Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Во все времена люди любовались совершенными формами кристаллов, яркой окраской, блеском и игрой самоцветов. Гете, Байрон, Гене, Омар Хайям, Пушкин и ...полностью>>
'Документ'
У другій частині навчального посібника подаються докладні відомості про функції багатьох змінних, інтегральне числення, звичайні диференціальні й лін...полностью>>
'Курсовая'
Вопросы брендинга в настоящее время представляют большой интерес как с теоретической, так и с практической точки зрения. Причем существенным в данной...полностью>>
'Документ'
На оборотной стороне титульного листа: «Настоящее издание предпринято по решению редакционной коллегии серии «Литературные памятники» (1993 г.)», два...полностью>>

Тема Введение в микроэкономику

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

План лекций предназначен студентам в качестве вспомогательного материала.

Тема 1. Введение в микроэкономику.

План:

1. Предмет экономической теории и микроэкономика.

2. Принцип ограниченности ресурсов. Кривая производственных возможностей.

3. Модель рыночного кругооборота.

4. Совершенная и несовершенная конкуренция .

1.Предмет экономической теории и микроэкономика.

Объектом изучения экономической теории является общественное производство.

Предметом экономической теории является проблема эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Микроэкономика изучает поведение отдельных хозяйственных субъектов (фирма, отрасль, потребитель, цена, конкуренция).

Макроэкономика определяет общую картину структуры экономики и связей между крупными агрегатами.

Функции экономической теории.

  1. Познавательная.

  2. Практическая.

2. Принцип ограниченности ресурсов. Кривая производственных возможностей.

Ресурсы или факторы производства – это вспомогательные средства, содержащиеся в экономическом потенциале общества, используемые населением, предпринимателями и государством для достижения определенных целей.

  1. Труд,

  2. Предпринимательская способность,

  3. Капитал,

  4. Земля,

  5. Информация.

Основные вопросы экономики: Что? Как? Для кого?

Кривая производственных возможностей .

Для построения кривой используются следующие допущения:

1. Эффективное использование ресурсов,

2. Постоянное количество ресурсов,

3. Производится два продукта,

4. Неизменная технология.

Возможности

Производство (кг)

Масло

Сметана

A

100

0

B

90

10

C

70

20

D

40

30

E

0

40

Закон возрастающих вмененных (альтернативных) издержек.

3. Модель рыночного кругооборота.

Трансферты:

- социальные выплаты населению,

- субсидии, дотации предприятиям,

- выплаты процента по государственному долгу.

4. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Рынок совершенной конкуренции отвечает следующим требованиям:

1.Цена определяется по спросу и предложению;

2.Полная мобильность производственных ресурсов;

3.Число участников рынка не ограничено;

4.Исключаются все формы дискриминации покупателей;

5.Доля объёма производства отдельной фирмы невелика;

6.На отдельно взятом рынке продается однородная продукция (отсутствуют торговые марки, реклама);

7.Хозяйственные субъекты имеют полную информацию о рынке (прежде всего о ценах);

8.Хозяйственные субъекты не оказывают влияния на решения других субъектов;

На рынке несовершенной конкуренции один, два или более продавцов каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой, конкурируют за продажи на рынке.

Естественная (чистая) монополия - на рынке одна фирма, предлагающая уникальный товар.

Монопсония – один единственный покупатель.

Двусторонняя монополия – сочетание монополии и монопсонии.

Монополистическая конкуренция – достаточно большое число небольших фирм предлагающих по – своему уникальный товар . «Много конкуренции и мало монополии».

Олигополия – рынок, на котором небольшое число фирм, обычно крупных, предлагает свою продукцию.

Список литературы

:

  1. Мэнкью Н. Принципы микроэкономики.- СПб.: Питер, 2005.- с. 26-41; 45-60; 93-94.

  2. Пиндайк Р.С., Рубенфельд Д.Л. Микроэкономика. Пер.с англ. – 2-е изд.- М.:Дело, 2003, 21-31.

  3. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер. с англ.- М.:»Вильямс», 2003.- с.28-38; 46-52.

Тема 2. Спрос и предложение на рынке.

План:

  1. Спрос, кривая спроса и неценовые факторы.

  2. Предложение, кривая предложения и неценовые факторы.

  3. Рыночное равновесие. Дефицит и излишек.

1. Спрос, кривая спроса и неценовые факторы.

Спрос (demand) - это то количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по любой из возможных цен.

Закон спроса - между ценой и величиной спроса существует обратная (отрицательная) зависимость.

Логическое обоснование закона спроса :

- эффект дохода;

- эффект замещения.

Объем спроса Qd и спрос d

Неценовые факторы (детерминанты) спроса:

  1. Изменение доходов;

  2. Изменение цен на сопряженные товары:

- взаимозаменяемые товары (субституты);

- взаимодополняемые товары (комлементарные);

  1. Масштабы рынка;

  2. Изменение вкусов потребителей;

  3. Ожидания покупателей.

  1. Предложение, кривая предложения и неценовые факторы

Предложение (supply) – это то количество продукта, которое производители готовы произвести и продать по любой из возможных из цен.

Закон предложения – существует прямая или положительная зависимость между ценой и величиной предложения.

Объем предложения Qs и предложения s

Неценовые факторы или детерминанты предложения:

  1. Изменение цен на ресурсы;

  2. Изменение технологии производства;

  3. Государственное воздействие: налоги и дотации;

  1. Рыночное равновесие. Дефицит и излишек.

Qd = Qs = Qe

Pd=Ps=Pe

Список литературы:

1. Мэнкью Н. Принципы микроэкономики.- СПб.: Питер, 2005.- с. 92-111;

2. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер. с англ.- М.:»Вильямс», 2003.- с.62-72.

3. Пиндайк Р.С., Рубенфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер.с англ.- М: Дело, 2003.-с. 37-44, 71-72.

Тема 3. Эластичность спроса и предложения.

План:

1.Эластичность спроса по цене.

2. Перекрестная эластичность спроса.

3. Эластичность спроса по доходу.

4. Эластичность предложения.

Для изучения возможной реакции со стороны покупателя используется показатель эластичности спроса.

1. Эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса на товар, вызванное процентным изменением его цены при неизменности всех прочих факторов.

Точечная и дуговая (средняя) эластичность.

Коэффициент ценовой эластичности спроса всегда имеет отрицательное значение (0;-∞),т.к. кривая спроса имеет отрицательное значение.

Если Ep > 1, то спрос является эластичным;

Если Ep <1 , то это неэластичный спрос;

Если Ep = 1 , то это единичная эластичность;

Если Ep = ∞ , то это абсолютно или совершенно эластичный спрос.

Если Ер = 0, то это абсолютно или совершенно неэластичный спрос.

Эластичность спроса по цене влияет на доход или выручку фирмы.

Доход = Q * P

2. Перекрестная эластичность.

Важнейшим фактором , определяющим спрос на товар , является изменение цен на сопряженные товары (субституты и комплиментарные) . Для измерения чувствительности спроса на товар А к изменению цены товара B используется показатель перекрестной эластичности.

ФОРМУЛЫ

точечная

дуговая

Перекрестная эластичность может быть и положительной и отрицательной

Ec < 0 – дополняющие товары.

Ec > 0 – заменяющие товары.

Ec = 0 – независимые товары.

Ec = +∞ - совершенная замена.

Ec = -∞ - жесткая взаимодополняемость

3. Эластичность спроса по доходу.

- это процентное изменение спроса на товар, вызванное процентным изменением дохода - Er

точечная

дуговая

Эластичность по доходу обычно положительна, но может быть и отрицательной.

0 < Er < 1 - нормальный товар

Er < 0 - низкокачественные товары для бедных (secondhand)

Er = 0 - товары первой необходимости

Er > 1 - предметы роскоши

4. Эластичность предложения.

Эластичность предложения – процентное изменение объёма предлагаемого товара в результате изменения рыночной цены – Eps

Эластичность предложения зависит от времени реализации товара:

- мгновенная реакция;

- краткосрочный период;

- долгосрочный период.

Коэффициент является величиной положительной.

Список литературы:

1. Мэнкью Н. Принципы микроэкономики.- СПб.: Питер, 2005.- с. 118-141;

2. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер. с англ.- М.:»Вильямс», 2003.- с.76-82.

3. Пиндайк Р.С., Рубенфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер.с англ.- М: Дело, 2003.-с. 49-61.

Тема 4. Потребительский выбор.

План:

  1. Полезность. Общая и предельная.

  2. Постулаты теории потребления.

  3. Кривые безразличия и их свойства.

  4. Бюджетная линия и равновесие потребителя.

  5. Кривые: «доход – потребление»,

«цена – потребление».

  1. Парадокс Гиффена.

  1. Полезность. Общая и предельная полезность.

Полезность блага – это способность удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Общая полезность – это сумма полезностей. А следовательно общая полезность зависит от количества единиц потребляемого блага. В таком случае функция полезности.

Ux = f (Qx)

Предельная полезность – полезность дополнительной единицы блага.

Закон убывающей предельной полезности. По мере удовлетворения потребности человека в каком-то благе степень его насыщения растёт, а величина предельной полезности снижается.

  1. Постулаты теории потребления.

1. Предположение о способности покупателя ранжировать альтернативы:

2. Предположение о транзитивности предпочтений.

3. Предположение о ненасыщаемости.

Американский экономист Х.Лейбстайн выделил три типичных случая влияния на выбор покупателя его вкусов и предпочтений.

– эффект присоединения к большинству;

– эффект сноба;

– эффект Веблена.

3. Кривые безразличия и их свойства.

Кривая безразличия отражает совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Следовательно, полезность в любой точке кривой безразличия одинакова.

Потребительская корзина

Мясо (кг)

Сыр (кг)

A

8

3

B

6

4

C

5

5

D

4

7

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия.

Свойства кривых безразличия:

  1. Две кривые не могут пересекаться.

  2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

  3. Кривые выпуклы относительно начала координат и их наклон уменьшается при движении вниз и вправо.

Для характеристики изменения в наклоне кривой безразличия используется показатель – предельная норма замещения (субституции) MRS.

MRS – предельная норма субституции – это то количество на которое потребление одного из двух товаров должно быть увеличено (уменьшено) чтобы полностью компенсировать покупателю уменьшение (увеличение) потребления другого товара на одну дополнительную (предельную) единицу.

Особые случаи кривых безразличия:

4. Бюджетная линия и равновесие потребителя.

Для построения бюджетной линии используем тот же тип графиков, который использовался для построения кривых безразличия.

Бюджет = 20 Ls

Р(мяса) = 4 Ls / кг

Р(сыра) = 2 Ls / кг

Равновесие потребителя – это ситуация, когда потребитель сможет максимизировать полезность от использования двух продуктов при определённом бюджете.

Графически, равновесие потребителя, это точка, где кривая безразличия и бюджетная линия проходят по касательной, т.е. угол наклона кривой безразличия и угол наклона бюджетной линии совпадают.

5. Кривые: «доход – потребление», «цена – потребление».

Рассмотренные выше кривые описывают поведение покупателя статично, т.е. ни цены, ни доход не меняются.

    1. Меняется доход потребителя.

2) Доход постоянный, а цена одного товара снижается.

Бюджет = 10 Ls

Р(сыра) = 1 Ls / кг

  • Р(мяса) = 4 Ls / кг

  • Р(мяса) = 2 Ls / кг

  • Р(мяса) = 1.5 Ls / кг

  • Р(мяса) = 1 Ls / кг

График (“цена – потребление”):

6. Парадокс Гиффена.

При увеличении дохода или снижении цены товара, потребление «нормального» товара увеличивается. Иная ситуация характерна для рынка товаров «для бедных» (товаров Гиффена).

Список литературы:

1. Мэнкью Н. Принципы микроэкономики.- СПб.: Питер, 2005.- с. 498-514.

2. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер. с англ.- М.:»Вильямс», 2003.- с.91-93; 103-109.

3. Пиндайк Р.С., Рубенфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер.с англ.- М: Дело, 2003.-с. 78-99, 110-113, 119-124.

Тема 5. Производство.

План:

  1. Производственная функция.

  2. Производство с одним переменным фактором. Закон убывающей предельной производительности.

  3. Производство с двумя переменными факторами. Изокванта.

  4. Изокоста. Равновесие предпринимателя.

  5. Траектория развития фирмы.

  1. Производственная функция.

Производство – деятельность по использованию факторов с целью достижения максимального эффекта.

Отношение между определенной комбинацией факторов производства и максимально возможным (при используемой технологии) объемом производства, описывается производственной функцией.

Свойства производственных функций:

  1. Существует предел возрастания объема производства, который может быть достигнут при увеличении затрат одного фактора и неизменности остальных.

  2. Существует определенная взаимодополняемость факторов производства. Без сокращения объема производства возможна также и взамозаменяемость факторов.

  3. Изменения в применении факторов производства более эластично в долговременном периоде, нежели в коротком.

  1. Производство с одним переменным фактором. Закон убывающей предельной производительности.

В короткий временной период отдельные факторы производства являются постоянными, а отдельные переменными.

Закон убывающей предельной производительности (отдачи):

по мере того, как возрастает использование какого-либо производственного фактора (при фиксированных остальных), в итоге достигается точка, в которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции.

Валовой продукт – это количество продукции, производимой с использованием определенного количества переменного фактора (ТР).

Средний продукт – это отношение валового продукта к израсходованному количеству переменного фактора (АР).

Предельный продукт – это прирост валового продукта, полученный в результате прироста количества переменного фактора (МР).

Затраты труда (L)

Затраты капитала (К)

Валовой продукт (ТР)

Средний продукт (АР)

Предельный продукт (МР)

0

10

0

--

--

1

10

10

10

10

2

10

30

15

20

3

10

60

20

30

4

10

80

20

20

5

10

95

19

15

6

10

108

18

13

7

10

112

16

4

8

10

112

14

0

9

10

108

12

-4

10

10

100

10

-8

  1. Производство с двумя переменными факторами. Изокванта.

Затраты капитала (капиталоемкость)

Трудовые затраты (трудоемкость)

1

2

3

4

5

1

20

40

55

65

75

2

40

60

75

85

90

3

55

75

90

100

105

4

65

85

100

110

115

5

75

90

105

115

120

Изокванта – это линия, представляющая бесконечное множество комбинаций факторов производства, обеспечивающих одинаковый объем производства продукции.

Фактически изокванта иллюстрирует производственную функцию.

Убывающая отдача. В данном случае как по отношению к труду, так и по отношению к капиталу действует закон убывающей отдачи.

Замещаемость производственных факторов.

Угловой коэффициент изокванты показывает, как происходит замещение одного фактора другим.

Абсолютное значение этого коэффициента характеризует предельную норму технологического замещения (МRТS).

MRTS труда капиталом представляет собой величину, на которую может быть сокращен капитал за счет использования одной дополнительной единицы труда при фиксированном объеме выпуска продукции.

  1. Изокоста. Равновесие предпринимателя.

ТС=Р × Q+Р × Q

Изокоста (прямая равных издержек) включает все возможные сочетания труда и капитала, которые имеют одну и ту же суммарную стоимость, т.е. все сочетания двух факторов производства с равными валовыми издержками.

Равновесие предпринимателя.

Предприниматель решил производить определенное количество продукции , но затратив при этом как можно меньше труда и капитала.

Для решения этой задачи, ему необходимо установить зависимость между изоквантой и изокостой.

5. Траектория развития фирмы.

  1. Если расстояние между изоквантами остается постоянным, то рост объема производства продукции прямо пропорционален росту затрат.

  2. Если расстояние между изоквантами уменьшается, то это положительный эффект масштаба.

  3. Если расстояние между изоквантами увеличивается, то это отрицательный эффект масштаба.

Список литературы:

1. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер. с англ.- М.:»Вильямс», 2003.- с.111-115; 139-141.

2. Пиндайк Р.С., Рубенфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер.с англ.- М: Дело, 2003.-с. 199-224.

Тема 6. Доходы по реализации и издержки производства.

  1. Валовой, средний и предельный доходы.

  2. Постоянные и переменные издержки.

  3. Средние и предельные издержки.

  4. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

1. Валовой, средний и предельный доходы.

Валовой доход – сумма денежной выручки от продажи определённого количества какого-либо товара. TR=Р*Q

Средний доход - денежная сумма, полученная предприятием в расчёте на одну проданную единицу товара. AR=TR/Q

!!! Средний доход фирмы равен цене товара и поэтому кривая среднего дохода AR совпадёт с кривой спроса d.

Предельный доход - денежная сумма, полученная предпринимателем от продажи одной дополнительной единицы товара.

Цена товара (Р) Ls

Кол – во товара Q

Полученный доход

TR

AR

MR

10

1

10

10

8

6

4

2

0

-2

9

2

18

9

8

3

24

8

7

4

28

7

6

5

30

6

5

6

30

5

4

7

28

4

2. Постоянные и переменные издержки.

В микроэкономике издержки производства анализируются в двух временных периодах:

  • Краткосрочном

  • Долгосрочном.

В краткосрочном периоде предприятие не меняет технологию, поэтому часть ресурсов – постоянные, а часть – переменные. Чаще всего постоянные – капитал, а переменные – рабочая сила.

В долгосрочном периоде все факторы производства переменные.

В краткосрочном периоде издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные, не зависящие от объёма производства. FC

Переменные издержки – величина которых изменяется в зависимости от изменения объёма производства. VC

Сумма постоянных и переменных – валовые издержки.

TC = FC + VC

В долгосрочном периоде все издержки переменные.

TC=VC

3. Средние и предельные издержки.

АFС – постоянные издержки на единицу продукции. AFC = FC / Q

АVС – переменные издержки на единицу продукции. AVC = VC / Q

АТС – валовые издержки в расчете на единицу продукции. ATC = TC / Q

ATC = AFC + AVC

Предельные издержки – издержки производства на одну дополнительную единицу.

Кол-во товара

Q

(ед.)

Постоян.

изд - ки

FC

(Ls)

Средние

постоянные

AFC=FC/Q

(Ls)

Перемен

изд – ки

VC

(Ls)

Средние

перемен.

AVC=VC/Q

(Ls)

Валов. изд-ки

ТС

(Ls)

Средние

валовые

(Ls)

Предельн.

издержки

(Ls)

0

100

---

---

---

100

-

25

15

13

11

9

7

2

10

15

33

1

100

100

25

25,0

125

125

2

100

50,0

40

20,0

140

70

3

100

33,3

53

17,7

153

51

4

100

25,0

64

16,0

164

41

5

100

20,0

73

14,6

173

34.6

6

100

16,7

80

13,3

180

30

7

100

14,3

82

11,7

182

26

8

100

12,5

92

11,5

192

24

9

100

11,1

107

11,9

207

23

10

100

10,0

140

14,0

240

24

Закон: с ростом использования какого-либо фактора при неизменности остальных в конечном итоге фирма входит на такую точку, в которой дополнительное применение переменного фактора ведёт к снижению относительного и абсолютного объёма производства. Следовательно, отдача от переменного фактора начинает снижаться

5.Бухгалтерская и экономическая прибыль

При анализе издержек производства экономисты используют понятие альтернативных издержек (издержки упущенных возможностей).

Эксплицитные (явные) издержки – плата поставщикам ресурсов (зарплата, аренда, плата за сырьё).

Имплицитные (неявные) издержки – упущенный доход ,«жертва предпринимателя.

Доход (TR)– явные издержки = Pr (бухг).

Доход – (явные + неявные издержки) = Pr экон.

Список литературы:

1. Мэнкью Н. Принципы микроэкономики.- СПб.: Питер, 2005.с. 301-317; 307-317.

2. Пиндайк Р.С., Рубенфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер.с англ.- М: Дело, 2001.-с. 229-252.

Тема 7: Деятельность фирмы на рынке совершенной конкуренции.

План:

1.Принцип сопоставления валового дохода и валовых издержек (TR - TC).

2. Принцип сопоставления предельного дохода и предельных издержек (МР – МС)

3. Сопоставление средних издержек производства и цены товара.

4. Средние издержки в долгосрочном периоде.

5. Прибыль в долгосрочном периоде.

1. Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками.

На рынке совершенной конкуренции предприниматель не может оказывать влияние на цену продаваемого товара. Поэтому единственный способ приспособиться к рыночным колебаниям - это изменять объём производства.

Цель– получение мах. прибыли.

Кол-во товара Q (ед.)

Цена товара P (Ls)

Валовой доход ТR (Ls)

Постоян-ные издержки FC (Ls)

Переменные издержки VC (Ls)

Валовые издержки ТС (Ls)

Прибыль или убыток (Ls)

0

-

30

0

1

20

30

10

2

20

30

15

3

20

30

18

4

20

30

20

5

20

30

21

6

20

30

28

7

20

30

40

8

20

30

55

9

20

30

75

10

20

30

100

11

20

30

130

12

20

30

165

13

20

30

205

14

20

30

250

15

20

30

300


Кривые валового дохода (ТР) и валовых издержек (ТС) пересекаются в точках А и В, которые называются точками критического объема производства».

2.Принцип сопоставления предельного дохода и предельных издержек.

Правило максимизации прибыли: MR = MC

Предприниматель будет производить каждую единицу продукции, предельный доход от которой превышает ее предельные издержки.

MR = P MR = MC = P

Кол-во товара

Q

(ед.)

Цена ед. товара

Р

(Ls)

Валовой доход

TR = P x Q

(Ls)

Предельный доход

MR

(Ls/ед.)

Валовые издержки

ТС

(Ls)

Предельные издержки

MC

(Ls/ед.)

Прибыль или убыток

TR – TC

(Ls)

0

---

0

30

-30

1

20

20

40

-20

2

20

40

45

-5

3

20

60

48

+12

4

20

80

50

+30

5

20

100

51

+49

6

20

120

58

+62

7

20

140

70

+70

8

20

160

85

+75

9

20

180

105

+75

10

20

200

130

+70

11

20

220

160

+60

12

20

240

195

+45

13

20

260

235

+25

14

20

280

280

0

15

20

300

330

-30

3.Сопоставление средних издержек производства и цены товара.

На рынке совершенной конкуренции предприниматель принимает цену единицы товара как величину заданную. Он не может изменить цену товара, но он её использует в качестве ориентира величины собственного предложения.

Для этого предприниматель рассматривает средние издержки AFC, AVC, ATC.

Зная рыночную цену, объем выпуска продукции, способный принести максимум прибыли, подсчитав величину средних издержек производства, предприниматель принимает решение относительно приемлемости для него сложившейся рыночной цены.

Кол-во

товара

(ед.)

Постоянные.

издержки

FC

(Ls)

Переменные издержки

Валовые издержки

Предельные издержки

MC

(Ls/ед.)

Всего

VC

(Ls)

Средние

AVC=VC/Q

(Ls/ед.)

Всего

ТС

(Ls)

Средние

AТC=VC/Q

(Ls/ед.)

0

30

---

---

30

10

5

3

2

1

7

12

15

20

25

30

35

40

45

50

1

30

10

10,0

40

40,0

2

30

15

7,5

45

22,5

3

30

18

6,0

48

16,0

4

30

20

5,0

50

12,5

5

30

21

4,2

51

10,2

6

30

28

4,7

58

9,7

7

30

40

5,7

70

10,0

8

30

55

6,9

85

10,6

9

30

75

8,3

105

11,7

10

30

100

10,0

130

13,0

11

30

130

11,8

160

14,5

12

30

165

13,8

195

16,3

13

30

205

15,8

235

18,1

14

30

250

17,9

280

20,0

15

30

300

20,0

330

22,0

1. Первоначальная рыночная цена Р1 = 4,2 Ls/ед.; Q = 5 ед.

2. Затем цена повышается. Р2 = 9,7 Ls/ед. ; Q = 6 ед.

3. Затем еще раз повышается. Р3 = 20 Ls/ед.; Q= 8-9 ед.

Кривая предложения фирмы совпадает с кривой МС начиная от точки min AVC.

4. Средние издержки в долгосрочный период.

Расширение временных рамок облегчает свободу хозяйственного манёвра, предприниматель может изменить кол-во и качество любого из применяемых факторов. Т.е. все факторы являются переменными, следовательно, постоянных и средних постоянных издержек тоже не существует, а средние переменные (AVC) равны средним валовым (АТС). Для того чтобы построить кривую средних валовых издержек фирмы в долгосрочном периоде анализируется ситуация, в которой оказывается предприниматель в коротком периоде.

5.Прибыль в долгосрочном периоде.

Принципиальное отличие поведения предпринимателя в долгосрочном и краткосрочном периодах, и заключается в том, что на длительном отрезке он должен считаться с появлением новых конкурентов.

В условиях совершенной конкуренции собственники факторов производства (в долгосрочном периоде) могут воспользоваться возможностью получения прибыли на любом рынке.

Причем, выбор сферы приложения капитала нередко продиктован именно мобильностью главных производственных факторов.

    1. Условие получения нормальной прибыли.

    2. Условие получения сверхприбыли.

    3. Условие получения убытка. Закрытие фирмы.

Список литературы:

1. Мэнкью Н. Принципы микроэкономики.- СПб.: Питер, 2005.- с. 324-333.

2. Пиндайк Р.С., Рубенфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер.с англ.- М: Дело, 2003.-с. 280-320.

Тема 8: Поведение продавца на рынке естественной монополии.

План:

  1. Монопольный спрос.

  2. Выбор объёма производства

  3. Монопольная власть.

  4. Ценовая дискриминация.

5. Антимонопольное законодательство.

Рынок чистой монополии, так же как и весь рынок несовершенной конкуренции,

о снован на том, что продавец контролирует цену товара, поэтому понятие «предложение», как способность продавца предлагать товары в зависимости от рыночной цены, на данном рынке неприменимо. Решающее значение здесь приобретает спрос.

Логика поведения покупателя подсказывает монополисту логику собственного рыночного поведения.

Кол-во товара

Q

(ед.)

Цена товара

Р

(Ls)

Валовой доход

TR = P x Q

(Ls)

Предельный доход

MR

(Ls/ед.)

Валовые издержки

ТС

(Ls)

Средние

валовыеиздержки

АТС

(Ls/ед.)

Предельные издержки

MC

(Ls/ед.)

Прибыль или убыток

(тыс.Ls)

0

---

0

20.0

19.0

18.0

17.0

13.5

8.5

2.0

-6.0

20

---

15

10

8

7

5

7

19

21

-20,0

1

20,5

20,0

35

35,0

-15,0

2

19,5

39,0

45

22,5

-6,0

3

19,0

57,0

53

17,7

+4,0

4

18,5

74,0

60

15,0

+14,0

5

17,5

87,5

65

13,0

+22,5

6

16,0

96,0

72

12,0

+24,0

7

14,0

98,0

91

13,0

+7,0

8

11,5

92,0

112

14

-20,0

2. Выбор объёма производства.

Предприниматель, продающий свои товары на рынке естественной монополии будет стремиться к производству такого объёма продукции, который даст ему максимальную прибыль. С этой целью ему необходимо сравнивать валовой доход и валовые издержки или предельный доход и предельные издержки в краткосрочном периоде.

В долгосрочном – спрос и средние валовые издержки (АТС).

3. Монопольная власть.

Показатель монопольной власти – коэффициент Лернера (от 0 до 1).

При совершенной конкуренции L = 0, т.к. Р=МС.

В условиях несовершенной конкуренции значение L находится между 0 и 1.

L=

Если предельные издержки трудно определить, используют показатель средних издержек.

Правило ценообразования:

4. Ценовая дискриминация.

В ряде случаев в целях получения дополнительного дохода предпринимателю – монополисту выгоднее продавать один и тот же товар по разным ценам, при неизменных издержках производства.

В практике хозяйствования индустриально развитых стран чаще всего встречается ценовая дискриминация на основе сегментирования рынка.

Понятие «сегментирование рынка» означает разбивку рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и (или) комплексы маркетинга.

5. Антимонопольное законодательство.

5.1. Формы монополий.

5.2. В настоящее время существует две системы антимонопольного права : американская и европейская .

Американская система – антитрестовское законодательство.

Наиболее типичные действия компаний, попадающих под антитрестовское законодательство:

  1. Монополизация рынка явным образом.

  2. Фиксирование цен , в том числе и на рынке олигополии. «Лидерство в ценах».

  3. Слияние компаний , если это ослабляет конкуренцию.

  4. Переплетающиеся директораты.

  5. Ценовая дискриминация

  6. Связанные контракты.

  7. Исключительные контракты.

Латвийский закон „О конкуренции и ограничении монополистической деятельности”.

В его соответствии запрещены соглашения о :

- прямом или косвенном определении цен и тарифов;

- ограничение производства, рынка, технического развития или инвестиций;

- разделе рынка по территории , покупателям , поставщикам и другим признакам;

- условиях, согласно которым заключение 1 договора зависит от заключения др. договора, который по существу не имеет связи с предметом конкретной сделки;

- деятельность (бездеятельность) в результате которой другой участник рынка вынужден его покинуть , или затруднен доступ к рынку.

Формы проявления нечестной конкуренции.

  1. Использование законно используемых другими участниками рынка наименований, отличительных знаков, упаковки и т.п., что может ввести в заблуждение по отношению к идентичности участника рынка.

  2. Распространение ложной, неполной или искаженной информации о других участниках рынка.

  3. Распространение информации, которая является коммерческой тайной другого предприятия.

  4. Воздействие на работников другого предприятия угрозами, подкупом с целью создания преимуществ для своей экономической деятельности

Список литературы:

1. Мэнкью Н. Принципы микроэкономики.- СПб.: Питер, 2005.- с. 349-357, 371-372.

2. Пиндайк Р.С., Рубенфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер.с англ.- М: Дело, 2003.-с. 373-402.

Тема 9. Монополистическая конкуренция.

План:

1. Формы дифференциации товаров.

2. Максимизация прибыли.

3. Минимизация убытков.

4. Ситуация на рынке монополистической конкуренции в долговременном периоде.

Рынок монополистической конкуренции обладает двумя ключевыми характеристиками:

Во-первых, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты, которые имеют высокую норму замещения одного другим, но не абсолютно взаимозаменяемыми. Другими словами, перекрестная эластичность спроса по цене велика, но не бесконечна.

Во-вторых, рынок характеризуется свободой входа -выхода. Новым фирмам несложно войти на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам – выйти, если их товары перестали пользоваться спросом.

1. Формы дифференциации товаров.

1. Реклама.

2.Размещение рынка. Способность привлекать большой и географически разбросанный рынок.

3. Качество товара.

4.Упаковка.

5.Торговая марка.

2.Максимизация прибыли.

Цена товара

Р

(Ls)

Кол-во товара

Q

(ед.)

Валов. доход

TR = P x Q

(Ls)

Предельный доход

MR

(Ls/ед.)

Валов. издержки

ТС

(Ls)

Средние

Валовые издержки

АТС

(Ls/ед.)

Предельные издержки

MC

(Ls/ед.)

Прибыль или убыток

(тыс.Ls)

20,0

1

20

19

18

17

16

15

14

13

12

6

35

35,0

10

8

7

5

7

19

21

30

38

-15

19,5

2

39

45

22,5

-6

19,0

3

57

53

17,7

+4

18,5

4

74

60

15,0

+14

18,0

5

90

65

13,0

+25

17,5

6

105

72

12,0

+33

17,0

7

119

91

13,0

+28

16,5

8

132

112

14,0

+20

16,0

9

144

142

15,8

+2

15,0

10

150

180

18,0

-30

Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы в условиях монополистической конкуренции имеет нисходящую форму. Спрос является более эластичным чем у чистого монополиста , но не является абсолютно эластичным , как у совершенного конкурента.

Степень эластичности спроса зависит от количества конкурентов. Чем их больше, тем эластичнее спрос.

  1. Минимизация убытков.

Конкурентный механизм данного рынка на краткосрочном временном интервале не дает гарантии получения сверхприбыли и даже нормальной прибыли. Не исключена ситуация ухудшения конъюнктуры рынка, которая может привести к убыткам в краткосрочном периоде.

Если затраты монополистического конкурента останутся прежними, а спрос станет неэластичным, результаты хозяйственной деятельности изменятся. (Следующая таблица).

Цена товара

Р

(Ls)

Кол-во товара

Q

(ед.)

Валов. доход

TR = P x Q

(Ls)

Средние

Валовые издержки

АТС

(Ls/ед.)

Предельные издержки

MC

(Ls/ед.)

Предельный доход

MR

(Ls/ед.)

20,0

1

20

35,0

10

8,1

6,9

5

7

19

21

16

12

6

3,5

4,3

4,7

7,1

18,0

2

36

22,5

16,0

3

48

17,7

13,5

4

54

15,0

11,5

5

57,5

13,0

10,3

6

61,8

12,0

9,5

7

66,5

13,0

9,2

8

73,6

14,0


4. Ситуация на рынке монополистической конкуренции в долговременном периоде.

Рынок монополистической конкуренции является открытым , поэтому в долгосрочном периоде экономическая прибыль может быть равна 0.

Свободный вход на рынок предотвращает длительное существование экономической прибыли. Тогда в долгосрочном периоде фирма должна попытаться минимизировать убытки, Для минимизации убытков ей надо выйти на объем при котором АТС будут минимальными.

Однако к долговременном периоде на рынке монополистической конкуренции фирмы не выходят на минимум АТС, т.е. в точке равновесия АТС не являются минимальными это связано с недогрузкой предприятия (например: кафе, парикмахерские и т.п.).

Эту недогрузку предприятия компенсируют ценой.

Список литературы:

1. Мэнкью Н. Принципы микроэкономики.- СПб.: Питер, 2005.- с. 412-426.

2. Пиндайк Р.С., Рубенфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер.с англ.- М: Дело, 2003.-с. 483-490.

Тема 10. Рынок олигополии.

План:

  1. Признаки олигополии.

  2. Цена и выпуск картеля.

  3. Ломаная кривая спроса.

Для современного рынка основным видом конкурентных отношений является олигополия. Олигополия предполагает, что в отдельной отрасли действует несколько крупных фирм, которые конкурируют друг с другом.

Олигополистические ситуации могут возникнуть в отраслях, производящих как стандартизированные (никель, алюминий), так и дифференцированные (сигареты, стиральные машины, автомобили) товары.

1. Признаки олигополии.

Структура олигополистического рынка противоречива:

  1. С одной стороны, каждая фирма стремится к максимизации прибыли, а с другой предприниматель-олигополист строит свои действия с учетом их влияния на поведение конкурентов. Вместе с тем сотрудничество предпринимателей, их согласованное поведение, позволяет каждому участнику в отдельности иметь больше выгод, чем при независимости действий. Поэтому предприниматели-олигополисты стремятся любой ценой избежать жесткой конкуренции.

Конкуренция на олигополистическом рынке в современных условиях усиливается, т.к.

- идет приток новых технологий;

- агрессивная реклама;

- активизация государственной антимонопольной политики.

  1. В основе олигополии нередко лежит заключение горизонтальных или вертикальных соглашений.

В качестве противодействия конкуренции предприниматели создают картель т) – форма союза (объединения) предпринимателей или фирм, в основе которого лежит соглашение (обязательное для всех участников) :

- об объеме производства;

- о цене на товар;

- об условия найма рабочей силы;

- о разграничении рынков сбыта;

- о доле (квоте) каждого участника в объеме производства или сбыта и т.п.

2. Цена и выпуск картеля.

Предположим, на каком-то национальном рынке действуют 3 фирмы – А, В и С полностью разделившие его между собой

Желая получить сверхприбыль, предприниматели заключают картельное соглашение о цене. И устанавливают фиксированную цену.

Если квоты по объемам продаж каждой фирмой будут установлены в размерах соответствующих равновесным, то предприниматели получат прибыль, превышающую нормальную.

Картель должен сохранить суммарное предложение товара, а следовательно установить для каждого предпринимателя квоты объемов продаж ниже, чем равновесный объем.

Картелизация невыгодна покупателям, т.к. сужает предложение и повышает цену.

3. Ломаная кривая спроса.

Гораздо чаще предприниматели – олигополисты не стемятся достигнуть взаимного

соглашения, а конкурируют друг с другом. При этом предприниматель – олигополист исходит из того , что если он снизит цену на свой товар, то конкуренты сделают тоже самое . Но если он повысит цену – конкуренты не последуют за ним. В связи с этим у фирмы будут происходить резкие изменения в эластичности и кривая спроса получит специфические очертания – она станет ломанной .

Линия предельного дохода при этом также выравнивается. Из-за резких колебаний в эластичности спроса выше и ниже точки Е линия предельного дохода состоит из трех отрезков.

Список литературы:

  1. Пиндайк Р.С., Рубенфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер.с англ.- М: Дело, 2003.-с. 491-520.

  2. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики. 2-е изд./ Пер.с англ. – СПб.Питер, 2005.-с.383-408.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сборник задач и ситуаций Тема Введение в микроэкономику 2 > Альтернативная стоимость как цена выбора 2

    Сборник задач
    Для того, чтобы добраться из пункта А в пункт В на самолете, требуется 1 ч, а на поезде – 5 ч. Предположим, что цена авиабилета составляет 100 долл., а железнодорожного билета – 60 долл.
  2. Тема: Введение в экономическую теорию

    Литература
    Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук.
  3. Тема введение в экономическую теорию. Основные принципы функционирования рыночной экономики. Деньги экономическая наука зарождение и развитие

    Программа
    Экономическая наука зарождение и развитие. Краткий обзор этапов развития экономической мысли: меркантилизм, физиократы, классическая школа, кейнсианство, марксизм, неоклассическое направление, монетаризм, теория общественного выбора
  4. Введение в экономическую теорию

    Учебное пособие
    Предшественница современной России – Россия советская - была страной парадоксов: вместо экономики – экономическая политика, вместо экономической теории – политическая экономия, вместо торговли – распределение по карточкам, вместо спроса
  5. Тема Введение в макроэкономику

    Документ
    Макроэкономика — особый раздел экономической теории, являющийся продолжением микроэкономики и изучающий функционирование экономики в целом. Целями макроэкономики в большинстве стран являются: поддержание полной занятости ресурсов,

Другие похожие документы..