Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
К феномену артистизма приходится подбираться на ощупь, обсуждать то, что не имеет предварительного определения, поскольку теоретический плацдарм нико...полностью>>
'Доклад'
Мы предоставляем Вам информацию о деятельности нашего дошкольного учреждения, чтобы Вы имели представление об условиях, созданных для всестороннего р...полностью>>
'Документ'
Экскурсия “Знакомство с Прагой”. В лабиринтах маленьких улочек мы погрузимся в таинственную атмосферу Старого города: древняя Пороховая башня, Сослов...полностью>>
'Доклад'
доклада Главы администрации муниципального района «Дульдургинский район» на совещании об итогах работы администрации муниципального района «Дульдурги...полностью>>

М. В. Ломоносов – первый русский ученый

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

М.В.Ломоносов – первый русский ученый

300-летию со дня рождения посвящается

Учитель химии МБОУ

СОШ №9 г.Липецка

Им. М.В.Водопьянова

Голосова О.А.

Цель:

Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью

М.В. Ломоносова, убедить в гениальности нашего соотечественника, продемонстрировать обучающимся,

как трудолюбие , воля и целеустремленность

помогают человеку добиться жизненного успеха

Материалы для беседы

Первым русским ученым, прославившим свою Родину величайшими открытиями в области многих наук и открывшим основные законы природы, был великий гражданин нашей страны Михаил Васильевич Ломоносов.

Он был и остается гордостью русской науки. Он воплотил в себе русский размах, широту мысли, преданность Родине, любовь к простому человеку, ненависть к попирателям русского достоинства.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711 г. в бывшей Архангельской губернии, недалеко от г. Холмогор. Вместе с отцом он занимался в детстве рыбной ловлей на небольшом судне, которое называлось «Чайка». На нем отец отважился ходить на рыбные промыслы в Белое море и Северный Ледовитый океан.

Михаил с детства привык к тяжелому крестьянскому труду и к опасным условиям морских походов тех времен. Любознательность его не знала границ. Верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли, солеварни Северного моря – все возбуждало у него глубокий интерес к нарождающейся в послепетровскую эпоху промышленности, торговле и технике.

У своего односельчанина Ивана Шубного М. В. Ломоносов научился грамоте. «Вратами своей учености» он называл грамматику Смотрицкого и арифметику Магницкого, в которой, кроме простых математических расчетов, были некоторые сведения по астрономии, географии, физике.

Зимой 1730 г. будущий ученый отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию – высшее учебное заведение того времени.

Вскоре он перешел в Киевскую духовную академию, но и здесь естественным наукам, которые интересовали любознательного ученика, уделяли мало внимания. Михаил Васильевич Ломоносов возвратился в Москву.

По окончании академии он был направлен в Петербург для обучения в Академическом университете. В это время создавалась научная экспедиция для изыскательских работ в Сибири. Требовались специалисты, знакомые с основами металлургии и горного дела. Для обучения этим наукам и откомандировали М. В. Ломоносова как одного из наиболее способных студентов за границу.

На учебу направили также студентов Д. Виноградова и П. Райзера. Три года учебы в г. Марбурге у известного естествоиспытателя и философа Христиана Вольфа значительно расширили круг знаний Ломоносова. Его критический ум помогал ему отбирать истинно научное и достойное, отбрасывая ложное и вредное.

Здесь, в Марбурге, М. В. Ломоносов познакомился со своей будущей женой Елизаветой Цильх, дочерью пивовара. Долгие зимние вечера он проводил в семье невесты, работая над трудами из области химии, физики, астрономии, гидростатики и гидравлики.

После Марбурга М. В. Ломоносов вместе со своими товарищами переехал в г. Фрейберг, где они работали в лаборатории Генкеля. Методы, научные взгляды и философия Генкеля резко расходились со взглядами М. В. Ломоносова, поэтому он вскоре покинул Фрейбург и в 1741 г. вернулся в Петербург.

Уже в январе 1742 г. русский ученый был назначен адъютантом академии, а в 1745г. – профессором химии. Назначение М. В. Ломоносова профессором улучшило его материальное положение. Он широко развернул научную и исследовательскую работу, перевел на русский язык курс физики своего учителя Вольфа.

При переводе этой работы ему пришлось самому придумывать технические термины и вводить в русский язык. Таким образом, он является основоположником русской научной терминологии.

В этот период в русской Академии наук господствовали немцы. Они не допускали русских к работе в Академии наук и делали все, чтобы руководящие посты занимали иностранцы. Михаил Васильевич, как истинный русский патриот, выступил против засилья немцев в Академии. За столкновение с заносчивыми иностранцами-академиками он был подвергнут домашнему аресту на несколько месяцев. Но он продолжает заниматься науками и даже уделять часть времени своему излюбленному занятию – созданию поэтических сочинений. Он пишет одно из лучших своих стихотворений «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», начинающееся вдохновенными строками:

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Замечательно также стихотворение «Утреннее размышление о божием величестве». С прозорливостью гения ученый так описывает солнечную деятельность:

Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к солнцу бренно наше око

Могло, приближившись, воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горячий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов ;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Сейчас, во времена космонавтики, рассматривая Солнце с помощью современных оптических и астрономических приборов, можно только удивляться, насколько похоже то, что мы наблюдаем, на описание, данное М. В. Ломоносовым.

Шли годы. Но и в правительстве и в Академии наук делами занимались мало. Императрица Елизавета все управление государством передоверила сенату и двум-трем приближенным лицам. Президент Академии наук, гетман Украины Кирилл Григорьевич Разумовский, не собирался обременять себя академическими делами. Он назначил своего секретаря адъюнкта В. В. Теплова, популярного в те времена сочинителя романсов, автора сборника «Между делом и бездельем», асессором Академической канцелярии. В. В. Теплов вместе с И.Д. Шумахером должны были управлять Академией наук, но практически руководил работой немец Шумахер, препятствовавший проникновению русских людей в Академию. Михаил Васильевич Ломоносов в полную меру испытал на себе неприязнь И. Д. Шумахера.

В этот период жизни М. В. Ломоносова большим успехом пользовались его поэтические произведения. Императрица Елизавета и ее приближенные не понимали значения научных работ великого ученого, однако им нравились его звучные оды. Особенную известность получило его произведение «Ода на день восшествие на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Много поколений восхищались вдохновенными строками этой оды.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Успех при дворе способствовал осуществлению заветной мечты М. В. Ломоносова о построении первой в России научной химической лаборатории. Дело в том, что на протяжении ряда лет немецкое руководство Академии наук в лице Шумахера всячески противилось созданию лаборатории, ссылаясь на недостаток средств для этой цели. В действительность же Шумахер и его единомышленники не хотели допустить в науку людей «подлого сословия», таких, как М. В. Ломоносов, и других русских ученых.

С чувством большой радости проснулся Михаил Васильевич рано утром 3 августа 1748 г. В этот день должно было произойти событие, которого он ждал вот уже шесть лет, - закладка фундамента будущей научной химической лаборатории.

Благодаря бурной активности и энергии ученого через три месяца лаборатория была готова. Это было одноэтажное кирпичное здание, построенное на сваях и состоявшее из сводчатого зала и прилегающих к нему двух комнат, как их тогда называли, «камор». В них проходили теоретическое занятия со студентами. М. В. Ломоносов оборудовал химическую лабораторию необходимыми реактивами, посудой и приборами, среди которых было много и физических. Особенно большое внимание он уделял весам. Так возникла первая в России научная химическая лаборатория, созданная трудами и настойчивостью гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

Михаил Васильевич был разносторонне образованным человеком своего времени. Многие научные положения, высказанные им более 200 лет тому назад, остались основой наук до нашего времени. О своем участии в науках он писал, что стихотворство – его утеха, физика – его упражнения, но изыскание причин цветов приятнее всех физических исследований, особенно потому, что оно больше всего зависит от химии, его главного дела.

Таким образом, химию он назвал своей основной специальностью. И действительно, еще в 1741 г. в замечательном труде «Элементы математической химии» он четко сформулировал положение о химии с другими науками. Ведь химия была в те времена только ремеслом, а не наукой. Во всех учебниках того времени химия рассматривалась как искусство приготовления различных веществ и описания свойств природных и искусственно полученных тел. Таким образом, М. В. Ломоносов впервые поставил химию в ряд наук и дал ей определение, соответствующее современному.

М. В. Ломоносов считал, что химия не должна быть только «чистой наукой», наукой для науки. Он высказывал мнение о том, что химия является началом для многих химических производств и искусств: «Далеко распростирает руки свои химия в дела человеческие».

Великий русский ученый ввел количественный метод, сыгравший исключительно большую и благотворную роль в развитии этой науки. Именно М. В. Ломоносову принадлежит создание основ атомно-молекулярной теории строения вещества, являющейся фундаментом прогрессивного развития химической и физической наук. За 60 с лишним лет до Дальтона он ввел в науку понятие «элемент», а если заменить в рассуждениях М. В. Ломоносова термины «корпускула» «молекулой», а «элемент» «атомом», то перед нами предстанет современная атомно-молекулярная теория строения вещества.

За 40 лет до А. Лавуазье М. В. Ломоносов открыл закон сохранения массы веществ и высказал в общих чертах закон сохранения энергии. Еще в 1748 г. он критиковал выводы Р. Бойля и указывал: «Все изменения, случающиеся в природе, происходят так, что если что-либо прибавляется к чему-либо, то столько же отнимется от чего-либо другого». И дальше в работе «Рассуждение о твердости и жидкости тел» М. В. Ломоносов пишет: « Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупиться к другому».

О своей диссертации «О действии химических растворителей вообще» он указывает: «Когда какое-либо тело ускоряет движение другого, то сообщает ему часть своего движение другого, то сообщает ему часть своего движения, но делает это, лишь само теряя точно такую же часть. Поэтому частички воды, ускоряя вращательное движение частичек соли, теряют часть своего вращательного движения. А так как последнее-причина теплоты, то нисколько не удивительно, что вода охлаждается при растворении соли». Здесь русский ученный четко формулирует, что одна форма движения – механическая – может переходить в другую – тепловую.

Уместно отметить, что М. В. Ломоносов рассматривает в единстве как всеобщий естественный закон природы и закон сохранения массы вещества, и закон сохранения энергии.

В 1745 г. М. В. Ломоносов доложил на заседании Академии наук свою классическую работу «Размышления о причине теплоты и холода», в которой опроверг широко признанное в те времена учение Р. Бойля о том, что, в горении участвует особая теплотворная материя «теплотвор». Исходя из механической теории теплоты, русский ученый решает также важнейший вопрос физики и химии – основы кинетической теории газов. До него упругость воздуха объясняли особыми блуждающими жидкостями. Он же объяснил упругость воздуха взаимодействием частиц воздуха под линией теплоты. Достаточно сказать, что упругая сила воздуха в современной науке объясняется точно так же, как в свое время трактовал эту проблему М.В. ломоносов.

Михаил Васильевич не был кабинетным ученым. Он понимал, что наука необходима прежде всего для служения потребности российского народ.

С именем М. В. Ломоносова связано развитие фарфоровой, стекольной, металлургической, горнообрабатывающей, соледобывающей промышленности. Сейчас, когда на наших глазах бурно развиваются все отрасли промышленности, когда большая химия невиданно расширяет свои масштабы, когда в нашем народе проявляется небывалый в истории человечества пафос труда, невольно вспоминаются слова великого соотечественника, сказанные им два столетия тому назад: «Веселитесь, места ненаселенные; красуйтесь, пустыни непроходные, приближается благополучие ваше… скоро украсят вас великие города и обильные села… но тогда великой участнице в заселении вашем ХИМИИ возблагодарить не забудьте, которая ничего иного от вас не пожелает как прилежного к ней упражнения, к вящему самих вас украшению и обогащению».

Ещё за несколько лет до создания химической лаборатории М. В. Ломоносов ознакомился с образцами итальянской мозаики и так пленился их красотой, что решил организовать их производство в России. Но вместо применяемых в Италии для этой цели цветных камней он решил пользоваться цветными стеклами собственного изготовления. Для получения всех необходимых для этой цели цветных стекол ему пришлось проделать свыше 4 тыс. опытов. Он добился своей цели своей цели. Им было создано свыше 40 мозаичных картин высокой художественной ценности. Особенно выделяется мозаичная картина «Полтавская баталия», находящаяся в старом здании Академии наук в Ленинграде. Она поражает и сейчас яркостью своих красок. Будучи удивленным красотой получавшихся образцов стекла для мозаичных картин, М. В. Ломоносов написал в их честь послание «Письмо о пользе стекла» и направил его И. И. Шувалову:

Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глаза:

Не меньше пользы в нем, не меньше в нем краса…

Тем стало житие на свете нам счастливо:

Из чистого стекла мы пьем вино и пиво…

Далече до конца Стеклу достойных хвал,

На кои целый год едва бы мне не достал.

Затем уже слова похвальны оставляю,

И чтоб об нем писал, то делом начинаю.

С именем М. В. Ломоносова связано развитие горнозаводского дела и металлургии. В созданной им книге «Первые основания металлургии и рудных дел» он не только перечислял различные рецепты в области металлургии, но и научно обосновывал процессы, связанные с выплавкой металлов и добыванием руд. На этой книге воспитывались сотни замечательных русских металлургов и горных инженеров.

М. В. Ломоносову принадлежит создание «Основ аналитической химии», он был первым и единственным химиком-аналитиком в то время в России. В своей лаборатории он исследовал образцы соли, поташа, пороха, селитры и различные руды.

В перерыве между занятиями в лаборатории Ломоносов увлекался литературой, сочинял замечательные оды, слушал музыку, рисовал.

Создатель теоретических основ горнорудного дела и металлургии, зачинатель стекольного и фарфорового производств, изобретатель фарфоровой массы, исследователь солеварных промыслов, новатор в области золотой промышленности, мастер пробирного дела и первый химик-аналитик – вот краткая характеристика деятельности первого русского академика в области промышленности.

М. В. Ломоносов является инициатором и поборником просвещения среди широких масс населения. Выходец из простого народа, М. В. Ломоносов всегда питал чувства симпатии к бедным и обездоленным людям, жертвам крепостнического строя . он любил русскую речь и народные бесхитростные песни. Великий ученый не мог мириться с засильем иностранцев в Академии наук. Он понимал, что для этого необходимо выращивать людей науки в России. Поэтому так настойчиво он требовал создания в России своего университета. Он добился этого – в 1755 г. был, наконец, открыт в Москве первый русский университет. Этот университет, носящий сейчас имя Ломоносова, прославился результатами исследований в русской и мировой науке и осуществил мечту великого сына России об истинной пользе во славу Отечества.

Личность М. В. Ломоносова, его патриотический подвиг, бескорыстное служение народу, титанические усилия, направлены на развитие производственных сил страны, на развитие русской науки и промышленности, - всё это делает его родным и близким и для нашего времени. Горячий и неутомимый борец за честь русского народа, за его славу, силу и преуспевание, М. В. Ломоносов входит в нашу эпоху как почетный и желанный современник, как наша национальная надежда. Сейчас, когда жизнь великого русского гения отделяется от нас двухсотлетием, мы особенно ярко можем оценить его замечательно предвидение увидеть нашу страну во главе других, технически развитую страну большой химии, страну, уверенно прокладывающую путь к сияющим вершинам коммунистического общества.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. За пять лет он прошел восьмилетний курс обучения и потом был послан в Германию для изучения механики, физики, химии и горного дела. Ломоносов первый русский ученный естествоиспытатель мирового значения, его открытия опередили науку того времени

    Документ
    Ломоносов отличался живым творческим умом, ученой любознательностью, он был готов умереть за правду, он презирал тех, кто мешал и не радел за развитие наук в России.
  2. «Ломоносов наш первый университет»

    Устный журнал
    Цели: расширить представление детей о судьбе и личности М.В. Ломоносова, формировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, упорство, патриотизм, желание принести пользу народу,
  3. М. В. Ломоносов Вистории русской культуры есть немало славных имён, высоко оценённых уже своими современниками, но подлинное их значение раскрывается лишь со временем. Среди таких имен особое место принадлежит нашему

    Документ
    В истории русской культуры есть немало славных имён, высоко оценённых уже своими современниками, но подлинное их значение раскрывается лишь со временем.
  4. Ломоносов Михаил Васильевич (Родился 8 ноября 1711 года Умер 4 апреля1765 года) гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки биография

    Биография
    Ломоносов Михаил Васильевич (Родился 8 ноября 1711 года – Умер 4 апреля1765 года) - гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки.
  5. Русская философия сложный и многогранный процесс, который включает в себя многие направления как идеалистической, так и материалистической ориентации

    Документ
    Русская философия - сложный и многогранный процесс, который включает в себя многие направления как идеалистической, так и материалистической ориентации.

Другие похожие документы..