Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
конецформыначалоформы Я хотел бы, чтобы социологи были всегда и во всем на высоте той огромной исторической ответственности, которая выпала на их до...полностью>>
'Документ'
Государственная гражданская служба (или, иначе говоря, государственная бюрократия) была, есть и в обозримом будущем останется одним из главных инстит...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
познакомить студентов с основными этапами становления и развития СМИ ряда западноевропейских стран и США. Составить необходимое представление об эвол...полностью>>
'Программа дисциплины'
Использование математической базы для описания моделируемых явлений, систем или устройств на некотором уровне их идеализации, а также анализ реальных ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине Книговедение и история книги Специальности «Музейное дело и охрана памятников»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и

социальных технологий»

Институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине Книговедение и история книги

Специальности «Музейное дело и охрана памятников»

Составитель: Л.С. Лукьянова

к.п.н., доцент кафедры БИД

Тюмень

2011

Содержание

Курса «Книговедение и история книги»

1. Цели и задачи дисциплины 4

Требования к обязательному минимуму содержания

дисциплины (выписка из Государственного образовательного

стандарта высшего профессионального образования в области

культуры и искусства)

2. Тематический план изучения дисциплины 6

3. Рабочая программа дисциплины 8

4. Темы семинарских занятий 18

5. Тематика практических занятий (коллоквиум) 29

6. Примерные вопросы и задания для СРС

(Вопросы для самоподготовки) 33

7. Темы рефератов и курсовых работ 38

8.Формы промежуточного и итогового контроля экзамен

9. Библиографический список 42

10. Тесты для самоконтроля 54

11. Мультимедийные технические средства обучения 63

Цели и задачи учебной дисциплины:

Дисциплина «Книговедение и история книги» преподается в целях приобретения студентом знаний о системе взаимодействия культуры и отраслей народного хозяйства, связанных с созданием, производством и распространением книги. Дисциплина «История книжного дела» изучает основные тенденции издательского, типографского, полиграфического дела и важные направления развития книгораспространения. Книга в историческом контексте ее развития является объектом изучения дисциплины, в процессе преподавания которой показывается роль книги в развитии общечеловеческой цивилизации, ее взаимосвязь с духовной и материальной культурой.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины :

Студент должен составить полное представление о направлениях отечественного и зарубежного книжного дела в их исторической эволюции, о происхождении и основных этапах развития книги с древнейших времен до современного периода.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • историческую роль книги и книжного дела в системе мировой материально-духовной культуры;

  • периодизацию истории зарубежного и отечественного книжного дела и важнейшие этапы развития;

  • историю крупнейших зарубежных и отечественных издательств и книготорговых фирм;

  • биографии выдающихся деятелей книжного дела; наиболее известные рукописные и печатные книги.

Студент должен уметь:

  • ориентироваться в историческом процессе развития книжного дела;

  • самостоятельно работать с исследованиями и историко-книжными источниками по истории книги и книжного дела;

  • конспектировать и анализировать изучаемый материал; готовить доклады и сообщения для практических занятий.

Студент должен иметь навыки:

  • эвристического поиска материалов;

  • реферирования изучаемого материала.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: история, культурология, введение в книговедение.

ОПД. Ф. 03 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

Предмет, задачи и структура курса. Современные трактовки понятия «документ». Функции и свойства документа. Классификация документов. Потребители документно зафиксированной информации: их общая характеристика и классификация.

Характеристика отдельных видов документов. Специфика учета, расстановки и хранения отдельных видов документов.

Книговедение в структуре документоведения. История и современное состояние книжного дела в России и за рубежом.

Текст документа. Коммуникативные и системные свойства текста. Классификация текстов. Стилистические свойства текстов. Восприятие текста. Информативность текста.

Документная деятельность. Документопроизводство. Стандартизация и правовые вопросы работы с документами.

Тематический план

курса «Книговедение и история книги»

п/п

Тема

Кол-во часов

лекции

семинар

практ.

Введение

2

Общее книговедение. История становления. Система книговедческого знания. Книга. Книжное дело. Книжное издание. 

4

Понятия «письмо», «письменность», «документ». Основные этапы развития письма. Системы письма. Алфавиты.

Славянская письменность.

2

4

2

Материальная основа документа.

Эволюция форм документа. Реформы буквенного состава и графики письма как отражение документа эпохи. Каллиграфия. Стенография. Графология.

3

Технические достижения в системе средств передачи письменной информации (ХУIII-ХХ вв.).

2

Социальная роль книги.

2

Элементы книги

8

Книга на Руси IX-XV в.

2

Книга в России XVI- XVII вв.

2

4

Книга в России в XVIII в.

2

3

Книга в России в XIX в.

2

3

Книга в России в конце XIX-нач.XX вв.

2

Книга в России в 1917-1920 гг.

1

Книга в СССР в 1920-1940 гг.

2

Книга в СССР в 1941-1945 гг.

2

Книга в СССР в 1946-1965 гг.

2

Книга в СССР в 1965-1980 гг.

2

Книга в России на рубеже ХХ-ХХI вв.

Современное состояние издательского дела, полиграфии и книжной торговли, ведущих книгоиздающих стран (Китай, США, Великобритания, Япония, Франция и др.)

4

10

Итого : 36 / 36

36

16

20

Программа

Введение.

Определение термина «книговедение». Общее книговедение. История становления. Система книговедческого знания. Книга. Книжное дело. Книжное издание. Иерархия понятий «издание», «книга», «документ», книжное издание», «информация», «электронный документ». Объект книговедения. Структурные составляющие книговедения. Определение понятия «типология книги». Виды информации как составляющие книги. Видообразующие признаки для классификации печатных изданий. Отрасли книжного дела. Специальные методы книговедения. Электронные книги. Нормативный документ, определяющий виды изданий (ГОСТ). Вид издания по объему Основные виды изданий по материальной конструкции.

Определения и содержание понятий: «письмо», «письменность», «документ». Дефиниция понятия «документ» в государственном стандарте, Федеральных законах России, словарях, энциклопедиях и нормативно-технической документации.

Предыстория появления документа. Документальный символ. Интерпретация символа и ассоциативное мышление. Знаковая и вещественная составляющая символа (татуировка, игральные кости и т.п.) и его социальные функции. Развитие знаковой системы.

Основные этапы развития письма. Дописьменные формы письма. Предметное («вещное») и узелковое письмо. Обожествление изобретения письменности древними народами. Пиктографическое письмо. Иероглифическое письмо, логографическое письмо.

Факторы, влияющие на развитие письма. Особенности языка и особенности письма. Содержание первоначальной письменности у разных народов. Назначение письменных памятников.

Особенности изобразительного искусства народов мира. Иконическая, идеографическая графика как предшественница фонетического письма. Буквенно-звуковое письмо.

Генеалогические семейства систем письма. Признаки системы письма. Буквенно-звуковые системы. Арабская система письма. Иероглифические системы письма. Цифровая система письма. Основной состав применяемых письменных знаков. Изменяющиеся признаки. Тип письма. Язык письма. Языки: искусственные (воляпюк, эсперанто), естественные, разговорные, профессиональные. Алфавиты. Азбука Морзе. Брайлевская азбука.

Материальная основа документа. Естественные природные материалы. Глиняные плитки, бамбук, папирус, керамика, шелк и т.п.

Орудия и средства для письма. Инструменты и способы нанесения информации на вещественный носитель. Изобретение грифеля. Тушь, чернила, краска и т.п. Тушь - как один из факторов развития искусства иероглифического письма. Изобретение карандаша как инструмента нанесения информации на вещественный носитель. Другие инструменты, технические средства, используемые в производстве документа. Современные материалы. Валюмен, кодекс, лента, диск.

История славянской письменности. У111-1Х вв. Славянские письмена, докирилловская письменность у славян. Укрепление почитания креста, иконы, церковной символики. Возникновение славянской письменности. Заслуги Кирилла и Мефодия в разработке славянской азбуки. Проблемы создания кириллицы и глаголицы. Тайнопись. Назначение, виды и особенности тайнописи. Литорея простая, мудрая.

Русская азбука. Этапы развития русской азбуки. Реформы буквенного состава, графики славянского письма. Орфография и пунктуация. Современная графика письма. Каллиграфия. Стенография. Графология. Реформы русского языка.

Изобретение искусственного материала носителя информации. Печатная машина. Ротационная машина. Бумагоделательная машина. Изобретение средств письма. Машинопись. Копировальная бумага. Развитие технических достижений прошлых веков в ХХI веке. Носители документальной записи: телефон, патефон, телеграф, и т. д. Произведение и воспроизведение. История современных технических средств передачи письменной информации. Микрофильмирование. Изобретение телевидения. Электронные издания. Современные разработки в области создания новых сортов бумаги с заранее заданными свойствами. Разработки новых способов фиксирования информации на принципиально новых носителях.

Тема 1 «Социальная роль книги»

Предмет и объект истории книги. Проблемы периодизации истории книги. Определение понятия «книга». Сущность книги как общественного явления, ее роль в жизни общества. Роль книги как инструмента познания и преобразования природы и общества, социального, научно-технического и культурного прогресса. Книга как товар, объект изучения, хранения, распространения. Социальные функции книги, их историческое развитие. Понятие о целевом и читательском назначении книги.

Тема № 2 «История книги за рубежом»

Книга в античном обществе. Полиптих, кодекс. Изобретение ксилографии в Китае. Изобретение подвижного шрифта китайским кузнецом Би Шэном в 40-е гг. ХI в.

Ксилография и книгопечатание в мусульманских странах и Западной Европе. Деятельность Иоганна Гутенберга (Генсфлейш цум Гутенберг) в Германии. Первые печатные книги И. Гутенберга. Основные центры книжного и типографского дела. Книгоиздательская деятельность первых славянских книгопечатников: Фиоля Швайпольта, Франциска Скорины.

Общая характеристика средневековой книги. Скриптории. Тематика и типы книг. Византийская рукописная книга. Светский и церковный характер византийской книги. Латинская (западноевропейская) рукописная книга. Католический характер рукописной книги раннего средневековья. Оформление книги. Особенности эволюции элементов книги. Отсутствие титульного листа («колофон»).

История и современное состояние издательского дела, полиграфии и книжной торговли ведущих книгоиздающих стран: Китая, США, Великобритании, Японии, Италии, Франции и др.

Тема № 3 «Книжное дело в России Х1-ХУ11 вв.»

Книжная культура городов средневековья. Русская рукописная книга Х I-ХУI вв. Центры книжного дела на Руси. Светские и церковные памятники русской рукописной книги. Оформление книги. Книга в период монголо-татарского ига.

Возрождение книжного дела в ХУ-ХУI вв. Предпосылки возникновения книгопечатания в Московском государстве. Анонимные издания. Создание государственного печатного двора. Деятельность Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Первая датированная печатная книга «Апостол» (1564 г.). Деятельность И. Федорова в Белоруссии и на Украине. «Букварь» И. Федорова-первая русская светская печатная книга. «Острожская библия».

Издательское дело в начале ХУ11 века. Печатники первого десятилетия ХУ11 в.: И. Невежа, Н. Фофанов, А. Радишевский. Московский печатный двор. Типография В. Ф. Бурцева. Верхняя типография. Тематика книг. Рукописная книга ХУ11 века в религиозно-идеологической борьбе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору Библиографическое сопровождение учебной деятельности (Информационная культура специалиста) для студентов не библиотечных специальностей вузов культуры и искусств составитель

    Учебно-методический комплекс
    Коренные преобразования в социально-экономической жизни страны существенным образом повлияли на требования, предъявляемые к выпускникам любого учебного заведения, в том числе вуза.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечное краеведение для студентов Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебная дисциплина «Библиотечное краеведение» приобретает особое значение в связи с тем, что в последнее время наблюдается активизация краеведческой деятельности в современных библиотеках.
  3. Чтение на евразийском перекрестке международный интеллектуальный форум 27-28 мая 2010 г материалы форума Челябинск 2010

    Документ
    Ч 69 Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения : сб. материалов форума (27–28 мая 2010 г.) / сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул ; М-во культуры Челяб.
  4. Агропромышлен-ный комплекс Республики Казахстан в условиях рыночной экономики

    Документ
    Для освоения данной дисциплины студенту необходимы базовые знания по следующим дисциплинам: «физическая география РК», «экономическая география РК», «введение в социально-экономическую географию» и .
  5. И. Е. История книги. Книга, 1984. 248 с. Аннотация: Изложена история книги в России с IX в по октябрь 1917 г и история книги в советский период. Учебник

    Книга
    Аннотация: Изложена история книги в России с IX в. по октябрь 1917 г. и история книги в советский период. Учебник написан в соответствии с программой ведущего курса для студентов библиотечных факультетов.

Другие похожие документы..