Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Во-первых, буддийская философия никогда не была чисто умозрительной дисциплиной, направленной на поиск истины, ценной как таковой. Буддийская философи...полностью>>
'Статья'
(об ответственности за административные правонарушения против порядка управления, предусмотренные ст.19.15, ст.19.16 и ст.20.25 Кодекса Российской Фе...полностью>>
'Программа'
9.00 - 9.30 Регистрация участников9.30 - 10.00 Открытие семинара10.00 - 11.00 Современные аспекты концепции исследования качества жизни в медицине (ле...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «__1__» __октября 2010 г. в__14__ часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д.212.198.03 (историческ...полностью>>

Институт семьи в современной россии: социально-философский анализ

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

На правах рукописи

ТОРОПЫГИНА МАЙЯ ВИКТОРОВНА

ИНСТИТУТ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук

Москва – 2011

Работа выполнена на кафедре философии и психологии Московского государственного технического университета «МАМИ»

Научный руководитель: доктор философских наук,

кандидат психологических наук, профессор

Ивлева Марина Левенбертовна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Чистякова Ольга Васильевна

доктор философских наук, профессор

Антюшин Сергей Сергеевич

Ведущая организация: Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

Защита состоится 17 февраля 2011 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д.212.141.12 по философским наукам при Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана по адресу: 105005, Москва, Рубцовская набережная, д. 2/18, УЛК, ауд. 720.

С диссертацией можно ознакомиться в Научно-технической библиотеке МГТУ им. Н.Э. Баумана: 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5.

Автореферат разослан 14 января 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент Власов С.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Динамичные преобразования российского общества в условиях утверждения техногенной цивилизации и догоняющей модернизации влекут за собой трансформацию всех сфер его функционирования и трансформацию всех без исключения социальных институтов, в том числе и трансформацию социального института семьи. При этом возникают определенные трудности выбора оптимальной модели семьи, как для каждого человека, так и для государства и общества в целом; а также поиском теоретических оснований новой мировоззренческой парадигмы, в которую анализ семьи как социального института не может быть не включен.

Семья как институт представляет значительный интерес для социально-философского исследования, поскольку с одной стороны она обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, а, с другой стороны, выступает как то социальное пространство, в котором происходит личностное становление человека. Процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур в современную эпоху, расширение информационного поля социально-философского знания актуализирует проблему изучения института современной российской семьи, определения её сущностных характеристик, роли и значения в жизни каждого человека и социума. Для адекватной дескрипции имманентных характеристик семьи представляется необходимым не только осмысление её роли и значения в различных культурно-исторических парадигмах, но и теоретический анализ процесса становления содержания и функций социального института семьи.

В современную эпоху в нашей стране и во всём мире, семья и как социальный институт и как малая социальная группа, проходит серьёзную проверку на прочность. Причем проверку эту проводит над ней само общество. Однако, несмотря на все трудности, которые преследуют её в последние десятилетия, она живет и продолжает исполнять присущие ей функции. Ослабление семьи – совсем не в интересах общества, вследствие этого необходимо оказывать действительную государственную поддержку этому важнейшему социальному институту, без которой социум не сможет нормально существовать и функционировать.

Проблемы семьи и связанные с ними демографические проблемы находятся в настоящее время в центре внимания науки и общества. Это связано, в первую очередь, с кризисом самого института семьи. В последнее время в структуре современной российской семьи происходят существенные трансформации: уменьшается количество детей, сокращаются ее размеры, значимость родственников теряет свое значение. Усугубляют ситуацию тенденции к разрушению нравственных устоев семьи, утрате жизненно важных человеческих ценностей, ослаблению социально-психологического эффекта семейной коммуникации. Данные обстоятельства не могут не беспокоить гражданское общество и государство, поскольку они направлены не на сплочение семьи, а на ее разобщение и разрушение. В совокупности это может приводить к антисоциальному поведению, наркомании и алкоголизму, росту детской преступности и безнадзорности, социальному сиротству, разнообразного рода враждебности на национальной основе… В этой ситуации необходимы не только социологические, психологические, педагогические и другие специальные исследования по проблеме семьи, но требуется и глубокий обобщенный социально-философский анализ данной проблемы.

В силу этого предпринимается попытка создать обобщенную и междисциплинарную науку о семье - фамилистику, которая в настоящее время находится в стадии концептуального становления.

Этими обстоятельствами в значительной степени обуславливается стремление осуществить в рамках данной работы социально-философское исследование института российской семьи.

Исследование данного феномена предоставит ученым и практикам ценную информацию о состоянии современной российской семьи и тенденциях ее трансформации, а также пополнит банк данных, необходимых для совершенствования государственной семейной политики в Российской Федерации и эффективности деятельности органов, ответственных за эту политику.

Степень разработанности проблемы

Проблемы семьи и брака интересовали как классиков мировой философской мысли, так и продолжают интересовать современных философов, социологов, психологов и других исследователей, занимающихся разработкой этих проблем. Практически у любого мыслителя, учёного, общественного деятеля можно обнаружить ту или иную позицию по данным проблемам.

Институт семьи и семейно-брачные отношения с глубокой древности становятся предметом специального изучения философов и учёных.

Специфика института семьи, генезис и эволюция семьи и брачно-семейных отношений исследуется такими выдающимися философами прошлого, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Ж-Ж. Руссо, Д. Юм, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Спенсер и другие. В середине и второй половине ХIХ века семья выступает в качестве объекта специального научного исследования в трудах таких выдающихся учёных как И. Баховен, Дж. Мак-Леннан, Л. Морган, Э. Дюркгейм, Ф. Ле Пле и целый ряд других.

В ХХ веке институт семьи становится объектом изучения социологической и психологической науки. Он анализируется такими зарубежными исследователями как Э. Берджесс, Э. Вестермарк, Э. Гидденс, У. Джемс, К. Дэвис, М. Кастельс, Б. Малиновский, М. Мид, Дж. Мэрдок, Р. Мертон, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, Ф. Ле Пле, Н. Смелзер, А. Тоффлер, З. Фрейд, Р. Хилл, К. Циммерман, Я. Щепаньский, К. Юнг и другие авторы. Вместе с этим, институт семьи продолжает исследоваться в ХХ веке такими зарубежными философами как М. Бубер, Б. Рассел, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, Э. Фромм, М. Фуко, К. Ясперс и многими другими мыслителями.

Российские философы и ученые серьёзно занимаются изучением института семьи. Значительные заслуги в изучении семьи в ХIХ - начале ХХ века принадлежат таким мыслителям как Н.А. Бердяев, А.И. Герцен, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А.Флоренский, С.Л. Франк, которые изучают семью в соответствии с традициями русского народа. Русские социологи, этнографы, историки, педагоги, этого периода Д.В. Дубакин, В.О. Ключевский, М.М. Ковалевский, М.О. Косвен, Н.К. Михайловский, Ю.И. Семёнов, П.А. Сорокин, С.П. Толстов, К.Д.Ушинский Г.Ф. Шершеневич и другие придают большое значение исследованию института семьи, и, прежде всего, российской.

В настоящее время предметом пристального внимания отечественных социологов, демографов, психологов, философов является развитие и стабильность института семьи и форм семейно-брачных отношений. Современная российская фамилистика представлена фундаментальными работами таких авторов, как А.И. Антонов, В.Н. Архангельский, Л.А. Андреева, И.В. Бестужев-Лада, В.А. Борисов, Э. К. Васильева, Н.С. Верба, А.Г. Волков, И.А. Герасимова, С.И. Голод, Т.А. Гурко, И.С. Кон, М.С. Мацковский, В.М. Медков, Л.И. Савинов, А.Б. Синельников, Б.Ц. Урланис, Н.Д. Шимин, А.Г. Харчев, Е.И. Холостова, З.А. Янкова и многие другие.

Исторические и культурологические исследования в области семейно-брачных отношений содержатся в трудах Ю.В. Андреева, А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, Ю. Л. Бессмертного, Л.С. Васильева, В.А. Головиной, Л.Н. Гумилева, А.Я. Гуревича, И.Е. Забелина и других авторов.

Проблемы разработки и совершенствования государственной семейной политики в Российской Федерации разрабатывались в научных исследованиях С.В. Дармодехина, Г. И. Климантовой и др..

Объектом исследования является семья как социальный институт.

Предметом диссертационного исследования являются основные трансформации института семьи в современном российском обществе.

Выбор данного объекта и предмета исследования определяется той значимой ролью, которую играет семья в жизни общества и каждого человека.

Цель данного диссертационного исследования - посредством социально-философского анализа теоретико-методологических основ изучения семьи выявить сущность институциональных трансформаций семьи в современном российском обществе.

В соответствии с целью диссертационного исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи:

  1. Исследовать теоретико-методологические основы изучения семьи как социокультурного феномена.

  2. Осуществить социально-философский анализ генезиса и эволюции семьи как социального института.

  3. Изучить институт семьи и формы семейно-брачных отношений в современном мире.

  4. Исследовать трансформацию сущностных характеристик института российской семьи.

5. Изучить основные проблемы, особенности и тенденции трансформации института семьи в современном российском обществе в контексте модернизации и глобализации.

6. Провести социально-философский анализ государственной семейной политики в Российской Федерации.

Теоретико-методологические основы исследования составляют труды классиков мировой социально-философской мысли, положения и концепции, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных философов, социологов, политологов, психологов. В работе используются принципы всеобщей взаимосвязи и развития, междисциплинарности, объективности, историзма, детерминизма, общенаучные и философские методы познания, системный подход, компаративный, историко-философский, социально-философский и структурно-функциональный анализ.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. В результате историко-философского осмысления проблемы семьи и семейно-брачных отношений выделены и проанализированы важнейшие этапы развития социально-философских, социологических и социально-психологических концепций семьи. Внутри ряда из этих этапов выявлены и детально исследованы различные концептуальные подходы к изучению семьи, в том числе различные концептуальные подходы к изучению семьи, предложенные российскими философами и учёными, обратившимися к анализу социального института семьи и семейно-брачных отношений.

  2. Установлены и проанализированы важнейшие этапы эволюции института семьи в истории России.

  3. Обосновано, что на протяжении последнего столетия во всём мире традиционный тип семьи постепенно сменяется модернизированным типом семьи, а традиционные формы семейно-брачных отношений сменяются формами, альтернативными традиционным формам семейно-брачных отношений.

  4. Установлено, что в результате процесса трансформации института российской семьи под влиянием различных исторических, культурных, социально-политических, экономических, правовых и идеологических факторов видоизменяется сущность семьи, её предназначение, роль в жизни индивида, общества и государства.

  5. Выявлены сущность и особенности трансформационных процессов в современном российском обществе, а также основные проблемы, специфика и тенденции трансформации института современной российской семьи, которые указывают на процесс разрушения её функциональной значимости и перманентный кризис семьи в современном российском обществе.

  6. Изучена сущность и содержание российской государственной семейной политики в России; определены ее основные принципы, цели и направления; исследованы особенности государственной политики в сфере семьи и брака в Российской Федерации. Обосновано, что стратегической целью государственной семейной политики в России является укрепление семьи как социального института.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Семья представляет собой сложный и вместе с тем целостный социокультурный феномен, который можно определить как социальный институт и малую социальную группу одновременно. Она занимает значительное место в системе социальных отношений, социальной структуре общества, играет важную роль в жизни социума, находится в теснейшей взаимосвязи с обществом и государством. Индивиды, входящие в состав семьи, связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и ценностей, эмоциональными связями, моральными и правовыми обязательствами по отношению друг к другу.

  2. Концептуальные подходы к изучению семьи, которые имели место в истории философской, социологической и социально-психологической мысли, проходят в своём развитии следующие этапы: 1) традиционный; 2) классический сциентистский; 3) неклассический сциентистский; 4) постнеклассический сциентистский (современный). Внутри каждого из этих этапов существовали различные, конкурирующие между собой, концептуальные подходы к изучению семьи.

  3. Социальный институт семьи эволюционирует от ранних форм регулирования брачных отношений между полами, таких как промискуитет и материнско-групповая форма семейно-брачных отношений к моногамной семье. Социальный институт семьи в истории России эволюционирует от языческой семьи к институту современной российской семьи.

  4. На протяжении XX столетия во всём мире традиционный тип семьи постепенно заменяется модернизированным типом семьи, а наряду с традиционными формами семейно-брачных отношений формируются и закрепляются в семейно-брачном поведении формы отношений, альтернативные традиционным формам семейно-брачных отношений. К числу наиболее распространённых альтернативных форм семейно-брачных отношений на рубеже тысячелетий относятся одиночество, незарегистрированное сожительство, сознательно бездетный брак, внебрачные сексуальные связи, свингерство, гомосексуальность, групповой брак. В результате современные семейно-брачные отношения оказываются представленными одновременным существованием и развитием моногамных и немоногамных моделей семейно-брачного поведения и семейно-брачных отношений, традиционных и альтернативных традиционным семейных стилей.

  5. Социальный институт семьи в современном мире переживает глубокий и устойчивый кризис, который характерен как для развитых стран, так и для стран, в последние десятилетия вставших на путь социально-экономических реформ, в том числе и для России. В настоящее время институт российской семьи проходит сложный процесс трансформации, обусловленный, с одной стороны, кризисным состоянием российского общества рубежа тысячелетий, а, с другой стороны, глобальным процессом перехода от традиционной семьи к семье модернизированной.

6. В результате процесса трансформации института российской семьи под влиянием интегрированного комплекса исторических, культурных, социально-политических, экономических, идеологических и правовых факторов видоизменяется сущность института российской семьи, её предназначение, роль в жизни индивида, общества и государства. В результате воздействия вышеуказанных факторов в последние два десятилетия в России происходит переход от советского типа семьи, в котором семья рассматривалась как ячейка общества, функционирующая для удовлетворения общественных потребностей по воспроизводству рабочей силы, к современному типу семьи. Этот тип семьи ориентируется, прежде всего, на самореализацию и новые возможности для самовыражения индивидов.

7. Важнейшими признаками трансформации института российской семьи являются следующие признаки: уменьшение числа браков, вступление в брак индивидов в более позднем возрасте, увеличение числа нерегистрируемых браков, снижение рождаемости, преобладание числа внебрачных детей. К признакам трансформации семьи относятся также тенденция рождения первенцев в более позднем возрасте, увеличение числа внебрачных детей, увеличение числа разводов, рост «гражданских браков», высокая смертность и ряд других. В настоящее время российской семье присущ ряд социально-структурных характеристик, которые превращают её по преимуществу в семью нуклеарную, малодетную, с элементами патриархальности, с одной стороны, и наличием форм семейно-брачных отношений, альтернативных традиционным формам, с другой стороны.

8. Стратегической целью государственной семейной политики в Российской Федерации должно стать укрепление семьи как социального института. Данная цель более полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности от интересов индивидов-одиночек к интересам людей, живущих в семье. Реализация стратегической цели государственной семейной политики - укрепление семьи с несколькими детьми - предполагает, что в меняющихся социально-экономических и политических условиях деятельность государства должна быть тесно скоординирована в рамках согласованной и общепринятой стратегии.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Результаты диссертационного исследования могут быть применены в практической деятельности законотворческих органов, в корректировке норм законодательства о браке и семье, интерпретации его основных понятий, в том числе понятия «семья».

Результаты комплексного и системного изучения трансформации института российской семьи, полученные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при решении актуальных проблем современной семьи. Кроме того, их можно использовать для проведения обоснованной государственной семейной политики, в том числе дифференцированного подхода к разным типам семей, а также для совершенствования механизмов реализации государственной политики в брачно-семейной сфере.

Основные положения диссертации могут помочь в процессе адаптации современной нормативной модели семьи к реалиям трансформирующегося российского общества и совершенствовании концепции государственной семейной политики. Теоретико-методологические положения и выводы диссертации могут быть использованы при разработке специальных социальных программ, ориентированных на решение практических проблем современных институтов брака и семьи.

Институциональные трансформации, происходящие с семьей в условиях современного российского общества, являются предметом дискуссий среди учёных различных отраслей науки, поэтому результаты диссертации могут послужить основой для дальнейших исследований по проблемам семьи и специфики ее изучения в рамках социальной философии, а также социологии и социальной психологии.

Выводы и основные положения диссертационного исследования могут использоваться в учебных программах по подготовке молодежи к заключению брака и созданию семьи, при подготовке и в процессе преподавания вузовских курсов и спецкурсов по социальной философии, социологии семьи, социальной работе и других курсов, включающих тематику брака и семьи.

Достоверность диссертационного исследования определяется опорой на работы таких зарубежных авторов, занимавшихся исследованием семьи, как Э. Гидденс, У. Джемс, К. Дэвис, М. Кастельс, М. Мид, Дж. Мэрдок, Р. Мертон, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, Ф. Ле Пле, Н. Смелзер, А. Тоффлер, З. Фрейд, К. Циммерман, Я. Щепаньский, К. Ю. Хабермас. К числу базовых источников следует отнести работы советских и российских философов и социологов, создавших оригинальные концепции семьи А.И. Антонова, В.Н. Архангельского, Л.А. Андреева, И.В. Бестужева-Лада, С.И. Голода, Т.А. Гурко, И.С. Кона, М.С. Мацковского, Л.И. Савинова, Б.Ц. Урланиса, А.Г. Харчева.

Источниковая база диссертации включает также данные Госкомстата РФ, современные исследования отечественных авторов, посвящённые социологическому анализу института семьи в современной России, в особенности, представленные в таблицах во втором параграфе второй главы.

Апробация работы

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и психологии МГТУ МАМИ.

Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора и выступлениях на конференциях и семинарах различного уровня, среди которых: 5-ая Международная научно-методическая конференция «Непрерывное профессиональное образование в автотракторостроении» (Москва, МГТУ «МАМИ», 2009г.); Межведомственный семинар, проведенный Департаментом семейной и молодежной политики г. Зеленограда, «Семья – вчера, сегодня, завтра. Проблемы и перспективы» (Москва – Зеленоград, 2008г.).

Основные результаты исследования изложены в 3 публикациях автора, общим объемом 1,1 п.л., из них в журналах по перечню ВАК – 2.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения и библиографического списка. Объем диссертации составляет 206 страниц. Библиографический список включает 226 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность социально-философского исследования семьи; характеризуется степень разработанности проблемы; формулируются цель и задачи работы; обозначаются объект и предмет исследования; определяется научная новизна результатов диссертационного исследования; указывается теоретическая и методологическая основа диссертации; формулируются положения, выносимые на защиту; представляется теоретическая и практическая значимость исследования и степень апробации работы.

Первая глава «Семья как объект социально-философского исследования» состоит из трёх параграфов. В этой главе осуществляется анализ важнейших теоретико-методологических подходов к изучению семьи как социального института и процесса трансформации этого института; изучаются наиболее значимые социально-философские, социологические и социально-психологические концепции семьи; проводится социально-философская реконструкция генезиса и эволюции социального института семьи, в том числе в России. Кроме того, в главе проводится социально-философское исследование института семьи и форм семейно-брачных отношений в современном мире, а также определяются основные тенденции трансформации современной семьи.

Первый параграф первой главы диссертационного исследования «Теоретико-методологические основы изучения семьи как социокультурного феномена» посвящен исследованию важнейших концептуальных подходов к изучению семьи, имевших место в истории философской, а также отчасти социологической и социально-психологической мысли.

В данном параграфе в результате историко-философского осмысления проблемы семьи и исследования форм семейно-брачных отношений выделяются и анализируются важнейшие этапы генезиса и эволюции концепций семьи. К числу этих этапов относятся: 1) традиционный; 2) классический сциентистский; 3) неклассический сциентистский; 4) постнеклассический сциентистский (современный). Внутри каждого из этих этапов дифференцируются различные концептуальные подходы к изучению семьи.

Первый этап в развитии концепций семьи, именуемый в диссертации традиционным этапом, охватывает значительный временной отрезок с V века до нашей эры и вплоть до середины ХIХ века. Все исследуемые на первом этапе концепции семьи являются социально-философскими, и поэтому данный этап в развитии концепций семьи называется в работе традиционным этапом в развитии социально-философских концепций семьи. На данном этапе доминирует такой концептуальный подход к изучению семьи, который с определённой долей условности можно назвать метафизическим подходом. Характерной особенностью первого этапа и господствующего на этом этапе концептуального подхода к изучению семьи является абстрактно-умозрительное рассмотрение в качестве исходной «клеточки» общества патриархальной семьи, из которой, как считает большинство представителей данного подхода, общество вырастает. В параграфе осуществляется анализ целого ряда социально-философских концепций семьи, относящихся к метафизическому подходу - концепций семьи Сократа, Платона, Аристотеля и ряда других мыслителей от античности и до Нового времени.

На последующих этапах в развитии концепций семьи начинают доминировать конкретно научные концепции семьи, прежде всего, социологические и отчасти психологические. Именно поэтому и соответствующие этапы в развитии концепций семьи получают в работе название сциентистских этапов.

Второй этап в развитии социально-философских концепций семьи в диссертационном исследовании получает название классического сциентистского этапа. Этот этап начинается в середине ХIХ века и завершается к концу 20-х годов ХХ века. Классический сциентистский этап характеризуется формированием и развитием нескольких конкурирующих между собой концептуальных подходов к изучению семьи, базирующихся на достижениях науки этого времени, - эволюционного, эмпирического (прикладного) и функционального подходов. В диссертации осуществляется анализ каждого из подходов, относящихся к классическому сциентистскому этапу в развитии социально-философских концепций семьи.

Третий этап в развитии социально-философских концепций семьи, выделяемый в работе в качестве самостоятельного, - неклассический сциентистский - охватывает временной интервал второй и третьей четверти ХХ века. Данный этап отличается от предшествующего этапа как отказом от некоторых основополагающих идей концептуальных подходов, характерных для классического сциентистского подхода в развитии социально-философских концепций семьи, так и радикальным переосмыслением ряда других идей этих подходов. На неклассическом сциентистском этапе оформляется значительное количество новых и модифицируется прежних концептуальных подходов к изучению семьи. В параграфе исследуются важнейшие концептуальные подходы неклассического сциентистского этапа в развитии социально-философских концепций семьи: социально-психологический подход; структурно-функциональный подход, развивавший и модифицировавший идеи классического функционального подхода; институционально-исторический подход, как своеобразное продолжение классического эволюционного подхода и целый ряд других.

Наконец, завершающий четвёртый этап в развитии социально-философских концепций семьи в диссертации именуется современным этапом. Он начинается на рубеже третьей и четвёртой четверти ХХ века и продолжается до настоящего времени. Современный этап характеризуется множеством различных концептуальных подходов к изучению семьи.

В параграфе исследуются также различные концептуальные подходы к изучению семьи, предложенные российскими философами и учёными, осуществлявшими анализ социального института семьи и форм семейно-брачных отношений. Отмечается, что результаты, полученные в рамках большинства из этих концептуальных подходов, находятся на уровне лучших достижений мировой философской, социологической и психологической мысли. Вместе с тем, российские исследователи, внесшие заметный вклад в изучении семьи, как устанавливается в диссертации, отличаются своими особыми концептуальными подходами к этой теме и полученными в ходе проводимых исследований результатами.

Во втором параграфе первой главы работы «Генезис и эволюция семьи как социального института» осуществляется анализ формирования и развития социального института семьи в истории человечества и в особенности становление и развитие его в российской истории. Институт семьи проходит длительную эволюцию от простейших форм, которые решают задачу воспроизводства человека как биологического вида, до присущих современной семье многообразных форм.

В диссертации изучается исторический путь эволюции социального института семьи и трансформации форм семейно-брачных отношений, который теснейшим образом связан с трансформацией присущих им семейных ценностей. В качестве ведущей принимается идея о том, что на каждом историческом этапе социуму соответствует свой тип семьи и семейных ценностей. На протяжении всего своего существования институт семьи реализует именно те ценности, ради которых семья существует.

В качестве важнейших этапов генезиса и эволюции института семьи в работе выделяются следующие этапы: 1) этап ранних форм регулирования брачных отношений между полами: а) этап промискуитета; б) этап материнско-групповой формы семейно-брачных отношений; 2) этап дуально-родового брака и экзогамной формы семейно-брачных отношений; 3) этап парной семьи; 4) этап моногамной семьи. В параграфе осуществляется анализ каждого из этапов.

В диссертации обосновывается положение о том, что на протяжении всей эволюции института семьи происходит перманентная трансформация форм семьи и брака по таким параметрам как распределение власти, выбор партнёров, местожительства, по происхождению и способу наследования имущества.

В работе осуществляется компаративный анализ двух наиболее распространённых концептуальных подходов к изучению трансформации семьи в историческом процессе - эволюционного и функционального подходов. Согласно первому подходу институт семьи в ходе истории перманентно трансформируется и проходит в своём развитии последовательно ряд стадий. Эволюционный подход опровергает характерный для традиционного этапа в развитии социально-философских концепций семьи метафизический подход, который усматривает в качестве исходной «клеточки» социума патриархальную семью, из которой вырастает общество.

Функциональный подход к изучению семьи в историческом процессе считает, что важнейшей закономерностью трансформации семьи в исторической ретроспективе является усвоение культурных норм и ценностей. Сторонники функционального подхода в частности отмечают, что характерной чертой патриархальной семьи становится освящение брака религиозными обрядами.

В работе в результате социально-философского осмысления эволюции социального института семьи в истории России выявляются и детально исследуются наиболее значительные этапы этой эволюции: 1) этап языческой семьи; 2) этап христианской православной семьи; 3) этап института семьи в России в ХVIII - начале ХХ веков; 4) этап институт семьи в Советской России (этап советской семьи); 5) этап института современной российской семьи.

В диссертации исследуется правовая регламентация семейно-брачных отношений в рамках доминировавшего в период до начала XX века в большинстве европейских государств, и в особенности в России, канонического (церковного права), а также изучается место и роль религиозных обрядов (в первую очередь, христианского обряда венчания) на семейно-брачные отношения.

В завершении параграфа делается вывод о том, что происходила перманентная трансформация института семьи и форм семейно-брачных отношений, как в истории человечества, так и в истории России, под влиянием интегрированной совокупности экономических, исторических, культурных и иных факторов. К числу таких факторов относятся: воздействие внешней окружающей среды, влияние хозяйственной и производственной жизни, развитие социума и социальных отношений, формирование и развитие частной собственности, трансформация норм и ценностей, освящение брака религиозными обрядами и множество других.

Третий параграф первой главы диссертации «Институт семьи и семейно-брачные отношения в современном мире» посвящён изучению трансформации социального института семьи и форм семейно-брачных отношений в условиях перманентных социокультурных и экономических трансформаций современного мирового сообщества в последние десятилетия ХХ - начале ХХI века.

В параграфе обосновывается идея о том, что в течение последних десятилетий практически во всём мире традиционный тип семьи, которому присуще подчинение женщины и доминирование мужчины, нерегулируемая рождаемость, а также включение нескольких поколений в структуру семьи, постепенно начинает сменяться модернизированным (по преимуществу эгалитарным) типом семьи. Кроме того, в этот период наряду с традиционными формами семейно-брачных отношений формируются и закрепляются в семейно-брачном поведении формы отношений, альтернативные традиционным формам семейно-брачных отношений.

В работе устанавливается, что в условиях коренных трансформаций института семьи и форм семейно-брачных отношений в современном обществе в отечественной и зарубежной фамилистике формируются две концепции трансформации семьи в современном мире - кризисная концепция и эволюционная концепция. В параграфе осуществляется компаративный анализ этих двух теоретико-методологических подходов в исследовании современного состояния института семьи и тенденций трансформации семейно-брачных отношений в современном мире.

Кризисная концепция моногамной семьи («парадигма кризиса») рассматривает многообразие форм семейной организации в современную эпоху как важнейший признак общего и окончательного кризиса семьи как социального института, и в мировом масштабе, и в масштабе России. Данная концепция делает преимущественно акцент на следующих тенденциях развития современной семьи: распаде её нуклеарного ядра; потере традиционного количественного минимума членов семьи, исчезновении традиционных семейных отношений. Российские представители кризисной концепции обращают пристальное внимание на глубокие социально-политические и экономические трансформации, произошедшие при переходе стран социалистического содружества к рыночной экономике, которые привели к «революции нравов» и общему кризису социального института семьи.

Представители эволюционной концепции трансформации семьи в рамках процесса модернизации («парадигмы модернизации») усматривают сущность произошедших с институтом семьи перемен во вступлении в последние десятилетия ХХ века большинства стран мира, в том числе бывших социалистических стран, включая Россию, во второй демографический переход. При этом переходе ведущим типом семьи, по мнению представителей модернизаторской концепции трансформации семьи, становится материнская семья, за ней следует неполная, однодетная, бездетная и другие альтернативные традиционным формы семейно-брачных отношений. Данная концепция рассматривает семью не как исчезающий, а как трансформирующийся социокультурный феномен, который в настоящее время имеет разнообразнейшие формы своей организации.

В параграфе отмечается, что при анализе современной семьи как малой социальной группы в фамилистике, изучая структурные трансформации, присущие семье, исследователи делают акцент на смещении ценностей в сторону автономности, независимости и уединённости. Динамика эволюции семьи как малой социальной группы за последнее столетие, как в мире в целом, так и в России в частности, предстаёт как сменяющие друг друга типы семьи в следующем виде: 1) патриархальная семья; 2) современная, в центре которой находятся дети; 3) постсовременная семья (супружеский союз).

В диссертации детально исследуется переход от традиционных форм семейно-брачных отношений, к числу которых относятся законные семейные отношения; семейные отношения с наличием и желанием иметь детей; стабильные отношения; семейные отношения с установкой на главенство мужчины; отношения с сексуальной верностью партнёров, гетеросексуальные отношения и диадичные семейные отношения, к нетрадиционным формам семейно-брачных отношений. В качестве альтернативных к вышеуказанным традиционным формам семейно-брачных отношений в параграфе детально анализируются такие нетрадиционные формы семейно-брачных отношений как одиночество и незарегистрированное сожительство, сознательно бездетный брак, повторный брак, открытый брак, внебрачные сексуальные связи и свингерство, гомосексуальность, групповой брак.

В работе подчеркивается роль правовой регистрации семьи на ее прочность, которая в России в настоящее время осуществляется посредством регистрации брака в ЗАГСе. Вместе с тем устанавливается, что в современном мире проявляется ярко выраженная тенденция на снижение значения, как для мужчин, так и для женщин правовой регистрация семьи. В диссертации изучается также опыт ряда зарубежных государств по заключению так называемых брачных контрактов.

В заключение параграфа отмечается, что социальный институт семьи в современном мире переживает глубокий и устойчивый кризис, который характерен как для развитых стран, так и для стран, вставших на путь социально-экономических реформ в последние два десятилетия, в том числе и для России. Кроме того, современные семейно-брачные отношения представлены одновременным существованием и развитием моногамных и немоногамных моделей семейно-брачного поведения и семейно-брачных отношений, традиционных и альтернативных традиционным семейных стилей.

Вторая глава работы «Трансформация института семьи в современном российском обществе» включает три параграфа. В ней исследуется институт российской семьи в условиях трансформации общественного строя под влиянием различных культурно-исторических, социально-политических и экономических условий; изучаются основные проблемы, особенности и тенденции развития института семьи в современном российском социуме; осуществляется социально-философский анализ сущности и содержания государственной семейной политики, определяются ее основные принципы, цели и направления, изучаются основные этапы в развитии и особенности государственной семейной политики в Российской Федерации, а также её значение в укреплении института семьи в Российской Федерации.

В первом параграфе второй главы «Институт российской семьи в условиях трансформации общественного строя» изучаются сущностные характеристики процесса трансформации института семьи в современном российском обществе под влиянием интегрированного комплекса исторических, культурных, социально-политических, экономических, идеологических и других факторов.

В рамках социально-философского анализа трансформации института современной российской семьи во второй главе выявляются и детально изучаются три наиболее существенных блока проблем. Они связаны, во-первых, с исследованием института российской семьи в условиях трансформации общественного строя; во-вторых, с изучением проблем, специфики и тенденций трансформации института семьи в современном российском обществе; в-третьих, с анализом государственной семейной политики в Российской Федерации. Каждый из обозначенных блоков проблем последовательно решается в соответствующем параграфе второй главы диссертации.

Исходя из того, что методология изучения тенденций трансформации семьи должна включать анализ социального развития на протяжении длительного периода, данный процесс рассматривается в диссертационном исследовании в контексте влияния на него таких факторов как коммунистическая идеология советского государства, постперестроечные процессы трансформации российского общества и общеевропейские и мировые тенденции трансформации института семьи. Последний из факторов тесно связан с процессом глобализации. В результате воздействия вышеуказанных факторов видоизменяется сущность семьи, её предназначение, роль в жизни индивидов, общества и государства, что, в конечном счёте, приводит к трансформации института российской семьи.

В параграфе устанавливается, что под влиянием этих и ряда других факторов в последние два десятилетия в России происходит переход от советского типа семьи, в котором семья рассматривалась как ячейка общества, функционирующая для удовлетворения общественных потребностей по воспроизводству рабочей силы, к современному типу семьи. Этот тип семьи ориентируется, прежде всего, на самореализацию и новые возможности для самовыражения индивидов. В процессе трансформации института российской семьи изменяются основы ее функционирования и внутрисемейного взаимодействия, ценностные ориентации и жизненные приоритеты, матримониальные и прокреационные установки женщин и мужчин, появляются новые возможности для самовыражения индивидов.

В диссертационном исследовании обосновывается идея, согласно которой в современном российском обществе происходит автономизация всех брачно-семейных институтов. Институт брака трансформируется (без превращения брачного союза в семейную общность) в пробный брак, открытый брак, браки-посещения. Институт семьи трансформируется в такую семью, в которой нет супружеской пары. Институт родительства изменяется таким образом, что в нём отсутствуют отношения между мужчиной и женщиной как супругами, но есть отношения между ними как между отцом и матерью общего ребенка; или ограничение отношений только связью между матерью и ребенком - одинокое материнство, неполная семья. Наконец, институт родства также радикально меняется в случае, когда в нуклеарной семье есть только один ребенок, не имеющий родных братьев и сестер.

В завершении параграфа делается вывод, что в настоящее время институт российской семьи переживает сложный процесс трансформации, обусловленный, с одной стороны, кризисным состоянием российского общества рубежа тысячелетий, а, с другой стороны, процессом перехода от традиционной семьи к семье модернизированной. Кризисные явления развития российского общества не могли не отразиться на функционировании семьи как фундаментальной и интегративной единицы социума.

Во втором параграфе второй главы диссертационного исследования «Основные проблемы, особенности и тенденции трансформации института семьи в современном российском обществе» осуществляется анализ наиболее существенных проблем, а также специфики и тенденций изменения института российской семьи в условиях модернизации российского социума.

В диссертации к важнейшим признакам трансформации института российской семьи относятся следующие признаки: уменьшение числа браков, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа нерегистрируемых браков, снижение рождаемости, преобладание числа внебрачных детей. К признакам трансформации института семьи относятся также тенденция рождения первенцев в более позднем возрасте, увеличение числа внебрачных детей, увеличение числа разводов, рост количества гражданских браков, высокая смертность и ряд других.

В работе осуществляется детальный анализ важнейших демографических тенденций в современном российском обществе и изучается их влияние на трансформации института российской семьи.

В диссертационном исследовании устанавливается, что в результате воздействия на институт российской семьи рассмотренных в предыдущем параграфе факторов в нём происходят следующие значительные трансформации.

Во-первых, происходят сложные содержательные трансформации экономической, репродуктивной, воспитательной, сексуальной, коммуникационной и других функций института семьи. Во-вторых, продолжает снижаться прочность брачных отношений вследствие большого количества разводов. В-третьих, снижается рождаемость. В-четвёртых, рост экономической и социальной независимости женщин приводит к увеличению уровня их духовного раскрепощения. В качестве других причин этого процесса следует отметить повышение образовательного уровня женщин, вовлечение их в профессиональную и общественную деятельность вне дома, а также проведение государством политики гендерного равенства. В-пятых, вследствие повышения трудовой активности женщин, их возросшей экономической самостоятельности происходит повышение их требований к брачно-семейным отношениям, к большей решительности при разводах, что делает брак менее устойчивым. Это неизбежный феномен, который связан со становлением новых социальных отношений. В-шестых, осуществляется постепенная замена традиционного типа семьи эгалитарными брачно-семейными отношениями между мужчиной и женщиной, между взрослыми и детьми. Наконец, в-седьмых, происходит трансформация брачно-семейных ценностей: меняются взгляды мужчин и женщин на сущность семейной жизни, распределение ролей в семье, характер отношений между поколениями - в контексте продолжающегося процесса трансформации традиционной семьи и традиционных гендерных идентичностей, которые связаны с массовым выходом женщин на рынок труда и распространением планирования семьи.

В работе отмечается, что трансформация российского общества и трансформация института российской семьи в последние два десятилетия сопровождается тотальным кризисом ценностей, в том числе семейных, их подгонкой под западные стандарты, распространением безнравственного и криминального поведения, как на уровне социума, так и на уровне семьи и личности.

В заключение параграфа отмечается, что состояние кризиса, характерное для института современной российской семьи, является сигналом бедствия для всего общества. Темп, с которым российское общество впитывает все отрицательные веяния западной цивилизации, не может не заставить насторожиться и серьезно задуматься о том, какой будет российская семья в ближайшем будущем. Несомненно, что институту семьи, как и любому другому институту российского общества необходима поддержка, и не только в финансовом плане, но и в виде разработки новой идеологии семьи и соответствующей государственной семейной политики, которая бы послужила фундаментом для строительства полноценной семьи, реализующей все свои функции в полной мере.

В завершающем параграфе второй главы диссертации «Государственная семейная политика в Российской Федерации и её роль в укреплении института российской семьи» исследуется сущность и содержание государственной социальной и семейной политики в Российской Федерации. В нём определяются ее основные принципы, цели и направления, изучаются особенности государственной семейной политики в Российской Федерации, а также её значение в укреплении института российской семьи.

В параграфе проводится анализ важнейших этапов развития государственной социальной и семейной политики, исследуется терминологический аппарат государственной семейной политики, включающий такие понятия как «социальная защита», «социальная поддержка», «социальное обслуживание» и другие.

В работе исследуется специфика государственной семейной политики в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях. Выделяются основные этапы развития государственной социальной и семейной политики в России: 1) советский; 2) постсоветский; 3) современный. Осуществляется детальный социально-философский анализ каждого из этих этапов.

В развитии концептуальных представлений о государственной семейной политике выделяются и исследуются следующие этапы:

1) демографический этап; 2) этап концептуальных представлениях о социальной политике в области брачно-семейных отно­шений;

3) постсоветский этап в развитии концептуальных представлений о государственной семейной политике; 4) современный этап в развитии этих представлений.

В диссертации устанавливается, что стратегической целью государственной семейной политики в Российской Федерации должно стать укрепление семьи как социального института. Данная цель более полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности от интересов индивидов-одиночек к интересам людей, живущих в семье. Реализация стратегической цели государственной семейной политики - укрепление семьи с несколькими детьми - предполагает, что в меняющихся социально-экономических и политических условиях деятельность государства должна быть тесно скоординирована в рамках согласованной и общепринятой стратегии. Отмечается, что одним из важнейших направлений государственной семейной политики является политика государственной социаль­ной поддержки семей с детьми.

Учитывая государственный интерес и расчеты ученых, в параграфе формулируется нормативная модель семьи в Российской Федерации. Такой моделью семьи можно считать семью с двумя родителями и тремя-четырьмя детьми, так как именно она отвечает потребностям государства и общества по воспроизводству населения страны. Однако существует значительный разрыв между потребностями общества и государства в воспроизводстве населения с одной стороны, и установками в сфере репродукции, а также реальным репродуктивным поведением российских граждан с другой. Молодые городские семьи в идеале сориентированы в основном на двух- и трехдетность, а истинное воспроизводство ограничивается одним - максимум двумя детьми в семье. Среди причин, которые препятствуют реализации репродуктивных установок, необходимо отметить экономические причины и состояние здоровья супругов. Имеющийся потенциал необходимо учитывать при проведении государственной семейной политики.

Проводимая в Российской Федерации семейная политика должна быть дифференцированной и учитывать интересы всех типов семей. Нормативная модель семьи должна быть наиболее популярной, но вместе с тем право на существование имеют другие модели семьи (с меньшим количеством детей, неполные семьи…), которые соответствуют приоритетам меньшинства населения. Такие модели государство должно принимать во внимание, хотя их распространение не должно им поощряться.

В завершении параграфа исследуется одна из последних конкретных мер в области государственной семейной политики, которая получила название «материнский капитал» и является наиболее существенной мерой в области государственной семейной политики в Российской Федерации последних нескольких лет. Вместе с тем отмечается, что необходимо продолжить разработку и внедрение системы мер по оказанию не только экономической помощи, но и других видов государственной помощи семьям, имеющим детей; по стимулированию рождаемости в стране и пропаганде семейного образа жизни.

В «Заключении и общих выводах» подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются теоретические выводы и вытекающие из них научно-практические рекомендации и предложения, определяются основные направления дальнейшей разработки темы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

  1. Торопыгина М.В. Глобализация и российский институт семьи // Философия и культура . – 2008. – № 7. – С. 146 – 156. (0,5 п.л.)

  2. Торопыгина М.В. Влияние демографической ситуации в России на институт семьи // Вестник УРАО. – 2009. – № 5. – С. 114 – 117. (0,4 п.л.)

  3. Торопыгина М.В. Семья в современном российском обществе// 5-ая Международная научно-методическая конференция МГТУ «МАМИ». «Непрерывное профессиональное образование в автотракторостроении». – М., – 2009. – С.69 – 71. (0,2 п.л.)

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российское государство в современную эпоху: социально-философский анализ

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 2007 года в ч. на заседании диссертационного совета Д-502.006.07 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119609, Москва, пр.
  2. Этническое пространство России: социально-философский анализ. 09. 00. 11. социальная философия

    Автореферат диссертации
    диссертационного совета Д. 212. 029. 03 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук при Волгоградском государственном университете (4 62, г.
  3. Сфера образования в постсоветской россии: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия

    Автореферат
    работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»
  4. Институт образования как фактор модернизации российского общества (социально-философский анализ)

    Диссертация
    Защита диссертации состоится 12 мая 2011 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.141.12 по философским наукам в Московском государственном техническом университете им.
  5. Социально-философский анализ трансформации государственно-конфессиональных отношений в Республике Калмыкия

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Другие похожие документы..