Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Модератором секции выступил Борис Кагарлицкий, кратко сформулировавший основные проблемы левого движения в условиях экономического кризиса. Левые по-п...полностью>>
'Доклад'
РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ «СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ» («АСУ...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми. Глобальна система міжнародних відносин перебуває у стані перманентної протидії викликам, які здатні порушити безпеку і стабільніст...полностью>>
'Анкета'
«Экспертиза соответствия состояния ресурсного обеспечения реализации основной профессиональной образовательной программы Требованиям стандарта среднег...полностью>>

Министерство образования Российской Федерации Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

(МГТУ им. Н.Э. Баумана)

УДК 681.3.06

ГРНТИ 20.01.29

№ регист.

Инв. №

СОГЛАСОВАНО

Директор Института дистантного образования Российского университета дружбы народов

____________________ Г.А. Краснова

«___»_______________2003 г.

М.П.

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Московского государственного технического университета

имени Н.Э. Баумана

____________________И.Б. Федоров

«___» ______________ 2003 г.

М.П.

ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Разработка, апробация и опытная эксплуатация сетевых учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам федерального компонента подготовки специалистов (в части специальностей, обеспечивающих развитие и широкое использование информационных технологий во всех сферах общественной жизни): специальности, относящиеся к направлению подготовки 654700, 654600 и др. (не менее 10 курсов ОПД и СД)

выполненной по научно-технической программе

«Создание системы открытого образования»

Раздел 4. Открытые образовательные информационные ресурсы ССО.

Подраздел 4.2. Сетевые учебно-методические комплексы ЭСПО по основным группам специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования

Код НИР: Проект 4.2.4.

Проректор научно-учебного комплекса

«Информатика и системы управление» В.А. Матвеев

Руководитель НИР В.М. Черненький

МОСКВА

2003

РЕФЕРАТ

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС, ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК, УЧЕБНЫЙ КОНТЕНТ, ИНТЕРНЕТ, ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ЭЛЕКТРОННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, ТЕСТИРОВАНИЕ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБОЛОЧКИ, МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.

Объектом НИР являются сетевые учебно-методические комплексы (УМК) по учебным дисциплинам федерального компонента подготовки специалистов.

Цель работы: повышение эффективности, качества и доступности образовательных ресурсов для изучения учебных дисциплин по группе технических специальностей, обеспечивающих развитие и широкое использование информационных технологий во всех сферах общественной жизни.

Сроки выполнения НИР: «1» марта 2003 г - «25» декабря 2004 г. В течение 2003 года полностью выполнены требования ТЗ на текущий год.

НИР предусматривает разработку 10 учебно-методических комплексов к концу 2004 года:

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «Проектирование баз данных»

  2. Учебно-методический комплекс по курсу "Телекоммуникационные технологии и сети"

  3. Учебно-методический комплекс по курсу: "Разработка САПР"

  4. Учебно-методический комплекс по курсу: «Методы и средства защиты компьютерной информации»

  5. Учебно-методический комплекс по курсу: «Статистическая теория радиосистем»

  6. Учебно-методический комплекс по курсу: «Теория информационных процессов и систем»

  7. Учебно-методический комплекс по курсу: «Архитектура ЭВМ и систем»

  8. Учебно-методический комплекс по курсу: «Безопасность жизнедеятельности

  9. Учебно-методический комплекс по курсу: « Электротехника и электроника»

  10. Учебно-методический комплекс по курсу: «Метрология, стандартизация и сертификация».

При создании электронных учебных пособий, предназначенных для использования в системе открытого образования, необходимо учитывать специфику использования такого рода продуктов в сети Интернет: территориальную разнесенность участников учебного процесса, качество телекоммуникационных каналов, требования интерактивности при взаимодействии, возможность использования в рамках типового образовательного Интернет-портала и др. Поэтому при разработке программного обеспечения предпочтение было отдано Интернет-ориентированным информационным ресурсам.

Комплексный характер темы НИР позволил провести исследования в достаточно широкой проблемной области и получить ответы на целый ряд поставленных вопросов.

Так, в УМК «Статистическая теория радиосистем» предложена и реализована методика создания и включения в учебный материал интерактивных процедур в виде JAVA-аплетов.

В УМК «Архитектура ЭВМ и систем» выполнен анализ психолого-педагогические особенности организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в учебно-информационных гипермедиа средах и обосновано построение УМК по принципу гипермедиа сред.

Вариант электронного учебника размещен по адресу /apx.htm и доступен для использования.

В УМК «Проектирование баз данных» предложена технология создания flash-микрофильмов путем построения фильма в формате avi с помощью продукта HyperCam. Предложенная технология значительно облегчает создание фильмов в среде JAVA и позволяет создать средства взаимодействия студента с УМК.

В УМК «Методы и средства защиты компьютерной информации» выполнены исследования возможностей дистанционного обучения, основанные на применении программного продукта LearningSpace с использованием распределенного обучающего пространства. Учитывая отсутствие отечественного опыта работы в среде LearningSpace, материалы, содержащиеся в отчете, имеют важное значение для российских создателей обучающих оболочек.

В УМК «Разработка САПР» и «Телекоммуникационные технологии и сети» предложена объектно-ориентированная концепция построения учебного материала. По этой концепции учебник является модульным электронным изданием, созданным по технологии разделяемых единиц контента, что означает возможность расширения и адаптации содержания учебника к индивидуальным требованиям обучаемых. Имеющийся состав модулей задает базовую версию учебника. Однако пользователи могут составлять собственные версии учебника, отбирая нужные модули из базовой версии и/или дополняя пособие фрагментами собственной разработки или почерпнутыми из других источников. Подобная организация учебного материала называется «Электронной энциклопедией».

Таким образом, хотя состояние НИР соответствует промежуточной стадии, но уже можно оценить ее первые результаты. Появилась возможность:

  • сравнить различные оболочки поддержки дистанционного образования по показателям удобства, универсальности, поддержки средств тестирования, взаимодействия с различными инструментальными пакетами;

  • оценить эффективность включения интерактивных процедур в текст учебника;

  • определить временные затраты при сетевых взаимодействиях комплексирования текста HTML с различными графическими пакетами;

  • исследовать варианты организации учебного материала в форме «электронной энциклопедии».

Результаты по каждому комплексу, полученные на этой промежуточной стадии, представлены на компакт-дисках и магнитных носителях и включают: отчетные материалы, состав учебного контента, макет электронного учебника или его фрагментов, демонстрирующий используемые инструментальные средства разработки.

В целом по тематике НИР в течение 2003 года работали 8 аспирантов и 26 студентов.

Основные отчетные документы по теме в целом представлены на сайте

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 8

ГЛАВА 1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ

«РАЗРАБОТКА САПР»

1.1. ВВЕДЕНИЕ 10

1.2. КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ 10

1.3. ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЙ МОДУЛЕЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ 12

1.4. ЛИТЕРАТУРА 23

1.5. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 23

ГЛАВА 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СЕТИ»

2.1. ВВЕДЕНИЕ 24

2.2. СИСТЕМНАЯ ОБОЛОЧКА «СОТА» 25

2.3. ОПИСАНИЯ МОДУЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА 32

2.4. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 39

ГЛАВА 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ «АРХИТЕКТУРА ЭВМ И СИСТЕМ»

3.1. ВВЕДЕНИЕ 40

3.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И СТРУКТУРА УЧЕБНИКА 40

3.2.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ГИПЕРМЕДИА СРЕДАХ. 40

3.2.2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СЕТЕВЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ 42

3.2.3 МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ УЧЕБНИК ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АРХИТЕКТУРА ЭВМ И СИСТЕМ» 43

3.3. ЛИТЕРАТУРА 46

3.4. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 50

ГЛАВА 4. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО КУРСУ

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ»

4.1. ВВЕДЕНИЕ 51

4.2. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 51

4.3. РАЗРАБОТКА ОБОЛОЧКИ СИСТЕМЫ И МЕНЮ 54

4.4. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 54

4.5. РАЗРАБОТКА МИКРОФИЛЬМОВ 55

4.6. ИНСТАЛЛЯЦИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ И ЕЁ ЗАПУСК 56

4.7. ЛИТЕРАТУРА 57

4.8. ИСПОЛНИТЕЛИ 57

ГЛАВА 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАДИОСИСТЕМ»

5.1. ВВЕДЕНИЕ 58

5.2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОНТЕНТА УМК 58

5.2.1.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 58

5.2.2 СТРУКТУРА УЧЕБНИКА УМК 59

5.3. ТЕХНОЛОГИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА И СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА 62

5.3.1 МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙ ЧАСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ WEB-ТЕХНОЛОГИЙ 62

5.3.2. ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-УЧЕБНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ JAVA-АПЛЕТОВ 64

5.3.3. ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ VRML И JAVA-АПЛЕТОВ 64

5.3. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ УЧЕБНИКА НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ WEB-ТЕХНОЛОГИЙ 65

5.3.1. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ 65

5.3.2. КОНСТРУКТОР КОНТРОЛИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ УМК 66

5.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

5.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68

ГЛАВА 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ

«ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМ»

6.1. ВВЕДЕНИЕ 70

6.2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНИКА 70

6.2.1. ОБЩАЯ МЕТОДИКА СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНИКА 70

6.2.2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА 72

6.2.3. РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА 73

6.3. ВЫБОР СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА 74

6.3.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ УЧЕБНИКА 74

6.3.2. КРИТЕРИИ ВЫБОРА СРЕДСТВ 76

6.4. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЙ 77

6.4.1. ЯЗЫК HТМL 77

6.4.2. ТЕХНОЛОГИЯ МACROMEDIA FLASH 77

6.5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

6.6. ЛИТЕРАТУРА 80

ГЛАВА 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

7.1. ВВЕДЕНИЕ 81

7.2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА LOTUS LEARNINGSPACE 81

7.3. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 84

7.4. ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА «ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНИХ РАЗВЕДОК ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ» 84

7.4. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 92

ГЛАВА 8. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

8.1. ВВЕДЕНИЕ 93

8.2. ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕРЫ ПОСТРОЕНИЯ 95

8.2.1. СОСТАВ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ УМК 95

8.2.2. ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕРЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 96

8.2.3. ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА 97

8.3. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ 97

8.4. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА 98

8.5. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 98

ГЛАВА 9. УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС « МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

9.1. ВВЕДЕНИЕ 99

9.2. СОСТАВ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 99

9.3. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 102

ГЛАВА 10. КОМПЬЮТЕРНЫЙ УЧЕБНИК

«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА».

10.1. ВВЕДЕНИЕ 103

10.2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОМПЬЮТЕРНОГО УЧЕБНИКА 104

10.3. ОПИСАНИЕ УЧЕБНИКА 108

10.3.1. КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНИКА 108

10.3.2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ КОМПЬЮТЕРНОГО УЧЕБНИКА 112

10.3.3. РЕКОМЕНДАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ 113

10.4. ЛИТЕРАТУРА 115

10.5. СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117

ВВЕДЕНИЕ

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активных методов обучения – одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности.

Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специально организованной учебно-информационной среды. Организация учебно-информационной профессионально-ориентированной среды требует структурирования учебной информации на разных уровнях, систематизации процесса предъявления информации, специальной организации интерактивного общения.

Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством сетевых учебно-методических комплексов по различным дисциплинам, что и обуславливает выбор темы проекта.

НИР предусматривает разработку 10 учебно-методических комплексов к концу 2004 года:

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «Проектирование баз данных»

  2. Учебно-методический комплекс по курсу "Телекоммуникационные технологии и сети"

  3. Учебно-методический комплекс по курсу: "Разработка САПР"

  4. Учебно-методический комплекс по курсу: «Методы и средства защиты компьютерной информации»

  5. Учебно-методический комплекс по курсу: «Статистическая теория радиосистем»

  6. Учебно-методический комплекс по курсу: «Теория информационных процессов и систем»

  7. Учебно-методический комплекс по курсу: «Архитектура ЭВМ и систем»

  8. Учебно-методический комплекс по курсу: «Безопасность жизнедеятельности

  9. Учебно-методический комплекс по курсу: « Электротехника и электроника»

  10. Учебно-методический комплекс по курсу: «Метрология, стандартизация и сертификация».

Разрабатываемые учебно-методические комплексы (УМК) соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки дипломированного специалиста.

Каждый УМК должен включать полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения данной учебной дисциплины при консультационной поддержке преподавателя соответствующего учебного заведения. В составе УМК должны быть предусмотрены средства для регистрации учащихся, изучения теоретических материалов, компьютерного моделирования, а также средства контроля знаний и умений учащихся.

Этап 2003 года предусматривал разработку состава и структуры УМК, выбор и обоснование используемых информационных технологий, а также создание ряда информационных, программных и технических образовательных ресурсов, включаемых в состав УМК.

При создании электронных учебных пособий, предназначенных для использования в системе открытого образования, необходимо учитывать специфику использования такого рода продуктов в сети Интернет: территориальную разнесенность участников учебного процесса, качество телекоммуникационных каналов, требования интерактивности при взаимодействии, возможность использования в рамках типового образовательного Интернет-портала и др. Поэтому при разработке программного обеспечения предпочтение отдается Интернет-ориентированным информационным технологиям.

Сроки выполнения НИР: «1» марта 2003 г - «25» декабря 2004 г.

Требования ТЗ на НИР, определенные на 2003 год, полностью выполнены.

ГЛАВА 1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ

«РАЗРАБОТКА САПР»

Руководитель работы д.т.н., проф. Норенков И.П.

1.1. ВВЕДЕНИЕ

В данной части отчета представлены результаты первого этапа разработки электронного учебника по дисциплине "Разработка САПР". Особенностью разработки является применение технологии разделяемых единиц контента (ТРЕК) [1]. Ниже после краткого пояснения варианта ТРЕК под названием "Прикладные электронные энциклопедии" дается список метаданных для разработанных в 2003 г. модулей содержательной части учебника.

Хотя объектные технологии создания баз учебных материалов развиваются уже на протяжении более десяти лет, они не привлекали к себе должного внимания. Сегодня ситуация изменилась, что в определенной мере обусловлено появлением международных образовательных стандартов, посвященных объектным технологиям, для которых в данном отчете используется общее название "Технологии разделяемых единиц контента".

1.2. КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Базы учебных материалов в информационно-образовательных средах (ИОС) насчитывают десятки тысяч документов. Очевидна потребность в средствах их структуризация, сертификации, комплексирования в маршруты обучения.

ИОС в целом и электронные учебники в частности являются сложными системами и потому их создание должно быть основано на системном подходе, подразумевающем применение принципов структурирования, иерархичности, модульности. Однако в настоящее время в большинстве случаев эти принципы соблюдаются не в полной мере. Очевидно, что модульность означает не просто выделение в структуре объекта некоторых частей. Необходимо придать этим частям свойства элементов, допускающих их объединение в различные структуры более высокого иерархического уровня.

Рассмотрим типичный состав современного электронного учебника. В него входят:

  • лекции;

  • семинары;

  • лабораторные работы;

  • тестирующая часть;

  • типовые задания и примеры их выполнения;

  • глоссарий.

Основная часть контента - лекции - представляет собой линейную фиксированную структуру, состоит из крупных модулей, при этом вносить изменения в учебник могут только его авторы. И хотя каждая из частей учебника может быть разделена на некоторые модули, возможность комбинирования модулей из разных электронных изданий (ЭИ) с целью создания новых пособий нужного содержания и объема на пользовательском уровне, как правило, не предусматривается.

Для устранения имеющихся недостатков нужен переход к использованию новых технологий создания электронных учебников и других ЭИ.

Такие технологии уже имеются. Они разрабатывались под разными названиями, но их объединяет общность ряда основных положений. Это технологии интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР или IETM - Interactive Electronic Technical Manuals) [2], модульных учебников и электронных энциклопедий [3], разделяемых объектных ресурсов (SCOR - Shareable Content Object Resources) [4].

В данной разработке использована концепция прикладных электронных энциклопедий (ПЭЭ).

Создание ПЭЭ рекомендуется начинать с разработки онтологии предметной области, т.е. с определения системы понятий (сущностей), атрибутов и отношений между ними. Результаты представляются в виде тезауруса, каждая строка которого имеет вид:

понятие, [список синонимов], [список возможных обозначений], краткое определение, список URL модулей.

Для каждого понятия должен быть написан разъясняющий его учебный модуль. Модуль имеет заголовок (метаданные) и тело (информационную часть). В заголовке указываются такие данные, как уникальное имя модуля, имя автора, дата создания, номер версии, тип, входы и выходы модуля.

Входы и выходы модуля характеризуют связи понятий, имеющиеся в приложении и отраженные в модуле. Выходом модуля называется понятие, определяемое в модуле, а входом - понятие, введенное в данном приложении и используемое в модуле для определения выхода. Модуль может не иметь входов, если используемые для пояснения термины определены вне данной предметной области, или иметь один, два или более входов. В общем случае число выходов модуля также может быть более одного.

Число модулей, относящихся к одному и тому же выходному понятию, может быть более одного. Эти модули классифицируются по ряду признаков. По назначению различают модули основные, тестирующие, исследовательские и справочные, излагающие основной учебный материал, выполняющие тестирование обучаемых, используемые для лабораторных и практических занятий и содержащие справочный материал соответственно. По уровню изложения материала применительно к высшему образованию модули можно подразделять на профессиональные, общеобразовательные, популярные. Классификационные признаки модуля составляют его тип.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Итоговый отчет московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (наименование вуза) по результатам реализации

    Публичный отчет
    НАУЧНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ, ОБЪЕКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ, ОТВЕЧАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ МИРОВОГО УРОВНЯ К КАЧЕСТВУ, НАДЕЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ
  2. Н. Э. Баумана Н. И. Сидняев, Н. Т. Вилисова Курсовая

    Курсовая
    Сидняев Н.И., Вилисова Н.Т. Курсовая работа (организация и методика) : Методические указания /Под ред. Н.И.Сидняева. –М.: Изд-во МГТУ - 2001 –35с., ил.
  3. Н. Э. Баумана Кафедра Компьютерные системы и сети Г. С. Иванова, Т. Н. Ничушкина Оформление текстовых документов Методические указания

    Методические указания
    Пояснительная записка оформляется на листах формата А4. Графический материал можно приводить на листах формата А3 (при сшивании записки эти листы складывают так, чтобы они не выходили за линию обреза).
  4. Н. Э. Баумана «утверждаю» Первый проректор проректор по учебной работе Е. Г. Юдин «11» 07 2000 г. «Микропроцессорные системы» Программа

    Программа
    проектирование МПС для управления объектом, микроконтроллерные системы на основе однокристальных ЭВМ, многопроцессорные системы, промышленные платформы МПС;
  5. Московский государственный технический университет

    Документ
    Не обеспечивается специальное получение отправлений (например, на почте бандеролей и посылок, писем с указанной ценностью, в посольствах, постпредствах и т.

Другие похожие документы..