Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
Постановка проблеми. Місцеве самоврядування в Україні переживає період свого конституційно-правового становлення, втілення принципів Європейської Хар...полностью>>
'Реферат'
Аудит, як і весь фінансово-господарський контроль тісно пов'язаний із бухгалтерським обліком. Завдяки обліку визначаються різні види матеріальної мат...полностью>>
'Документ'
«Никто не скажет, будто я тиран и сумасброд, за то, что к чаю я люблю хороший бутерброд», - заявлял король в известном детском стишке, требуя подать с...полностью>>
'Документ'
МЕТА: навчитись виконувати резервне копіювання, стиснення NTFS та архівацію даних програмами-архіваторами WinZip та WinRar, створювати саморозпаковув...полностью>>

Шадрина Е. А. Методы и формы развития познавательной активности в образовательной области «Технология»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Шадрина Е.А.

Методы и формы развития познавательной активности

в образовательной области «Технология»

Так или иначе, но самый актуальный вопрос сегодняшнего образования – воспитание успешного человека. А значит, смещение приоритетов. Пятёрка по математике – замечательно! Но ведь в жизни не только отличники имеют право на благополучие, радость, удовлетворённость своим делом. Успешного человека создаёт труд, но труд осмысленный. Не рутинный и нудный, а подкреплённый знанием технологии процессов, труд, синонимом которого можно было бы назвать творчество. Какой ещё школьный предмет так тесно связан с практической деятельностью? 70% учебного времени, уделённого практической работе, способствует подготовке к активному участию школьников в жизни общества, к работе в трудовых коллективах, в семье.

Познавательная активность учащихся, под которой в современной педагогике понимается проявление потребности в получении новых знаний через различные виды деятельности и становится решающим условием успешности обучения. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы его уроки были ярче и увлекательнее.

Цель данной работы – поиск эффективных методов, приемов и форм в развитии познавательной активности в ходе преподавания технологии.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

  • изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по вопросам развития познавательной активности;

  • разработать систему по развитию познавательной активности в ходе преподавания технологии для учащихся разных возрастных категорий;

  • выявить положительные и негативные стороны системы с целью ее дальнейшей коррекции.

В ходе работы использовались как теоретические, так и эмпирические методы.

Методы развития познавательной активности

в ходе преподавания предметной области «Технология»

Метод – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, деятельности, направленной, на решения задач образования, воспитания и развития в процессе обучения (12).

Одними из эффективных методов развития познавательной активности на уроках технологии являются:

  • метод проектов

Метод проектов (22) – это гибкая модель организации образовательно – воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализация в деятельности.

  • метод КСО

Организация учебно-воспитательной работы в рамках технологии немыслима без метода КСО (коллективного способа обучения), суть которого – каждый обучает всех, все обучают каждого (23) объяснения нового материала. При изучении таких тем, как «Натуральные и искусственные волокна», «Составление технологических карт» и т. д.

  • метод проблемного изложения материала

Проблемная ситуация - это сознательно создаваемое учителем затруднение, преодоление которого требует от учащихся актуализации имеющихся знаний, поиска, сравнения и т.д.

Для решения проблемы ребёнок не только использует готовую информацию, но одновременно приобретает новые знания, полученные в результате решения, которые он получил самостоятельно.

Особый пласт взаимодействия при этом учителя с учениками, также непосредственно влияющий на развитие их познавательной активности, - это речевой этикет. Основой его являются стилистическая интуиция учителя, речевая культура, чувство меры.

  • метод стимулирования и мотивации (26)

Действенным методом стимулирования и мотивации учения, хотя и не единственным, по-прежнему остается отметка. При выставлении отметок учитывается принцип управления успехом, т.е. в процессе контроля знаний и умений прежде всего оценивается степень продвижения ученика.

  • объяснительно – иллюстративный метод (26)

Для развития познавательной активности немаловажное значение имеют и объяснительно – иллюстративный метод обучения. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение, содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся.

  • практические методы ( 26) Они охватывают весьма широкий диапазон различных

видов деятельности учащихся. Во время использования практических методов применяются приёмы постановки задания, планирования его выполнения, управления процессом выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корректировки обучения для полного достижения цели.

Формы организации учебной и внеучебной деятельности

в ходе преподавании технологии

Под формами организации обучения (26) понимают ограниченную рамками времени конструкцию отдельного звена обучения, то есть определенный вид учебной либо внеучебной деятельности.

Наиболее типичные для школы формы:

  • урок;

  • индивидуальное обучение;

  • игровые;

  • деловая игра;

  • внеклассные;

  • внешкольные.

Рассмотрим эти формы подробнее.

Урок (3) – это основное звено процесса обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определённого возраста, состава и уровня подготовки, направленную на решение поставленных задач.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником:

  • репетиторство;

  • консультации;

  • тьюторство;

  • и т. п.

Игровые формы относятся к коллективному обучению.

Игровая форма занятий позволяет увлечь школьников, полнее выявить их смекалку, эрудицию, нестандартность и гибкость мышления, повысить интерес к изучаемому предмету.

Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки - соревнования, конкурсы, викторины, эстафеты, которые позволяют выявить качество знаний как по отдельным темам и разделам, так и по программе в целом.

Деловая игра – организуется в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме бригадного выполнения исследовательской работы и т.д. В настоящее время довольно хорошо разработана методика проведения деловых игр. Подобные игры могут использоваться при работе с подростками на исторических экспозициях.

Внеклассные и внешкольные формы:

Выставка, (22) по С. И. Ожегову,– это собрание каких – либо предметов, расположенных где – нибудь для обозрения, также место такого обозрения.

Кружок (26) – это группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем – нибудь, а также само такое объединение, организация.

Олимпиады (26) являются формой обучения, которая стимулирует и активизирует деятельность учащихся, развивает их творческие способности и формирует дух состязательности, привлекает их к выполнению оригинальных и практически ценных проектов.

Предметная неделя в школе. Основная специфика недели технологии состоит в том, что её организация и проведение позволяет стимулировать внеклассную работу по технологии на основе системного подхода.

Экскурсии. Учебные экскурсии (26) – это форма организации обучения в условиях ландшафта. Характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся.

Методы и формы развития познавательной

активности в предметной области «Технология»

Основными причинами потери многими учащимися интереса к учению являются:

  • перегрузка однообразным учебным материалом,

  • несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса,

  • недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность,

  • не сложившиеся межличностные отношения,

  • ограниченные возможности для творческого самопроявления.

Восполнить это пробел в образовательном процессе, во многом, призвана образовательная область «Технология». Разнообразие её содержательных компонентов в значительной степени способствует формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию их творческих способностей.

Для решения этой задачи на уроках технологии в Маслянской средней школе используются следующие методы и формы организации учебного процесса.

а именно:

метод проектов.

Учащиеся школы, с пятого по одиннадцатый класс, вот уже пять лет на уроках технологии выполняют творческий проект в течение 12 часов. Впоследствии происходит и защита проекта, где учащиеся демонстрируют свои

изделия перед одноклассниками, делятся найденным теоретическим материалом об истории техники, в которой была выполнена работа, о технологии выполнения изделия и о многом другом. Выбирая и обосновывая проект, учащиеся отвечают на вопросы, встречающиеся в жизни и каждый раз, решаемые как жизненно важные: «что это, что я об этом думаю; чего я не знаю; зачем мне об этом знать; как мне узнать; смогу ли я?». Это способствует становлению рефлексивной позиции ученика, адекватности самооценки, усиливает познавательную мотивацию.

После изучения каждого модуля выполняются мини – проекты. Например, после ознакомления в 5-ом классе с видами бутербродов поражает разнообразие и фантазия учащиеся в их приготовлении.

Развитию познавательной активности способствуют не только проекты, но и проектно - технологические задачи и задания на уроках технологии, т.е., такие которые помогали бы ребятам обрести опыт преобразовательной деятельности в процессе создания материальных продуктов. В ходе их решения у школьников формируется не только специальные проектно – технологические знания и умения, но и общепознавательные–логические (анализ, синтез, классификация, метод КСО

Для проведения задания по этому методу класс делится на небольшие группы, определяется лидер. Это, как правило, способные ученики или ученицы, проявляющие склонности к предмету и хорошо по нему успевающие. Лидеры – будущие помощники, которые помогают подготовить всё необходимое к уроку: карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, образцы или модели изделий, трафареты, технологические карты и т. д. Лидеры знают все ответы на вопросы и умеют выполнять задания, поскольку они предварительно отвечали на вопросы учителя и отработали определённые операции.

метод проблемного изложения материала

  • При использовании этого метода не следует переоценивать творческих возможностей учащихся. Ведь они ничего объективно нового не открывают и не изобретают. Имеет право на жизнь только то слово педагога, которое несёт информацию или коммуникативную инициативу. И всегда надо думать над тем, как оно отзовётся, какую вызовет ответную реакцию учащихся. С этой целью постепенно исключаются из объяснений и инструктажей детали, увеличивается круг вопросов, решаемых учащимися самостоятельно. Это могут быть коллективные и индивидуальные игровые задания. («Тебе нужно сшить сарафан. Как ты это будешь делать, какие предметы будешь использовать?» «Наступила зима, найди предметы, которые тебе будут нужны, для того, чтобы свалять валенки»; «Тебе нужно подковать лошадь, какие из предложенных инструментов кузнеца ты будешь использовать?»

метод стимулирования и мотивации.

Необходим соответствующий комментарий. Не нужно сравнивать одного ребёнка с другим, а данного ребёнка вчерашнего с ним же сегодняшним. При подведении итогов урока обязательно поощряются все участники, чтобы кто-либо из них не чувствовал себя обиженным, в дальнейшем не ощущал боязни перед проверкой знаний.

объяснительно - иллюстративный метод

Наиболее часто используется при ознакомлении школьников с историей появления того или иного вида рукоделия. Рассказ сопровождается показом иллюстраций.

Для показа существует очень много демонстрационного и наглядного материала. Это как применение плакатов и таблиц, так и просмотр видеофильмов (Приложение 4).

Формы:

Урок

На уроках технологии используются все типы уроков, которые способствуют развитию познавательной активности учащихся.

Большое значение в настоящее время уделяется урокам с использованием компьютеров. Применение программных средств открывает доступ учащихся к большому объёму новой информации, которая в традиционном виде практически не реализуема.

В нашей школе доступными стали материалы Интернета. Можно не выезжая в крупнейшие города, увидеть всё лучшее, что создано нашими предками и мастерами других культур, хранящихся в музеях. Используя данные Интернета, дети пытаются создавать Veb – проекты:

Индивидуальная форма

Обычно мы применяем подобную форму обучения при подготовке к Олимпиаде или при консультации изготовления конкретного изделия.

Игра

Деловая игра.

Подобная форма обучения проводится чаще всего в старших классах (8 – 11)

Эти игры предлагаются по степени усложнения: посильные и соответствуют возрастным особенностям учащихся. ( Приложение 7)

Выставка

Подобные мероприятие организуются в Сладковском районе один раз в год, где учащиеся экспонируют свои лучшие работы, что придаёт импульс развитию их творческих способностей. Учащиеся Маслянской школы принимают активное участие в выставках, и практически всегда занимают призовые места. Подобные мероприятия позволяют не только показать свои возможности и способности, но и перенять опыт у учащихся других школ (Приложение 8).

Кружок

Все изделия, представленные на выставках, изготавливаются на предметном кружке. На кружке «Декоративно – прикладного творчества», дети по своему желанию изготавливают различные поделки из бумаги, картона, соломки, бересты, вяжут спицами и крючком, вышивают, составляют композиции из остатков кожи и т. д. (Приложение 9).

Олимпиада

Вот уже пять лет, ученики принимают участие в олимпиаде по предмету «Технология». Сначала они проходят на школьном уровне, где победительница представляет школу в районе, а впоследствии - на зональной и областной олимпиадах.

Предметная неделя

В нашей школе стало традицией проводить предметные недели. В их числе и Неделя технологии. Проходит она обычно в преддверии Нового года и включает в себя беседы по этикету, выставки творческих работ, конкурсы на лучшего знатока технологии (кроссворды, загадки, ребусы). Дух здорового соперничества побуждает школьников к расширению своего кругозора, творческому поиску, стремлению знать и уметь больше, быть лучше. (Конкурс «А ну-ка, девушки», «Дочки-матери» и т. д.). В этом учебном году планируется провести Неделю технологии в феврале, в течение которой будет ярмарка - распродажа вязаных изделий. ( Приложения №11)

Экскурсии

Во время уроков технологии неоднократно проводились экскурсии на предприятия (почта, столовая, детский сад). Дети знакомились со спецификой профессии, с различными её сторонами. Совершаются экскурсии и в природу, где происходит подбор природного материала, который потребуется детям на последующих уроках.

В данной работе были приведены методы и формы развития познавательной активности, применяемые автором на уроках «Технология».

Исходя из этого следует, что роль и значимость методов и форм в практике обучения является определяющей. Таким образом, в свете новых требований к школе учёные и учителя ищут такие методы и формы обучения, которые бы наилучшим образом способствовали их решению.

Это позволяет сделать следующий вывод: изыскания новых методов и применение существующих нацелены на стимулирование пассивности функциональных знаний, преобразовывая их в активные; на способствование усвоению новых знаний и применению их на практике.

Библиография

  1. Атутов, П.Р. О технологическом мышлении; Постановка проблемы / П.Р. Атутов // Российская общеобразовательная школа: Проблемы и перс- М., 1997.

  2. Атутов, П.Р. Технология и современное образование: О содержании школьного курса «Технология»/ П. Р. Атутов // М.: Педагогика, 1996.-

  3. Атутов, П. Р. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. /Под ред. П.Р. Атутова.// – М.: ИОСО РАО, 1997.

  4. Бабенский, Ю. К. Педагогика. /Под редакцией Ю. К. Бабенского.// М., Просвещение -1983.

  5. Быстров, В.М. Проблемы инновационных процессов в школьном предмете «Технология» / В. М. Быстров // Наука и школа.- 1999.- № 4.

  6. Воронин, Ю.А., Лалетин Д.А. Образовательная область « Технология» и личность / Ю. А. Воронин// Наука и школа. – 1998. - № 2.

  7. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приёма до философии./ В. В. Гузеев //– М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.

  8. Гузеев, В.В. « Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. - №6 .

  9. .Девяткина, Г.В. Коммуникативно-мыслительные игры как средство диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучаемых: На примере изучения предмета « технология» в средней школе / Г.В. Девяткина // Школьные технологии. – 1999. - №5.

  10. Дидактика технологического образования: Книга для учителя./ /Под ред. П.Р. Атутова. – М.: ИОСО РАО, 1997.

  11. Жихарская, О.Б., ЧерняковаВ.Н. Комбинированный урок по технологии и информатике// Школа и производство. – 1998.- №5.

  12. Зарецкая, И.И. Вопросы делового этикета в образовательной области « Технология»: Учебно-тематический план и программа // Школа. – 1998. - №2.

  13. Зарецкая, И.И. Курс « Деловой этикет» в образовательной области «Технология»: Учебно-тематический план и программа для VIII-XI классов// Школа и производство.- 1998.- №3.

  14. Карачев, А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся / А.А. Карачев // Школа и производство. – 1997 . – №2.

  15. Карачев, А.А., Афанасьев Ф.З. Первая олимпиада старшеклассников столицы по технологии / А. А. Карачев, Ф. З. Афанасьев // Школа и производство.- 1998. - №6.

  16. Карпов, Е. Проектная работа в школе: это возможно / Е. Карпов // Школьный экономический журнал. – 1997. - №6.

  17. Кругликов, Г.И. Как обучать технологии: О методах обучения и проверки знаний/ Г. И. Кругликов // Школа и производство.- 1998 -№2

  18. Кругликова, О. С. Технология проектного обучения / О. С. Кругликова // Завуч – 1999. - №6

  19. Литова, З. А. Творческие проекты в школе: В курсе «Технология» / З. А. Литова // Школа. - №1

  20. Марченко, А. В. О целях, задачах и особенностях реализации минимального содержания образовательной области «Технология» / А. В. Марченко // Школа и производство. – 1998. - №5

  21. Мелёхина, С. И. Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности./ С. И. Мелёхина // Школа и производство -2006.- №1

  22. Молева, Г. А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего

обучения на уроках технологии. / Г. А. Молева, И. А. Богданова // Школа и производство – 2005 - №7

  1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов.// 2005

  2. Павлова, М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Технология.//М., - Изд. центр «Вентана – Граф» - 2003.

  3. Пеньков, Н. В. Пословицы и поговорки на уроках технологии. / Н. В. Пеньков // Школа и производство – 2002 - №3

  4. Сахипов, Ф. Ф. Без интереса ученье – одно мученье. / Ф. Ф. Сахипов //Школа и производство – 2003- №2

  5. Скатова, Н. Н. , Тимошенко А. И., Коллективные средства обучения на уроках технологии / Н. Н. Скатова, А. И. Тимошенко // Школа и производство – 1998- №5

  6. Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской //– 2001.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Нефтекамск Республики Башкортостан Лицензия №312031 серия а от 31 декабря 2008 года на 5 лет, право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программа

    Программа
    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
  2. Воронина Материалы Международной научно-практической конференции посвящены анализу современного образования, образовательного закон

    Закон
    Культура. Образование. Право: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», апрель 2008 г.
  3. Аннотированный каталог областного банка педагогических данных содержание

    Литература
    Автор представляет апробированную модель контроля в системе экологического образования, которая позволяет эффективно управлять, привлекая всех участников педагогического процесса.
  4. Протокол заседания экспертной комиссии регионального методического конкурса педагогов образовательных учреждений Костромской области от 25 апреля 2011 года. Председатель экспертной комиссии

    Конкурс
    Для участия в методическом конкурсе представлено 375 работ от 391 педагогов из 29 муниципальных образований Костромской области: Антроповского, Буйского, Галичского, Вохомского, Кадыйского, Кологривского, Костромского, Красносельского,
  5. В. И. Дружинин ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор (1)

    Документ
    ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ

Другие похожие документы..