Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Деньги — особый товар, представляющий всеоб­щий эквивалент (равностоимость) или всеобщую эк­вивалентную форму стоимости всех других товаров. Специфич...полностью>>
'Доклад'
Доклад. VII международная научная конференция «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития». Москва, ИНИОН РАН, декабрь 2006. (/new...полностью>>
'Программа'
Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы «Я – Гражданин своего города, своей страны» на 2011 – 2015...полностью>>
'Документ'
С примерами предвыборной агитации, собранной долгосрочными наблюдателями ассоциации «ГОЛОС», вы можете ознакомиться на фотохостинге Фликер по ссылке:...полностью>>

С. В. Землюков Квопросу о методологии доклад

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Заместитель председателя Алтайского краевого Совета народных депутатов, доктор юридических наук, профессор

С.В. Землюков

К вопросу о методологии доклада «О состоянии законодательства Алтайского края»

В последние четыре года происходили динамичные и масштабные изменения федерального законодательства в части уточнения закрепленных за субъектами Российской Федерации полномочий по предметам их ведения, а также в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по предметам ведения Российской Федерации. В Докладах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» 2005 и 2006 годов отмечаются две взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, современный этап структурных реформ отмечен внедрением в органах государственной власти новых методов государственного управления и поэтому объективно связан с коренными изменениями стратегии правого развития России. С другой стороны, совершенствование федерального законодательства в сфере разграничения полномочий между уровнями публичной власти оказывает набольшее влияние на законодательство субъектов Российской Федерации.

Эти развивающиеся в противоположных направлениях процессы не могут не сказываться на работе региональных представительных органов власти. Развитие регионального законодательства происходит по трем направлениям:

  1. Приведение действующих законов в соответствие с изменениями федерального законодательства;

  2. Правовое регулирование переданных полномочий;

  3. Правовое регулирование собственных полномочий.

Поэтому развитие регионального законодательства предполагает необходимость постоянной систематизации и учета в работе:

  1. План законотворческой деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и происходящих изменений федерального законодательства;

  2. План совершенствования регионального законодательства;

  3. Выявление потребностей правового регулирования;

  4. Изучение законодательства регионов.

Отсюда возникает необходимость комплексного подхода к осуществлению мониторинга законодательства, который бы позволил объективно определить перспективы законодательной деятельности региона. Таким подходом выступает «перспективный мониторинг», положенный в основу доклада «О состоянии законодательства Алтайского края». Доклад подготовлен на основании анализа законов Алтайского края, принятых депутатами Алтайского краевого Совета народных депутатов текущего (четвертого) созыва (2004-2008 годы) для осуществления систематизации и выработки рекомендаций по дальнейшему совершенствованию краевого законодательства. В нем предпринята первая попытка системного осмысления состояния нормативных правовых актов Алтайского края и осуществления перспективного мониторинга в целях выявления пробелов нормативной правовой базы и возможностей по дальнейшему развитию правовых норм.

Доклад адресован субъектам права законодательной инициативы Алтайского края, и, прежде всего, депутатам краевого Совета и главе краевой Администрации как самым активным инициаторам законопроектов. Он был представлен для ознакомления членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Алтайского края, фракциям и депутатам Алтайского краевого Совета народных депутатов, главе и заместителям главы Администрации Алтайского края, руководителям иных органов государственной власти и управления Алтайского края, руководителям органов местного самоуправления, руководству Общественной палаты Алтайского края, организована встреча с представителями краевых массовой информации. По каждому предложению, высказанному в докладе, была дана правовая оценка со стороны профильных комитетов Алтайского краевого Совета народных депутатов.

Структурно работа состоит из трех основных разделов: (1) количественно-качественная характеристика законодательства Алтайского края, (2) выявление пробелов и предложений по отдельным направлениям законодательства Алтайского края в соответствии со сферами правового регулирования, (3) предложения по систематизации законодательства Алтайского края.

В первом разделе приводится оценка результатов законодательной деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов за 2004-2006 годы. Статистические данные репрезентировались посредством применения комбинированного количественно-качественного подхода, который включал в себя следующие элементы:

а) количественная характеристика за 2004-2006 годы; при этом выделялись вновь принятые базовые законы и законы о внесении изменений;

б) качественная характеристика деятельности законотворчества оценивалась посредством анализа трех показателей: результатов деятельности надзорных органов по контролю за законностью правовых актов, т.е. подвергались анализу акты прокурорского реагирования и заявления прокурора Алтайского края в суд, и экспертные заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, и собственно деятельности законодательного органа власти по внесению изменений и дополнений, которыми устранялись допущенные ранее ошибки или неточности при принятии законов;

в) выявление приоритетов по сферам нормативного регулирования общественных отношений позволило дать общее представление о направлениях законодательства Алтайского края;

г) выявление степени активности субъектов права законодательной инициативы, в том числе постоянных комитетов (комиссий) законодательного органа власти, которая основывалась на количественных показателях, в целях выстраивания рейтинговой системы работы инициаторов законопроектов.

Работа с законодательной базой проводилась на основании реестра нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов «О систематизации и кодификации нормативных правовых актов Алтайского края» 2001 года.

Таким образом, предлагаемый подход позволяет охватить законодательный процесс в четырех взаимозависимых проекциях: через количество принятых законов отразить приоритеты правового регулирования, выстроить рейтинги субъектов права законодательной инициативы и, имея в итоге всесторонние количественные данные, выявить качественную характеристику принятых законов, проблемы и перспективы нормотворчества.

Во втором разделе доклада нормативная правовая база анализировалась с позиций пробелов законодательства Алтайского края.

Представляется, что в целях достоверного установления пробельности правовой нормы необходимо выполнить следующие условия:

во-первых, установление круга действующих региональных законов, направленных на определенную сферу правового регулирования;

во-вторых, соотнесение установленного массива региональных норм с действующими нормами федерального законодательства с точки зрения полноты реализации соответствующих полномочий субъектом;

в-третьих, выявление круга общественных отношений, требующих правового регулирования в регионе;

в-четвертых, сопоставление отдельных норм с соответствующими нормами иных субъектов Российской Федерации в целях установления степени проработанности данной нормы на региональном уровне;

в-пятых, подготовка предварительных предложений по выявленным пробелам в действующем законодательстве субъекта;

в-шестых, согласование предварительных предложений по устранению выявленных пробелов в действующем законодательстве с субъектами права законодательной инициативы.

Раздел третий доклада обосновывает тезис о том, что систематизация законов позволит:

определить состояние законодательства и объективно оценить результаты работы законодательного органа;

выявить полноту законодательного обеспечения и имеющиеся пробелы;

достичь более четкого правого регулирования;

повысить качество нормативных правовых актов.

При этом законодательный процесс должен состоять из вытекающих друг из друга этапов правового регулирования: (1) разработка концепции правового регулирования в определенной сфере; (2) разработка и принятие базового закона; (3) разработка и принятие специальных законов для регулирования конкретных правоотношений; (4) разработка и принятие целевых программ для обеспечения реализации как базового, так и специальных законов, (5) экспертиза проекта закона.

Одним из важных направлений совершенствования законодательства Алтайского края является принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов на территории региона. Поэтому, возможно, было бы правильным и своевременным проанализировать разрабатываемые сегодня и действующие базовые и специальные законы именно с точки зрения соответствия их норм положениям национальных проектов, например, в сфере жилищного строительства.

Таким образом, «перспективный мониторинг» регионального законодательства включает в себя анализ и сопоставление правовых норм в федерального и регионального уровня и основан на количественно-качественных показателях деятельности представительного органа государственной власти.

Основными результатами проведенной работы являются предложения, внесенные в План законопроектной, контрольной и организационной деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов на второе полугодие 2007 года по разработке и принятию некоторых наиболее значимых законопроектов и организация проведения в г. Барнауле Первой научно-практической конференции на тему «Состояние и перспективы развития регионального законодательства» с участием представителей региональных законодательных органов субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа, руководителей других органов власти и управления, ВУЗов. На конференции предлагается обсуждение следующих основных вопросов:

  1. Основные направления развития регионального законодательства по регулированию закрепленных за субъектами Российской Федерации полномочий согласно федеральным законам № 122, 199, 258-ФЗ.

  2. Проблемы соответствия федерального и регионального законодательств в контексте правового регулирования полномочий, переданных субъектам Российской Федерации.

  3. Проблемы законодательного регулирования передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.

  4. Проблемы совершенствования правового регулирования на региональном уровне, в том числе системность и качество законодательства.

  5. Развитие системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики на уровне субъектов Российской Федерации.

Доклад «О состоянии законодательства Алтайского края» произвел позитивный эффект: он положил начало системному мониторингу законодательства в Алтайском крае, способствовал активизации субъектов права законодательной инициативы, нашел практическое применение в деятельности представительного органа государственной власти.

Заместитель председателя Алтайского краевого Совета народных депутатов

С.В. Землюков



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития филиала утверждаю одобрена Ученым советом Ректор фгбоу впо «АлтГУ» фгбоу впо «АлтГУ» С. В. Землюков 2011 г

    Программа
    Программа развития филиала на 2011-2015 годы разработана на основе Комплексной программы ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» на 2011-2015 годы.
  2. Ежеквартальный отчет открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» Код эмитента: 00122-А

    Публичный отчет
    Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
  3. Л. Ю. Кошкина; агаки, науч б-ка агаки. Барнаул, 2011. 81 с

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель содержит сведения о статьях из периодических и продолжающихся изданий, посвященных проблемам развития отрасли культуры края, поступивших в научную библиотеку АГАКИ в 2011 году.
  4. Общая часть (1)

    Методические рекомендации
    Изучение Общей части уголовного права на втором курсе юридического факультета охватывает начальный этап двухгодичного изучения уголовного права. На этом этапе студентам предстоит усвоить материал Общей части уголовного права и познакомиться
  5. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине 12. 00. 08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»

    Программа
    При подготовке к вступительному экзамену в аспирантуру необходимо помнить о том, что научная специальность 12.00.08 включает в себя три дисциплины криминального направления: уголовное право, криминологию и уголовно-исполнительное право.

Другие похожие документы..