Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Наличие работающей системы холодного и горячего водоснабжения (включая локальные системы), обеспечивающей необходимый санитарный и питьевой режим в со...полностью>>
'Программа курса'
Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениеВысшего профессионального образования«Ростовский государственный универ...полностью>>
'Документ'
ИНН 7801220018 КПП 780101001 Юридический адрес: 199155, г. Санкт-Петербург, р/с 407028108 7017364, ул. Железноводская, д.17/5, литер Д. к/с 301018101...полностью>>
'Документ'
О руководителе Учебно-методического центра национального образования Гончарове И.Ф. слышала давно. И проблема, которой он занимается, - исследование ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине Книговедение и история книги Специальности «Музейное дело и охрана памятников»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Семинар № 4 (2 часа)

Тема: Книга в России в I половине XIX века.

  1. Условия и предпосылки развития книжного дела в первой половине XIX в.

  2. Издательства и типографии первой половины XIX в. :

- издатели меценаты Н. П. Румянцев, П. П. Бекетов;

- коммерческие издательства М. П. и И. И. Глазуновых; А. А. Плюшара, И. В. Сленина и др.;

-петербургский издатель А. Ф. Смирдин.

  1. Альманахи декабристов «Полярная звезда», «Мнемозина».

  2. Издательская деятельность петрашевцев.

Литература к семинару № 4:

  1. Баренбаум, И. Е. История книги / И. Е Баренбаум. – М. : Книга, 1984. – С. 66-77.

  1. Баренбаум, И. Е., Костылева Н. А. Книжный Петербург – Ленинград / И. Е Баренбаум, Н. А. Костылева. – Л., 1986. – 447 с.

  1. Блюм, А. В. Массовое чтение в русской провинции конца XVIII - первой четверти XIX в. // История русского читателя. – Л., 1973. – Вып. 1. – С. 49.

  1. Говоров, А. Смирдин и сын : ист. роман / А. Говоров. – М. : Дет. лит., 1991. – 398 с. : ил.

  1. Горбачевский, Б. Люди, книги, библиотеки. – М. : ВКП, 1963. – С. 99-103. – (о Н. П. Румянцеве).

  1. Добровольский, Л. М. Запрещённая книга в России. 1825-1904 : арх. - библиогр. разыскания / Л. М. Добровольский. – М., 1962.

  1. Карманный словарь иностранных слов : тексты // Утопический социализм в России. – М. : Политиздат, 1985. – С. 167-178; 170-178; (о Михаиле Васильевиче Буташевиче-Петрашевском);

  1. Книга: энцикл. / редкол.: И.Е. Баренбаум, А. А.Беловицкая, А.А. Говоров и др. – М. : БРЭ, 1999. 800 с. : илл.

  1. Книговедение : энцикл. слов. / редкол. : Н. М. Сикорский (гл. ред.), О. Д. Голубева и др. – М. : Сов энцикл., 1982. – 664 с.

  1. Коваль, Л. Подвижники просвещения (о Н. П. Румянцеве) // Библиотека. – 1999. – № 4. – С. 54-56.

  1. Лабынцев, Ю. На благое просвещение (о Н. П. Румянцеве) // Кн. дело. – 1994. – № 3. – С. 58-60.

  1. Первые русские социалисты. – Л. : Лениздат, 1984. – С. 60-76, С. 77-96, С. 97-104, С. 356-357.

  1. Рассолов, М. Канцлер Румянцев - Гомельский : ист. роман / М. Рассолов. – М. : ТЕРРА-Кн. клуб, 2006. – 288 с.

  1. Смирнов - Сокольский, Н. «Я покажу им иронию» // Смирнов - Сокольский Н. Рассказы о книгах. – М. : Книга, 1983. – С. 237-244. – (о «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, издаваемый Н. Кириловым»).

  1. Смирнов - Сокольский, Н. «Колпачок» // Смирнов - Сокольский Н. Рассказы о книгах. – М. : Книга, 1983. – С.218-221.

  1. Хрестоматия по истории русской книги 1564-1917 гг. / сост. Л. А. Везирова; ред. А. Д. Эйхенгольц. – М. : Книга, 1965. – С. 86-140.

  1. * Шомракова, И. А. Баренбаум И. Е. Всеобщая история книги: учеб. пособие / И. А. Шомракова, И. Е. Баренбаум; науч. ред. докт. пед. наук., проф. Г. В. Михеева; СПбГУКИ. – СПб. : Профессия, 2005. – С. 82 – 86; 101 – 111.

Практическое занятие (2 часа)

Тема № 1 «Знакомство с различными видами письма»

(1 час) / групповое/

Цель: Показать наглядно студентам различные способы письма: пиктографического, идеографического, азбучного.

Методика проведения: студентам предлагается комплект изданий, в которых имеются иллюстрации с различными видами письма, историей их развития, особенностями написания.

Тема № 2 «Пиктографическое и идеографическое письмо»

(1 час) /подгрупповое/

Цель: через самостоятельную разработку пиктограмм и идеограмм по теме

« Библиотека», «Музей» показать особенности этих видов письма и научить их различать.

Методика проведения: каждый студент, используя знание особенностей пиктографического и идеографического письма, разрабатывает и рисует несколько пиктограмм и идеограмм по теме «Библиотека» (для студентов БИФ); «Музей» (для студентов специализации «Музеевед»).

Практическое занятие № 1 (2 часа)

Часть 1.

Цель: познакомить студентов с профессиональной периодической печатью: «Библиотека», «Библиотековедение», «Библиофил», «Деловая книга», «Книжное дело», «Книжный бизнес», «Музеи мира», «Научно-технические библиотеки», «Наше наследие», «Полиграфия», «Новая полиграфия», «Новости полиграфии», «Университетская книга», «Школьная библиотека» и др.

Методика проведения: студентам предлагаются комплект изданий, в которых они должны выделить рабочие рубрики и фамилии ведущих специалистов по истории книги.

Часть 2.

Цель: познакомить студентов с основными изданиями монографического характера, «Книга. Исследования и материалы», «Альманах библиофила» и продолжающимися изданиями крупнейших ведущих библиотек страны (РНБ, РГБ, БАН, ВГБИЛ, ГПНТБ СО РАН).

Методика проведения: каждый студент должен познакомиться с основными изданиями по предмету и сделать:

- библиографический анализ (составление библиографической записи);

- книговедческий анализ (определить на основе имеющегося у студента тезауруса знаний о книге, вид литературы, вид издания, особенности оформления);

- библиографический просмотр (чтение «по диагонали» – введение, заключение, основные разделы, комментарии).

Практическое занятие № 2 (3 часа)

Схема

книговедческого анализа

Общие сведения: библиографическое описание, тематика, цена.

Типологическая характеристика:

По видам издания: непериодические, периодические, продолжающееся.

Непериодическое: однотомное, многотомное, серийное, брошюра, листовка, моноиздание, сборник.

Периодическое: газета, журнал.

Индивидуальные особенности: монография, учебник, хрестоматия, альманах.

По типам произведений литературы:

По знаковому признаку:

Текстовое, изоиздание, нотное, картографическое.

По возрастной установке:

Для взрослых, детей.

По целевому назначению:

Официальное, массово-политическое, научное, учебное, справочное, науч. - попул., производственное, литературно-художественное.

По языку:

Оригинальное, переводное.

По количеству публикаций:

Первое, повторное, переработанное, исправленное, дополненное.

Оформление издания: формат, книжная полоса, тираж, объём, структура.

Шрифты (наборные, рисованные), размер (кегль: бриллиант -3, диамант-4, перл-5, нонпарель-6, миньон-7, петит-8, боргес-9, корпус-10, цицеро-12, миттель-14, терция-16, текст-20).

Кегль (в пунктах = 1 п. = 0,376 мм; квадратах = 1 кв. = 48 п. = 18 мм).

Виды текста: простой, сложный.

По содержанию и характеру набора: стихотворный, драматический, словарный, энциклопедический, библиографический, формулы, таблицы и т.д.

Справочно-вспомогательный: аннотация, оглавление, содержание, предисловие, посвящение, эпиграф, сноски, примечания, подписи под иллюстрациями, послесловие, комментарии, текстовые, приложения, указатели, выходные сведения.

Иллюстрации: документальные, научно-технические, художественные;

по графическому характеру: штриховые, тоновые (одноцветные, многоцветные).

Титульные элементы: титульный лист (распашной, развёрнутый), контртитул, авантитул, шмуцтитул, учетно-регистрационные сведения.

Внешняя форма: обложка или переплёт (по виду: цельные, цельноклееные, составные;

по типу оформления: шрифтовые, декоративные, сюжетно – тематические.

Комплексная оценка издания: соответствие оформления читательскому и целевому назначению и типу издания. Неполнота или избыточность элементов оформления.

Ваше отношение к изданию в целом.

Практическое задание № 3 (9 часов)

Термины * Ч. 1.

* Значение терминов необходимо найти в справочных и энциклопедических изданиях (см. список литературы к курсу) и оформить библиографическим почерком в виде картотеки. Приветствуется выполнение творческих работ в виде кроссворда, словолова или ребуса и т.п., используя не менее 25 терминов.

Абак, азбука, алфавит, амулет, аннотация, апокриф, арифмометр, архив, ассигнация.

Буква, бумага. Вампум, визитная карточка, вязь. Геральдика, герб (государственный, рода), глаголица, гобелен, гравюра, графема, граффити, графика письма, графология, грифель. Дайджест, деньги, дефиниция, диптих, дискета. Зализы. Иероглиф, идеография, идеографическое письмо, инкунабулы. Калам, каллиграфия, карандаш, квипу, киноварь, кириллица, клинопись, кодекс, компакт-диск, криптограмма, ксилография, кумир. Лигатура, линография, литера, литография, литорея, логограмма, логотип, лубочный документ. Манускрипт, микрофотодокумент, микрофиша, монограмма. Орден, орфография, открытка (почтовая), офорт.

Паерок, палеография, палеотип, палимпсест, папирус, пиктограмма, пиктография, пиктографическое письмо, писало, письменность, полиптих, полуустав, почерк, пунктуация. Рейтер, реляция, рубрика. Свиток, семантика, семиотика, символ, скоропись, скрипторий, сстав, стенограмма, стенография, стиль = стило.

Тайнопись, талисман, титло (а), триптих, тушь. Устав. Шрифт. Филигрань =водяной знак, фонема. Чернила. Экслибрис, эмблематика, эпиграфика, этикетка. Язык.

Термины * Ч. 2.

Абреже = экстензо = колепендиум, авантитул = фортитул, альдины, аннотация, антология, аппарат издания, афиша. Бандероль, брошюра, буквица. Введение. Газета, гарнитура. Дефиниция. Заставка. Иллюстрация, инициал, инкунабула. Каптал, кегель = кегль, клапан суперобложки, кляссер, книжный блок, кодекс, колонлинейка, колонтитул, колонцифра, конволют, контртитул, корешок книжного блока. Линейка спусковая, листаж, листовка, литера, ляссе. Манжетка, манускрипт, маргиналия, марка (почтовая), микрография, микропринт, микрофиша, миниатюра, монография. Норма, нотация. Обложка, обрез книжного блока, открытка (художественная, почтовая). Пагинация, палеотипы, палимпсест, переплет, плакат, площадь набора, полиптих, послесловие, предисловие, препринт. Раритет, репринт, рубрика. Сигнатура, спуск=отступ, суперобложка. Тираж, титулатура, титульный лист. Факсимильное издание, филигрань, фолиант, фолиация, форзац, формат издания, форточка, фронтиспис, футляр. Шмуцтитул. Экслибрис, эльзевиры, этикетка.

Вопросы для самопроверки

  1. «Вещное» и узелковое письмо.

  2. Бумага (история производства, типы, основные свойства).

  3. Графика письма как отражение документа эпохи.

  4. Документ как памятник культуры.

  5. Дописьменные формы письма.

  6. Заслуги Кирилла и Мефодия в разработке славянской азбуки.

  7. Знак и код как атрибуты документа.

  8. Иероглифическое письмо.

  9. История машинописи (пишущих машинок).

  10. История славянской письменности.

  11. Каллиграфия.

  12. Книжное письмо.

  13. Материалы письма.

  14. Определение «письменности» и его содержание.

  15. Орудия письма.

  16. Орфография и пунктуация.

  17. Основные этапы развития письма.

  18. Пиктографическое письмо.

  19. Понятия «письмо», «письменность», «документ».

  20. Признаки системы письма (основные и изменяющиеся).

  21. Реформы буквенного состава и графики письма.

  22. Свойства, функции, признаки документа.

  23. Свойства письма.

  24. Скоропись (история, виды).

  25. Славянские письмена, докирилловская письменность у славян.

  26. Тайнопись (назначение, виды, особенности).

  27. Факторы, влияющие на графику скорописи.

  28. Филиграни как способ защиты документа (виды, роль, значение).

  29. Эволюция форм документа.

  30. Языки (виды: искусственные, естественные, разговорные, профессиональные).

  31. Понятие о книге и книжном деле.

  32. Книга как объект изучения. Дефиниция.

  33. Определение книги. История и современное состояние.

  34. Основные социальные функции книги.

  35. Внутренние и внешние элементы книги.

  36. Книга на Руси ХI-ХУ вв.

  37. Памятники древнерусской письменности.

  38. Изобретение книгопечатания. Ксилографические издания.

  39. Деятельность Иоганна Гутенберга.

  40. Возникновение славянского книгопечатания (Ф. Скорина, Ф. Швайпольт).

  41. Иван Федоров-просветитель и книгоиздатель.

  42. Книга и книжное дело в России в ХУII в. Производство и книжная торговля.

  43. Книжная торговля в России в ХIУ-ХУI вв.

  44. Книжная торговля в ХУII-ХIХ вв.

  45. Реформы Петра I в области книгопечатания в России.

  46. Книга и книжное дело в первой четверти XYIII в.

  47. Тематика и типы изданий в первой четверти XVIII в.

  48. Книга и книжное дело в России в первой четверти XVIII в.

  49. Возникновение периодической печати в России.

  50. Периодическая печать в России в XVIII в.

  51. Издательская деятельность Н. И. Новикова.

  52. Книготорговая деятельность Н. И. Новикова.

  53. Издательства и издания детской литературы в России (история и современность).

  54. Издательства и издания справочных издательств (история и современность).

  55. История издания и судьба первой русской революционной книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

  56. Роль Академии наук и Московского университета в развитии книгоиздательства в XVIII в.

  57. Книга и книжное дело в России в первой четверти XIX в.

  58. Издательская деятельность декабристов.

  59. Производство и оформление книги XIX в.

  60. Издательская деятельность петрашевцев.

  61. Книга и книжное дело в России во второй четверти XIX в.

  62. Издательская деятельность А. Ф. Смирдина.

  63. Издательская деятельность А. И. Герцена.

  64. Основные капиталистические издательства второй половины XIX в.

  65. Издательская деятельность И. Д. Сытина.

  66. Книжное издательство «Посредник».

  67. Прогрессивные издательства второй половины XIX в. (Ф. Павленков, К. Солдатенков, Н. Поляков и др.).

  68. Особенности научно-справочного аппарата Полного собрания сочинений (5-е изд.)

В. И. Ленина и собраний сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса в России.

  1. Книга, книжное дело и периодические издания в период первой русской революции 1905-1907 гг.

  2. Роль М. Горького в развитии издательского дела в СССР.

  3. Книга и книжное дело в годы Великой Отечественной войны.

  4. Распространение книги в тылу и на фронте в 1941-1945 гг.

  5. Книга в России в 1945-1965 гг.

  6. Первая сибирская типография в Тобольске Василия и Дмитрия Корнильевых.

  7. Сибирский книгоиздатель и просветитель Петр Иванович Макушин.

  8. Книготорговая деятельность Петра Ивановича Макушина.

  9. Книгопечатание в Сибири в конце XVIII - нач. XX вв.

  10. Распространение книги в Сибири в конце ХХ - нач. ХХI вв.

  11. Книгоиздание в России и за рубежом в конце 90-х гг. ХХ - нач. ХХI вв.

  12. Характеристика периодических книговедческих изданий: «Библиотековедение», «Деловая книга», «Книжное дело», «Книжный бизнес», «Книготорговая газета», «Книжная газета», «Книжное обозрение с прил.», «КомпьюАрт», «Курсив», «Новая полиграфия», «Новости полиграфии», «Полиграфия», «Полиграфист», «Университетская книга».

Темы

для рефератов и курсовых работ *

  1. «Вещное» и узелковое письмо.

  2. Буквенно-звуковое письмо (история и современность).

  3. Бумага как материальная основа создания документа (история и современность).

  4. Гражданский шрифт XYIII в.

  5. Докирилловская письменность.

  6. Иероглифическое письмо.

  7. Изобретение орудий и средств письма (тушь, чернила, краска и т.п.).

  8. Инструменты и способы нанесения информации на вещественный носитель (калам, гусиное перо, стило, карандаш и т. д.).

  9. Искусство каллиграфии.

  10. История производства бумаги в Сибири.

  11. История создания армянского алфавита (Месроп Маштоц и его последователи).

  12. История цифровой системы письма.

  13. Кирилл и Мефодий-создатели славянской азбуки.

  14. Материальная основа создания документа (история и современность).

  15. Носители компьютерной информации.

  16. Основные этапы развития письма.

  17. Печатная машина (история и современность).

  18. Пиктографическое письмо.

  19. Письменная культура народов Востока.

  20. Понятия «письмо», «письменность», «документ».

  21. Свойства, функции письма.

  22. Скоропись (история и современность).

  23. Современные способы создания документа (симбиоз письменного, иллюстративного, фоно-и видеоматериалов).

  24. Социальные функции письма.

  25. Тайнопись. Назначение, виды и особенности тайнописи (история и современность).

  26. Филигранология.

  27. Шрифт (История и современность)

  28. Языки (история и современность).

  29. Антикварная и букинистическая книга.

  30. Будущее книги и книжного дела.

  31. Выдающиеся ученые-книговеды зарубежных стран.**

  32. Выдающиеся ученые-книговеды России (жизнь и деятельность).

  33. Государственные издательства в СССР в 20-е гг.

  34. Деятельность А. С. Суворина.

  35. Деятельность А. Ф. Девриена.

  36. Деятельность А. Ф. Смирдина.

  37. Деятельность И. Д. Сытина.

  38. Деятельность Иоганна Гутенберга.

  39. Деятельность М. О. Вольфа, А. Ф. Маркса.

  40. Деятельность Ф. Ф. Павленкова.

  41. Деятельность Франциска Скорины.

  42. Иван Федоров-просветитель, книгоиздатель.

  43. Издатели-коммерсанты первой половины ХIХ в.

  44. Издатели-меценаты ХIХ в.

  45. Издательская деятельность Академии наук и Московского университета в XYIII в.

  46. Изобретение книгопечатания на Востоке.

  47. Инкунабуальный период книгопечатания.

  48. Искусство книги в России.

  49. Искусство книги за рубежом.

  50. Искусство оформления миниатюрной книги.

  51. Искусство шрифта (рукописной и печатной книги).

  52. История и развитие современного издательства.

  53. История и современное развитие периодической печати в Тюменской области.

  54. История и современное состояние издательского дела, полиграфии и книжной торговли, ведущих книгоиздающих стран*.

  55. Книга и цензура (светская и церковная).

  56. Книговедческая печать (история и современное состояние).

  57. Книжное дело в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

  58. Книжное дело в годы Гражданской войны (1917-1921гг.).

  59. Книжное дело в России в конце ХХ – нач. ХХI вв.

  60. Книжное дело России 80-90-х гг. ХХ в.

  61. Кооперативные издательства в СССР в 20-е гг.

  62. Международное сотрудничество в книжном деле.

  63. Международные и отечественные книжные выставки и ярмарки.

  64. Первая типография в Сибири Василия и Дмитрия Корнильевых.

  65. Периодическая печать (история и современность).

  66. Просветительская деятельность Н. И. Новикова.

  67. Просветительские издательства конца Х1Х-нач. ХХ в. «Просвещение», изд-во бр. Сабашниковых и др.

  68. Реформы Петра I и книжное дело России.

  69. Русская рукописная книга.

  70. Сибирский просветитель Петр Иванович Макушин.

  71. Средневековая рукописная книга.

  72. Художники-иллюстраторы российской печатной книги.

  73. Цензурная политика в издательском деле России на различных исторических этапах.

  74. Частные издательства в СССР в 20-е гг.

  75. Экслибрис (история и современность).

  76. Энциклопедическое издательство «Брокгауз – Ефрон».

________________________________________________________________

*Литературу для написания курсовой или дипломной работы студент выявляет самостоятельно.

Выбор отдельных аспектов темы и страны необходимо согласовать с научным руководителем.

** Великобритания, Индия, Италия, Канада Китай, США, Франция, Япония и др.

Библиографический список

(основной* и дополнительный)

* астериском отмечена литература для обязательного чтения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору Библиографическое сопровождение учебной деятельности (Информационная культура специалиста) для студентов не библиотечных специальностей вузов культуры и искусств составитель

    Учебно-методический комплекс
    Коренные преобразования в социально-экономической жизни страны существенным образом повлияли на требования, предъявляемые к выпускникам любого учебного заведения, в том числе вуза.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечное краеведение для студентов Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебная дисциплина «Библиотечное краеведение» приобретает особое значение в связи с тем, что в последнее время наблюдается активизация краеведческой деятельности в современных библиотеках.
  3. Чтение на евразийском перекрестке международный интеллектуальный форум 27-28 мая 2010 г материалы форума Челябинск 2010

    Документ
    Ч 69 Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения : сб. материалов форума (27–28 мая 2010 г.) / сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул ; М-во культуры Челяб.
  4. Агропромышлен-ный комплекс Республики Казахстан в условиях рыночной экономики

    Документ
    Для освоения данной дисциплины студенту необходимы базовые знания по следующим дисциплинам: «физическая география РК», «экономическая география РК», «введение в социально-экономическую географию» и .
  5. И. Е. История книги. Книга, 1984. 248 с. Аннотация: Изложена история книги в России с IX в по октябрь 1917 г и история книги в советский период. Учебник

    Книга
    Аннотация: Изложена история книги в России с IX в. по октябрь 1917 г. и история книги в советский период. Учебник написан в соответствии с программой ведущего курса для студентов библиотечных факультетов.

Другие похожие документы..