Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Про деякі питання практики вирішення спорів, пов'язаних із застосуванням господарськими судами законодавства про інформацію (за матеріалами справ, роз...полностью>>
'Документ'
00 399 «Семья 7 озер». Рекламный фильм 8 мин Болгария, 1994 «Святая Падла» 5 мин Бердск. Выставка картин. 7мин Омск. 001 Как стать экстросенсом....полностью>>
'Документ'
Минск. Государственный таможенный комитет (ГТК) Беларуси утвердил порядок помещения товаров под таможенный режим уничтожения. Об этом БЕЛТА сообщили ...полностью>>
'Документ'
Курс философии в Северном филиале в г. Великий Новгород Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства изуч...полностью>>

Программа работы с родителями «Школа совместной деятельности»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа работы с родителями

«Школа совместной деятельности»

Подготовительный этап

Задачи подготовительного периода к школе.

  • познакомить родителей с системой требований к знаниям, умениям, на­выкам в 1 классе;

  • выявить уровень воспитанности и индивидуальных особенностей каждого учащегося и наметить план коррекционно-развивающей работы;

  • Выявить уровень познавательных способностей, физиологического здоровья детей, воспитательных возможностей каждой семьи, мотивации подготовки к школе.

  • Познакомить с педагогическим опытом, позволяющим ребенку успешно адаптироваться к школьной жизни

Ребенок и родители на пороге школьной жизни.

Исследования показали, что для успешной адаптации одной подготовки к школе детей недостаточно, нужна подготовка и родителей. Дезадаптация происходит, потому что семья не поддерживает ребенка в новом качестве. Ребенок пошел в первый класс, а семья осталась на предыдущей стадии жизненного цикла – на дошкольной. Под готовностью семьи к обучению ребенка в школе подразумевается адекватная родительская позиция, наличие в семье четких внутренних правил, и разумная включенность семьи в социум. Для оптимальной, благоприятной для развития ребенка родительской позиции характерны:

  • Адекватность – наиболее близкая к объективной оценка родителями психических особенностей своего ребенка, построение ее взаимодействия на ее основе.;

  • Динамичность – способность изменять формы и методы общения и воздействия на ребенка применительно к изменяющимся ситуациям и условиям жизни семьи;

  • Прогностичность – направленность воспитательных усилий на будущее ребенка, его дальнейшую жизнь;

  • Наличие в семье четких внутренних правил – переход с дошкольной стадии жизненного цикла семьи на школьную за полгода до поступления ребенка в школу.

  • Разумная включенность семьи в социум – семьи по разным причинам игнорируют социум, общество, общественную жизнь, ведут обособленный образ жизни.

Для оказания эффективной индивидуальной помощи своим воспитанникам и их родителям необходимо глубоко изучить семьи.

  • до поступления в школу провести диагностику среди родителей -«Экспрес - портрет будущего первоклассника», помогает с первых дней увидеть проблемы детей, определить семьи , которым будет трудно пережить период своей собственной адаптации к школе и своего ребенка..

  • Составить психолого - педагогическую характеристику семьи, наметить направления педагогической работы с семьей, необходимость индивидуальной психологической и социальной помощи. «Экспресс – прогноз состава родительского коллектива»,

Обучение родителей, изучение семей целесообразно начинать за полгода до поступления ребенка в школу, когда взрослые полны решимости дать ему достойное образование.

Предварительное знакомство родителей с предлагаемой образовательной программой и ее необходимым ресурсным обеспечением, требованиями, с учителем, со школой, с организации питания, работниками библиотеки , медпункта, администрацией, с укладом школьной жизни позволит подготовить ребенка к первому школьному дню и дальнейшей школьной жизни.

Познакомиться с семьями первоклассников в домашних условиях до поступления ребенка в школу, целью выявления взаимоотношений в семье, стиля семейного воспитания, материального уровня семьи, создание условий для обучения. Важно увидеть ребенка в семье в непринужденной обстановке и выяснить уровень подготовки ребенка к школе и дать родителям нужные советы по подготовке в школу.

Перед началом учебного года учителю необходимо посетить группу детского сада, понаблюдать за детьми в привычной обстановке, стоит прислушаться к мнению воспитателей о характерах будущих первоклассников.

В летний период с детьми проводится подготовка к школе и изучение индивидуальных особенностей учащихся и родителей.

С целью скорейшей адаптации в летний пришкольный лагерь набирают группу детей дошкольного возраста, где происходит знакомство со школой, раскрываются детские характеры, творческие , познавательные и организаторские способности, умение общаться со сверстниками.

В результате подготовительной работы у учителя складываются конкретные представления об учащихся своего класса и их семьях, в дальнейшем это поможет осуществить индивидуальный подход к учащимся и родителям.

Первое родительское собрание проводится перед началом учебного года, необходимо проинформировать родителей о предполагаемой физической и психологической нагрузке школьников, объеме выполняемых домашних заданий, способе их выполнения и системе оценивания. Пригласить детей и родителей для подготовки торжественной линейки, на праздник и первый урок. Посоветовать родителям, какими словами нужно проводить и встретить малыша, как отпраздновать это знаменательное событие в жизни всей семьи. Учеба – это серьезный труд, требующий трудолюбия и настойчивости, умения доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и радоваться первым успехам, но не запугивать детей предстоящей работой, не требовать с него невозможного. Ребенку легче учиться, когда он чувствует заботу и поддержку родителей. Особенности обучения и поведения детей в дальнейшем зависят от того, как прошел их первый школьный день, насколько ожидания ребенка оправдались, какие перспективы он «увидел», когда оказался в реальной школьной среде. Начиная работу с родителями в подготовительный период, больше шансов и подружиться с ними, и познакомить и подружить родителей.

Период адаптации первоклассника.

Задачи для родителей в период

адаптации первоклассника

  • осуществить безболезненную адаптацию первоклассников к условиям школьной жизни;

  • научить быстро и эффективно выполнять домашние задания, готовить задания по чтению.

  • помочь построить продуктивные отношения с учителями одноклассниками;

  • укреплять физическое здоровье детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;

  • совершенствовать внимание , память, речевое развитие младших школьников.

  • изучать родительские запросы, в целях организации и проведения целенаправленного просвещения, коррекции детско – родительских отношений.

  • пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей;

Задачи воспитательной деятельности в период адаптации первоклассника:

  • создать условия для успешной школьной адаптации детей, снижения школьной тревожности;

  • формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности;

  • создать условия для развития нравственных качеств личности;

  • формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива;

  • создать условия для развития творческих способностей.

  • коррекция индивидуального развития.

Адаптация к школьной жизни.

Поступление в школу - это переломный момент в жизни каждого человека, кардинально меняющий весь образ жизни ребенка. Свойственная дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений. Теперь ребенок должен сломать ранее существующий уклад жизни, систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня подчиняться нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. Адаптация требует психического, физического напряжения, является для первоклассника стрессовой, без понимания, поддержки и помощи родителей ребенку самостоятельно справиться сложно. К началу обучения в школе у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению. Мотивы дошко­льников выражаются в формуле «стремление к положению школьника». У ребенка ярко проявляется потребность по­сещать школу, носить форму, ранец, выполнять обществен­ные поручения в классе. Иными словами, у него проявляет­ся потребность занять новое положение среди окружающих. Психологи называют это «субъективной готовностью к школе». Но существует и «объективная готовность» — это тот уровень знаний и умений, с которыми ребенок прихо­дит в школу. У современного семилетнего ребенка уровень субъективной готовности к школе несколько снижен, а уро­вень объективной готовности повышен. Все это значительно усложняет работу по формированию мотивации учения в младшем школьном возрасте. Ребенок не осознает значимости школьной жизни, не понимает своей роли ученика, и еще долго не будет понимать значения и необходимости познавать мир, овладевать знаниями, стремления стать грамотным, поэтому работа по оказанию помощи детям в овладении наук и успешной адаптации строится с родителями. Семья поддерживает его в новом качестве, помогает осознать значимость школьной жизни, вселяют веру в свои силы, помогает преодолеть первые трудности. Обучение становится важным и значимым делом всей семьи.

Наиболее целесообразно проведение родительского собрания через неделю или две после начала обучения, когда выявятся самые болезненные «точки» первоклассника.

. Период адаптации

Первое полугодие

Праздник «День знаний.»

« Первый раз в первый класс»- урок для детей и родителей (Сентябрь)

Родительское собрание( сентябрь)

Тема: «Чтобы помочь ребенку решать его проблемы, нужно их знать».

  1. Этапы нравственного становления личности ребенка.

  2. Психолого-педагогические особен­ности детей младшего школьного возраста.

3.Как помочь ребенку в период адапта­ции к школьной жизни?

4.Позиция родителей по отношению к ребенку, его новому социальному статусу в этот период жизни.

5.Функции семьи и школы в воспита­нии ребенка, их единство. 6 .Семья - главный институт воспита­ния и становления личности ребенка.

7.Формы участия родительской общественности в жизнедеятельности образовательного учреждения, класса, права и обязанности родителей и родительского комитета классного и общешкольного).

Практикум для родителей 1( октябрь)

Тема: «Формирование у ребенка ответ­ственности за учебный труд».

1 Организация и настрой родителей на четырехлетнюю совместную работу; а)знакомство родителей друг с другом, с детьми, с учителем и специалистами, ра­ботающими с классом; б) закладывание основ классных тради­ций, законов жизни коллектива детей и ро­дителей; в) обсуждение и дополнение плана рабо­ты на год; г) обсуждение ответов на вопрос: «Как родители представляют систему взаимо­действия с детьми, которые получили ста­тус учащихся?» д) четкое определение функций учителя и родителей в организации успешного обу­чения ребенка.

2. Организация практикума по оказа­нию помощи ребенку при выполнении до­машних заданий, по формированию самостоятельности и ответственности за учебное дело с первых дней пребывания в школе:

а)практикум по организации и соблюдению режима дня школьника.

б)практикум по обучению родителей приемам быстрого и безошибочного письма, алгоритму работы учащихся с текстом арифметической задачи, приемам форми­рования вычислительных навыков и осу­ществления самопроверки.

Праздник «Мы школьниками стали» (Ноябрь)

Тема: «Трудности адаптации первоклассников» ( круглый стол)

Включение родителей первоклассни­ков в обсуждение проблем, возникающих у них в период первой учебной четверти;

Тест для родителей « Адаптация первоклассника» Рисуночный тест» что мне нравится в школе»

а) рефлексия с последую­щим обсуждением ответов на вопросы: Что я делал в первой четверти в качестве роди­теля ученика класса? Как я это делал? Ка­ких результатов достиг? Что мне помогало выполнять свои функции, что мешало? Как я преодолевал трудности?;

Физиологические и психологические условия адаптации ребенка в школе.

Обсуждение: Какого ребёнка можно назвать идеальным ребёнком?», достаточно серьёзно подошли к проблеме определения особенностей личности идеального ребёнка, Эта работа помогла задуматься родителям над вопросом: А что из портрета идеального ребёнка есть в моём собственном ребёнке?

Письмо – обращение к самым близким и дорогим людям , моим родителям. Памятка для родителей.

Индивидуальная беседа с родителями Второва Ильи « Что надо знать о леворукости ребенка!»

Практическое занятие 2

Тема: «Формирование у младших школь­ников умений и желаний читать . Приобщение к домашнему чтению». ( Декабрь)

1Проведение анкетирования родите­лей по определению их заказа школе на оказание педагогических услуг семье и ре­бенку.

2.Беседа о значении любви к чтению, влиянии правильности и осмысленности чтения на формирование грамотности.

3.Проведение практикума по отработке приемов улучшения техники чтения и при­витию детям любви к чтению.

4.Праздник «Прощайте числа первого десятка» Игры , конкурсы, миниатюры с участием детей и родителей.

Индивидуальная беседа :

«Причины и последствия детской агрессии» беседа – рассуждении с родителями мальчиков: Лебедева Даниила, Василькова Никиты, Баранова Максима, Дубова Максима.

Праздник: (Декабрь)

Представление у Новогодней елки. Праздничные подарки Деда Мороза .

( организация родительского комитета)

Второе полугодие

Лекционное занятие 2 Тема: «Формирование ученичества как личностного качества. Его значение в жизни человека».( январь)

  1. Учение — ведущий вид деятельности младшего школьника.

  2. Ученичество как личностное качест­во, формируемое у ребенка в начальной школе. Обсуждение анкеты « Оценка уровня школьной мотивации»

Формирование: а) познавательных интересов в семье;

б) положительного отно­шения к школе.

  1. Ситуация успеха в учебной деятель­ности. Ее значение для успешного обуче­ния ребенка.

  2. Как способствовать переживанию ре­бенком успеха от преодоления учебных трудностей?

Индивидуальная беседа с родителями слабоуспевающих детей по теме « Как помочь преодолеть проблемы адаптации, организации помощи в усвоении знаний»

Родительское собрание ( Февраль)

Тема: Роль отца в воспитании и обучении детей. (Деловая игра )

1.Мир эмоций и чувств ребенка.

2. Эти непослушные дети

2.Поощрения и наказания в семье : разумный баланс

3.Тест « Какой вы воспитатель»

Праздничное приветствие к Дню защитника Отечества. Сюрприз для папы.

Игра –соревнование « Если вместе, если дружно» команда отцов и детей

Праздник « Прощай АЗБУКА» (февраль)

Праздничный концерт к Дню 8 Марта

« Нашим дорогим и любимым мамам и бабушкам»

Чаепитие для детей и родителей.

Сюрприз для мамы и бабушки.

Конкурс «Дружная семейка»

Творческий конкурс (оригинальный номер, подготовленный дома, с целью

выявления творческих способностей детей и родителей.

Практическое занятие (апрель)

Тема: «Ваш ребенок — успешный уче­ник!»

День открытых дверей, уроки с присутствием родителей, позволяющие родителям увидеть своих детей на уроках, сравнить, понять проблемы своего ребенка.

1. Круглый стол: Что значит быть успешным учеником? Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы быть ус­пешным учеником? Чему он должен научиться, чтобы стать успешным учени­ком? Какова роль родителей в деле становления ребенка как успешного уче­ника?

  1. Обсуждение результатов аналогич­ной беседы, проведенной ранее учителем с первоклассниками. Сравнение ответов уча­щихся и их родителей.

  2. Обсуждение по вопросам: Что наши дети умеют делать?

  3. Как они ду­мают, мыслят? Что им не под силу? Чему их надо учить? Как надо учить?

  4. Диагностические исследования «Мой сын (моя дочь) учится быть учеником».

  5. Памятка для родителей : «Как научить ребенка учиться»

Родительское собрание ( май)

Тема « Без внимания нет образования» (организационно – деятельностная игра для детей.) май.

1.Родителям о внимании и внимательности. Синдром дефицита внимания.

2. О развитии произвольного внимания младших школьников.

Психологическая поддержка ребенка в процессе развития внимания.

3. Памятка для родителей по развитию внимания учащихся,

4. Игры – соревнования детей на развития восприятия и внимания.

Праздник « Прощай 1 класс» Организация коллективного творче­ского дела по подготовке праздника, посвя­щенного успешному окончанию Iкласса.

5.Правила безопасного поведения детей в летний период.

Организация летнего отдыха детей. Закаливание организма детей в летний период.

Домашнее задание: прочитать и про­анализировать книгу А.Ц. Гармаева «Этапы нравственного становления ребенка.

Оказание помощи родителями в ремонте класса.

Младший школьный период

Задачи младшего школьного периода для родителей (2-3 класс)

  • познакомить родителей с системой требований к знаниям, умениям, на­выкам в 2- 3 классах;

  • сформировать навык самоконтроля, умение работать со справочной , научно – познавательной литературой.

  • продолжить работу по формированию познавательных интересов ребенка и стимулированию у него потребности делиться с родителями школьными проблемами.

  • сформировать у ребенка доброжелательное, уважительное отношение к людям.

  • укрепить физическое здоровье детей, сформировать потребность в здоровом образе жизни

  • сплотить детский коллектив общим интересными совместными делами ;

  • ; помочь самореализоваться личности каждого ребенка независимо от успеш­ности обучения; коррекция индивидуального развития.

  • Сформировать у родителей положительное отношение к самим себе, умение принимать себя окружающих людей такими какие они есть: не осуждать, не обижать, научиться прощать и помогать людям, чтобы научить этому своего ребенка.

  • Способствовать выработке у родителей потребности, привычки и умения заботиться о своем здоровье, чтобы стать примером для подражания в ответственности за свое здоровье.

пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей;

  • повысить родительскую активность в решении школьных проблем;

  • разнообразить методы семейного воспи­тания;

Задачи воспитательной деятельности младшего школьного периода

  • продолжить работу по активизации познавательных процессов и способностей ребенка, повышению учебной мотивации;

  • сформировать навык самоконтроля, умение работать со справочной , научно – познавательной литературой;

  • создать условия для раскрытия творческого потенциала детей , развивать интересы и склонности детей, повышать уверенность в своих силах;

  • формировать коммуникативные навыки, продолжать работу по созданию сплоченного, дружного , инициативного коллектива;

  • формировать позитивную моральную позицию;

  • Повышать уровень самоконтроля а отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения с одноклассниками, родителями , учителями.

  • укреплять физическое здоровье детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;

Второй год обучения родителей

Первое полугодие

  1. Тема: «Обучение как фактор развития личности ребенка. ( сентябрь Знакомство родителей с учебниками на новый учебный год, программой и требованиями по предметам. Знакомство с учителем английского и немецкого языка, программой и требованиями по предмету.

1Понятие «развитие» в современной психологии и педагогике.

2.Формирование обобщенных базисных умений у учащихся, умения общаться, трудиться, учиться.

3.Использование обобщенных базис­ных умений в качестве средства развития личности ребенка.

5.Формирование у младших школьни­ков субъектной позиции в учебной

деятель­ности

6.Анкета « Семья и способности ребенка» Дн. Кл .рук

7. Заседание родительского комитета: Выборы родительского комитета.

Планирование работы на год, распределение поручений.

Практикум для родителей. ( октябрь)

Тема: .Первые уроки школьной отметки».«Переживание ситуации успеха — залог успешности ученика».

  1. Анкета для родителей, анализ анкет детей « Уроки школьных отметок»,

  2. Педагогический тренинг « Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка»

  3. Памятка для родителей « Как относиться к отметкам ребенка!»

  4. : Что вы понимаете под словами ситуация успе­ха? Каким образом ее можно создать? За­чем она нужна в учебном процессе?

  5. Индивидуальные особенности детей. Их учет при создании ситуации успеха.

  6. Обсуждение идеи В.А. Сухомлинского: «Чтобы ребенок хорошо учился, надо, чтобы он хорошо учился». Какое отноше­ние эта мысль имеет к проблеме создания ситуации успеха? Может ли каждый ребе­нок хорошо учиться? Если нет, то способен ли ребенок переживать ситуацию успеха в учебной деятельности .

  7. Беседа с логопедом о речевом развитии, дизграфии , анализ результатов исследования речи детей класса, успешности обучения по русскому языку.

Индивидуальная беседа с детьми с отставанием в речевом развитии Хабаровой Ириной, Большаковой Юлией, Адеевой Анной, Плотниковым Никитой, Бураковой Аленой , Жаравиной Анной, Второва Ильи, Томиловой Марии, Огарковой Екатерины.

Практическое занятие Тема: «Формирование у родителей уме­ния продуктивно общаться с детьми».( ноябрь)

1. Общение как фактор развития лич­ности ребенка.

  1. Умение слушать, слышать и понимать ребенка, поддерживать диалог и уважительно относиться к его мнению — основа продуктивного общения с ребенком.

  2. Мастер – класс. Учимся успешному общению с собеседником. Как организовать учебное сотрудничество Хочешь иметь друзей - будь вежлив.

  3. Обсуждение ситуации по вопросам: Что такое общение? Как оно может быть орга­низовано на уроке? Можно ли считать обще­ние средством развития ребенка? Можно ли продолжать работу по установлению учебного
    диалога с ребенком в семье? Для чего нужно такое общение в домашних условиях?

5.Памятка для родителей « Правила успешного общения»

6. Домашнее задание: установить кон­такт с ребенком и активно общаться с ним при обсуждении учебного материала.

  1. Значение проектной деятельности для детей и родителей. Проект « Детская площадка» в школьном дворе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Изменение содержания образования в Школе Совместной деятельности

    Документ
    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 расположена по адресу: г. Томск, ул. Мокрушина 10. На территории школы два здания: здание школы на 1200 посадочных мест и здание спортивного комплекса на 100 мест.
  2. Программа формирования ууд программа отдельных предметов, курсов и внеурочной деятельности. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

    Программа
    Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы, дополняет традиционное
  3. Программа класса: "Семья и Школа"

    Программа
    В концепции модернизации российского образования подчеркнута особая роль семьи и школы в решении задач воспитания подрастающего поколения. Единство семьи и школы в воспитании - главнейшее условие формирования личностной цельности
  4. Руководство и организация работы Совета профилактики школы

    Руководство
    В разные периоды становления и развития государства человечество неразрывно связывало демократизацию и свободу, как отдельной личности, так и общества в целом с чётким исполнением законов.
  5. Программа развития «социум и школа» государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №314

    Программа
    Программа развития Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 314 Фрунзенского района Санкт-Петербурга до 2012 года «Социум и школа»

Другие похожие документы..