Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Податкова міліція сьогодні провела 183 перевірки підприємств-вигодонабувачів (кількість яких складає 2,7 тисяч) в рамках операції „Бюджет”, за резуль...полностью>>
'Семинар'
Научный доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно – конструкторской работы, опубликованный в п...полностью>>
'Документ'
Приношу глубокую благодарность всем тем, без кого эта книга не мог­ла бы состояться: директору ГЦТМ им. А. А Бахрушина В. В. Губину; всем сотрудникам...полностью>>
'Документ'
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе истца Крохалевой С.И. на решение Биробиджанского городского суда ЕАО от 13 мая 2...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине опрд. Р. Оо дп. П. Ф. 07. 02 «Естествознание»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова»

Факультет БИОЛОГИЧЕСКИЙ

Кафедра Ботаники

УТВЕРЖДЕН

СОГЛАСОВАНО

«____» __________________ 2010 г.

«____» __________________ 2010 г.

Зав. кафедрой_________Калашникова Л.М.

Декан_____________ Паритов А.Ю.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПРД.Р.ОО

ДП.П.Ф.07.02 «Естествознание»

«БОТАНИКА КАК РАЗДЕЛ БИОЛОГИИ»

для студентов, обучающихся по специальности

050708.65 “Педагогика и методика начального образования”

Квалификация: учитель начальных классов

Нальчик 2010 г.

КАЛАШНИКОВА Л.М.

Кандидат биологических наук, доцент

Учебно-методический комплекс по дисциплине Ф. 05. 02 «Ботаника как раздел биологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности.

Шифр 050708.65 “Педагогика и методика начального образования”

Квалификация: учитель начальных классов

Дисциплина «Ботаника как раздел биологии» входит в национально (вузовский) компонент.

Содержание

Аннотация к УМКД………………………………………………………….4

1. Выписка из государственного образовательного стандарта…………...5

2 Рабочая программа дисциплины………………………………………….6

3. Учебно-методическое обеспечение

3.1.Методические рекомендации для преподавателя …………………….41

3.2. Методические указания для студентов ………………………….……43

3.3. Организация контролируемой самостоятельной работы

студентов………………………………………………………………..44

3.4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине

специализированным и лабораторным оборудованием……………...46

3.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине …………………47

3.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных

программ…………………………………………………….…………..47

4. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине……48

5. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины……..50

АННОТАЦИЯ К УМКД

Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебной дисциплины «Ботаника как раздел биологии».

УМКД в учебном процессе направлен на разрешение следующих задач:

1. Повышение качества подготовки студентов путем системно-методического обеспечения учебного процесса по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования;

2. Четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе, ее основных учебных целей и задач;

3. Отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, техники, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;

4. Рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;

5. Планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования и распределения учебного времени между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;

6. Определение круга учебно-методического обеспечения дисциплины, необходимого для ее освоения;

7. Разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.

1. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Ботаника как раздел биологии. Клетка и ткани. Органы растений. Размножение и воспроизведение. Основные процессы жизнедеятельности растений. Систематика. Царство Дробянки. Царство Грибы. Царство Растения. Низшие растения. Высшие растения. Характеристика основных отделов споровых и семенных растений. Развитие растительного мира. На Земле. Экология растений. Охрана и рациональное использование растений.

Кабардино-Балкарский ордена Дружбы народов

государственный университет имени Х.М. Бербекова

“Утверждаю”

Декан биологического факультета

__________________ Паритов А.Ю.

“____” _____________________ 2010 г.

Рабочая программа

Кафедра ботаники

Шифр и наименование дисциплины: «Ботаника как раздел биологии»

Статус дисциплины: обязательная

Специальность: 050708.65 “ПМНО”

Форма обучения: очная

Объем дисциплины: 68 ч.

Распределение по семестрам

Номер

семестра

Учебные занятия

Число

курсов.

проектов

Форма

итог.

аттест.

Общий

объем

Аудиторные

СРС

всего

лекции

лабор.

практ.

1

68

54

36

18

-

14

зачет

Тематический план дисциплины Ботаника как раздел биологии

Темы курса

Кол-во часов

Сроки

Формы организации работы

1.

Ботаника как раздел биологии. Значение растений в биосфере и использование человеком. Клетка.

6

1.09.-21.09.

Лекция, лабораторные, самостоятельная работа

2

Анатомия и морфология растений. Вегетативные органы растения. Корень. Лист. Стебель.

6

22.09 –

11.10.

Лекция, лабораторные, самостоятельная работа

3

Генеративные органы растения. Цветок. Соцветие. Плод. Семя.

4

13.10 – 25.10.

Лекция, лабораторные, самостоятельная работа

4

Рост и развитие растений.

2

27.10-1.11.

Лекция, лабораторные, самостоятельная работа

5

Классификация растений. Низшие растения.

6

3.11-

22.11.

Лекция, лабораторные, самостоятельная работа

6

Высшие растения.

6

24.11-

13.12.

Лекция, лабораторные, самостоятельная работа

7

Основы экологии и географии растений

6

15.12-

31.12.

Лекция, лабораторные, самостоятельная работа

Календарный план лабораторных работ для 1 курса дневного отделения ПМНО на 2010/2011 уч. год..

Занятие 1. Беседа о технике безопасности работы в лаборатории. Микроскоп. Правила работы с микроскопом.

6.09. -

16.09

2 часа

Занятие 2. Клетка, ее органоиды и включения. Плазмолиз, различные виды плазмолиза. Деплазмолиз.

20.09-

30.09

2 часа

Занятие 3. Корень. Типы корневых систем. Внутреннее строение корня тыквы и моркови. Строение корневого волоска.

4.10 – 14.10

2 часа

Занятие 4. Лист. Части листа. Морфология листа. Жилкование. Внутренне строение листа.

18.10 -28.10

2 часа

Занятие 5. Цветок. Соцветия. Разнообразие цветков. Цветки правильные и неправильные. Разнообразие строения тычинок, пестиков, пыльника и завязи. Формулы и диаграммы цветков. Типы соцветий.

Занятие 6. Грибы и лишайники. Класс фикомицеты (мукор). Класс аскомицеты (дрожжи). Класс базидиальные (шампиньон). Разнообразие лишайников. Анатомическое строение таллома лишайников.

Занятие 7. Мхи и папоротники. Строение гаметофита и спорифита кукушкина льна. Представители папоротникообразных. Строение гаметофита и спорифита папоротника щитовник мужской.

1.11- 11.11

2 часа

15.11- 25.11

2 часа

29.11 – 9.11

2 часа

Занятие 8. Голосеменные растения. Класс шишконосных, порядок хвойных. Основные представители, их распространение и особенности строения.

13.12-20.12

2 часа

Занятие 9. Покрытосеменные растения. Знакомство с морфологическими особенностями представителей семейств розовых, мотыльковых, крестоцветных, лилейных, злаковых и др.

Итого:

23.12-31.12..

2 часа

18 часов

Рабочая программа составлена на основании требований к подготовке по специальности “Преподаватель начального обучения”

Разработчик – доцент кафедры ботаники _________Калашникова Л.М.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ботаники:

“______” _______________________ 2010 г.

Заведующий кафедрой ботаники ____________Калашникова Л.М.

Согласована с профилирующей кафедрой _______________________________________

“_______” _______________________2010 г.

Одобрена Советом (Методической комиссией) Биологического факультета

“_______” _______________________2010 г.

Председатель ____________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Ботаника как раздел биологии» читается на первом курсе отделения «Педагогика и методика начального образования» и рассчитано на один семестр. Данная дисциплина входит в национально (вузовский) компонент ОПД.Р.ОО, раздел ДП.П.Ф.07 «Естествознание». Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки учителя начальных классов должно обеспечить подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом. Основой образовательной программы является обеспечение профессиональной подготовки выпускника, воспитание у него гражданской ответственности, стремление к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. Форма обучения: очная. Объем дисциплины: 68 ч. и заочная – 14 ч.

1.1. Цель преподавания

Курс “Ботаника как раздел биологии” читается студентам отделения “Педагогика и методика начального образования” в первый год обучения. Основная цель курса - вооружить будущих учителей начальных классов знаниями, необходимыми для преподавания природоведения, интегрированного курса «Окружающий мир», показать значение ботаники как науки о растениях, составляющих большую часть биосферы и играющих решающую роль в создании на Земле органических веществ. Раскрыть необходимость бережного и рационального использования и охраны растительных ресурсов нашей Родины.

В процессе изучения курса предусматривается выполнение студентами различных заданий по фенологии, постановке опытов, размножении и выращивании комнатных растений, разработке и выполнении мероприятий для начальной школы по охране природы в соответствии с ГОСТами третьего уровня образования.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Для достижения указанной цели студенты изучают общебиологическое значение ряда вопросов, изучаемых в ботанике, экологии, географии растений. К ним относится изучение краткой истории развития ботанической науки, взаимосвязи ее с другими науками, важность изучения экологии растений в настоящее время, особенности анатомического и морфологического строения растений, разнообразии форм одноклеточных и многоклеточных растительных организмов, явления, сопровождающие рост и развитие растений, отличие между искусственной, естественной и филогенетической классификациями, знакомство с отделами растений и представителями семейств, зональном типе растительности, особенности Кавказа и КБР, знакомство с культурой комнатных растений.

Планируется проведение летней полевой практики. Полевая практика - очень важное звено в общей системе подготовки будущих учителей, где студенты детально познакомятся с морфологическими особенностями дикорастущих растений, с их классификацией, описанием фитоценоза.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины

Освоение курса ботаники с основами экологии растений невозможно без знаний элементарных понятий о растении, особенностях строения, развития, размножения, которые изучаются в курсе средней школы, а также знаний географии за среднюю школу.

2. содержание дисциплины

2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

I. Введение (2 часа)

Ботаника и объекты ее изучения. Основные этапы развития науки о растениях. Разделы ботаники. Взаимосвязь ботаники с другими науками. Экология растений. Экология растений. Значение экологии растений в настоящее время.

II. Анатомия и морфология растений.

  1. Клетка - элементарная единица живого. Строение и функции клетки. Осмотические свойства клетки. Плазмолиз и деплазмолиз. Понятие о тканях и органах растений. (2 часа).

  2. Корень. Внутреннее строение корня. Функции корня. Побег. Стебель. Лист. Морфология. Внутреннее строение листа. Функции листа. Дыхание, транспирация, фотосинтез. Работа К.А. Тимирязева и других ученых. Космическая роль зеленых растений. (4 часа).

  3. Генеративные органы. Цветок. Строение и функции. Диаграммы и формулы цветка. Способы опыления. Оплодотворение. Работы С.Г. Навашина. Соцветия и их биологическое значение. Типы семян. (2 часа).

III. Рост и развитие растений. (2 часа).

Понятие о росте. Стимуляторы роста. Движения растений, сопровождающие рост. Индивидуальное развитие растений. Условия прорастания семян. Фенологические наблюдения. Фенология как наука, изучающая сезонные изменения в природе, сезонную ритмику ландшафта. Календари природы.

IV. Классификация растительного мира.

  1. Многообразие растений. Системы искусственные, естественные, филогенетические. Таксономические единицы. Низшие растения. Общая характеристика, распространение, особенности размножения, представители бактерий и водорослей. (2 часа).

  2. Грибы и лишайники как представители низших растений. Особенности строения тела. Классы грибов: фикомицеты, базидиальные, сумчатые. Значение в природе и использование человеком. (2 часа).

  3. Мохообразные и папоротникообразные. Общая характеристика. Представители. Особенности цикла воспроизведения. Значение в природе. Экология. Использование человеком. (2 часа).

  4. Семенные растения. Характеристика отдельных представителей голосеменных, их экология, распространение, использование человеком. (2 часа).

  5. Покрытосеменные растения. Общая характеристика, основные направления эволюции цветковых растений. Семейства класса двудольных: лютиковые, розовые, астровые, леновые, мальвовые, рутовые, зонтичные, крестоцветные, маревые, гречишные, березовые, пасленовые, бобовые, тыквенные. Семейства класса однодольных: лилейные, злаки, осоковые. Использование в народном хозяйстве. (4 часа).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

    Учебно-методический комплекс
    В состав учебно-методического комплекса входят программа курса всеобщей истории и пояснительная записка к ней, список источников и литературы, тематический план лекций по всеобщей истории, контрольные вопросы, методические указания
  2. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения биологии»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.
  4. Учебно-методический комплекс По дисциплине Дипломатический церемониал и протокол

    Учебно-методический комплекс
    Исторический опыт показывает, что для обеспечения нормальных дипломатических отношений далеко не достаточно одних международно-правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине международные валютно-кредитные отношения

    Учебно-методический комплекс
    Лекции читает д. э. н., профессор Звонова Е. А. Предшествующие курсы, обязательные для изучения данной дисциплины: экономическая теория; деньги, кредит и банки; международный финансовый рынок; международные экономические отношения;
  6. Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

    Учебно-методический комплекс
    особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая

Другие похожие документы..