Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
История экономических учений изучает закономерности развития мировой экономической теории, исторический процесс возникновения, развития, борьбы и сме...полностью>>
'Программа'
Мехико - город бурлящих эмоций, ярких красок и острых вкусов, крупнейший мегаполис мира, где в фантастическом антропологическом симбиозе сосуществуют ...полностью>>
'Доклад'
В рамках функционирования Республики Казахстан в единой таможенной территории активное и непосредственное участие в жизнеобеспечении таможенного союз...полностью>>
'Документ'
Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности к обучению на сегодня один из самых обсуждаемых в психологи­ческих, педагогических, медицинс...полностью>>

Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 16 (23) Централизованные библиотечные системы Республики Карелия: история и современность Петрозаводск 2005

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Библиотечная Ассоциация Республики Карелия

Национальная библиотека Республики Карелия

Библиотечный вестник Карелии

Выпуск 16 (23)

Централизованные библиотечные системы
Республики Карелия:
история и современность

Петрозаводск

2005

УДК 02

ББК 78.34(2Р-6К)

Б 595

Печатается по решению редакционного совета Национальной библиотеки
Республики Карелия и Секретариата Библиотечной Ассоциации Республики Карелия

Ответственный редактор:

Лапичкова В. П., зам. директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный
директор Библиотечной Ассоциации Республики Карелия

Ответственный за выпуск:

Шалагина М. В., зав. редакционно-издательским центром Национальной библиотеки Республики
Карелия

Составители:

Бугнина И. К., гл. библиотекарь отдела прогнозирования и развития библиотечного дела Национальной библиотеки Республики Карелия

Лапичкова В. П., зам. директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный
директор Библиотечной Ассоциации Республики Карелия


Б 595

Библиотечный вестник Карелии. Вып. 16 (23). Централизованные библиотечные
системы Республики Карелия: история и современность / Библ. Ассоц. Респ. Карелия ; Нац. б-ка Респ. Карелия ; [отв. ред.: Лапичкова В. П. ; отв. за выпуск: Шалагина М. В. ; сост.: Бугнина И. К., Лапичкова В. П.]. – Петрозаводск : Национальная библиотека Республики Карелия, 2005. – 160 с.

В 16-й выпуск вестника «Централизованные библиотечные системы Республики Карелия: история и современность» вошли законодательные документы, регламентирующие функционирование библиотек в условиях проведения реформы местного самоуправления. Материалы VII съезда работников культуры (31 мая – 1 июня 2005 г.),
секции библиотечных работников «Услуги публичных библиотек», семинара «Управление библиотечным делом: история и перспективы», круглого стола «Централизация общедоступных (публичных) муниципальных библиотек Карелии: история, современность, перспективы» раскрывают деятельность ЦБС РК за 1975–2004 гг. и перспективы их развития. В сборник включены публикации по истории и современным проблемам библиотек Карелии. Также в сборнике представлены документы и материалы собрания членов БАРК, состоявшегося 02.06.2005 г., итоги ревизии деятельности БАРК
за 2004 г. и конкурсов «Библиовертикаль» и «Библиотеки и СМИ».

УДК 02

ББК 78.34(2Р-6К)

© Национальная библиотека

Республики Карелия, 2005

© Национальная библиотека

Республики Карелия, 2005

От составителей

«Библиотеки – интеллектуальный потенциал нации и важнейший ресурс каждого из нас».

Путин В. В.
(Из выступления на церемонии открытия
нового здания Российской национальной
библиотеки 12 апр. 2003 г.)

Современная библиотечная сеть Республики Карелия разнообразна и достаточна для удовлетворения потребностей пользователей. По данным паспортизации библиотек на 01.01.2001 г., услугами всех 739 библиотек республики пользовалось 76 % населения. Доля муниципальных библиотек РК
в структуре основных показателей работы библиотек весьма значительна: 45 % от общего числа библиотек, 43 % от общего количества посещений, 48 % от общего числа пользователей, 50 % от общего количества книговыдачи. Краткий анализ библиотечной сети, ресурсов и достижений библиотек за последние годы позволяет сделать вывод о востребованности библиотек и возрастающей роли библиотек в жизни населения республики.

У каждой из библиотек Карелии – своя миссия, своя судьба, своя история. Еще в ХIV веке далеко
за пределами Карелии были известны монастырские библиотеки, а крупнейшая из них – библиотека Валаамского монастыря к 1880 г. насчитывала 7 800 книг. По литературным источникам нам известно
о первой специализированной отраслевой библиотеке ХVIII в., открытой в Олонецком горном заводе,
о сельскохозяйственной библиотеке Олонецкой губернской земской управы и других библиотеках. Первая публичная библиотека в г. Петрозаводске была открыта в 1833 г., именно от нее ведет свою историю Национальная библиотека Республики Карелия. Сегодня широко известны Повенецкая земская библиотека (ныне – Повенецкая поселковая библиотека), Пудожская общественная библиотека (ныне – Пудожская ЦРБ), Ухтинская изба-читальня (ныне – Калевальская национальная библиотека), Кабинет для чтения г. Олонца (ныне – Олонецкая национальная библиотека), «Сумочная народная читальня» (прообраз передвижной библиотеки) и многие другие библиотеки, на основе которых формировалась современная библиотечная сеть Карелии.

В истории библиотек Карелии советского периода пока еще много неизвестных страниц, но в Национальной библиотеке РК и других библиотеках Карелии исследованию истории библиотек республики уделяется все больше внимания. История и современный мир библиотек, прежде всего, муниципальных – основная тема данного выпуска вестника. Открывают выпуск выдержки из законодательных документов РФ и РК, на основе которых развиваются и функционируют муниципальные библиотеки. В сборнике представлены документы и материалы, подготовленные к VII съезду работников культуры Республики Карелия «Культура – показатель благосостояния нации», который состоялся 31 мая – 1 июня 2005 г.: доклад министра культуры и по связям с общественностью Республики Карелия Г. Т. Брун, выступления директора Национальной библиотеки Республики Карелия И. А. Добрыниной и директора Муезерской ЦБС Т. И. Акулич, а также выдержки из выступления на VI съезде работников культуры КАССР тогдашнего министра культуры О. М. Стрелкова, историческая справка о съездах работников культуры нашей республики, а также резолюция съезда.

В рамках проведения VII съезда работников культуры Республики Карелия состоялось заседание секции библиотечных работников «Услуги публичных библиотек», на котором обсуждались вопросы предоставления услуг различным категориям пользователей, дан анализ и классификация библиотечных услуг, используемых в библиотеках ЦБС РК. Интересен для библиотек РК опыт библиотек других государств по оказанию услуг населению, раскрытый в выступлениях участников секции, на основе рекомендаций проектов PULMAN и CALIMERA. Вызвало интерес участников секции выступление-презентация «Философия менеджмента качества и услуги библиотек». Все эти выступления, прозвучавшие на секции, представлены в разделе «Региональные библиотечные мероприятия».

Одним из основных мероприятий работы секции было проведение круглого стола «Централизация библиотек: история, современность, перспективы», приуроченного к 30-летию централизации муниципальных библиотек в РК. Основное содержание данного выпуска вестника – первая попытка исследования и изучения истории централизации муниципальных общедоступных (публичных) библиотек Карелии за период 1975–2004 гг. Централизация библиотек была вызвана стремлением органов власти и управления страны обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов библиотек, совершенствовать управление библиотеками, привлечь население к чтению. Удалось ли ЦБС Карелии выполнить
цели централизации? Как происходила централизация библиотек в Карелии? На эти и другие вопросы дают ответы материалы к круглому столу, представленные в сборнике.

К круглому столу в ЦБС РК была отправлена анкета «Хроника централизации». Из 19 ЦБС ответы на вопросы анкеты предоставили 16 (84 %); не поступили ответы из Олонецкой, Вепсской и Лоухской ЦБС. Анализ анкет позволяет сделать выводы, что 100 % из ответивших отмечают положительное влияние централизации на развитие библиотечного дела. Среди проблем в деятельности ЦБС 87 % респодентов ставят на первое место недостаточное техническое оснащение ЦБС, недостаточность компьютеризации библиотек; 81 % на второе место ставят проблемы недостаточного финансирования деятельности ЦБС; 50 % на третье место ставят проблемы недостаточного комплектования фондов ЦБС; 37 %
на четвертое место ставят проблемы кадров ЦБС, снижения социального статуса библиотекарей, старения кадров.

На плечи первых директоров ЦБС легли заботы об организации деятельности централизованных библиотечных систем, создании коллективов ЦБС, реализации целей централизации. От библиотек-методических центров на круглом столе прозвучали слова благодарности всем директорам ЦБС, методистам, но особые слова были сказаны о тех, кто 20 и более лет проработал в должности директора ЦБС – это Сергеева А. В. (Муезерская ЦБС), Силякова Л. В. (Пудожская ЦБС), Ефремова А. В. (Кондопожская ЦБС), Пешкова С. А. (Кемская ЦБС), Матросова В. А. (Сегежская ЦБС), Тере С. А. (Суоярвская ЦБС), Пиганова Г. Т. (Беломорская ЦБС). Также много теплых слов прозвучало в адрес Бугниной И. К., которая в организации каждой ЦБС принимала самое непосредственное участие. Воспоминания некоторых директоров ЦБС и других специалистов библиотек РК воссоздают картину деятельности ЦБС РК
и представлены в разделах «История библиотек» и «История библиотек в лицах».

В разделе «Советы профессионала» представлены консультации и публикации специалистов
НБ РК по вопросам развития библиотек на современном этапе.

В дни работы съезда и секции состоялось собрание членов БАРК. В разделе «Библиотечная Ассоциация Республики Карелия» представлены документы Совета и собрания членов БАРК, состоявшегося 02.06.2005 г.

Выступления на съезде, статьи, заметки, воспоминания, напечатанные в сборнике, даны в авторской редакции.

Составители выражают благодарность всем, кто предоставил материалы для публикации в сборнике и выражают надежду на дальнейшее сотрудничество в профессиональном развитии библиотек РК.

Официальная информация

Извлечения

из Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-Ф3

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон

Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации”»

(с изменениями от 11, 29 декабря 2004 г.)

Принят Государственной думой 20 июня 2003 года

Одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года

Статья 26.3. Принципы финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения

2. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

15) охраны и сохранения объектов культурного наследия регионального значения;

16) организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации;

18) организации и поддержки учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных
государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

20) поддержки региональных и местных национально-культурных автономий, поддержки изучения
в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности;

37) выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном Федеральным законом;

Статья 26.11. Собственность субъекта Российской Федерации

2. Для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3. настоящего Федерального
закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться:

з) имущество библиотек субъекта Российской Федерации, межмуниципальных библиотек;

и) музейные фонды и имущество, необходимое для их хранения, изучения и публичного представления;

к) имущество государственных учреждений культуры и искусства субъекта Российской Федерации;

т) объекты культурного наследия регионального значения;

Извлечения

из Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»

Принят Государственной думой 16 сентября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года

(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 № 53-Ф3, от 12.08.2004 № 99-ФЗ, от 28.12.2004 № 183-ФЗ,

от 28.12.2004 № 186-Ф3, от 29.12.2004 № 191-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 18.04.2005 № 34-Ф3,

с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2004 № 211-ФЗ)

Статья 1. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российский
Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно
и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 2. Основные термины и понятия

сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется
населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

поселение – городское или сельское поселение;

муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях
решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно
и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения
муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;

межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений;

вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

вопросы местного значения межпоселенческого характера – часть вопросов местного значения,
решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;

муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер;

Статья 4. Правовая основа местного самоуправления

1. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Статья 7. Муниципальные правовые акты

1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно
и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным
законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Вопросы местного значения поселения

1. К вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение
местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

(п. 20 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ)

Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района

1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

10) организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;

11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам,
за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных
к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования
на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, правил землепользования и застройки межселенных территорий, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение
информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков
в границах муниципального района для муниципальных нужд, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий;

(п. 15 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ)

18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района,
услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

19) организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора);

20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

4. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района
о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета
муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий,
а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений,
муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотечный вестник Карелии (1)

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии: Сб. Вып. 4 (11): Краеведческая деятельность библиотек: традиции и современность / Библ. Ассоц. Респ. Карелия, Нац. б-ка Респ.
  2. Библиотечный вестник Карелии (5)

    Документ
    Худякова Т. А., гл. библиотекарь отдела прогнозирования и развития библиотечного дела Национальной библиотеки Республики Карелия, руководитель Центра профессионального развития библиотечных работников Карелии при НБ РК
  3. Республики Карелия Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 19 (26) Библиотеки Карелии в 2005 году Петрозаводск 2006

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 19 (26). Библиотеки Карелии в 2005 году / Нац. б-ка Респ. Карелия ; Библ. Ассоц. Респ. Карелия ; [отв. ред. и сост.: Лапичкова В.
  4. Библиотечный вестник Карелии. Вып. 22 (29). Библиотеки Карелии в 2006 году / Нац б-ка Респ. Карелия; [отв ред и сост.: Лапичкова В. П.]

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 22 (29). Библиотеки Карелии в 2006 году / Нац. б-ка Респ. Карелия ; [отв. ред. и сост.: Лапичкова В. П.]. – Петрозаводск : Национальная библиотека Республики Карелия, 2007.
  5. Библиотечный вестник Карелии (4)

    Документ
    Проскурякова Е. А., зав. отделом прогнозирования и развития библиотечного дела Национальной библиотеки Республики Карелия, член Совета Библиотечной Ассоциации Республики Карелия

Другие похожие документы..