которой является а)заключение о наличии или отсутствии предпринимательского потенциала; б) при отсутствии потенциала по причине низкой мотивации – указание сферы профессиональной деятельности, в которой реально заинтересован кандидат; в) при наличии потенциала – рейтинговый показатель кандидата с указанием его принадлежности к одной из групп прогнозируемой успешности (средняя, выше среднего, высокая);

- психологическую характеристику;

- рекомендации (если они возможны).

NB: рейтинговый показатель, а также количественный показатель ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ не являются средним арифметическим первичных результатов, поскольку по особым алгоритмам учитывают различный удельный вес личностных составляющих предпринимательского потенциала.

Психодиагностическая программа «Бизнесмен» также может быть использована для профотбора и аттестации менеджеров продаж любого профиля, - но не может быть использована при аттестации и отборе специалистов аналитико-информационных, производственно-технологических и обще-исполнительских подразделений (техперсонал).

Для практического применения методики обследования предпринимательского потенциала был разработан пакет компьютерных программ EXPREDPOT. В пакет входят 5 тестов (МИКУ, ТПМ, АМТ1, АМТ2, КЕТТЕЛЛ) , подпрограммы управления базами данных и подпрограммы обработки исходных данных обследования для получения резюме. Все они запускаются из одной оболочки. Программа работает в среде WINDOWS. Языки – русский и украинский. Время тестирования – ориентировочно 1,2 – 1,4 часа. Результаты обследования хранятся в базе данных. Программа защищена от несанкционированного копирования, поэтому установка ее на компьютер осуществляется с помощью специальной программы INSTALL. Установка производится с двух дистрибутивных дискет, расчитанных на две инсталляции.

Психодиагностическое обследование включает следующие этапы:

1.Регистрация

В МЕНЮ активизируется окно РЕГИСТРАЦИЯ – обязательно вводятся в базу данных фамилия (псевдоним), пол и возраст испытуемого; дополнительные данные вводятся по желанию.

2.Тестирование

В МЕНЮ активизируется линейка ТЕСТЫ, при раскрытии которой вызывается (в любом порядке) один из пяти блоков-субтестов – МИКУ, ТПМ, АМТ1, АМТ2, КЕТТЕЛЛ. Вызов субтеста сопровождается появлением линеек ИНСТРУКЦИЯ и СТАРТ. При необходимости изучения инструкции активизируется линейка ИНСТРУКЦИЯ; при достаточном знакомстве с тестом можно сразу переходить к тестированию, активизируя СТАРТ. При этом появляется регистрационное окно, в котором необходимо найти уже имеющуюся в базе данных фамилию или ввести новые данные и подтвердить выбор активизацией клавиши ХОРОШО.

По окончании прохождения субтеста необходимо вновь вернуться к линейке ТЕСТЫ и вызвать следующий субтест. Дальнейшие операции аналогичны предыдущим.

3. Просмотр результатов.

По окончании процедуры обследования можно активизировать в МЕНЮ окно РЕЗУЛЬТАТЫ. Просмотр результатов включает: просмотр конкретных показателей по каждому субтесту (при необходимости), а также РЕЗЮМЕ, синтезирующее психологическую информацию с целью диагностики предпринимательского потенциала.

Для просмотра результатов по каждому субтесту необходимо активизировать окно с названием данного субтеста и выбрать в базе данных (NAME) фамилию испытуемого.

Затем следует активизировать «кнопку» ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Заключение содержит график, а также таблицу с «сырыми» и стандартными баллами по каждой шкале субтеста.

NB: для субтеста МИКУ табличный стандартный балл (стен), может не совпадать с графичным аналогом, поскольку все результаты МИКУ, превосходящие 10 стенов, на графике субтеста представлены как равные 10.

4. Сохранение отчета и печать результатов

Для сохранения и(ли) печати отчета следует вывести на монитор текст ЗАКЛЮЧЕНИЯ-РЕЗЮМЕ и активизировать команду СОХРАНИТЬ. (Файл сохраняется через Microsoft Word, где может быть по желанию психолога отредактирован или отформатирован). Печать отредактированного отчета осуществляется из программы Word.

Примечание.

1.Любой из субтестов может быть использован практическими психологами как самостоятельный инструмент при решении конкретной психодиагностической задачи (интересы, личность, интеллект). Вместе с тем следует учитывать, что субтесты ТПМ и КЕТТЕЛЛ являются редуцированными версиями базовых тестов, в связи с чем дают достаточно ограниченную информацию. Аналогично субтесты АМТ1 и АМТ2 дают представление лишь о конкретных интеллектуальных функциях, но не могут быть использованы для задачи определения уровня развития интеллекта в целом или общей структуры способностей. Тест МИКУ приведен полностью и представляет собой усовершенствованный вариант предыдущих версий.

2. В случае, если решается базовая задача программы (выявление предпринимательского потенциала), крайне желательно прохождение всех блоков-субтестов в течение одного дня. Порядок тестирования при этом может быть произвольным. Вместе с тем в определенных (объективно обусловленных) ситуациях допустимо дискретное тестирование с разрывом в несколько дней при условии, что испытуемый находится в стабильной, обычной для него психофизической форме.

3. В том случае, если испытуемый повторно проходит какой-либо субтест (или все субтесты), новая регистрация не нужна. Достаточно вызвать из базы данных собственное имя и пройти новое тестирование.

Компьютеризированная методика исследования предпринимательского потенциала личности имеет сертификат СЕ №2640054, выданный украинским научно-методичным центром практической психологии и социальной работы, который удостоверяет, что данная методика является стандартизированным исследованием степени выраженности ориентирования клиента на сферу бизнеса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека

    Документ
    Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека! Конечно, он должен быть умным (это естественно), терпеливым, мобильным, добрым и жёстким одновременно, знающим современные чаяния молодежи.
  2. Психологические аспекты деятельности организационного психолога в области профориентации и профессионально-психологического отбора

    Документ
    Роль педагогической диагностики межличностных отношений военнослужащих по контракту внутренних войск МВД России в военном профессиональном психолого-педагогическом отборе
  3. Примерная программа воспитания социально активной личности студента

    Примерная программа
    Разработана в ходе выполнения проекта «Современная система воспитания студентов вузов: содержание, особенности, направления, технологии реализации и целенаправленного развития.
  4. Психологическая энциклопедия психология человека

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  5. В. В. Крупица Личность Коллектив Стиль отношений (социально-психологический аспект) Учебное пособие

    Учебное пособие
    Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500 «Профессиональное обучение»

Другие похожие документы..