Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В конце сороковых годов прошлого века многодетный школьный учитель-эльзасец с горя пошел в бакалейщики. Но расстрига-ментор мечтал о реванше: он поже...полностью>>
'Конспект'
Мета: узагальнити і систематизувати знання та вміння учнів з теми; закріпити навики розв’язувати задачі і вправи на всі дії з десятковими дробами. Роз...полностью>>
'Поэма'
  Поэма "Анна Снегина" написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздель...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 30 октября 2006 г. в 10 часов на заседании диссертационногосовета Д 212.214.02 при Самарском государственном экономическом университ...полностью>>

Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплинам «экономика организаций (предприятий)»

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНАМ

«ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ

(ПРЕДПРИЯТИЙ)» И «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

САРАНСК

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОРДОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010УДК 658 (076)

Составители: С. М. Вдовин, Н. Д. Гуськова, А. П. Горина, И. Н. Краковская, Е. А. Ляманова, О. Н. Алферина, Н. В. Корнеева

Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплинам «Экономика организаций (предприятий)» и «Экономическое управление организацией» / сост.: С. М. Вдовин, Н. Д. Гуськова, А. П. Горина [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2010. – 36 с.

Методические указания содержат требования по выполнению курсовых работ в соответствии с Государственным образовательным стандартом, общие рекомендации по их выполнению, примерную тематику и рекомендуемую литературу, а также требования к оформлению курсовых работ.

Предназначены для студентов всех форм обучения и слушателей Института дополнительного образования специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Управление качеством» и направлениям бакалавриата «Менеджмент», «Экономика», «Статистика».

Печатается по решению научно-методического совета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева

ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях развития рыночных отношений основным звеном экономики все в большей степени становится предприятие, так как именно на нем создается продукция, выполняются работы и оказываются разнообразные услуги. Для достижения намеченных целей предприятие использует различные факторы производства: трудовые ресурсы, технику, технологии, природные ресурсы, капитал и т.д. На предприятии разрабатываются бизнес-планы, реализуются управленческие функции, проводятся маркетинговые исследования, разрабатываются организационно-технологические мероприятия, направленные на получение экономического эффекта и экономической эффективности от их внедрения. От того, насколько эффективно предприятие осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность, зависит благосостояние его работников и общества в целом.

Для решения этих задач требуются глубокие экономические знания. Для овладения теоретическими знаниями и приобретения практических навыков по многоаспектным проблемам производственно-хозяйственной и экономико-финансовой деятельности предприятия (организации) Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в учебные планы введены курсы «Экономика организаций (предприятий)» и «Экономическое управление организацией». Курс «Экономика организаций (предприятий)» включен в учебный план таких специальностей, как «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Маркетинг». На специальности «Управление качеством» вышеперечисленные задачи решает курс «Экономическое управление организацией».

Наряду с лекционными, семинарскими и практическими занятиями, учебные планы включают самостоятельную и индивидуальную работу студентов, а также представление их результатов в виде курсовой работы.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Курсовая работа – один из важнейших элементов учебного процесса, способствующий развитию навыков самостоятельной работы, овладению методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем и вопросов. Выполняя ее, студент углубляет, закрепляет и систематизирует теоретические знания и практические навыки, полученные им в ходе изучения дисциплин «Экономика организаций (предприятий)» и «Экономическое управление организацией».

Выполнение курсовой работы позволяет решить следующие задачи:

– углубить и закрепить теоретические знания в области экономики, что достигается путем изучения специальной литературы по избранной теме. В процессе ее изучения приобретаются навыки выявления нерешенных проблем, систематизации точек зрения отдельных авторов по их решению, складывается собственное отношение студента к решению той или иной проблемы. В результате повышается познавательная активность в изыскании различных вариантов более рациональных или оптимальных решений, стимулируются инициатива и самостоятельность, повышается ответственность за принятие решений, формируется научный, диалектический образ мышления;

– научить студента анализировать конкретные данные по выбранному объекту и теме, дать оценку происходящим явлениям, сделать правильные выводы по результатам проведенного анализа;

– выявить способности студента правильно применять теоретические положения, достижения науки при решении конкретных практических задач; умение обосновать целесообразность внедрения достижений науки и практики, оценить эффективность тех или иных мероприятий;

– определить способности студента излагать свои мысли четко, грамотно и в строгой логической последовательности. Он должен показать умение обобщать полученные данные и на их основе формулировать правильные выводы и давать обоснованные предложения для внедрения в практику работы организации (предприятия);

– развивать у студента формирование компетенций в области обобщения отечественного и зарубежного опыта, а также использования конкретных практических ситуаций;

– развить навыки самостоятельного критического анализа, творческого осмысления и обобщения теоретического и практического опыта в области конкретной темы научного исследования.

Выполненная курсовая работа может стать основой для дальнейшей научно-исследовательской деятельности студента, включая дипломную работу или дипломный проект. Чтобы повысить практическую значимость курсовой работы и заинтересованность в ней организаций (предприятий), на базе которых выполняется исследование, нужно стремиться к разработке наиболее существенных для них проблем и направлений, требующих определенных корректировок в современных условиях деятельности.

В процессе выполнения курсовой работы выделяют три основных этапа:

  1. теоретическое ознакомление с направлением предстоящего исследования;

  2. прикладные исследования практики работы предприятий;

  3. защита работы (публичная).

Результатом теоретической части исследования являются выбор темы, определение цели и постановка задач. В прикладную составляющую курсовой работы включаются сбор и обработка фактического материала и оформление результатов для сдачи на проверку руководителю. На последнем этапе руководитель осуществляет проверку полученных результатов, оценку их грамотности и обоснованности, а также проходит публичная защита работы для определения окончательной оценки за проведенное исследование.

Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно с учетом интереса к проблеме, ее актуальности, возможности получения конкретных данных, наличия специальной литературы. При этом студент руководствуется примерным перечнем тем курсовых работ (допускается их корректировка), конкретная формулировка может быть уточнена совместно с руководителем. Не допускается написание работ на одну тему на одном и том же предприятии.

В начале работы в соответствии с выбранной темой разрабатывается задание на курсовую работу, которое может быть скорректировано.

Практическая составляющая курсового исследования важна для подтверждения теоретических выводов и является основным критерием оценки способностей студента использовать накопленный багаж знаний в практике работы исследуемых организаций (предприятий).


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа является основным учебным документом, отражающим результаты изучения студентом избранной тематики. Она должна носить исследовательский характер, иметь четкое построение, логическую последовательность изложения материала, краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования. Все выводы и предложения автора должны быть убедительно аргументированы и обоснованы.

Курсовая работа содержит следующие структурные составляющие:

  1. титульный лист;

  2. задание на курсовую работу;

  3. реферат;

  4. содержание;

  5. введение;

  6. основную часть с разбивкой по главам и параграфам;

  7. заключение;

  8. список использованных источников;

  9. приложения.

Титульный лист (приложение А) является первой страницей работы. Здесь указывается обозначение курсовой работы, состоящее из индекса работы (КР), кода университета – 02069964, номера специальности, номера автора работы по списку из учебной группы, двух последних цифр года окончания выполнения работы, разделяемые тире. Например, КР-02069964-080109-16-10.

За титульным листом располагается задание на курсовую работу (приложение Б).

Реферат (приложение В) должен содержать:

– сведения об объеме работы, количестве в ней иллюстраций, таблиц, использованных источников;

– перечень ключевых слов (от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска, приводятся в именительном падеже в строку через запятую);

– текст реферата (должен отражать объект исследования; цель работы; метод или методологию проведения работы; полученные результаты и их новизну; степень внедрения (полная или частичная); эффективность; область применения).

Если работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Слово «Реферат» записывают в верхней части страницы, посередине строки, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.

Объем реферата – не более одной страницы.

Содержание представляет собой перечень структурных единиц курсовой работы (введение, названия разделов (глав) и подразделов (параграфов), заключение, список использованных источников, приложения) с указанием страниц их расположения (приложение Г).

Слово «Содержание» записывают в верхней части страницы, посередине строки, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.

Введение должно кратко характеризовать современное состояние научной проблемы, которой посвящена работа, а также ее цель и задачи. Во введении следует четко сформулировать, в чем заключаются новизна и актуальность работы, обосновать необходимость ее проведения.

Слово «Введение» записывают в верхней части страницы, посередине строки, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.

В основной части приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты. Основная часть курсовой работы состоит, как правило, из трех разделов (глав), разбитых на подразделы (параграфы) в зависимости от степени конкретизации предмета исследования. Они должны иметь содержательные заголовки. Объем каждого параграфа – не менее 3 страниц.

Первый раздел работы – теоретические аспекты темы исследования, которые должны послужить основой для правильного решения практических вопросов и получения верных, обоснованных выводов. В данном разделе необходимо сделать небольшой исторический экскурс, провести критический обзор отечественных и зарубежных литературных источников, отражающих современный уровень состояния рассматриваемой проблемы, показать различные точки зрения на проблему, степень изученности теоретических, практических, дискуссионных вопросов, высказать и обосновать собственную точку зрения.

Второй раздел носит аналитический характер и содержит характеристику, анализ и оценку конкретного объекта исследования (предприятия, организации). Здесь автор анализирует конкретные данные по изучаемому объекту. Обязательным является проведение экономико-статистического анализа исследуемой темы: изменения, происходящие в объекте за период не менее 3 лет, с целью выявления основных тенденций и особенностей его развития; причинно-следственные зависимости с определением тесноты связи между факторами; оценка сложности и глубины решаемых проблем и эффективности применяемых мер для их решения. При написании этого раздела студент всесторонне применяет и использует различные методы изучения, анализа и синтеза рассматриваемой проблемы в практическом разрезе. Данные второго раздела должны подтверждать рассмотренные в первом разделе теоретические положения.

Третий раздел – проектный и носит, как правило, рекомендательный характер, содержит обоснование направлений и методов решения исследуемой проблемы, разработку предложений по совершенствованию процессов или отдельных видов деятельности в организации, обоснование эффективности предлагаемых решений и направлений развития. Здесь автор на основе теоретического материала первого раздела и аналитических исследований второго приводит методику, прогнозы, планы, возможные резервы, обоснование стратегии развития и т.д., имеющие практическую и научную ценность.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решения поставленных задач, разработку рекомендаций по конкретному использованию результатов и сформулированных предложений в действующей практике работы предприятия.

Содержание работы следует излагать терминологией, присущей данной области. Изложенный материал необходимо проиллюстрировать таблицами, графиками, диаграммами, составленными на основе данных предприятия или взятых из использованных источников.

В список использованных источников (их должно быть не менее 30) включается вся литература, с которой студент ознакомился при подготовке курсовой работы. Не допускается к защите работа, в списке использованных источников которой не представлена литература последних лет.

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть приведены в основной части:

– таблицы вспомогательных цифровых данных;

– инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения работы;

– иллюстрации вспомогательного характера.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовые работы оформляются в соответствии с СТО МордГУ 006-2009. Курсовая работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Рекомендуется в компьютерном исполнении шрифт Times New Roman, размер 14. Цвет шрифта должен быть черным.

Разрешается использовать компьютерные возможности, акцентируя внимание на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен пяти знакам.

В курсовых работах по всем четырем сторонам листа должны быть оставлены поля. Размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего полей – 20 мм.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не проставляют. Допускается не проставлять страницы на задании. На всех остальных листах страницы проставляются. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

Оптимальный объем работы составляет 30–45 листов машинописного текста, включая таблицы, графики, рисунки. Объем приложений не ограничивается.

Сокращение русских слов и словосочетаний – по ГОСТ 7.12–93. Если в работе принята особая система сокращения слов или наименований, то перечень принятых сокращений должен быть приведен в структурном элементе «Обозначения и сокращения» после элемента «Содержание».

Построение курсовых работ

Текст основной части делят на главы и параграфы. Главы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей работы (пример – 1, 2, 3).

Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой (пример – 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.).

После номера главы или параграфа точку не ставят.

Заголовки глав и параграфов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Начертание должно быть полужирным. Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Каждый структурный элемент (реферат, содержание, введение, главы, заключение, список использованных источников, приложения) следует начинать с новой страницы. Параграфы в главах печатаются в продолжение предыдущего текста. Исключение делается лишь тогда, когда на странице умещается только название. В таких случаях параграф начинается с нового листа.

Расстояние между заголовком главы (параграфа) и последующим текстом и расстояние между заголовком параграфа и последней строкой предыдущего текста должно быть два межстрочных интервала (через строку).

Перечисления

В тексте работы могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, например,

а) _____________

б) _____________

  1. ________

  2. ________

в) _____________

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Допускаются цветные иллюстрации. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте (например, «… в соответствии с рисунком 2.3 …»).

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах главы. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 2.3 (третий рисунок второй главы).

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 2.3 – Структура оборотных средств предприятия.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

Таблицы

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для большей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота. На все таблицы должны быть ссылки (например, «… данные приведены в таблице 1.2»).

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах главы. В этом случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Например, Таблица 1.2 (вторая таблица первой главы).

Название таблицы при его наличии должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При этом заголовок помещается только над ее первой частью, а над другими частями пишется слово «Продолжение» и указывается номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2».

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Пример оформления таблицы:

Таблица ______ – _________________

номер название таблицы

Заголовки граф

Г

Подзаголовки граф

оловка

Строки

(горизонтальные ряды)

Боковик

(графа для



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания для выполнения курсовой работы «Повышение эффективности использования ресурсов предприятия»

    Методические указания
    Курсовая работа «Повышение эффективности использования ресурсов предприятия» по дисциплине «Экономика предприятия» включает в себя две части: теоретическую и практическую.
  2. Методические указания к выполнению курсовой работы (5)

    Методические указания
    Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний и выработка практических навыков в области экономики предприятия. Основными задачами работы являются:
  3. Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине "Экономика предприятия"

    Методические указания
    Курсовая работа по экономике предприятия является заключительной работой студентов по данному курсу. Ее выполнение направлено на достижение следующей цели: научить четко и логически формулировать проблему, цель исследования и находить
  4. Методические указания для выполнения курсовой работы для студентов специальности 060800

    Методические указания
    Общие требования ко всем темам курсовых работ - это отражение знаний полученных на лекциях и практических занятиях по курсу «Экономика предприятия» и использование материалов конкретных геологоразведочных или горнорудных предприятий
  5. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «финансовый менеджмент»

    Методические указания
    Выполнение курсовой работы является завершающим этапом при изучении дисциплины «Финансовый менеджмент», охватывающей круг проблем управления финансами на микроуровне (на уровне хозяйствующего субъекта).

Другие похожие документы..