Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Чудес света было – 7. Это: Египетские пирамиды, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, храм Дианы Эфесской, статуя Зевса Ол...полностью>>
'Документ'
Курсом самолета называется угол в горизонтальной плоскости, заключенный между направлением, принятым за начало отсчета, и продольной осью самолета. В ...полностью>>
'Программа курса'
Цель: формирование и развитие профессиональной управленческой компетентности руководителей и специалистов системы образования, освоение основных спос...полностью>>
'Документ'
Длительное время объектом изучения истории отечественной военной журналистики были в основном издания, появившиеся после Октябрьской революции 1917 г...полностью>>

Вопрос Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопрос 10. Эволюция английского эмпиризма

Эмпиризм – учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, будто все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический эмп-зм (Беркли, Юм, Мах) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический эмп-зм (Ф.Бэкон, Локк, Гоббс) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир.

Бэкон Френсис (1561-1626). Родоначальник английского эмпиризма. Важнейшая задача человека - в покорении природы и целостном преобразовании культуры на основе познания природы. Для этого человеку нужно отказаться от ложных предрассудков. Единственно надежный метод познания - индукция, которая ведет к познанию законов; от них снова можно спуститься к опыту, придти к тем изобретениям, которые закрепляют власть человека над природой.

Основные работы: О достоинстве и приращении наук 1605, Новый органон 1620, Новая Атлантида.

Локк Джон (1632-1704). Главный представитель эмпиризма. Исследует происхождение, достоверность и объем человеческого знания, основы и степень веры с т. зрения психологии и теории познания. Этим он хотел побудить человека не заниматься вещами, которые выше его способности понимания. Отрицает врожденность идей, какими бы они ни были, теоритичсскими или практическими. Сознание сначала чисто, как белая бумага, и только с помощью опыта оно приобретает содержание - "идеи". Опыт же не является ни восприятием, ни самонаблюдением. Опыт различен у каждого индивида и народа, следовательно, безусловно само различие высших принципов.

Основной труд: "Опыт о человеческом разуме".

Беркли Джордж (1684-1753). Считает, что внешний мир не существует вне зависимости от восприятия и мышления. Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои "идеи" (=ощущения), он пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости. Идеи пассивны, они воспринимаются бестелесной субстанцией, душой, которая активна и может порождать идеи. Идеи потенциально существуют в божественном уме, но актуальнос существование они получают в человеческом разуме. Критика понятия материи с позиций номинализма (учение о том, что общие понятия - это только названия единичных предметов, не отражающие их свойств и качеств) как внутренне противоречивого и бесполезного ддя познания. Отрицает мировоззренческое значение науки. Бытие вещей состоит в том, что они воспринимаются, вообще нет ничего реально существующего, кроме субстанции духа, души и моего Я. В 19 в. на Беркли ориентировались эмпириокритицисты и прагматисты.

Основной труд: "Трактат о началах человеческого знания".

Юм Дэвид (1711-1776). Задача знания - не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. Единственный достоверный предмет знания - объекты математики - все ост. предметы исследования касаются фактов, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта. Действительность - лишь поток впечатлений, причины которых неизвестны и непостижимы. Отрицал объективный характер причинности (причинность нс может быть никак доказана). В этике развил теорию утилитаризма, объявил полезность критерием нравственности. Его скептицизм, агностицизм - один из истоков неопозитивизма. В философии религии - отвергал всякие учения о Боге. Основной труд: "Исследование о человеческом разуме"

Вопрос 10(вариант). Эволюция английского эмпиризма. (Бэкон, Локк, Юм)

Основы английского эмпиризма были сформулированы Френсисом Бэконом (1561-1626).

Центральная часть философии Б. учение о методе. Метод - величайшая преобразующая сила, т.к. правильно ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека, максимально поднимает ее эффективность. Метод указывает кратчайший путь к познанию.

Метод основывается на признании ведущей роли в познании опыта - эмпиризм. Познание - изображение внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, которые нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. “самое лучшее доказательство ест опыт, если он корениться в эксперименте.

Б. был сторонником крайнего эмпиризма. Он разграничивает опыт на плодоносный (практическая польза исследования) и светоносный (теоретическое исследование в целях более глубокого познания предмета). Б. не абсолютизирует роль практической пользы, указывает на значимость светоносных опытов.

Опыты по Б. должны ставиться по определенному методу. Таким методом в философии выступает индукция. Индукция необходима для наук, опирается на показания органов чувств, единственная истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции - наоборот.

Предложенный Б. метод предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице:

  1. таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления)

  2. таблица отклонения или отсутствия (случаи отсутствия признака)

  3. таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном предмете)

  4. таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не типичны для данного явления)

  5. таблица сбора плодов (формирование вывода)

Д.Локк (1632-1704)

Первым в наиболее общем виде сформулировал задачу исследования происхождения и объема человеческого знания. Всесторонне обосновал положение об опытном происхождении всякого знания.

Категорически отвергает существующую теорию о врожденных идеях. Говорит, что те или иные идеи принимаются не по причине своей врожденности а в следствии своей полезности. Отвечая на вопрос каков источник этих идей, Л. формулирует основной принцип эмпиризма - все знание основывается на опыте.

Различает два вида опыта: внешний (совокупность определений) и внутренний(наблюдения ума над своей внутренней деятельностью). источником внешнего является материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе возникают простые идеи, имеющие реальное содержание.

Внешний опыт или рефлексия - деятельность ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Деятельность ума протекает только на основе чувственных данных, возникающих раньше идей рефлексии. Душа не может мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления.

Но при получении идей рефлексии наш ум на пассивен, а активен, строит из простых идей другие. Внешний опыт - основание для всего последующего знания.

По способам образования и формирования идеи делятся на простые и сложные. Простые содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на составляющие элементы. Сложные идеи образуются из простых идей в результате самодеятельности ума. В соответствии с характером образования различает три вида сложных идей: 1) идеи модусов или эмпирических субстанций, либо зависят от первичных основании или имеют их свойства; 2) идеи отношения, состоящих в сопоставлении идей; 3) идеи субстанции, т.е. носитель простых идей не имеющий самостоятельного существования.

Второе положение эмпиризма послужило основанием для физики: это теория о первичных и вторичных качествах. Первичные - неотделимые от тела (плотность, протяженность, движение и покой, число). Вторичные - цвета, запахи, звуки и т.п. Первичные качества исконно присущи телам и неизменны, а вторичные существуют только в восприятиях субъекта.

Д. Юм (1711-1776)

Основой всего процесса познания является опыт. Юм исключает из понятия опыт объект, существование материального мира вещей, независимых от нашего сознания.. Утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятии. То, что стоит за этими образами и восприятиями не поддается рациональному обоснованию.

Люди в силу природного инстинкта или предрасположенности готовы верит своим чувствам. Т.о. Юм видит задачу философии в постижении субъективного мира человека., его образов, восприятия, определение тех отношений, которые складываются между ними в человеческом сознании.

Юм осмысливает опыт как процесс. Основными элементами его являются восприятия(перцепции), которые состоят их двух форм познания: впечатлений и идей. При этом под восприятием подразумевается всякое содержание сознания независимо от источника его формирования. Впечатления - перцепции, которые входят в сознание с наибольшей силой и охватывают все ощущения. Под идеями подразумеваются слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении.

Юм делит все впечатления на “впечатления ощущения” (причина появления неизвестна) и “впечатления рефлексии” (возникают в результате действия на ум некоторых ощущений). Все впечатления сохраняются и перерабатываются в уме в иди с помощью способности памяти и воображения. Вся творческая сила ума сводится к способностям соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый внешними чувствами или опытом.

Вопрос о связи между идеями формулируется как проблема ассоциаций., которые бывают трех типов: 1) по сходству, 2) по смежности в пространстве и времени, 3) по причинности. Все типы ассоциаций или принципы на являются врожденными свойствами человека, а получены из опыта.

Вопрос 11. Социальная философия французского Просвещения.

18 век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия, - вот пафос эпохи Просвещения. В 18 столетии были продолжены и углублены критика средневековой схоластики, апелляция к разуму вместо авторитета и традиции. После более чем тысячелетней ночи средневековья наступает эпоха разума и света, возрождения свободы, расцвета наук и искусств.

Акценты:

  1. значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность;

  2. критика, которую в эпоху Возрождения и в 17 веке философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики.

  3. Социальная направленность.

В центре просветительских теорий была теория естественного права и общественного договора, идеологически подготавливающая и оправдывающая грядущую социально-политическую перестройку. Согласно этой теории каждый человек обладает естественным (природным) правом на жизнь и на свое место в мире. И этого права у него тем больше, чем у него больше сил. Но личный интерес должен быть подчинен общественному: люди сами добровольно должны отказаться от части своих естественных прав, передавая, делегируя их верховной власти гос-ва. Т.о. общественный договор между государством и народом: одна сторона жертвует своей частью прав, другая берет на себя обязанность и заботу обеспечить общественный мир и согласие.

Шарль Луи Монтескье.

Происходил из дворян. Его заслуга состоит прежде всего в том, что он сформулировал новый взгляд на сущность общества.

М пытался объяснить возникновение и развитие общества на основе естественных факторов и найти такие принципы общественного устройства, которые гарантировали бы соц.стабильность и способствовали бы развитию гражданских добродетелей.

Крупнейшими работами М были «Персидские письма», «О духе законов».

М считал, что в обществе как и в природе существуют опред.закономерности, что климат определяет облик человека, что поверхность почвы, ее размеры определяют форму правления государства. Все законы он делил на естественные, вытекающие из природы человека, и на позитивные, установленные законодателями.

М был противником точки зрения Гоббса, что естественное состояние человека – это война всех против всех. Наоборот М считал, что в изначальном естественном состоянии каждый чувствует себя неполноценным и едва ли кто-нибудь чувствует себя равным другому во всем, и поэтому никто не стремится нападать на другого, поэтому мир между людьми был первым естественным законом человечества.

Позитивные законы М делил на 3 типа: 1) те законы, которые регулируют отношения между людьми («международное право»); 2) законы, регулирующие отношения между властью и подданными («политическое» или «общественное» право); 3) законы, регулирующие отношения между людьми как гражданами («частное гражданское право»).

Наиболее значительная его идея – это идея взаимоотношения законов и среды. На принимаемые законы, по его мнению, влияют физический характер страны: площадь, почва, климат, осн.занятия населения.

М был сторонником политического компромисса и считал, что компромиссные законы могут изменить общественную среду.

Он тоже как и многие различал 3 типа правления: 1) республика (она может существовать в 2 видах – демократическая и аристократическая). Республ.форма правления основывается на добродетели. 2) монархия – она может быть абсолютной и конституционной и основывается на чести и на законе, ограничивающем власть одного человека. 3) деспотия – это такое правление, когда власть одного человека держится на страхе и не ограничивается никакими законами.

Под полит.свободой он понимал право человека делать то, что дозволено законом. Любая власть, по его мнению, должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих властей должна сдерживать друг друга. Лучшим типом госуд.устройства для М была монархия, в которой монарх имел 2 права – наложить вето на закон парламента и распустить парламент. Функциями парламента должны быть определение размеров налогов, формирование армии, контроль за исполнением законов. Судебная власть обязательно должна быть выборной.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер.

Принадлежал к высшим слоям 3-го сословия во Франции. Происходил из семьи нотариуса.

В 1717 г за пародию, сочиненную в адрес герцога Орлеанского, был посажен в Бастилию.

Размышляя над проблемами жизни, В поставил перед собой задачу – очистить челов.разум от предрассудков и суеверий. Не смотря на то, что все работы В были антирелигиозными, он не отрицал религию вообще, а выступал лишь за религиозную свободу.

Так он считал источником Любой религии невежество и фанатизм людей, а также их страсть к обману. В даже высказал оригинальную идею, что религия в обществе возникла тогда, когда впервые встретились мошенник и глупец.

Философию же как науку В считал самым великим орудием разума в борьбе против всего неразумного, т.е. прежде всего против отживших порядков в обществе. И в то же время ему принадлежит мысль, что общество будет существовать столько, сколько будет существовать Бог, потому что только Бог мог создать такой организм как общество.

По мнению В, в обществе достаточно и фанатиков и атеистов, а фанатизм и атеизм – это два полюса ужаса. И чтобы в обществе, где существуют два таких полюса, соблюдались законы нравственности, Бог необходим.

Человека В понимал как существо общественное. Общественность его закл. в том, что в обществе он живет не один, а среди себе подобных и значит вынужден научиться строить отношения с другими.

В говорил, что в мире царит зло, и нужно не говорить об этом, а искоренять его.

Очень интересно В понимал и равенство людей. Он был сторонником только равенства людей в политике, перед законом и правом, а вот имущественное и социальное неравенство он считал предпосылкой сохранения соц.равновесия и нормального развития общества.

Свобода, в его понимании, - это свобода воли, ограниченная законом. Законодатель – это обязательно просвещенный монарх, «философ на троне». Если человек, который стоит во главе государства будет постоянно очищать свой разум от предрассудков, от отживших идей, то он сможет проводить в обществе прогрессивные реформы.

Жан Жак Руссо (1712-1778).

Он был представителем самых низких слоев 3-го сословия. Главной проблемой его исследований была тема появления неравенства в обществе.

Творчество Р было крайне богато: он занимался театральным творчеством, критикой науки и цивилизации, экономикой, политикой и педагогикой. Наиболее известны две его работы: роман «Новая Элоиза» и сугубо философская работа «О влиянии наук на нравы».

Р считал, что современная ему цивилизация была цив-цей неравенства и что развитие науки, к сожалению, не совершенствует нравы общества. По его мнению, основой жизни общества являются «телесные потребности» или материальные, а духовные потребности людей – это всего лишь украшения для общества.

Р одним из первых обнаружил, что развитие культуры в обществе приводит к созданию искусственных потребностей. И что человек в обществе с высокой культурой недалеко ушел от своего первобытного предка, потому что культурный человек, как правило, стремится казаться иным, чем он есть в действительности.

Р считал, что источник общественного зла лежит в имущественном неравенстве. Имущ.нер-во – это только 1-я ступень общественного неравенства.

2-я ступень связана с возникновением гос-ва, когда бедные и богатые заключили договор, который и привел к возникновению гос.власти. Создавая гос.власть, люди полагали, что она станет гарантом справедливости и мира. 3-я ступень нер-ва связана с превращением законной власти в деспотизм. Если раньше народ был обманут гос-вом и законом, то деспот обманывает и закон, и народ. Поэтому Р считает, что когда в обществе происходят события, ведущие к установлению деспотизма, то народ имеет право на бунт. Следовательно, вывод такой: возникновение имущ.нер-ва в обществе приводит к установлению взаимной зависимости людей друг от друга.

У людей в древности никогда не было инстинкта общества, чел.жил изолированно и был свободен, поэтому естественным состоянием возникшего общества должно быть состояние, когда чел.не зависит от других людей ни как производитель, ни как потребитель. Прийти к такому обществу в перспективе нельзя, но к нему можно вновь вернуться. В этом естественном состоянии все люди были равны. Никто не возвышался над другими, никто не знал, что такое имущество и собственность. Это было время, когда люди были нравственно не испорчены.

Природа пыталась не допустить объединения людей, но оказалась бессильной. Способность людей к самоусовершенствованию привела к развитию разума, а размножение людей поставило проблему питания. Именно на этом выросла зависимость людей друг от друга.

Первобытный строй – детство человечества. Возникновение земельной соб-сти привело к нравственному вырождению людей и к возникновению власти: «Тот чел., который заселил определенный клочок земли, провозгласил: «Это мое!» и нашел достаточное кол-во простодушных людей, которые ему поверили, был действительным основателем гражданского общества. Сколько преступлений, войн, убийств и ужасов не коснулось бы чел-ства, если бы некто вырвал колья, засыпал рвы и обратился бы к своим друзьям со словами: «Опасайтесь слушать этого мошенника». Вы погибли, если забудете, что плоды принадлежат всем, а земля – никому.»

Прямым следствием возникновения частной собст-ти стали противоречивые интересы людей, конкуренция и жажда обогащения за счет других.

Естественное состояние общества сменилось ужаснейшим состоянием вражды.

По мнению Р, сувереном, т.е.единственным правителем общества, возникшего на основе обществ.договора, может быть только объед.народ, т.к. только он – гарант полезного и правильного развития общества. При обществ.договоре чел.теряет свою собст.свободу и неогр.право на все, что его искушает и чего он может достичь. Обретает он гражд.свободу.

+ Дидро, Гольбах, Гельвеций

Вопрос 12. Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы и понятия).

Иммануил Кант - основоположник немецкой классической философии (1724-1804). В философском развитии Канта различают два периода – «докритический» (до 1770 г.) и «критический». Если до начала 80-х его интересовали главным образом естественно-научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, и т.п., т.е. всей системы философии.

Главные произведения критического периода: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.) и «Критика способности суждения» (1790 г.). Основу всех трёх критик составляет учение Канта о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе – «вещах в себе». Познание начинается , по Канту, с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является (нашему знанию доступны только явления вещей (феномены). Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. Т.е. при помощи чувств мы не можем постичь окружающий мир. По Канту мир ноуменов (мир «вещей в себе») содержательно не познаваем для человеческого разума. Все попытки его познать обречены на провал, благодаря неразрешимым противоречиям (антиномиям).

Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны, т.е. не особая, самостоятельная сущность. Чувственный впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они, по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори.

Категории рассудка (априорные формы рассудка):

  1. Количество (всеобщность, множество, единичность)

  2. Качество (реальность, отрицание, ограничение)

  3. Отношение (субстанция, причинность, взаимодействие)

  4. Модальность (возможность, действительность, необходимость)

Синтез категорий создает предметность (правила для расположения ощущений в пространстве и времени, которые создаются трансцендентальным субъектом). Понятия рассудка сами по себе бессодержательны, содержание им даёт лишь чувственность. Рассудок сам конструирует предмет, т.е. мы познаем только то, что сами создали – суть трансцендентального субъекта. Законы природы – принципы организации трансцендентального субъекта. Категории рассудка можно употреблять только в пределах опыта, всякая попытка использовать их для понимания «вещей в себе» приводит к дефолту.

Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения – знание выражается в суждении.

Виды суждений:

  1. Аналитические – не дается нового знания о предмете.

  2. Синтетические – позволяют осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта (априори + апостериори).

Принципиальные суждения для Канта имеют априорные синтетические суждения – в них выражается необходимость и строгая всеобщность, как сущностные характеристики самого знания.

Наши знания, по Канту, - не мертвый слепок вещей и связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Но будучи великим конструктором, воображение не всемогуще. Логический каркас категорий, по Канту, априорен. Трансцендентальная философия – это не теория «врожденных идей», т.к. в таком случае они были бы лишены познавательной силы. (трансцендентальное – сверхкатегориальное – всеобщее, сверхчувственное свойство бытия, которые познаются интуитивно (до всякого опыта – вне апостериори). Человек, приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий. Оба эти источника позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего. (трансцендентный – то, что противоположно имманентному (внутренне присущему), то, что находится за границами познания).

В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антрополлогические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания (трансцендентальная апперцепция – априорное (существующее вне опыта), изначально чистое и неизменное сознание, которое служит условием единства мира явлений, получающего от него свои формы и законы). Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познания, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для объединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.

По Канту человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где всё детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но, с другой, помимо этой эмпирической реальности у человек есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг. Отсюда Кант делает вывод: свобода и есть и её нет. Такое противоречие Кант именует антиномией свободы. Он говорит и об иных антиномиях, например об антиномии конечного и бесконечного. В результате он приходит к выводу: Бог – «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога – значит быть добрым, значит быть вообще истинно нравственным.

Понятие идеи у Канта – не сверхчувственная сущность (как у Платона), а представление о цели, к которой стремится наше познание.

Мир явлений – детерминирован механистически, в нем нет места субстанции.

С помощью категории субстанции строится мир опыта.

Субстанция – неделима.

Мир явлений – бесконечно делим.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа кандидатских экзаменов по философии для аспирантов и соискателей

    Программа
    Программа, как это и предусмотрено Положениями об аспирантуре и о порядке присуждения ученой степени кандидата наук, предполагает дополнительное углубленное изучение философии при подготовке к кандидатскому экзамену для аспирантов
  2. 1. Мировоззрение: сущность и формы. Мировоззрение и философия (1)

    Документ
    Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош.
  3. Программа составлена коллективом ученых философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета под руководством проф.

    Программа
    Программа составлена коллективом ученых философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета под руководством проф., д.филос.н., Перова Ю.
  4. Ф-программа вступительного экзамена в аспирантуру Утверждаю (3)

    Программа
    Философия и история философии. Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления. Проблема возникновения философии. Философия и мифология.
  5. Учебное пособие для аспирантов и студентов всех специальностей Новосибирск 2006

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются: вопросы, связанные с историей философских учений, содержание и основные вопросы философской науки, современные подходы к решению социальных задач современного общества.

Другие похожие документы..