Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В субботу, 10 апреля, в Колокольном зале гостиницы «Елгава» в 13-00 начнется торжественное собрание в честь 65-летия Победы над фашизмом. В собрании п...полностью>>
'Документ'
Українським науково-дослідним інститутом пожежної безпеки (УкрНДІПБ) МВС України (канд. техн. наук Откідач М.Я.,  Нехаєв В.В. – керівник розробки, Сок...полностью>>
'Документ'
кероване виділення (Grop) створює прямокутну область із фіксованими вершинами й відзначеним центром, щодо яких надалі можна робити точні настроювання ...полностью>>
'Документ'
Зміст модуля: Предмет, об’єкт і завдання економічного аналізу. Методи і прийоми економічного аналізу. Види економічного аналізу та його інформаційне ...полностью>>

Вопрос Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопрос 55. Роль научной рациональности в развитии общества.

1. Фейерабент: научная рациональность - потенциальный носитель догматизма и авторизма; при определенных социальных условиях может выступать как средство укрепления всевластия авторитарной догмы, от имени которой определенные социальные силы могут осуществлять свое господство над людьми. Считал, что значение и роль рациональности не следует слишком преувеличивать. Более того, науку следует лишить центрального места в обществе и уравнять ее с религией, мифом, магией и другими духовными формообразованиями.

2. Швырев: специфика рациональности науки, как формы рационального аппарата, моделирования реальности. Рациональное сознание создает особый мир идеальных конструкций (теоретический мир)  отрыв теоретического мира от мира, в котором существуют живые индивиды. Свойственная рациональному сознанию установка на фиксации в идеальных конструкциях - закон, объективная необходимость и т.д. - может приводить к претензиям на авторитет по отношению к другим формам - нравственным, эстетическим религиозным. Отчужденные от действительности идеальны конструкции при определенных соц. условиях превращаются в догму, которая выступает в качестве тотального плана преобразования - общества, людей. природы и т.д.

Это может проявляться в форме тоталитаристской идеологии и в форме конформистского сознания.

Рац. поведением с точки зрения конформиста является успешное решение возникающих задач в заданных рамках внешней социальной детерминации, т.е. адаптация и приспособление.

3. Степин: рациональность науки организует все разнородные знания в некоторую целостность, определяет стратегию научного поиска и обеспечивает включение его результатов в культуру соответствующей эпохи.

4. М.Вебер считает, что позитивный вклад науки в практическую и личную жизнь людей состоит в том, что она разрабатывает, во-первых “технику овладения жизнью” - как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых - методы мышления, ее “рабочие инструменты” и вырабатывает навыки общения с ними.

5. Сциентизм. Наука превыше всего и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Только с помощью науки можно решить все общественные проблемы.

6. Антисциентизм. Наука не в состоянии обеспечить социальный прогресс и улучшение жизни людей.. абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники.

Понятие рациональности в истории мысли формировалось как производное от “рацио” - разума, то есть определение того человеческого мироотношения, которое исходит в суждениях о мире и человеке из данных мысли, логических операций, проверяемых достоверных расчетов.

Рационализм - оптимистическое отношение к реалиям, исходящее из возможности прозрачно вместить в свою субъективность все богатство действительности. Это тот подход к миру, которой усматривает в разуме высшую из способностей человека.

В современных условиях возникла необходимость введения в понятие рациональность представления о ее историчности, так как сам разум тоже историчен.

В самом широком смысле Р может быть истолкована как способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

Наука выступает как рациональное знание, ориентированное на добывание истины, расширяемой и обновляемой, той истины, которая предстает как логически организованная и доказуемая.

В техногенной цивилизации конца 20 века научная рациональность обретает особую значимость. Отношение к миру с позиций научной рациональности утверждает уверенность человека в возможности осуществления контролируемых изменений себя и мира, достижения оптимального согласия человека с миром и самим собой. Наука сегодня во многих случаях единственный источник принципиальных инноваций в технику и технологию.

Вопрос 56. Россия, Восток, Запад: диалог культур в современном мире.

Запад и Восток понимаются не как географические, а как геосоциокультурные понятия.

Запад.

Особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в 15-17 вв. Цивилизацию этого типа называют техногенной. Ее основные черты -быстрое изменение техники и технологий, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются научные, НТР, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной Среды, в которой протекает его жизнедеятельность. В свою очередь это сопровождается динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении жизни одного-двух поколений происходит изменении образа жизни и формирования нового типа личности.

основные ценности западной культуры (по Веберу):

- динамизм, ориентация на новизну

- утверждение достоинства и уважения человеческой личности

- индивидуализм, установка на автономность личности

- рациональность

- идеалы свободы, равенства, терпимости

- уважение к частной собственности.

Восток.

Восточный тип получил название “традиционного общества”.

Геополитически восток связывается с культурами Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта, образованиями мусульманского мира. Эти культуры были ориентированы воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни. Традиционные образы поведения рассматривались как некая ценность. Виды деятельности, их средства и цели менялись очень медленно. В мировоззренческом аспекте отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхественный. Отрицание индивидуалистического начала и ориентация на коллективизм.

Стоят вопросы: как соотносится в культуре России западной и восточное, возможен ли и необходим ли самобытный путь развития России?

Середина 19 века - спор западничества и славянофильства. Западники не стремились подчеркивать особенности российского культурного опыта и считали, что Россия должна перенимать все лучшие достижения западной культуры и образа жизни. Славянофилы отстаивали идею самобытности российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народов православию, кот. является источником русской души, культуры и т.д.

Вопрос о развитии пути России еще большее значение приобретает после Окт. Рев.

Бердяев считает, что для определения национального типа невозможно дать строго научное определение. Главный вопрос в том, в том, что представляет из себя умопостижимый образ русского народа, его идея.. Считает, что для постижения России нужно применить теологические добродетели веры, надежды, любви. Одна из важнейших характеристик русской души - глубокая поляризованность и противоречивость, связана по его мнению с тем, что в Росси сталкиваются и приходят во взаимодействие Восток и Запад. русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия - целая часть света, огромный Восток-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала: восточное и западное. Два противоположных начала легли в основание русской души: языческая стихия и аскетически-монашеское православие. Эти противоречивые черты русского национального характера определяют по Бердяеву сложность и катаклизмы российской истории.

Другое направление - т.н. евразийское движение (Карсавин, Трубецкой, Норовский и др.). Это течение среди русской эмиграционной интеллигенции с начала 20-х до конца 30-х гг. Евразийство рассматривает Россию как Евразию- особый этнографический мир, занимающий серединное пространство Азии и Европы.. Этому миру принадлежит и своя самобытная культура, равно отличная от европейской и от азиатской. Но они подчеркивали азиатский крен русской культуры, заявляя, сто русская революция прорубила окно в Азию. Они считают, что Мировая война и русская революция - исчезновение прошлой России, разложение Европы и кризис Запада. А Запад полностью исчерпал свою духовно-историческую потенцию и должен перейти на периферийную роль. Будущее же принадлежит России, а вместе с тем и всему православному миру - идут в след за славянофилами.

Вопрос 59. Средства и методы эмпирического познания.

Вопрос 60. Средства и методы теоретического познания.

В каждой отрасли науки- подсистеме развивающегося научного знания можно выделить два основных уровня эмпирический и теоретический. Они различаются друг от друга по трем основным критериям:

  • характер предмета исследования;

  • тип применяемых средств исследования;

  • особенности методов исследования.

Эмпирическое познание

Теоретическое познание

1. Предмет исследования:

явления и их взаимодействия

сущность явлений, их закон

2. Сущность:

Э зависимость - результат индуктивного обобщения опыта - вероятностно-истинное знание

Т закон - знание достоверное, получение требует особых рациональных исследований, процедур.

3. База исследования:

практическое взаимодействие с объектом: наблюдение, экспериментальная деятельность

объект излучается опосредованно, в мысленном эксперименте.

4. Основа научного познания - оперирование абстракциями:

эмпирические объекты - абстракции, выделяющие в деятельности некоторый набор средств и отношений вещей

теоретические объекты наделимы не только теми признаками, которые можно обнаружить у реального взаимодействия, но и теми, которых нет ни у одного объекта.

5. Методы исследовательской деятельности:

наблюдение, реальный эксперимент, описание и др.

идеализация (т.е. построение идеального объекта), метод восхождения от абстрактного к конкретному

Вопрос 61. Наука в системе культуры.

Степин: рациональность науки организует все разнородные знания в некоторую целостность, определяет стратегию научного поиска и обеспечивает включение его результатов в культуру соответствующей эпохи.

Выделяет три блока оснований науки:

  1. Уровень идеалов и норм, характеризует специфический подход научной деятельности в отличии от др форм (т.е. искусства и пр.). Система этих установок - стиль мышления эпохи.

  2. Научная картина мира - синтез знаний, получаемых в различных науках, содержит общие представления о мире.

  3. Философские идеи и принципы - обеспечивают включение научного знания в культуру. Любая новая идея нуждается в состыковке с ценностями культуры данной эпохи.

Философия базируется на всем культурном материале человека. наука - отдельная область этой культуры  из большого поля философской проблематики и вариантов ее решения, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые ее идеи и причины.

Вопрос 62. Современные концепции и модели развития науки и научного знания (неопозитивизм, Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд, Холтон).

Неопозитивизм начинается в 20-3- гг 20 века. Неопозитивизм начинает свою борьбу за “подлинную философию” с критики метафизики. Философия по мнению позитивистов, должна быть преобразована, к ней необходимо предъявить строгие требования, которые сложились в современном естествознании и математике.

Первый вариант неопозитивизма - логический неопозитивизм. Считает, что задача философии сводится к логическому анализу научных высказываний и обобщений. Все высказывания делятся на три основные категории:

1) логико-математические (аналитические)

2) эмпирические (синтетические)

3) метафизические (научно-неосмысленные)

Философия должна проанализировать высказывания, имеющие хождения в науке, на основе анализа изъять из науки все научно-неосмысленные высказывания, обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного научного рассуждения. Критерием научности была вдвинута верификационная концепция или принцип верификации высказываний (от лат - истина). Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказывания с непосредственным опытом человека.

Однако, в ходе исследований выявилось, что многие высказывания науки невозможно свести к непосредственному опыту ( о фактах прошлого и высказывания, носящих широкий, обобщающий характер, формулирующих законы природы). Логический позитивизм встал перед дилеммой: либо исключить эти высказывания из науки, либо дать новое истолкование принципа верификации. Критики неопозитивизма показали, что сам принцип верификации не может быть верифицируемым. так обнаружилась внутренняя противоречивость исходных установок неопозитивизма. Наука опирается на опыт. Но не может развиваться только на основе опыта.

Постпозитивистскую стадию в разработке проблем методологии научного познания наиболее ярко представляет критический рационализм. С точки зрения критического рационализма предметом изучения являются не высказывания, а наука как целостная, динамичная, развивающаяся система. Научное значение является целостным по своей природе. Его нельзя разбить на отдельные высказывания или на независимые друг от друга уровни: уровень наблюдений (эмпирический) и уровень теории (теоретический).

Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не верифицируемы. Фальсификация по Попперу (опровержение неистинности) - это принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относящегося к науке. Этот принцип используется Поппером как разграничительная линия в отделении научного знания от ненаучного. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказывание, которое не опровергнуто опытом. Утверждает взгляд на науку как на постоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения. Причем развитие научного знания на следует представлять как прогрессивный процесс, т.е. процесс накопления. Научные теории независимы друг от друга. В науке постоянно происходит процесс перестроек теории.

Кун считает, то не следует представлять науку как собрание истинных или ложных идей, высказываний, теорий, развивающихся по своим собственным законам - закона познания. В науке действует человек-ученый как субъект научной деятельности. при этом Кун подчеркивал, что научное познание осуществляется не ученым-одиночкой, а сообществом ученых профессионалов. Т.о. Кун исходит из представления о науке как о социальном институте. Главным объединяющим началом сообщества ученых является единый стиль мышления, признание данным сообществом определенным фундаментальных теорий и методов исследования - парадигмой. Парадигмы являются источником методов, проблемных ситуаций, стандартов решения проблем, принятых а тех или иных сообществах ученых. Более низким уровнем организации научного знания является научная теория в рамках той или иной парадигмы. теории, существующие в рамках той или иной парадигмы не сопоставимы. Кун называет парадигмы дисциплинарными матрицами, которые состоят из четырех элементов:

1) символические обобщения

2) метафизический общеметодолигический представления.

3) ценности

4) признанные примеры.

Развитие науки представляется Куном как скачкообразный, революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм или дисциплинарных матриц. Парадигма как привычный стиль мышления расшатывается , и на каком-то этапе наступает кризис основных исходных понятии в данной науке (кризис как с содержательной стороны, так и с эмоционально-волевой).

Близкую по смыслу теорию развития науки представил Лакатос. основной структурно-динамической единицей его модели науки является научно-исследовательские программы, кот. можно оценить на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблем. Прогрессивный - научная революция - когда е теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рос, т.е. когда она может предсказать новые факты. регресс - запоздалое объяснение научных открытий и фактов.

История развития науки - это история борьбы и смены конкурирующих исследовательских программ, которые соревнуются на основе их эвристической силы в объяснении эмпирических фактов, предвидений путей развития науки и принятия контрмер против ослабления этой силы. Внутренняя теория науки базируется на движении идей, методологии, методик научного исследования, то, что по словам Локатоса, составляет собственное содержание науки. Внешняя история - формы организации науки и личностные факторы научного исследования.

Наиболее радикальные позиции занимает Фейерабенд. Выдвинул методологический принцип пролифирации (размножения) теорий. Согласно этому принципу ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с уже существующими и признанными, это способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Познание в таком случае представляется океаном постоянно увеличивающихся альтернатив, каждая из которых принуждает другие уточнять свои исходные позиции, и все вместе они, благодаря процессу конкуренции, развивают мощь человеческого мышления.

Ф. отвергает в науке существует теоретически нейтрального эмпирического языка. Разные теории имеют разные наборы постулатов и значения их терминов не только инвариантны, но и несопоставимы друг с другом - вывод о несоизмеримости конкурирующих и сменяющих друг друга альтернативных теорий.

Соединение плюрализма теорий с их несоизмеримостью порождает анархизм. Каждый ученый может разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Деятельность ученого не подчинятся рациональным нормам. Развитие науки иррационально: новые теории побеждают и получают признание не в силу рационально обоснованного выбора, и не в силу того, что они ближе к истине и более соответствуют фактом, а в силу пропагандистской деятельности их сторонников.

Дж. Холтон. Тематический анализ науки.

В истории науки- сквозные темы (пространство, время и т.д.). Их менее 100.

Как возникаю темы - зарождение новых идей - сам процесс - изучение его.

Философия науки - публичная наука.

Траектории для формирования новых идей:

- публичное знание

- индивидуальность ученого ( в т.ч. - внутренняя)

  • социально-культурный контекст

Вопрос №62(вариант). Современные концепции и модели развития науки и научного знания (неопозитивизм, К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, Дж.Холтон).

Позитивизм. Его родоначальник – О.Конт (1798-1857). В его толковании позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное (положительное) научное знание как философское. Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему “положительного” знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты. Построение такой системы возможно по нему при создании научного метода познания, позволяющего находить и создавать систему этого положительного философского знания. “Знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой”. Позитивиз выступает с требованием ‘чистого опыта’, т.е. исследования явлений без философии и какого-либо оценочного знания. Конт полагал, что позитивная философия должна представлять собой окончательное состояние человеческого ума, ибо наблюдение – это универсальный метод приобретения знаний. Развитие же науки Конт понимает как накопление полученных знаний и прежде всего законов. Знания, т.о., предстают как описательные знания и противопоставляются тенденции объяснения. Познание у Конта не идет дальше эмпирического мира, т.е. мира феноменов.

Неопозитивизм. Становление неопозитивизма, иначе логического позитивизма, связывают с деятельностью т.н. Венского кружка, в который входили М.Шлинк, Ф.Франк, О.Нейрат, Р.Карнап, К.Гедель, и с деятельностью берлинского “Общества научной философии”, в которое входили Г.Рейхенбах, К.Гемпель и др. Эти два сообщества философов не придерживались согласованных позиций, но их объединял интерес к научному постижению мира, прежде всего на основе данных математики, логики и физики.

Основные принципы неопозитивизма.

  1. Отрицание метафизики как учения о первых принципах философии, отрицается значимость метафизики. Для нее не остается поля приложения, т.к. каждая область действительности изучается определенной наукой.

  2. Аналитические и синтетические предложения. Аналитическое предложение – такое предложение, истинность которого определяется его собственным содержанием, чего нет в случае синтетического предложения. Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим путем. Аналитические предложения априорны и логически необходимы, а синтетические – эмпиричны и логически не необходимы. Следовательно, все науки можно разделить на экспериментальные (физика, химия и т.п.) и неэкспериментальные (логика, математика). Предложения философии не аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны.

  3. Верифицируемость (проверяемость). Согласно принципу верификации, научная достоверность синтетических предложений подтверждается в эксперименте. Вводится понятие элементарного предложения, которое проверяется фактами непосредственно. Сложное синтетическое предложение д.б. сведено к элементарным, а последние сопоставляются с фактами. Но как обнаружили сами неопозитивисты, процедура верифицируемости не всегда достигает цели, т.е. этот принцип не всегда верен????

  4. Физикализм – убеждение в том, что в эмпирических науках все предложения должны, в конечном счете, сводиться к предложениям физики, т.к., по их мнению, все науки имеют один общий базис - физику.

  5. Эмотивизм в этике. Моральные предложения не поддаются верификации, и, следовательно, не являются ни истинными, ни ложными. Значение их состоит в выражении моральных эмоций.

Постпозитивизм. Основными представителями постпозитивизма являются К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд и Дж.Холтон.

К.Поппер (1902-1994). Основные работы: “Открытое общество и его враги”, “Логика научного исследования”, “Объективное знание”, “Реализм и цель науки”.

Считал неудачи с концепцией верификации не случайными, т.к. методология верификации строится на на убеждении, что знание м.б. абсолютно истинным, а это неверно. Рано или поздно на смену одной теории приходит другая, т.о. задача эпистемологии, т.е. философии научного познания, состоит не в поиске теории, а в разрешении проблемы роста знания. Рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Настоящая наука не должна бояться опровержений: рациональная критика и постоянная коррекция фактами является сутью научного познания. Поэтому свою философию Поппер называет критическим рационализмом.

Считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теориям, а переходя от гипотез к единичным высказываниям (это суть гипотетико-дедуктивного метода). Т.к. ни одна теория не м.б. подтверждена окончательно, то она, по определению, имеет гипотетический характер, т.е. ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Всякая теория ненадежна, подвержена ошибкам (принцип фаллибализма). Окончательно теорию подтвердить нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Сформулировал принцип фальсифицируемости – принципиальная опровержимость любого утверждения, относимого к науке, как критерий демаркации науки от ненауки. Научной теорией признается лишь та концепция, которая поддается сопоставлению с опытными данными, и, следовательно, в любой момент она может оказаться фальсифицированной.

Т.Кун (1922-???). Основная работа – “Структура научных революций”.

Для Куна определенного рода догматизм, твердая приверженность хорошо подтвержденным и плодотворным системам взглядов – необходимое условие работы. Основной прогресс в получении и расширении знания, с его точки зрения, происходит не тогда, когда ученые вовлечены в попперовские критические дискуссии, а когда сплоченная единством взглядов и основных идей группа специалистов занимается планомерным и настойчивым решением конкретных научных задач. Эту форму исследования Кун называет ‘нормальной’ наукой. Парадигмой Кун называет совокупность базисных теоретических взглядов, классических образцов выполения исследований, методологических средств, которые признаются и принимаются как руководство к действию всеми членами “научного сообщества”. В зрелых научных дисциплинах в период их устойчивого, нормального развития может быть только одна парадигма.

Революция в науке – это смена парадигм. Как они происходят? Мало-помалу, у ученых накапливаются вопросы, головоломки (в терминах Куна аномалии), которые не удается решить в условиях существующей парадигмы. Однако никто не кричит, что парадигма не работает, просто копятся проблемы, и вот когда их число становится критичным, начинается период кризиса в науке, бурных дискуссий, обсуждения фундаментальных проблем. Так на смену старой приходит новая парадигма. Длительные периоды поступательного развития и накопления знания в рамках одной парадигмы сменяются короткими периодами кризиса, ломки старой и поиска новой парадигмы.

Имре Лакатос (1922-1974). Основные работы: “Доказательства и опровержения”, “Фальсификация и методология научно-исследовательских программ”.

Выдвинул методологию научно-исследовательских программ. Основная проблема для него – объяснение значительной устойчивости и непрерывности научной деятельности. По Попперу, на смену одной теории приходит другая, старая теория отвергается полностью. Лакатос подчеркнул важность сравнения теорий друг с другом. К тому же сравнивать надо не просто теории, а научно-исследовательские программы (они содержат в себе несколько теорий). Структура научно-исследовательской программы состоит из жесткого ядра программы – это то, что является общим для всех ее теорий, т.е. это метафизика программы (наиболее общие представления о реальности, которую описывают входящие в программу теории); негативной эвристики – совокупность вспомогательных гипотез, которые предохраняют ее ядро от фальсификации, от опровергающих фактов, своего рода “защитный” пояс программы; позитивная эвристика – стратегия выбора первоочередных проблем и задач, которые должны быть решать ученые, позволяет определенное время игнорировать критику и аномалии и заниматься конструктивными исследованиями.

Лакатос считает, что ученые могут рационально оценивать возможности программы и решать вопрос о продолжении или отказе от участия в ней, для этого существует критерий рациональной оценки прогресса или вырождения программы. В двух словах, он означает, что в прогрессивно развивающейся программе каждая следующая теория должна успешно предсказывать дополнительные факты.

П.Фейерабенд. Критикует кумулятивизм, согласно которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний. Ярый сторонник тезиса о несоизмеримости теорий. Теории дедуктивно не связаны друг с другом, для них характерны разные тезисы и понятия. Отрицает возможнсоть универсального метода. Критерии рациональности не абсолютны, они относительны. Заслуга Фейерабенда состоит в настойчивом отказе от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука предстает как процесс размножения теорий, здесь нет единой линии.

Вопрос 64. Понятия и виды объяснения и понимания. Соотношение понимающего и объясняющего подходов в различных науках.

Герменевтика Путь понятия:

1. Первоначальное решение (что известно).

2. Уточнить то, что уже известно, и вернуться снова к деятелю.

Произведение  Писатель  Субъективный мир  Объективный мир  Произведение  Писатель (Герменевтический круг). От части к целому - Герменевтический круг. Надо прервать этот круг и выдать свое понимание и доказать его. Разрыв осуществляется в контексте интересов самого исследователя (следует, когда надо исследовать). История - есть несколько интерпретаций ее.

Основная проблема Герменевтики - проблема понимания. Герменевтика - “техника истолкования”. Связана так же и с развитием методологии науки. С разложением позитивистского взгляда признали, что решающими являются ценностные характеристики, личностные качества.

Понимание может трактоваться как:

  • некое интеллектуальное удовлетворение от процесса познания.

  • как некая научная роскошь, без которой можно обойтись

  • как сугубо личностный психологический феномен.

Однако Г претендует на поиск новых форм рациональности, альтернативных существующей науке. Эти формы рациональности, вырастающие из обыденного, распространяются на все, приобретают всеобщий характер.

Г как техника толкования древняя наука, называлась ранее экзегетика.

1 волна - в древности

2 волна - Реформация (буквально - прочтение Святого Писания)

3 волна - немецкий романтизм - Шеллинг (проблема адекватного прочтения античных источников и психологической интерпретации и толкования).

Современная Г пытается выйти с технических проблем на всеобщий уровень.

В настоящее время можно говорить о герменевтике в трех смыслах:

- как методология понимания

- как Г философия, связывающая человеческое бытие с культурой и растворяющее человеческое бытие в культуре.

- критическая Г

Ключевая проблема: как человек понимает. Условием понимания является “вхождение в круг”: чтобы понять надо объяснить, но чтобы объяснить надо понять - это круг. Целое понимается из знания частей, а часть из целого.

Гадамер подчеркивал, что понимание - удел того, кто смертен и осознает это.

Человеческое знание - это всегда знание в контексте. Гадамер называет этот контекст пред-рассудком. Пред-рассудок - это то, что до рассудка, то, что определяется конкретной культурной традицией.

Интерпретация - развертывание пред-понимания, перед вхождением в определенный герменевтический круг.

Существует 4 вида интерпретации:

1. языковая

2. стилистическая

3. историческая

4. личностная (психологическая).

Соотношение герменевтических понятий с другими методами:

По поводу объяснения и понимания. Все методы научного объяснения можно назвать методами понимания- за это Герменевтиков ругали.

Но понимание - шире. Оно затрагивает не только научные знания, понимание и интерпретация есть в познании, объяснение же возникает при встрече препятствий (наука).

Для Г важна основа понимания - то, что является постулатами для объяснения, выработка определений.

Привлекательность Г была в следующем:

1. глубокие культурные традиции (историко-культурный момент)

2. снятие проблемы субъекта и объекта в познании

3. снятие проблемы социального и личного (схоже)

4. момент рациональности.

Проблемы и последствия Г:

- Г приводит к одушевлению всех предметов. Природа получается полна смысла, надо его только вычленить.

- Г оказывается увлечением языком, а познание - дешифровка.

- остался непреоделенным момент разделения рационального объективизма и личностного субъективизма.

Понимание - осмысление человеком действительности в каком-то социально-культурном контексте.

Неокантианство

Ханс Файхинбер. О бытии мы можем судить только в понятиях. Понятия - суть фикции, психические образы. За каждым пониманием вещи стоит конкретная цель. Любую вещь мы понимаем в контексте какой-либо цели. НО содержание понятий - фикции. Проверкой понятий является чувственное восприятие.

Вопрос 65. Единство знания и проблема критериев выбора теорий.

По Куну существует 5 стандартных критериев выбора теории:

  1. Точность: следствия, выводимые из теории должны соответствовать результатам соответствующих экспериментов и наблюдений.

  2. Непротиворечивость: внутренняя и с другими теориями, применимыми в близких областях.

  3. Область приложения: следствия Т должны распространяться за пределы частных наблюдений, на которые она первоначально ориентирована.

  4. Простота: Т должна вносить порядок в явления, которые в ее отсутствии были изолированы друг от друга и составляли спутанную совокупность.

  5. Плодотворность: Т должна открывать новые горизонты исследования.

Эти критерии используемые вместе могут приходить в противоречие. Их вес может меняться.

На это влияет:

  • критерия разделяемые группой ученых и субъективными факторами каждого

  • т.н. “макисмы”, типа “семь раз отмерь, один - отрежь”.

  • ценности, норы, традиции общества. различные области творческой деятельности имеют различный набор ценностей.

Вопрос 66. Многообразие ценностных ориентаций науки как социального института.

Наука - вид социальной деятельности. Это не индивидуальная деятельность.

В этой связи вопрос можно рассматривать в трех аспектах:

  1. На социальном уровне: ценность науки как специфического вида деятельности для общества. Специфичность его в ориентации на истинное знание (на все виды экспертиз). Истинное - объективное - непротиворечивое - полное - простое знание. Эти критерии выражают ценности, на которые ориентируется наука в глазах общества.

  2. На социальном уровне - ценностные моменты в научном сообществе. Важна идентификация друг другом членов научных групп. Интеллектуальная скромность, бескорыстие, бесстрастность, независимость, объективность, критичность (к авторитетам), открытость для критики. Вебер отметил, что всем этим критериям можно приписать противоположные значения. Независимость и коллегиальность, критичность - уважение. Две ступени идентификации: свои и не чужие.

  3. Личностные ценности в науке. Существует масса теорий - теория мотиваций Маслоу. Теория успеха как двигателя всего.

Джемс - формула счастья = успех/притязания. Толстой читал ее так - дробь, в которой в числителе то, что говорят о тебе другие, а в знаменателе то, что ты думаешь о себе сам.

Но успех успеху рознь:

- успех как просто признание

- успех как признание у значимых других

- успех как преодоление (могу ли я?)

- успех как самопреодолнние (могу ли я это еще лучше?)

- стремление к успеху как призвание

Роль этих ценностных ориентаций в науке:

  1. Функция социального контроля (отличить ученого от неученого)

  2. организация научных коммуникаций

  3. избирательность научной деятельности

  4. Сплачивание научного сообщества

Таким образом ценностные ориентации в науке важны как на социальном так и на личностном уровнях.

Вопрос 67. Сциентизм и антисциентизм.

С - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании, как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. идеалом для С выступает не всякое научное знание, а результаты и методы естетсвенно-научного познания. Представители С исходят из того, что этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия.

Утверждается С в конце 19 века. Причем одновременно возникает и АнтиС. Последний подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах, толкует ее как силу чуждую и враждебную подлинной сущности человека. Противоборство С и АС принимает особенно резкий характер в условиях НТР. С одной стороны НП открывает все более широкие возможности преобразования природной и социальной деятельности, с другой - социальные последствия развития науки оказываются далеко не однозначными и ведут к обострению противоречии общественного развития. Именно противоречивый характер социальной роли науки и создает питательную почву для С и АС. При этом С выдвигает науку в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как АС возлагает на научное знание ответственность за социальные антагонизмы. Конкретными проявлениями С служит концепция науки, развитая в рамках современных школ неопозитивизма, технократических тенденций, пытающихся развивать социальное познание строго по образу естественных наук.

Современный мир сформировался в ряде факторов, основной из которых Научно-Технический Прогресс (НТП).

Основные особенности современного мира определяются НТП.

НТП - как основа современной цивилизации. Ему всего 300-350 лет. Именно тогда возникла индустриальная цивилизация. НТП пропитывает всю цивилизацию (деятельность, жизнь людей). Все связано с НТП, даже культура (создана индустрия размножения продуктов культуры). Следующая цель - видимо - эмоции.

НТП вещь двоякая: у него есть как положительные, так и отрицательные черты. Положительные - улучшение комфорта, отрицательные - экологические (комфорт à экологический кризис) и культурные (развитие средств общения à нет необходимости непосредственного контакта).

Отношение к нему тоже двоякое: несмотря на усиленное развитие НТП, на уровне культуры нет подобного роста. Даже, напротив, есть полярность. Одни говорят, что наука хорошо, другие - плохо.

45 % в Англии наука - больше добра (Сциентизм (СЦ));

38 % - уравновешено.

11 % - больше зла (Антисциентизм (АСЦ)).

2. Сциентизм - мировоззренческая ориентация, восславляющая НТП.

Антисциентизм - мировоззренческая ориентация, упрекающая науку за то, что она не может ответить на фундаментальные вопросы человеческого бытия.

Когда говорят о СЦ или о АСЦ, говорят о:

1)выражении СЦ или АСЦ в области истолкования социальной жизни;

2)в области познания.

СЦ) В 50-70 годы создано много концепций о будущем НТ развитии общества ( Г. Кан, З. Бжезинский, “Новая технократическая волна на Западе”, Москва, 1986, Прогресс). Там статья “Телематическое Общество” (полезно).

В журнале США за 1987 год статья “3 волна” (О. Тоффлер):

1 волна - связана с началом оседлых форм жизни (земледелия);

2 волна - с возникновением индустриального общества (300-350 лет назад).

3 волна - США, З. Европа, Япония (связана с новыми источниками энергии, демассификацией производства и средств информации). Новый образ жизни, новый способ производства, новая семья.

АСЦ) С Ж.Ж. Руссо ведется активная критика СЦ (усиление технократизма и рационализма). С 60-70 новая тенденция, основанная на экологическом принципе (Прогнозы Римского клуба). В наше время критика идет на этих двух принципах вместе. Наука не выполняет той просветительской деятельности, которую ждали ранее. Мировоззренческое значение науки не волнует в должной степени ни церковь, ни людей, ни самих ученых. В этом плане наукой не интересуются государственные структуры, их интересуют экономические вопросы, связанные с наукой.

В качестве культурного явления наука утратила свои позиции, оставаясь просто основой современной цивилизации.

СЦ и ФСЦ в области познания -гносеологический.

Основные тезисы СЦ:

1) все проблемы познания могут быть решены с помощью науки.

2) под Н. понимается комплекс точных наук (Ф., Мат., Химия).

Основные тезисы АСЦ - противоположные.

Философским выражением являются:

для СЦ - неопозитивизм;

для АСЦ - экзистенционализм.

Вопрос 68. Классическая и неклассическая наука. особенности стиля мышления в науке 20 века.

Под классической наукой понимается наука 17-19 веков.

Под некласической наукой понимаются новые веяния 20 века.

Для традиционной классической научной деятельности характерны следующие особенности:

- предмет исследования - макромир.

- изучаемая модель имеет какой-либо прообраз в реальном мире

- представления носят однозначный характер, описания - причинно-следственный характер

- отрасли классической науки обособлены друг от друга, сама наука обособлена от других сфер деятельности

- в научных описаниях классическая наука стремиться избегать субъективности, научные суждения подвергаются экспериментальной проверке.

В неклассической науке:

- предмет познания - не только макромир, но и мега и микромиры

- объект не поддается непосредственной наглядной интерпретации

- модель предстает не прообразом, а одним из аспектов раельности

- мир предстает вероятностным (вместо причинно-следственой связи), в ход идут другие детерминации - функциональные, структурные, системные, вместо объективности - субъективность

- научная деятельность не носит обособленный характер

- модели - ненаблюдаемые, или в лучшем случае частично

Возникает вопрос: является ли неклассическая наука наукой, рациональна ли она?

Рациональное в понимании классической науки - это то, что закономерно, что поддается описанию, что необходимо. Т.е. случайность - иррациональна, субъективное - иррационально, противоречие - один из признаков иррационального. Получается, что неклассическая наука с точки зрения классической иррациональна.

Классическая рациональность восходит к идее разумности (рационально - то, что разумно, при этом разум понимается как нечто имеющее постоянную природу и носящее богоподобный характер. Разум проявляет себя в рассуждении, умозаключении, т.е. логике. Этот разум находится в основе природы, человека и т.п.. В той степени, в которой природа разумна - она рациональна).

В 20 веке все эти идеалы рациональной разумности претерпели массу изменений.

Это связано с событиями происходившими в 20 веке - войнами, техногенными катастрофами. Человеческая разумность попала под серьезное подозрение: насколько она соответствует миру, насколько это представляет ценность.

Выяснилось, что человеческий разум обладает значительной долей иррациональности (Фрейд). Для человеческой культуры и следовательно науки оказались важными такие иррациональные явления как нонсенс, абсурд и пр.. Вообще в 20 веке сложилась традиция мизологии (ненависти к разуму и его претензиям, отрицание разума). Пришли к ому, что научное - это не только логически рациональное и непротиворечивое, это также и психика и чувства.

Было утверждено, что идея рациональности не исчерпывается идеей разумности. Рациональность не исчерпывается лишь наукой, она есть и в искусстве и в религии.

Что же есть рациональность? Идея рационального оказалась вполне соотносима с идеей эффективности. Идея эффективности: эффективность - это соответствие результатов какой-либо деятельности преследуемой цели - это отношение результатов к затратам - отношение преследуемой цели к реальным потребностям. Цели можно сократить, но роль цели для психики очень важна.

В современном понимании:

- рациональность - то, что позволяет справляться с проблемами

- то, что позволяет в максимальной степени достичь результатов

- то, что экономит средства

Это приводит к тому, что рациональное - технологическое содержание человеческого мышления, значит можно говорить о рациональности человеческого повеления. Идея рациональности зависит от цели человеческой деятельности, используемых средств. В этом смысле рациональность носит также исторический характер, и следовательно универсальной рациональности не существует.

Но все же можно говорить по крайней мере о двух основных типах рациональности:

1. техническая рациональность (эффективность)

2. космос как единая целостность мира - рациональность единого, целостного.

В этом смысле техническая рациональность как эффективность является ограниченной, первичную роль играет рациональность как единое целое.

Проблема свободы встала впереди проблемы ответственности, как и должно было быть, но в 19 веке не было.

Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа) 1

Вопрос 3. Жизнь и философствования Cokpamа 1

Вопрос 4. Учение Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов) душе и познании. 3

Вопрос 5. Учение Аристотеля о причинах, материи и форме. 4

Вопрос 6. Эллинистическая философия (общая характеристика, основные школы и проблематика). 4

Вопрос 7. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии. 5

Вопрос 8. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. 6

Вопрос 9. Рационалистическая метафизика 17 века (Декарт, Спиноза, Лейбниц) 7

Вопрос 10. Эволюция английского эмпиризма 9

Вопрос 11. Социальная философия французского Просвещения. 10

Вопрос 12. Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы и понятия). 12

Вопрос 13. Этическая теория Канта. 15

Вопрос 14. Система и метод философии Гегеля 16

Вопрос 16 Сущность материалистического понимания истории К.Маркса. Общественно-экономические формации 20

Вопрос 17. Позитивизм 19 в. (общая характеристика и эволюция). Позитивизм и наука. 22

Вопрос 18. Волюнтаризм А. Шопенгауэра ( 1788-1860 гг.) «Мир, как воля и представления» 23

Вопрос 19. Программа «переоценки всех ценностей и имморализм Фридриха Ницше (1844- 1900). 24

Вопрос 20. Психоанализ и философия неофрейдизма. 27

Вопрос 21. Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии 29

Вопрос 22. Экзистенциональная философия (основные положения, проблемы, понятия) 30

Вопрос 23. Современная философская герменевтика. Г. – Г. Гадамер 32

Вопрос 24. П.Я. Чаадаев о российской истории и историософии. 35

Вопрос 25. Разработка идеологии славянофильства (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков) 36

Вопрос 26. А.И. Герцен (1812 - 1870) как философ 38

Вопрос 27. Ф.М. Достоевский о свободе и ответственности человека 39

Вопрос 28. Религиозная философия B.C. Соловьева (общая характеристика и основные понятия) 41

Вопрос 29. Русская «философия всеединства» конца 19 - начала 20 вв. Знание и вера 43

Вопрос 30. Экзистенционально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Свобода и творчество. 44

Вопрос 46. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности. 46

Вопрос 47. Общественные отношения. 50

Вопрос 48. Эволюция средств коммуникации: устная, письменная, печатная и машинно-компьютерная форма слова и социальной информации. 51

Вопрос 49. Понятие ноосферы 53

Вопрос 50. Социальный институт, его структура и функции. 54

Вопрос 51. Социально-экономические классы и структура общества. 55

Вопрос 52. Этнос и окружающая Среда. 55

Вопрос 53. Натуралистические представления в социальной философии геополитические доктрины. 56

Вопрос 54. Историософия 20 века. Основные подходы. 56

Вопрос 55. Роль научной рациональности в развитии общества. 57

Вопрос 56. Россия, Восток, Запад: диалог культур в современном мире. 58

Вопрос 59. Средства и методы эмпирического познания. 59

Вопрос 60. Средства и методы теоретического познания. 59

Вопрос 61. Наука в системе культуры. 60

Вопрос 62. Современные концепции и модели развития науки и научного знания (неопозитивизм, Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд, Холтон). 60

Вопрос 64. Понятия и виды объяснения и понимания. Соотношение понимающего и объясняющего подходов в различных науках. 63

Вопрос 65. Единство знания и проблема критериев выбора теорий. 64

Вопрос 66. Многообразие ценностных ориентаций науки как социального института. 64

Вопрос 67. Сциентизм и антисциентизм. 65

Вопрос 68. Классическая и неклассическая наука. особенности стиля мышления в науке 20 века. 66



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа кандидатских экзаменов по философии для аспирантов и соискателей

    Программа
    Программа, как это и предусмотрено Положениями об аспирантуре и о порядке присуждения ученой степени кандидата наук, предполагает дополнительное углубленное изучение философии при подготовке к кандидатскому экзамену для аспирантов
  2. 1. Мировоззрение: сущность и формы. Мировоззрение и философия (1)

    Документ
    Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош.
  3. Программа составлена коллективом ученых философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета под руководством проф.

    Программа
    Программа составлена коллективом ученых философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета под руководством проф., д.филос.н., Перова Ю.
  4. Ф-программа вступительного экзамена в аспирантуру Утверждаю (3)

    Программа
    Философия и история философии. Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления. Проблема возникновения философии. Философия и мифология.
  5. Учебное пособие для аспирантов и студентов всех специальностей Новосибирск 2006

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются: вопросы, связанные с историей философских учений, содержание и основные вопросы философской науки, современные подходы к решению социальных задач современного общества.

Другие похожие документы..