Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образц...полностью>>
'Документ'
Организация автоматизированного производства. Организация инструментального хозяйства. Организация ремонтной службы предприятия. Организация энергети...полностью>>
'Методические указания'
Выбор метода решения задачи курсового проекта: Методические указания к лабораторной работе / О. Е. Александров Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. 33 с...полностью>>
'Урок'
Дать понятие об исторической песне как жанре устного народного творчества. Закрепить умение выразительного чтения; уметь выделять особенности историче...полностью>>

Учебное пособие для студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Издание 2-е, исправленное и дополненное

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Балашовский институт (филиал)
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»

С. И. Шумарин, М. Р. Шумарина

Виды
лингвистического разбора

Учебное пособие для студентов вузов
и учащихся общеобразовательных школ,
лицеев и гимназий

Издание 2-е,
исправленное и дополненное

Балашов

2009

УДК 801

ББК 81.2 Ря73

Ш96

Рецензенты:

Кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогической лингвистики

ГОУ ВПО «Мичуринский государственный педагогический институт»

И. А. Рыжков;

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
Балашовского института (филиала)
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»

В. А. Отришко.

Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом

Балашовского института (филиала)
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского».

Шумарин, С. И.

Ш96 Виды лингвистического разбора : учеб. пособие для студ. вузов и учащихся общеобразоват. школ, лицеев и гимназий / С. И. Шумарин, М. Р. Шумарина. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Балашов : Николаев, 2009. — 96 с.

ISBN 978-5-94035-388-1

В пособии приведены примерные схемы и образцы лингвистического разбора в соответствии с содержанием программ по русскому языку и другим дисциплинам лингвистического цикла для специальностей 050301 «Русский язык и литература», 031001 «Филология» и 050708 «Педагогика и методика начального образования».

Во втором издании увеличено количество образцов разбора, в ряде случаев даны дополнительные разъяснения. Большее внимание уделяется лингводидактической интерпретации материала, введены методические комментарии, касающиеся изучения соответствующих тем в общеобразовательной школе.

Пособие адресовано преподавателям русского языка высшей и средней школ, студентам, учащимся старших классов гуманитарного профиля.

УДК 801

ББК 81.2Ря73

ISBN 978-5-94035-388-1 © Шумарин С. И., Шумарина М. Р., 2009

Оглавление

Введение 5

Фонетический разбор 7

Орфографический разбор 11

Лексический разбор 12

Морфемный разбор 19

Словообразовательный разбор 23

Этимологический разбор 25

Морфологический разбор 27

Имя существительное 28

Имя прилагательное 31

Имя числительное 32

Местоимение 33

Глагол 34

Причастие 36

Деепричастие 37

Наречие 38

Категория состояния 39

Служебные части речи
Предлог 40

Союз 40

Частица 41

Модальное слово 41

Синтаксический разбор 42

Сочинительное словосочетание 42

Подчинительное словосочетание 43

Синтаксический разбор простого предложения 44

Синтаксический разбор сложного предложения 49

Сложносочиненное предложение 51

Сложноподчиненное предложение 52

Бессоюзное сложное предложение 54

Сложная синтаксическая конструкция
с различными видами связи 55

Семантический анализ предложения 56

Анализ коммуникативной организации
высказывания 59

Разбор сложного синтаксического целого 61

Пунктуационный разбор 66

Стилистический анализ текста 67

Риторический анализ 81

Лингводидактический анализ текста 91

Заключение 99

Введение

В практике школьного и вузовского преподавания языковедческих дисциплин широко используются различные виды лингвистического разбора: фонетический, лексический, этимологический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический, риторический и т. д.

Разбор — специфический метод обучения лингвистическим дисциплинам, который выполняет целый ряд дидактических функций. Прежде всего, он способствует развитию навыка метаязыковой рефлексии обучающихся. Такая рефлексия лежит в основе речевого самоконтроля, обеспечивает «осмысленное использование языка, т. е. наблюдение, анализ его различных фактов, оценку их, соотнесение своих оценок с другими, нормой, узусом»1. Кроме того, рефлексия о языке и речи является необходимым условием успешной деятельности педагога и важным фактором формирования речевой и профессиональной культуры.

Разбор способствует систематизации изученного материала, поскольку для выполнения разбора требуется и знание материала, и умение видеть логику соответствующего раздела языкознания, взаимосвязи между отдельными вопросами. Регулярное выполнение разборов способствует лучшему запоминанию и углублению знаний, выработке прочных практических навыков.

Разбор является эффективной формой контроля, так как позволяет оценить сразу целый комплекс знаний, умений и навыков обучающихся, выявить и обобщить пробелы в подготовке. Поэтому различные виды разбора традиционно предлагаются учащимся и студентам на промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку.

Методическое примечание. Тестовая форма контроля обученности, ставшая популярной в последние годы, отнюдь не отменяет актуальности лингвистического разбора. Вопреки распространенному среди неспециалистов мнению, тест не предполагает «угадывания» правильного ответа. Напротив, выполнение заданий с выбором ответа требует от ученика, студента умения быстро анализировать соответствующие свойства языковых единиц (т. е. умения проводить частичный, выборочный анализ). При этом навык разбора должен быть доведен до автоматизма. Так, например, задания типа В каком слове все согласные являются звонкими? или В каком слове есть звук [д]? и т. п. предполагают, что отвечающий способен уверенно произвести анализ звукового состава слова; задания типа Определите, сколько грамматических основ в предложении или Найдите в этом абзаце сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью выполнимы только при условии, что тестируемый умеет обнаруживать грамматические основы, делить сложное предложение на предикативные части, находить
и правильно квалифицировать средства связи и т. п.

Для преподавателя русского языка разбор — это также инструмент учебно-методической работы. Быстро меняющиеся условия жизни, совершенствование школьных программ заставляет учителя искать новый дидактический материал, самостоятельно подбирать тексты для диктантов, изложений, контрольных и тренировочных упражнений. Качество этого материала напрямую зависит от умения педагога оценивать лингводидактические возможности отбираемых текстов. Умение качественно
и быстро выполнять различные виды лингвистического анализа поможет в пополнении собственной профессиональной копилки учителя. В данном пособии специально для студентов педагогических специальностей предлагается такой вид работы, как лингводидактический разбор текста.

Различные виды разбора играют свою роль и в осуществлении научно-ис-следовательской и учебно-исследовательской работы студентов и школь-ников. В основе классификации, систематизации анализируемого материала лежит лингвистическое комментирование предмета исследования — фактов языка и речи.

Схемы разбора, предлагаемые в данном учебном пособии, являются примерными, нет необходимости следовать им неукоснительно, однако нужно помнить, что содержание разбора должно соответствовать требованиям программы по соответствующей дисциплине.

Фонетический разбор

Фонетический разбор широко используется в школьном и вузовском преподавании, его задачей является анализ звукового состава и слоговой структуры слова.

Уже в начальной школе элементы фонетического анализа используются при обучении чтению и письму. Обращая внимание учащихся на различия в произношении и написании слов, педагог развивает аналитические способности детей и закладывает у них основы орфографической зоркости. В средней школе навык фонетического анализа слова совершенствуется, сам разбор становится сложнее. Требования к уровню знаний и умений, предъявляемые в тестах Единого государственного экзамена по русскому языку, предполагают достаточно хорошо развитый навык фонетического анализа.

В основе фонетического разбора лежит ряд знаний и умений: а) умение транскрибировать, б) умение делить фонетическое слово на слоги,
в) знание характеристик звуков русского языка, г) умение приводить фонему к сильной позиции.

Анализ типичных ошибок в фонетическом разборе, которые допускают студенты и школьники, позволяет дать несколько важных рекомендаций.

1. Для удовлетворительного разбора необходимо вначале правильно выполнить транскрипцию речевого отрезка, ориентируясь на нормы литературного произношения. При этом транскрибировать важно на слух, обращая внимание не на графический облик слова, а на его звучание.

Методическое примечание. В ряде школьных пособий рекомендуется вначале выписать буквы, из которых состоит слово, а затем к каждой букве подобрать звуковое соответствие. Часто и студенты пользуются схемой, усвоенной в школе. Однако такой путь неизбежно ведет к ошибкам, поскольку учащиеся в этом случае ориентируются на изолированное чтение буквы и не учитывают изменения звуков в речевом потоке. При этом школьники склонны видеть за всеми йотированными гласными два звука — независимо от позиции, «забывают» обозначать мягкость согласных, ударность гласного звука, не воспринимают редукцию гласных, ассимиляцию и диссимиляцию согласных. Чтобы избежать ошибок, целесообразно вначале затранскрибировать слово целиком на слух2.

2. Слогоделение производится на затранскрибированном фонетическом слове, поскольку при фонетическом разборе анализируется слог как фонетическая единица.

Следует учитывать, что термин «слог» многозначен. Когда говорят, что слово переносится с одной строки на другую по слогам, имеют в виду слог как единицу графическую (гласная буква и примыкающие к ней
согласные). При этом деление на графические слоги допускает вариативность: дет-ство, детс-тво, детст-во. В ряде случаев деление на графические слоги для переноса определяется не фонетическими особенностями слова, а другими факторами. Так, приходится учитывать морфемную структуру: например, предпочтительнее разделить бес-проблемный,
а не бесп-роблемный, т. к. нецелесообразно отрывать букву от корня. В то же время граница фонетического слогораздела в этом слове проходит после гласного звука, а консонантная группа [спр] относится ко второму слогу. При делении слова для переноса приходится руководствоваться
и эстетическими соображениями. Например, при наличии удвоенных согласных следует первую оставить на строке, а вторую перенести: ван-на, ат-тракцион. При этом долгий или краткий согласный звук, который обозначен удвоенной согласной, всегда относится к одному фонетическому слогу: [вá-ъ], [Λ-тръ-кцы-óн]. Важными при переносе оказываются и требования смысла: нельзя оставлять на строке или переносить одну букву, даже если она составляет слог: а-гат [Λ-гáт], тво-ё [твΛ-jó].

Методическое примечание. В большинстве школьных пособий по русскому языку предлагается вначале разбить слово на слоги, а лишь затем написать слово в транскрипции. Однако такой путь ведет к ошибочному выделению слогов при наличии консонантных групп (Ср. деление слова безжизненный для переноса и на фонетические слоги:

без-жиз-нен-ный и [б’иэ-ы-з’н’ь-ныι]).

В методике начального обучения также используется понятие слога, которое лежит в основе обучения чтению. Однако и здесь имеются в виду, прежде всего, графические слоги. Для удобства чтения допустимо выделение в слове условных сегментов, в которых может и не быть слогообразующего гласного: брат-ст-во. У учащихся иногда складывается представление о том, что и эти сегменты являются слогами, отсюда последующие ошибки в переносе: ко-сть, жа-нр.

3. При транскрибировании важно правильно определить место ударения в фонетическом слове, при этом затруднение вызывают слова, которые имеют неравноправные акцентологические варианты: правильно [св’óклъ] и неправильно [св’иэклá] и т. д. Поэтому при выполнении фонетического разбора важно обращаться к орфоэпическому словарю.

4. Для выполнения фонематической транскрипции необходимо привести последовательно каждый звук к сильной позиции.

Методическое примечание. В школьной практике фонематическая транскрипция, как правило, не используется. Однако предполагается, что
в старших классах (профильный уровень) вводится понятие фонемы, понятие сильных и слабых позиций, а также изучаются принципы русского правописания, основным из которых является принцип соответствия буквы инварианту фонемы (звуку в сильной позиции). При изучении в школе вопросов, связанных с фонемой, целесообразно использовать элементы фонематической транскрипции. Для гласного звука сильной является позиция под ударением, для согласных различают сильные и слабые позиции по разным признакам: по глухости / звонкости и по твердости / мягкости. Сильными по глухости / звонкости для согласных звуков являются позиции перед гласными, перед сонорными согласными и перед шумными звонкими [в] и [в’]. Сильные позиции по твёрдости / мягкости — это положение в абсолютном конце фонетического слова, перед гласными [у], [а], [о],
а также перед твёрдыми согласными. Многие орфографические правила основаны как раз на приведении звука к сильной позиции.

Список литературы

  1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение / Р. И. Аванесов. — М., 2005.

  2. Диброва, Е. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина ; под ред. Е. И. Дибровой. — М., 2002.

  3. Матусевич, М. И. Современный русский язык. Фонетика / М. И. Матусевич. — М., 1976.

  4. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р. И. Аванесова. — М., 2001.

  5. Панов, М. В. Современный русский язык. Фонетика / М. В. Панов. — М., 1979.

  6. Тарланов, З. К. Методы и принципы лингвистического анализа : учеб. пособие для студ. ун-тов и пед. ин-тов / З. К. Тарланов. — Петрозаводск, 1995. —
    С. 90—101.

Примерная схема разбора

1. Привести слово (сочетание слов) в орфографической записи.

2. Выполнить фонетическую транскрипцию анализируемого фрагмента речи.

3. Поделить фонетические слова на слоги и охарактеризовать каждый слог (ударный или безударный — предударный, заударный; открытый или закрытый; прикрытый или неприкрытый; назвать слоговой звук).

4. Охарактеризовать каждый неповторяющийся звук с точки зрения акустической, артикуляционной, функциональной, графической:

  • согласные звуки: а) сонорный или шумный; для шумных — глухой или звонкий; б) характеристика звука по месту образования (по участию активных и пассивных органов речи); в) характеристика звука по способу образования; г) наличие дополнительной небной артикуляции (твердость/мягкость); д) аллофоном какой фонемы является данный звук, какова его позиция по признакам глухости/звонкости, твердости/мягкости; привести примеры сильных позиций; е) какой буквой обозначен звук;

  • гласные звуки: а) характеристика по ряду и подъему;
    б) характеристика по участию губ в артикуляции; в) слоговой или неслоговой; г) ударный или безударный; д) аллофоном какой фонемы является данный звук; е) какой буквой обозначен звук.

5. Написать фонематическую транскрипцию слова.

6. Указать, совпадает ли фонетическое слово с графическим. Сравнить количество звуков и букв, сделать вывод о совпадении или несовпадении количества звуков и букв.

7. Охарактеризовать фонетические процессы, проявившиеся в данном слове.

Образец фонетического разбора

1) Без шума

2) [б’ и ý м ъ]

3) [б’ и ý м ъ]:

1-й слог — открытый, прикрытый, безударный, слогообразующий звук — гласный [и]; 2-й слог — открытый, прикрытый, ударный, слогообразующий звук — гласный [ý]; 3-й слог — открытый, прикрытый, безударный, слогообразующий звук — гласный [ъ].

4) Звуки:

[б’] — согл., шумн., звонк., парн. по гл./зв. [п’], губно-губной, взрывной, мягкий, парн. по тв. [б], в сильной позиции по гл./зв., в слаб. поз. по тв./мяг., к сильной поз. не приводится; соотв. гиперфонеме <>, обозн. буквой «б»;

[и] — гласн., безуд., пер. ряд, верх. подъем, нелабиализов., слоговой, соотв. фонеме <э>, обозн. буквой «е»;

[] — согл., шумн., гл., парн. по гл./зв. [], переднеязычный, передненебный, щелевой, твердый, парн. по тв./м. [], соотв. двум фонемам: <з> в приставке без- и <ш> в корне -шум-, обозначен буквами «з» и «ш»;

[ý] — гласн., ударн., задн. ряд, верх. подъем, лабиализ., слоговой, соотв. фонеме <у>, обозн. буквой «у»;

[м] — согл., сонорн., губно-губной, смычно-щелевой, носовой, твердый, парн. по тв./м. [м’], соотв. фонеме <м>, обозн. буквой «м»;

[ъ] — гласн., безударный, ср. ряд, ср. подъем, нелабиализ., слоговой, соотв. фонеме <а>, обозн. буквой «а».

5) фонематическая транскрипция:

< э з ш у м а >

6) Фонетическое слово включает два графических слова: предлог «без» и форму слова «шума». В фонетическом слове 6 звуков, которые обозначены на письме 7 буквами.

7) Фонетические процессы в области гласных — качественная редукция в безударных слогах. Фонетические процессы в области согласных — ассимиляция по месту образования.

Орфографический разбор

Орфографический разбор необходим для формирования у обучающихся осознанного орфографического навыка. Далеко не все школьные пособия нацеливают на проведение такого разбора, однако опытные учителя традиционно используют его на уроках как средство диагностики обученности.

Для проведения орфографического анализа слова необходимо умение правильно членить слово на морфемы. Базовые знания, на которые опирается данный вид разбора: а) понятие орфограммы, б) типы орфограмм (орфограмма-буква, орфограмма-пробел и т. д.), в) структура орфографического правила, г) принципы русского правописания.

Список литературы

  1. Ветвицкий, В. Г. Современное русское письмо / В. Г. Ветвицкий, В. Ф. Иванова. — М., 1974.

  2. Диброва, Е. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина ; под ред. Е. И. Дибровой. — М., 2002.

  3. Иванова, В. Ф. Современная русская орфография / В. Ф. Иванова. — М., 1991.

  4. Современный русский литературный язык / под ред. П. А. Леканта. — Изд. 2-е, испр. — М., 2001. — С. 162—179.

  5. Шапиро, А. Б. Русское правописание / А. Б. Шапиро. — М., 1961.

Примерная схема разбора

1. Выписать слово. Обозначить в слове морфемы.

2. Подчеркнуть и пронумеровать орфограммы, которые есть в слове.

3. Охарактеризовать каждую орфограмму по следующим признакам: а) тип орфограммы; б) опознавательный признак орфограммы (ОПО);
в) условия выбора написания (УВН); г) принцип орфографии, которому соответствует данное правило.

Образец орфографического разбора

Бес-совест-н-ый

1 2 3 4

(приставка бес-, корень -совест-, суффикс -н-, окончание -ый).

Орфограмма 1. Орфограмма-буква.

ОПО: Правописание гласных в приставках.

УВН: В приставках бес-/без- пишется е независимо от произношения.

Написание соответствует фонематическому принципу правописания: пишется буква, соответствующая звуку в сильной позиции (ср.: бéздарь, бéстолочь от бездарный, бестолковый).

Орфограмма 2. Орфограмма-буква.

ОПО: Правописание приставок на -з/-с.

УВН: Перед глухой согласной буквой с пишется с.

Написание соответствует фонетическому принципу орфографии.

Орфограмма 3. Орфограмма-буква.

ОПО: Непроверяемое написание («словарное» слово).

УВН: Написание следует запомнить.

Написание соответствует традиционному принципу орфографии.

Орфограмма 4. Орфограмма-буква.

ОПО: Непроизносимые согласные.

УВН: В сильной позиции произносится [т’]: нет совести.

Написание соответствует фонематическому принципу орфографии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для студентов и магистрантов педагогических специальностей

    Учебное пособие
    В учебном пособии изложены методики по выявлению критериев психодиагностической и психокоррекционной деятельности психолога в организации образования.
  2. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540200 (050200) «Физико-математическое образование»

    Учебное пособие
    Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Е. В.
  3. А. И. Кравченко Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений (1)

    Книга
    Книга дает общую картину развития общества, раскрывает ключевые социологические понятия, логично увязанные в единую систему. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, социальных группах и поведении и т.
  4. А. И. Кравченко Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений (2)

    Книга
    Книга дает общую картину развития общества, раскрывает ключевые социологические понятия, логично увязанные в единую систему. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, социальных группах и поведении и т.
  5. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.

Другие похожие документы..