Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Когда человек что-то умеет делать очень хорошо, то даже простое упоминание его имени помогает искателю, а уж книга, написанная мастером является про...полностью>>
'Программа'
Программа кандидатского минимума по специальности 08.00.05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими системами и к...полностью>>
'Документ'
многопольная методика │ │ (гамма-терапия) ├─── ┤ │13 │ Сеанс лучевой терапии, однопольная методика ├ ┤ │14 │ Системное применение радиомодификаторов ...полностью>>
'Кодекс'
- ознакомление учащихся с основами правовой системы РФ по мере их взросления, защита прав и свобод несовершеннолетних в соответствии Конвенцией о пра...полностью>>

Учебное пособие для студентов- геоэкологов заочного отделения по курсу «Методы геоэкологических исследований» в вопросах и ответах

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учебное пособие для студентов- геоэкологов заочного отделения

по курсу «Методы геоэкологических исследований» в вопросах и ответах

=============================================================================

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО

ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГЕОЭКОЛОГИИ

М.Г.МИНИХ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО КУРСУ

«МЕТОДЫ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ ПО ПРОГРАММЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

САРАТОВ – 2004 г.

1). Основные этапы история взаимодействия человека с геологической средой.

Взаимодействие человека с геологической средойпроблема не новая и уходит своими корнями в каменный век, когда пещеры стали использоваться первобытными людьми в качестве жилища, а одним из первых орудий труда стал каменный топор. Этим исчерпывалось использование ресурсных функций литосферы, и только катастрофические геологические процессы оказывали негативное воздействие на развитие человеческой популяции.

Определяющими во взаимодействии были природные, в том числе и геологические, факторы, а человек вынужден был приспосабливаться к ним, имея полную свободу для миграции и выбора оптимального места обитания. Лимита геологического пространства как такового тогда еще не существовало.

В последующие века в процессе эволюционного развития человек расселился по всей планете за исключением её полярных частей и высокогорий. Произошла концентрация населения в городских поселениях и взаимодействие человека со средой обитания стало более тесным, приобретая черты своеобразного "партнерства" без существенного изменения экологических функций литосферы и других геосферных оболочек Земли. Однако уже тогда начали проявляться первые симптомы экологических кризисов. Философы Древней Греции и Китая еще до наступления новой эры призывали жить в единении и согласии с природой. Относительную гармонию того периода нарушали только катастрофические процессы типа наводнения, землетрясения и извержения вулканов (гибель Помпеи).

Такие условно гармонические связи между человеком и природой сохранились, как справедливо отмечает Г.С. Вахромеев (1995), до момента, пока человек не стал декларировать идею о покорении природы и неисчерпаемости природных ресурсов. Очаговая интенсификация животноводства (выпаса животных) и поливного земледелия приводила к опустыниванию и засолению земель, делая их непригодными для обитания. Многие города Средней Азии и Северной Африки были погребены песками из-за антропогенной активизации эолового процесса. Все это приводило к тяжелым экологическим последствиям локального характера. Погибали или переселялись племена и даже народы, но экологический кризис охватывал отдельные территории и не имел глобального распространения. И только с конца семнадцатого — начала восемнадцатого веков воздействие человека на среду обитания стало всеобщим и, как правило, разрушительным. Началась эпоха техногенеза.

На этом этапе воздействие человечества на природную среду выражается в сработке энергетических ресурсов, загрязнении геосферных оболочек Земли. Процесс техногенеза стал явлением грандиозным по масштабам и опасным по своим последствиям.

На фоне все ускоряющегося роста народонаселения это породило современный глобальный экологический кризис, признаваемый практически всеми учеными. Правомерно говорить о возникновении новой геохимической среды миграции химических элементов и их соединений в верхних горизонтах литосферы и гидросфере, опережающем адаптацию к ней живых организмов.

2). Социальная оценка наступления эпохи техногенеза: «технофобия» и «алармизм»; перевод экологии в ранг обобщающих наук.

Неоднозначна социальная оценка сложившейся ситуации. Выявились две полярные точки зрения — «технофобия», постулирующая неисчерпаемость природных ресурсов и господство человека над природой, и «алармизм», пропагандирующий невмешательство в природные процессы. К этому следует добавить, что в соответствии с глобальной моделью развития цивилизации по Д.Медоузу и Дж.Ферресберу, оба эти подхода являются тупиковыми и ведут к экологической катастрофе.

По этой причине наверное нет отраслей общественных и естественных наук, которые остались бы в стороне от решения экологических проблем. Особое место они занимают в системе наук о Земле и распространяются на все виды взаимодействия человеческого сообщества с природой.

3). Современное состояние экологизации естественных (биологических, географических и геологических) наук. Философские аспекты экологизации географии.

С начала 80-х годов в публикациях инженерно-геологической и гидрогеологической тематики стали появляться термины "геоэкология", "геология окружающей среды", а в последние годы и "экогеология", "экогидрогеология", "геокриоэкология".

Этот процесс ознаменовал собой начало формирования нового научного "экологизировинного" направления в науках геологического цикла.

Несмотря на отсутствие строго научного подхода к определению объекта и предмета зарождающегося направления, авторы единодушны в том, что это комплексная междисциплинарная наука, появившаяся на стыке геологии и экологии или на стыке прикладной геологии и прикладной экологии.

Ныне экология возводится в ранг обобщающей науки, которая включает в себя экологические направления геологических, географических, биологических, медицинских и социальных научных дисциплин.

Вопрос — что произойдет с человечеством при потере биосферой способности поддерживать свои биохимические циклы с распадом экологических систем — стал более актуальным, чем возможность ядерного конфликта.

По мнению ряда специалистов, настало время разработки историко-геоэкологической основы для долгосрочного прогнозирования будущего земной экосистемы. Другими словами — назрела необходимость разработки теоретических и методических основ решения глобальных экологических проблем.

Наряду с этим не менее актуальным стало практическое решение локальных экологических вопросов, связанных с техногенным освоением той или иной территории.

Реалии жизни дали стимул к экологизации социальных и естественных наук.

Говоря о науках геологического цикла, следует отметить появление экологической гидрогеологии, экологической геокриологии, экологической геохимии, экологической геофизики и ряда других экологизированных научных направлений.

Еще ранее аналогичный процесс был характерен для почвоведения и наук географического цикла (экология суши, экология моря, экология ландшафтов и т.д.).

4). Экологическая геология – новое научное направление в геологии или составная часть геоэкологии?

Оценивая современное состояние экологизации геологических наук можно констатировать, что процесс пока идет по пути дезинтеграции экологической проблематики.

Каждая наука ищет свою «экологическую нишу» либо на уровне решения конкретных задач, либо путем выделения нового научного направления.

В самостоятельную науку обособились социальная экология (экология человека) и медицинская экология.

Все это привело к наложению объектных и предметных полей этих наук и терминологической неопределенности, когда один и тот же термин используется для определения разных понятий. Представляется, что и для наук геологического цикла наступает период консолидации экологической проблематики в рамках единого научного направления.

Нами рассматриваются теоретико-методологические основы этого нового научного направления в геологии, которое названо В.Т. Трофимовым с соавторами в 1997 году как "экологическая геология".

Оно ориентировано на изучение приповерхностной части литосферы (верхние горизонты земной коры) как одной из основных абиотических компонент экосистем высокого уровня организации (от биогеоценоза до экосферы). При этом исследуются экологические функции литосферы, закономерности их формирования и изменения, прежде всего, в связи с жизнью и деятельностью человека. Экологическая геология рассматривается, с одной стороны, как новое научное направление в геологии, а с другой – как составная часть геоэкологии.

5). Объект исследования экологической геологии.

Объект исследования — традиционный для наук геологического цикла — литосфера со всеми её компонентами, а конкретно — приповерхностная часть литосферы с корректировкой её нижней границы в зависимости от решения той или иной практической эколого-геологической задачи.

6). Предмет исследования экологической геологии.

Предмет исследования — знания (система данных) об экологических функциях литосферы — ресурсной, геодинамической, геофизико-геохимической (медико-санитарной).

7). Основная задача экологической геологии.

Основная задача — изучение изменений приповерхностной части литосферы под влиянием эволюции природы и техногенеза с целью сохранения ею экологических функций.

При этом предстоит уточнить, образно говоря, "сферы влияния" геологических, географических и биологических наук в решении экологических задач, а также попытаться устранить некоторые терминологические несоответствия.

8). Роль философии в развитии естественных наук.

Роль философии в развитии естественных наук, по мнению В.И. Вернадского, состоит в том, что она может осмысливать не только прошлое науки, но и её проблемные коллизии, её вопрошающую компоненту.

Такой вопрошающей компонентой в современных естественных науках выступает экология в её широком общем понимании.

9). Логика развития естествознания – от среды обитания к биосфере и «ноосфере».

В логической обработке научных фактов нельзя отойти от биосферы.

По В.И. Вернадскому – биосфера является основной областью научного знания, хотя только теперь мы подходим к ее научному выделению из окружающей нас реальности. Биосфера отвечает тому, что в понимании натуралистов и в большинстве рассуждений философов отвечает природе в обычном ее понимании, природе натуралистов в частности. В.И.Вернадский подчеркивал: "Научные дисциплины о строении орудия научного познания неразрывно связаны с биосферой, могут быть научно рассматриваемы как геологический фактор, как проявление её организованности. Это науки о "духовном" творчестве человеческой личности в её социальной обстановке, науки о мозге и органах чувств, проблемы психологии и логики. Они обуславливают изложение основных законов человеческого научного познания, той силы, которая превратила в нашу геологическую эпоху охваченную человеком биосферу в естественное тело, новое по своим геологическим и биологическим процессам — в новое её состояние, в "ноосферу".

10). Последовательность измененеия основных функций науки (её обязательств перед обществом), в каждом новом цикле развития истории.

В.В. Милашевич отмечал, что после биологии, миссия которой — методологически завершить переход от классического к неклассическому естествознанию, очередным лидером, диктующим представления наукам, станет психология. Существенным при этом будет движение от природы в качестве объекта к субъекту познания.

Исходя из представлений об изменении функций науки (её обязательств перед обществом), в каждом новом цикле развития истории выделяются четыре функции её трансформации: образовательная, познавательная, производительная, экологическая.

Первая связана с эмпирическим обучением, вторая — с эмпирической наукой, третья — с научным обучением, а четвертая (экологическая) — с лидерством в науке психологии.

По мере нарастания производительной функции науки познавательная не исчерпывает себя, а приобретая практические, деятельностные основания, начинает трансформироваться в функцию экологическую.

11). Экологизация – как синтез, отрицание противоположностей науки естествознания, а именно её теоретических и практических составляющих. Экологизация естествознания начинается с экологизации научной мысли.

Миссия психологии как промежуточного этапа развития между формальной логикой и становлением логики диалектической в качестве непосредственно работающего аппарата естествознания состоит в "исключении закона исключенного третьего" как необходимой предпосылки для формирования континуального не дизъюнктивного стиля мышления естествоиспытателей.

Экологизация возникает как синтез, отрицание противоположностей науки, а именно ее теоретических и практических составляющих.

При этом экологизированное естествознание не только вбирает прошлое и настоящее, но и предвидит будущее объектов.

12). Превращение современного естествознания в инструмент прогнозирования; перевод производительных сил человечества на службу природе, средство эволюции к ноосфере.

Современное экологизированное естествознание отходит от традиций прежнего естествознания, где доминирует дифференциация объектов, и интегрирует науки через их деятельностные основания, которые обобщаются аппаратом диалектической логики как учением о всеобщей связи, возникающей при соединении диалектики природы и диалектики мышления.

Отличительная черта современного естествознания состоит в том, что оно превращается в инструмент прогнозирования, совокупность производительных сил человечества не противопоставляется природе, а служит средством её эволюции к ноосфере.

Экологизация естествознания начинается с экологизации научной мысли.

13). статус экологии в системе естественных наук. Наука это или метод?

Отвечая на этот вопрос следует указать, что если исходить из прошлого, то экология открывается разделом биологии, аппарат которой привлекается для решения практических задач природопользования.

Если же на экологию смотреть глазами естествоиспытателей будущего, исходящих из философской убежденности, что есть одна наука, такая же целостная, как отражаемая ею природа, то она представляется методом интеграции естествознания.

Оба истолкования правомерны и дополнительны друг к другу. Разработка метода, сформулированная как задача интеграции в будущем, является восходящей, собственно научной линией развития.

Положение экологии между дифференцированным естествознанием прошлого и его интеграцией в будущем, с привлечением гуманитарных средств и на географической основе обуславливает многоликость экологии.

Экология открывается как вполне конкретная задача организации рационального природопользования и охраны среды, как часть философского подхода, как общенаучный подход, как логика естествознания, как познание и освоение психологических форм движения материи, как стиль научного мышления и т.п.

Пока интеграция естественных наук не произошла, ядро, содержащее учение о здоровье и биологической сохранности человека, имеет смысл называть экологией человека.

14). методологические основы экологической геологии.

Разработка методологических основ экологической геологии с классических подходов к формированию базиса любой науки предполагает решение ряда стандартных проблем, в том числе в качестве наиглавнейших — формирование представлений о научном методе этого направления, формах и способах научно-познавательной деятельности, а также проверке полученного результата с точки зрения его истинности.

15). Методологические основы экологической геологии; концептуальные подходы.

Разработка методологических основ экологической геологии с классических подходов к формированию базиса любой науки предполагает решение ряда стандартных проблем, в том числе в качестве наиглавнейших — формирование представлений о научном методе этого направления, формах и способах научно-познавательной деятельности, а также проверке полученного результата с точки зрения его истинности.

В настоящее время обширное поле экологии и экологически ориентированных наук охватывают практически все направления жизнедеятельности человека.

Одной из сфер развития экологического знания является геология.

Природоохранная тематика была присуща геологии всегда, её корни следует искать в самой основе наук о Земле, но лишь с развитием техногенеза появилась необходимость изучения и прогнозирования геологических последствий хозяйственной деятельности человека.

Декларативное признание важности экологических проблем, как правило, не сопровождается адекватными практическими действиями — необходима научно-обоснованная концепция, которая позволит сойти с проторенного пути и снять конфликт между интересами настоящего и последующих поколений. На современном этапе такой глобальной концепцией является стратегия устойчивого развития,

16). Содержание основных стратегических положений концепции «устойчивого развития».

На современном этапе глобальной концепцией является «стратегия устойчивого развития», которая в качестве принципиальных моментов включает:

1. Приоритетность качественных показателей (качество жизни) перед количественными (численность, потребление).

  1. Противостояние энтропийным процессам (милитаризации экономики, росту отходов, тиражированию культурных ценностей. ритуализации духовной жизни).

  2. Сохранение биологического и культурного разнообразия.

  1. Согласование программы природопользования с эволюционной периодичностью природных процессов.

5. Предпочтение устойчивости (к изменению условий, непредвиденным осложнениям) извлечению максимальной прибыли при выборе программы развития.

Учитывая стратегические положения, изложенные в концепции устойчивого развития, при формировании методологических основ экологической геологии следует признать, что основной задачей этого нового научного направления является изучение и геологическое обоснование сохранения или воссоздание систем, обеспечивающих "симбиотическое" существование общества и природы. Систем, в которых экологически комфортное развитие определялось бы и геологическими факторами.

Функционирование такой системы предполагает воздействие техногенных или природных источников на геологический компонент природной среды, его реакцию на это воздействие и экологические последствия, отмечаемые в техносфере, биосфере и социосфере.

17). Использование теории систем в эколого-геологических исследованиях.

Развитие эколого-геологических систем происходит согласно общепринятому в экологии принципу эколого-системной направленности эволюции, который предполагает, что любые эволюционные изменения в конечном итоге обусловлены экологическими факторами и системными особенностями развития эволюционирующей совокупности.

Исследование этой системы, включающей весьма разнородные объекты, предполагает использование в качестве базового методологического приема системный подход.

В этом случае анализируемый объект рассматривается как определенное множество, взаимная связь и взаимодействие которых обусловливают свойства и общий характер этого множества.

Использование методологических принципов теории систем позволяет выделить из реальных сложных разнородных объектов систему в согласии с экологическими целями исследования, определить ее основные элементы, части или подсистемы, установить существенные, системообразующие отношения и связи между элементами, которые характеризуют ее структуру и определяют их взаимодействие, оказывающее влияние на функционирование системы; рассмотреть возможности применения системных моделей, разработать и показать пути формализации их количественного описания.

Методология эколого-геологических исследований в самом общем виде может быть представлена схемой: факты анализ теория экологические последствия и политика.

18). Содержание и задача первого этапа эколого-геологических исследований (создание базы данных).

Важнейшим в предлагаемой схеме является первый этап, когда создается ииформационная база, на которой строится вся последующая цепочка методических действий.

Основная методическая задача при создании информационной базы — отбор фактов, относящихся к конкретной рассматриваемой проблеме, к определенному аспекту этой проблемы или к определенной территории.

Объем и качество информации должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к научно-технической информации (достоверность, точность, полнота).

19). Что может служить критерием оценки эколого-геологической ситуации?

Критерием оценки может служить экологическая устойчивость системы, обеспечивающая комфортное состояние всем участникам этой системы, включая и человека как социального элемента.

Эколого-геологическая устойчивость в этом случае рассматривается как один из компонентов устойчивости биосоциосистемы в целом.

20). Каким путем может быть реализована модель эколого-геологической ситуации в регионе?

Создание целостной оценочной модели эколого-геологической ситуации региона может быть достигнуто путем типизации эколого-геологических обстановок — систем, которая предполагает выявление закономерностей протекающих в них процессов, их пространственную и временную экстраполяцию.

Для оценки и прогноза эколого-геологических изменений, их предотвращения и принятия решений по управлению процессами необходима разработка научно-обоснованной методики эколого-геологических исследований, создание принципиальной схемы и реализация ее на основе анализа информации о строении системы, техногенных нагрузках на нее, изменениях, проблемных эколого-геологических ситуациях.

При этом ясно, что единовременные "окончательные и бесповоротные" решения невозможны, поскольку и проблемы, и эксперты находятся в развитии, поэтому требуется систематическое отслеживание динамики параметров эколого-геологической обстановки-системы в ходе ее развития, т.е. мониторинг.

Программа мониторинга может быть эффективна в том случае: если четко определены параметры системы, требующие контроля.

Рациональная организация мониторинга возможна лишь на основе модели управления объектом, или системой.

21). Что представляет собой модель управления объектом или эколого-геологической системой?

Модель управления объектом воспроизводит причинные связи между элементами эколого-геологической обстановки-системы и внешними средами, которые образуют несколько иерархических уровней.

Отбираются управляемые факторы и среди них те, регуляция которых может дать наибольший эффект на выходе.

Функционирование модели управления такой системой может базироваться на методологии анализа риска.

Схема анализа риска для принятия решений включает определенные цели и оценку соответствия этой цели предполагаемого технического решения по всем его составляющим.

Для каждого параметра обозначается неопределенность оценки риска, которая должна носить объективный характер или может быть сокращена с помощью дополнительных исследований.

Вероятность достижения пели по уровням и на выходе аппроксимируется суммой вероятностей параметров предыдущих уровней с учетом их ковариационной зависимости.

Это позволяет обосновать выбор между альтернативными решениями управления системы в пользу действий, обеспечивающих большую экологическую безопасность объектов.

Создание модели оптимальной эколого-геологической системы (модели управления объектом) является стратегической задачей экологической геологии.

Под оптимальной при этом понимается система, сохраняющая или улучшающая свои, по крайней мере геодинамическую и геофизико-геохимическую функции при минимально необходимых затратах энергии, средств и труда.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа
    Нормативные сроки освоения: 4 года (очная форма), включая лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебные и производственную практики, научно-исследовательскую работу.
  2. Отчет о результатах самообследования эколого-биологического факультета по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самоаттестации факультета, проводившейся в течение 2007–2008 учебного года. Анализировались все основные направления деятельности эколого-биологического факультета.
  3. Задания контрольной работы составлены в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности «050103 География»

    Документ
    По учебному плану заочного обучения студенты, обучающиеся по специальности «050103 – География» в Благовещенском государственном педагогическом университете в 10 учебном семестре выполняют контрольную работу по курсу «Экономическая
  4. Публикации 2009 года монографии

    Документ
    Архипова С.Н. Развивающее обучение в системе дошкольного и начального образования Республики Саха (Якутия): историко-педагогический анализ (1960-2002 гг.
  5. Аннотированный указатель работ

    Библиографический указатель
    География Амурской области и Приамурья: Аннотированный указатель работ сотрудников кафедры географии БГПУ / сост.: А.В.Чуб, И. А. Алексеев. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006.

Другие похожие документы..