Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
изучение терминологии и понятий упаковочного дела, классификации тары, основных функций упаковки и маркировки, правил упаковывания продукции в тару (у...полностью>>
'Лекция'
Принцип разделения властей отнесен к числу основных конституционных принципов всех современных демократических государств. Это вовсе не означает, что...полностью>>
'Реферат'
Деятельность Правительства Нижегородской области пять лет строится на основе утвержденной в апреле 2006 года Стратегии развития Нижегородской области...полностью>>
'Исследование'
9. Электронное обучение как инновационный элемент стратегии современной организации 10. Социальное страхование персонала как составляющая современной...полностью>>

Республиканский конкурс «Время уходит, память остается», посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне Номинация: Культурное наследие

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Республиканский конкурс «Время уходит, память остается»,

посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

Номинация: Культурное наследие

Тема: Седьмая симфония Шостаковича Дмитрия Дмитриевича

Пименова Надежда Леонидовна

МОУ «Аксубаевская средняя школа № 2

Аксубаевского муниципального района РТ»

10 «А» класс, 423072. с. Старое Тимошкино

ул. Светлый путь д.14

Научный руководитель: Горбунов

Геннадий Валерьевич

учитель истории второй квалификационной

категории МОУ «АСШ № 2»

Казань 2010

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..3

Глава I: Биография Шостаковича Д.Д…………………………………………………..5

Глава II: Условия создания Седьмой симфонии Шостаковича Д.Д…………………..7

Глава III: Описание Седьмой симфонии Шостаковича Д.Д…………………………..9

Заключение……………………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………………14

Введение

Могуче время, взрастившее такой талант.

Но могуч и талант, выразивший такое время.

Творчество Д.Шостаковича – это

музыкальная эмблема века.

(Т.Хренников.)

Актуальность темы. В истории одного из красивейших городов мира — Санкт-Петербурга (Ленинграда, Петрограда) было много сложных и противоречивых моментов. Но, пожалуй, самыми страшными днями, в течение которых город и его жители были поставлены на грань выживания, были 900 дней блокады — с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года.

8 сентября 1941 года после тяжелых боев вокруг Ленинграда замкнулось кольцо фашистской блокады. Вражеская авиация совершила первый массированный налет на Ленинград, сбросив на него за считанные минуты свыше 6500 зажигательных бомб. Блокада продлилась девятьсот дней, ее называют трагедией века. От голода погибло больше 700 тысяч горожан.

В плане «Барбаросса» Ленинград рассматривался как один из главнейших стратегических объектов. Захват Москвы предполагался после того, как падет и будет уничтожена Северная столица. 8 сентября 1941 года Ленинград взяли в кольцо блокады. После нескольких неудачных попыток штурма города, Гитлер предпочел сменить тактику. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод».

21 сентября в ставке врага были разработаны тезисы доклада «О блокаде Ленинграда», в которых говорилось: «...сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией... Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии».

Начались постоянные бомбежки города. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро. От голода во время блокады погибло, по официальным советским данным, около 700 тысяч человек. По другим оценкам — больше 850 тысяч. Каждый пятый из оставшихся в блокадном городе — ребенок.

В сентябре 1941 года начала действовать знаменитая Дорога жизни, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. По ней направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо.

В таких условиях была создана Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, получившая название «Ленинградской», - одно из выдающихся музыкальных полотен периода Великой Отечественной войны.

Таким образом, изучение седьмой симфонии Шостаковича Д.Д. является актуальным и востребовано обществом.

Исходя из вышесказанного, были определены цель и задачи работы. Целью работы, таким образом, является изучение седьмой симфонии Шостаковича Дмитрия Дмитриевича. Поставленная цель предполагает решение следующих задач.

-Рассмотреть биографию Шостаковича Дмитрия Дмитриевича

-Дать представления об условиях создания Седьмой симфонии Шостаковича

Дмитрия Дмитриевича

-Описать Седьмую симфонию Шостаковича Дмитрия Дмитриевича

Методология исследования. Исследование базируется на принципах научности, объективности и историзма. Написание музыкального произведения представляет собой сложный и разносторонний процесс, исследование которого должно основываться на комплексном подходе. Этим обстоятельством обусловлено использование аналитического, системного и других методов познания.

Практическая ценность исследования заключена, прежде всего, в духовном аспекте проблемы. Музыкальные произведения издавна выступают источником культуры и духовно – нравственных ценностей.

Отдельные положения исследования могут быть использованы в разработке общих и специальных курсов по культурологии, и истории Великой Отечественной войны.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава I: Биография Шостаковича Дмитрия Дмитриевича

1919 год. Суровая, голодная Петроградская зима, вторая зима Революции. В неслыханно тяжелых боях и жестоких лишениях рождалась республика Советов. Начиналась новая эра в истории человечества, и вместе с ней начинался творческий путь гениального композитора XX столетия Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

В ту памятную зиму в промерзших классах Петроградской консерватории появился бледный застенчивый мальчик – тринадцатилетний студент класса композиции и класса фортепиано. Он сразу же обратил на себя внимание педагогов и товарищей своим ненасытным стремлением к знаниям и фантастической трудоспособностью. В консерватории рассказывали легенды о его своеобразном пианизме, необыкновенном слухе и феноменальной музыкальной памяти.

Писатель К.Федин впоследствии вспоминал: «Худенький мальчик в очках, старомодно оправленных блестящей ниточкой металла, абсолютно бессловесный, сердито букой переходил большую комнату и, приподнявшись на цыпочки, садился за огромный рояль. По какому-то непонятному закону противоречия худенький мальчик за роялем перерождался в очень дерзкого музыканта, с мужским ударом пальцев, с захватывающим движением ритма. Он играл свои сочинения, переполненные влияниями новой музыки… В сплетении его причудливых поисков уже можно было увидеть будущего Дмитрия Шостаковича».

Родился Д.Д.Шостакович 25 сентября 1906 года в Петербурге в семье инженера – химика. Семья была высокообразованна и музыкальна: отец хорошо пел и играл на гитаре, мать окончила консерваторию как пианистка, в доме часто музицировали. Мать стала первым педагогом мальчика. Затем он продолжил занятия в частной музыкальной школе. В тринадцать лет Дмитрий был принят в консерваторию.

Музыкальное развитие юного пианиста и композитора шло необыкновенно стремительно и бурно. Яркий талант был замечен А.К.Глазуновым, директором консерватории, который сказал: «Время принадлежит этому мальчику».

В 1923 году Д.Шостакович оканчивает консерваторию как пианист. Он много концертирует, его репертуар огромен: И.С.Бах, Л.Бетховен, Ф.Лист, Ф.Шопен, собственные сочинения. О Шостаковиче – пианисте говорят как о многообещающем даровании. Ему доверено представлять молодую советскую пианистическую школу на Первом международном конкурсе имени Ф. Шопена, и Д.Д.Шостакович привозит из Варшавы восторженные отзывы и почетный диплом.

Блистателен и композиторский дебют Д.Д.Шостаковича. Исполнение Первой симфонии – его дипломной работы – проходит с огромным успехом, и симфонию включают в свой репертуар крупнейшие дирижеры мира.

Перед молодым музыкантом встает проблема: кем быть – пианистом или композитором?

Сначала Д.Шостакович пытается совмещать оба рода деятельности, однако новые сложные творческие замыслы заставляют его отказаться от выступлений с «чужими» сочинениями и целиком заняться композицией. Д.Д.Шостакович пробует силы в самых разных жанрах: среди сочинений раннего периода оперы «Нос» по Гоголю и «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову, три балета, Первый фортепианный концерт, облетевшая всю страну музыка к кинофильму «Встречный» и т.д.

Годы Великой Отечественной войны вписали необыкновенные страницы в жизнь и творчество Д.Д.Шостаковича. Суровые военные испытания, народные страдания и личные потери нашли воплощение в потрясающем трагизме Седьмой симфонии, в скорбных траурных страницах Фортепианного трио и Третьего струнного квартета.

В послевоенные годы гений Д.Д.Шостаковича проявился с новой силой и размахом. Он создал Одиннадцатую и Двенадцатую симфонии, посвященные революции 1905 года и В.И.Ленину, оратории и хоровые поэмы, романсы и квартеты. Будучи уже тяжело больным, композитор работал, не щадя себя, до последних дней жизни. Его последние сочинения – Пятнадцатая симфония и Пятнадцатый квартет, Сюита для баса и симфонического оркестра на стихи одного из титанов Возрождения Микеланджело – это мудрые глубокие размышления Мастера о человеке, его борьбе за счастье, его судьбе, радости и страдании, его жизни и смерти. «В совершенстве владея языком мирового искусства, он остается русским», - писал о Д.Д.Шостаковиче замечательный музыкант Г.Нейгауз.

Таким образом, в этом причина всемирного признания музыки Д.Д.Шостаковича, в этом залог ее неувядающего бессмертия.

Глава II: Условия создания седьмой симфонии Шостаковича Дмитрия Дмитриевича.

Большую часть седьмой симфонии Шостакович Д.Д. сочинил, как уже было сказано, в блокадном Ленинграде. Вот только один из эпизодов, которые давали бы представление об условиях, в которых писалась музыка.

. Значительная часть симфонии создавалась композитором осенью 1941 года в Ленинграде, в дни смертельной борьбы с врагом. Вместе с другими ленинградцами Дмитрий Дмитриевич ездил за город рыть укрепления, вместе с другими преподавателями и студентами консерватории жил в ее здании на казарменном положении, вечерами дежурил на крыше, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподавать…

И все это время в его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал он потом.

Иногда, в редкие свободные минуты композитор выходил из дома. «С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был еще более прекрасен в своем суровом величии», - писал композитор. «Как было не любить этот город… не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка».

В первые же месяцы войны были написаны первые две части новой симфонии. «Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», - утверждал Дмитрий Дмитриевич.

16-го сентября 1941-го года, утром, Дмитрий Дмитриевич Шостакович выступил на ленинградском радио. Фашистские самолеты бомбили город, и композитор говорил под разрывы бомб и грохот зенитных орудий: «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией.

Для чего я сообщаю об этом? - спросил композитор,- ...для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту... Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать...».

Работал он вдохновенно. Симфония была закончена в Куйбышеве. Там же 5 марта 1942 года состоялась премьера симфонии, ее исполнил оркестр Большого театра под управлением С Самосуда. Вскоре Седьмая симфония прозвучала и в Москве.

А 9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича была исполнена в этом городе – измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.

Специальным самолетом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо, бала доставлена партитура симфонии, на которой была авторская надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Для исполнения были собраны все музыканты, еще оставшиеся в городе. Их было всего пятнадцать, а нужно было не менее ста! Тогда с Ленинградского фронта были срочно отозваны музыканты, сменившие свои инструменты на оружие, и вскоре оркестр начал репетиции. Немыслимая воля и энтузиазм вели этих голодных, измученных людей на музыкальный подвиг. И вот над Ленинградом из всех репродукторов зазвучала прекрасная музыка Седьмой симфонии. Те люди, те тысячи людей, которых не мог вместить зал Филармонии, тоже слушали эту симфонию всепобеждающего мужества.

Фашисты в тот день так и не начали свой традиционный артиллерийский обстрел. Маршал М.Говоров, главнокомандующий Ленинградским фронтом, отдал приказ, во что бы то ни стало на время концерта подавить огнем позиции врага.

Вот как вспоминает об этом Карл Ильич Элиасберг, дирижировавший тогда оркестром: «Отзвучала симфония. В зале раздались аплодисменты… Я прошел в артистическую… Вдруг все расступились. Быстро вошел М.Говоров. Он очень серьезно, сердечно говорил о симфонии, а уходя сказал как-то таинственно: «Наших артиллеристов тоже можно считать участниками исполнения». Тогда, честно говоря, я не понял этой фразы. И только много лет спустя узнал, что М.Говоров отдал приказ, на время исполнения симфонии Д.Д.Шостаковича, нашим артиллеристам вести интенсивный огонь по вражеским батареям и принудить их к молчанию. Я думаю, что в истории музыки такой факт – единственный».

Вскоре с партитуры этой симфонии была снята фотокопия и на военном самолете отправлена круговым путем через Африку в США, где ее сразу же исполнили лучшие дирижеры мира. Услышав симфонию, один американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой…»

Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа. И мелодии, характеризующие его – широкие, напевные, напоминают русские народные песни

Глава III: Описание Седьмой симфонии Шостаковича Дмитрия Дмитриевича

Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений. Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух полюсов: мира разума, творчества, созидания и - мира жестокости и разрушения; настоящего Человека и - цивилизованного варвара; добра и зла.

На вопрос о том, что побеждает в результате этого сражения в симфонии, очень хорошо сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - он (т. е. Шостакович) ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасною, созданного гуманитарной культурой...».

Четыре части симфонии по-разному раскрывают идею торжества Человека и его борьбы. Рассмотрим пристально первую часть, рисующую непосредственную «военную» коллизию двух миров.

Первую часть (Allegretto) Шостакович написал в сонатной форме. В ее экспозиции заключены образы советского народа, страны, человека. «Работая над симфонией,- рассказывал композитор,- я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека...». Первая тема этой экспозиции - тема главной партии - величественная и героическая. Ее озвучивают в тональности до мажор струнные инструменты: (приложение 1)

Перечислим кое-какие особенности этой темы, придающие ей современную динамичность и остроту. Это прежде всего энергичный маршевый ритм, характерный для многих массовых советских песен и смелые широкие мелодические ходы. Кроме того, это напряженность и богатство лада: до мажор, источающийся в третьем такте в повышенную ступень (звук фа-диез), и дальше в развертывании темы используется минорная терция – ми-бемоль.

С «богатырскими» русскими темами главную партию седьмой симфонии композитора сближают тяжеловатые унисоны и раскачивающиеся, размашистые интонации.

Сразу за главной партией играет лирическая побочная (в тональности соль мажор): (Приложение 2)

Тихая и несколько застенчивая в выражении эмоций музыка весьма искренна. Чисты инструментальные краски, прозрачно изложение. Мелодию ведут скрипки, а фон представляет собой покачивающуюся фигуру у виолончелей и альтов. К концу побочной партии звучат соло засурдиненной скрипки и флейты пикколо. Мелодия как бы растворяется в тишине, струясь. Именно так завершается экспозиция, раскрывшая разумный и деятельный, лирический и мужественный, мир.

Потом следует знаменитый эпизод фашистского нападения, грандиозная картина вторжения силы разрушения.

Последний «мирный» аккорд экспозиции продолжает звучать, когда издали уже доносится дробь военного барабана. На ее фоне развивается странная тема – симметричная (ходу на квинту вверх соответствует ход на кварту вниз), отрывистая, аккуратная. Словно дергаются паяцы: (приложение 3)

«Пляской ученых крыс под дудку крысолова» аллегорически назвал эту мелодию Алексей Толстой. Конкретные ассоциации, возникающие в головах разных слушателей, могут быть различными, но несомненно, что в теме нашествия фашистов есть что-то от зловещей карикатуры. Шостакович обнажил и сатирически заострил черты автоматической дисциплины, тупой ограниченности и педантичности, воспитанные у солдат гитлеровских войск. Ведь они должны были не рассуждать, а слепо подчиняться фюреру. В теме фашистского нашествия примитивность интонаций сочетается с «квадратным» ритмом марша: сперва эта тема кажется не столько грозной, сколько тупой и пошлой. Но в ее развитии со временем раскрывается ужасная сущность. Послушные крысолову, ученые крысы вступают в битву. Марш марионеток трансформируется в поступь механического монстра, который топчет на своем пути все живое.

Эпизод нашествия выстроен в форме вариаций на одну тему (в тональности ми-бемоль мажор), неизменную мелодически. Остается постоянной и барабанная дробь, постоянно усиливающаяся. От вариации к вариации меняются оркестровые регистры, тембры, динамика, плотность фактуры, присоединяются больше полифонических голосов. Все эти средства и расхищают характер темы.

Всего вариаций одиннадцать. В первых двух мертвенность и холод звучания подчеркиваются тембром флейты в низком регистре (первая вариация), а также сочетанием этого инструмента с флейтой пикколо на расстоянии полутора октав (вторая вариация).

В третьей вариации автоматичность выделяется сильнее: фагот копирует каждую фразу у гобоя октавой ниже. Тупо отбивающая ритм новая фигура вступает в басу.

Воинственный характер музыки усиливается с четвертой вариации по седьмую. В игру вступают медные духовые инструменты (труба, тромбон с сурдиной в четвертой вариации). Тема впервые звучит forte, она излагается параллельными трезвучиями (шестая вариация).

В восьмой вариации тема начинает устрашающе звучать fortissimo . Она проигрывается в нижнем регистре, в унисон восемь валторн со струнными инструментами и деревянными духовыми. Автоматическая фигура из третьей вариации теперь поднимается, отстукиваемая ксилофоном в сочетании с другими инструментами.

К железному звучанию темы в девятой вариации присоединяется мотив стона (у тромбонов и труб в верхнем регистре). И, наконец, в последних двух вариациях темой овладевает торжествующий характер. Создается впечатление, что железный монстр с оглушительным лязгом тяжело ползет прямо на слушателя. И тут происходит то, чего никто не ожидает.

Тональность резко меняется. Вступает еще одна группа тромбонов, валторн и труб. К тройному составу духовых инструментов в оркестре седьмой симфонии добавлены еще 3 тромбона, 4 валторны и 3 трубы. Играет драматический мотив, называемый мотивом сопротивления . В прекрасной статье, которая посвящена седьмой симфонии, Евгений Петров так написал о теме нашествия: «Она обрастает железом и кровью. Она сотрясает зал. Она сотрясает мир. Что-то, что-то железное идет по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас,- раз, два, раз, два. И вот, когда, казалось бы, уже ничто не может спасти вас, когда достигнут предел металлической мощи этого чудовища, неспособного мыслить и чувствовать… происходит музыкальное чудо, которому я не знаю равного в мировой симфонической литературе. Несколько нот в партитуре,- и на всем скаку (если можно так выразиться), на предельном напряжении оркестра, простая и замысловатая, шутовская и страшная тема войны заменяется всесокрушающей музыкой сопротивления»: (приложение 4)

Начинается симфоническая битва со страшного напряжения. Вариационное развитие перетекает в разработочное. На железные мотивы нашествия набрасываются мощные волевые усилия. В душераздирающих пронзительных диссонансах слышатся стоны, боль, крики. Вместе все это сливается в огромный реквием – плач по погибшим.

Именно так начинают необычную репризу. В ней и побочная, и главная темы экспозиции становятся заметно измененными – так же, как и люди, что вошли в пламя войны, исполнились гнева, испытали страдание и ужас.

Талант Шостаковича имел такое редкое свойство: композитор умел передать в музыке великую скорбь, спаянную с огромной силой протеста против зла. Так главная партия звучит в репризе: (приложение 5)

Теперь она плывет в миноре, маршевый ритм превратился в траурный. Это действительно траурное шествие, но музыка приобрела черты страстного речитатива. Эту речь Шостакович обращает ко всем людям.

Подобные мелодии – полные страстных, гневных, призывных ораторских интонаций, широко изложенные у всего оркестра- не раз встречаются в музыке композитора.

Прежде лирическая и светлая, побочная партия в репризе у фагота звучит скорбно и глухо, в низком регистре. Она звучит в особом минорном ладу, часто используемом Шостаковичем в трагической музыке (минор с 2-мя пониженными ступенями- II и IV; в настоящем случае, в фа-диез миноре – соль-бекар и си-бемоль). Быстрая смена размеров (3/4, 4/4, затем 3/2) приближает мелодию к живому дыханию человеческой речи. Это довольно сильно контрастирует с автоматическим ритмом темы нашествия. (Приложение 6)

Тема главной партии снова появляется в конце первой части – коде. Она заново вернулась к своему начальному мажорному облику, но теперь звучит у скрипок певуче и тихо, словно мечта о мире, воспоминание о нем. Конец пробуждает тревогу. Издалека звучит тема нашествия и барабанная дробь. Война все еще идет.

Шостакович без прикрас, с жестокой правдивостью нарисовал в первой части симфонии подлинные картины войны и мира. Он запечатлел в музыке героизм и величие своего народа, изобразил опасную силу врага и всю напряженность схватки не на жизнь, а на смерть.

В двух последующих частях Шостакович противопоставил разрушительной и жестокой силе фашизма духовно богатого человека, силу его воли и глубину его мысли. Мощный финал – четвертая часть – полон предчувствия победы и наступательной энергии. Для того, чтобы по справедливости оценить его, следует еще раз вспомнить, что композитор сочинил финал седьмой симфонии в начале Великой Отечественной войны.

Много лет прошло со дня первого исполнения «Ленинградской» симфонии. С тех пор она звучала в мире много раз: по радио, в концертных залах, даже в кино: о седьмой симфонии сняли фильм.

Таким образом, ее исполнение снова и снова воскрешает перед слушателями нестираемые страницы истории, вливает в их сердца гордость и мужество. Седьмую симфонию Шостаковича вполне можно назвать «Героической симфонией» двадцатого века.

Заключение

На основе проделанной работы автор пришел к следующим выводам:

- 1919 год. Суровая, голодная Петроградская зима, вторая зима Революции. В неслыханно тяжелых боях и жестоких лишениях рождалась республика Советов. Начиналась новая эра в истории человечества, и вместе с ней начинался творческий путь гениального композитора XX столетия Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

-Годы Великой Отечественной войны вписали необыкновенные страницы в жизнь и творчество Д.Д.Шостаковича. Суровые военные испытания, народные страдания и личные потери нашли воплощение в потрясающем трагизме Седьмой симфонии.

- Седьмая симфония Шостаковича Д.Д. снова и снова воскрешает перед слушателями нестираемые страницы истории, вливает в их сердца гордость и мужество. Седьмую симфонию Шостаковича вполне можно назвать «Героической симфонией» двадцатого века.

Список литературы

1. И.Прохорова, Г.Скудина, «Советская музыкальная литература», издательство «Музыка», М, 1982.

2. Ю.Алиев, «Музыка», издательство «Музыка»,М, 1983.

3. Л.Третьякова, «Страницы советской музыки», издательство «Знание»,М, 1980.

4. В,Медушевский, «Энциклопедический словарь музыканта», издательство «Педагогика», М, 1985.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Культурно-досуговая деятельность в условиях модернизации клубных учреждений

    Документ
    В ходе реализации программных мероприятий по развитию социокуль­турной сферы, совершенствованию культурно-досуговой деятельности и модернизации КДУ, специалисты Чувашского республиканского Дома народ­ного творчества и клубных учреждений
  2. Евдокимова Ольга Николаевна Начальник Управления по культуре и искусству Администрации городского округа город Уфа рб мамбетов Исламетдин Ризаитдинович Вгороде разработана программа

    Программа
    В городе разработана Программа развития культуры и искусства городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011-2015 годы. В рамках этой Программы на совершенствование и развитие библиотечного дела предусмотрено 93 млн.
  3. Конкурс платный! Что нужно сделать? Взять задание по выбранной номинации у учителя или на сайте

    Конкурс
    - Мифы Древней Греции – для учащихся 5-8, 9-11 классов- Северная война – для учащихся 5-8, 9-11 классов- Живая история – для учащихся 5-8, 9-11 классов- История освоения Арктики и Антарктиды – для учащихся 5-8,
  4. Итоги работы республиканских учреждений культуры, искусства, образования и предприятий отрасли печати республики марий эл в 2009 году 22

    Документ
    В качестве приоритетных направлений деятельности Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее – Министерство) в 2009 году были определены следующие:
  5. Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев: Перемены к лучшему происходят лишь там, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон

    Закон
    Стратегическая цель отрасли – формирование духовно-нравственного человека, гражданина-патриота, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края, страны, уважающего историческое и культурное наследие своего народа.

Другие похожие документы..