Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
дворецкий замка Боголюбова, сподвижник Андрея Прокопий, любимый слуга Андрея, спальник Анбал Ясин, ключник замка Боголюбова, крещеный яс Ефрем Мойзич...полностью>>
'Документ'
1. Настоящие Правила определяют принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арби...полностью>>
'Документ'
Германский Рейхспрезидент, Федеральный Президент Австрийской Республики, Его Величество Король Бельгийцев, Президент Соединенных Штатов Бразилии, Его...полностью>>
'Диплом'
1 – Международная научно-техническая конференция «Автоматизация: проблемы, идеи, решения», 6-10 сентября 2010 г., Севастопольский национальный технич...полностью>>

Г. М. Раздыкова История мусульманского образования в казахстане учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Г.М.Раздыкова

ИсТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Учебное пособие

для магистрантов и студентов гуманитарных специальностей

Павлодар

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова

Г.М Раздыкова

ИсТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Учебное пособие

для магистрантов и студентов гуманитарных специальностей

Павлодар

Кереку

2010

УДК 37(574)(09)(07)

ББК 74.6(5Каз)я7

Р 17

Рекомендовано к изданию Ученым советом

Павлодарского государственного университета

им. С. Торайгырова

Рецензенты:

Козина В.В. - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории Казахстана Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова;

Дукенбаева З.О.- доктор исторических наук, профессор, декан факультета послевузовского образования Павлодарского педагогического института;

Кадысова Р.Ж. - доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Павлодарского государственного университета им.С.Торайгырова

Раздыкова Г.М.

Р17 История мусульманского образования в Казахстане : учебное

пособие для студентов и магистрантов гуманитарных

специальностей / Г.М. Раздыкова. – Павлодар :

Кереку, 2010. – 150 с.

ISBN

Учебное пособие предназначено для студентов и магистрантов, обучающихся по специальности «Культурология». Написанное на конкретном материале учебное пособие дает представление о догматике и об обрядности ислама. Пособие включает в себя вопросы для самоконтроля, дополнительную и основную литературу, список тем рефератов, тестовые вопросы и приложения.

Учебное пособие предназначено для студентов и магистрантов гуманитарных специальностей, всем тем, кто интересуется историей культуры и ислама в Казахстане.

УДК 37(574)(09)(07)

ББК 74.6(5Каз)я7

ISBN

© Раздыкова Г.М., 2010

© ПГУ им. С. Торайгырова, 2010

За достоверность материалов, грамматические и орфографические ошибки ответственность несут авторы и составители

Содержание

Введение

1 Хозяйственно-культурный фактор в формировании основных принципов ислама в Казахстане в конце XIX – начале XX вв.

1.1. Историография мусульманского образования

1.2. Бытовые факторы и характер народного ислама у казахов

1.3. Специфика деятельности мусульманского духовенства

1.4. Особенности религиозного воспитания детей в казахской семье

2 Учебно-методический процесс в мусульманской системе просвещения в конце XIX – начале XX вв.

2.1. Организация учебного процесса в мусульманских школах

2.2. Учебно-методическая база мусульманских школ и методика преподавания дисциплин

2.3. Правовое и материальное положение мусульманских школ

Заключение

Вопросы итогового контроля

Темы для самостоятельного изучения

Тесты

Ключи к тестам

Список основной и дополнительной литературы

Приложение 1. Проект мечети и мектебе в г. Каркаралы

Приложение 2. Таблица анкеты о магометанских школах

Введение

Учебное пособие «История мусульманского образования в Казахстане» рекомендовано студентам и магистрантам специальности «Культурология» Павлодарского государственного университета им. С.Торайгырова.

Ислам с момента его распространения в Казахстане играет важнейшую роль в формировании этнической культуры и самосознания казахского народа. В условиях отсутствия государственных институтов в XIX – начале XX вв. ислам являлся ключевым фактором в сохранении этноконфессиональной идентичности, развитии духовной культуры и национального возрождения.

Исторический опыт функционирования ислама в Казахстане углубляет наши представления о культурных и общественно-политических аспектах становления и развития мусульманских институтов на его национальных окраинах. Общественная значимость изучения повседневной жизни казахов-мусульман определяется необходимостью сохранения и возрождения культурной памяти и толерантных отношений в современном обществе, этнического многообразия Российской Федерации, в которой последователи ислама составляют вторую по численности, после православных, группу верующих.

Давлению атеизма и целенаправленной секуляризации успешней всего противостояли местные формы бытования ислама, которые А. Беннигсен назвал термином «параллельный» или «неофициальный» ислам. Ислам в Казахстане отличается от фундаментального ислама. Основными догмами он схож с арабским исламом, но в повседневной практике корни его другие. Он опирается на многовековые традиции и обычаи казахского народа. Казахский ислам – это красивый симбиоз ислама и домусульманских культов. Многовековая история и культура казахского народа является яркой и неотъемлемой частью всемирной истории. На протяжении столетий на территории Казахстана формировалось неповторимое цивилизационное пространство, воплотившее в себе достижения арабо-тюркского мира, традиции и нравственные ценности ислама и христианства. Развитие мусульманского образования и история народного ислама, формирование национальных систем образования стало определяющим фактором данного процесса, органично совмещавшего в себе интеграционные тенденции, что открывало широкие перспективы для сохранения этнической самобытности казахского народа. В этой связи нам представляется актуальным изучение истории народного образования казахов, которое, с одной стороны, переживало в конце XIX – начале ХХ вв. общее для всего мусульманского образования Российской империи возрождение, а с другой стороны, имело свою специфику, отражавшую местные этнические особенности.

Изучение функционирования традиционных мусульманских мектебов и медресе – самых массовых и остававшихся вплоть до начала ХХ в. единственными доступными для широких масс казахского населения формами культурно-общественного социума казахов Степного края – позволяет выделить определенные закономерности и характерные этнические черты в народном исламе казахов.

Система просвещения у казахов представлена сетью мусульманских мектебов и медресе. О необходимости систематического и всестороннего изучения педагогического наследия мусульманской системы просвещения свидетельствует тот факт, что, являясь частью духовной культуры, оно влияло на формирование национального самосознания казахов. Даже в условиях кочевого быта была широко распространена грамотность. Народные традиции, народная этнопсихология, этнопедагогика, традиционная литература в мектебах получили свое развитие и стали основой для формирования традиционного народного самосознания. Так, великий казахский поэт, просветитель и мыслитель Абай получил первоначальное образование в аульном мектебе, а продолжив образование в медресе, стал одним из выдающихся деятелей казахской культуры.

Ислам в Казахстане является неотъемлемой частью отечественной истории, казахской духовной культуры, а также основным фактором академических знаний и общественно-политической жизни. Решение проблемы соотношения ислама единого и ислама регионального имеет важное научно-практическое и методологическое значение как в плане определения подхода к изучению и восстановлению этнографической картины ислама, так и в плане применения полученных результатов к изучению конкретных форм его бытования.

Цель и задачи курса: Основная задача курса – дать магистрантам целостное представление о предметном содержании курса, специфике его исторического развития и современном состоянии. В основу изложения материала положен проблемно-аналитический принцип, позволяющий увидеть ислам в единстве его духовного содержания при всем многообразии его культурно-исторических проявлений.

Для достижения поставленной цели основное внимание было сосредоточено на решении следующих задач:

  • выявить этнографические особенности народного ислама казахов;

  • на основе анализа материального и социального положения мулл в Степном крае определить специфику их деятельности;

  • реконструкции деятельности мусульманских учебных заведений и духовенства в Степном крае.

  • показать особенности воспитания и обучения детей в условиях традиционного казахского общества;

  • реконструировать учебный процесс в мусульманских мектебах и медресе;

  • охарактеризовать учебно-методическую базу мусульманских школ;

  • раскрыть своеобразие правового и материального положения мусульманских школ.

Хронологические рамки охватывают конец XIX – начало XX вв., период масштабной активизации мусульманского образования. В этот период в культуре казахов сохранялось еще множество традиционных черт, восходивших к более ранним этапам истории духовной культуры казахов. Развитие мусульманского образования являлось логическим следствием предшествующего культурного развития края, поэтому допустимо некоторое ретроспективное отступление к истории Степного края первой половины XIX в. Это позволяет в полном объеме использовать имеющиеся архивные сведения и собранный полевой этнографический материал.

1  ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ИСЛАМА В КАЗАХСТАНЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

1.1 Историография мусульманского образования

Вышедшие работы, в которых в той или иной мере получили отражение проблемы мусульманского образования исследования, можно разделить на три крупные группы, в зависимости от периода появления: дореволюционные, советские и современные. Дореволюционная историческая литература представляет собой богатейший банк фактического материала, являющийся основой исследования. Изучение русскими исследователями Казахстана связано с задачами хозяйственно-культурного освоения края. Большая часть сочинений принадлежала участникам дипломатических миссий, военным, чиновникам. Несмотря на тенденциозный характер некоторых общих положений исследований и описаний, в них содержится богатый исторический, статистический и этнографический материал. Этнографическим изучением ислама и мусульманского образования у казахов данного региона исследователи стали заниматься во второй половине XIX в.

Для выяснения причинно-следственных связей в развитии народного ислама и мусульманской системы образования в конце XIX – начале XX вв. большой интерес представляют труды дореволюционных исследователей первой половины и середины XIX в. Среди работ этого периода представляет ценность труд И.Г. Андреева1, в частности, в главе V дается богатейший материал об обрядах, молитвах и постах, нравах и поведении, о рождении младенцев, об обрезании, шаманах и др. При исследовании поставленной проблемы привлекался труд А.И. Левшина «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей», в которой подробно показаны вера и суеверие, нравы, воспитание и грамота у казахов. А.И. Левшин, сравнивая казахов с «северными» и «южными» народами, отмечал их следующие черты: по сравнению с первыми, «не имеют ни деятельности, ни мужества, ни духа завоеваний», со вторыми – «не изнеженны, не слабы и не знают не только рабства, но и подданства. Они составляют класс, средний между двумя предыдущими»2. На страницах многочисленных материалов и документов представителей русской администрации Казахстана существовало мнение, что казахи не были в достаточной степени пропитаны исламом, как, например, татары или узбеки. Довольно четко это было высказано в Сборнике материалов по мусульманству, составленному по распоряжению генерал-губернатора Туркестанского края С.М. Духовского: «Из всех мусульманских народностей, подвластных России, самыми плохими исламистами следует признать наших киргиз [казахов. – Р.Г.3.

Представляют большой интерес работы русского тюрколога, академка В.В. Радлова, который, отдавая большую дань исламской религии, считал ее культурным благом для степных кочевников. «Несомненно, – писал он, – именно благодаря влиянию мусульманской религии киргизам присущ большой порядок в одежде и устройстве жилища, чистота, упорядоченные семейные отношения и более совершенные этические принципы»4.

То же самое отмечал этнограф Г.Н. Потанин, один из организаторов «Сибирского областничества». Его труды по истории и этнографии казахского народа до сих пор не потеряли своей научной значимости. Г.Н. Потанин совершил ряд путешествий по малоизученным областям Сибири и Центральной Азии. По истории и этнографии казахского народа он написал более 50 статей, заметок и книг5. Актуальными остаются его замечания о значении мусульманских клерикальных образов для формирования свободного духа кочевника-казаха.

В конце XIX в. изданы труды Н. Абрамова6, И. Завалишина7, М. Шорманова8, а также работы А. Букейханова9, П. Румянцева10, Л.Чермака11, Ф. Щербины12 и др., которые основывались на обширных статистических данных.

О казахских мектебах и медресе имеются сведения в работах русских ориенталистов А. Алекторова13, Н. Остроумова14, Н. Бобровникова15, И. Ильминского, С.М. Граменицкого16. Труды Н. Ильминского по вопросам просвещения казахов пронизаны идеей необходимости русско-православного направления17.

А. Алекторов, выпускник Оренбургского учительского института, свободно владевший казахским языком, близко знавший жизнь местного населения, много лет учительствовавший в Казахстане, опубликовал более 200 работ по истории, этнографии и фольклору казахов. Также он составил для казахских детей «Киргизскую хрестоматию» (Омск, 1907 г.).

Татарский просветитель И. Гаспринский, автор идеи о введении в медресе основ светских наук, высказывал следующие мысли: «Если ввести в курс мусульманских медресе элементарное преподавание наук на татарском языке, то это облегчит доступ знаний в мусульманскую среду без всякого вреда для государства и быстро поднимет умственный уровень духовенства, среднего сословия и рассеет многие дурные предрассудки»18.

Просветительское движение в Казахстане возглавили выдающиеся сыны казахского народа Ш. Валиханов19, И. Алтынсарин20. Будучи передовыми представителями своей эпохи, они во многих вопросах развития Казахстана были на порядок выше своих современников. Это обусловлено их образованностью, талантом и идейным влиянием, оказанным на них передовой русской демократической интеллигенцией. С другой стороны, они находились под влиянием складывавшейся в Казахстане идейно-политической обстановки.

Интерес к Казахстану со стороны русских ученых приводил к изучению образцов устного народного творчества и религиозных верований казахов. Выдающимся представителем одной из таких школ был ученый Ш. Валиханов. Такие работы, как «Тенкри», «Следы шаманства у киргизов», «Арвахи или онгоны, духи умерших предков», «О животных, приносимых в жертву», «Космологические понятия киргизов», отражают картину религиозных представлений казахов, в которых тесно переплелись мусульманские и языческие традиции. Необходимо отметить, что социально-политические взгляды Ш.Валиханова были направлены на просвещение казахского народа.

Большое значение в деле просвещения казахского народа сыграл Ибрай Алтынсарин. Говоря о нем можно отметить, что основными задачами было создание и организация первых русско-казахских народных школ и просветительская деятельность как поэта, писателя, пропагандиста научных знаний, а также как учителя и автора первых учебников на казахском языке. Он также выступал как публицист и этнограф, собиратель устного народного творчества.

Офицер Генерального штаба М. Красовский, составитель материалов для географии и статистики области сибирских киргизов, осуществивший исследование хозяйства и быта казахов и переселенцев из России, говорит, что «киргизы отличаются в религиозном отношении полным индифферентизмом»21. Наибольший интерес в труде «Область Сибирских киргизов» представляют главы о религиозном и умственном образовании казахов. Книги христианского миссионера Я.Д. Коблова22 являются историческими документами об общественно-бытовой жизни мусульманского духовенства. Эти важные аспекты книг Я.Д. Коблова послужат, на наш взгляд, определенным ориентиром для выработки принципов в решении актуальных сейчас проблем межконфессиональных отношений.

Работа Вл. фон-Герна «Характер и нравы киргиз-казаков» содержит интересные факты о обычаях, суевериях казахов, о татарских муллах23. В книге Н. Ядринцева излагаются различные пути ассимиляции, особую критику вызвала постановка вопроса об образовании: «Дайте ему [инородцу], говорит он, прежде всего описание его жизни, его кочевья, его племени, его нравов и его историю, пусть он увидит самого себя и то, к чему ближе, пусть он узнает, что его племя совершило и что ему следует совершить»24.

Таким образом, анализ дореволюционной литературы показывает ее двойственный характер. С одной стороны, дореволюционные материалы несут в себе большой запас информационного и статистического материала, помогающего изучить поставленную проблему. С другой стороны, большинство дореволюционных источников лишены научной систематизации и требуют дальнейшей обработки.

Во второй блок литературы следует отнести труды советских исследователей, касающиеся истории народного ислама в Казахстане. В советскую эпоху деятельность религиозных служителей, особенно мусульманских, оценивалась с классовых позиций однозначно негативно.

Наибольшую ценность среди советских работ представляют ранние работы советского периода. Они были менее политизированы, чем работы последующих лет. Особый интерес вызывают исследования С.Д. Асфендиярова25, С.И. Руденко26, С.М. Абрамзона27. Изучение этносоциальной структуры и культурно-хозяйственных процессов предпринималось Т. Рыскуловым28, К. Кеменгеровым29, А.П. Чулошниковым30, Г. Токжановым31. Большой объем информационного материала представлен в справочной книге «Весь Казахстан», изданной в 1931 г.32.

Этнограф С.П. Толстов33 провел большое исследование в области религиоведения народов Центральной Азии, в котором проанализировано различные аспекты ислама у народов Центральной Азии.

Концептуальное переосмысление проблем народного ислама сделано исламоведом И. Гольдциэром. В работе «О различии официального, теоретического ислама и его народного живого оформления» он отмечал: «Народная религия… должна быть строго отделена от систематического учения богословов»34.

В поздний советский период доисламские верования казахов стали предметом исследования X. Аргынбаева, К. Шулембаева, В. Вострова35, С. Акатаева36, Ш. Амантурлина37, М. Абдылдаева38.

Многие ученые-этнологи придавали огромное значение существованию такого явления, как бытовой ислам. Этнограф Г.П. Снесарев39 обратил внимание на необходимость критического анализа всего комплекса верований и обрядов со свойственной им локальной спецификой, составляющей «среднеазиатскую религию», и разделение ортодоксального ислама и доисламских реликтов». Многопланово, всесторонне рассматривается казахская семья, ее обычаи, обряды, связанные с суевериями, в работе X.А. Аргынбаева «Семья и брак у казахов»40. Этот серьезный исследовательский труд является также замечательным источником по семейно-бытовым обрядам казахов. Огромный вклад в казахское религиоведение внес К. Шулембаев. На обширном конкретном материале он показывает религиозный синкретизм в казахском обществе41.

Историк Е. Бекмаханов, опираясь на обширную источниковую базу, неоднократно обращался к вопросу о религиозных верованиях казахов. Например, в статье «Реакционная роль мусульманского духовенства (вторая половина XIX – начало XX вв.)», используя архивные документы из РГВИА, характеризирует положение мусульманства в Усть-Каменогорском уезде, где «существовала только 1 мечеть и 1 мулла, а также имелось медресе, в котором обучались дети татарской общины»42. Профессор Т. Тажибаев43 на основе архивных материалов приводит данные по конфессиональным учебным заведениям. Как и многие другие произведения того времени, посвященные исламу, мусульманскому образованию, эта работа также была написана с позиции коммунистической идеологии и научного атеизма.

Ряд важных фактов о деятельности царизма в области народного образования и деятельности конфессиональных учебных заведений дают А.И. Сембаев и Г.М. Храпченков44. Нигмет Сабитов в работе «Медресе и мектебы у казахов»45 освещает вопрос о казахских мектебах и медресе, показывает положительные моменты в проникновении русской культуры в казахскую степь. В центре внимания Н. Сабитова находились вопросы деятельности мусульманских учебных заведений и русско-казахских школ в Казахстане. Автор отмечает огромное значение этих школ в культурной жизни казахского народа. Т. Саидбаев46, С. Зиманов47, К. Бейсембиев48, Х. Акназаров49 разрабатывают многие вопросы, связанные с казахскими ходжами, их генеалогией и историей, этническим составом и территориальным расселением.

Но, в целом, в большинстве советских исследований поставленная проблема искажалась, а подчас и просто умалчивалась.

В третьем блоке объединены труды современных исследователей Казахстана, России и других зарубежных стран на качественно новой полосе развития. Освобожденные от коммунистической идеологии, от идеологического прессинга прежней системы, историки получили возможность освещать прошлое без прикрас, не опасаясь за последствия.

Основателем концептуального переосмысления проблем мусульманского образования является академик Ж.К. Касымбаев, который с новых позиций освещает деятельность мусульманских школ50. Востоковед М.Х. Абусеитова51 опровергает мнение о «поверхностном исламе» казахов. Она доказывает, что регламентации ислама в XIX в. пронизывали всю повседневную жизнь казахов». В работе этнолога С.Е. Ажигали52 анализируются различные проявления народного ислама у казахов Семиречья. Важные аспекты отечественной истории раскрываются в работе Ж.О. Артыкбаева53. Большой вклад в изучение истории распространения ислама и формирования казахского населения Западной Сибири внес З.Е. Кабульдинов54. Религиозный синкретизм сибирских татар и казахов стал объектом изучения омских ученых Ш.К. Ахметовой и А.Г. Селезнева55. Первые этнографические данные об истории распространения ислама среди омских казахов были опубликованы Ш.К. Ахметовой56. И.В. Октябрьская рассматривает историю заселения и конфессиональные проблемы казахов и алтайцев на территории Южного Алтая, освещает современные этнополитические и этноконфессиональные процессы в Южном Алтае57.

Б.А. Кенжетаев в работе «Казанские учебные заведения и процесс формирования казахской интеллигенции в середине XIX – начале XX вв.» указывает, что «к концу XIX в. в России сформировались две образовательные концепции: Н.И. Ильминского и И. Гаспринского»58. Каждая из этих концепций прокладывала путь к умам подрастающего поколения казахов. Этнограф А.Т. Толеубаев на основе письменных, полевых этнографических материалов исследует архаические верования в свадебной, похоронно-поминальной и связанной с рождением и воспитанием ребенка обрядности59. Роль ислама у казахов достаточно полно и глубоко раскрыта в работе этнографа Р.М. Мустафиной, которая отмечала, что «с усилением и углублением мусульманского влияния к концу XIX в., выразившимся, в частности, в появлении значительного числа начальных религиозных школ, увеличении числа казахов, обучавшихся в среднеазиатских религиозных учебных заведениях, строительстве мечетей и медресе, в казахском обществе появляются свои представители духовенства»60. Книга Н.Д. Нуртазиной61 «Ислам в истории средневекового Казахстана» представляет собой целостный и самостоятельный историко-культурологический труд. В целом книга Н.Д. Нуртазиной, написанная на стыке истории, религиоведения, культурологи, дает объемное представление об истории мусульманской цивилизации в Казахстане и сопредельных регионах Центральной Азии в эпоху средневековья. Н. Нуртазина отмечает, что исламу в Степи предшествовали монотеистические воззрения, представлявшие собой результат культурного синкретизма умеренного монотеизма тенгрианцев, зороастризма, манихейства и религий Китая.

Научное исследование духовной экспансии царизма в области образования и религии в Казахстане во второй половине XIX – начале XX вв. и ее последствий для казахского народа проводится З.Т. Садвакасовой62. Оценивая роль новометодных школ в Казахстане, она отмечает: «Эти школы, несмотря на постоянное притеснение со стороны властей, сеяли зерна грамоты. Они сыграли положительную роль в жизни казахского и других тюркских народов»63. И.Р. Халитовой64 удалось глубоко проанализировать состояние мусульманских учебных заведений во второй половине XIX в. О роли татарских мулл содержательный материал имеется в работе краеведа Павлодарской области Б.М. Хазырова65.

Полное описание реликтов традиционной религиозной практики народов Центральной Азии – шаманства освещается в трудах российского ученого-этнолога В.Н. Басилова. На обширном фактическом материале автор показывает реликтовую форму центральноазиатского шаманства в условиях господства ислама66. «Шаманство народов Средней Азии и Казахстана интересно не только как локальный вариант некогда широко распространенного историко-культурного явления, но, прежде всего, как форма, представляющая собой позднюю стадию существования шаманства в условиях полного господства монотеистической религии. Это реликтовая форма шаманства, которая приобрела свой облик под воздействием мусульманской идеологии»67.

Важное методологическое значение имеют новейшие работы исследователей дальнего зарубежья Ш. Акинер68, Д. Стюарт69, М. Броксап, Девина Ди Уиса70, Каппелер Андреяс71, М. Олкотт72, А. Беннигсен, С. Вимбуш73, Я. Рой74, Э. Геллер75.

Автор обстоятельного труда «Исламские народы Советского Союза» Ш. Акинер предупреждает, что «надо осторожно говорить о советских мусульманах, будто они составляют единую, гомогенную группу. Мусульманское население Советского Союза, несомненно, велико, но в отличие от других мусульманских государств нельзя не сказать, что оно корпоративно или идентично»76. По мнению исследовательницы, мусульманские нации представляют собой различные, не связанные между собой группы. Но, к сожалению, ее подход в оценке происходивших в Казахстане перемен, имеет поверхностный характер и не содержит достаточно глубокого обоснования. Д. Стюарт (США) рассматривает исторические корни обращения казахов в ислам, при этом она показывает религиозный синкретизм, сохранение идолопоклонства.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..