Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Учебная дисциплина базируется на курсах «Отечественная история», «Политология», «История государственных учреждений России», тесно связана с курсами ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Данный учебно-методический комплекс состоит из конспекта лекций, заданий для контрольных работ и вопросов к зачету. Предназначен для студентов специа...полностью>>
'Реферат'
Колыбель Римской цивилизации город Рим возник на юго-западе Европы, на Аппенинском полуострове, который греки называли Италией, по названию одного из...полностью>>
'Диплом'
Уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии! На ваше рассмотрение выносится дипломная работа студентки на тему : «Правовое регулирование...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 федеральное агентство по образованию (2)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая программа

учебной дисциплины

Ф ТПУ 7.1-21/01

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Декан ИЭФ

_____________ Н. И. Гвоздев

"___"______________2009 г.

СТАТИСТИКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа для направления «Коммерция» 080300

Факультет Инженерно-экономический – ИЭФ

Обеспечивающая кафедра – Менеджмента

Курс – 2

Семестр – 4

Учебный план набора 2008 года

Распределение учебного времени

Лекции 34 часа

Практические занятия 34 часа

Всего аудиторных занятий 68 часов

Самостоятельная работа 42 часов

Общая трудоемкость 110 часов

Экзамен в 4 семестре

Томск 2009

Предисловие

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта Министерства образования РФ по направлению «Коммерция», утвержденного 02.03.2000г. №686

Рассмотрена и одобрена на заседании обеспечивающей кафедры менеджмента «__25_» ___08_______ 2009 г. протокол №_1____

Разработчик доц. кафедры менеджмента _______ Л. И. Тарновская

Зав. обеспечивающей кафедры

менеджмента __________И. Е. Никулина

АННОТАЦИЯ

080300 (б)

Кафедра МЕН ИЭФ

Доцент, к.т.н. Тарновская Людмила Ивановна

kaf-men@eed.tpu.edu.ru)

Цель: изучение студентами общих принципов и положений статистики, необходимых для коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики.

Содержание: особенности науки статистика, этапы статистического исследования, теоретические основы расчета статистических показателей: средние показатели, показатели вариации, закономерности статистических распределений, корреляционно-регрессионный анализ статистических совокупностей, изучение динамики изменений статистических данных, экономические индексы. Статистические методы и показатели широко используются в коммерческой деятельности

Курс 2 (4 сем. – экзамен)

Всего 110 ч., в т.ч. лк. – 34 ч., пр. – 34 ч.

Данная рабочая программа посвящена изучению курса «Статистика коммерческой деятельности». Эта дисциплина входит обязательной дисциплиной во все образовательные стандарты экономических специальностей. Данная дисциплина изучает специфические особенности статистики коммерческой деятельности.

В рабочей программе приведены: цели и задачи изучения дисциплины; почасовой календарный план; содержание теоретического раздела дисциплины; содержание практического раздела дисциплины, основная и вспомогательная литература; а также контрольные вопросы и методические указания по практическим занятиям.

Теоретические и практические разделы рабочей программы по дисциплине «Статистика коммерческой деятельности» в единстве с текущим и итоговым контролем результатов образуют содержание учебной дисциплины, которое излагается, усваивается, контролируется и оценивается в различных видах и формах соответствующего образовательного процесса, реализуемого как целенаправленная совместная и индивидуальная познавательная деятельность студентов.

The syllabus is designed for studying the academic subject “Statistician commercial activity”. This syllabus is the element of all educational standards of the economically specialities and the basis for carrying out the final proficiency work.

The subject includes the characteristic features of managerial activity and its content at the power enterprises.

The aims and objectives of the subject, hour-to-hour calendar plan, the content of theoretical and practical parts, basic and supplementary references, test paper and instructions for the practical work and coursework are demonstrated in the syllabus.

The practical and theoretical parts of the syllabus with the current and final control for the results form the content of the subject that is stated, mastered, checked and evaluated in various forms and types according to the certain educational process, which is realized as a goal-oriented group and individual cognitive student activity.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗЛОЖЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели изучения дисциплины

Целями преподавания дисциплины «Статистика коммерческой деятельности» являются:

  1. Изучение эффективного инструмента познания общественных
    явлений.

  2. Изучение основ методологии статистического исследования.

  3. Изучение формально-аналитического аппарата процессов
    статистического исследования.

4.Ознакомление с основами и особенностями статистического исследования коммерческой деятельности в России и за рубежом.

КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Компетенции профессиональной подготовки студентов для направления

Менеджмент 080500, обеспечиваемые дисциплиной «Статистика коммерческой деятельности»:

1. Когнитивные компетенции характеризуют наличие, необходимых знаний профессии в теории и практике:

- эффективного статистического анализа социально-экономических явлений в условиях рыночной экономики в России и за рубежом;

- организации получения и методов обработки статистической информации в мировой практике и в России.

2. Регулятивные компетенции позволяют использовать имеющиеся знания для постановки и решения профессиональных проблем. Они включают знание методов расчета:

- статистических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

-закономерностей статистических распределений показателей хозяйственной деятельности;

- корреляционно-регрессионных взаимосвязей экономических показателей деятельности предприятия;

- экономических показателей динамики деятельности предприятия.

3.Коммуникативные компетенции позволяют на высоком уровне владеть рефлексией в межличностном общении:

- принимать коллективные управленческие решения по данным статистического анализа;

- использовать профессиональный опыт и знания работников в выборе моделей прогнозирования будущей деятельности предприятия; статистических методов оценки конъюнктуры, деловой активности, качества продукции и эффективности функционирования предприятия.

4. Индивидуальные компетенции включают владение методами организации сбора статистических данных и оценки полученных результатов, стремление к повышению качества работы, готовность к профессиональному росту и др.

5. Рефлексивные компетенции означают готовность к профессиональной рефлексии, способность к осмыслению познавательной деятельности и преодолению стереотипов мышления, владение различными видами рефлексии:

- ретроспективной - критическое осмысление статистических данных прошлых периодов и выявление трендов и циклов;

- ситуативной - оценка статистических данных текущего периода;

- перспективной - моделирование и прогнозирование развития предприятия.

Рассмотренная структура компетентностей дает определенные ориентиры по выбору фрагментов содержания и способов организации познавательной деятельности, направленных на формирование у студентов необходимых профессиональных умений и способностей.

1.2. Задачи изучения дисциплин

К основным задачам изложения и изучения дисциплины «Статистика коммерческой деятельности» относятся:

1. Знакомство студентов со знаниями общих основ статистической науки и общими навыками проведения статистического исследования.

2. Ознакомление студентов с научными принципами организации
статистических служб в России и других странах.

3. Обучение студентов принципам и методам организации сбора
статистических данных коммерческой деятельности, обработки результатов и анализа данных.

4. Обучение студентов сущности обобщающих статистических показателей – абсолютных статистических величин, средних, показателей вариации, динамики, взаимосвязи.

5. Обучение студентов практическим овладением и применением полученных теоретических знаний по дисциплине «Статистика коммерческой деятельности».

Календарно-тематический план

лекций и практических занятий по учебной дисциплине

«Статистика коммерческой деятельности»

Таблица 1.

п/п

Наименование темы

Лекции, часов

Практические занятия, часов

1...

Введение. Предмет и задачи курса.

2

2.

Статистическое наблюдение

2

2

3.

Сводка и группировка статистического материала.

2

4

4.

Абсолютные и относительные величины. Средние величины

4

4

5.

Показатели вариации

2

4

6.

Статистические распределения и их основные характеристики.

2

4

7.

Выборочное наблюдение.

2

2

8.

Корреляционная и регрессионная связи экономических явлений и ее статистическое изучение.

4

4

9.

Динамические ряды

2

2

10.

Индексный метод анализа

2

2

11.

Статистика розничного товарооборота

4

12.

Статистика потребления и покупательского спроса

2

2

13.

Статистика товарных запасов

2

2

14.

Статистика издержек обращения и рентабельности

2

2

Итого

34

34

2. Теоретический раздел

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

(Тема формирует когнитивные и индивидуальные компетенции)

Введение в теорию статистики. Понятие статистики. История статистики. Основные черты предмета статистики и ее определение. Теоретические основы статистики. Метод статистики. Общая теория статистики. Основные задачи и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации.

ТЕМА 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

(Тема формирует когнитивные и индивидуальные компетенции)

Статистическое наблюдение. Подготовка статистического наблюдения. Формы организации, виды и способы статистического наблюдения. Программно-методологические аспекты статистического наблюдения: его задачи, цели, объекты, единицы наблюдения, программа. Источники получения первичных данных. Меры надежности статистической информации. Пути совершенствования статистического наблюдения.

ТЕМА 3. СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКОГО

МАТЕРИАЛА

(Тема формирует когнитивные и индивидуальные компетенции)

Статистическая сводка и группировка. Задачи сводки и её содержание. Виды статистических группировок. Ряды распределения и группировки. Принципы выбора группировочного признака. Группировки и классификации в статистике. Типы группировок. Типологические, структурные и аналитические группировки. Интервалы группирования. Статистические таблицы. Понятие о статистической таблице и её элементах. Виды таблиц по характеру подлежащего и сказуемого. Правила построения таблиц. Таблицы и матрицы. Таблицы сопряженности.

ТЕМА 4. АБСОЛЮТНЫЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ И СРЕДНИЕ

ВЕЛИЧИНЫ

(Тема формирует когнитивные и индивидуальные компетенции)

Статистические показатели. Функции статистических показателей (директивная, учетная, стимулирующая). Понятие и виды статистических показателей. Абсолютные показатели. Обобщающие абсолютные показатели, их разновидности (натуральные, условно натуральные, стоимостные). Относительные величины. Общие принципы построения статистических показателей. Сущность и значение средних величин. Виды средних величин, обоснование выбора вида. Свойства средней арифметической и техника ее вычисления. Средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя квадратическая. Правило мажорантности.

ТЕМА 5. ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ

(Тема формирует когнитивные, регулятивные и индивидуальные

компетенции)

Показатели вариации. Абсолютные показатели вариации. Размах вариации. Среднее линейное отклонение. Дисперсия и её свойства. Среднее квадратическое отклонение. Относительные показатели. Коэффициенты вариации. Относительное линейное отклонение.

ТЕМА 6. СТАТИСТИЧЕСКИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИХ ОСНОВНЫЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

(Тема формирует когнитивные, регулятивные и индивидуальные

компетенции)

Ряды распределения. Понятие вариационного ряда, его основные характеристики и способы графического изображения Дискретные ряды распределения. Интервальные ряды распределения. Показатели центра распределения рядов. Мода. Медиана. Квартили. Децили

Закономерности распределения. Основные теоретические распределения. Понятие о закономерностях распределения. Формы распределения и их характеристики. Нормальное распределение. Биноминальное распределение. Распределение Пуассона. Распределения, связанные с нормальным. Критерии согласия.

ТЕМА 7. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

(Тема формирует регулятивные и рефлексивные

компетенции)

Выборочное наблюдение. Понятие выборочного статистического исследования. Генеральная и выборочная совокупность. Основные способы формирования выборки. Определение объема выборки. Оценка результатов выборочного наблюдения. Малая выборка. Ошибки выборки.

ТЕМА 8. КОРРЕЛЯЦИОННАЯ И РЕГРЕССИОННАЯ СВЯЗИ И ЕЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ

(Тема формирует когнитивные, регулятивные и индивидуальные

компетенции)

Статистические методы анализа связи. Понятие о статистической и корреляционной связи. Общие принципы и методы выявления корреляционных связей между признаками. Показатели парной корреляции. Множественная корреляция. Ранговая корреляция. Регрессионный анализ в изучении взаимосвязей социально-экономических явлений. Парная регрессия на основе метода наименьших квадратов (МНК) и метода группировок. Множественная (многофакторная) регрессия в определении меры тесноты связи. Оценка существенности связи. Принятие решений на основе уравнений регрессии. Корреляционно-регрессионные модели и их применение в анализе и прогнозе взаимосвязей социально-экономических явлений.

ТЕМА 9. ДИНАМИЧЕСКИЕ РЯДЫ

(Тема формирует когнитивные, регулятивные и индивидуальные

компетенции)

Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений. Понятие и классификация рядов динамики. Показатели изменения уровней и компоненты ряда динамики. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. Методы выявления периодической компоненты. Регрессионный анализ динамических рядов. Элементы прогнозирования, экстраполяции и интерполяции.

ТЕМА 10. ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА

(Тема формирует когнитивные, регулятивные и индивидуальные

компетенции)

Общее понятие об индексах и значение индексного метода.

Индексы количественных показателей. Индексы качественных показателей. Цепные и базисные индексы. Использование индексов в экономическом анализ.

ТЕМА 11. СТАТИСТИКА РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА

(Тема формирует когнитивные, регулятивные и индивидуальные

компетенции)

Сущность розничного товарооборота. Анализ динамики и структуры розничного товарооборота. Анализ сезонной колеблемости. Использование индексов в анализе розничного товарооборота. Корреляционный анализ, используемый при анализе розничного товарооборота.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 федеральное агентство по образованию (3)

    Рабочая программа
    Рабочая программа для направления «Информатика и вычислительная техника», для специальностей: 230201 «Информационные системы и технологии», 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», 230101
  2. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 Федеральное агентство по образованию (7)

    Рабочая программа
    Профили подготовки – «Электромеханика», «Электропривод и автоматизация промышленных установок и технологических комплексов» на базе среднего профессионального образования
  3. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21/01 федеральное агентство по образованию (5)

    Рабочая программа
    1. Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО по направлению 550800 – Химическая технология и биотехнология, утвержденного в 1995 г и РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры органической химии и технологии органической
  4. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1- 21/01 федеральное агентство по образованию (3)

    Рабочая программа
    Цель: формирование у обучающихся знаний и умений в области теории и практики прогнозирования явлений и процессов, происходящих в социально-экономической системе.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1- 21/01 федеральное агентство по образованию (5)

    Рабочая программа
    Цель: формирование знаний о математике, как особом способе познания мира и образе мышления, общности её понятий и представлений, дать опыт построения математических моделей и проводить необходимые расчёты в рамках построенных моделей;

Другие похожие документы..