Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
(НДР "Підвищення ефективності використання радіочастотного ресурсу у діапазоні частот 800 МГц за рахунок оснащення смуговими фільтрами підвищено...полностью>>
'Реферат'
Тема работы актуальна, потому что эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия ...полностью>>
'Документ'
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 43 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», рассмотрев проект Программы экономического и социа...полностью>>
'Документ'
Классическими образцами самоуправляющихся городских об­щин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и пскови­чи выработали, по их мнению, на...полностью>>

Ю. К. Толстой гражданское право учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., Велби, 2003. С. 29

роны в договоре, она может также вытекать из требований государственных стандартов и специальных нормативных актов, регулирующих отдельные виды купли-продажи[20].

Установленные договором купли-продажи способы определения качества товара обусловливают и соответствующие методы его проверки. ГК не предусматривает конкретных методов контроля качества, да это и невозможно, поскольку они постоянно совершенствуются вслед за развитием техники. Если порядок проверки качества не установлен ни нормативными актами (включая ГОСТы), ни договором, то проверка товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми правилами (п. 2 ст. 474 ГК). При этом важно, чтобы и продавец, и покупатель применяли одни и те же методы проверки качества (п. 4 ст. 474 ГК).

Качество товара не может оставаться неизменным вечно, поэтому важно определить период времени, в течение которого оно будет достаточным для нормального пользования вещью. Более того, со временем качество товара может ухудшиться настолько, что использование вещи станет опасным для жизни, здоровья или имущества покупателя. Значит, необходимо определить момент, когда товар начнет представлять угрозу для покупателя. Эти проблемы решаются путем установления гарантийных сроков, сроков годности и сроков службы товара.

[1] В хозяйственной практике условия распределения между сторонами расходов по транспортировке товаров обычно называются базисными условиями передачи (а точнее, поставки) товаров. В сфере внешней торговли к ним относятся также и условия, определяющие момент перехода риска случайной гибели или повреждения имущества с продавца на покупателя, а также некоторые другие. Базисными эти условия называются потому, что они устанавливают базис цены товара (минимальную цену без учета стоимости погрузки, перевозки, страхования и т.д.). Окончательная договорная цена товара является суммой базиса цены и величины дополнительных расходов продавца.

[2] Это означает, что товар в назначенный срок и в надлежащем месте готов к передаче покупателю (т. е. тем или иным образом идентифицирован как товар, предназначенный покупателю), а покупатель должным образом осведомлен о готовности товара.

[3] Пункт 2 ст. 458 ГК выглядит откровенно неудачным. Ведь, строго говоря, при определении момента исполнения продавцом обязанности передать товар в принципе возможны только два варианта: либо продавец несет какие-либо обязанности по перевозке товара, либо он свободен от них, tertium поп datur. Однако п. 2 ст. 458 ГК фиксирует еще одну возможность: если продавец по условиям договора не обязан доставлять товар покупателю, то он все-таки обязан организовать его доставку (видимо, формальная логика Аристотеля уже устарела для целей законотворчества). На самом деле законодатель, вероятно, имел в виду иное: если стороны специально не оговорили базис поставки, то продавец обязан заключить договор перевозки товара до места нахождения покупателя. Но как далеко это толкование от буквального смысла указанной нормы!

[4] Аналогичное правило должно применяться и в случае traditio brevi manu, т. е. продажи товара, который на момент заключения договора уже находится во владении покупателя.

[5] Мнение Т. Л. Левшиной о том, что покупатель вправе исполнить неисполненное обязательство за счет продавца в соответствии со ст. 397 ГК, более чем спорно (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1996. С. 15). Буквальное толкование ст. 397 ГК, а также систематическое толкование ст. 397 и 398 ГК приводят к прямо противоположному выводу.

[6] Напр., п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в ред. от 9 января 1996 г.).

[7] См., напр.: ст. 12, 51, 59, 101 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482; № 43. Ст. 5357; 1999. № 41. Ст. 4923; 2002. № 6. Ст. 584, а также ст. 28 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утв. постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569.

[8] Статья 464 ГК говорит не об обязанности, а о праве покупателя назначить разумный срок для устранения нарушений. Но это означает лишь то, что покупатель может в принципе довольствоваться ненадлежащим исполнением обязательства продавцом и вообще не предъявлять к нему никаких претензий. Однако, если он намерен требовать расторжения договора и возмещения убытков, то назначение дополнительного разумного срока для передачи принадлежностей и документов обязательно.

[9] Подчас используются и другие способы определения количества товаров. Так, количество химических продуктов и редких металлов определяется в пересчете на 100% содержания в них основного (продаваемого) вещества. Другие товары измеряются количеством, находящимся в определенной упаковке (например, 100 г кофе в банке).

[10] См., напр.: абз. 10 п. 1 ст. 5 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также п. 1 ст. 8 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426; 2001. № 33. Ст. 3429; 2002. № 1. Ст. 2.

[11] Строго говоря, покупатель обязан уведомить продавца о нарушении договора и в случае недопоставки (ст. 483 ГК). Однако последствия неизвещения продавца в том и другом случаях различны (ср.: п. 2 ст. 483 и п. 2 ст. 466 ГК).

[12] Можно полагать, что в этом случае покупатель может отправить излишнее количество товаров обратно продавцу, отнеся расходы по транспортировке на его счет.

К сожалению, ГК оставляет открытым вопрос о правовом режиме товаров, поставленных сверх договорного количества и временно находящихся у покупателя. Вероятно, права и обязанности покупателя в отношении этих товаров должны определяться по аналогии с правами хранителя по безвозмездному договору (п. 3 ст. 891 ГК).

[13] Ассортимент, понимаемый как соотношение количества товаров отдельных видов в рамках общего количества товаров данного рода.

[14] Последнее правило явно неудачно. Ведь право отказа от исполнения договора возникает немедленно после его заключения в силу дефектов самого договора. Было бы логичнее исключить возможность отказа от исполнения договора (коль скоро он считается заключенным), либо, в крайнем случае, считать не заключенным договор в целом (поскольку не согласовано условие о предмете – количестве).

[15] Представляется, что даже принятие товаров несоответствующего ассортимента не лишает покупателя права требовать возмещения убытков. Ведь принятие таких товаров не является новацией по смыслу ст. 414 ГК, следовательно, исполнение, произведенное продавцом, все равно остается ненадлежащим.

[16] Например, ст. 497, 503–504 ГК, ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» – для розничной купли-продажи; ст. 518 ГК – для договоров поставки; ст. 542 ГК и соответствующие подзаконные акты – для договоров энергоснабжения и т. д.

[17] См.: п. 1 ст. 6 Закона РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154-1 // Ведомости РФ. 1993. № 25. Ст. 917; СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 4, 2002. № 1. Ст. 2.

[18] Т. Л. Левшина полагает, что «условие о соответствии товара обязательным требованиям ГОСТов является существенным условием договора купли-продажи в силу закона, и при его отсутствии договор считается незаключенным» (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. С. 23–24). С этим суждением трудно согласиться, поскольку стороны вообще не вправе нарушать обязательные требования ГОСТов. Как и любой нормативный акт, ГОСТ действует независимо от желания сторон договора, поэтому наличие или отсутствие соответствующего условия в договоре не имеет юридического значения. С точки зрения классификации договорных условий правило о соответствии качества товара обязательным требованиям стандартов следует относить к обычным, а не к существенным условиям договора.

[19] Следует согласиться с мнением Т. Л. Левшиной о том, что ссылка в договоре на ГОСТ в целом (а не только на его обязательную часть) означает придание рекомендательным нормам о качестве обязательного характера (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. С. 22). Этот вывод вполне согласуется и с деловыми обыкновениями, и с материалами арбитражной практики.

[20] См., напр.: абз. 3 п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 11 Примерных правил работы предприятия розничной торговли от 17 марта 1994 г., утв. Письмом Комитета РФ по торговле № 1-314/32-9 // Правила торговли. М., 1996. С. 30–37.

Гарантийный срок – это период времени, в течение которого товар должен быть пригодным для целей его обычного использования.

Продолжительность договорных гарантий качества товаров определяется гарантийными сроками, которые могут устанавливаться как соглашением сторон договора (а также самим изготовителем товара), так и обязательными для них требованиями нормативных актов (в первую очередь – ГОСТов). В последнем случае гарантийные сроки носят относительно-императивный характер, т. е. могут быть изменены договором лишь в сторону их увеличения, и выступают в качестве обычных условий договора купли-продажи[1]. Если же гарантийный срок на товар не установлен ни договором, ни ГОСТом, то в силу п. 1 ст. 470 ГК товар должен

Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., Велби, 2003. С. 30

быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются, в пределах разумного срока (законная гарантия)[2]. По своей природе этот «разумный» срок является своеобразным аналогом гарантийного срока, установленного договором или ГОСТом. Буквальное толкование п. 1 ст. 470 ГК приводит к выводу, что устанавливаемые договором гарантийные сроки не могут быть менее указанного «разумного» срока.

По общему правилу, гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю. Однако, если покупатель не имел возможности использовать купленный товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (в том числе из-за обнаруженных в нем недостатков[3]), течение гарантийного срока приостанавливается на все время действия соответствующих обстоятельств (п. 2 ст. 471 ГК).

В отношении сложных вещей, т. е. комплектных товаров, гарантия качества распространяется и на все составляющие части товара (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи (п. 3 ст. 470 ГК). Поэтому гарантийный срок на комплектующие, как правило, считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с ним.

Срок службы товара часто неоправданно смешивают со сроком его годности[4]. Эти понятия действительно имеют много общего, поскольку и тот и другой срок определяет период безопасного использования товара. Но из Закона РФ «О защите прав потребителей» следует ряд практически важных различий этих сроков. Так, срок службы устанавливается в отношении непотребляемых товаров длительного пользования, тогда как срок годности – на товары потребляемые и, как правило, быстропортящиеся (продукты питания, парфюмерия, медикаменты и т. п.).

Срок службы товара начинает течь со дня продажи товара потребителю и лишь при невозможности установить его – со дня

Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., Велби, 2003. С. 31

изготовления товара (п. 2 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Срок годности течет со дня изготовления товара (ст. 473 ГК).

Срок годности всегда определяется единицами времени (периодом, датой), а срок службы товара может исчисляться и другими единицами измерения (например, километрами при определении срока службы автомашины).

В пределах срока годности товара продавец или изготовитель отвечает за любые его недостатки (с учетом положений ст. 475 и 476 ГК), тогда как их ответственность в пределах срока службы (но после истечения гарантийного срока) ограничена существенными недостатками, возникшими по их вине (п. 1 ст. S Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Наконец, продажа товара по истечении установленного срока годности прямо запрещается п. 5 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»[5], а в отношении продажи товаров с истекшим сроком службы такой запрет не предусмотрен.

Таким образом, срок службы товара можно определить как период, в течение которого покупателю обеспечена возможность безопасного использования непотребляемого товара по назначению. Срок годности – это период, по истечении которого потребляемый товар считается непригодным для использования по назначению и не может быть реализован.

Последствия нарушения условия о качестве товара регулируются ст. 475–477 ГК и зависят от таких факторов, как наличие или отсутствие гарантии качества, характер и сроки обнаружения недостатков товара.

По общему правилу, продавец отвечает только за недостатки товара, которые возникли до момента его передачи покупателю либо по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК). Но распределение между сторонами бремени доказывания этого факта тесно связано с наличием договорных гарантий качества на товар. В отсутствие таких гарантий (установленных договором или ГОСТом) покупатель обязан доказать, что недостатки возникли еще до момента передачи ему товара (или по причинам, возникшим до этого момента). Если же на товар установлена договорная гарантия качества[6], ситуация прямо противоположна. Для освобождения от

Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., Велби, 2003. С. 32

ответственности продавец вынужден доказывать, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю (вследствие нарушения покупателем правил использования или хранения товара, действий третьих лиц либо непреодолимой силы)[7].

Чем больше времени проходит между моментами передачи покупателю товара и предъявления им продавцу требований, связанных с недостатками товара, тем сложнее суду выяснить действительные обстоятельства дела. Кроме того, длительный срок использования товара до предъявления претензий по его качеству порождает известные сомнения в том, что недостатки товара возникли еще до его передачи покупателю. Во избежание подобных затруднений ст. 477 ГК устанавливает предельные сроки обнаружения недостатков проданного товара. Их значение в том, что претензии покупателя к качеству товаров могут быть предъявлены и при соответствующих условиях подлежат удовлетворению, только если недостатки товаров были обнаружены в течение сроков, предусмотренных ст. 477 ГК.

Как правило, по товарам, на которые не установлен гарантийный срок или срок годности, претензии по качеству могут быть заявлены, если недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок[8] (который, однако, не может превышать двух лет со дня передачи товара покупателю). По товарам, на которые предоставлена гарантия или установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками, если они были обнаружены в пределах гарантийного срока или срока годности. Истечение гарантийного срока продолжительностью менее двух лет само по себе не лишает покупателя права на предъявление претензии к продавцу. Такое требование может быть удовлетворено, если недостатки товара обнаружены в пределах двухлетнего срока (хотя бы и после окончания срока гарантии), но возникли до передачи товара покупателю или по причинам, имевшим место до этого момента (последнее обстоятельство должно быть доказано покупателем).

Специальные правила, ориентированные на защиту покупателя, установлены п. 3 ст. 477 ГК в отношении недостатков комплектующих изделий.

Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., Велби, 2003. С. 33

Статья 475 ГК впервые вводит в цивилистический оборот подразделение недостатков товара на, условно говоря, существенные и обычные (несущественные). Под существенными недостатками следует понимать такие дефекты, которые нельзя устранить вообще или без несоразмерных расходов или затрат времени, либо проявляющиеся неоднократно или вновь после их устранения и другие, подобные им недостатки (п. 2 ст. 475 ГК). Все остальные недостатки товара считаются обычными. Последствия их обнаружения в товаре различны.

Наличие в проданной вещи обычных (несущественных) недостатков не дает права покупателю на расторжение договора, так же как и на замену товара[9]. Возможности покупателя в этом случае ограничены правом требовать соразмерного уменьшения покупной цены, либо безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, либо возмещения собственных расходов на устранение недостатков товара (п. 1 ст. 475 ГК).

Обнаружение в товаре существенных недостатков дополнительно дает покупателю право на расторжение договора либо на замену дефектного товара доброкачественным (п. 2 ст. 475 ГК). Аналогичные правила применяются и в отношении товаров, входящих в состав комплекта.

Ж. Продавец обязан передать покупателю товар свободным от прав на него третьих лиц, если только последний не согласился с существованием таких обременении (ст. 460 ГК).

Качество товара, в самом широком смысле слова, зависит не только от его естественных физических, конструктивных, технологических свойств, но и от прочности правовых оснований владения им, т. е. титула. Ведь одной из основных отличительных особенностей купли-продажи является обязательство продавца по перенесению на покупателя права собственности на вещь[10]. Если титул продавца небезупречен, он не сможет обеспечить покупателю возможность беспрепятственного владения, пользования и распоряжения купленным товаром. Поэтому ущербность титула собственника-продавца означает в то же время и юридическую дефектность самого товара.

Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., Велби, 2003. С. 34

Условие о передаче веши, свободной от прав на нее третьих лиц» является обычным условием договора купли-продажи и регулируется ст. 460–462 ГК. Положения этих статей носят императивный характер и не могут быть изменены соглашением сторон, о чем, в частности, говорит п. 2 ст. 461 ГК.

Данное условие считается нарушенным, если продаваемый товар обременен правами третьих лиц (вещными или обязательственными) либо их притязаниями, которые впоследствии признаны правомерными. Наличие таких обременении, сама по себе уже неприятное для покупателя, может привести даже к изъятию у него вещи в пользу третьих лиц по решению суда, т. е. к эвикции. Обременения могут существовать в отношении не только вещи, но и ее отдельных составных частей (комплектующих), принадлежностей, а также сопутствующих документов.

Последствия указанных нарушений различаются в зависимости от характера обременении вещи. Покупатель вправе требовать расторжения договора купли-продажи либо соразмерного уменьшения цены товара, обремененного правами третьих лиц. Указанное требование подлежит удовлетворению, если только продавец не докажет, что покупатель сам знал или должен был знать о существовании этих прав. Когда же обременения товара заключаются не в наличии субъективных прав, а лишь в притязаниях (претензиях) третьих лиц, пока еще не признанных судом, требование покупателя удовлетворяется, если продавец не докажет, что к моменту передачи товара ему не было известно о таких притязаниях.

Как и в нормах о качестве товара, обязательным условием удовлетворения требований покупателя служит возникновение соответствующих обременении товара до момента его передачи. Поэтому продавец не будет отвечать за дефектность титула, образовавшуюся после того, как товар перешел к покупателю.

В случае предъявления иска об изъятии товара продавец по требованию покупателя обязан вступить в дело на стороне последнего (в качестве третьего лица без самостоятельных требований). Уклонение от исполнения этой обязанности лишает продавца права доказывать неправильность ведения дела покупателем (ч. 3 ст. 462 ГК). Поэтому в случае проигрыша дела покупателем продавец останется безоружным перед лицом соответствующего регрессного иска. Если же покупатель не привлек продавца к участию в деле, последний может освободиться от ответственности, если докажет, что, приняв участие в деле, он мог бы предотвратить изъятие проданного товара у покупателя.

В случае изъятия товара третьим лицом у покупателя продавец обязан возместить ему причиненные убытки, если только не докажет, что покупатель знал или должен был знать о возможной эвикции (п. 1 ст. 461 ГК).

Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., Велби, 2003. С. 35

ГК напрямую не регулирует вопросы ответственности продавца в случае эвикции вещи не у самого покупателя (первоначального), а у лица, которому тот ее перепродал. Подобные случаи нередки в сфере продажи недвижимости, где порой выстраиваются огромные цепочки последовательных договоров купли-продажи. Представляется, что продавец несет ответственность перед покупателем и в этом случае, однако уже не по правилам ст. 461 ГК (так как здесь основание ответственности – не эвикция), а на общих основаниях, предусмотренных п. 1 ст. 393 ГК.

3. По общему правилу, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке (п. 1 ст. 481 ГК). Эта обязанность не распространяется на продажу товаров, которые по своему характеру не требуют затаривания или упаковки.

Упаковка и тара служат целям защиты товаров от воздействия окружающей среды (а иногда и защиты самой окружающей среды от вредных свойств товара) и облегчения их оборота (продажи, перевозки, хранения).

Обязанность по затариванию или упаковке товара может устанавливаться как соглашением сторон договора купли-продажи, так и в силу обязательных предписаний законодательства[11]. Конкретные способы упаковки (затаривания) товаров определяются либо нормативным актом, который предусматривает обязательность упаковки (затаривания), либо самим договором купли-продажи. Если же они не установлены ни законом, ни договором, то-вар должен быть упакован (затарен) обычным для него способом, а если и таковой отсутствует, то способом, обеспечивающим сохранность товара (п. 2 ст. 481 ГК).

Условие об упаковке (затаривании) товара может быть нарушено продавцом как в результате неприменения упаковки (тары) вообще, когда это необходимо в соответствии с договором или Нормативным актом, так и в результате использования ненадлежащей упаковки (поврежденной, применяемой для других товаров, не обеспечивающей сохранности товара и т. п.). При таких нарушениях покупатель вправе требовать от продавца соответственно: а) упаковки (затаривания) товара либо б) замены ненадлежащей упаковки (тары).

Вместо предъявления продавцу указанных требований покупатель может воспользоваться правами, предусмотренными ст. 475 ГК. Таким образом, законодатель фактически приравнял условие об упаковке (таре) к условиям о качестве товара. При Этом остается открытым вопрос, является нарушение условия об упаковке (таре) существенным или нет. Наиболее обоснованно



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник издание пятое, переработанное и дополненное проспект москва 2001 Том 3 удк 347 ббк 67. 99(2)3 Гражданское право. Том Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное (2)

    Учебник
    Гражданское право. Том 3. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное. /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: «Проспект», 1 . – 624 с.
  2. Учебник издание пятое, переработанное и дополненное проспект москва 2001 Том 3 удк 347 ббк 67. 99(2)3 Гражданское право. Том Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное (1)

    Учебник
    Гражданское право. Том 3. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное. /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: «Проспект», 1 . – 624 с.
  3. Учебник материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 31 декабря 2004 года

    Учебник
    Гражданское право: В 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное.
  4. Гражданское право том I (1)

    Учебник
    Ответственный редактор - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Е.
  5. Гражданское право том I (2)

    Учебник
    Ответственный редактор - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Е.

Другие похожие документы..