Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
Ценообразование лизинга. Учебное пособие для студентов экономических вузов, подготовки слушателей высших школ бизнеса и специалистов по программе МВА...полностью>>
'Документ'
Харківський дошкільний навчальний заклад № 265 Харківської міської ради Харківської області (далі - ДНЗ) знаходиться за адресою: 61082, м. Харків, пр...полностью>>
'Закон'
На сессию Народного Хурала Республики Бурятия по законопроекту «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов...полностью>>
'Программа'
Нормативно-правовой модуль: Темы, обеспечивающие изучение слушателями государственных документов, направленных на развитие музыкального образования на...полностью>>

Государственная программа сохранения и повышения плодородия почв в Кыргызской Республике на 2012-2015 гг. Введение

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект

Государственная программа

сохранения и повышения плодородия почв

в Кыргызской Республике на 2012-2015 гг.

Введение

Программа сохранения и повышения плодородия почв в Кыргызской Республике, далее Программа, разработана в целях укрепления продовольственной безопасности, сокращения бедности, создания безопасной экологической среды. Программа определяет стратегические направления по сохранению и повышению плодородия почв Кыргызской Республики, а также первоочередные организационные, научно-технические и другие мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на среднесрочный период - 2012-2015 годы.

Глава I. Проблемы сохранения и повышения плодородия почв

  1. Существующие проблемы

Основой осуществления земельно-аграрной реформы, выполнения государственных программ по увеличению производства сельскохозяйственной продукции является повышение почвенного плодородия.

Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве в Кыргызской Республике вызывает необходимость выработки государственной политики регулирования вопросов сохранения и улучшения плодородия почв, дальнейшего совершенствования механизмов охраны почв как стратегического природного ресурса, и усиления государственного контроля за состоянием плодородия почв.

На сегодняшний день в законодательстве Кыргызской Республики имеются нормы, регулирующие вопросы охраны, рационального использования и сохранения плодородия почв.

Однако, данные нормы не могут работать в полном объеме, так как они рассредоточены по разным законам, не обеспечивают системного подхода к решению сложнейшей проблемы сохранения почв как стратегического природного ресурса.

В системе государственного управления отсутствует единый орган, осуществляющий контрольные и регулирующие функции в области охраны, разработки комплекса мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв.

Существующие структуры рассредоточены по различным министерствам и ведомствам. Все они контролируют отдельные аспекты по охране и рациональному использованию почв. Существующая ведомственная разобщенность, не скоординированность их деятельности, отсутствие единой государственной политики в области сохранения и повышения плодородия почв приводит к снижению эффективности принимаемых на государственном уровне решений по сохранению и повышению плодородия почв.

В период реализации земельно-аграрной реформы, в сельском хозяйстве решались, главным образом, вопросы перераспределения земель, в то же время почти прекратились все работы, связанные с улучшением плодородия почв.

Сложное сочетание природных факторов и хозяйственной деятельности человека обуславливает возникновение сложных почвенно-мелиоративных условий. По данным Государственного проектного института по землеустройству «Кыргызгипрозем», по состоянию на 01.01.2011 год, из 10651,2 тыс. га сельскохозяйственных земель каменистые почвы занимают площадь 4272,0 тыс. га. Площадь засоленных почв составляет 1332,8 тыс. га. Процессам осолонцевания охвачены 650,6 тыс. га. Водной эрозии подвержены 5699,8 тыс. га, ветровой эрозии подвержены 5789,3 тыс. га

Особое беспокойство вызывает постоянно существующая опасность для горного Кыргызстана – усиление процессов смыва почвы на склоновых землях, занимающих в Кыргызстане более 90 % территории и дающие стране основной объём сельскохозяйственной продукции.

На предгорных орошаемых землях с повышенными уклонами при не нормированных поливах смывается до 40-120 тонн гумусового слоя, составляющего всего 20-40 см плодородного поверхностного слоя почвы. Существует угроза безвозвратной потери почв предгорных земель на площади 700 тыс. га орошаемых, и в первую очередь на 300 тыс. га – на землях с уклонами более 20.

Согласно данным мелиоративного кадастра о наличии орошаемых земель, по состоянию на 01 января 2010 года в целом по республике насчитывается 1018,6 тыс. га орошаемых сельскохозяйственных угодий. Из них, в неудовлетворительном состоянии находится – 100,2 тыс. га, в том числе по причине близкого залегания уровня грунтовых вод (УГВ) 42,1 тыс. га, из–за засоления почв 49,3 тыс. га; в комплексе УГВ и засоление - 8,7 тыс. га.

Площадь земель с неудовлетворительным мелиоративным состоянием увеличилось по сравнению с 1990 годом на 20,0 тыс. га. Основная причина – повышение УГВ на орошаемых площадях, которое в свою очередь происходит из-за прогрессирующего выхода из строя коллекторно-дренажной сети (КДС), связанное с отсутствием достаточного финансирования для ее правильной эксплуатации.

Прекратились работы по гипсованию солонцеватых почв, который является одним из эффективных технологических приёмов. Последние мероприятия по гипсованию почв проводились 1985 году на площади 93,1 тыс. га. После этого периода до настоящего времени химическая мелиорация почв не проводилась. Потребность в гипсе при средней дозе 3-5 тонн/га составляет порядка 1,5 – 2,5 млн. тонн.

Эти данные показывают, что деградацией охвачены более половины особо ценных сельскохозяйственных угодий.

В республике резко сократилось применение удобрений. К 2009 году по сравнению с 1990 годом количество применяемых удобрений сократилось более чем 6 раз, а площадь, удобренная минеральными удобрениями в 3 раза.

При потребности в минеральных удобрениях в количестве 320,0 - 340,0 тыс. тонн в физическом весе ежегодно вносится 90,0-95,0 тыс. тонн, т. е. обеспеченность составляет только около 28 %.

Существенно сократились объёмы применения органических удобрений. Под урожай 2009 года было внесено 1040,0 тыс. тонн, что составляет 35,2 % к уровню 1990 года.

Серьёзной проблемой является отсутствие сельскохозяйственной техники для применения удобрений. Существующий парк сельскохозяйственных машин морально и физически устарел. Новые поставки техники прекратились.

Больших масштабов достигла проблема переуплотнения почв в результате многократного прохода тяжелой сельскохозяйственной техники в ходе обработки почв. Плотность почв во многих случаях достигает 1,5 – 1,7 г/см3, что является неблагоприятным условием для нормального роста и развития культурных растений. В республике не уделяется должного внимания таким почвосберегающим приёмам как минимальная и нулевая обработка почвы. Имеется большой дефицит сельскохозяйственной техники по минимизации обработки почв.

В результате не соблюдения сроков обработки почв, обработки почв без учёта физической спелости происходит разрушение структуры почв. Утрата агрономической ценной структуры наблюдается повсеместно, на всех типах почв в зоне интенсивного земледелия.

Сильную деградацию испытывают и пастбища. Дальние пастбища засорены не поедаемой и ядовитой растительностью, закустарены, присельные пастбища выбиты скотом и оголены до пыли. Деградировано 3,6 млн. га или 40 % пастбищ. Перегружены и высокими темпами деградируют 2,7 млн. га присельных пастбищ. Из 2,7 млн. га интенсивных пастбищ деградации подвержено 1,4 млн. га или 52 %. Из 3,9 млн. га отгонных пастбищ деградировано 1,4 млн. га или 36 %.

Ухудшение земель происходит и в результате проявления других негативных антропогенных факторов, таких как разработка карьеров, образование золо-шлаковых отвалов, траншей, загрязнение эксплуатируемых территорий нефтяных, соляных, урановых месторождений, сбросы хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, выбросы вредных веществ в атмосферу. Все эти негативные факторы наносят большой ущерб экологическому равновесию и ускоряют процессы деградации почв и опустынивания территории республики.

2. Текущая ситуация и актуальность

В настоящее время сельское хозяйство испытывает множество проблем связанных с эффективным функционированием, сохранением и повышением плодородия почвы. Большинство собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения не обладают достаточными финансовыми, техническими и иными ресурсами, а так же знаниями, навыками и опытом в деле сохранения и повышения плодородия почвы. Кроме того, государство, испытывая дефицит финансовых ресурсов, не имеет возможности активно влиять на процессы деградации почвенных ресурсов. В результате этого, получили широкое распространение процессы дегумификации, эрозии и засоления, обеднения почв питательными веществами, переуплотнение, разрушение структуры почв сельскохозяйственных земель.

Государственные органы, призванные обеспечивать соблюдение законодательства и выполнение принимаемых решений, рассредоточены по различным министерствам и ведомствам, отсутствует координация их деятельности на республиканском и региональном уровнях. Нет единого государственного органа, осуществляющего координацию научной, инновационной и практической деятельности по сохранению и повышению плодородия почв, мониторинг за качественным состоянием почв, разработкой программ мероприятий по охране и восстановлению почв, контроль за соблюдением законодательства в области охраны почв.

Слабо вовлечены в процесс предпринимаемых усилий по сохранению и повышению плодородия почв гражданское общество, частный сектор, отечественные и иностранные инвесторы, отсутствует координация их действий. Не скоординированы действия международных организаций, иностранных фондов, доноров, консультационных, информационных компаний поддерживающих рациональное использование, сохранение и повышение плодородия почв. В большинстве случаев, выработанные ими рекомендации и предложения носят общий характер и не адаптированы к местным условиям.

Несмотря на принятые законы и нормативно-правовые акты, направленные на развитие научных исследований, в области сохранения и повышения плодородия почв, отчетливо проявляется тенденция снижения активности, и даже прекращение научных исследований и инновационной деятельности в области плодородия почв. Отмечается постепенное снижение результативности и качества научных разработок. Приостановлены фундаментальные исследования, полностью разрушена система прикладных исследований в области рационального использования почв. Причинами такого положения являются постоянное и необоснованное реформирование системы сельскохозяйственных научных учреждений, остаточный принцип финансирования, слабый кадровый потенциал.

Требует своего совершенствования и система сельскохозяйственного образования, предполагающего многоуровневую систему подготовки кадров.

В сельскохозяйственных и иных образовательных учреждениях отсутствует система подготовки специалистов в области плодородия почв.

Слабо проводятся землеустроительные работы. Не разработаны проекты межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, не разработаны схемы использования земельных ресурсов, не составлены рабочие проекты использования, улучшения и охраны земель.

Не разработаны принципы экологической сертификации земельных участков сельскохозяйственного назначения.

В результате деградации и снижения плодородия почв существенно снизилась урожайность сельскохозяйственных культур (40-60 %). Вследствие потери плодородия из оборота вышло около 100 тыс. га пахотных земель. Ежегодные потери ВВП на пахотных землях составляют более $ 250 млн. в год.

3. Риски реализации Программы

Риски в реализации Программы связаны со следующими факторами:

- нарушение или изменение научно обоснованной системы земледелия или отказ в проведении агротехнических мероприятий;

- влияние природных факторов (засухи, подтопления, резкого изменения уровня подземных вод);

- опустынивание земель, водная и ветровая эрозия;

- дефицит органических удобрений в связи с недостаточным развитием животноводства;

- ухудшение мелиоративного и водно-воздушного состояния орошаемых и осушенных земель;

- отсутствие необходимой качественной сельскохозяйственной и мелиоративной техники;

- безопасность функционирования гидротехнических сооружений;

- продвижение процесса засоления почв, особенно в Чуйской области.

Глава II. Цели и задачи Программы

4. Цели

Основной целью Программы является систематическое воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, улучшение баланса питательных веществ в почвах с учетом биоклиматического потенциала агроландшафтов и получение стабильных урожаев.

Задачи Программы

- защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания;

- снижение степени засоленности и солонцеватости почв;

- сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства;

- научное, информационно-аналитическое и нормативно-методическое обеспечение Программы, разработка научных методик, рекомендаций и технологий для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

5. Совершенствование законодательства.

В настоящее время Кыргызская Республика не имеет правового акта на уровне закона о почвах. Вся деятельность, связанная с использованием почв, регулируется нормативными актами, которые не обеспечивают охраны, рационального использования и сохранения плодородия почв. Отсутствует системный подход в правовом регулировании.

В связи с этим необходим нормативно-правовой акт, который обеспечит комплексный подход в правовом регулировании вопросов рационального использования земель, восстановления и сохранения почв как стратегического природного ресурса.

6. Развитие институционального потенциала

В целях разработки и эффективного осуществления государственной политики в области охраны почв, предусматривается создание межведомственного координационного совета по плодородию почв. Основной целью совета будет являться улучшение деятельности соответствующих министерств и ведомств по сохранению и повышению плодородия почв, сокращению и предупреждению деградации земель. Основными задачами совета является оценка масштабов деградации земель, разработка мероприятий по охране земель и рациональному использованию земельных ресурсов.

7. Международное сотрудничество

В условиях развивающихся рыночных отношений в республике, осуществления земельной реформы большое значение имеет развитие международного сотрудничества для решения задач по рациональному использованию и охране земельных ресурсов.

Особого внимания заслуживает развитие отношений со странами членами СНГ. Общность методологических подходов ко многим проблемам рационального использования и охраны земель, взаимная заинтересованность в сохранении единого экономического пространства, традиционные связи, зародившиеся в рамках бывшего Союза ССР - все это определяет важность и необходимость сотрудничества государств - членов СНГ.

К первоочередным задачам в области международного сотрудничества на перспективу относятся:

- максимальное изучение и применение передового международного опыта в вопросах землеустройства, ведения земельного кадастра и мониторинга, рационального использования и охраны земель, совершенствования земельных и земельно-правовых отношений;

- прохождение стажировки, подготовка специалистов для системы охраны почв республики в ведущих фирмах и университетах зарубежных стран;

- привлечение передовых технологий, и оборудования в области, землепользования, земельного кадастра и мониторинга земель;

- участие в работе международных симпозиумов, конгрессов, конференций, в разработке совместных проектов по рациональному использованию и охране земель;

- выполнение обязательств по международным соглашениям и договорам, вступившим в установленном законом порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика, в части охраны и использования земельных ресурсов.

8. Защита почв от эрозии.

Эрозия почв является наиболее негативным процессом, вызывающим деградацию, разрушение и уничтожение почвенного покрова и наносящим невосполнимый ущерб земельным ресурсам, окружающей среде, народному хозяйству.

В комплексе мер по борьбе с эрозией почв первостепенное значение отводится организационно-хозяйственным, агротехническим, гидротехническим и лесомелиоративным мероприятиям. В этих целях необходимо:

- развивать контурно-мелиоративное и ландшафтное земледелие с введением почвозащитных севооборотов и размещением культур с учетом крутизны склонов, нарезкой границ полей, рабочих участков, дорог по горизонталям местности или под углом к ним, выполнением комплекса гидротехнических, лесомелиоративных, противоэрозионных мероприятий. Такое земледелие должно быть внедрено, в первую очередь, на землях с крутизной склонов более 20. Применительно к природным зонам республики ввести нормативные ограничения на размещение пропашных культур на склоновых землях, подверженной эрозии в сильной степени, и провести посевы многолетних трав на вне севооборотных участках, подверженных эрозии в средней степени;

- применить в полном объеме почвозащитные технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрить безотвальную обработку почвы с учетом почвенно-климатических условий конкретных регионов. Довести до оптимальных объемов (площади) применение других агротехнических противоэрозионных мероприятий, включая щелевание почв, полосное размещении сельскохозяйственных культур, создание кулис, пожнивное мульчирование почвы, посев сидератов, возделывание пропашных культур с использованием постоянных гребней;

- осуществить меры по предотвращению переуплотнения почв путем создания и применения сельскохозяйственной техники, отвечающей современным требованиям сельскохозяйственного производства; освоить технологические приемы снижения отрицательного воздействия технических средств на почву:

- совмещение операций, применение широкозахватных агрегатов, ограничение проведения полевых работ при высокой влажности почвы, перегрузочные и перевалочные процессы на уборке, при перевозке урожая и других грузов, внесение в почву высоких доз органических удобрений, соломы, сидератов, разуплотнение почв глубоким рыхлением.

- в соответствии с требованиями генеральной схемы противоэрозионных мероприятий, разработанных уполномоченным государственным органом в области проектирования и планирования мероприятий по использованию и охране земель, необходимо иметь 36,2 тыс. га защитных лесных насаждений, из них полезащитных лесных полос – 12,7 тыс. га. Полезащитные лесные полосы размещать поперек склонов и контурно в соответствии с противоэрозионной организацией территории.

- сосредоточить проведение работ по защитному лесоразведению в регионах Западного Прииссыкулья, Баткенской области, а также повсеместно на орошаемых землях. Особое внимание уделить лесомелиорации опустыненных, присельных и интенсивных деградированных пастбищ. Провести пастбищезащитные фитомелиоративные насаждения на площади 0,8 тыс. га. Объемы работ по лесомелиоративным мероприятиям приведены в приложении к настоящей Программе.

- в целях защиты почв от водной эрозии намечается выполнить работы по изменению структуры землепользования и применение противоэрозионных технологий орошения на площади 300 тыс. га с бюджетом 3,7 млн. долл. США. Объемы противоэрозионных мероприятий приведены в приложении к настоящей Программе.

9. Применение минеральных и органических удобрений

По данным агрохимического обследования, в Кыргызской Республике пашни характеризуются низким содержанием гумуса. Истощение запасов гумуса отрицательно влияет на агрофизические, физико-химические свойства и биологическую активность почвы, ухудшает ее водно-воздушный, тепловой и пищевой режимы. По данным научных учреждений, для бездефицитного баланса гумуса необходимо ежегодно вносить в пахотные почвы 20-40 тонн/га органических удобрений ежегодно.

В целях рационального использования ресурсов органических удобрений предусматривается:

1. Довести применение органических удобрений к 2014 году до 1,9 млн. тонн, к 2015 году – до 2,9 млн. тонн. Обеспечить внесение 70-80 процентов навоза и компоста в паровые поля и при вспашке зяби.

2. Обеспечить добычу и использование в сельском хозяйстве местных минеральных удобрений - глауконитов в объеме 270 тыс. тонн.

3. Предусмотреть строительство при животноводческих комплексах и птицефабриках навозо-пометохранилищ, цехов и площадок компостирования. Разработать и внедрить экологически чистые технологии производства органических удобрений и кормовых добавок на основе навоза и помета.

4. Развивать производство биогумуса для альтернативного земледелия, увеличить использование стоков животноводческих комплексов и ферм в качестве удобрения.

5. В севооборотах расширить площади многолетних трав, особенно бобовых, для повышения запасов биологического азота. Рекомендовать довести площадь, занятую под бобовые многолетние травы к 2015 году в объёме 35-40 % от общей площади пахотных земель в каждом фермерском участке. Увеличить применение нитрагина и ризоторфина. Увеличить объемы применения сидеральных культур в зоне интенсивного земледелия.

Расчетная потребность сельского хозяйства в минеральных удобрениях составит в 2015 году 320-324 тыс. тонн в физическом весе, или 310-330 кг/га пашни.

В 2012-2015 годах основное внимание будет направлено на организацию эффективного использования удобрений, для чего необходимо:

увеличить объемы локального внесения удобрений при посеве зерновых культур, организовать дробное внесение азотных удобрений, сочетая подкормки с применением микроэлементов, регуляторов роста, пестицидов;

возобновить использование комплекса машин по локальному внесению минеральных удобрений и пестицидов, рекомендованное специалистами АПК;

увеличить объемы применения фосфорных и калийных удобрений при вспашке зяби.

Повышение плодородия почв предусматривает:

1. Доведение применения минеральных удобрений в 2015 году до 320-340 тыс. тонн в физическом весе, что обеспечит внесение их по оптимальным нормам под технические, зерновые и кормовые культуры, картофель и овощи.

2. Обеспечение поставки сельскому хозяйству в необходимом количестве и ассортименте минеральных удобрений, микроэлементов, регуляторов роста растений и увеличить производство экологически безопасных удобрений и мелиорантов, не вызывающих загрязнения почв опасными веществами.

3. Внедрение эффективных приемов применения минеральных удобрений, микроудобрений, регуляторов роста растений на основе данных почвенной и растительной диагностики питания растений.

4. Организация поставки минеральных удобрений в затаренном виде, в том числе в одноразовых контейнерах для отдаленных районов Баткенской, Нарынской областей и в мелкой расфасовке для крестьянских хозяйств и других землепользователей.

5. Разрабоку программ развития предприятий по производству и применению средств химизации для сельского хозяйства.

6. Разработку мер по стимулированию использования землепользователями и землевладельцами применения минеральных и органических удобрений для повышения плодородия почв.

10. Мелиорация почв.

Повышение продуктивности засоленных земель

В настоящее время в Кыргызстане в неудовлетворительном мелиорированном состоянии находятся 100,1 га орошаемых земель, что составляет 12 % от общей площади пахотных земель. На фоне орошения более эффективны органические и минеральные удобрения, а также гипсование и другие мероприятия.

Первоочередными мероприятиями являются работы по повышению технического уровня мелиоративных систем, улучшению мелиоративного состояния орошаемых и осушенных земель, строительству и переустройству дренажа, модернизации насосных станций, ремонту и эксплуатации сети.

В настоящее время на площади 73,1 тыс. га орошаемых земель требуется реконструкция мелиоративных систем. Эту работу ежегодно необходимо выполнять на площади 26,6 тыс. га мелиорированных земель.

В Кыргызстане в зоне земледелия имеется 14,4 тыс. га сильно засоленных земель, 94,2 тыс. га солонцовых почв, требующих проведений капитальных промывок и химической мелиорации. Для химической мелиорации потребуется около 1,5 –2,5 млн. тонн гипса.

Для повышения продуктивности засоленных и солонцовых почв предусматривается:

1. Осуществить к 2015 году капитальные промывки на площади 14,4 тыс. га и гипсование почв на площади 26,3 тыс. га;

2. Обеспечить поставку сельскому хозяйству 0,8-1,0 млн. тонн гипса;

3. Усилить контроль за состоянием плодородия орошаемых земель и выдавать хозяйствам рекомендации по предотвращению их вторичного засоления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Глобального Экологического Фонда (гэф), в рамках Программы проон «Охрана окружающей среды для устойчивого развития», Кыргызская Республика подготовила «Четвертый национальный отчет

    Публичный отчет
    В 2008 г., в соответствии с обязательствами Кыргызстана, вытекающими из присоединения к Конвенции о биоразнообразии при поддержке Глобального Экологического Фонда (ГЭФ), в рамках Программы ПРООН «Охрана окружающей среды для устойчивого
  2. Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» Специфика 149 «Прочие услуги и работы» по теме (4)

    Публичный отчет
    Научный руководитель, заместитель генерального директора РГП «ИАЦ ООС» МООС РК, член-корреспондент Академии «Экология», кандидат биологических наук, (Государственная лицензия №01240Р от 25.
  3. Программа сокращения квази-фискального дефицита в электроэнергетике стратегии по расходам отраслей

    Программа
    на 2006-2012 гг. … Таблица 3: Показатели внутренних доходов на 2006-2012 гг Таблица 4: Финансирование дефицита бюджета Таблица 5: Консолидированная структура расходов СПБ … Таблица 6: Прогноз расходов государственного бюджета
  4. Программа по курсу «Налоги и налогообложение»

    Программа
    Изучение дисциплины “Налоги и налогообложение ” направлено на формирование у студентов знаний теоретических и методологических основ действующей в Российской Федерации системы налогообложения и практических навыков по расчету федеральных,
  5. Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009-2012 годы (1)

    Программа
    «Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», на 2009-2012 годы (далее - Программа)

Другие похожие документы..