Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится «1» марта 2012 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.081.01 по присуждению ученой степени доктора исторических н...полностью>>
'Документ'
25 ноября 2011 года пройдет Междисциплинарный симпозиум Пермской государственной медицинской академии имени академика Е.А. Вагнера и механико-техноло...полностью>>
'Публичный отчет'
Проблема развития математических способностей детей младшего возраста - одна из наименее разработанных на сегодня дидактических и методических пробле...полностью>>
'Документ'
2. Секретареві Ради національної безпеки і оборони України забезпечити підготовку до розгляду протягом вересня 2006 року на засіданні Ради національн...полностью>>

Игнатов Вячеслав Сергеевич, кандидат философских наук, профессор, профессор кафедры «Философия, социология и история» (Ф. И. О., ученая степень, ученое звание, должность) учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Автор - составитель:

Игнатов Вячеслав Сергеевич, кандидат философских наук, профессор, профессор кафедры «Философия, социология и история»

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России XIX – XX вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России XIX – XX вв.» включает в себя:

  • Рабочую учебную программу дисциплины.

  • Методические указания для студентов.

  • Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

  • Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.


1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Спецкурс «Художественная культура России XIX–XX вв.» является предметом изучения по выбору для студентов всех специальностей РОАТ.

В результате изучения спецкурса студенты получат зна­ния по узловым проблемам художественной культуры Рос­сии ХIХ–ХХ веков, скорректируют существующие у них знания в соответствии с новыми методическими подходами, расширят свой кругозор, ценностные ориентации и систе­матизируют имеющиеся знания по вопросам художествен­ной культуры, сформируют представление о динамике раз­вития отечественной культуры.

Получат некоторый опыт и умение анализа художе­ственных ценностей произведений искусства и их исполь­зования.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучив дисциплину студент должен:

2.1. Знать и уметь использовать в своей практической деятельности и повседневной жизни Художественную культуру в объеме программы.

2.2. Иметь опыт отличать высокохудожественное произведение от подделки, бездуховности, отрицательно влияющего на всестороннее развитие личности.

2.3. Иметь представление о быстро меняющихся процессах в художественной жизни России.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Для всех специальностей по заочной форме обучения.

Вид учебной работы

Количество часов

Заочная

№№ семестра

1

Аудиторные занятия:

16

Лекции

12

Практические и семинарские занятия

4

Самостоятельная работа

119

Виды контроля

Зачет, диф. зачет

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

135

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы.

Название разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Самостоятельная

работа

Аудиторные занятия, в т.ч.

Лекции

практические занятия

Сущность, содер­жание и структура художественной культуры

12

2

10

Художественная культура России пер­вой половины XIX века

10

10

Художественная культура России вто­рой половины XIX века

10

10

Художественная культура России ру­бежа ХIХ - XX веков

12

2

10

Послереволюци­онная (20- 30-е годы) художественная культура России

10

10

Художественная культура периода Великой Отечествен­ной войны

26

2

2

22

Искусство 50-60-х годов

12

2

10

Перестройка в России и ее влияние на художественную культуру

12

2

10

Актуальные про­блемы современной художественной рос­сийской культуры

31

2

2

27

ИТОГО:

135

12

4

119

4.2. Содержание теоретического курса

Т е м а 1. Сущность, содержание и структура художественной культуры

Основные понятия художественной культуры. Структу­ра художественной культуры: материально-художественная сфера, духовно-художественная сфера, теоретическая сфе­ра. Закономерности и социальные функции художествен­ной культуры. Классификация видов искусства: простран­ственные, временные, синтетические, декоративно-приклад­ные, технические. Стили в искусстве: романский, готический, барокко, классицизм, реализм, натурализм, модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, аб­стракционизм, футуризм, дадаизм. Создание, распространение и освоение художественной культуры обществом и личностью. [1, 2, 7].

Т е м а 2. Художественная культура России первой половины XIX века

Влияние общественно-политической ситуации в России на развитие художественной культуры.

Возвышение нравственности и рост национального само­сознания. Господство высоких общественных идеалов: предан­ность и защита Отечества, верность долгу и чести, героизм. Победа в Отечественной войне 1812 года. «Брожение умов» о судьбах России. Западничество и славянофильство.

Путь от классицизма и романтизма к реализму. Феномен А.С. Пушкина. Общественная мысль о роли искусства и назначение художника. Высокая словесность и драматургия. Русский театр и великие русские актеры (Р. Симонов, В. Ка­ратыгин, П. Мочалов, А. Мартынов). Русская оперная тра­диция и симфонизм. Павловские концертные сезоны. Архи­тектура. Русский ампир (А. Воронихин, К. Росси, О. Бове, Жилярди). Русско-византийский стиль архитектуры К. Тона (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата). Живописный романтизм О. Кипренско­го. Классицизм П. Брюллова, реализм А. Венецианова, П. Федотова. Связь русской художественной культуры с ху­дожественной культурой народов России. [5, 8].

Тема 3. Художественная культура России второй половины XIX века

События экономической, политической и духовной жизни России второй половины XIX века и их влияние на художественную культуру. Социально-критическая направ­ленность искусства. Развитие отечественной литературно-художественной критики (В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, В. Стасов и др.). Расцвет русского класси­ческого романа и повести. Изобразительное искусство. «Бунт 14 протестантов» и создание «Артели художников». Товарищество передвижников, его противостояние академиз­му. Социально-политические мотивы творчества П.Репина, В.Сурикова. Скульптура и исторические портреты А. Анто­кольского и монументальная скульптура А. Аникушина (памятник А.С. Пушкину в Москве). Музыка. Русское музы­кальное общество (1859). Открытие Петербургской и Мос­ковской консерваторий. Творческое объединение «Могучая кучка». Музыкальные драмы М. Мусорского. Феномен П. Чайковского. Театр и драматургия. Малый и Александ­ровский театры. [2–5, 8].

Т е м а 4. Художественная культура России рубежа Х1Х–ХХ веков

Социально-экономические и политические процессы в Рос­сии на рубеже Х1Х-ХХ веков и их влияние на художественную культуру. Серебряный век русской поэзии. Русское деканденство рубежа веков. Рождение русского Кино. Театральная реформа начала века. Новые театры России: МХАТ в Моск­ве, театр В. Комиссаржевской в Петербурге. Неоромантизм в искусстве. Драматургия А. Чехова и М. Горького. Социально-художественные утопии Г. Скрябина (цветомузыкальная революция). Русская вокальная школа (Ф. Шаляпин, Л. Соби­нов, А. Нежданова и др.). «Мир искусства» как широкое куль­турно-эстетическое движение и его просветители (А. Бенуа, К. Сомов, С. Дягилев и др.). Веховцы и их философско-духовное кредо. Поиск духовности и выразительности: предпосыл­ки русского авангарда («Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»). Феномен русского классического балета (М. Фокина, А. Павлова, В. Нежинский). Музыкальный аван­гард И. Стравинского. [5].

Т е м а 5. Послереволюционная (20–30-е годы) художественная культура России

Подлинное и мнимое в художественной культуре послере­волюционного периода. Сущность культурной революции. Идеология пролеткульта. План монументальной пропаган­ды. Литературные объединения и их манифесты — РАПП, Леф, «Первая», Конструктивисты и др. Традиция МХАТа и новые направления сценического искусства (В. Мейерхольд, Е. Вахтангов, А. Таиров). Тема революции и гражданской войны в произведениях М. Горького, А. Блока. А. Маяковс­кого, А. Шолохова, А. Платонова, М. Булгакова, А. Фаде­ева; в кинофильмах режиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовки­на; в творчестве К. Петрова-Водкина, Б. Иогансона, Ф. Моора, И. Шадра и др.; в музыкальных произведениях С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Драматургия духовных ис­каний в поэзии (С. Есенина, О. Мандельштама, Б. Пастерна­ка, А. Ахматовой, М. Цветаевой). [1–3, 5].

Т е м а 6. Художественная культура периода Великой Отечественной войны

Все для фронта. Все для победы — основная тема художе­ственной культуры. Военно-патриотическая тема в художе­ственном творчестве К. Симонова, И. Эренбурга, А. Твар­довского, В. Гросмана, А. Ахматовой, О. Бергольц.

Документальный, художественный кинематограф с фрон­тов Великой Отечественной войны. Художественное кино Великой Отечественной войны: «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов и Л. Каполин). «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. М. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Два бойца» (реж. Л. Луков), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер).

Героико-символические образы защитников Отечества в изобразительном искусстве. Плакаты кукрыниксов: «Осво­боди», «Отомсти».

«Родина-мать зовет» И. Таидзе, «Воин Красной Армии, спаси» В. Карецкого, «Дойдем до Берлина» А. Голованова; графика Д. Шмаринова; «Незабудем, не простим», художе­ственные картины: «Фашист пролетел», «Оборона Севас­тополя», «Мать партизана».

Тетрально-концертные бригады на фронтах Великой Отечественной войны. Музыка Великой Отечественной А. Александрова, Д. Шестаковича, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, И. Дунаевского. [3–5, 6].

Т е м а 7. Искусство 50-60-х годов

Партийно-административное воздействие на художествен­ную культуру. Постановление ЦК ВКПС(б) 1946–1948 гг.: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматургических театров и мерах его улучшения», «О ки­нофильме «Большая жизнь», об опере «Великая дружба». «Оттепель» и ситуация в культуре. Искусство «шестиде­сятников». Первые международные конкурсы, фестивали, выставки. Художественная культура в период застоя: обре­тения и потери. Идеи гуманизма в произведениях искусст­ва. Общечеловеческая проблематика в национальном искус­стве (Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, Н. Думбадзе и др.). Автор­ская песня как выражение социального протеста (Б. Окуджава, В. Высоцкий). Воинский и трудовой героизм народа в искусстве. [3–6].

Т е м а 8. Перестройка в России и ее влияние на художественную культуру

Политика гласности — и ее значение в перестройке художественной культуры. Демократическое крыло в худо­жественной культуре. Кадровые перестановки в творчес­ких союзах, органах культуры. Раскол в рядах интеллиген­ции. Расширение культурных связей. «Новая волна» иммиг­рации. Массовая западная культура в России. Нравственные проблемы общества в произведениях: «По­жар» В. Распутина, «Печальный детектив» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова. Пересмотр истории страны в произведениях «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Зубр» Д. Гра­нина; в пьесах М. Шатрова «Брестский мир» и «Дальше, дальше, дальше...». [3, 4, 7].

Возвращение запрещенной литературы (А. Солжени­цын, В. Гросман, А. Ахматова, Н. Гумилев и другие); ки­нофильмов: «Агония» Э. Климова, «Комиссар» А. Смир­нова и другие; художников К. Малевича и В. Кандинско­го. [3].

Т е м а 9. Актуальные проблемы современной художественной культуры

Демократизация общества, рост национального самосознания: проблемы и противоречия. Перспективы раз­вития художественной культуры в условиях многопартий­ной системы и плюрализма мировоззренческих позиций. Усиление процессов политизации общества. Художествен­ная культура в условиях перехода к рынку. Негативные последствия коммерциализации художественной культуры. Пересмотр нравственных ценностей в произведениях искус­ства. Отражение исторических процессов в современной художественной прошлого. Умонастроения общества и их отражение в искусстве. Противоречия между накопленны­ми художественными ценностями и их бытованием. Взаимо­отношения классического и массового искусства. Взаимо­связь профессионального, народного и самодеятельного творчества. [3].

5. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Художественная культура периода Великой Отечествен­ной войны.

Занятия проводятся в музеях. Ц е л ь : На основе полученных знаний в ходе лекций, самостоятельной работы студентов, в процессе занятий в музее проследить тенденции развития художественной куль­туры, отражения в ней духовной жизни России в переломный период развития нашей страны.

Тема 2. Актуальные проблемы современной
художественной культуры России.

Просмотр и обсуждение
музейной выставки. Ц е л ь : Проследить ведущие тенденции в художествен­ной культуре, отображение в искусстве проблем современ­ности, духовного состояния Российского общества

6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Игнатов В.С. Художественная культура России XIX–XX вв. Курс лекций. РГОТУПС 2006.

2.Кожурин К. Я. Духовные учителя сокровенной Руси : к изучению дисциплины / К.Я. Кожурин. - СПб. : Питер, 2007. - 320 с.

3.История русской культуры IХ-ХХ вв. : пособие для вузов / Мин. образов. РФ ; В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под ред. Л.В. Кошман. - 5-е изд., стереот. - М. : Дрофа, 2004. - 480 с

4.Мировая художественна культура. Том 1: учебное пособие / Б.А. Эренгоросс, Е.А. Ботвинник, В.П. Комаров и др. Под ред. Б.А. Эренгоросс; Рекомендовано Научно-методическим советом по культурологии МО РФ. - 3-е изд., исп. и доп. - М. : Высшая школа, 2009. - 486 с.

5.Мировая художественная культура. Том 2.: учебное пособие / Рекомендовано Научно-методическим советом по культурологии Мин - во образования. РФ; В.Р. Арсеньев, С.А. Безклубая, Е.А. Ботвинник и др. Под ред. Б.А. Эренгросс. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Высшая школа, 2009. - 511 с.

Дополнительная

6.Баженов Л.М. Мировая художественная культура. XX век. Кино, театр, музыка (CD): учебное пособие / Л.М. Баженова, Л.М. Некрасова и др. - СПб: Питер, 2008. - 432с.

7.Львова, Е. П. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка и театр (CD): учебное пособие / Львова Е.П. Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А. и др. - СПб.: Питер, 2008. - 464с.

8.Манн Ю.В. Мировая художественная культура. XX век. Литература (CD): учебное пособие / Ю.В. Манн, В.А. Зайцев и др. - СПб.: Питер, 2008. - 464с.

9.Игнатов В.С. Художественная культура России XIX–XX вв. Курс лекций. Электронный вариант РГОТУПС

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социология в россии под редакцией в. А

    Документ
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  2. Институт социологии социология в россии

    Литература
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  3. Тамбовского Государственного Университета им. Г. Р. Державина, исследуются актуальные проблемы методологических оснований историко-философской науки, философские традиции отдельных стран и народов, рассматриваются закон

    Закон
    В сборнике материалов Международной научной конференции «Этика и история философии», посвященной 60-летию кафедры философии Тамбовского Государственного Университета им.
  4. История русский церкви

    Учебник
    Оглавление: Собор 1917-18 гг. - Патриаршество Тихона, до 1924. - 1925 г., митр. Петр Полянский. - 1925-1936 гг. - Зарубежные общины в 1918-1940 гг. - МП в 1937-1943 гг.
  5. Ученые записки скагс (1)

    Ученые записки
    Этот номер журнала – первый в 2011 году, и по традиции он начинается с подведения итогов научной и издательской деятельности СКАГС на Ученом совете. Минувший год стал очередным шагом в наращивании объемов научно-исследовательской

Другие похожие документы..