Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
Мета: ознайомити учнів з музичною культурою Китаю, дати поняття про китайські народні музичні інструменти, особливості Пекінської опери, вчити учнів ...полностью>>
'Рабочая программа'
Дисциплина «Истрия философии науки» является обязательной профессиональной дисциплиной (ОД.А.01.02) учебного плана подготовки аспирантов очной и заоч...полностью>>
'Программа'
Предлагаемый прикладной курс по истории Казахстана для10-го класса «История в лицах» (Герои средневековья) в отличие от безликой истории прошлых лет,...полностью>>
'Документ'
Предположение о том, что все тела состоят из мельчайших частиц, было высказано древнегреческими философами Левкиппом и Демокритом примерно 2500 лет н...полностью>>

Методические указания (для выполнения контрольных работ) для студентов агрономического факультета специальности 1-740201 «Агрономия»

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики АПК

ЭКОНОМИКА

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

(для выполнения контрольных работ)

для студентов агрономического факультета

специальности 1-740201 – «Агрономия»

Гродно 2010

УДК 631.1 (072)

ББК 65.32я73

Э-40

Авторы: М.В. Пестис, Л.И. Новик, П.В.Пестис

Рецензенты:заведующий кафедрой бухгалтерского учета,анализа и аудита УО»Гродненский государственный университет им.Я.Купалы»доцент, кандидат экономических наук Сильванович В.И.,декан факультета бухгалтерского учетаУО»Гродненский государственный аграрный университет» доцент, кандидат экономических наук Корватовская Л.В.

Экономика сельского хозяйства: метод. указания /

Э-40 М.В. Пестис, Л.И. Новик, П.В.Пестис– Гродно : ГГАУ, 2010 – 63 с.

Методические указания для выполнения контрольных работ для студентов агрономического факультета заочной формы обучения специальности 1-740201 – «Агрономия».

УДК 631.1 (072)

ББК 65.32я73

Рекомендовано межфакультетской методической комиссией экономического факультета и факультета бухгалтерского учета УО «ГГАУ» (Протокол №4 от 16.12.2009г. ).

© М.В. Пестис, Л.И. Новик, П.В.Пестис 2010

© УО «ГГАУ», 2010

ВВЕДЕНИЕ

Целью курса «Экономика сельского хозяйства» является изучение действия объективных экономических законов и формы их проявления в сельском хозяйстве, экономических отношений в отрасли с учетом ее специфических особенностей и во взаимосвязи с другими сферами агропромышленного производства.

Экономическая наука изучает производственные отношения в отрасли сельского хозяйства во взаимной связи с другими сферами материального производства, опирается на результаты исследования естественных, технических и других смежных наук. Она выступает теоретической и методологической основой для изучения других экономических дисциплин.

Экономика сельского хозяйства формирует экономическое мышление у специалистов, предпринимательский и коммерческий подход к решению производственных задач.

Глубокое изучение студентами-заочниками агрономического факультета экономики сельского хозяйства является непременным условием их успешной работы.

Настоящие методические указания разработаны в соответствии с базовой программой курса.

Раздел 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Руководствуясь программой курса и учитывая методические советы по темам, студент должен изучить всю рекомендуемую литературу.

Следует составить конспект с краткими формулировками и выводами, отражающими основное содержание каждой из тем курса. Обязательным условием изучения курса является привлечение дополнительных материалов, характеризующих развитие сельского хозяйства по месту работы студента.

После изучения всей литературы студент выполняет и представляет в университет контрольную работу. Вопросы для контрольной работы представлены в разделе 3 настоящих методических указаний.

В период лабораторно-экзаменационной сессии студентам читаются лекции по актуальным и наиболее сложным разделам курса, а также проводятся лабораторно-практические занятия.

Рекомендуемая литература:

  1. Агропромышленный комплекс: в 2 т. Т. 1 / А.Л. Ломакина [н др.]. Минск, 2007. 285 с.

  2. Агропромышленный комплекс: в 2 т. Т. 2 / А.Л. Ломакина [и др.]. Минск, 2007. 168 с.

  3. Государственная программа возрождения и развития села на2005-2010 годы // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005. № 52.

  4. Бельский, В.И. Экономическое состояние и меры финансового оздоровле­ния организаций агропромышленного комплекса/ В.И. Бельский [и др.]. Минск, 2007. 259 с.

  5. Бондарчук, В.Ф. Предложения по интенсификации земледелия и эффек­тивному использованию земли / В.Ф. Бондарчук [и др.]. Минск, 2002. 43 с.

  6. Добрынин В.А., Беляев А.В., Дунаев П.П. и др. Экономика сельского хозяйства. - М.; Агропромиздат, 1990.

  7. Добрынин В.А. Методические указания к семинарским и практическим занятиям по экономике сельского хозяйства. 1991.

  8. Зеленовский, А.А. Экономика предприятий АПК: учеб.-метод. пособие/ А.А. Зеленовский, В.М. Синельников. Минск, 2006. 144 с; 2007. 156 с.

  9. Комплексный анализ эффективности сельскохозяйственного производ­ства/ В.Г. Гусаков [и др.]. Минск, 2007. 79 с.

  10. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства/Курс лекций. - М.: Экмос, 1998, с. 5-45.

  11. Лещиловский, П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК: практикум / П.В. Лещиловский, B.C. Чеканов. Минск, 2003. 310 с.

  12. Петренко И.Л., Чужинов П.И. Экономика сельскохозяйственного производства. - Алма-Ата, Кайнар, 1992.

  13. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: в 2 кн. Кн. 1 /под ред. В.Г. Гусакова. Минск, 2007. 891 с.

  14. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. В.Г. Гусакова, Минск, 2007. 707 с.

  15. Экономика отраслей АПК / под ред. И.А. Минакова. М., 2004. 458 с.

  16. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / под ред. П.В. Лещиловского, Л.Ф. Догиля, B.C. Тонковича. Минск, 2001. 574 с.

  17. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник : изд. 2-е /под ред. П.В. Лещиловского, B.C. Тонковича, А.В. Мозоля. Минск, 2007. 574 с.

  18. Экономика предприятий: учебник для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля. В.А. Швандара. М„ 2002. 718 с.

  19. Экономика сельского хозяйства: практикум / под общ. ред. М.Н. Малы­ша. СПб., 2004. 221 с.

  20. Экономика сельского хозяйства: учеб. пособие / под ред. И.А. Минакова. М„ 2004. 328 с.

  21. Экономика сельского хозяйства: учебник для вузов / под ред. Н.Я. Кова­ленко. М., 2004. 384 с.

Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.

Тема 1. Предмет, метод и задачи экономики сельского хозяйства

Методические советы

Следует уяснить место сельского хозяйства в экономике республики и АПК. Значение науки в понимании экономических процессов, происходящих в сельском хозяйстве республики и АПК в целом. Своеобразие механизма действия экономических законов и форм проявления в связи с особенностями сельскохозяйственного производства

Необходимо хорошо изучить задачи науки в условиях рыночных отношений.

Литература: 8, 10, 13, 17

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Вопросы, изучаемые наукой «Экономика сельского хозяйства», её основные задачи в условиях рыночных отношений.

2.Специфические особенности сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства и необходимость их учета в научных исследованиях и практической деятельности.

3.Проявление действия объективных экономических законов в сельском хозяйстве.

Тема 2. Агропромышленный комплекс. Развитие сельского хозяйства в условиях перехода к рыночным отношениям.

Методические советы.

Следует уяснить понятие, состав и цель функционирования агропромышленного комплекса. Предпосылки формирования АПК. Развитие АПК в современных условиях.

Понятие хозяйственного механизма АПК. Задачи развития сельского хозяйства Республики Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике. Формы собственности и формы хозяйствования, их состояние и развитие. Роль многоукладности и рыночных отношений в развитии сельского хозяйства.

Литература: 1,6,8,10,13,15,21

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Понятие и состав агропромышленного комплекса.

  2. Формы собственности и формы хозяйствования, их состояние и развитие.

  3. Роль многоукладности и рыночных отношений в развитии сельского хозяйства.

Тема 3. Экономические основы формирования рыночных отношений в АПК

Методические советы

Необходимо уяснить сущность и развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве, их особенности. Роль рынка как важнейшего элемента товарно-денежных отношений

Следует обратить внимание на действие закона стоимости и особенности его проявления в сельском хозяйстве. Спрос и предложение. Связь производителя с потребителем. Предпринимательство и его развитие.

Литература: 1,4,5,7,9,13,17,18,20.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Сущность и развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве, их особенности.

2.Рынок как важнейший элемент товарно-денежных отношений.

3. Закон стоимости и особенности его проявления в сельском хозяйстве.

Тема 4. Сельскохозяйственный рынок

Методические совет.

Следует уяснить понятие рынка и его виды. Место и назначение рынка. Маркетинг, его содержание и функции.

Следует обратить внимание на создание условий для развития многообразных форм собственности и хозяйствования.

Литература: 1,4,5,7,9,13,17,18,20.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Понятие рынка и его виды.

  2. Маркетинг, его содержание и функции.

  3. Создание условий для развития многообразных форм собственности и хозяйствования.

Тема 5. Производство, предложение, спрос, равновесие, конкуренция и монополия в сельском хозяйстве

Методические советы

При изучении этой темы следует обратить внимание на понятия: производство, предложение, спрос, факторы производства и предложения, их эффективность, эластичность спроса и предложения, показатели эластичности, конкуренция и формы ее развития в условиях рыночных отношений; государственное регулирование рынка спроса и предложения.

Литература: 1,4,5,7,9,13,17,18,20.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Производство, предложение, спрос в сельском хозяйстве.

  2. Сбалансированность отраслей по ресурсам, темпам развития и объемности производства.

  3. Эластичность спроса и предложения. Показатели эластичности.

  4. Конкуренция и формы её развития в условиях рыночных отношений.

  5. Государственное регулирование рынка.

Тема 6. Ценовой механизм в системе экономических взаимоотношений в сельском хозяйстве и развитие рыночных отношений

Методические советы

Следует уяснить роль ценового механизма в сельском хозяйстве в условиях рынка, сущность и значение цен, функции цен, принципы ценообразования. Обратить особое внимание на формирование цен на продукцию сельского хозяйства. Что собой представляет рыночная цена, цена производства, цена равновесия и монопольная цена?

Инфляция и её особенности в сельском хозяйстве, её виды, система антиинфляционных мер. Учет мирового опыта ценообразования.

Литература: 1,4,5,7,9,16,17,18,20.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Роль ценового механизма в развитии рыночных отношений.

  2. Цены на продукцию в сельском хозяйстве.

  3. Функции цен. Принципы ценообразования

  4. Рыночная цена, цена равновесия и цена производства. Монопольная цена, её формы и виды.

  5. Инфляция и её особенности в сельском хозяйстве. Система антиинфляционных мер.

Тема 7. Земельные и водные ресурсы

Методические советы

Следует уяснить, что земля и вода - главные средства производства в сельском хозяйстве. Нужно изучить особенности земли, состав и структуру земельного фонда, структуру с.х угодий, посевных площадей.

Понятие земельного кадастра. Экономическая оценка земель. Земельная рента.

Собственность на землю в системе аграрных отношений. Земельная реформа. Платность землепользования и земельный налог.

Необходимо усвоить методику определения экономической эффективности использования земли, методику определения экономической эффективности мероприятий по повышению эффективности использования земли с учетом экологического эффекта.

Водные ресурсы, как источник развития с.-х. производства. Экологическая оценка воды.

Литература: 6,8,10,20,21.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Земля - главное средство производства и её особенности в сельском хозяйстве.

  2. Земельный фонд Республики Беларусь, его состав и структура.

  3. Земельный кадастр. Экологическая оценка земли.

  4. Собственность на землю в системе аграрных отношений.

  5. Эффективность использования земли и методические основы её определения.

  6. Пути повышения эффективности использования земли.

  7. Водные ресурсы. Экономическая оценка воды.

Тема 8. Трудовые ресурсы и производительность труда в сельском хозяйстве

Методические советы

При изучении данной темы следует уяснить состав трудовых ресурсов сельского хозяйства, обеспеченность ими. Показатели использования трудовых ресурсов и методика их расчета Необходимо обратить внимание на меры по закреплению кадров на селе и повышение эффективности использовании трудовых ресурсов, рынок рабочей силы, проблему безработицы.

Производительность труда в сельском хозяйстве, её повышение. Методика определения показателей производительности труда. Основные факторы повышения производительности труда

Литература: 6,8,10,20,21.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Понятие и состав трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.

  2. Показатели обеспеченности и использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.

  3. Рынок рабочей силы. Проблема безработицы.

  4. Производительность труда в сельском хозяйстве и методические подходы к её определению.

  5. Факторы и пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве.

Тема 9. Производственные средства, инвестиции и капитальные вложения в сельское хозяйство

Методические советы

Следует уяснить понятие производственных средств, их классификацию. Состав и структуру основных производственных средств. Износ основных средств, амортизация. Изучить методику расчета показателей обеспеченности основными средствами (фондовооруженность и фондообеспеченность) и показателей эффективности использования основных средств (фондоотдача, фондоёмкость, норма прибыли).

Оборотные средства сельского хозяйства, их состав и структура. Фонды обращения. Методика расчета показателей эффективности использования оборотных средств. Факторы и пути улучшения использования производственных средств в сельском хозяйстве. Развитие рынка средств производства.

Необходимо изучить инвестиции и капитальные вложения, их динамику и структуру, источники в сельхозпредприятиях и крестьянских хозяйствах. Методика определения показателей эффективности инвестиций и капитальных вложений

Литература: 6,8,10,20,21.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Понятие производственных средств, их классификация.

  2. Основные средства сельского хозяйства, их состав и структура.

  3. Показатели обеспеченности и эффективного использования основных средств, методика их расчета.

  4. Оборотные средства сельского хозяйства, их состав. Фонды обращения.

  5. Методика расчета показателей эффективности использования оборотных средств.

  6. Факторы и пути улучшения использования производственных средств в сельском хозяйстве.

  7. Рынок средств производства.

  8. Инвестиции и капитальные вложения, их динамика, структура, источники образования.

  9. Экономическая эффективность использования инвестиций и капитальных вложений в сельском хозяйстве, методика её определения.

Тема 10. Производственный потенциал сельского хозяйства

Методические советы

Следует изучить производственные ресурсы, их виды. Классификация производственных ресурсов по происхождению, характеру использования, возможности воспроизводства.

Понятие производственного потенциала. Методические основы определения производственного потенциала.

Изучить методику оценки производственного потенциала и её практическое применение в экономическом механизме хозяйствования.

Литература: 6,8,10,20,21.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Производственные ресурсы, их виды и классификация.

2.Методика оценки производственного потенциала и её практическое применение.

Тема 11.Материально-техническая база инноваций и научно- технический прогресс в сельском хозяйстве

Методические советы

При изучении этой темы необходимо обратить внимание на особенности материально-технической базы сельского хозяйства, сущность и основные направления научно-технического прогресса и научно-технической революции в сельском хозяйстве, инновационную деятельность.

Энергетические ресурсы сельского хозяйства и их роль в повышении производительности труда. Энергообеспеченность хозяйства и энерговооруженность труда. Экономическая эффективность использования энергоресурсов (показатели и методика определения). Электрификация сельскохозяйственного производства.

Значение, особенности и экономическая эффективность механизации сельского хозяйства. Система машин в сельском хозяйстве. Методика экономической оценки внедрения в производство системы машин.

Тракторный, автомобильный, комбайновый парк; совершенствование структуры парка по видам машин, показатели использования и методика их расчета.

Приоритетные направления научно-технического прогресса в сельском хозяйстве. Внедрение в с.х. производство ресурсосберегающих технологий и машин. Методические основы определения эффективности конкретных направлений научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс и охрана окружающей среды.

Литература 6,8,10,20,21.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Понятие материально-технической базы и ее особенности в сельском хозяйстве.

  2. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция, основные их направления в с.х. Инновационная деятельность в с.х.

  3. Энергетические ресурсы сельского хозяйства и их роль в повышении производительности труда.

  4. Показатели обеспеченности энергетическими ресурсами и эффективного их использования.

  5. Особенности и экономическая эффективность механизации сельского хозяйства. Экономическая оценка внедрения в производство системы машин.

  6. Тракторный, автомобильный, комбайновый парк. Методика расчета показателей использования.

  7. Приоритетные направления научно-технического прогресса в сельском хозяйстве. Научно-технический прогресс и охрана окружающей среды.

Тема 12. Интенсификация сельского хозяйства

Методические советы

Следует уяснить сущность интенсификации сельского хозяйства. Экстенсивные и интенсивные формы развития сельского хозяйства. Объективную необходимость интенсификации. Изучить источники осуществления интенсификации, дополнительные вложения в процесс интенсификации и условия их эффективности, показателя уровня и экономической эффективности интенсификации, основные направления интенсификации и пути повышения ее экономической эффективности.

Литература: 1,2,11,16,18.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

  1. Сущность интенсификации и ее объективная необходимость.

  2. Показатели уровня интенсивности, методика определения.

  1. Показатели экономической эффективности интенсификация и их определение.

  2. Основные направления интенсификации и пути повышения экономической эффективности.

  3. Охрана окружающей среды в процессе интенсификации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для студентов агрономического факультета всех форм обучения Гродно 2010

    Учебно-методическое пособие
    Управление сельскохозяйственным производством: учебно-методическое пособие. Для студентов агрономического факультета всех форм обучения / Е.И. Валедов, А.
  2. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 Нижний Новгород

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 – юриспруденция / переработано с учетом изменений законодательства к.ю.
  3. Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников агробиологического факультета по специальности 1-74 02 01 агрономия

    Методические указания
    Сельскохозяйственная микробиология: Методические указания / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. О.С. Кильчевская. Горки, 2004.
  4. Методические указания по изучению дисциплины «пчеловодство» изадания для контрольной работы студентам заочного отделения по специальностям

    Методические указания
    Методические указания одобрены и рекомендованы к изданию кафедрой защиты растений (протокол № 5 от 27 декабря 2004г.) и методической комиссией агрономического факультета (протокол № 6 от 8 февраля 2005 г.
  5. Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы студентам-заочникам агрономического факультета по специальности «агрономия» Гродно 2002

    Методические указания
    Земледелие является одной из важнейших агрономических дисциплин, в которой излагаются вопросы по рациональному использованию земли, повышению ее плодородия и общие вопросы по возделыванию сельскохозяйственных культур.

Другие похожие документы..