Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Районним методичним кабінетом здійснюється систематична робота з вихователями, музичними керівниками дошкільних закладів. Головна мета -допомогти кож...полностью>>
'Документ'
«Я предупредил тебя, случайность, и отгородился от всякого твоего тайного проникновения. Ни тебе, ни другому какому обстоятельству мы не выдадим себя...полностью>>
'Кодекс'
В Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» с целью качественного обеспечения повышения квалификации в 2012 году ...полностью>>
'Документ'
Воспитание достаточно высокой математической культуры; привитие навыков современных видов математического мышления; привитие навыков использования ма...полностью>>

Ю. М. Бохенский современная европейская философия

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ю.М. Бохенский
СОВРЕМЕННАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

От переводчика
Введение
Предисловие
Принципы отбора и изложения
Предисловие ко второму изданию

I. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

§ 1. XIX столетие
§ 2. Кризис
§ 3. Начало XX столетия
§ 4. Основные течения современной философии

II. ФИЛОСОФИЯ МАТЕРИИ

§ 5. Бертран Рассел
§ 6. Неопозитивизм
§ 7. Диалектический материализм
Критические выводы

III. ФИЛОСОФИЯ ИДЕИ

§ 8. Бенедетто Кроче
§ 9. Леон Брюнсвик
§ 10. Неокантианство
Критические выводы

IV. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

§ 11. Анри Бергсон
§ 12. Прагматизм и бергсонианство
§ 13. Историцизм и немецкая философия жизни
Критические выводы

V. ФИЛОСОФИЯ СУЩНОСТИ

§ 14. Эдмунд Гуссерль
§ 15. Макс Шелер
Критические выводы

VI. ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ

§ 16. Общая характеристика философии существования
§ 17. Мартин Хайдеггер
§ 18. Жан-Поль Сартр
§ 19. Габриель Марсель
§ 20. Карл Ясперс
Критические выводы

VII. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

§ 21. Метафизика
§ 22. Николай Гартман
§ 23. Альфред Норт Уайтхед
§ 24. Томизм
Критические выводы

ПРИЛОЖЕНИЕ

§ 25. Математическая логика
§ 26. Международные организации

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР
КРУПНЕЙШИЕ ФИЛОСОФЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ РАБОТЫ
ПРИМЕЧАНИЯ

От переводчика

В книге Ю.М.Бохенского «Современная европейская философия» излагается история философии в Европе в период первой половины XX века. В ее становлении автор выделяет шесть основных направлений: философия материи (Рассел, неопозитивизм, диалектический материализм), философия идеи (Кроне, Брюнсвик, неокантианство), философия жизни (Бергсон, прагматизм и бергсонианство, историцизм и немецкая философия жизни), философия сущности (Гуссерль, Шелер), философия существования (Хайдеггер. Сартр, Марсель, Ясперс) и философия бытия (Гартман, Уайтхед, томизм).

В конце книги дается краткое изложение математической логики и, добавленное редакцией, перечисление русской литературы по темам, годы последних философских конгрессов, а также годы смерти многих философов.

Книга предназначена для философов и студентов, изучающих историю философии.

Введение Введение

Автор «Современной европейской философии», швейцарский философ и теолог Юзеф Мария Бохенский (1902-1995) был человеком разносторонних дарований. Историк философии, логик, специалист по философии религии, он был известен главным образом как один из первых (наряду с Густавом Веттером) критиков господствовавшей у нас в стране марксистско-ленинской философии. Его книги «Советско-русский диалектический материализм» (1950) и «Марксизм-ленинизм» (1976) много раз переиздавались (разумеется, не в СССР), став своего рода классическими трудами по критике диалектического и исторического материализма. У нас же недавно переведена его небольшая работа «Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков» (М., 1993), по которой можно судить и о собственных философских взглядах Бохенского последнего периода его деятельности.

«Современная европейская философия», вышедшая первым изданием в 1947г., а вторым - в 1951 г., переведенная на английский язык в 1965г., посвящена европейской философии первой половины XX века. В этом смысле её название не совсем соответствует действительности. Прошло полстолетия и в философии кое-что изменилось. Появились новые течения и новые имена, произошла определенная переоценка относимой значимости предшествовавших философских школ, а целый ряд их представителей, продолжив свою деятельность в 50-70 гг., опубликовал новые важные работы.

И тем не менее то, что Бохенский писал в послевоенные годы, отнюдь не утратило своей ценности и актуальности. Дело в том, что крупнейшие философские авторитеты XX века это мыслители, начавшие, или даже завершившие свою деятельность в его первую половину - М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, З.Фрейд, Э.Гуссерль. Недаром с конца 80-х годов именно этих философов у нас в стране стали усиленно переводить и публиковать (см. список литературы). Есть даже мнение, что после смерти Рассела, Витгенштейна, Поппера в Европе вообще не осталось великих философов. Их идеи по-прежнему остаются отправными точками философского дискурса и диалога последних десятилетий XX века. Пока не написана всеобъемлющая история современной европейской философии. И книга Бохенского интересна как одна из первых попыток осмыслить новации и традиции, характерные для философского мышления нашей эпохи.

Концепция современного историко-философского процесса Бохенского вытекает из его представлений о философии. По своей философской ориентации Бохенский рационалист. Человек как «существо рациональное» предопределен, запрограммирован философствовать (осознанно или неосознанно). Дело в том, что он может познать нечто лишь путем созерцания или наблюдения (чувственного или рационального) или высказать об этом нечто свое суждение. Но всегда это деятельность познания и, по преимуществу, деятельность разума. Философия для Бохенского - род «разумной научной деятельности», это учение, но не сочинительство или поэтическое творчество1. Своеобразие научного статуса философии определяется тремя обстоятельствами. Во-первых, философия не имеет самостоятельного предмета исследования и, как правильно отметил Б.Рассел, стремится прояснить все неясные с точки зрения науки (религии, политики) проблемы. Парадокс заключается лишь в том, что по мере развития научного знания не уменьшается, а наоборот, возрастает число проблем, которыми занимается философия (так, с выделением логики как самостоятельной науки появилась философия логики). Во-вторых, «философия есть универсальная наука, её предмет не поддается конкретному определению или ограничению»2. Это наука о познании, о ценностях, о человеке, о языке, с точки зрения их первопричин и оснований; «наука проблем и оснований, а следовательно, радикальная наука, не удовлетворяющаяся другими дисциплинарными парадигмами и стремящаяся в познании прийти к корням и причинам 3. В-третьих, философия использует наряду с собственно философскими методами приемы, навыки, технологии познавательной деятельности в любых сферах. Бохенский осознает сложность и неоднозначность философских аргументов и выводов: в философии нет и не может быть простых решений. Лапидарные решения свидетельство лени и некомпетентности исследователя. Сложна сама действительность, тем более сложна истина об этой действительности.

Для историка философии важны и ценны любые разные по масштабам «прорывы» достижения мысли, считает Бохенский. Но это не означает, что из множества философских систем нельзя выбрать главные и определяющие свое время, свою эпоху. Роль философии в жизни человечества не сводима к утилитарно-прагматическому значению её истин для науки, социальной практики или политики. Философия предназначена искать последние основания, которые открываются только в религии и философии; искать их (в отличие от религии) рассудочными, рациональными средствами. Но философия - это действительно историческая сила; философская мысль может «изменяет лицо человечества»4, если она делается понятной массам. И Бохенский напоминает нам об исторической роли гегелевской философии, идеи которой инициировали появление идеологии фашизма, национал-социализма, коммунизма, кардинально повлиявших на судьбу XX века.

Характеризуя исходные посылки своего историко-философского труда, Бохенский задумывается над тем, что следует понимать под «современной философией». Он видит многообразие школ, идей в философии XX века и стремится избежать тривиальной трактовки современности философской идеи как идеи, которая наиболее популярна сегодня. В принципе неверны определения позитивизма, или материализма, или экзистенциализма как современной философии. Современная философия это размышление над проблемами современности, приносящее новые результаты, формирующее новые подходы, предопределяющее новые тенденции в философии. «Философия современности поразительно богата и многообразна»5. Таковы содержательные рамки понятия современной философии. Хронологически они охватывают в данной книге работы мыслителей, вышедшие в период 1918-1949 гг., сыгравшие значительную роль в философии XX века. Бохенский сознательно замыкает свой анализ европейской философии на английскую, французскую и немецкую литературу (хотя в отдельных случаях он исследует работы американских, итальянских, бельгийских авторов), считая, что эта география наиболее полно отражает европейский философский менталитет, поскольку именно здесь сложились главные Школы и направления.

Книга Бохенского не справочное издание, это размышления об ориентирах философского мышления Европы XX века. Поэтому интерес представляет не столько перечисление имен, работ, анализ главных дефиниций и аргументов, сколько оценка перспективности этих идей для будущего философии, присутствующая в каждой главе. Неравноценны сами главы (это осознает и сам автор), непривычно расставлены акценты; присутствуют явно парадоксальные, с точки зрения сегодняшнего дня, оценки (об этом чуть ниже). Но книга Бохенского читается почти как художественное произведение. Композиция, стиль, образы философии прошлого и настоящего создают ту игру света и тени, которой проникнут философский поиск XX века - поиск бесконечного в конечном, трансцендентного в имманентном, Бога - в человеке, великого - в малом, добра - во зле.

Становление философии XX века Бохенский рассматривает как продолжение процесса преодоления философской парадигматики Нового времени. Сам Бохенский, следуя традициям томизма, негативно характеризует этот период, считая, что на смену целостной концепции бытия пришел механицизм, а на смену понимания человека как носителя универсального божественного начала - субъективизм, определивший субъекта центром бытия. Он характеризует ситуацию в философии Нового времени как «катастрофу мысли»6, разрушительные последствия которой проявились в полной мере значительно позже. Философию Канта, традиционно причисляемого в нашей историко-философской литературе к немецкой философской классике, Бохенский рассматривает как завершение философских исканий Нового времени: Кант виновен в забвении метафизики как адекватной формы философского постижения мира, от Канта идет ставшая в философии XIX-XX веков почти совместной редукция рационалистической философии к позитивному синтезу достижений конкретно-научного знания. Но с именем Канта связано и введение в философию установки на радикальный концептуализм, согласно которому трансцендентальный субъект (формирующий принцип) созидает интеллигибельное содержание мира; в данном случае (когда продуктом конструирующей деятельности духа являются формообразования действительности) философия оказывпется «анализом становления идеи»7. Философия XIX века лишь развила установки кантовской философии: позитивизм и материализм свели задачу философии к научному синтезу, а идеализм построил системы, в которых действительность понимается как процесс и результат движения мысли.

Европейская философия XIX века стала первой попыткой выйти за пределы аналитики Нового времени, считает Бохенский. Утверждается идея философского синтеза, укрепляется тенденция к системотворчеству. С точки зрения Бохенского, господствовавшие в это время идеализм и эволюционный сциентизм способствовали утверждению в философии системного принципа, доминанты рационалистической (в противовес эмпирической) установки, уходу от исследования потустороннего, закреплению монистической тенденции, рассматривающей человека в контексте абсолютного или универсального измерений бытия. Философия XIX века - это «рационализм, феноменизм, монистический антиперсонализм»8.

В конце XIX - начале XX века в Европе философия переживает кризис, о чем свидетельствует возникновение оппозиционных по отношению к материалистическому механицизму и субъективизму течений. Бохенский сравнивает этот кризис по своим масштабам с культурным кризисом эпохи Ренессанса, подготовившим утверждение нового образа европейской культуры - культуры Нового времени. Только к началу XX века философия осознала, что современность есть нечто отличное от эпохи Нового времени. Кризис европейской философской традиции - это крушение прежней картины мир а, появление новых приемов миропознания. В философское миросозерцание приходит принципиально плюралистическая установка: необходимо исходить из многоразличия ступеней бытия и множественности самостоятельно бытийствующего. Такой подход сближает философские течения (позитивизм и материализм, превращающийся в его составляющую, психоанализ), порождает новые направления (философскую феноменологию, неореализм, виталистический иррационализм). Плюралистичны и истоки философской аргументации в XX веке. Идеи черпаются из самых различных философских учений (томизма, Декарта, Лейбница, Аристотеля, Паскаля, Кьеркегора) независимо от ориентации их интерпретаторов (так Рассел использует суждения Лейбница для обоснования своего логического эмпиризма).

Признаком, отличающим философию XX века от философии конца XIX века, Бохенский считает персоналистический плюрализм и возвращение к спекулятивным способам постижения мира. К главным течениям современной европейской философии Бохенский относит неопозитивизм (его он считает оригинальным продолжением идей позитивизма), экзистенциализм (для Бохенского это несомненно новация в философии), новую метафизику и онтологию С.Александера, А.Н.Уайтхеда, Н.Гартманна, феноменологию. Бохенский предлагает свою систематизацию философских течений - по содержанию и по методу. С точки зрения содержания выделяется эмпиризм («философия материи»), как продолжение позитивизма XIX века, и идеализм («философия идеи»), как продолжение гегелевской и кантовской философии. Разрыв с этими направлениями осуществили «философия жизни» и феноменология («философия сущности»). Попытки осознать современность в экзистенциализме и новейшей метафизике бытия. Различия по методу сложнее скалькулировать, потому что философские школы все чаще используют все многообразие философских методик и приемов.

Несмотря на явную симпатию к гносеологической и эпистемологической проблематике, Бохенский не преуменьшает значения новых для Европы культурных и социальных феноменов, которые стали своеобразными нефилософскими детерминантами современного европейского мышления (пережитые ужасы первой и второй мировых войн страх одиночества, смерти, боли, социальный утопизм, коллективизм и братство человечества). По своей культурной и познавательной значимости первое место среди философских течений современности он отводит метафизике (новой онтологии) и экзистенциализму, второе философии жизни и феноменологии, третье - философии материи и четвертое - идеализму. В целом, главными характеристиками современного европейского знания Бохенский считает антипозитивистскую ориентацию, реализм (признание за человеческим мышлением способности постигать-познавать мир), плюрализм, актуализм (отрицание существования субстанции), персонализм (интерес к человеческой личности и индивидуальности).

Для нас весьма непривычны аргументы, которыми руководствуется Бохенский, характеризуя «философию материи». Выше уже говорилось, что это понятие служит ему для описания натуралистических, сциентистских и рационалистических концепций в европейской философии XX века. К ним он относит логический атомизм Б.Рассела, неопозитивизм и диалектический материализм. Пожалуй, именно эти страницы свидетельствуют о неприятии Бохенским как теологом сциентистской ориентации в философии. Его не устраивает «натуралистическая» трактовка человека как природного существа, так как она игнорирует существенное отличие человека (его духовность) от всех остальных живых существ: он не воспринимает естествознание в качестве непререкаемого интеллектуального авторитета и не согласен ограничить в духе позитивизма функций философию обобщением данных и методологий конкретно-научного знания. Бохенский не видит в аналитическом методе универсальной методологии рационального постижения мира. Эта неудовлетворенность материализмом и позитивизмом в их современных версиях не позволяет Бохенскому адекватно оценить смысл и значение многих понятий и дефиниций неопозитивистов, как раз и стремившихся уйти от натурализма в познании и определить границы научного и вненаучного знания и методов. Столь же бескомпромиссен Бохенский и в отношении диалектического материализма, рассматривая его как деформацию рационалистических и диалектических традиций философского знания, подмену философии псевдорелигией.

Как «философию идеи» Бохенский описывает доктрины английского, французского и итальянского неогегельянства и неокантианства. Отмечая, что современный идеализм немало сделал для осознания своеобразия духовных и идеальных феноменов, творческого содержания познания, несводимости духа к природе, сознания к бытию, Бохенский (не совсем справедливо) считает идеи Б.Кроче, Л.Брюнсвика, П.Наторпа, Г.Риккерта, Э.Кассирера отошедшим в прошлое достоянием философии XIX века.

Принципиально новым течением Бохенский признает «философию жизни» в её французском (А.Бергсон) и немецком (В.Дильтей) вариантах. Однако он указывает на параллели, существующие между прагматизмом и аргументами европейских философов, предлагает увидеть «американские корни» философии жизни. Можно поставить в упрек Бохенскому некоторую его натурализацию европейской традиции философии жизни. Это связано прежде всего с тем, что всеобъемлющей её доктриной он признает концепцию Бергсона. Но нельзя не согласиться с главными характеристиками этого направления: актуализм, стремление воспринять действительность органически, используя понятия биологической науки; иррационалистическое (интуитивное) восприятие и постижение практики, истории, познания; склонность к плюрализму и персонализму. Главной заслугой философии жизни Бохенский называет её оппозиционную по отношению к господствовавшим в XIX веке позитивизму и идеализму позицию. Философия жизни стала той интеллектуальной силой, которая расчистила дорогу новым направлениям европейской мысли, преодолевшим рационалистически-сци-ентистскую ориентацию и открывшим конкретную действительность как объект философского анализа и реконструкции. В силу непонимания масштабов господства позитивистского мировоззрения, считает Бохенский, нам трудно оценить заслуги и приоритеты философии жизни. Мы чаще замечаем её недостатки биологизаторские мотивы, Принижение рацио во имя чувственного постижения действительности. Но именно философия жизни предвосхитила главные аргументы экзистенциализма и новой метафизики9.

С понятием «философии сущности» Бохенский связывает феноменологические воззрения (прежде всего, М.Шелера и Э.Гуссерля). Феноменология возродила в философии проблематику интеллектуального постижения-созерцания. Но, тем не менее, считает Бохенский, она осталась философией, занимающей промежуточное положение между веком XIX и веком XX. Феноменологии не дано «постичь конкретное бытие: это не философия бытия, а философия сущности»10. В известной мере Бохенский недооценил искания Гуссерля, для него большее значение имеет феноменологическая трактовка человека, Шелером. Он не воспринял идею интерсубъективности знания, сводя интерсубъективность к объективности; не осознал значения учения об интенциональности.

Один из немногих, Бохенский подчеркнул кардинальное различие между экзистенциализмом - "пророческим призывом" к освобождению и спасению человека от гнета повседневности, как он присутствует в литературе и искусстве, и экзистенциализмом - сложной для понимания рафинированной системой философских суждений и понятий. Бохенский убежден: нельзя относить к экзистенциалистам М. де Унамуно, Ф.Достоевского, Р.М.Рильке; не были экзистенциалистами Августин и Паскаль. Философы экзистенциалисты - М.Хайдеггер, К.Ясперс, Г.Марсель, Ж.-П.Сартр принесли в философию новые психологические и феноменологические приемы анализа, впервые исследовали с их помощью ранее не интересовавшие философию сферы межличностного общения («событие», «бытие-для-другого» Хайдеггера, «Ты», «коммуникация» Ясперса и т.д.). Возникла новая философская проблематика. Появились новые возможности дистанцироваться от уходящих в прошлое установок позитивизма и идеализма. Экзистенциализм утвердил в философии приоритеты конкретного бытия, существования, мышления о «здесь» и «сейчас». Он создал новую версию онтологии. Но, по мнению Бохенского, экзистенциалистам не удалось подойти к пониманию бытия как такового. Их объективное всегда опосредовано субъектом, бытие ищется в непостижимом и невыразимом трансобъективном. Их философия - философия человеческого существования, т.е. философия бытования, но не бытия как такового. Это не столько философия, сколько «автобиография», род поэтического творчества, но не научного поиска. Поэтому даже в своих онтологических вариантах (Хайдеггер, Ясперс) он не удовлетворяет требованиям философского поиска - поиска бытия11. Эту задачу решает новая онтология, новая метафизика.

Метафизика для Бохенского - это высшая и современная форма рациональной философии. Соответственно, метафизические системы в философии XX века он рассматривает как прорыв к новому качеству философского исследования. Лучшими достижениями современной философии Бохенский называет положения новой метафизики и новой онтологии (учение о ступенях бытия, концепцию духа и его свободы, идею природы познания и пр.)12. Он обращает внимание читателей на единые истоки воззрении новых метафизиков и онтологов: неклассическую физику, схоластику, неокантианство Марбургской школы. Идея восприятия действительности в целом, поиск адекватно-истинного суждения о действительности как целостности Бохенский считает самыми конструктивными моментами современной европейской философии. Новые метафизические системы отличают эмпиризм (понимание опыта как основы философского анализа), интеллектуализм (акцент не на чувственный, а на интеллектуальный опыт), верность рациональным методам философского познания, онтологическая тенденция (в отличие от феноменологов они считают не явление, а сущность предметом философского поиска, т.е. бытийствующее в своей эссенциаль-ности и экзистенциальности); универсализм (признание структурированности, иерархичности бытия позволяет понять действительность в её соотнесённости с бытием; философия такого рода создает учения о первых принципах и основаниях бытия и мира); гуманизм (присутствие антропологической составляющей в этих концепциях). С точки зрения Бохенского, современная метафизика несет на себе печать нашего времени: это мышление, которое обращено к конкретному и человеческому бытию. В этом смысле она может характеризоваться как одна из «типичных форм выражения нашей эпохи»13. Эта философия - философия конкретного бытия и личности. Она не пренебрегает тем позитивным знанием, которое продуцируется сегодня наукой, искусством, религией, литературой. Всякое знание о мире современная метафизика воспринимает как доказательство и свидетельство многообразия бытия. В ней есть место и для человека. Таким образом, считает Бохенский, современная философия обрела новые идеалы, следуя которым она сможет ещё лучше служить человечеству.

С момента написания этой книги прошло 52 года. Сегодня европейская философия несет на себе печать культуры постмодерна. Игра, имитация, компиляция стали важными моментами философской рефлексии и саморефлексии. Но наряду с этими тенденциями прослеживается и другая: философия стремится выйти за рамки постмодернистского образа мира, человека, свободы; стремится к новому, рациональному и синтетическому знанию о бытии и человеке. Истоки этого синтеза современные исследователи ищут не в новой онтологии (и в этом Бохенский ошибался), а в воззрениях Гуссерля, Витгенштейна, Хайдеггера. Снова говорят о необходимости новой метафизики. И это свидетельствует о том, что Бохенский верно определил интенции философии XX века. Читая эту книгу, мы попытаемся вместе с умным и проницательным мыслителем сами пройти этот путь и увидеть главные особенности современной европейской философии.

Е.Л. Петренко



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современная европейская философия

    Реферат
    B. Критика науки. Г. Кризис математики и математическая логика. Д. Феноменологический метод. Е. Виталистический иррационализм. Ж.
  2. С. Л. Ивашевский современная западная философия учебное пособие

    Учебное пособие
    Тема современной западной философии является одной из важнейших в учебном курсе «Философия». В ней воссоздается картина эволюции и современного состояния европейской и американской философской мысли.
  3. Методические указания и задания для выполнения контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения Дисциплина: Философия

    Методические указания
    Философия – одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Она является методологической основой общественных и естественных наук, организации социальной жизни, в том числе и разработки теоретической
  4. Примерный план Мировоззрение, его структура и основные формы. Философия как специфическая форма мировоззрения

    Методические указания
    Ответ на первый вопрос следует начать с определения понятия мировоззрения, описания его общественно-исторического характера и структуры. Следует подробно охарактеризовать основные уровни мировоззрения: мироощущение, миропредставление,
  5. План Введение 3 I. Религиозная философия и феноменология в поисках «нового синтеза» философии и религии 8

    Документ
    В наши дни как никогда востребована гражданская позиция богословия, которая будучи позицией верующего разума призвана отвечать на вопросы секулярного общества о соотношении «церковного» и того, что находится вне этого опыта: отношений

Другие похожие документы..