Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Целями освоения дисциплины “Управление социальной сферой” являются комплексное ознакомление студентов с механизмами управления экономикой социальной ...полностью>>
'Закон'
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Банком России в течение апреля-июля 2004 г. ...полностью>>
'Документ'
Відповідь: Відповідно до пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 розділу І Податкового кодексу України від 02. 12. 2011 року №2755-VI, діє з 01.01.2011, (далі – П...полностью>>
'Расписание'
Учебник: Биболетова М.З. Учебник английского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений / М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис. — Обнинск, Титул, 2006...полностью>>

Российской федерации (17)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минэкономразвития России)

_____

125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3

Телефон: 694-52-71

Факс: 650-68-24

E-mail: macro@

СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ

Москва

Май, 2008

Проект сценарных условий и основных макроэкономических параметров на 2009-2011 годы разработан исходя из задач, поставленных Президентом Российской Федерации в выступлении на заседании Государственного Совета Российской Федерации 8 февраля 2008 года, ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, , а также с учетом итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2007 году и в первом квартале 2008 года, оценки состояния и прогноза мировых рынков.

Разработка сценарных условий и параметров прогноза развития экономики в 2009-2011 годах осуществлялась по двум основным (1 и 2) и двум дополнительным вариантам. В качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2009-2011 годы предлагается второй вариант прогноза.

В основных вариантах прогноза заложены одинаковые прогнозные оценки мировых цен на нефть – умеренное снижение средней цены на нефть «Urals» с 92 долларов США за баррель в 2008 году до 72 долларов в 2011 году.

Различия по вариантам объясняются, прежде всего:

  • изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса;

  • эффективностью реализации правительственных мер по усилению инновационного характера российской экономики и ее диверсификации;

  • уровнем поддержки социального развития.

Вариант 1 (инерционный) отражает развитие российской экономики в условиях сохранения инфраструктурных ограничений, замедления роста экспорта углеводородов при относительном ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции, что проявляется в торможении инвестиционной активности и относительно более высоком вкладе импорта в удовлетворение внутреннего спроса. Темпы роста ВВП снижаются с 8,1% в 2007 году до 5,0-5,4% в 2010-2011 годах.

Вариант 2 (инновационный) предполагает уже в 2009-2011 годах реализацию мероприятий по переходу на инновационную модель развития и ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Инновационный вариант выступает как инвестиционно-ориентированный вариант экономического роста, характеризующийся более высокой нормой накопления.

Реализация инновационного варианта развития при тех же внешнеэкономических условиях, что и в первом варианте, позволяет сохранить средние темпы роста ВВП в этом периоде на уровне 6,5 процентов.

В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение, более динамичный рост пенсий, что станет одним из определяющих факторов перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития и достижения целей, определенных проектом концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Дополнительно проработаны варианты, учитывающие различные сценарии развития ситуации на мировом рынке нефти и мировой экономической конъюнктуры и риски, которые эти изменения несут для российской экономики.

Вариант 2а оценивает перспективы развития российской экономики в условиях мировой рецессии, сопровождаемой в частности снижением нефтяных цен – с 92 долларов США за баррель в 2008 году до 60 долларов в 2011 году. Ожидается, что экономика США в 2010-2011 годах вступит в фазу рецессии, что приведет к резкому замедлению роста экономики Китая и мира в целом. Темп роста российской экономики в этих условиях может снизиться до 5,5-5,8%.

Вариант 2с оценивает перспективы развития экономики в условиях сохранения достаточно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры: цена на нефть «Urals» в 2008 году ожидается в среднем на уровне 98 долларов США за баррель с последующим повышением до 100 долларов в 2011 году. Реализация данного сценария создает условия для роста ВВП на 7,8% в 2008 году и 6,8-7,0% в 2010-2011 годах.

Внешние условия для формирования вариантов социально-экономического развития

Внешние условия прогноза социально-экономического развития

Вариант

2007

отчет

2008

оценка

2009

2010

2011

прогноз

Цена (мировая) на
нефть Urals, долларов США за баррель

1, 2

69,3

92

92

66

78

62

74

60

72

98

97

98

100

Экспорт нефти,
млн. т

1

2

258,4

251-256

256

256

256

259

261

262

Экспорт газа,

млрд. куб. м

1

2

191,9

202,8

206,1

216,7

226,9

210,1

218,7

227,2

Рост мировой экономики, %

1, 2, 2с

4,9

3,8

3,6

2,8

2,0

4,1

4,5

4,5

Мировая экономика

После рекордного роста мировой экономики в период 2004-2007 годов, когда среднегодовой темп составил около 5%, можно ожидать, что период 2008-2011 годов будет характеризоваться менее динамичным и более конфликтным развитием.

В 2008 году снижение темпов роста мировой экономики (с 4,9% до 3,8%) будет связано с продолжающимися проблемами рынка жилищного строительства в США, которые проявят себя в резком снижении уровня потребления и инвестиций в американской экономике. Снижение роста экспорта других стран в США и проблемы на финансовых рынках приведут к замедлению роста экономик Еврозоны и Японии.

Темпы роста мировой экономики в значительной мере будут поддерживаться вкладом Китая, Индии и других развивающихся стран, которые по сравнению с 2001 годом заметно повысили иммунитет к проблемам экономики США. Трудности с экспортом и необходимость ужесточения денежно-кредитной политики с целью сдерживания инфляции приведут лишь к умеренному снижению темпов роста экономики Китая и других стран региона.

К концу 2008 года можно ожидать, что проблемы американского рынка жилья должны достигнуть дна, и в 2009 году вероятен рост основных индикаторов внутреннего спроса в США. Темпы роста мировой экономики в 2009 году поднимутся до 4,1%, в 2010-2011 годах ожидается их стабилизация на уровне 4,5 процентов. В этом случае увеличивается риск закрепления мировой инфляции на повышенном уровне, который поддерживается опережающим ростом цен на продукты питания и энергоресурсы.

Условия варианта 2а предполагают, что экономика США не сможет справиться с имеющимися проблемами и после невысоких темпов роста в 2009 году она далее вступит в фазу достаточно глубокой и продолжительной рецессии. Это приведет к дальнейшему ослаблению курса доллара, почти полному замедлению роста или спаду экономик развитых стран, значительному оттоку капитала с рынков развивающихся стран и снижению темпов роста этих стран.

Сокращение внутреннего спроса в странах с развитой экономикой приведет к сокращению экспорта из развивающихся стран и падению цен на сырьевые товары, что негативно отразится на их экспортерах, в том числе и на России. Однако ряд развивающихся стран сумеет сохранить умеренные темпы роста за счет внутреннего спроса. Накопленные за период высокой динамики роста резервы и высокие торговые профициты позволят смягчить последствия внешних шоков. В целом при рецессии в 2011 году в США, Японии и большинстве европейских стран темпы роста мировой экономики не превысят 2 процентов.

Конъюнктура мировых рынков

В январе-апреле текущего года средняя цена нефти «Urals» достигла 96,5 долларов за баррель, при этом в начале мая она доходила до 115-120 долларов. Мировой рынок нефти находится в крайне неопределенном состоянии с большой вероятностью как продолжения роста, так и снижения цен на нефть. Резко возрастает влияние финансовых, а не фундаментальных факторов ценообразования на рынке нефти, которые могут взвинтить цену нефти в краткосрочном периоде до 150 долларов и выше. Тем не менее, консенсус прогноз международных агентств и организаций, специализирующихся на мониторинге и прогнозе мировых цен на нефть (Департамент энергетики США, Международный валютный фонд, а также Всемирный банк и другие), указывает на преобладание тенденции к снижению с середины 2008 года мировых цен на нефть. Консервативный прогноз ориентируется в среднесрочной перспективе на снижение мировых цен на нефть «Urals» за счет фундаментальных факторов до 80-70 долларов за баррель, что не исключает возможности их резких колебаний как вверх, так и вниз от этого уровня.

Снижение цен на нефть может быть вызвано быстрым расширением добычи тяжелой нефти (в т.ч. в Канаде), а также изменением ситуации на финансовых рынках и падением финансовых инвестиций в нефтяные и сырьевые фьючерсы.

В то же время даже с учетом ожидаемого снижения цен в течение прогнозного периода ожидается доминирование факторов, способствующих дорогой нефти:

– рост мирового спроса на топливно-энергетические товары за счет развивающихся стран и экономик Китая и Индии;

– дефицит мировых нефтеперерабатывающих мощностей до 2009-2010 годов;

– ограниченные возможности быстрого наращивания мощностей добычи стран-членов ОПЕК и России;

– сохранение геополитического напряжения (Ближний Восток, Африка и Латинская Америка);

– обесценение доллара по отношению к евро;

– высокая привлекательность нефти (фьючерсов на нефть) как финансовых инструментов, что ведет к отрыву цен на нефть от соотношения спроса и предложения и повышению роли спекулятивного фактора ценообразования.

Черные металлы. Мировой дефицит железорудного сырья, прогнозируемый в 2008 году на уровне 20-25 млн. тонн, может быть покрыт с разработкой новых месторождений. Вместе с тем скачок мировых цен на руду и металлы в 2008 году будет способствовать повышению цен на металлы на внутреннем рынке в 2008-2009 годах. В среднесрочной перспективе на мировых рынках вероятно замедление роста цен на металлы из-за ожидаемого увеличения избыточных мощностей, что будет оказывать сдерживающее влияние и на рост внутренних цен.

Цветные металлы. Ценовая конъюнктура на рынках цветных металлов будет определяться в среднесрочной перспективе некоторым замедлением спроса, прежде всего со стороны США и Китая, ростом ввода новых мощностей. В целом предполагается, что динамика цен на цветные металлы будет повторять динамику цен на энергоносители по вариантам.

Ожидается, что цены на алюминий снизятся в меньшей степени, чем цены на другие металлы. На фоне достаточно устойчивого спроса снижение цен будет определяться ростом производства металла и снижением издержек производства.

Продовольственные товары. Формирование в 2007 году – начале 2008 года тенденции к агфляции, т.е. опережающему росту цен на аграрные (сельскохозяйственные и продовольственные) товары может превратиться в долгосрочную тенденцию. Вместе с тем в 2008 году наиболее вероятным является снижение мировых цен на зерно (особенно пшеницу) по сравнению с их пиком в начале 2008 года, что окажет неизбежное понижающее влияние на внутренние цены.

Динамика добычи и экспорта нефти, нефтепродуктов и газа

Добыча нефти, включая газовый конденсат. Учитывая понижающуюся динамику добычи нефти в конце прошлого года, вероятно, что она может в 2008 году составить 495-500 млн. тонн. В условиях ухудшения структуры и качества разведанных запасов и перехода на позднюю стадию эксплуатации месторождений западносибирской провинции в варианте 1 в 2009-2011 годах добыча нефти стабилизируется на уровне 500 млн. тонн. Предполагается, что в данном варианте принятые ранее налоговые новации не окажут существенного влияния на увеличение добычи нефти в новых нефтедобывающих провинциях, таких как Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия), и высокий общий уровень налоговой нагрузки будет оказывать негативное влияние на инвестиции в освоение новых месторождений.

Учитывается завершение первого этапа трубопроводного проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан» пропускной способностью до 30 млн. тонн нефти в год с возможным ответвлением в Китай, а также строительство нефтепровода Бургас–Александруполис проектной мощностью 35 млн. тонн нефти в год, что позволит частично оптимизировать экспортные поставки нефти за счет разгрузки менее эффективных направлений.

В варианте 2 в 2009 году добыча нефти прогнозируется в объеме 507 млн. тонн (101,4% к уровню предыдущего года), а к 2011 году она достигнет уровня 518 млн. тонн (100,8 % к предыдущему году).

В результате реализации стратегий нефтяных компаний и создания необходимой инфраструктуры предполагается наращивание вклада в совокупные показатели российской добычи нефти со стороны новых провинций, таких как Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия), а также начало добычи нефти в российском секторе Каспийского моря. С другой стороны, за счет совершенствования организации добычи и перехода на меньшие, более сложные в освоении месторождения, удастся сдержать падение добычи в западносибирской нефтяной провинции, Свой вклад в этот результат внесут и принятые налоговые новации по снижению налогообложения нефтяной отрасли.

В обоих вариантах объемы добычи нефти по проектам СРП (Сахалин-1, Сахалин-2 и Харьягинское месторождение) принимаются по существующим программам их освоения.

Экспорт нефти и нефтепродуктов

Экспорт нефти в варианте 1 в 2009-2011 годах прогнозируется на уровне 256 млн. тонн в связи со стабилизацией уровня добычи нефти.

В варианте 2 экспорт нефти увеличивается с 259 млн. тонн в 2009 году до 262 млн. тонн в 2011 году. Увеличение добычи нефти обеспечит дополнительный экспорт нефти на рынок АТР по трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан». Замедление темпов роста экспорта нефти связано с увеличением объемов переработки нефти и снижением темпов роста добычи нефти.

В варианте 1 предполагается понижательная тенденция экспорта нефтепродуктов, связанная со стабилизацией объемов добычи нефти и возрастанием потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах. В период 2009-2011 годов прогнозируется снижение экспорта нефтепродуктов с 111,7 млн. тонн до 108 млн. тонн.

В варианте 2 предполагаемые мероприятия по реконструкции действующих нефтеперерабатывающих предприятий, увеличению производства качественных нефтепродуктов, реализации строительства новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств создадут условия для роста экспорта нефтепродуктов с 115,4 млн. тонн в 2009 году до 117,8 млн. тонн в 2011 году (с учетом обеспечения потребностей внутреннего рынка и с учетом освоения новых мощностей Нижнекамского нефтеперерабатывающего комплекса).

Добыча газа

В варианте 1 рост объёмов добычи газа будет обеспечиваться в основном за счёт освоения новых месторождений и подготовленных к освоению горизонтов и площадей уже действующих месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе. В конце 2011 года на полуострове Ямал ожидается ввод Бованенковского месторождения. В 2009 году, в соответствии с программами освоения проектов СРП, предполагается увеличение добычи газа по проекту Сахалин-2. Сохраняющееся отставание в развитии системы магистральных газопроводов и проблемы подключения к ней независимых производителей газа не позволят увеличивать добычу газа более чем на 1,4–1,9% в год с доведением ее до 711 млрд. куб. м в 2011 году.

В варианте 2 рост добычи газа к 2011 году до 724 млрд. куб. м обусловлен более динамичным развитием независимых производителей газа и ростом добычи газа ОАО «Газпром». Учитываются более благоприятные условия доступа независимых производителей газа к транспортной инфраструктуре и намечаемое расширение возможностей биржевой торговли газом, что приведёт к увеличению доли независимых производителей в общем объёме добычи с 15,2% в 2007 году до 17,8% в 2011 году.

Экспорт газа прогнозируется исходя из спроса европейского рынка и начала экспорта с 2009 года сжиженного природного газа по проекту Сахалин-2 (завод по производству сжиженного природного газа мощностью 9,6 млн. тонн в год).

В варианте 1 экспорт газа увеличится до 202,8 млрд. куб. м в 2008 году и до 226,9 млрд. куб. м в 2011 году. Более двух третей прироста добычи газа идет на расширение его экспорта.

В варианте 2 экспорт газа увеличится к 2011 году до 227,2 млрд. куб. метров. На экспорт идет около половины прироста добычи газа в связи как с большим, чем в первом варианте, приростом самой добычи, так и более интенсивным увеличением внутреннего спроса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская федерация (2)

    Закон
    О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В ОБЛАСТИ ДОБЫЧИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГЛЯ, ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  2. Российская федерация (15)

    Статья
    В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого
  3. Российская федерация (22)

    Документ
    В соответствии с решением Собрания депутатов Никольского сельского поселения от 25.04.2011 № 83 «О денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «Никольское сельское поселение», распоряжением Администрации
  4. Российская федерация (44)

    Закон
    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной
  5. Российская федерация (55)

    Закон
    1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
  6. Российская федерация (69)

    Решение
    1.1. Настоящая редакция Устава Открытого акционерного общества «Центральный научно-исследовательский институт по переработке штапельных волокон», именуемого в дальнейшем – «Общество», разработана в соответствии с действующим законодательством

Другие похожие документы..