Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Тики являются доминирующей формой гиперкинезов детского возраста [5]. Распространенность их у детей достигает 6%. Синдром Туретта, который встречаетс...полностью>>
'Документ'
Організація та проведення виробничих практик студентів у Державному архіві Луганської області – одне із завдань філії кафедри архівознавства, якій у ...полностью>>
'Документ'
Берси. Американское предложение базируется исключительно на потомаке блок 5. Принципиальная модификация касается длины изделия, которую они сократили...полностью>>
'Учебное пособие'
Аржанников Е.А., Чухин А.М. Методы и приборы определения места короткого замыкания на линиях: Учебное пособие/ Ивановский государственный энергетичес...полностью>>

Планирование и организация учебного процесса 24 Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям. 36

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочий план заочного отделения соответствует требованиям ГОС.

Расписание учебных занятий соответствует рабочим учебным планам. Экземпляры расписаний имеются в деканате и на кафедрах.

Рабочие программы по дисциплинам кафедр русского языка, литературы и истории пе­реоформлены в 2008 году по всем дисциплинам и утверждены. Структура подавляющего большинства рабочих программ имеет общую состав­ляющую: цели, задачи, перечень дисциплин и разделов, которые необходимо усво­ить для изучения данной дисциплины, тем лекций и количество отводимых на них часов, рекомендуемая литература. Практические занятия имеют перечень рассматриваемых вопросов и выполняемых заданий, перечень литературы к каждому занятию и др. В УМК есть ссылки на то, ка­кие темы рекомендованы для самостоятельного изучения, встречаются ссыл­ки на используемые аудиовизуальные средства. В программах описано подробно, что должен знать студент, изучивший данную тему, дается серия вариантов контрольных зада­ний, билеты или вопросы к экзаменам, домашние подготовительные задания к ла­бораторным работам по темам, в некоторых программах использована гарвардская методика организации СРС и ряд других элементов.

За 2003-2008 г.г. кафедрой русского языка разработана новая про­грамма по культуре речи для ТИП, программы по контрастной лингвистике (англо­русской, финско-русской), по украинскому языку, переработаны программы по лингвотипологии, истории русского языка, по современному русскому языку, по стилистике, введена новая дисциплина - контрастивная лингвистика, новыми явля­ются и все спецкурсы. За эти же годы на кафедре литературы разработаны новые программы по дисциплинам: анализ поэтического текста, фольклорные традиции современного народа, практикум по русской литературе XX века (новый курс), американская женская проза второй половины XX в., литература Карелии, введены новые курсы по выбору: интертексты Иосифа Бродского, современная американ­ская женская проза, проблематика и поэтика творчества А.К. Толстого, частично переработаны 10 программ.

Для организации СРС в специализированных кабинетах русского языка и литературы создана библиотека учебной литературы, где собраны необходимые источники в соответствии с требованиями ГОС. Здесь же хранятся рабочие программы по всем дисциплинам учебного плана и раздаточный материал многоразового использования, подготовленный с помощью университетской копировальной техники.

В каждом семестре по основным дисциплинам учебного плана проводятся фронтальные срезы знаний в форме контрольных или зачетных работ, что отража­ется в журналах межсессионной аттестации. Каждый семестр проверяется грамот­ность студентов, результаты проверок фиксируются в форме зачета в зачетных книжках студентов, в экране грамотности на кафедре русского языка и экране сес­сионной успеваемости на кафедре литературы. Срезовые работы студентов по предметному блоку дисциплин хранятся на кафедрах. Их результаты регулярно анализируются и обсуждаются на заседаниях кафедр, что отражено в соответст­вующих протоколах. Кафедрой русского языка используется модульная система повышения грамотности студентов. В качестве первого модуля используется прак­тикум по русскому языку, второй и последующие семестровые модули включают самодиктанты, взаимодиктанты, контрольные фронтальные диктанты с последую­щей обработкой данных в индивидуальных картах грамотности и тетрадях студен­тов. 10-й модуль заканчивается итоговым выпускным диктантом.

С целью контроля посещаемости на всех курсах заведены журналы посещаемо­сти занятий, на первом курсе кураторы групп по каждому пропуску занятий прово­дят соответствующую работу со студентом, ежемесячно в деканате заслушивается отчет всех старост групп о посещаемости.

В 2007-2008 учебном году руководили педагогической практикой 6 преподава­телей кафедры русского языка и 4 преподавателя кафедры литературы, 5 преподавателей кафедры истории.

Решением совета факультета функции руководства педагогической практикой разделены между кафедрами по курсам: кафедра русского языка руководит прак­тикой 4 курса (3-я школьная четверть, факультетские руководители: ст. преподаватель Жигалина А.Ю.); кафедра литературы ведет практи­ку 5 курса (2-я школьная четверть, факультетский руководитель Кириллова Л.И.), руководителем практики по кафедре истории является ст препод., канд. пед. наук М.Л. Гольденберг.

В систему подготовки к практике входят:

1) чтение теоретического курса: лекции по методике преподавания предмета, методике воспитательной работы, установочно-обзорные лекции непосредственно перед практикой по школьной программе 9 кл.;

2) практический курс: а) аудиторные лабораторные занятия на 3 и 4 курсах; б) посещение уроков опытных учителей в школе с обязательным анализом (кафедра русского языка) и уроков преподавателей кафедры литературы в школах; в) кон­трольная работа по методике преподавания литературы на 4 курсе; г) составление библиографических списков литературы при подготовке к практическим занятиям по русскому языку; д) контрольные задания по методике преподавания русского языка; е) ведение экрана грамотности на кафедре русского языка, где выставляются результаты зачетов по семестрам и который является допуском к государственным экзаменам; ж) творческие работы с письменным отчетом на определенную тему по кафедре истории; з) подготовка наглядных пособий; и) разработка заданий для проверки знаний учащихся, умения работать с картой по истории, отработки поня­тий исторических терминов, отработки навыков пространственных и временных исторических представлений.

3) установочные конференции, на которых определяются цели, задачи, сроки практики; представляются, закрепленные за школами методисты, объявляется вре­мя консультаций, сдачи обязательных документов.4) проведение на кафедрах выставок новейшей школьной и методической лите­ратуры, лучших конспектов уроков, сценариев внеклассных мероприятий по пред­мету.

Руководят практикой старшие преподаватели кафедр, кандидаты наук, доцен­ты, всего занято более 50% преподавательского состава. Контроль осуществляется факультетским руководителем и заведующими специальных кафедр.

На каждой кафедре факультета разработана программа практики, которая ут­верждена на заседании кафедры и советом факультета. В программе определены це­ли, задачи, количество зачетных уроков, обязательный пакет документов, сдавае­мых студентами, критерии оценки за практику. Методисты отчитываются по ре­зультатам практики перед факультетским руководителем, отчет которого утвер­ждается на заседании кафедры и заслушивается на совете факультета. Отчет сдает­ся заведующему педагогической практикой КГПУ.

Приказы о распределении студентов на практику есть на факультете, в УМУ, у заведующего практикой КГПУ. С базами практик сложились традиционно хоро­шие отношения. Основными базами филологического факультета являются школы № 27, 36, 40, 38, 33, 42, 43, 45, 46, гимназия № 37, университетский лицей, лицей №1, № 13, №40, Финно-угорская, Петровская школы. За кафедрой истории закреплены те же базовые школы.

На 4 курсе все студенты пишут курсовые работы по методике с эксперимен­тальной частью, которая реализуется в ходе практики (проводится система уроков, система внеклассных мероприятий по теме), с последующей обработкой и защитой на кафедре и часто переходит в методическое приложение к дипломной работе.

Диалектологическая практика проводится на 2 курсе по двум программам: программе собирания сведений для лексического атласа русских народных говоров (Научно-методическое пособие. СПб., изд. ИЛИ РАН, 1994) и программе Энциклопедия Российских деревень.

Руководителем практики является доц. Т.Е. Рутт. Руководителями экспедиционных отрядов являются старейшие диалектологи кафедры, известные своими работами диалектологическому миру - доц. Л.П. Михайлова, доц. А.В. Приображенский, ст. препод. Е.А. Пюльзю, асс. Е.Р. Кульпина.

Отметим, что при прохождении практики разрабатывается система индивидуальных творческих заданий учебно-исследовательского характера с введением материалов в компьютерную базу кафедры.

Учебные практики направлены на формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков в сфере избранной специальности, включая навыки научно-исследовательской работы. Кафедра располагает постоянными местами практик. Сроки проведения учебной практики определяются графиком учебного процесса.

В ходе фольклорной практики в 2005 -2008 г.г. было записано 3257 текстов в Карелии и других областях (Тамбовской, Тверской), Студенты имели возможность применить полученные теоретические знания в этой важной со всех точек зрения собирательской работе. Недостатки работы - отсутствие систематической катало­гизации материала и малый процент аудиозаписей, ощущается потребность в фо­тодокументировании.

Если говорить в целом о практике, то на факультете проведена серьезная орга­низационная работа: выработана четкая система подготовки и проведения практи­к; для руководства практикой привлечены опытные педагоги кафедр, подобраны соответствующие базы для прохождения практики; разработаны программы прак­тики с формами отчетности и четкие критерии оценки за практику.

К числу наиболее интересных современных технологий обучения, разработан­ных и внедренных кафедрами, по кафедре русского языка следует отнести: новую учебную технологию модульного дистанционного обучения (в компьютерном ва­рианте) по курсам: риторика и культура речи, культура речи и лингвистическая экология; систему индивидуальных творческих заданий учебно-исследователь-ского характера при прохождении практик (диалектологической с введением мате­риалов в компьютерную базу кафедры; педагогической с обязательной эксперимен­тальной апробацией результатов НИРС в рамках последующего дипломного проек­та); систему домашних лабораторных работ индивидуально-творческого характера; внедрение гарвардской методики организации СРС, подготовку учебных видеокас­сет по культуре речи, методике преподавания русского языка; составление видео­хрестоматии по риторике и др. На кафедре литературы использовались компьютерные версии двух лекций, аудиозаписи и иллюстрации художни­ков, распечатаны 2 Интернет-публикации по курсу русской литературы XX века.

Кафедры факультета используют разнообразные традиционные и нетрадици­онные формы контроля качества: система контрольных работ, в том числе прове­дение их в форме игры с целью выявления практического навыка определения спе­цифики метода; тестовые задания; рецензирование студентами контрольных работ; формирование на ранней стадии обучения тематики дипломных работ с целью по­лучения качественного выполнения темы с обязательным элементом исследования; внешнее рецензирование дипломных работ преподавателями и специалистами ПетрГУ, Петрозаводской государственной консерватории, ИЯЛИ РАН, творческих союзов; рецензирование студентом - выпускником дипломной работы сокурсника; методическое приложение дипломной работы - это апробированная сис­тема уроков во время педагогической практики, «поэтические пятиминутки» перед каждой лекцией (История русской литературы), нацеленные на умение читать наи­зусть стихи перед аудиторией, на расширение поэтического поля; практическая проверка качества знаний по фольклору во время фольклорной практики, объеди­нение студентов двух разных спецсеминаров на время защиты курсовых ра­бот, что способствует корректировке единых требований, умению самостоятельно оценивать полученные знания.

На кафедрах факультета разработаны требования к написанию курсовых и ВКР. Курсовые работы связаны с тема­тикой курсов и спецсеминаров, опираются в значительной мере на научные интересы и исследования членов кафедр, пред­ставляют собой достаточно серьезные учебно-исследовательские работы.

Требования к исследовательскому проекту выпускника предусматривают три уровня освещения исследовательской проблемы: реферативный (обзор литературы по теме исследования), теоретический (исследовательская часть работы), практиче­ский (методическое приложение с рекомендациями по использованию материала работы в школе и конспектами уроков или других занятий), в ряде работ приводит­ся заключение по апробации дипломной работы в школе. Такой подход позволяет достаточно тщательно проверить качество профессиональной подготовки будущих филологов.

В целом ВКР, которые во многом определяют уровень подготов­ки специалиста, являются серьезными научными исследованиями, многие из кото­рых могут быть положены в основу диссертационных исследований. Во многих работах рассматриваются мало изученные наукой вопросы. Большинство диплом­ных работ является продолжением курсовых работ. Есть случаи, когда продолже­нием дипломных работ становятся защиты диссертаций (Е.А. Мухина, Е.А. Пюльзю, А.В. Приображенский, Е.В. Бермус). Во всех дипломных рабо­тах приводится обширная библиография (до 100 и более ссылок), которая цитиру­ется в основном тексте исследования. В подавляющем числе работ есть новизна, изучение новых или мало исследованных источников.

Данные о числе дипломных и курсовых работ по годам приведены в следующей таблице:

Кафедры

Кафедра русского языка

Кафедра литературы

Кафедра истории

Работы

Курсовые работы

Дипломные работы

Курсовые работы

Дипломные работы

Курсовые работы

Дипломные раб.

Отделение

очное

ОЗО

очное

ОЗО

очное

ОЗО

очное

ОЗО

2004-2005

45

18

26

14

45

16

21

11

28

69

2005-2006

53

14

18

7

53

25

13

14

22

75

2006-2007

58

19

12

7

56

14

21

19

25

70

2007-2008

43

17

15

6

39

21

18

6

30

73

2008-2009

44

19

16

6

43

17

18

16

21

49

За последние 5 лет опубликовано 99 студенческих работ, выполнен­ных под руководством преподавателей кафедры русского языка, литературы и истории и изданных в факультетских научных сборниках.

Растет число студенческих докладов на научных конференциях КГПУ. Так, в 2004 г. по линии кафедры русского языка на конференцию было представлено 6 докла­дов, в 2005 – 16, в 2006 – 15, в 2007 - 23; по кафедре литературы соответственно: в 2005 – 27, в 2006 г.- 12, в 2007 – 20; по кафедре истории: в 2005 г. -52, в 2006 г. – 34, в 2007 г. – 24.

Кафедры получили целый ряд положительных отзывов сторонних организаций о своей работе. Так, на кафедре русского языка помимо ежегодных отчетов предсе­дателей ГАК есть признание со стороны Российской Ассоциации преподавателей русского языка и литературы, опубликовавшей по своей инициативе в центральном журнале «Мир русского слова» (МАПРЯЛ) выступление Л.В. Савельевой о поло­жении русского языка в Карелии и деятельности кафедры КГПУ; письмо-благодарность ректора СПб госуниверситета, акад. PAГH Л.А. Вербиц­кой в ректорат КГПУ за участие кафедры русского языка в подготовке фундамен­тального коллективного энциклопедического труда «Словарь русских говоров Ка­релии и сопредельных областей», который, «войдет в золотой фонд науки на ру­беже нового века» (Л.А. Вербицкая), руководителем диалектологической группы и редактором 6 тома которого является Л.П. Михайлова; отзыв конкурсной комиссии Института русского языка АН РФ о «Словаре русских антропонимов Карелии», представленном доц. И.А. Кюршуновой на конкурс «Словари России», с оценкой этого труда как высокопрофессионального и достойного публикации в централь­ном московском изд-ве «Русские словари»; предисловие академика РАН Д. С. Ли­хачева, представляющее монографию Л.В. Савельевой «Русское слово: конец XX века» и отмечающее, что «она полезна и необходима не только широкому цитате» лю: ее следовало бы принять как обязательную на филологических факульте­тах университетов», многочисленные обращения к членам кафедры быть офици­альными оппонентами (кафедра 6 раз выступала в качестве ведущей организации, Л.В. Савельева приглашалась как международный эксперт на защиту докторской организации в Финляндии; востребована кафедра в качестве лингвоэксперта правовыми организациями Карелии и др.).

Кафедра литературы имеет ряд положительных отзывов сторонних организа­ций о своей работе. Докторская диссертация С.М. Лойтер получила высокую оцен­ку в отзывах известных ученых-филологов: К.В. Чистова, член.-корр. АН РАН; В.В. Дудкина, д.ф.н., проф. P.M. Лазарчук; И.Н. Барановой; А, Леоновой; кафедры методики преподавания литературы РГПУ им. А.И. Герцена. Т.В. Иванова за научное со­трудничество с Тамбовским ГУ и международным центром по изучению творчест­ва Е.И. Замятина. Благодарственные письма за участие в междисциплинарных се­минарах (1-4) Петрозаводской государственной консерватории получили С.М. Лойтер, Т.В. Иванова, О.В. Журина, И.Н. Минеева. Благодарственное письмо из ИЯЛИ КарНЦ РАН пришло доц. Л.П. Михайлоаой за большой вклад в подготовку к публикации «Словаря живого поморского языка» И.М. Дурова. В энциклопе­дию Карелии сдана статья о д.ф.н., проф. В.П. Крылове. За этот период почти все преподаватели кафедры рецензировали монографии, авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, учебные пособия как внутрикафедральные, так и внешние (более 40 рецензий).

Студенты факультета имеют возможность знакомиться с состоянием филоло­гической науки «из первых рук». Для чтения лекций студентам кафедрой русского языка приглашались такие известные специалисты как: Зубова Л.В., доктор фил.н., проф., СПбГУ; Черняк В.Д., докт.фил.н., проф., зав. каф. русского языка, СПбГУ; Чуглов В.И., канд. фил.н., доц, Вологодского ГПУ.

Таблица. Успеваемость студентов факультета по итогам летних экзаменационных сессий:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию (20)

    Реферат
    В соответствии с Графиком работы экспертных комиссий по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на второе полугодие 2008
  2. Отчет о результатах самообследования Федерального государственного образовательного

    Публичный отчет
    Самообследование Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточная государственная академия физической культуры» (далее – ДВГАФК) проведено в соответствии с решением Ученого
  3. Отчет орезультатах самообследования Факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии по состоянию на 12. 09. 2008 года Утвержден Советом факультета 12. 09. 2008 года (Протокол №1)

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии, проводившегося в течение 2007-2008 учебного года.
  4. Отчет орезультатах самообследования По специальности 032015 (050717) Специальная дошкольная педагогика и психология По состоянию на 09. 2008 года

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования на факультете дошкольной и социальной педагогики и психологии проводившегося в течение 2007-2008 учебного года.
  5. Отчет о результатах самообследования специальности 030601. 65

    Публичный отчет
    Приложение 2. Соответствие основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста требованиям ГОС ВПО по специальности 030601.65 «Журналистика»

Другие похожие документы..