Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Соціально-економічні зміни, що відбуваються на сучасному етапі розвитку України, і здійснювана у зв’язку з цим структурна реформа, обумовлюють необхі...полностью>>
'Документ'
Во втором номере журнала были опубликованы материалы третьего заседания Комиссии Политбюро ЦК, связанные с реабилитацией в судебном и партийном поряд...полностью>>
'Программа'
Руководителям районных методических объединений необходимо сдать информацию об итогах конференции и доклады участников в электронном виде 25 августа ...полностью>>
'Документ'
Я, ПІБ , ідентифікаційний номер , що мешкаю: м.Київ, вул. , буд. , кв , за попередньо досягнутою домовленістю сторін, цією довіреністю уповноважую ПІБ...полностью>>

Иванов Феликс Евгеньевич учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

Утверждено

на заседании кафедры общей психологии

от 23 октября 2009г. протокол №1

Зав. кафедрой общей психологии

к.пс.н., профессор Иванов Феликс Евгеньевич

Учебно-методический комплекс по курсу

«Общая психология»

Авторы:

(Барабанщиков В.А., член-корр. РАО, д.пс.н., проф.

Дивеев Д.А., к.пс.н.)

Москва

2009

Печатается по решению кафедры общей психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Барабанщиков В.А., член-корр. РАО, д.пс.н., проф.; Дивеев Д.А., к.пс.н. Общая психология. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 85) с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© (Барабанщиков В.А., член-корр. РАО, д.пс.н., проф.;

Дивеев Д.А., к.пс.н.) 2009 г.

ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста

по специальности 020400 «Психология».

ОПД.Ф.02

Общая психология

Общая характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические функции; деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций; эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания.

Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений; восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия.

Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция.

Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания.

Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности; эмпирические исследования мотивации.

Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями.

Предмет и методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление, творческая личность; мышление и интеллект, структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления; развитие понятийного мышления; язык, сознание и мышление; речь и речевая деятельность.

Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика, вербальное и невербальное общение.

Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.

Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы и факторы их осознания.

Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель.

Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Общая психология» является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки специалистов в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Курс «Общей психологии» является базовым для подготовки студентов, обучающихся по программе психологических факультетов и кафедр, начиная с первого курса. Он раскрывает основания, структуру и содержание психологии как самостоятельной научной дисциплины, изучающей закономерности организации, функционирования и развития психики и поведения человека. Курс знакомит с основными психическими явлениями, способами их изучения и интерпретации, вводит в круг ключевых проблем психологической науки. Общая психология является фундаментальной научной дисциплиной, которая опирается на результаты теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих наиболее общие психологические закономерности, методологические и теоретические принципы, методы, основные понятия и категории психологии.

Основной целью изучения дисциплины «Общая психология» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, необходимых для профессионального решения широкого круга задач.

Задачами изучения курса являются:

  • Формирование основных, базовых представления о психике.

  • Изучение методологических оснований научного понимания предмета общей психологии.

  • Рассмотрение теоретических положений современной психологии.

  • Ознакомление с основными методами исследования психики.

  • Формирование понятийно-категориального аппарата общей психологии.

  • Изучение закономерностей и механизмов протекания психических процессов.

  • Ознакомление с феноменологией эмоциональной и мотивационной сферы человека.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

- методологические и теоретические основы общей психологии;

- основные категории общей психологии;

- особенности и закономерности протекания психических процессов;

- основные теории восприятия, внимания, памяти, мышления, мотивации и эмоций.

В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

- определять объект, предмет, цели и задачи исследования;

- планировать и проводить экспериментальное исследование;

- интерпретировать результаты исследования в рамках той или иной психологической теории.

Преподавание и изучение учебной дисциплины осуществляется в виде лекций, семинарских занятий, групповых и индивидуальных консультаций, самостоятельной работы студентов. В качестве контрольно-развивающих форм обучения используются рефераты, курсовая работа по тематике курса, тестовые задания, зачет, экзамены.

Образовательным стандартом отводится на изучение дисциплины «Общая психология» 540 часов, из них 264 часа аудиторных занятий: лекций, – 142 часа, семинарских занятий – 122 часа и 276 часов для самостоятельной работы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Тема 1. Психология как наука. Предмет психологии

Психологические проблемы в современном мире. Академическая и неакадемическая (житейская) психология. Психология в системе общественного сознания. Объект психологии. Биологическая функция психики. Критерии психического. Стадии развития психики в филогенезе. Взаимосвязь свойств среды, способов поведения, строения нервной системы и форм психики. Общественно-историческая природа сознания. Индивидуальное и общественное сознание.

Предмет психологии. Характеристики психических явлений. Базовые отношения психики. Психические явления как образы действительности и переживания субъекта. Регуляторная функция психики. Психофизиологическая проблема. Многомерность психических явлений и их классификации.

Тема 2. Методы и структура современной психологии

Методы психологии. Специфика теоретических методов психологического познания. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии. Наблюдение и самонаблюдение. Естественный, лабораторный и формирующий эксперимент. Генетический метод. Психологические тесты. Анализ продуктов деятельности. Физиологические методы в психологии. Биографический метод. Социологические методы в психологии. Психологические техники.

Задачи психологии. Место психологии в системе наук о человеке. Структура современной психологии. Характеристики общей и дифференциальной психологии. Особенности развития прикладных областей психологии. Строение психологического знания. Единство теории, эксперимента и практики в психологии.

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Тема 3. Преднаучный этап развития психологии

Генезис психологического познания и практики. Понятие «душа» в античной и средневековой философии (Демокрит, Платон, Аристотель, Тертуллиан, Блаженный Августин, Плотин, Фома Аквинский).

Тема 4. Развитие психологии в Новое время

Понятие рефлекса и сознания в учении Р.Декарта. Рефлексия как метод исследования сознания (Дж.Локк). Ассоциация как механизм работы сознания (Д.Юм, Дж. Милль). Ранние представления об апперцепции (Г.В.Лейбниц, В.Вундт) и современные.

Тема 5. Психология как самостоятельная научная дисциплина

Предпосылки становления психологии как самостоятельной научной дисциплины. Три программы построения психологии как самостоятельной научной дисциплины (В.Вундт, И.М.Сеченов, Ф.Брентано).

Тема 6. Эмпирическая психология сознания

Эмпирическая психология. Модели сознания (В.Вундт, Э.Титченер, У.Джеймс). Ощущение как единица психики. Виды интроспекции (аналитическая, систематическая). Причины психологического кризиса.

Тема 7. Психоанализ

Психоанализ (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг). Понятие бессознательного. Трехкомпонентная структура психики. Методы исследования бессознательного.

Тема 8. Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (М.Вертхаймер, К.Коффка, В.Келлер). Понятие поля. Законы образования гештальтов. Развитие гештальтов (Фолькельт, Зандер, Крюгер). Динамическая психология (К.Левин).

Тема 9. Бихевиоризм

Бихевиоризм. Поведение как предмет психологии (Дж.Уотсон, Э.Томен, Б.Скиннер). Отношение «стимул-реакция». Промежуточные переменные. Классическое и оперантное обуславливание.

Тема 10. Описательная психология

Описательная психология (В.Дильтей, О.Шпрангер). Целостность душевной жизни. Пониание как специфические метод психологии.

Тема 11. Французская социологическая школа

Французская социологическая школа (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, П.Жане). Социокультурная детерминация психики человека. Особенности первобытного мышления. Коллективные представления.

Тема 12. Гуманистическая психология

Гуманистическая психология (Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс). Специфика изучения личности. Понятие переживания. Экспириентальный метод в психологии.

Тема 13. Когнитивная психология

Когнитивная психология (Ж.Пиаже, У.Найссер, Д.Норман). Закономерности приема, хранения, переработки и использования информации человеком. Понятие схемы.

Тема 14. Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология (В.Франкл, Р.Мэй, Л.Бинсвангер, И.Ялом). Человек и конечные данности его существования.

Тема 15. Новейшие психологические направления

Трансперсональная психология (С.Гроф). Психосинтез (Р.Ассаджоли)

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА В РОССИИ

Тема 16. Становление психологии в России

Особенности становления и развития психологии в России. Естественно-научная (И.М.Сеченов) и философско-религиозная (К.Д.Кавелин) традиции. Экспериментально-психологическое направление (Г.И.Челпанов). Понятие условного рефлекса и его значение в психологии (И.П.Павлов). Рефлексология (В.М.Бехтерев) и реактология (К.Н.Корнилов) как формы психологии поведения.

Тема 17. Культурно-исторический подход в психологии

Культурно-исторический подход в психологии (Л.С.Выготский). Понятие высших психических функций. Проблема опосредования.

Тема 18. Деятельностный подход в психологии

Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Психологическая структура деятельности. Проблема отражения.

Тема 19. Системный подход в психологии

Системный подход в психологии (Б.Ф.Ломов). Психологическая структура общения. Проблема субъекта в психологии. Характеристика отечественной психологической науки и практики на современном этапе их развития. Перспективы российской психологии.

Раздел 4. ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Тема 20. Понятие личности в психологии

Понятие о личности в психологии (Г.Олпорт, А.Н.Леонтьев). Структура личности (У.Джеймс, С.Л.Рубинштейн). Феномен индивидуальности.

Тема 21. Понятие о темпераменте

Психологическая характеристика темперамента (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин). Типологии темпераментов (Гиппократ, У.Шелдон, И.П.Павлов). Роль темперамента в различных видах активности.

Тема 22. Понятие о характере

Природа характера, его структура и симптомокомплексы. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера.

Тема 23. Понятие о способностях

Понятие о способностях. Задатки и способности. Структура способностей. Талант, его происхождение и структура. Природные предпосылки способностей и талантов. Формирование способностей.

Тема 24. Направленность личности

Установка как состояние готовности (Д.Н.Узнадзе). Потребности. Интересы. Идеалы.

Раздел 5. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Тема 25. Потребности и мотивы

Основные подходы к рассмотрению потребностей: потребность как нужда, как предмет удовлетворения нужды, как отсутствие блага, как необходимость, как состояние. Потребности организма и личности. Стадии формирования и реализации потребности: напряжение, оценка, насыщение. Факторы реализации потребностей: конкретизация, ментализация, социализация.

Основные подходы к рассмотрению мотивов: мотив как потребность, как предмет удовлетворения потребности, как намерение, как личностная диспозиция, как побуждение, как состояние, как формулировка, как удовлетворенность. Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения: инстинкт, влечение, стремление, желание, хотение. Структура мотива по Е.П.Ильину. Функции мотивов. Стадии формирования мотива.

Тема 26. Классификация потребностей и мотивов

Инстинктоподобные мотивационные диспозиции по У.МакДауголлу. Основания для классификации потребностей по Г.Мюррею. Характеристика психогенных потребностей по Г.Мюррею. Сравнительный анализ низших и высших потребностей по А.Маслоу. Последовательность проявления потребностей в онтогенезе. Характеристика невротических потребностей по К.Хорни. Основные виды социальных потребностей по Э.Фромму. Классификация потребностей в отечественной психологии (П.В.Симонов, А.В.Петровский, С.Б.Каверин, И.А.Фурманов).

Тема 27. Проблемы и направления изучения психологии мотивации

Проблема мотивации в теории инстинктов (У.Макдауголл, «психогидравлическая модель» К.Лоренца, Н.Тинберген). Психоаналитическая теория мотивации. Бихевиористская теория мотивации (Э.Торндайк, Э.Толмен, К.Халл). Проблема мотивации в теории поля К.Левина. Проблемы мотивации в дифференциальных теориях (Г.Мюррей, Д. Мак-Клелланд, Дж.Аткинсон). Когнитивистские теории мотивации (теория когнитивного баланса Хайдера, теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория когнитивной оценки Диси). Факторные теории мотивации (Дж.Гилфорд, Р.Кеттелл). Иерархическая модель потребностей А.Маслоу. Теории внешней и внутренней мотивации.

Тема 28. Мотивация и эффективность деятельности

Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции: похвала и порицание, материальное вознаграждение, соревнование, присутствие других людей, успех и неудача, привлекательность объекта потребности, привлекательность содержания деятельности, наличие перспективы и конкретной цели, функциональные состояния и др.

Тема 29. Мотивация и воля

Природа воли. Волевой процесс. Воля и волевые качества личности. Психологическая структура волевого акта.

Раздел 6. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Тема 30. Общая характеристика эмоций

Понятие об эмоциях. Определение эмоций. Виды эмоциональных состояний. Аффекты, чувства и настроения, их психологическая характеристика. История развития взглядов на чувства и эмоции (Платон, Аристотель, Декарт). Биологическая целесообразность эмоций. Качественные различия эмоций животных и человека. Эволюция эмоций. Филогенетический и онтогенетический аспекты. Функции эмоций: оценка, следообразование, предвосхищение, компенсация, коммуникация, регуляция деятельности, дезорганизация. Физиологические корреляты эмоций. Эмоции и мозг. Субъективные, экспрессивные формы выражения эмоций. Социальное значение эмоций. Культурные различия. Базовые эмоции (Ч.Дарвин, Р.Вудвортс, Г.Шлосберг, П.Экман, К.Изард и др.).

Тема 31. Основные подходы к изучению и классификации эмоций

Описание динамики аффектов и управления ими в концепции Б.Спинозы. Описание эмоциональных состояний и их классификация в концепции В.Вундта. Конфликтные теории эмоций (Дж. Дьюи, А. Пьерон, Ф. Хоудж, Т. Андреани). Условия возникновения эмоций. "Периферическая" теория Джемса-Ланге и ее критика (Э.Клапаред, У.Кэннон, Ф.Бард). Биологическая теория эмоций П.К.Анохина. Информационная теория П.В.Симонова. Психогенетическая теория Р. Плутчика. Когнитивные теории эмоций (С.Шахтер, Р.Лазарус). Теория дифференциальных эмоций К.Изарда. Феноменологическая теория Ж.-П.Сартра. Психоаналитические теории эмоций (классический психоанализ, школа объектных отношений). Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Тема 32. Формы эмоциональных переживаний

Эмоции и психофизическое состояние, деятельность, социальные отношения, личностное развитие человека.

Аффект. Физиологический аффект, кумулятивный аффект. Определение патологического аффекта, его динамика, влияние на психическую деятельность и поведение.

Общее представление о стрессе. Стрессогенные факторы. Эмоциональные проявления в стрессе. Физиологические и психологические аспекты изучения стресса. Методы совладания со стрессом. Последствия сильных переживаний.

Тревога. Эмоциональная тревожность как личностная характеристика или как психическое состояние.

Эмоции в конфликтных ситуациях. Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации.

Гнев и агрессия. Теории происхождения агрессии (этологический подход, теория влечений, фрустрационная теория, теория социального научения).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная литература 2000-2008

    Литература
    Alma mater = Альма матер : учебное пособие / ПГУПС. Каф. "Иностранные языки" ; сост.: Т. Г. Боголюбова, М. В. Петрова ; ред. И. Д. Фадеева. - СПб.
  2. Учебники и учебные пособия, изданные за последние 5 лет Барсенков, Александр Сергеевич. История России. 1917-2004 : учеб пособие для вузов / А.

    Учебники и учебные пособия
    Учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса по реализуемой Образовательной программе послевузовского профессионального образования по специальности 07.
  3. Бюллетень новых поступлений за год (1)

    Бюллетень
    Технологические процессы автоматизированного производства : метод. указ. / разраб. В.В. Капшунов. - Чита : ЧитГУ, 2008. - 31с. - б/ц. / К.х. = 2, Н.аб.
  4.  естественные науки (2)

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  5. Издания по экономическим дисциплинам поступившие в библиотеку в 2008 г

    Документ
    Абалкин, Леонид И. Стратегия: выбор курса / Абалкин, Леонид И. ; Рос. акад. наук; Ин-т экономики. - М., 2003. - 210 с. - Авт. указ. на обл. - ISBN 5-201-03153-6 : 77-00.

Другие похожие документы..