Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама» 3 Н.В. Гоголь Петербургские повести («Нос», «Портрет», «Шинель») 4 И....полностью>>
'Методические указания'
Темой курсовой работы является моделирование и исследование линейного аналогового устройства стенда лабораторной работы в программной среде EWB. В ка...полностью>>
'Закон'
Краевой (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае (далее – краевой (наци...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в ...полностью>>

Пособность к всестороннему анализу информации и результатов ее обработки, а также к принятию обоснованных и своевременных решений на основе имеющейся информации

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.  Актуальность

 

В период формирования информационного общества важными достижениями любого человека являются его умение оперативно и качественно работать с информацией, его способность к всестороннему анализу информации и результатов ее обработки, а также к принятию обоснованных и своевременных решений на основе имеющейся информации. Этому надо планомерно и непрерывно учить, начиная с первых шагов в школе. А для этого должны быть сформированы требования к структуре знаний по всем дисциплинам информационно-компьютерного направления на всех уровнях обучения, выстроена логическая непрерывная последовательность изучаемых дисциплин, а в них — разделов и тем. Кроме того, необходимо создать соответствующие условия обучения во всех образовательных учреждениях любого уровня, в первую очередь в школе.

Первые шаги на этом пути уже сделаны — в средней школе в базовый учебный план официально введен предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», принят Государственный образовательный стандарт для среднего образования, определяющий основные ориентиры обучения.

Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий. Он должен обладать определенным уровнем информационной культуры, который и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией на базе современных технических средств, технологий и методов.

В наибольшей мере на достижение поставленной нашим обществом цели ориентирована образовательная область «Информатика», где имеется возможность использовать огромный потенциал компьютерной индустрии. Особенно важно это учитывать при формировании школьной учебной программы и соответствующего содержания обучения. Это тот уровень образования и та предметная область, где закладывается фундамент информационной культуры, активизируется познавательная деятельность учащегося, формируются его мировоззрение и информационная коммуникабельность. От того, насколько качественен этот фундамент, во многом будет зависеть судьба выпускника школы. Глубокие и прочные основы информационной культуры, сформированные на уроках по дисциплине «Информатика и ИКТ», обеспечат быструю адаптацию учащегося в информационном обществе после окончания школы.

Таким образом, первостепенной задачей, стоящей перед пре­подавателями информатики и ИКТ, является принятие такой концепции обучения, целью которой будет создание базы информационной культуры выпускника школы. Это непростая задача, так как динамика изменений в области компьютерных знаний настолько высока, что созданные учебные программы, учебно-методические комплекты, учебники и учебные пособия необходимо постоянно совершенствовать с целью отражения существующих новаций. Кроме того, утвержденный Министерством образования и науки РФ федеральный компонент государственных образовательных стандартов по информатике и ИКТ определяет новые требования к методическому обеспечению учебного процесса в школе. Большинство используемых в школе учебников по информатике не отвечают в полной мере поставленным в стандарте требованиям, что вызывает необходимость их переработки.

В настоящее время в школе широко используется учебно-методический комплект по информатике под редакцией проф. Н. В. Макаровой. Однако утверждение нового Государственного стандарта, а также изменение названия школьной дисциплины «Информатика» на «Информатика и ИКТ» привело к необходимости частичной переработки сформированного ранее содержания обучения. При этом авторы опирались на разработанную ими концепцию, основой которой являются системный подход и информационная деятельность человека.

Рассматриваемые в данном методическом издании концепция и программа обучения информатике и ИКТ, методически обеспеченные комплектом учебников (см. раздел 8), определяются потребностями информационного общества и требованиями Государственного образовательного стандарта на базовом уровне.

Таким образом, основная цель обучения информатике и ИКТ по авторской концепции преподавания направлена на обеспечение базового уровня информационной культуры учащегося. Эта цель может быть достигнута только при условии непрерывности образования на основе концентрического подхода, который способствует повышению устойчивости знаний и приобретению навыков работы на компьютере.

В авторской программе обучения систематическое целенаправленное образование в области информатики и ИКТ рекомендуется начинать с 5-го класса. При этом в 5-м и 6-м классах предмет изучается на пропедевтическом уровне. Базовый уровень реализуется на протяжении пяти лет, с 7-го по 11-й класс.

В программе приведено несколько вариантов тематического планирования, среди которых есть вариант, объем часов по которому минимален, что определяется базовым учебным планом (БУП) в рамках федерального компонента. Рекомендуется увеличение объема часов за счет регионального и школьного компонента.

Основным требованием к любой программе обучения является ее соответствие Государственному стандарту. Поэтому прежде чем переходить к изложению конкретных позиций концепции и соответствующей ей образовательной программы, следует обратиться к основным положениям Государственного стандарта образования.

2.  Требования Государственного стандарта
общего образования по дисциплине
«Информатика и ИКТ»

 

Государственный стандарт общего образования включает три компонента:

 

федеральный компонент — устанавливается Российской Фе­дерацией;

 

региональный (национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации;

 

компонент образовательного учреждения — самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.

В любом образовательном учреждении в первую очередь должен быть реализован федеральный компонент — как в содержательном плане, так и по количеству часов. Остальные два компонента реализуются, исходя из возможностей конкретного образовательного учреждения и выбранного профессионально-ориентированного направления.

Федеральный компонент стандарта общего образования вы­строен по концентрическому принципу: первый концентр — начальная и основная школа, второй — старшая школа. Федеральный компонент стандарта по учебному предмету, в том числе и по предмету «Информатика и ИКТ», включает:

 

цели изучения учебного предмета;

 

обязательный минимум содержания основных образователь­ных программ по данному учебному предмету;

 

требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.

В соответствии с поставленными в Государственном стандарте общего образования по данному предмету целями, обязательным минимумом знаний и требованиями к уровню подготовки выпускников были переработаны ранее созданная программа обучения по информатике и соответствующий ей комплект учебников и учебных пособий (частично).

Из табл. 2.1, где отображены поставленные в Государственном стандарте цели обучения информатике и ИКТ, видно, что цели основной и старшей школы во многом совпадают, кроме того, четко прослеживается принцип концентричности обучения. То же самое можно сказать и о требованиях к уровню подготовки школьников.

Учитывая, что авторская концепция и программа обучения ориентированы на непрерывность подготовки, нас в основном будет интересовать перечень требований к уровню подготовки выпускников как некий окончательный результат. Поэтому основной акцент при переработке программы и учебно-методического комплекта был сделан на отборе содержания обучения в старшей школе при условии, что предыдущий уровень подготовки в основной школе был обеспечен в соответствии с авторской программой обучения в объеме 200 часов (по 2 часа в неделю в течение трех лет).

Критерием оценки соответствия авторской программы по информатике и ИКТ Государственному образовательному стандарту по учебному предмету «Информатика и ИКТ» может служить анализ предлагаемого содержания обучения с точки зрения выполнения требований к уровню подготовки выпуск­ника школы, которые представлены в нем в следующем виде: «…В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен:

 

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

 

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства…»

3.  Основные положения системно
-информационной концепции преподавания
информатики и ИКТ

3.1.  Цели обучения в дисциплине «Информатика и ИКТ»

Нечеткость границ научной области «информатика» и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений определяют в качестве первоочередной задачи разработку концепции преподавания. Наиболее перспективной нам представляется такая концепция, где ярче всего выделены те направления, которые будут способствовать развитию учащихся, формированию их системного мировоззрения, овладению ими современными информационно-коммуникационными технологиями, что в итоге обеспечит необходимый фундамент информационной культуры выпускника. Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного и объектно-ориентированного анализа, для реализации которых используются компьютерные технологии, при этом учитывается развиваемый в научном сообществе информационный подход.

Почему актуален такой подход к обучению информатике в школе? Мы исходим из того, что в информационном обществе особая роль отводится развитию мышления, уровень которого определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения.

Обратимся к философскому словарю, где дается такое определение: «…Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий…» Исходя из этого определения, можно утверждать, что при обучении следует делать акцент на понимании того, что есть «предмет и явление», какова их структура, как организованы связи между элементами этой структуры, каков механизм проведения исследования, почему важны цели и идеи исследования, какие инструменты и методы при этом надо применять.

Наиболее близок к поставленным задачам развития мышления системный подход. Системный подход — это группа методов, с помощью которых на этапе анализа определяются состав и структура системы, ее функции и свойства, взаимодействие со средой, а также разрабатывается модель системы. Моделирование является основным средством исследования.

Если встать на позиции широко развиваемого в информатике объектно-ориентированного проектирования и программирования, то вполне очевидно, что, исходя из поставленной цели, при рассмотрении структуры любой системы («предмета или явления») прежде всего надо научиться выделять его основные элементы, то есть, используя тезаурус данного направления, — объекты. Поэтому первоочередной задачей, способствующей развитию мышления учащегося, следует считать задачу усвоения того, что есть объект, каковы его свойства, как этот объект может взаимодействовать с окружающей средой или другими объектами. Это и есть анализ, который открывает путь к зарождению новых идей по совершенствованию или созданию объекта с новыми свойствами, а значит, способствует развитию мышления учащегося.

Исследование объектов и систем непосредственно связано со сбором и переработкой информации, что тоже определяется своими законами, методами, подходами, средствами. В научном обществе сейчас развивается информационный подход, целью которого является изучение законов функционирования информации в природе и в обществе, выявление общих закономерностей информационных процессов в системах различной природы.

Преломляя и объединяя основные идеи этих подходов к образовательным целям информатики в школе в виде системно-информационной концепции, мы приходим к выводу о том, что дисциплине «Информатика и ИКТ» определена интегрирующая роль среди всех школьных дисциплин. Благодаря наличию огромного спектра компьютерных технологий для реализации разноплановых задач образовательная область «Ин­форматика» позволяет аккумулировать знания из разных предметных областей. Это именно то направление обучения, где реально можно воплотить идею развития системного мышления каждого учащегося, научить его системному анализу, сформировать навыки исследовательской и познавательной деятельности.

В этой образовательной области за счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные при изучении других предметов. При этом акцент следует делать на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить, что развитием мышления занимаются практически во всех школьных предметах, но на базе системного и объектно-ориентированного подходов — нигде.

Известно, что системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление о системе, объектах, связях. Изучение и использование свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза является информационное (абстрактное) моделирование, выполняемое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и воспроизводить их поведение в соответствии с поставленной целью.

Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно: объект, система, информация, цель, модель, моделирование, — мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий. Следствием этого является расширение этих понятий на основе тезауруса компьютерной области. К таким понятиям относятся следующие: информационные технологии и системы, компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, программное обеспечение (системное, прикладное, инструментарий программирования), файл и др.

Уровень развития школьника прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями при передаче знаний и умений цели: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой проблемы, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислять еще множество различных аспектов цели, но важно одно — требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, названной информационной, а не идти по схеме «делай, как мы», очень распространенной при передаче знаний из областей точных наук.

Учитывая все сказанное, в качестве основных целей обучения в соответствии с системно-информационной концепцией выделяются следующие:

 

формирование информационной культуры школьника, уровень которой определяют:

  • система базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;

  • умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;

 

развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;

 

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности;

 

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Таким образом, одной из сильнейших сторон дисциплины «Информатика и ИКТ» является ее интегративный характер. Используя идеологию системного подхода, можно изучать объекты и процессы из разных предметных областей, применяя для этого современные компьютерные средства и методы. Следует отметить продуктивный характер подобной деятельности, в основе которой лежит ориентация на исследование и творчество. При этом помимо развития системного мышления может быть достигнута не менее важная цель — закрепление знаний и умений, полученных учеником при изучении других школьных предметов.

3.2.  Соответствие учебно-методического комплекта требованиям Государственного образовательного стандарта

При отборе содержания учебного материала авторы ориентировались на Государственный стандарт Министерства образования и науки РФ основного общего и среднего (полного) образования по дисциплине «Информатика и ИКТ» для базового уровня. Поставленные цели в авторской концепции обучения полностью соответствуют целям Государственного стандарта по информатике и ИКТ, а по некоторым позициям являются более широкой их интерпретацией.

Следует обратить внимание на то, что подготовка учащегося на базовом уровне, даже если она реализуется по некоторым темам в расширенном и углубленном варианте, не может полностью соответствовать требованиям ЕГЭ. Надо понимать, что требования ЕГЭ — это ориентация на профильное, а не на базовое обучение данному предмету, которое определяет рассматриваемая системно-информационная концепция. На сдачу ЕГЭ должны быть ориентированы те учащиеся, которые предполагают в дальнейшем профессионально реализоваться в компьютерной индустрии. Подготовку к этому экзамену можно организовать в рамках дополнительных занятий.

Учебный материал в учебниках и учебных пособиях обеспечивает оптимальное сочетание принципов научности и доступности. Научные понятия рассматриваются в доступной форме и сопровождаются большим количеством заданий. Предлагается комплекс заданий как для работы в классе, так и для самостоятельной работы. Изложение материала отвечает критериям систематичности и последовательности изложения. Учебный материал направлен как на усвоение новых учебных единиц, так и на повторение. Таким образом осуществляется генерализация материала и реализуются внутрипредметные связи.

В целях формирования у учащихся интегральных представлений об окружающем мире и его закономерностях текст учебника и задания опираются на знания, полученные при изучении других предметов, и личный опыт. Это, в свою очередь, обеспечивает межпредметные связи.

Содержание разработанного и изданного учебно-методического комплекта «Информатика и ИКТ» под редакцией проф. Н. В. Макаровой на основе системно-информационной концепции определяет расширенный и углубленный базовый уровень по сравнению с необходимым минимумом содержания, отраженного в стандарте. Удалось выделить инвариантную и вариативную составляющие обучения. Инвариантное ядро содержания обучения не зависит от конкретного программного инструментария компьютерной технологии. Вариативная составляющая содержания обучения определяется современным уровнем развития компьютерной области и, соответственно, программного обеспечения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник подготовлен в соответствии с новой программой курса "Судебная медицина"

    Учебник
    а также судом.
  2. Высшее профессиональное образование основы геоинформатики вдвух книгах

    Книга
    Сибирской государственной геодезической академии); д-р геогр. наук, проф. В. 3. Макаров (зав. кафедрой физической географии и ландшафтной экологии Саратовского государственного университета)
  3. А. В. Соколов общая теория социальной коммуникации учебное пособие (1)

    Учебное пособие
    В учебном пособии излагается обобщающая теория, содер­жащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации.
  4. А. В. Соколов общая теория социальной коммуникации учебное пособие (2)

    Учебное пособие
    В учебном пособии излагается обобщающая теория, содер­жащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации.
  5. А. В. Соколов общая теория социальной коммуникации учебное пособие (3)

    Учебное пособие
    В учебном пособии излагается обобщающая теория, содер­жащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации.

Другие похожие документы..