Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Великие философы свидетельствовали, что философия начинается с удивления. С удивления, казалось бы, знакомым вещам, внезапно оказывающимся в неожидан...полностью>>
'Программа курса'
Программа курса «Права человека и гражданина в Российской Федерации» может быть использована студентами юридического факультета, которым читается дан...полностью>>
'Литература'
European Credit Transfer System (ECTS) – Европейская система перевода и накопления кредитов, или кредитных единиц, – одна из новаций, распространивши...полностью>>
'Документ'
В Украине на сегодняшний день насчитывается около 200 тыс. инвалидов по зрению. Это люди тотально слепые (без остатка зрения), им дают I-ую группу ин...полностью>>

Урок по чтению. «Обобщение. Басни И. А. Крылова.»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Нестандартный урок

по чтению.

«Обобщение.Басни И.А.Крылова.»

4 класс.

Елакова Р.А.

Тема: Обобщение. Басни И. А. Крылова.

Цель: обобщить знания о баснях Крылова, развивать навык выразительного чтения, творческие способности, речь, логическое мышление, умение делать выводы, формировать познавательные интересы и творческое воображение; пробуждать добрые чувства, воспитывать любовь к литературе.

Оборудование: портрет Крылова, фотография с изображением памятника, иллюстрации художников к басням, книги писателя, цитаты о Крылове, плакат «Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И. Крылов»

Ход урока.

1. Орг. момент.

П. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы проведём итоговое занятие по басням Крылова.

И. А. Крылов родился в 1769 году в семье военного. У отца его, Андрея Прохоровича, была страсть в жизни - книги. На последние деньги он покупал книги и запирал их в сундучок, чтобы они не испортились.

После увольнения из армии Крыловы переехали в Тверь. Андрей Прохорович сам научил сына читать, когда тому было 7 лет. Самое большое впечатление производили на маленького Крылова стихи. У него был истинный талант – заводить знакомства. К людям его тянуло любопытство. Тайну иностранной азбуки открыл для него какой-то безвестный итальянец или француз. Мальчик сошёлся с безвестным талантливым скрипачом, и у него получил первые уроки игры на скрипке. У какого-то художника он узнал первоначальные секреты и законы живописи.

Однажды Андрея Прохоровича пригласили к знатному тверскому помещику Львову. Вместе с отцом отправился и Крылов-младший. Живой, смышлёный, не по годам начитанный мальчик удивил гостей блестящей памятью, чтением итальянских стихов и игрой на скрипке.

Львов предложил маленькому Крылову учиться вместе со своими детьми. Крылов особенно полюбил арифметику.

Но в 1778 году, после смерти отца, Иван Андреевич вынужден оставить учение, и был записан на «чиновничью» службу.

В возрасте 20 лет Крылов пробует свои силы как писатель. Он писал стихи, водевили, издавал журналы, даже написал оперу. Но большее влечение Иван Андреевич испытывал к басенному жанру. Над первой басней он работал не один год. В 1788 году он опубликовал несколько басен.

В 1809 году вышла первая его книга «Басен». В неё вошли 23 басни. Первая книга разошлась мгновенно и принесла Крылову славу. Внезапный успех ошеломил не только современников, но и самого автора. Он не подозревал, что первая его книга басен станет воротами, за которыми открывается теряющаяся в тумане веков дорога в бессмертие.

Крылов писал басни для взрослых, но их интересно было читать и детям, потому что каждая басня написана как сказка. В ней живут и разговаривают разные звери. Поэт рассказывает так смешно, с таким лукавым весельем, что и детям есть чему поучиться, читая басню.

И. А. Крылов прожил долгую жизнь с 1769 по 1844 год (75 лет). За свою жизнь он написал 205 басен.

Ш. Сообщение темы урока.

-Сегодняшнее занятие мы проведём в форме соревнования. Для этого мы разделимся на 2 команды.

-Как же называются эти команды? (лисиц, муравьёв)

-Прочитайте по ролям басни, которые помогли вам выбрать название команды.

( 1 – «Ворона и Лисица»

2 – «Стрекоза и Муравей»)

-Почему вы так назвали свою команду? Ответьте одним словом – какая черта выбранного героя вам нравится?

(находчивость, трудолюбие)

1У. Народная мудрость басен Крылова выходит к сказкам, пословицам и поговоркам, в свою очередь, строки его басен стали народными пословицами и поговорками.

1 конкурс:

-Команды получают конверты с отрывками из басен. Читают друг другу по очереди эти отрывки. Команда отвечает, а другая команда соглашается или нет.

Итак, из какой басни слова?

1) « Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

2) « При красоте такой и петь ты мастерица».

1) « А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»

2) « Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку».

1) « А Васька слушает, да ест»

2) « Вперёд чужой беде не смейся, Голубок»

1) « Сильнее кошки зверя нет»

2) «Ай, Моська, знать она сильна»

ИТОГИ.

У. Басни Крылова любят все. Его называют великим баснописцем. Многие знают его басни наизусть.

2 конкурс.

Выразительное чтение наизусть по 2 басни от команды.

1) «Свинья под дубом», «Лебедь, Рак и Щука»

2) «Лисица и виноград», «Петух и жемчужное зерно»

ИТОГИ

У1. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. «Ведь звери мои за меня говорят». Кто же их не знает, этих сказочных зверей и птиц? И что только с ними не случается! И из каждого случая можно извлечь что-нибудь полезное для себя.

3 конкурс.

-Приглашаются по 1 лучшему знатоку басен от команды. Возьмите одну карточку. Покажите командам.

Задание:

-Назвать басню, какой порок высмеивает басня, чему учит?

( 3 карточки. На каждой из них по 1 слову: «лисица», «мышь», «свинья»)

4 конкурс.

-Вызываю по 1 представителю от команды. Даны названия басен. Из 2 слов подобрать одно – ответствующее пороку, который высмеивает басня.

Кукушка и Петух

Чиж и Голубь

лесть

грубость

-Выберите нужную карточку со словом – пороком.

ИТОГИ

УП. Когда Крылова спросили, почему он пишет именно басни, он ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».

-Даже по одному предмету настоящий знаток басен может узнать не только название, но и сказать, какой порок высмеивает басня.

5 конкурс.

-Я показываю предметы, а вы читаете басню и называете высмеиваемый порок.

(Предметы: зеркало, очки.

Басни: «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки»)

ИТОГИ

УШ. Имя Крылова стоит в первых рядах любимых народных поэтов. Художники посвятили его басням множество рисунков.

-Каких художников. Иллюстрирующих басни Крылова вы узнали на уроказ чтения? (Куприянов, Рачёв, Лаптев, Яровой, Манухин)

-Художники рассказывают нам не меньше, чем сами басни. У большого мастера каждая иллюстрация становится произведением искусства.

Особо любимы нами работы Евгения Михайловича Рачёва. По его иллюстрациям – 6 конкурс.

-Угадай название басни.

Дополнительное очко:

-Чем иллюстрации Рачёва отличаются от других? Рачёв – первый художник, который одел зверей в русские народные костюмы.

ИТОГИ

7 конкурс.

-Из букв составить слово – одно из слов названия басни. Назвать басню, что высмеивает басня, чему учит.

( лебедь, кот)

1Х. Крыловские басни доходили до самых дальних краёв России. Недаром на юбилее баснописца, в 1838 году, поэт В. А. Жуковский сказал, что если бы можно было пригласить на этот юбилей всю Россию, то она бы вся пришла. Потому что она знает и любит Крылова.

На юбилее Крылова увенчали лавровым венком. Почётные венки подносили ему и благодарные читатели и братья по перу. И, взяв один из лавровых венков, которыми щедро наградили его, он разобрал его и роздал по листку лавра всем, кто пришёл приветствовать его, завидовать, негодовать или восхищаться.

В городе Санкт-Петербурге в Летнем саду в одной из аллей находится памятник И. А. Крылову. Памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Баснописец изображён сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым, проницательным и добрым запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, барельефные изображения персонажей наиболее известных басен.

Почему же народ так высоко чтит память о великом баснописце? Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети?

Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

8 конкурс.

-На доске висят пословицы. Это народная мудрость, призванная учить и воспитывать. Подберите к пословицам басни Крылова. Почему вы так считаете?

1) Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

2) На смелого собака лает, а трусливого кусает.

3) Трутни горазды на плутни.

4) Собака лает, ветер носит.

-Из букв составить слово – одно из слов названия басни. Назвать басню, что высмеивает басня, чему учит.

( лебедь, кот)

9 конкурс.

Лучший детский рисунок.

Х. До сегодняшнего дня живы Крыловские образы и широко известны в быту. Они не могут состариться, потому что настоящие, поэтически сильные и правдивые слова не стареют.

-Послушайте стихотворение Михаила Исаковского, посвящённое юбилею Ивана Андреевича Крылова:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился

своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим

все сильней.

Со школьной парты с ними

мы сживались,

в те дни «Букварь» постигшие едва,

и в памяти навеки оставались

крылатые крыловские слова.

Так что читайте их и перечитывайте постоянно!

Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова Крылова, которые помогут стать лучше.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Басни И. А. Крылова

    Урок
    - Великого русского баснописца И. А. Крылова народ зовет дедушкой Крыловым. Хотя писал он и стихи, и пьесы, но ярче всего его талант проявился в баснях.
  2. Урок литературного чтения по теме «И. А. Крылов «Мартышка и очки»

    Урок
    осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
  3. Урока по литературе с использованием цор. 8 класс. Тема урока: Создание электронной книги о жизни и творчестве И. А. Крылова

    Урок
    «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир?
  4. Приказ №1 от «27» августа 2010 г. Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе

    Рабочая программа
    Учебник: «Литературное чтение», 4 класс, в двух частях, под. ред. Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», (доработка), 2008 г.
  5. Рабочая программа педагога горбуновой елены викторовны 1 Ф. И. О., категория по литературному чтению 3 класс Предмет, класс

    Рабочая программа
    Круг чтения. Произведения устного народного творче­ства русского народа и других народов. Стихотворные и про­заические произведения отечественных и зарубежных писа­телей.

Другие похожие документы..