Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
1. Введение. Задачи и особенности курса, его положение в системе психоаналитических дисциплин. ЭГО-психология: рабочие определения. Положение ЭГО-пси...полностью>>
'Документ'
Наноразмерный мир - мир наноструктур, размер которых лежит в пределах от одной десятой части нанометра (0,1 нм = 1 Ǻ , т.е. одного Ангстрема, – едини...полностью>>
'Документ'
В первые десятилетия после Великой Отечественной войны активная поддержка государством научных исследований позволила осуществить целый ряд "прое...полностью>>
'Методические указания'
Составили: Л.И. Стешиц, А.В. Антанькова. Е.Н. Клипперт, Е.Л. Бамбиза, Р.В. Судникова, В.Н. Дедкова, А.Г. Сидоренкова, И.А. Каштанова, А.Н. Рубаник, А...полностью>>

Теории изучения книга I

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В целом к концу 90-х годов внешняя политика России приобрела более четкие очертания, учитывающие национальные интересы и приоритеты страны.

 

Культура

и быт

 

Наиболее резкие изменения произошли в области социальной сферы. Реформы ударили по материальным интересам десятков миллионов людей.

В связи с либерализацией цен в 1992 году сбережения населения, были полностью обесценены. В тяжелейшем положении оказались пенсионеры. Значительная часть населения, которым позволяли возраст и состояние здоровья, стала приспосабливаться к новым условиям, находить новые источники заработка – торгуя, работая в нескольких местах.

В то же время, снижение денежных доходов значительно улучшило положение с обеспечением населения товарами и продуктами. В один момент наполнились прилавки магазинов, исчезли очереди, которые были непременными атрибутами жизни советского человека. Исчезло такое понятие, как дефицит – теперь можно было купить практически все.

Сложилась диспропорция в распределении заработной платы – более высокими темпами росла зарплата в отраслях, имеющих возможность диктовать цены на свою продукцию и услуги.

Возросла региональная дифференциация. Регионы с экспортно-ориенти­ро­ван­ными отраслями (Татарстан, Башкортостан, Саха-Якутия, Западно-Сибир­ский регион, Липецкая, Белгородская, Вологодская, Самарская области и др.) являются богатыми. Регионы с преобладанием обрабатывающих отраслей, особенно легкой и оборонной (Центральный, Северо-западный регионы, Урал и др.) стали безденежными. В наиболее тяжелом положении оказались Крайний Север и Дальний Восток. Из-за резкого роста цен на электроэнергию, нефть, газ производство стало нерентабельным. Зимой 2001 года многие города и поселки остались без тепла и электроэнергии. Стал разваливаться жилищный фонд.

Резко выросла дифференциация по уровню доходов по социальному признаку (между наемными рабочими и хозяевами предпринимателями). По данным на 1999 г. доходы 10% самых бедных в 26 раз и ниже доходов10% самых богатых. По различным оценкам около четверти населения имели доход ниже среднего прожиточного минимума.

Обыденным явлением стали хронические задержки заработной платы (по 6 и более месяцев). Забастовки и митинги с требованием выплатить заработную плату постоянно проходили во всех регионах страны. Применялись и такие экстремальные методы, как голодовки, перекрытие железных и автомобильных дорог. Хроническим явлением стали и задержки выплаты пенсии.

В общем показателе жизненного уровня в советское время играли социальные выплаты из общественных фондов потребления. За счет этих фондов осуществлялись бесплатное образование, здравоохранение, дешевое жилье, финансировались дома отдыха и культуры, пионерские лагеря, детские сады, ясли и т. д. С началом реформ все это стало переводиться на платную основу. Формально, согласно Конституции РФ, сохраняется гарантированное бесплатное общее и профессиональное образование, медицинское обслуживание, фактически же их финансирование из федеральных и муниципальных бюджетов резко сократилось.

 

Бюджетные расходы в % к валовому внутреннему продукту (ВВП)

 

 

1989

1996

Уменьше­ние в раз

Здравоохранение и физическая культура

3,12

2,5

1,25

Образование

5,23

3,71

1,41

Культура и искусство

0,98

042

2,33

Наука (фундаментальная)

0,96

0,32

3,00

Государственное управление

0,22

0,8

3,64 (рост)

 

Государство решало эти проблемы за счет расширения платных услуг. В 1992 г. был осуществлен переход на страховую медицину. Из заработной платы целевым назначением отчислялся определенный процент, который шел на оплату медицинских услуг. Страховые компании распоряжались этими средствами, оплачивали счета на лечение. Однако этих средств было явно недостаточно – все больше и больше медицинских услуг оказывалось за плату пациента.

Снижение уровня жизни привело к серьезным демографическим изменениям. С 1992 года смертность стала превышать рождаемость – начался процесс естественной убыли населения. Население России за годы реформ сократилось со 148,3 млн. чел. В 1991 году, до 147,8 млн. чел. В 1995 году. И это при том, что шла значительная миграция в Россию русских и представителей других российских национальностей из стран СНГ, где они подвергаются дискриминации (Казахстана, Прибалтики, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана и др.). Число иммигрантов по приблизительным данным составило 2–2,5 млн. чел.

Резко сократилась продолжительность жизни (до 58 лет у мужчин и до 67 лет у женщин). В 2 раза увеличилось число больных туберкулезом, в 5 раз – алкогольными психозами, в 40 раз – сифилисом.

В области образования в результате сокращения финансирования начался процесс коммерциализации. Уже в конце 80-х годов отказались от обязательного среднего образования, но образование продолжало оставаться бесплатным и общедоступным. Однако в 90-е годы по мере сокращения финансирования началась дифференциация образования. Наиболее сильные школы стали преобразовываться в гимназии, лицеи с углубленным изучением некоторых дисциплин. Стали появляться профильные классы – математические, гуманитарные, естественные. Причем шло деление на обязательные (бесплатные) и дополнительные (платные) учебные предметы.

Такие же процессы шли и в сфере высшего образования. В государственных вузах были созданы коммерческие отделения, число студентов на них росло за счет сокращения бесплатного приема. Платной стала аспирантура. И в средней и в высшей школе активно формировался негосударственный (частный) сектор образования.

Ощутимый урон понесла фундаментальная наука: академическая, вузовская, отраслевая. В 14 раз сократился объем государственных заказов на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Отсутствие финансирования привело к свертыванию научно-технического потенциала НИИ и вузов. Ранее значительную часть финансирования научных исследований составляли договоры с предприятиями, заключаемые для решения тех или иных производственных вопросов. Теперь у большинства предприятий не было средств даже на зарплату. Не спасли положение и конкурсы на получение грантов на финансирование научных работ зарубежными фондами Сороса и Форда, они лишь «подкармливали» небольшую часть научных работников, в то же время выявлял, наиболее интересных исследователей, чьи разработки могли пригодиться на Западе.

В результате сокращения финансирования численность занятых в сфере науки за 1991–1996 гг. сократилась с 4,2% до 2,5%.Продолжалась «утечка мозгов» в коммерческие структуры и за рубеж. По некоторым оценкам за годы реформ из России выехало свыше 125 тысяч научных работников. Многие научные учреждения были ликвидированы или свернули научную работу.

В области искусства переход к рыночной экономике привел к неоднозначным результатам. С одной стороны российская культура оказалась свободна для творчества, открыта для мировой культуры. Она интенсивно осваивала все художественные стили и формы, все эстетические течения, существующие в мировой культуре. Русские деятели культуры и искусства активно включились в мировую творческую жизнь, выступали на крупнейших международных форумах. Широкую известность получил ансамбль «Виртуозы Москвы», кинофильмы Н. Михалкова «Очи черные» и «Утоленные солнцем» (получивший в 1995 г. премию «Оскар»), С. Бодрова «Кавказский пленник» и др.

С другой стороны, русская культура еще со времен Петра I имела поддержку государства. С переходом к рыночным отношениям роль регулятора творческого процесса переходит к потребителю художественных ценностей – зрителю, читателю, слушателю. Это ведет к коммерциализации искусства, к ориентации его, на массового потребителя. Сокращение государственного финансирования в крайне бедственное положение поставило музеи, театры, библиотеки, в том числе составляющие общенациональную гордость Эрмитаж, Русский музей, Российскую национальную библиотеку и др. Резко упали тиражи литературных журналов. Шло резкое снижение художественного уровня произведений литературы и искусства – книжный рынок стал заполняться детективами, порнографией, слащавыми «дамскими романами». Телевидение делало ставку на многочисленные американские сериалы и разнообразные телешоу (лотереи, игры с призами и т. д.). За 90-е годы практически не появлялось новых имен в литературе, искусстве, не потому что не было талантов, а потому, что крайне трудно было пробиться – рынок оказался монополизирован, и для «раскрутки» новых «звезд» требовались огромные деньги.

В то же время государством тратились большие средства для проведения массовых юбилейных торжеств (50-летие Победы, 800-летие Российского флота, 850-летие Москвы), имеющих идеологическое значение. Был восстановлен храм Христа Спасителя, уничтоженный в 30-е годы, в Москве создан целый комплекс монументальных скульптур, сооруженных З. Церетели (обелиск Победы, композиция «Трагедия народов» на Поклонной горе, памятник Петру I и др.).

 

 

Теории изучения

 

 

Из правил многотеоретического изучения

 

1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.

2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалисти­ческое, либеральное, технологиче­ское), локально-историческая.

3. Теория определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).

4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.

 

литература различных теорий

Учебная:

История России. XX век / Отв.ред. В.П. Дмитренко. М., 1998. (универсальная). Рябикин С. Новейшая история России /1991-1997/. СПб.,1997. (либеральная). Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).

Научная:

1. Монографии: Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса 1964-1994.М.,1996 (материалистическая.) Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. М., 1998. (технологическая). Выбор пути. История России. 1939-2000. Отв. ред А.Т. Тертышный. Екатеринбург, 2001. (либеральная). Земцов И. Крах эпохи. Кн. 1. М., 1999. (либеральная). Кьеза Дж. Прощай, Россия! М., 1997 (материалистическая). Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. (религиозная). Россия: новый этап неолиберальных реформ. М., 1997. (либеральная). Согрин В.В. Политическая история современной России.1985-1994. От Горбачева до Ельцина. М., 1994. (либеральная). Солженицын А.И. Россия в обвале. М.,1998 (либеральная).

2. Статьи: Коэн С. Изучение России без России // Свободная мысль. 1999. № 12. (локальная). Крылова И.А. Дестабилизация социально-экологической обстановки в России // Философия и общество. 1999, №1. С. 92. (либеральная). Розов Н.С. Три направления мирового развития: Россия на перепутье // Философия и общество. 1997. №4. С.161. (либеральная). Симония Н.А. Становление бюрократического капитализма в России (1992-1998) // Свободная мысль. 2000. № 3,4; Алексеев В.В., Нефедов С. А. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма//Общественные науки и современность. 2002. №6 - /Science/Russia/Gibel.htm (материалистическая).

 

 

 

Понятия различных теорий

 

Понятия различных теорий капитализм – капиталистические отношения (материалистическое) и рынок – товарные отношения (либеральное) несут одинаковую смысловую нагрузку.

 

 

Материалистическое направление

 

Демократия

Форма общественной власти, государства, основанного на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

В государствах, где экономическая основой является частная собственность, демократия является выражением диктатуры класса собственников.

Народная демократия возможна только в государстве, основанном на общественной собственности – социалистическом.

 

Либерализм:

Течение в политике, объединяющее сторонников частнособственнических свобод

 

Либеральное направление

 

Демократия

Форма общественной власти, государства, основанного на признании народа (сотрудничество классов) источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских, либеральных, личных прав и свобод.

 

 

Классы

1) Большие группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного бо­гатства, которой они располагают. Классы возникают при пе­реходе к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистические (сотруд­ничающие).

2) Российские либеральные историки XIX — нач. XX вв. (Ключевский В.О.) выделяют клас­сы по сословному или по профессиональному признаку: купцы, воины, земле­дельцы и др. Применительно к истории России второй половины XX века современные историки выделя­ет партийных и государственных чиновников в класс бюрократов.

 

Либерализм

Течение в политике, признающее важнейшие естественные свободы и права человека (на частную собственность, на безопасность и др.) в качестве основ всей общественной жизни.

 

 

Сравнительно-теоретические схемы

предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация

 

1. Оценки событий осени 1993 г. Открытое противостояние
Президента и Верховного Совета

 

Название
теории

Предмет
изучения

(алгоритм)

 

Интерпретации факта в различных теориях

Всемирно-историческая:

Материалисти­ческое
направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

 

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Завершение курса (линии) на демонтаж социалистической системы, ликвидация советской власти.

 

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

 

Классовое сотрудни­чество на основе частной собственности

Предотвращение попытки коммунистического реванша и сохранение курса на либерально-демокра­тические реформы. В сентябре–октябре 1993 года по всей стране существовали Советы, которые властью быть не могли, а могли только довести страну до полной дезинтеграции вплоть до объявления отдельных деревень республиками – отсюда, демократические силы во главе с Президентом Б. Ельциным (харизматический лидер, популярная личность), обеспечивая осуществление либерально-рыночного выбора России, пошли на решительные действия для спасения молодой российской демократии. 4 октября с применением армии были подавлены попытки Верховного Совета изменить курс страны1[1].

 

2. Причины исчезновения Советского государства

 

Название
теории

Предмет
изучения

(алгоритм)

 

Интерпретации факта в различных теориях

Религиозно-историческая

(Христианская)

 

Движение человека к Богу

Падение Советской государственной модели стало результатом краха политики государственного атеизма и идеологии грубого материализма, отсутствия должного внимания к духовной жизни каждого человека.

Всемирно-историческая:

Материалисти­ческое
направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

В результате ошибок со стороны комму­ни­стической партии и усиления частнособственнической пропаганды мирового империализма произо­шел раскол в советском обществе на номенкла­тур­ных работников (людей у власти с двой­ной моралью) и простых трудящихся, что привело к гибели социализма. Вчерашние номенклатурные работники, предав идеи социализма и разворовав народное имущество, трансформи­ровались в сегодняшних «новых русских». В России произошла контрреволюция. Она вернула страну к капитализму. Это возвращение временное, так как наступление коммунистической формации закономерно.

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

 

Классовое сотрудни­чество на основе частной собственности

С ослаблением репрессий против народа политика, экономика, идеология строи­тель­ства коммунизма зашла в тупик. На­раста­ющие демократические процессы привели к раскрепощению личности и краху авторитарного советского государства. Велика в этом роль личности Ельцина.

Всемирно-историческая:

Технологи­ческое направление

Прогресс технологиче­ский. Модернизационное развитие.

Научные открытия

Углубляющееся отставание от стран Запада порождает этап конвергенции (слияния) двух общественно-политических систем; допускается частное и кооперативное предпринимательство, поначалу в ограниченных размерах. Расширение контактов с Западом и направленное пропагандистское воздействие приводят к лавинообразному распространению либеральной идеологии. Идея перенимания западных стандартов одерживает верх над традиционной коммунистической идеологией – в конечном счете, это приводит к падению советской власти.

 

 

3. Оценки реформ правительства Б.Н. Ельцина–Е.Т. Гайдара

 

Название
теории

Предмет изучения

(алгоритм)

 

Интерпретации факта в различных теориях

Всемирно-историческая:

Материалисти­ческое
направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

«Шоковая терапия», превратившаяся в «шок без терапии» – сознательная политика правительства, направленная на резкое снижение платежеспособного спроса населения, передачи собственности в руки представителей номенклатурно-бюрократического слоя и криминалитета, социальное расслоение общества. Наполнение прилавков товарами достигнуто искусственным путем – за счет ограничения количества покупателей и вброса в страну продовольственного импорта, приведшего к потере продовольственной безопасности (т.е. высокой степени зависимости от ввоза иностранного продовольствия).

 

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

Классовое сотрудни­чество на основе частной собственности

Единственно возможный вариант выхода страны из глубокого экономического кризиса, спасение от социально-экономической катастрофы, включение рыночных механизмов развития. Высокая цена преобразований объясняется огромной сложностью и масштабом проблем, доставшихся в наследство от советской общественно-экономической системы.

 

 

4. Оценки состояния России в конце ХХ века

 

Название
теории

Предмет
изучения

(алгоритм)

 

Интерпретации факта в различных теориях

Религиозно-историческая

(Христианская)

 

Движение человека к Богу

Борьба сил Добра и Зла в мире, в общественной жизни, в душах людей продолжается. Исход этой борьбы во многом зависит от места, роли, круга полномочий Русской Православной Церкви, ее поддержки со стороны государственных органов.

Всемирно-историческая:

Материалисти­ческое
направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Падение страны в экономическую пропасть, обнищание народа, глубокое социальное расслоение, потеря всех завоеваний советской власти в ХХ в.

Причина падения страны в экономическую пропасть в контрреволюции, в возврате страны к капиталистической системе. Выход – сменить социально-политическую систему, основанную на частной собственности и в возврате к социалистической формации.

 

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

Классовое сотрудни­чество на основе частной собственности

Переходный период от тоталитарной к демократической, рыночной системе, идущий трудно в силу тяжелого наследия советского прошлого.

Причина экономических трудностей в выборе неудачных лидеров. Выход – выбрать достойную личность, умного руководителя.

Локально-историческая

Единство человека и территории

Мир из биполярного превратился в однополярный. США безбоязненно диктует странам свою волю, а зоной их жизненных интересов стал весь мир. Россия превращается в сырьевой придаток Запада, а ее народы деградируют и вымирают. Причина – экономическое разрушение странами Запада стран Евразии.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

Конец формы

Источники иллюстраций

Если в использованном издании для данной иллюстрации не указано имя конкретного художника или название фотоагенства, то приводятся имена всех художников и фотографов, иллюстрироавших данное издание.

Заставка

А. М. Васнецов. "Расцвет Кремля". Энциклопедия для детей. История России. От древних славян до Петра Великого. М.: "Аванта+", 1995.

Часть I.

Энциклопедия для детей. История России. От древних славян до Петра Великого. М.: "Аванта+", 1995. Художники А. Бородин, М. Горелик, Е. Долженко, Е. Дукельская, Д. Жаров, Е. Ксенофонтова, Е. Климова, А. Мелехов, Н. Мольс, М. Петров, И. Пчелко, А. Пущина, В. Рудаков, Е. Суматохин, В. Челак, А. Черных, А. Чириков, В. Юдин, К. Юдина.

Часть II.

Глава 1.

Первый кадр:На заре цивилизации. М.:"Терра", 1997. Художники Ж.-Ф. Шабо, У. Фур, Д. Грант, К, Хайрих, Ж.-П. Ланж, С. Пероль, Ф. Плас, Д. Прюнье, Р. Соте, Ж. Тортон, Ж. Тозелло.

Второй кадр: От континента к континенту. М.:"Терра", 1997. Художники К. Беллами, М. Бланшен, Ф. Бони, К. Бруктен, Ж.-Ф. Шабо, К. Айнриш, М. Лагард, Ж.-Л. Морель , Ф. Мюнш, С. Перольс, Н. Винц.

Глава 2.

Первый кадр: А. М. Васнецов. "Варяги".

Второй кадр: Энциклопедия для детей. История России. От древних славян до Петра Великого. М.: "Аванта+", 1995. Художники А. Бородин, М. Горелик, Е. Долженко, Е. Дукельская, Д. Жаров, Е. Ксенофонтова, Е. Климова, А. Мелехов, Н. Мольс, М. Петров, И. Пчелко, А. Пущина, В. Рудаков, Е. Суматохин, В. Челак, А. Черных,А. Чириков, В. Юдин, К. Юдина.

Глава 3.

"Родина". 1997. № 3-4.

Часть III.

Глава 1.

Хрестоматия по истории России. М.: Мирос, 1994.

Глава 2.

Первый кадр: От континента к континенту. М.:"Терра", 1997. Художники К. Беллами, М. Бланшен, Ф. Бони, К. Бруктен, Ж.-Ф. Шабо, К. Айнриш, М. Лагард, Ж.-Л. Морель , Ф. Мюнш, С. Перольс, Н. Винц.

Второй кадр: Хрестоматия по истории России. М.: Мирос, 1994.

Глава 3.

Энциклопедия для детей. История России. От древних славян до Петра Великого. М.: "Аванта+", 1995. Художники А. Бородин, М. Горелик, Е. долженко, Е. Дукельская, Д. Жаров, Е. Ксенофонтова, Е. Климова, А. Мелехов, Н. Мольс, М. Петров, И. Пчелко, А. Пущина, В. Рудаков, Е. Суматохин, В. Челак, А. Wерных, А. Чириков, В. Юдин, К. Юдина.

Часть IV.

Глава 1.

Первый и второй кадр: Энциклопедия для детей. История России. От древних славян до Петра Великого. М.: "Аванта+", 1995. Художники А. Бородин, М. Горелик, Е. долженко, Е. Дукельская, Д. Жаров, Е. Ксенофонтова, Е. Климова, А. Мелехов, Н. Мольс, М. Петров, И. Пчелко, А. Пущина, В. Рудаков, Е. Суматохин, В. Челак, А. Черных, А. Чириков, В. Юдин, К. Юдина.

Третий кадр: Ж.-М. Натье. Портрет Екатерины I. Там же.

Глава 2.

Первый кадр: А. Левицкий. Екатерина II. Энциклопедия для детей. История России. Т.5. Часть вторая . М.: "Аванта+", 1997.

Второй кадр: Художники М. И. Авилов, Н. В. Левушин, В. А. Печатин. Помощь уральцев Пугачеву. Детская энциклопедия. Т. 7. М.: Изд. АН СССР, 1961.

Третий кадр: Энциклопедия для детей. История России. От древних славян до Петра Великого. М.: "Аванта+", 1995. Художники А. Бородин, М. Горелик, Е. Долженко, Е. Дукельская, Д. Жаров, Е. Ксенофонтова, Е. Климова, А. Мелехов, Н. Мольс, М. Петров, И. Пчелко, А. Пущина, В. Рудаков, Е. Суматохин, В. Челак, А. Черных, А. Чириков, В. Юдин, К. Юдина.

Глава 3.

Первый кадр: Д. Доу. Портрет Александра I. Энциклопедия для детей. История России. Т.5. Часть вторая. М.: "Аванта+", 1997.

Второй кадр: В. Верещагин. Конец Бородинского боя. Энциклопедия для детей. История России. Т.5. Часть вторая . М.: "Аванта+", 1997.

Третий кадр: А. Кившенко. Император Николай I награждает Сперанского за составление Свода законов. История России. Т.5. Часть вторая . М.: "Аванта+", 1997.

Книга II. XX век.

Часть I.

Глава 2.

Хроника человечества. М.: "Большая энциклопедия", б. г. Составитель Б. Харенберг.

Часть II.

Глава 1.

Первый кард: Энциклопедия длля детей. Т. 5. Ч.3. М.: "Аванта+", 1995. Художники М. Горелик, Д. Жаров, С. Иванов, И. Сарамян, И. Коваленко, В. Короленко, Н. Новичихина, И. Савченков, А. Черных, И. Шиляев. Фотографы Ю. Любцов, И. Пискарев, А. Теребенин, Л. Хейфец.

Второй и четвертый кадр: "Le Petit Parisien, 1905". Энциклопедия длля детей. Т. 5. Ч.3. М.: "Аванта+", 1995.

Третий кадр: В. Макрвский. "9 янвыря 1905 года". Энциклопедия длля детей. Т. 5. Ч.3. М.: "Аванта+", 1995.

Глава 2

Первый, второй, третий кадр: Энциклопедия длля детей. Т. 5. Ч.3. М.: "Аванта+", 1995. Художники М. Горелик, Д. Жаров, С. Иванов, И. Сарамян, И. Коваленко, В. Короленко, Н. Новичихина, И. Савченков, А. Черных, И. Шиляев. Фотографы Ю. Любцов, И. Пискарев, А. Теребенин, Л. Хейфец.. Художники М. Горелик, Д. Жаров, С. Иванов, И. Сарамян, И. Коваленко, В. Короленко, Н. Новичихина, И. Савченков, А. Черных, И. Шиляев. Фотографы Ю. Любцов, И. Пискарев, А. Теребенин, Л. Хейфец.

Четвертый кадр: Картина В. Серова. История Европы. М.: Просвещение, 1996.

Глава 3.

Первый кадр. Плакат Д. Моора. Энциклопедия длля детей. Т. 5. Ч.3. М.: "Аванта+", 1995.

Второй кадр: Плакат неизвестного художника. Там же.

Часть III.

Глава 1.

Первый кадр. Плакат неизвестного художника. Там же.

Второй кадр: Плакат И. Симакова. Там же.

Третий кадр. Плакат М. Ушакова-Поскочина. Там же.

Глава 2.

Первый кадр. Плакат Б. Ефимова. Там же.

Третий кадр. Плакат неизвестного художника. Там же.

Глава 3.

Первый и третий кадры. Немецкая фотохроника. Там же.

Второй кадр. Картина П.Кривроногова. Там же.

Четвертый кадр. Фото М. Халдея. Там же.

Пятый кадр. Энциклопедия длля детей. Т. 5. Ч.3. М.: "Аванта+", 1995. Художники М. Горелик, Д. Жаров, С. Иванов, И. Сарамян, И. Коваленко, В. Короленко, Н. Новичихина, И. Савченков, А. Черных, И. Шиляев. Фотографы Ю. Любцов, И. Пискарев, А. Теребенин, Л. Хейфец.. Художники М. Горелик, Д. Жаров, С. Иванов, И. Сарамян, И. Коваленко, В. Короленко, Н. Новичихина, И. Савченков, А. Черных, И. Шиляев. Фотографы Ю. Любцов, И. Пискарев, А. Теребенин, Л. Хейфец.

Глава 4.

Первый кадр. Картина Д. Налбалбалдяна. Там же

Второй кадр. Плакат В. Корецкого, К. Иванова, О. Савостюк, Б. Успенского. Там же.

Глава 5.

Первый кадр. Хроника человечества. М.: "Большая энциклопедия", б. г. Составитель Б. Харенберг.

Второй кадр. Фото Д. Балтерманца. Энциклопедия длля детей. Т. 5. Ч.3. М.: "Аванта+", 1995.

Глава 6.

Первый кадр. Картина Д. Налбалбалдяна. Журнал "Огонек". 1978. №5

Второй кадр. Плакат неизвестного художника. Журнал "Огонек". 1979. №6".

Третий кадр. Журнал "Огонек". 1979. №12".

Часть IV.

Глава 1.

Хроника человечества. М.: "Большая энциклопедия", б. г. Составитель Б. Харенберг.

Глава 2.

Первый и второй кадры. Журнал "Огонек". 1993. № 8,11".

Третий кадр. Fernandes-Armesto F. Illustreted History of Euripe. London. Times Books, 1995.

 

 

 

Конец формы

Выписка из закона "Об авторском праве и смежных правах"

Статья 19. Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Допускается использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется и источника заимствования.

2) Использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера...

Конец формы

+++

1 Глава написана в русле либерального направления всемирно-исторической теории.

2 Часть историков считает, что февральские дни 1917 г., когда было свергнуто самодержавие при участии Петроградского гарнизона с применением вооруженной борьбы, стали началом гражданской войны России.

 

1 В Евангелии от Матфея сказано: «Никто не может служить двум господам Богу и мамоне: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне.» Матф., II, 24. (Мамона – богатство).

2 «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник». И.С.Тургенев, «Отцы и дети». Фраза Базарова.

3 Природа Храм и человек часть Храма. В конце XX века в условиях экологического кризиса, ведущего к гибели планеты локально-историческая теория в странах Западной Европы и Северной Америки сменила либеральную теорию. Быстро растет политическое влияние защитников окружающей среды – Зеленых (Гринпис).

4 В конце XX в. с европоцентристских позиций утверждается идея мирового глобализма – общечеловеческих ценностей

1 Эклектизм – (от греческого eklektikos – выбирающий) механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов и т.п.

 

2 В современной России публичные политики пропагандируя исторический опыт в русле своих идей «осовременивают» события, игнорируя исторические законы – время и пространство

1 Глава написана в русле либерального направления всемирно-исторической теории.

 

 

i[1] Глава написана в русле либерального направления всемирно-исторической теории

ii[1] Глава написана в русле либерального направления всемирно-исторической теории

iii[1] Глава написана в русле либерального направления всемирно-исторической теории

iv[1] Глава написана в русле либерального направления всемирно-исторической теории

v[1] Глава написана в русле локально-исторической теории.

 

 

vi[1] Глава написана в русле материалистического направления всемирно-исторической теории.

 

vii[1] Глава написана в русле либерального направления всемирно-исторической теории

viii[1] Глава написана в русле локально-исторической теории

ix[1] Глава написана в русле локально-исторической теории.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие. /Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во "св-96", 2001 г. 368 с. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век

    Учебное пособие
    История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. /Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2001 г.
  2. Книга первая (23)

    Книга
    Это случилось суровой зимой 1956 года. Попав однажды в сильный снегопад, я укрылся от него в книжной лавчонке на улице Сён-Жак. Это был один из тех магазинчиков, где торгуют всякого рода оккультными сочинениями, посвященными магии,
  3. Книги, поступившие в библиотеку в июле-сентябре 2009 года

    Практикум
    Алексеев С.В. Спортивное право России [Текст] = Sport law of Russia: правовые основы физ. культуры и спорта: [учеб. для вузов по направлению 030500 «Юриспруденция» и 03200 «Физическая культура и спорт»] / С.
  4. Книга взята с сайта (1)

    Книга
    За последнее время наше семейство просто истерзали. Стало еще меньше моментов собственной жизни, не наблюдаемой кем-то со стороны. Приезжающие перестали спрашивать разрешения не фотографирование, записи, съемку, и их отношение к нам
  5. Книга перемен 2-е издание исправленное и дополненное (1)

    Книга
    ("Музыка"), "Ши" ("Стихи"), "Ли" ("Благопристойность"), "Шу" ("Писания"), "Чунь цю"

Другие похожие документы..