Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Аннотация программы дисциплины «Психодиагностика»
Аннотация программы дисциплины
«Психодиагностика»
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины – дать представление о месте, роли и значении психодиагностики в развитии психологической науки и в практической деятельности психолога, сформировать понимание базовых принципов современной психодиагностики и методических подходов к решению психодиагностических задач.
Задачи:
раскрыть теоретико-методологические и этические принципы психодиагностической деятельности при решении профессиональных научных и практических задач;
сформировать представление о становлении и развитии психодиагностики как области психологической науки и практики;
обеспечить формирование системы базовых знаний о теоретических основах психодиагностической деятельности психолога;
познакомить с многообразием психодиагностических методов, историей их создания и практикой использования;
способствовать формированию у студентов основ профессионального мышления и этики поведения в психодиагностических ситуациях.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс является составной частью профессионального цикла базовой подготовки бакалавра.
Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения таких дисциплин как «Анатомия ЦНС», «Философия», «Современные концепции естествознания» и в процессе изучения общепрофессиональных курсов «Общая психология», «Введение в профессию», «Общий психологический практикум», «Математические методы в психологии».
Данная учебная дисциплина составляет основу для изучения курсов «Психология личности», «Педагогическая психология», «Основы консультативной психологии», «Основы патопсихологии», «Методологические основы психологии» и др.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:
- способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
- использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:
способностью и готовностью к
- отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
- психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
- пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
- участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);
- подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);
- проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
место, роль и значение психологической диагностики в системе психологического знания и психологических методов;
историю возникновения и развития психодиагностики как важнейшей отрасли психологии;
основные теоретико-методологические и этические принципы конструирования и проведения психодиагностического исследования и обследования;
классификацию психодиагностических методов и современные подходы к их использованию;
основы тестологии как науки об измерительных диагностических методиках (тестах);
основные психометрические характеристики психологических тестов, отвечающие за их качество – репрезентативность, надежность, валидность, достоверность;
классификации психодиагностических задач и видов психологического диагноза, правила формулирования задач и выбора адекватных методов решения, особенности интерпретации полученных результатов и построения психодиагностического заключения.
Уметь:
формулировать цель психодиагностической деятельности в соответствии с проблемой, запросом клиента или целями организации;
конструировать психодиагностический процесс в различных ситуациях (оказания психологической помощи, проведения диагностики в интересах организации и др.);
соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы;
оперативно ориентироваться в сложных случаях и эффективно решать психодиагностические задачи;
подбирать методические инструменты, адекватные поставленным задачам и удовлетворяющие психометрическим требованиям;
описывать результаты и формировать психодиагностическое заключение, отвечающее целям и задачам оказания помощи человеку или организации.
Владеть:
- понятийным аппаратом психодиагностики;
навыками профессионального мышления, необходимыми для адекватного проведения психодиагностических процедур;
навыками саморегуляции в процессе выполнения психодиагностических процедур в соответствии с этическими и методическими принципами;
навыками группировки и обработки психодиагностической информации с помощью стандартных компьютерных статистических систем;
навыками интерпретационной работы с разного рода данными (анамнестическими, феноменологическими, психометрическими), полученными в ходе психодиагностической деятельности.
4. Содержание дисциплины. Основные разделы.
Теоретико-методологические основы психодиагностики: история психодиагностики, профессионально-этические нормы в психодиагностике, профессиональные стандарты в психодиагностике.
Психометрические основы психодиагностики: основные принципы тестологии, тестовые шкалы, нормы и репрезентативность; надежность и точность психодиагностических измерений, валидность психодиагностических измерений и их достоверность.
Психодиагностические методики и деятельность практического психолога по их применению: Классификация методов психодиагностики, современные информационные технологии в психодиагностике, логика психодиагностической деятельности.
Похожие документы:
Программа дисциплины «Психодиагностика» включает в себя : -содержание дисциплины ( конспективное изложение тем)
Программа дисциплины- учебно-методический комплекс, включающий в себя список рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения базовых учебников, основной и дополнительной литературы, планы учебных занятий ( лекционных.Аннотация программ дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла
ДокументЦелью изучения дисциплины является получение важнейших исторических знаний, появление системных представлений об историческом пути России с древних времен и до наших дней, понимание изменений, происходящих в России на протяжении историческогоАннотация программы дисциплины «Психология социальной работы» Цели и задачи дисциплины
Документвыработка готовности использовать различные методы и приемы психосоциальной работы с людьми, находящимися в кризисной ситуации как профессиональный способ решения их социальных проблем.Аннотация программы дисциплины «Методологические основы психологии»
ДокументУчебная дисциплина «Методологические основы психологии» призвана изучить мировоззренческие позиции науки, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований.Программа дисциплины Психодиагностика Для направления/специальности 030300. 62/030301. 65 «Психология» подготовки специалиста. Автор: доцент Двинин А. П
Программа дисциплиныПрактикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; под общ. ред. А.А. Крылова, С.