Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Знакомство с задачами урока и методами деятельности, мотивационная настройка. Фронтальная и индивидуальная формы работы; беседа; объяснение; работа с ...полностью>>
'Анкета'
Зарегистрированы ли Вы или кто-либо из Ваших родственников в качестве индивидуального предпринимателя? Если да, то указать вид деятельности, ИНН ИП....полностью>>
'Методические указания'
При подготовке квалифицированных специалистов используется многообразная и целостная система организационных форм и методов обучения - лекции, лабора...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
1. Выездные школы – это интенсивные формы коллективного обучения в режиме «погружения» в профессиональную среду. Студенты получают возможность упоряд...полностью>>

Вопрос Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы. Их интересовали возникновение звезд, Солнца, Земли. Рождение и гибель с их первоистоками, первопричинами - самая широкая все единящая тема философии. Грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он разыскивает одно первоначало, сославшись на которое можно разом ответить на все проблемы. И общекосмическое начало разыскивается не где-нибудь, а в самой природе. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей милетской школы (6 в.до н.э.), несколько позднее пифагорейцев, Гераклита, Эмпидокла так и называли “физиками” от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В древнегреческих мифологических текстах постепенно накапливались сведения объективного характера и предпринимались первоначальные попытки объяснения мира. В поэме “Теогония” (происхождение богов) Гесиода - первого известного по имени древнегреческого поэта - читаем, что раньше всех возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Для последующего возникновения философии существенно то, что вопрос о рождении мира, небесных тел, земных и небесных стихий уже поставлен. Человек бросает взгляд на мир в целом, пытается представить себе и его рождение и его единство.

Ранние мыслители ищут первоначало, из которого все произошло. У Фалеса (7 - 6 вв до н.э.) - это вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита (ок.544 - 483 гг до н.э.) - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Однако путь мысли, ставящий понятия “вода”, “воздух” над природой, трактующий их в качестве первоначала, оказался тупиковым. Тем не менее он не был философски бесплодным. Размышления и утверждения о первоосновах могли выводить к тому, для чего философия и возникла: нацеливать человеческую практику на работу с общим, а потом рождать всеобщее и работать с ним. У первых “физиков” философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего (космогонизм). В этом подходе сказывается объективизм и онтологизм древней философии. Её центральный мотив - выяснить , что действительно есть, т.е. пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее фил. мышление ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь от характерных для мифологии персонификаций, а тем самым от образа “порождения”. На место мифологического порождения у философов становится причина. Др. Греч ф-фы(милетцы) в основном - гилозоисты – любое мат тело обладает душой. Душа – особая нематериальная субстанция, независимая от тела, бессмертие души (Платон) – между миром идей и чувств, божественный статус души.(движ начало всей природы – милетцы; Огненное дыхание, основа жизни – Гераклит; Я-познающее – Сократ; Причина и начало живого тела – Аристотель)

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей. Не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление, еще не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места. Логос - корневая основа логики – слово и смысл; введено Гераклитом – универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня.(Всеобщая закономерность мира, зн бытия). У стоиков Л - судьба, мировой разум. Христианство – творец, Бог.

Идеалисты, начиная с Платона, представляли стройную систему из космоса идеального и физического, являющегося отражением первого. Мир идей (эйдосов) признаётся в качестве первичного по отношению к миру вещей. Сущ сверхчувственный мир, кот постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя». Космос (материальное бытие) – прекрасная, одухотворенная, живая, причастная бытию иерархическая структура, сотворенная демиургом (созидающее начало), гармонически расчисленная и обустроенная. Многие античные философы представляли его как самодовлеющее и вечное бытие, живое и одушевленно целое.

Эйдос – (вид, образ) = идея, «видимое», «то, что видно» (Гомер), затем – конкретная явленность, видимая сущность (Парменид), субстанциальная идея (Платон), форма (Аристотель) – общность, единичность, целостность.

Вопрос 3. Жизнь и философствования Cokpamа

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воз­зрения Сократа (469 – 399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения иди мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом; философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Сведения о его воззрениях историки философии черпают из исторических источ­ников, главным образом из «сократических» сочинений Платона и Ксенофонта. Образ Сократа, нарисованный Платоном с удивительным художественным мастерством, навеки вошел в сознание всех последующих поколений как замечательный пример кристально чистого, независимого, ироничного, уникальнейшего мыслителя, ставящего искание истины путем диалога, споров выше всяких иных побуждений души. Сократ был женат на Ксантиппе, злой нрав которой и терпение, с которым переносил его Сократ, вошли в пословицу. Так, однажды, когда Сократ подходил к дому, Ксантиппа из окна выбросила ему на голову целый таз арбузных корок. Но Сократ лишь отшутился. Он утверждал, что такая жена послана ему судьбой, чтобы он закалял свой характер и оттачивал лезвие бритвы своих слов. Свои едкие уколы в спорах Сократ толковал так: он, как овод, призван жужжать и кусать с тем, чтобы государственные мужи не дремали, а честно служили обществу. Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался, в частности, в отказе от претензий На обладание достоверным знанием. Сократ применял так называе­мое повивальное искусство, именуемое майевтикой— искусство Определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно Издаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ, по словам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.

Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной при­знак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесо­образность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоре­чия его души. Благодаря этому познание переходит от философско­го сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его философии — восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали исти­ной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Софис­ты не считались с истиной ради денег и богатства, Сократ же оста­вался верен истине и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что он ничего не знает. Рассказывают, что Сократу однажды сказали, будто дельфийский оракул на во­прос, кто является самым мудрым, ответил: «Сократ». Сократ, не поверив, пошел к одному афинскому политику и стал его расспрашивать, что такое государство, поли­тика, в чем секрет государственного правления. Собеседник, до того утверждавший, что все это знает, не смог ответить. Сократ подумал: управитель Афин полагает, что он знает, чем и как управлять, а на самом же деле он не знает. А он — Сократ — думал, что не знает, а на самом деле что-то понимает в этом. Затем Сократ пошел к поэту и начал спрашивать его, как он сочиняет стихи. Поэт задумался... оказалось, что он не знает, как это у него получается. А Сократ подумал, что он имеет большее по­нятие об этом, но говорит, что не знает. Только теперь он понял, - что оракул, быть может, не ошибся, назвав именно его самым мудрым человеком. Сократ понимал свое назначение в том, чтобы разбирать мысли других, что он остроумно выражал, уподоб­ляя свою деятельность званию своей матери — повивальной бабки. Он помогал муж­чинам, чреватым возможностью родить умные мысли.

Обращенность к духовному миру. Грань между присущими че­ловеку духовными процессами и материальным миром, уже наме­ченная предшествующим развитием греческой философии (в уче­нии Пифагора, софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психоло­гической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, ут­верждая, что добродетель проистекает из знания и человек» знаю­щий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведе­нию! Тут можно возразить великому мудрецу: почему же даже среди людей, очень образованных и прекрасно знающих, что такое добро и что такое зло, так много творящих зло, —утонченных про­ходимцев, воров, лжецов и убийц?!

Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно об­ладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее — это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, госу­дарственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопро­са о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божест­ва, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы, за «развращение юношества» «крамоль­ными» идеями. В результате различного рода интриг он был, в ко­нечном счете, приговорен к смерти. Отказавшись от предоставлен­ной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд (цикуту).

Сократ, по словам Вл. Соловьева, своею благородной смертью исчерпал нравственную силу чисто человеческой мудрости, достиг ее предела. Эта драма смерти Сократа есть единственная в мире сверхличная и сверхисторическая трагедия. Убита Правда. Убит праведник. Убит не грубо личным злодеянием, не своекорыстным предательством, а торжественным публичным приговором закон­ной власти, волею отечественного города. И это еще могло бы быть случайностью, если бы праведник был законно убит по какому-ни­будь делу, хотя невинному, но постороннему его праведности. Но он убит именно за нее, за правду, за решимость исполнить нравст­венный долг до конца.

Если Сократ направлял всю свою мудрость и свое «служение Богу» на обличение мнимой человеческой мудрости, так это в силу идеала универсального разума и божественной мудрости, который он таким образом проповедовал. «Думаешь ли ты, — говорит Со­крат, — что в тебе есть нечто разумное, а вне тебя ничего разум­ного нет? Ты знаешь, однако, что такое тело заключает в себе не­большую частицу земли и влаги, которые сами по себе столь вели­ки и обширны; ты знаешь также, что онб сложилось из малых час­тиц прочих великих мировых стихий. Как же ты думаешь, что ты по счастливой случайности вместил в себя весь разум, которого боль­ше нет нигде, что все сущее в своей беспредельной величине и бес­численном множестве благоустроено неразумной, слепой силой?»3 В этих словах, которые биограф Сократа Ксенофонт влагает в уста Сократа, заключается целая программа последующей античной философской мысли, прежде всего учения Аристотеля об уни­версальном разуме.

Сократ, по Г. Гегелю, представляет собой не только в высшей сте­пени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую ин­тересную в древней философии, а также всемирно-историческую личность. Ибо главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в форме философской мысли. Из глубины веков споры, размышления, идеи из сокровищницы его сохраненного на­следства несут нам образ мудрого Сократа, который, хотя и посме­ивался над глупостью людей, но любил и уважал их.

Вопрос 4. Учение Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов) душе и познании.

После казни Сократа один из его лучших учеников Аристокл, получивший за свои широкие плечи прозвище Платон («широко­плечий»), надолго покинул Афины. Тяжело переживая смерть учителя, Платон (427-347 днэ) 12 лет странствовал по Средиземноморью, общаясь с крупнейшими учеными и филосо­фами. За это время он испытал и почести, и унижения. И даже был продан в рабство. Но после того как его выкупили, он _в Афины ив 386 году до и. э. основал свою школу

Академию (сущ более 900 лет). Название школа получила от места своего расположения (она была рядом с ро­щей, посаженной в честь аттического героя Академа), а члены школы стали называться академиками.

Философское наследие Платона обширно. Оно составляет 34 произведения, которые почти целиком сохранились и дошли до нас. 23 из них, бесспорно, принадлежат Платону, авторство же остальных у историков философии вызывает дискуссии. Эти про­изведения написаны в основном в форме диалога, а главным действующим лицом в них по большей части является Сократ.

Платон стал первым греческим философом, создавший целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что существует сверхчувственный мир, который представляет собой идеаль­ную целостность и постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя», которые находятся поверх физического космоса. Мир идей вечен (т.е. не порождён) и неизменен (неразложим)

Материальное бытие создается Творцом, Мастером (Демиур­гом) наподобие того, как человек делает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, творческий ум, который и формирует материальный мир как гармоничную и прекрасную систему. Дем. создаёт физ мир по идеальным образцам (идеям) и приводит вещи из беспорядка в порядок. Идея — это чистая форма Прекрасного в себе, гармоничный и совершен­ный образ. Материальный мир создается из мира необходимости, хаоса, бесформенного движения, которые противоположны иде­ям и самому Демиургу.

Космос представлялся Платону в виде шара, в центре которого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, приводимые в движение их душами. Бессмерт­ной, сотворенной богом душой наделен и человек, у которого она соединена со смертным телом. И именно душа является основой разумности чека, даёт ему возможность познать окр мир.

Теория познания Платона построена на том, что чек имеет «врождённые идеи», припоминая которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях следует знать смысл вещи, т. е. нужно умом созерцать идеи.

Стимул к знанию-любовь к прекрасному: а) любовь к красивому телу чт. породить в нем другое тело и тем самым удовлетворить стремление к бессмертию; б) любовь к душе, т. е. жажда справедливости, увлеченность искусством и наукой; в) любовь к знанию, т. е. к миру идей, которая «чрезвычайно наглядна и восхитительно сладостна», так как она возвращает человека в лоно Единого (Блага).(платоническая).

Знание вообще есть не ощущение и не правильное мнение, а знание со смыслом. Он аргументирует это так: знание не может быть ощущением (чужой язык воспринимается, но смысл нет), знание не может быть и истинным мнением, так как истина всегда соотносится с ложью. Ложь есть то, чего нет, т. е. она — небытие. Знать же небытие невозможно. Отсюда, если мы не знаем, что такое ложь, то мы не можем знать и то, что такое истина.

Познание-процесс созерцание разумом высоких сущностей; 2 этапа: Познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождение тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осозна­ет свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эм­пирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэ­тому Платон советует напрямую обращаться к душе, минуя, по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи считает Платон, а основным средством воспоминания явля­ется метод диалектики, беседа.

Чек-единство души и тела, в основе которого лежит душа. Тело – тюрьма для души. Забота о душе и её очищение через рациональное познание. Платон / души л на 3 категории в зав-ти от качества, кот в них преобладает: разум (мудрецы, ф-фы стрем к благу гос-ва, управ гос-м), страсть и воля (стражники-охр гос-во), вожделение (стрем к мат и чувств наслаждениям – крестьяне, торговцы, их поведение н ограничивать).

Таким образом. Платон выстроил структуру идеального гос-ва, где 3 слоя в зав-ти от душ выполняют различ функции. Философы стоят на высшей ступени, управляя обществом, воины и крестьяне, торговцы, ремеслен­ники по своей душевной природе нуждаются в управлении со стороны мудрецов. Гармоничное общество есть результат осозна­ния и исполнения каждым из слоев и граждан своего природного и законодательного предназначения; т. е. социальная справед­ливость в обществе есть только тогда; когда она есть внутри каждой человеческой души, полагал Платон.Формой и.г., по его мнению, может быть как монархия так и аристократия и демократия, хотя предпочтение он отдавал монархии.

Философия Платона и особенно его представления о государст­ве, морали, праве оказали огромное влияние на последующий ход развития не только античной, но а последующей мировой куль­туры. Многочисленные ученики, среди которых, несомненно, вы­деляется Аристотель, последователи Платона развили его идеи и породили новые идеалистические направления в философии.

Вопрос 5. Учение Аристотеля о причинах, материи и форме.

Аристотель (384 - 322 до н.э.) - древнегреч. философ, энциклопедист, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Образование получил в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия, указав, что ошибка Платона в предписывании идеям самостоятельного существования, обособлении и отделении их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение. При этом у А. сохраняется характерное для Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного неподвижного. А. делает попытку найти нечто устойчиво пребывающее, инвариантное в чувственном мире, чтобы сделать возможным и достоверное и доказательное научное знание подвижного и изменчивого природного мира. А. отвергает учение об идеях как сверхчувственных умопостигаемых предметах, отделенных от причастных к ним вещей. А. называл сущностью (бытием) индивидуумы (индивидуум - неделимое), а виды и роды (первичные у Платона) - вторичные сущности, производные от первичных.

Сущность (субстанция) - единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от состояний и отношений, кот. являются изменчивыми и зависят от времени и места, от связей с другими сущностями. А создает первую в истории систему логики - силлогистику, гл.задача кот. - установление правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Вопрос о том, что такое бытие, А предлагал рассматривать путем анализа высказываний (по греч. категорий) о бытии - здесь очевидна связь теории силлогизма и аристотелевского понимания бытия. По А все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (отождествляется с бытием). Все остальные категории - качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания - соотносятся с бытием через категорию сущности. О сущности высказываются все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе. Для логики А характерно убеждение в том, что сущность первичнее отношений. Хотя под сущностью А понимает отдельный предмет (индивидуум), однако сама сущность вовсе не есть что-то воспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она - единый и невидимый носитель всех этих свойств - то, что делает предмет “вот этим”, не позволяя ему слиться с другими.У А важнейшая - хар-ка бытия как единства, неделимости, устоичивости, при этом неделимы как первичные сущности (этот человек), так и вторичные (человек, живое существо). Открытый вопрос - что существует реально - единичное или общее? Единичное существует реально. но в своей единичности не есть предмет науки; общее является предметом научного знания, но неясно каков его онтологический (онтология - учение о бытии) статус, - ведь А отверг учение Платона, согласно кот. общее (идея) имеет реальное существование.

А признавал 4 причины: 1) материю 2) форму 3) начало движения 4) цель.

Материя - пассивная возможность (потенция) становления. Материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Форма - активное начало, начало жизни и деятельности, материя - начало пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в самой себе всякого единства и определенности, форма же есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна с сущностью вещи. А делит сущности на низшие (состоят из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и высшие - чистые формы. Наивысшая сущность для А - чистая форма (лишенная материи) - вечный двигатель, кот. служит источником движения и жизни всего космического целого. Вся природа - последовательные переходы от материи к форме и обратно, живая связь всех единичных субстанций, определяемая чистой формой, составляющей начало движения, причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность (телеология) - фундаментальный принцип онтологии А.

В учении о познании А отличал знание достоверного (аподейктика) от знания вероятного, относящегося к области “мнения” (диалектика).

В учении об обществе А считал гос-во не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов, но видел высшую цель гос-ва в достижении добродетельной жизни, следовательно, счастливой. Признавал необходимость и законность рабовладения, доказывал, что отношения рабовладения укоренены в самой природе. Как и у Платона, у А речь идет только о гос-ве свободных: рабы не считаются гражданами гос-ва.

В учении о душе А. дает типологию различных уровней души - растительная, животная и разумная. Низшая - растительная - ведает функциями питания роста и размножения, общими для всех живых существ. У животной к этим функциям прибавляется ощущение, способность желания, стремление к приятному, избегание неприятного. Разумной душой обладает только человек, ей присущи высшие способности - рассуждение и мышление. Разум по А вечен и неизменен, один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность высшей формы, кот. свободна от материи. Разум - вечный двигатель, которым движется все живое в мире. Этот высший разум по А - деятельный, созидательный, отличается от пассивного, только воспринимающего, который гл.образом присущ человеку. В человеке бессмертен только разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа кандидатских экзаменов по философии для аспирантов и соискателей

    Программа
    Программа, как это и предусмотрено Положениями об аспирантуре и о порядке присуждения ученой степени кандидата наук, предполагает дополнительное углубленное изучение философии при подготовке к кандидатскому экзамену для аспирантов
  2. 1. Мировоззрение: сущность и формы. Мировоззрение и философия (1)

    Документ
    Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош.
  3. Программа составлена коллективом ученых философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета под руководством проф.

    Программа
    Программа составлена коллективом ученых философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета под руководством проф., д.филос.н., Перова Ю.
  4. Ф-программа вступительного экзамена в аспирантуру Утверждаю (3)

    Программа
    Философия и история философии. Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления. Проблема возникновения философии. Философия и мифология.
  5. Учебное пособие для аспирантов и студентов всех специальностей Новосибирск 2006

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются: вопросы, связанные с историей философских учений, содержание и основные вопросы философской науки, современные подходы к решению социальных задач современного общества.

Другие похожие документы..