Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
- Сонько С.П., кандидат географічних наук, доцент, завідувач кафедрою розміщення продуктивних сил Криворізького економічного інституту при КНЕУ (м. К...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Б202 Моделирование цифровых узлов. Лабораторные работы, курсовое и дипломное проектирование: методическое пособие / В.Н. Балашов; под ред. А.К. Поляк...полностью>>
'Программа'
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностя...полностью>>
'Документ'
Образовательные: познакомить с основными экономическими мероприятиями нэпа; разъяснить, что причиной перехода к нэпу является политическая, реальная ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория управления»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра Государственного и муниципального управления

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ комплекс

ПО дисциплине

«Теория управления»

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Санкт-Петербург

2007

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры 07 мая 2007 г., протокол № 8.

Одобрено учебно-методическим советом СЗАГС

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом СЗАГС

Учебно-методический комплекс подготовили:

ст.преп. Королькова Н.Д.

к.т.н., доц. Красников В.С.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория управления» подготовлен в соответствии с требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» ОПД.Ф.07 и включает учебно-тематический план курса, образовательную программу дисциплины, рекомендуемую литературу (основную и дополнительную), планы семинарских занятий, словарь терминов, контрольные вопросы, примеры тестовых заданий, а также методические рекомендации по изучению дисциплины.

Оглавление

Выписка из государственного стандарта 4

Цели и задачи курса 4

Виды занятий и методики обучения 5

Формы контроля 5

Учебно-тематический план 6

Программа дисциплины 8

Тема 1. Управление как организационная деятельность 10

Тема 2. Элементы общей теории систем 11

Тема 3. Методологические основы управления 12

Тема 4. Наука управления и ее развитие 14

Тема 5. Кибернетика как наука о сложных явлениях и объектах 15

Тема 6. Основные законы и принципы управления 16

Тема 7. Управление сложными организационными системами 18

Тема 8. Эффективность управления 19

Тема 9. Управляющая система и ее особенности (субъект управления) 20

Тема 10. Организация как объект управления 22

Тема 11. Процессы управления 23

Тема 12. Управление как информационный процесс 24

Тема 13. Управление как функциональная деятельность 26

Тема 14. Планирование как вид управленческой деятельности 27

Тема 15. Методы управления 28

Тема 16. Научные методы управления 30

Тема 17. Технологии управления и их особенности 31

Тема 18. Современные тенденции развития управления 33

Список рекомендуемой литературы 35

Основная литература 35

Дополнительная литература 36

Планы семинарских занятий 39

Семинар 1. Эволюция системных идей и исследований в управлении 39

Семинар 2. Методологические основы управления 41

Семинар 3. Основные законы и принципы управления 43

Семинар 4. Качество и эффективность системы управления 45

Семинар 5. Система управления: специфика субъекта и объекта управления 47

Семинар 6. Комплексная природа процесса управления и его основные

характеристики 49

Семинар 7. Основные функции управления 51

Семинар 8. Научные и эмпирические методы управления 52

Семинар 9. Современные технологии управления 55

Словарь терминов 57

Примерные темы курсовых работ 70

Контрольные вопросы к экзамену 74

Примеры тестовых заданий 78

Методические рекомендации по изучению дисциплины 79

Выписка из образовательного (государственного) стандарта

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Сущность и содержание теории управления; эволюция управленческой мысли; новая управленческая парадигма; теоретические основы менеджмента и его современное состояние; проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям. Цели и функции теории управления; функциональной разделение управленческого труда. Внутренняя и внешняя среда в управлении; организационные формы и структуры управления. Общенаучные методы теории управления; методы управленческого воздействия; методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента. Методология и организации процесса разработки управленческого решения; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий. Коммуникации в процессе управления; управление как процесс; решения в процессе управления; модели и методы принятия решений; ситуационный подход в процессе управления. Основы кадровой политики на предприятии; активизация человеческого ресурса; условия и факторы результативной работы менеджера; культура и стиль. Государственная служба, управление и этика; специфические требования к государственному аппарату и его работникам. Понятия, сущность и содержание эффективности менеджмента; затраты на управление; управление нововведениями и развитием теории управления. Системный подход; исследование систем управления и их проектирование.

Цели и задачи курса

Изучение курса «Теория управления» дает возможность овладеть основами знаний в области теории управления, эволюции управленческой мысли, теоретических основ менеджмента, современного состояния и основных направлений развития управления. В процессе освоения материала студенты получают теоретические знания, которые закрепляются на практических занятиях.

В прикладном плане курс ориентирован на развитие способностей и умения студентов и слушателей находить нестандартные решения типовых задач управления; самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования функциональной деятельности, организации управления, постановки и решения нестандартных задач. В процессе освоения материала студенты получают теоретические знания, которые закрепляются на практических занятиях.

В результате изучения данного курса студенты и слушатели должны:

- иметь представление о целях, задачах и предмете теории управления; функциональном разделении управленческого труда, об эволюции теоретических и практических управленческих знаний, внутренней и внешней среде в управлении; организационных формах и структурах управления; о фундаментальных положениях общей теории систем и кибернетики как методологической и теоретической основе управления;

- знать основополагающие законы и принципы управления, общенаучные и специфические методы теории управления; функции и процессы управления, методы управленческого воздействия; методы решения управленческих проблем и реализации функций управления, современные технологии управления и принятия решений, специфику адаптивного и ситуационного управления, принципы и основные положения стратегического управления;

- уметь анализировать данные и информацию о состоянии системы управления и проблемных ситуаций, оценивать возможные способы действий и разрабатывать альтернативные варианты управляющих воздействий, формулировать цели в рамках решения проблем и проблемных ситуаций, находить или разрабатывать способы достижения целей, организовывать работу по решению задач и достижению целей.

Виды занятий и методики обучения

Процесс изучения материалов дисциплины включает следующие виды занятий – лекции, практические (семинарские) занятия и самостоятельную работу обучаемых (студентов и слушателей).

Общий объем лекционного курса – 36 часов. На занятиях используются следующие технические средства обучения: кодоскоп, мультимедийный проектор.

Практические занятия, как правило, проводятся в форме семинаров в группах. Общий объем семинарских занятий – 36 часов. Используются следующие виды занятий: доклады, сообщения, дискуссии, деловые игры. На практических (семинарских) занятиях по дисциплине применяются разнообразные формы и методы обучения, включая: опрос (устный или письменный), дискуссии, ролевые и управленческие игры, круглые столы и т.п.

В соответствии с учебным планом для самостоятельной работы студентов и слушателей отводится - 72 часа.

Формы контроля

В процессе изучения дисциплины предусмотрены несколько форм контроля: оперативный, рубежный и итоговый.

Оперативный контроль предназначен для определения качества усвоения лекционного материала, проводится либо в письменной форме (письменный опрос, тестовые задания - Т), либо в устной (УО) – в конце лекционного занятия.

Рубежный контроль в соответствии с учебным планом предусмотрен в форме курсовой работы, а итоговый контроль - в форме экзамена.

Учебно-тематический план курса

п/п

ТЕМЫ

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

(час.)

Лекции (час.)

Практич. занятия (час.)

1

Управление как организационная деятельность

4

2

2

УО

2

Элементы общей теории систем

4

2

2

Т

3

Семинар 1. Эволюция системных идей и исследований в управлении

4

4

2

Текущий опрос

4

Методологические основы управления

4

2

2

Т

5

Наука управления, и ее развитие

4

2

2

УО

6

Семинар 2. Методологические основы управления

4

2

4

2

Текущий опрос

7

Кибернетика как наука о сложных явлениях и объектах

4

2

2

УО

8

Основные законы и принципы управления

4

2

2

Т

9

Семинар 3.

Основные законы и принципы управления

4

2

4

2

Текущий опрос

10

Управление сложными организационными системами

4

2

2

Т

11

Эффективность управления

4

2

2

УО

12

Семинар 4.

Качество и эффективность системы управления

4

4

2

Текущий опрос

13

Управляющая система и ее особенности

4

2

2

УО

14

Организация как объект управления

4

2

2

Т

15

Семинар 5.

Система управления: специфика субъекта и объекта управления

4

4

2

Текущий опрос

16

Процессы управления

4

2

2

Т

17

Управление как информационный процесс

4

2

2

Т

18

Семинар 6. Комплексная природа процесса управления и его основные характеристики

4

4

2

Текущий опрос

19

Управление как функциональная деятельность

4

2

2

Т

20

Планирование как вид управленческой деятельности

4

2

2

Т

21

Семинар 7. Основные функции управления

4

4

2

Текущий опрос

22

Методы управления

4

2

2

Т

23

Научные методы управления

4

2

2

УО

24

Семинар 8.

Научные и эмпирические методы управления

4

4

2

Текущий опрос

25

Технологии управления и их особенности

4

2

2

Т

26

Современные тенденции развития управления

4

2

2

УО

27

Семинар 9. Современные Технологии управления

4

4

2

Текущий опрос

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ

Курсовая работа

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Экзамен

ИТОГО

144

36

36

72

Программа дисциплины

Введение

Программа изучаемой дисциплины раскрывает методологические, теоретические и прикладные вопросы управления; историю развития и становления идей управления; основные научные школы, внесшие существенный вклад в развитие управления и в систему знаний науки управления. Обращается внимание на то, что такие фундаментальные научные направления как общая теория систем и кибернетика оказали наибольшее влияние на развитие управления, на профессионализацию и технологизацию управления и управленческих знаний, формирование науки управления как области комплексных междисциплинарных исследований. Подчеркивается, что управление является одним из основных видов деятельности человека.

Актуальность изучения теории управления в современных условиях обусловлена тем, что существенной стороной действительности как проблемы нашего времени является сложность. Современная организация представляет собой сложную открытую, динамическую, стохастическую систему с трудно прогнозируемыми исходами при переходе из одного состояния в другое и имеющую набор взаимосвязанных целей. Отмечается принципиальная неустойчивость сложной системы как следствие ее внутреннего разнообразия, огромного числа взаимосвязей. Поэтому порядок и организация выступают как средство против деструкции, разрушения системы под воздействием внутренних, негативных процессов и возмущающих, т.е. дестабилизирующих, внешних факторов. Управление рассматривается как антиэнтропийный процесс, противодействующий дезорганизации, росту энтропии. Отмечается, что кибернетика представляет собой науку, предназначенную для исследования больших и сложных систем вероятностного характера, таких как системы организационного управления. Ключевыми понятиями кибернетики являются управление, информация и обратная связь. В понятиях «управление», «информация» и «обратная связь» можно описывать множество различных процессов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория управления» вид дисциплины общий курс специальность «Государственное и муниципальное управление»

    Учебно-методический комплекс
    Сущность и содержание теории управления; эволюция управленческой мысли; новая управленческая парадигма; теоретические основы менеджмента и его современное состояние; проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория управления» Специальность: 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно – методический комплекс по дисциплине «Теория управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление».
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Теория систем и системный анализ" для специальности 220400  Управление в технических системах Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 220400  Управление в технических системах утвержденного
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и практика коммуникации»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика коммуникации» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов,
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «оценка управление трудовыми ресурсами» Для специальности: 050908 «Оценка»

    Учебно-методический комплекс
    Изложенный теоретический материал в виде тезисов лекций по основным разделам дисциплины облегчает восприятие, позволяет детализировано изучить методологию применения статистических методов: группировок, анализа абсолютных, относительных,

Другие похожие документы..