Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов в рамках Болонского процесса придаётся огромное значение. Пол...полностью>>
'Закон'
3), субъектов лизинга (ст. 4), лизинговых компаний (фирм) (ст. 5), лизинговой деятельности (ст. ), форм, типов и видов лизинга (ст. 7) и сублизинга (...полностью>>
'Документ'
область профессиональной деятельности: организация и выполнение работ по производству, первичной обработке, хранению и транспортировке продукции раст...полностью>>
'Доклад'
Материалы посещения уроков своих коллег. План учителя - стажера или план наставника. План экспериментальной работы и соответственные материалы экспер...полностью>>

Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии введение

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА
СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

ВВЕДЕНИЕ

Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.

Актуальность и необходимость создания системы определяется двумя основными факторами:

— в стране сложилась специфическая демографическая ситуация, тревожащими характеристиками которой являются не только снижение рождаемости, но и уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышение показателей осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/и перинатального генеза; в этой связи актуальность приобретает именно ранняя диагностика отклонений в развитии и их своевременная коррекция;

— ратификация Российской Федерацией в 1991 г. Деклараций ООН «О правах умственно отсталых лиц» (1971 г.) и «О правах инвалидов» (1975 г.) свидетельствует, что ценностные ориентации государства и общества заключаются в гарантировании прав граждан и предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития, активного участия в жизни общества и наиболее полной реализации своей индивидуальности. Такие возможности должны быть предоставлены с самого раннего детства каждому ребенку, в том числе и детям с отклонениями в развитии.

В стране существуют серьезные предпосылки для комплексного решения указанных проблем — преодоления угрожающей демографической ситуации, с одной стороны, и обеспечения прав граждан на развитие, социальную адаптацию и самореализацию, с другой стороны. К числу этих предпосылок относится прежде всего достаточно высокий уровень научной разработанности проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего и дошкольного возраста, эффективность получаемых специалистами результатов. Кроме того, необходимость создания системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии отчетливо ощущается специалистами смежных отраслей науки и практики, готовых осуществлять в этой сфере активное междисциплинарное взаимодействие.

Таким образом, появилась необходимость решения проблемы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии у детей и возможность создания для этого единой системы, работающей на федеральном уровне и предполагающей:

— максимально раннее выявление и диагностику особых нужд и особых образовательных потребностей ребенка;
— устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленного обучения;
— расширение временных границ специального образования: нижняя граница — первые месяцы жизни; верхняя граница — вся жизнь;
— непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста с включением специальных мероприятий в дошкольном и даже раннем возрасте;
— выделение комплекса специальных коррекционно-развивающих задач (которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка того же возраста);
— построение системы необходимых «обходных путей» обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения;
— более дифференцированное, пошаговое обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка;
— значительно более глубокую, чем в массовом образовании, дифференциацию и индивидуализацию обучения, особую организацию образовательной среды;
— обязательное включение родителей в коррекционный и образовательный процесс и их особую целенаправленную подготовку силами специалистов.

Многие из перечисленных выше аспектов уже получили определенное развитие в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. Важнейшей задачей совершенствования специального образования, преодоления его экстенсивного характера является достраивание отсутствующего звена (нового структурного элемента, нового базиса) — системы раннего выявления и ранней комплексной медико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка, которая должна быть неотъемлемой частью специального образования.

Наличие ранней комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии малыша группы риска (в результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект) и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практика со всей очевидностью показывают: раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых дней жизни позволяют предупредить появление отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате — значительно снизить степень социальной недостаточности детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.

Базовой предпосылкой разработки данной системы является созданный в предшествующие десятилетия на основе проведенных пролонгированных научных исследований задел в виде программ раннего выявления и ранней комплексной коррекции определенных отклонений в развитии детей (например, модель системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям с нарушениями слуха). Разработаны и внедрены отдельные региональные модели (программа абилитации младенцев, г. Санкт-Петербург и др.), в различных научных и практических учреждениях системы здравоохранения и образования накоплен многолетний опыт оказания комплексной помощи детям младенческого и раннего возраста и семьям, их воспитывающим.

Анализ имеющегося отечественного опыта показал результативность построения и внедрения программ раннего выявления и ранней комплексной коррекции отдельных отклонений в развитии. Вместе с тем сопоставление зарубежного и отечественного опыта убедительно доказывает, что для максимально оперативного и эффективного решения поставленной задачи — создания нового структурного звена системы образования детей с отклонениями в развитии, — очевидна неперспективность стратегии, направленной на разработку частных моделей раннего выявления и ранней коррекции отдельных отклонений в развитии.

Прорыв в решении поставленной проблемы может быть достигнут только при переходе от стратегии накопления частных моделей и их механического соединения — к стратегии разработки на основе созданных предпосылок общей базовой модели единой государственной системы раннего выявления детей с отклонениями в развитии и обеспечения ее структурой комплексной помощи, адекватной специальному образованию нового типа. Таким образом, ведущим принципом построения системы является путь «от общей модели к частным». При этом не предполагается отказ от ранее созданных частных моделей: такие модели должны быть реконструированы и обогащены на основе базовой модели, их функционирование должно быть поддержано и унифицировано, включено в единую структуру.

Разработка стратегии и тактики создания единой системы раннего выявления отклонений в развитии и обеспечения вариативной помощи выявленным детям и их семьям является целью данной программы.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Анализ состояния проблемы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и создание надежной информационной базы для разработки стратегии.
Определение методологии и разработка принципов построения базовой модели единой системы раннего выявления и комплексной помощи детям с различными отклонениями в развитии.
Определение принципов построения вариативных моделей на основе базовой модели.
Проектирование базовой модели единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии.
Научно-методическая разработка недостающих технологических звеньев существующих моделей на основе базовой.
Проектирование на основе базовой модели новых вариантов частных моделей для разных категорий детей с отклонениями в развитии и для разных региональных условий.
Экспериментальная апробация разработанных моделей единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии с целью отработки механизмов взаимодействия различных структурных компонентов системы.
Совершенствование моделей единой системы на основе результатов экспериментальной апробации.
Определение всей совокупности условий для внедрения разработанной единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии (нормативно-правовое обеспечение, подготовка кадров, информационное обеспечение, методическое и технологическое обеспечение, программа формирования адекватного отношения микро- и макросоциумов к проблеме раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии).
Разработка поэтапной пролонгированной государственной Программы мер по обеспечению внедрения единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии на всей территории Российской Федерации.
Разработка новой специализации для систем подготовки и переподготовки специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов, педагогов-дефектологов, социальных педагогов) для работы в системе раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Создание базовой модели единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии.
Модельная реализация единой системы раннего выявления и помощи детям с различными отклонениями в развитии на экспериментальных площадках.
Разработка проекта программы единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии (с подпрограммами: «Нормативно-правовое обеспечение системы», «Финансово-экономическое обеспечение», «Система подготовки и переподготовки кадров», «Информационное обеспечение», «Научно-методическое обеспечение», «Стратегия формирования адекватного отношения микро- и макросоциумов к проблеме раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии»).
Программа рассчитана на 2000–2010 гг.
Реализация Программы будет осуществляться через систему конкретных межведомственных мер правового, кадрового, научного и программно-методического обеспечения.
Комплекс научных исследований, программно-методических разработок и проектов по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров и развитию информационных структур, обеспечивающих Программу, предполагается осуществлять через создание временных научно-исследовательских коллективов. В условиях ограниченного финансирования образования представляется необходимым максимально обобщить, систематизировать и востребовать уже наработанный научно-исследовательскими коллективами научный и практический материал, придав ему статус нормативных документов.
Важнейшим механизмом обеспечения функционирования Программы является придание ей межведомственного, а затем государственного статуса. Главным принципом реализации программы должен стать принцип сотрудничества различных заинтересованных ведомств, учреждений, академических институтов, вузов, региональных органов управления при их долевом финансировании.
Координацию и контроль выполнения Программы, при условии ее межведомственного статуса, необходимо осуществлять через организацию Межведомственного координационного совета, делегировав ему организационные, координационные и контрольные функции.

ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ

I этап.
Анализ состояния проблемы раннего выявления и ранней специальной помощи детям
с отклонениями в развитии

Цель: анализ состояния и перспектив развития системы раннего выявления и ранней специальной помощи для выявления имеющихся и определения недостающих научно-практических разработок при создании базовой модели (и ее вариантов) системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии.

Комплексный анализ состояния нормативно-правовой базы региональных учреждений, осуществляющих раннее выявление и специальную помощь детям с отклонениями в развитии (2000–2002 гг.).
Сравнительный анализ социо-культурных детерминант процесса становления и развития государственных систем раннего выявления и специальной помощи детям с разными отклонениями в развитии (2001–2003 гг.).
Анализ состояния научных исследований в области разработки систем раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии (2001–2002 гг.).
Анализ разработанных моделей и систем раннего выявления и специальной помощи детям:
(1) анализ и систематизация имеющихся и признанных западных моделей систем раннего выявления и специальной помощи;
(2) анализ отечественного опыта переноса западных моделей раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии; (3) сбор и первичный анализ отечественного регионального опыта создания систем раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии; (4) сбор и первичный анализ отечественного регионального опыта создания отдельных компонентов системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии (2000–2003 гг.).
Анализ состояния научных исследований в области медицины, психологии и педагогики, связанных с проблемой раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии (2001–2004 гг.).
Анализ имеющегося инструментария, методик, технологий раннего выявления и специальной помощи семье, воспитывающей проблемного ребенка раннего возраста: (1) анализ нейрофизиологических и клинических методов ранней диагностики отклонений в развитии детей; (2) анализ современного психологического инструментария в аспекте раннего выявления отклонений в развитии и оказания эффективной специализированной помощи; (3) анализ психолого-педагогических технологий ранней помощи семье и проблемному ребенку; (4) анализ состояния отраслевых разработок в области содержания подготовки, переподготовки и повышения квалификации (на разных уровнях) специалистов для системы раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии (2000–2004 гг.).

II этап.
Разработка научно-методологических основ построения общей модели единой системы раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии

Цель: определение теоретико-методологических основ построения общей модели единой системы раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии и стратегии ее развития в современном обществе.

Описание и разработка методологических основ и принципов построения общей базовой модели системы выявления и ранней помощи детям, стратегии ее развития (2003–2005 гг.).
Описание и разработка методологических основ и принципов построения вариантов общей базовой модели, включая системную модель, основанную на принципиально новом типе взаимодействия специалистов, ребенка, его семьи и ближайшего окружения (2003–2005 гг.).

III этап.
Проектирование общей базовой модели единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии

Цель: разработка проекта общей базовой модели единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии, реконструкция ранее созданных систем раннего выявления и специальной помощи.

Создание проекта общей базовой модели системы выявления детей с различными отклонениями в развитии и ранней помощи (2004–2006 гг.).
Модельная реконструкция ранее созданных систем раннего выявления и помощи детям
с определенными отклонениями в развитии и региональных моделей на основе базовой модели: (1) модельная реконструкция ранее созданной системы раннего выявления и помощи детям с нарушениями слуха на основе базовой модели; (2) модельная реконструкция ранее созданной региональной системы помощи детям групп риска по отставанию в развитии на основе базовой модели (2004–2006 гг.).
Разработка концептуальных основ преобразования государственной системы дошкольного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии с учетом построения нового базиса — системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии (2004–2006 гг.).

IV этап.
Научно-методическое и технологическое обеспечение спроектированных моделей единой системы

Цель: достраивание структурных звеньев и отдельных компонентов до минимально достаточного уровня, обеспечивающего возможность начала экспериментальной реализации моделей единых систем раннего выявления и помощи.

Методическое обеспечение недостающих диагностических и коррекционных технологий для соответствующих компонентов спроектированных моделей системы: (1) разработка номенклатуры факторов риска и единой скрининг-технологии с целью выявления детей с подозрением на отклонения в развитии;
(2) совершенствование методов и методик диагностики индивидуального развития; (3) совершенствование методов и методик комплексной медико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка в контексте индивидуального развития; (4) инновационные технологии взаимодействия разных специалистов, участвующих в процессе выявления, диагностики и оказания помощи ребенку с отклонением в развитии, во взаимодействии с семьей, воспитывающей ребенка; (5) совершенствование системы взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с отклонением в развитии (2000–2010 гг.).
Подготовка нормативно-правового обеспечения модельной реализации разработанных систем раннего выявления и оказания помощи детям с отклонениями в развитии (2004–2010 гг.).
Проектирование компонента обучения, отсутствующего в ныне действующей системе курса профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов, педагогов-дефектологов, социальных педагогов), связанного с ранним выявлением и оказанием помощи детям с отклонениями в развитии и обязательного для всех специальностей и специализаций в рамках профиля: (1) проведение структурных и содержательных изменений в системе повышения квалификации специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов, педагогов-дефектологов, социальных педагогов) для работы в системе раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии с учетом вариативных моделей ее функционирования; (2) проведение структурных и содержательных изменений в системе переподготовки специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов, педагогов-дефектологов, социальных педагогов) для работы в системе раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии с учетом вариативных моделей ее функционирования (2003–2010 гг.).

V этап.
Экспериментальная апробация разработанных моделей единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии

Цель: отработка механизмов взаимодействия различных структурных компонентов системы.

Апробация разработанных моделей единой системы раннего выявления и помощи детям
с отклонениями в развитии (2003–2008 гг.).
Внедрение уточненной модели единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии на дополнительных экспериментальных площадках (2005–2008 гг.).

VI этап.
Совершенствование моделей единой системы на основе результатов экспериментальной апробации

Цель: разработка организационно-методического обеспечения моделей системы раннего выявления и специальной помощи детям.

Совершенствование организационной структуры экспериментальных моделей (2008–2010 гг.).
Совершенствование методического обеспечения экспериментальных моделей (2008–2010 гг.).
Подготовка окончательного варианта и схем создания базовой модели ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии для различных региональных условий (2009–2010 гг.).

Предлагаемый проект подготовлен рабочей группой, созданной при отделе практической психологии и охраны здоровья Министерства образования РФ. Отзывы и предложения просьба направлять по адресу:
101856, Москва, Чистопрудный б-р, д. 6, отдел практической психологии и охраны здоровья Минобразования РФ, Каманову И.М.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплексная общеобразовательная программа образования детей дошкольного возраста тюменской области

    Образовательная программа
    Гребёнкина Наталья Валентиновна, кандидат педагогических наук, заведующая сектором дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области
  2. Х педагогических журналов пятнадцать лет назад обсуждались проблемы взаимодействия массового образования и образования лиц с недостатками в развитии (инвалидов)

    Документ
    Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  3. Общие вопросы теории специальной педагогики

    Документ
    Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  4. Вопросы и задания (3)

    Учебное пособие
    Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели­верстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  5. Е. А. Лобанова зав кафедрой дошкольной педагогики и психологии

    Документ
    Е. А. Лобанова — зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии, канд. пед. наук, доцент; Е. В. Сухорукова — зав. кафедрой педагогики и методик начального образования, канд.

Другие похожие документы..