Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
На конференции было представлено 71 доклад студентами, аспирантами и молодыми научными сотрудниками Нижегородского государственного университета им. ...полностью>>
'Документ'
Смоляк Григорий Викторович - Начальник департамента по внутренней политике аппарата полномочного представителя Президента в ДФО (г. Хабаровск). «Совр...полностью>>
'Реферат'
Диана Эльсон – доктор экономики, один из ведущих специалистов в области гендерной макроэкономики, разработчик модели гендерного бюджета, эксперт ЮНИФ...полностью>>
'Документ'
В наше время мало кто задумывается над тем, что живет среди чудес. Метро, телевидение, мобильные телефоны, компьютеры – все эти чудеса техники стали ...полностью>>

Методика работы над теоретико-литературными понятиями в курсе школьной программы. Система изучения теории литературы в 5 классе

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия имени А.Л.Кекина г.Ростова Ярославской области

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПОНЯТИЯМИ В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.

Романова Людмила Анисимовна

учитель русского языка и литературы

Ярославская область

2008

Содержание

Муниципальное образовательное учреждение 1

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПОНЯТИЯМИ В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. 1

СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ. 1

Раздел 1. Методика работы над теоретико- литературными понятиями в школьном курсе литературы. 5

Раздел 2.Система изучения теории литературы в 5 классе. Планирование учебного материала. 13

§1. Работа над жанром сказки и басни. 14

§2. Работа над повестью и рассказом. 16

§3. Знакомство с приключенческой литературой. 17

§4. Изучение лирики. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 34

Введение

Воспитание людей честных, сильных духом, способных взять на себя ношу своего времени - вот основная задача, которую должна решать сегодня школа, особенно уроки эстетическо-гуманитарного цикла. И ведущая роль здесь принадлежит урокам литературы. Именно они способствуют нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека, формированию прочной языковой культуры, культуры общения и поведения. Как ни вспомнить слова старейшего нашего методиста М.А. Рыбниковой: "Литература - это познание мира, жизни человека, общества. Литература - это школа мировоззрения. Литература - это воспитание чувств, это волевая зарядка".

За последние годы школа много сделала для реализации этих задач. Шагнула вперёд и литературная наука, изменились школьные программы, учебники, методические пособия. Появилось много новых, оригинальных программ, рассчитанных на углубленное изучение литературы в гуманитарных классах гимназий, лицеев и общеобразовательных школ.

Многие из них апробированы, в частности, есть такой опыт и в Ростовской гимназии. Но всё-таки, мы считаем, что так и не удалось современной школе решить основной проблемы литературного образования - воспитать у школьников потребности в чтении и желание общения с искусством. Если это и есть, то часто имеет какой-то чисто прагматический характер (научиться писать сочинения, успешно сдать экзамены в школе и в вуз и т.д.). Конечно, в каждом классе есть ребята одарённые, интересующиеся литературой, сами пишущие стихи, но таких единицы. В целом, изучение литературы в школе носит формальный характер. И редким явлением бывает ученик, испытывающий наслаждение при чтении произведения, когда не назидание и не страх перед наказанием заставляет человека быть лучше, а притягательность красоты, потрясение возвышенным, очищение через сострадание, смех над недостатками.

Именно воспитание такого читателя является конечной целью преподавания литературы в школе. Почему это до сих пор не получается? В чём причина?

Причин, конечно, много. Но одну из них мы напрямую связываем с проблемами изучения теории литературы в школе.

Понять важность этой проблемы поможет высказывание замечательного мастера слова Алексея Толстого: "Читатель - составная часть искусства". Подготовка квалифицированного читателя, формирование его убеждений, эстетических взглядов и вкусов, расширение и обогащение его эмоционального мира, развитие интеллекта, совершенствование умений и навыков в подходе к искусству слова предполагает овладение определённым кругом теоретико-литературных знаний. И хотя знания сами по себе, автоматически не формируют любовь к искусству, они являются той основой, на которой развивается и утверждается эта любовь. А любовь всегда предполагает стремление к новому, неизведанному, постоянному открытию для себя в той или иной

области искусства. А новое лучше всего поймёт и оценит тот, кто знает законы искусства, представляет себе этапы его развития.

Овладение основами теории литературы мы рассматриваем как овладение основами искусства, позволяющими формировать у школьников эстетические критерий, вырабатывать иммунитет против пошлости, готовность к восприятию ценностей всей человеческой культуры и к творчеству по за- конам красоты не только в области искусства, но и в любой сфере деятельности, в любой профессии.

Изучение теории литературы совершенствует и приёмы умственной деятельности, имеющие значение и для общего развития школьников, для усвоения других учебных предметов.

Есть ещё одна чрезвычайно важная сторона вопроса. От того, как поставлено изучение теории литературы в школе, во многом зависит уровень восприятия юношами и девушками других искусств. Примитивно-реалистический подход к кинокартинам, театральным постановкам, произведениям живописи (с чем, к сожалению, неоднократно приходится сталкиваться в жизни) объясняется неудовлетворительной теоретической подготовкой части молодёжи в области искусства. Очевидно, в курсе литературы необходимо усилить внимание к тем моментам, которые раскрывают и характеризуют общие черты литературы и других видов искусства, общие законы развития искусства, не ослабляя внимания к специфике литературы.

Кроме того, нельзя выпускать из виду, что большинство теоретико-литературных понятий прочно вошло в культурный обиход современного человека. Они каждодневно встречаются в газетных статьях, различного рода документах, в передачах телевидения и радио, выступлениях писателей, режиссёров, актёров и т.д. И любой культурный человек наших дней должен понимать их и осмысленно воспринимать. Только в течение одного проведённого у телевизора вечера можно по несколько раз услышать слова: "сюжет", "художественность", "кульминация действия", "лирическое", "эпическое", "завязка", "развязка", "характеры героев", "реалистический", "романтический" и т.д. Причём эти понятия употреблялись применительно к явлениями литературы, и кино, и музыки. Столь повседневное употребление этих понятий во всех сферах культуры, во многом механическая привычка к ним часто заставляют нас выпускать из виду общеобразовательное, общекультурное значение верного понимания массой юных читателей и зрителей смысла этих понятий. Поэтому задача осмысления целого круга идейно-эстетических представлений и понятий совершенно необходима как органическая часть формирования духовного облика современного человека.

Итак, подводя итог вышеизложенному, хочется ещё раз подчеркнуть, что усвоение учащимися системы теоретических понятий необходимо не только в общеобразовательных целях для понимания повседневного употребления в культурном обиходе терминологии, но и как один из основных путей проникновения учащихся в эстетическую сущность искусства. Именно усвоение основных понятий и критериев сможет во многом восполнить один из недостатков литературного образования в школе - слабое включение учащихся в осознание эстетической природы литературы как искусства слова. А способность эстетического чувства напрямую связано с его образованностью. В его образованности мы находим одну из прямых предпосылок развития полноценного эстетического восприятия. А всякая образованность предполагает обучение, овладение арсеналом понятий той или иной области деятельности или знания. В этом, мы считаем, ключ к ответу на вопросы, поставленные нами вначале.

Поэтому целью своей работы мы видим изучение современного состояния преподавания теории литературы в школе и создание системы изучения теоретико-литературных понятий в курсе литературы 5 класса.

Раздел 1. Методика работы над теоретико- литературными понятиями в школьном курсе литературы.

Среди учёных-методистов, учителей-словесников нет сегодня единого мнения о системе, объёме и последовательности изучения вопросов теории литературы в школе. Вот почему так важен опыт таких известных исследователей в этой области, как В.Г.Щербина, М.А.Снежковская, Г.И.Беленький, Т.Ф.Курдюмова, В.Г.Маранцман. В разные годы ими были изданы различные пособия по вопросам преподавания теории литературы в школе. Несмотря на давность их издания, основные положения этих работ, предложенные ими методики изучения теоретических понятий являются актуальными и сейчас. Знание и применение их на практике поможет учителю литературы сделать урок таким, о каком однажды высказался большой знаток школы, писатель и педагог С.Я.Маршак "... счастлив учитель, которому удаётся, начав с простого чтения, перейти к серьёзному и вдумчивому и даже к анализу произведения, не утратив того наслаждения, которое людям должно доставлять произведение искусства".

Место и значение литературы как учебного предмета определяется её особенностями. Здесь органически соединяется познание явлений самой литературы как формы общественного самосознания и как искусства слова и овладение системой теоретических литературоведческих понятий и критериев. Все эти стороны литературы как учебного предмета взаимно связаны, неотделимы друг от друга.

Успешность литературного образования в школе не определяется количеством объектов, включаемых в программу. Самое беспредельное расширение количества произведений само по себе не раскрывает реальное содержание и направление литературного образования. Сущность вопроса в том, какой круг знаний, вопросов вкладывается в то или иное явление, в какой мере раскрывается его содержание, идейное и эстетическое своеобразие, насколько органично это связывается с живыми интересами учащихся. Отсюда вытекают три основные задачи литературного образования: дать учащимся представление об основных, наиболее значительных и характерных явлениях русской и зарубежной литературы, развить художественный вкус, обогатить культуру речи, внушить любовь к литературе.

Но для того, чтобы дать учащимся знания фактов литературы (её исторического развития, сведений о творческом пути и особенностях наследия выдающихся писателей), необходимо научить их подходить к этим явлениям осмысленно. Для этого нужна система теоретических понятий, критериев понимания и оценки художественных явлений.

Считаем, что вне продуманной системы идеологических и эстетических понятий литературное образование, как и всякое другое образование, немыслимо. Второе необходимое условие для плодотворного изучения отдельных элементов и понятий - в их связи с конкретным содержанием и особенностями произведения. Как вся аналитическая и обобщающая понятийная система программы и учебников должна быть подчинена задаче рассмотрения своеобразия литературы, так и изучение обобщающих понятий должно быть связано с образной тканью произведения, должно выделять его наиболее характерные черты, его идейную и художественную специфику.

На сегодняшний день существуют разные трактовки изучения основ теории литературы в школе. Одни авторы вообще отрицали необходимость изучения в средней школе теории литературы, другие, наоборот, предлагали ввести специальный курс теории литературы. В настоящее время избран наиболее целесообразный путь усвоения учащимися основных теоретико-литературных понятий. Они изучаются в связи с изучением определённых литературных произведений, дающих наиболее соответствующий конкретно-образный материал для освоения того или иного теоретического понятия. Мы считаем, что непосредственное живое созерцание - необходимая ступень всякого, особенно художественного познания.

Всякое познание развивается в конечном счёте на материале непосредственных впечатлений, восприятия окружающих явлений. Но нельзя выпускать из поля зрения, что материал непосредственного восприятия вне более широкого опыта, вне обобщающего мышления является односторонним, не в состоянии отразить сущность, внутренний смысл явлений. В ходе же усвоения литературных понятий получает дальнейшее развитие и само художественное восприятие. Оно становится более всесторонним и полноценным, поскольку уже не ограничивается свойствами непосредственного чувственного познания, а захватывает новые стороны сознания человека, использует возможности отвлечённого мышления, добиваясь тем самым более полного осмысления литературных явлений и эстетически, и познавательно.

Непонимание взаимосвязи этих двух процессов приводит к расхождению между массивом художественных впечатлений учащихся и степенью их понимания. В этом мы видим одну из причин того, что школьное преподавание литературы не приучает учащихся, а, наоборот, отучает ценить и любить литературу. И ученик на уроке литературы не получает самого главного -эстетического наслаждения от изучаемого произведения.

Исходя из сказанного, мы определяем три основных методических принципа изучения теоретических понятий:

а) изучёние понятия должно опираться на наиболее характерный конкретный художественный материал, позволяющий наглядно раскрыть смысл этого понятия;

б) усвоение понятия должно быть подготовлено самой последовательностью расположения понятий; от наиболее доступных - к более, сложным. Частные понятия должны связываться с более широкими, более сложными;

в) ввиду изменения психологических особенностей учащихся нужно соблюдать принципы продуманной, всё углубляющейся и обогащающейся по мере их взросления повторяемости ряда сложных понятий на новом уровне.

Обращаем внимание на один из самых существенных недостатков в изучении теории литературы: нелогичности, разрозненности, разобщенности многих родственных понятий (например, "герой", "тип", "характер"; "тема", "идея", "содержание" и т.д.). Это неблагоприятно сказывается на усвоении учащимися смысла понятий, их связи и соотношения в анализе литературного произведения. Чтобы избежать этих ошибок, обращаем внимание на такую особенность понятия, как многогранность. Его оттенки дети усваивают прежде всего в сопоставлении с близкими и контрастными понятиями. Поэтому ученый-методист предлагает использовать приём "гнездования" как родственных, близких понятий определённого рода (см. выше), так и противоположных по смыслу, основываясь на использовании таких существенных психологических предпосылок восприятия, как ассоциация по сходству и различию. Так, например, слово "архаизм" лучше рассматривать со словом "неологизм", так "диалог" отчётливее проясняется в сопоставлении с "монологом", "пролог" - с "эпилогом", "завязка" - с "развязкой", "комедия" - с "трагедией" и т.д.

Мы считаем необходимым установление оптимального соотношения различных аспектов изучения литературы: эстетического, познавательного, историко-генетического, общественно - функционального, нравственно - функционального, проблемного. Как раз утрата их верного соотношения, а также их упрощённая трактовка - одна из основных причин малой действенности урока литературы, однолинейности восприятия произведений искусства слова, их иллюстрированного понимания.

Исходя из личного опыта, мы можем найти подтверждение этому, если посмотрим, как нами изучается роман "Отцы и дети". Если его изучать только с точки зрения того, как в нём отразились социальные противоречия 60-х годов XIX века, произведение может не затронуть душу сегодняшнего 15-летнего читателя. Надо, чтобы поднятые Тургеневым вопросы были восприняты как личные, а ведь это важнейшие для самоопределения личности вопросы об отношении к миру, к общественной жизни, природе, любви, о выборе жизненной позиции. Но нельзя впадать и в другую крайность - оторвать общечеловеческие проблемы от эпохи, отразившейся в произведении, т.к. в романе дана тургеневская трактовка этих проблем через изображение картин жизни, живых людей того времени; вне этого изображения живая мысль писателя превратится в прописные истины. Поэтому изучение романа должно дать понимание острой идеологической борьбы 60-х годов XIX века, значение общественных проблем для сегодняшнего времени и, быть может, самое главное - проникновение в этические проблемы, имеющие особое значение для формирования характера молодого человека.

Поэтому удачными, как правило, в нашей практике бывают уроки -диспуты, уроки-дискуссии, уроки- "суды" над Базаровым, позволяющие детям непосредственно высказаться по этим проблемам.

Таким образом, и в литературоведении, и в школьной практике всё прочнее утверждается мысль о системности анализа. Этот вопрос рассматривается многими учёными-методистами (А.С.Бутминым, М.Б.Храпченко). Смысл их исследований, и в частности В.Р.Щербины, сводится к следующему: задача словесника - добиться, чтобы все стороны произведения воспринимались системно, чтобы, учащиеся видели, например, в сюжете и композиции отражение эпохи, выражение взглядов писателя, его понимание общественных процессов и их оценку.

Выбор характеров, выделение в них главного, идейно-эмоциональная оценка изображаемого также определяется социально обусловленной позицией автора. Очень важно, что подвергается критике и что утверждается автором, в какой степени поиски и идеалы его способствуют пробуждению добрых чувств читателя, помогают верной самооценке, выработке творческого отношения к миру.

Современное литературоведение выделяет три цикла проблем: учение об особенностях образного отражения писателем действительности, учение о структуре художественно-литературного произведения и учение о литературном процессе.

В системе школьного образования вначале осваиваются понятия, связанные со структурой художественного произведения, а из двух других циклов изучается лишь то, что необходимо для понимания учащимися конкретного произведения. И только после этого школьники обращаются к учению об образном отражении действительности и к учению о литературном процессе.

По мере накопления наблюдений вводятся отдельные теоретические понятия, в основном о свойствах отдельного произведения - художественной речи, сюжете и композиции, герое и авторе, теме и идее. Теоретические понятия осваиваются в свете истории литературы, особенно широко развёртываются понятия, связанные с общими свойствами литературы как отражения действительности и с историко-литературным процессом.

Такое построение опирается на психолого-педагогические исследования художественного восприятия учащихся разного возраста и подтверждено всем опытом преподавания в школе.

И в развитии отдельного читателя сначала должно появляться умение подходить к произведениям разных жанров с разными установками (понимание фантастического мира сказки, ожидание правдоподобия от рассказа). Осознание причинно-следственных связей между явлениями приводит к умению понимать и оценивать сюжет и законы построения произведении. Одновременно складывается умение понимать и оценивать красоту поэтического языка, его изобразительных и выразительных средств (на это обращают внимание ребят уже книги для чтения 1-3 классов). В результате формируется понимание того, что литературный герой - художественный образ, что есть автор, чьи мысли и чувства выражены в произведений.

И только после этого возможно понимание важнейших общих свойств художественной литературы: специфики отражения в ней действительности и выражение авторского сознания, значения эстетического идеала, закономерностей исторического развития. С высоты этих обобщений уже освоенные раньше понятия включаются в новую систему и дают возможность учащимся обрести новые умения: поэтический язык начинает восприниматься и оцениваться как средство выражения чувств и мыслей автора, жанрово-родовая специфика произведения воспринимается как художественный целостный мир, сюжет и композиция оцениваются во взаимодействии с отражаемой в произведении действительностью и авторской позицией. Складывается умение оценивать искусство слова в соответствии с законами развития литературы, со спецификой того или иного этапа её истории, спецификой направления, художественного метода.

Таковы в общем виде логика и принципы изучения теоретических понятий на уроках литературы.

Говоря о практическом применении предложенных методических принципов, обращаем внимание на то, что теоретические понятия должны изучаться как можно раньше. И уже программы 5-6 классов должны быть очень насыщенными теорией литературы, что создаёт возможность более глубокого проникновения в смысл художественного произведения, ведет к развитию эмоционального восприятия и умений анализа, что в значительной степени разгружает учащихся старших классов. Накопленный в средних классах опыт анализа сказывается в том, что старшеклассники уже при первоначальном чтении произведения быстрее входят в его мир, точнее воспринимают смысл и затем глубже вникают в него на стадии анализа, идут дальше в освоении основополагающих принципов литературы.

Учитывая возрастные особенности школьников, ученые-методисты предлагают выделение в каждом классе каких-то центральных понятий.

Например, в 5-м классе главные для учащихся понятия - литературный герой и сюжет, в 6-м классе - композиция, в 7-м - характер и обстоятельства, в 8-м учащиеся осваивают понятие об образности литературы, в 9-м - о типическом в литературе и т.д.

Выделение центральных понятий превращает теоретические знания в определённую систему, а не набор отдельных понятий. При таком подходе в средних классах на первом плане - изучение от­дельных произведений и основной круг понятий о содержании и форме произведения осваивается именно здесь. Но постепенно школьники подходят к пониманию общих свойств литературы.

В какой-то мере в средних классах уже создаётся представление об историческом развитии литературы. Этому служат понятия о роде и жанрах, об отличии письменной, профессиональной литературы от устного народного творчества и т.д. Так исподволь накапливаются сведения, подводящие к курсу на историко-литературной основе, формируется исторический подход к произведениям.

Освоение наиболее сложных и важных понятий проходит несколько стадий по мере развития учащихся. Сначала накапливаются наблюдения над явлением, затем дается начальное понятие и потом - развитие.

Первые сведения о литературном герое учащиеся получают в 5-м классе. Постепенно начинают они проникать в мотивы поведения героя, осознавать связь между героями и событиями ("Кавказский пленник", "Муму" ), учатся давать нравственную оценку герою и его поступкам (Герасим и барыня, Герасим и челядь).

В 6-м классе начинает складываться понимание того, что за героем стоит автор, выражающий своё отношение к изображаемому ("Дубровский"), совершенствуется умение давать нравственную оценку герою.

Семиклассники в состоянии понять взаимосвязь всех сторон личности - поступков, мыслей, чувств, поэтому им становится доступным понятие о литературном характере как индивидуальной личности, нарисованной в произведении и несущей на себе авторское отношение. Это понятие даётся при изучении повести Гоголя "Тарас Бульба".

В 8-м классе учащиеся осознают, что в литературе создаются художественные образы людей. Можно соотнести друг с другом понятия:

литературный герой, литературный характер и художественный образ. И вся система уроков в 8-м классе будет подчинена формированию понятия о художественном образе.

В 7-м и 8-м классах учащиеся узнают о том, что человек по-разному изображается в разных родах литературы; многосторонне и объёмно - в эпических произведениях; в отдельном переживании - в лирике; в поступках, столкновениях - в драме.

В старших классах образ человека предстаёт конкретно-исторически, в его связях с эпохой, мировоззрением автора и этапом литературного развития.

Несмотря на то, что содержание школьных программ по литературе изменилось, предложенная логика постижения теоретических понятий остаётся применимой и сегодня.

Актуальность рассматриваемой нами проблемы в свое время образно определил известный ученый-лингвист Н.Н. Поспелов, который предложил представить себе такого учителя, который совсем отказался от теории. "О чём он может тогда сказать учащимся?" - спрашивал автор и отвечал: -Только об единых фактах: жил Пушкин, в 28 году написал "Полтаву", там рассказано о Петре, Мазепе и Полтавской битве и т.д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика преподавания литературы Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям Источник

    Учебник
    Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф.Методика преподавания литературыУчебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям
  2. Методика преподавания литературы /Под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана: в 2-х ч. М., 1994-1995, 2000. Богданова О. Ю.,Леонов С. А.,Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы. М., 1999, 2004

    Учебник
    ТЕМА I. СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПЕРВОМ КОНЦЕНТРЕ (5-9 классы). АНАЛИЗ ПРОГРАММ, УЧЕБНИКОВ-ХРЕСТОМАТИЙ ДЛЯ 5-8 КЛАССОВ. ЦЕЛИ. ПРИНЦИПЫ. СТРУКТУРА
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
  4. Рабочая программа дисциплины методика обучения и воспитания (литература) Направление подготовки

    Рабочая программа
    Целями освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания (литература)» являются 1) подготовка высококвалифицированных бакалавров педагогического образования, владеющих знаниями теоретических и методологических основ обучения, воспитания
  5. Система подготовки к егэ по литературе

    Анализ
    Для успешной сдачи ЕГЭ в школе необходима специальная подготовка самих учителей и серьёзная работа их со школьниками. Однако эта подготовка ничего общего не имеет с «натаскиванием».

Другие похожие документы..