Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ведущий. Из далеких языческих времен пришла к нам русская масленица. У древних славян это был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой про...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пермская государственная медицинская академия им...полностью>>
'Диплом'
Сетевой образовательный проект «Учебная фирма» реализуется на базе ЦИТ уже девятый год. За это время в данном проекте обучилось 153 учащихся (14 групп...полностью>>
'Документ'
Хочется подчеркнуть важность использования данных сплавов с их физико-механическими характеристиками и химическим составом, а также процентом содержащ...полностью>>

Положение детей-сирот и меры по их поддержке 51 Положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке 58

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Администрация Томской области

Ежегодный доклад

«О положении детей в Томской области»

2010 год

Томск

2011

Содержание

Введение 3

Основные демографические характеристики 3

Уровень жизни семей с детьми 4

Состояние здоровья детей 8

Состояние питания детей 20

Образование и воспитание детей 21

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 35

Культурное, нравственное, эстетическое воспитание детей 38

Организация отдыха и оздоровления детей 40

Трудовая занятость подростков 44

Развитие социального обслуживания семьи и детей 49

Положение детей-сирот и меры по их поддержке 51

Положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке 58

Положение детей вынужденных переселенцев и детей мигрантов 60

Профилактика безнадзорности несовершеннолетних, социального сиротства 61

Предупреждение преступности и правонарушений несовершеннолетних 66

Положение несовершеннолетних, отбывающих наказание

в воспитательных колониях 74

Заключение 82

Приложение. Статистические данные,

характеризующие положение детей в Томской области 85

В В Е Д Е Н И Е

Доклад «О положении детей в Томской области» содержит анализ основных аспектов положения детей в Томской области в 2010 году, а также меры по его улучшению. Доклад подготовлен в целях обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления объективной и систематизированной информацией о положении детей и тенденциях его изменения для определения приоритетных направлений деятельности, разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития.

Доклад основывается на официальных материалах Комитета записи актов гражданского состояния, Департаментов по вопросам семьи и детей, здравоохранения, труда и занятости населения, общего образования Томской области, Управления начального профессионального образования Томской области, Департаментов социальной защиты населения, по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, Департамента по культуре Томской области, Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Томской области, Управления внутренних дел Томской области, Управления федеральной миграционной службы России по Томской области, Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Томской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Прокуратуры Томской области, Государственной инспекции труда в Томской области.

В докладе освещены вопросы уровня жизни семей с детьми, состояния здоровья, питания, образования, воспитания и развития детей, организации отдыха, оздоровления, трудовой деятельности детей и подростков, детской преступности.

Особое внимание уделено проблемам детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вопросам профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, созданию условий для развития новых форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В приложении к Докладу приведены статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей за 2008-2010 годы.

Основные демографические характеристики

Общая численность постоянного населения Томской области на начало 2010 года составляла 1 043 759 человек (из них детей в возрасте до 18 лет – 190 136). По сравнению с 2009 годом численность населения увеличилась на 5 251 человек, детская численность увеличилась на 832 человека.

Рождаемость в 2010 году составила 13 759 человек, что на 81 человек меньше по сравнению с 2009 годом. В 2010 году смертность составила 13 232 человека, что на 332 человека больше, чем в 2009 году.

В истекшем году показатель уровня младенческой смертности снизился на 3,9 промилле. Показатель смертности детей в возрасте до одного года на 1000 родившихся в 2010 году составил 6,5 промилле (в 2009 году – 10,4 промилле).

В 2010 году по отношению к 2009 году уменьшилось число заключенных браков (2010 год – 9248, 2009 год – 9286). Сократилось в 2010 году число разводов (2010 год – 5115, 2009 год – 5773).

Сократилась численность детей, родившихся вне брака. В 2010 году у незамужних женщин родился 2231 ребенок или 16,2% от общего числа рождений, в 2009 году – 2419 ребенка или 17,4%.

По сравнению с 2009 годом в 2010 году сократилось количество несовершеннолетних матерей (2010 год- 188, 2009 год - 252).

Сократилось число детей, оставшихся без одного из родителей после развода родителей. Таких детей зарегистрировано 3468, что на 530 детей меньше, чем в 2009 году.

В сравнении с 2009 годом сократилось количество вынужденных переселенцев. На 1 января 2011 года состояло на учете 352 человека, в том числе 47 детей (в сравнении с 2009 годом 415 человек, в том числе 50 детей).

Таким образом, демографическая ситуация в области на начало 2011 года характеризовалась процессом естественного прироста населения, обусловленным превышением числа родившихся над числом умерших, а также миграцией граждан из других территорий.

Уровень жизни семей с детьми

В 2010 году в развитии экономики Томской области наблюдались положительные тенденции. Рост индекса промышленного производства к 2009 году составил 106,1%.

Оживление экономики, реализация стандартных и дополнительных мероприятий по содействию занятости населения оказали положительное влияние на ситуацию на рынке труда.

По данным Томскстата в 2010 году численность занятого населения в Томской области выросла на 2,3% и составила 514,3 тыс. человек (в 2009 г. – 502,5 тыс. чел., в 2008 г. – 505,0 тыс. чел.). Уровень общей безработицы, определяемой в соответствии с методологией МОТ, сократился с 8,7% до 7,6% от ЭАН.

Численность официально зарегистрированных безработных граждан снизилась на 4,8 тыс. человек и на 1 января 2011 г. составила 13,2 тыс. человек (на 01.01.2010 – 18,0 тыс. чел., на 01.01.2009 – 12,0 тыс.чел.).

Уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,28% до 2,4% от ЭАН (в конце 2008 года – 2,19%).

В структуре зарегистрированных безработных увеличилась доля родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, и составила 32,4% (4266 чел.). В 2009 году эта категория безработных граждан составляла 31,5% (5674 чел.), в 2008 году – 32,9% (3960 чел.).

На начало 2011 года на учете в качестве безработных граждан в органах службы занятости состоял 41 несовершеннолетний гражданин в возрасте 16-17 лет (на 01.01.2010 – 69 чел., на 01.01.2009 – 91 чел.).

Численность безработных граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, сохранилась на уровне конца 2009 года и на 01.01.2011 составила 120 чел. (на 01.01.2009 – 73 чел.)

Социальную поддержку (пособие по безработице, досрочную пенсию, материальную помощь и стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости) в 2010 году получили 53,9 тыс. безработных граждан.

На период поиска работы материальную поддержку в виде выплаты пособия по безработице получали 46,6 тыс. безработных граждан (в 2009 г. – 49,6 тыс. чел., в 2008 г. – 36,3 тыс. чел.). Из них 25,3 тыс. женщин (54,4%), молодежь в возрасте 16-29 лет – 17,1 тыс. человек (36,7%). Общие затраты из федерального бюджета на выплату пособий по безработице в 2010 году составили 531,6 млн. рублей (в 2009 г. – 451,4 млн.рублей, в 2008 г. – 171,8 млн. рублей).

В 2010 году доля безработных граждан, получавших пособие в минимальном размере, составила 50,6% (в 2009 г. – 56,7%, в 2008 г. – 72,4%). Средний размер пособия по безработице составил 3,1 тыс. рублей, минимальный размер – 1105,0 рублей в южных и 1275,0 рублей в северных районах области.

Досрочно была назначена пенсия 1421 безработному гражданину (в 2009 году – 1269 чел., в 2008 году – 1378 чел.), затраты из средств бюджета составили 73,1 млн. рублей (в 2009 году – 40,2 млн.рублей, в 2008 году – 40,9 млн.рублей).

Материальная помощь была оказана 1827 безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице и нуждающимся в материальной поддержке, и гражданам, проходившим профессиональное обучение по направлению органов службы занятости населения (в 2009 г. - 524 чел., в 2008 г. – 2431 чел.). Затраты на материальную помощь из средств субвенции федерального бюджета составили 3510,5 тыс. руб. (в 2009 г. – 1284,6 тыс. руб., в 2008 г.- 6004,8 тыс. руб.).

Стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости в 2010 году были выплачены 4049 безработным гражданам (в 2009 г. – 3580 чел., в 2008 г. – 2876 чел.), на эти цели было затрачено 20,4 млн. рублей (в 2009 г. – 18,0 млн. рублей, в 2008 году – 8,7 млн. рублей).

Органы службы занятости активно проводили работу по содействию в трудоустройстве безработных граждан, в том числе через реализацию активных мероприятий содействия занятости населения. При содействии органов службы занятости нашли доходное место и, следовательно, улучшили свое материальное положение 37,7 тыс. человек (в 2009 г. – 39,3 тыс. чел.; в 2008 г. – 29,4 тыс. чел.).

Сложные социально-экономические проблемы подтвердили стратегический курс социальной политики в отношении семей с несовершеннолетними детьми как государства в целом, так и Томской области, направленный на создание благоприятных условий для развития и воспитания детей.

В 2010 году продолжена выплата государственных пособий семьям с детьми, предусмотренных Федеральным Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»:

-ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. Через органы социальной защиты населения это пособие выплачивалось 7007 неработающим и обучающимся гражданам, расходы на выплату составили 404692,18 тыс. руб.;

-единовременное пособие при рождении ребенка получили 3272 получателя на сумму 48693,24 тыс. руб.

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву назначено и выплачено 106 женщинам на сумму 11470,23 тыс. руб., а за единовременным пособием беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, обратилось 26 женщин, объем расходов на его выплату составил 556,08 тыс. руб.

В 2010 году в соответствии с коэффициентами инфляции размеры всех федеральных пособий увеличены на 10%. Выплата пособий в новых размерах произведена своевременно.

Для поддержки семейных форм воспитания детей, лишенных родительского попечения, осуществлялись выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. В 2010 году численность получателей этого пособия составила 500 чел. Расходы на эту выплату составили 8650,4 тыс. руб за счет средств субвенции федерального бюджета.

Общий объем расходов федерального бюджета на выплату перечисленных государственных пособий составил 474062,13 тыс. руб.

В 2010 году родителями 20953 детей реализовано право на получение компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, в том числе в негосударственных дошкольных образовательных организациях, на общую сумму 97766,27 тыс. руб.

В дополнение к федеральным мерам социальной поддержки семьям, имеющим несовершеннолетних детей, на территории Томской области реализуются меры, направленные на усиление адресной поддержки семей с несовершеннолетними детьми.

В 2010 году продолжена реализация закона Томской области от 07.10.2008 № 200-ОЗ «О мерах социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей на территории Томской области». Ежемесячную денежную выплату на полноценное питание, предусмотренную названным законом, получили 8683 беременные женщины и кормящие матери из числа малоимущих. Объем расходов на эту выплату составил 20567,80 тыс. руб.

В соответствии с Законом Томской области от 16.12.2004 № 253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» в отчетном году выплачивались следующие виды пособий малоимущим семьям:

- ежемесячное пособие на ребенка выплачено на 69903 детей из малоимущих семей на сумму 192030 тыс. руб.;

- ежемесячная денежная выплата на проезд городским, пригородным, а в сельской местности - внутрирайонным транспортом к месту обучения выплачена на 507 учащихся детей из многодетных семей на сумму 385,18 тыс. руб.;

- ежемесячная денежная выплата по оплате услуг дошкольного образования предоставлена на 4802 ребенка из семей с низкими доходами на сумму 27488,30 тыс. руб.;

- ежегодная денежная выплата на подготовку к обучению в общеобразовательном учреждении малоимущим многодетным и неполным семьям выплачена на 10021 ребенка на сумму 12599,10 тыс.руб.

Помимо этого, в рамках мер социальной поддержки, предусмотренных названным законом, в 2010 году 13072 новорожденных обеспечены подарочным набором товаров детского ассортимента на сумму 14170,7 тыс. руб., 44007 детей из малоимущих семей обеспечены новогодним подарочным набором.

Внесены изменения и дополнения в порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным малоимущем семьям по оплате коммунальных услуг. В 2010 году натуральные льготы этим семьям заменены на денежный эквивалент скидки в размере 30% стоимости коммунальных услуг (ежемесячные денежные выплаты на оплату коммунальных услуг), выплата произведена 1176 многодетным семьям, объем расходов составил 17761,28 тыс. руб.

Расходы областного бюджета на реализацию названных региональных мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Томской области от 16.12.2004 № 253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей», составили 264535,41 тыс. руб.(без учета стоимости новогодних подарочных наборов).

В соответствии с Законом Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» ежемесячную денежную выплату на оплату проезда городским, пригородным, внутрирайонным транспортом получили 5469 детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Расходы бюджета составили 14657 тыс. руб.

В соответствии с Законом Томской области от 07.06.2006 № 118-ОЗ «О социальной поддержке учащихся и студентов, обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на территории Томской области» 130 учащихся и студентов из малоимущих семей получили компенсацию расходов на проезд к месту обучения и обратно на сумму 178,69 тыс. руб.

В соответствии с Законом Томской области от 16 августа 2005 года №135-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Томской области» и постановлением Администрации Томской области от 31.05.2006 №70а «Об утверждении порядка обслуживания инвалидов и сопровождающих их лиц легковым автомобильным транспортом (социальное такси)» 97 детям-инвалидам предоставлена услуга социального такси.

В 2010 году 3111 семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, выделена единовременная материальная помощь на сумму 1141,8 тыс. руб., в том числе 1665 семьям оказана помощь на условиях заключения Социального договора (контракта) о взаимных обязательствах.

Оказана помощь 254 малоимущим семьям в посадке и уборке картофеля.

По итогам 2010г. учреждениями социальной защиты в ходе основной деятельности выявлено 180 детей, нуждающихся в государственной защите, информация по которым передана в органы опеки и попечительства. 44 семьям оказана материальная помощь на сумму 164,08 тыс.руб.

В рамках реализации Постановления Администрации Томской области от 24.03.2010 N 64а «О мероприятиях по организации и обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей Томской области в 2010 году» в течение 2010 года 3400 детей из малоимущих семей обеспечены путевками в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия.

Всего в 2010г. расходы областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки и оказание адресной помощи малоимущим семьям с детьми составили 303980,06 тыс. руб.

Состояние здоровья детей

В течение 2010 года в области охраны здоровья матери и ребенка была проведена работа, направленная на совершенствование организации акушерской и педиатрической службы, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства (включая оснащение современной аппаратурой и лечебно-диагностическим оборудованием), профилактика заболеваемости и инвалидности в подростковом возрасте (включая расширение охвата новорожденных детей аудиологическим и неонатальным скринингом), выполнение ключевых нормативно-распорядительных документов в отношении семьи, женщин и детей. Проведенные мероприятия способствовали повышению эффективности службы материнства и детства, созданию условий для рождения здоровых детей, снижению материнской и младенческой смертности, укреплению здоровья детей и подростков на всех этапах развития.

Показатель младенческой смертности на 1000 родившихся живыми в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизился с 10,4% до 6,5%, что составило 62,5%. Впервые показатель младенческой смертности в Томской области ниже показателя по Российской Федерации. Снижение показателя младенческой смертности является следствием создания в Томской области системы круглосуточного мониторирования беременных с высокой степенью риска и новорожденных детей, формирование чётких схем маршрутизации таких пациентов.

Общий анализ младенческой смертности показывает, что возрастная структура ее не меняется в течение последних 3 лет и в 70% приходится на период новорожденности.

Анализируя структуру смертности детей, можно отметить, что основными причинами младенческой смертности в 2010 году являлись:

- состояния, возникающие в перинатальном периоде – 42,% (38 детей из 90);

- несчастные случаи – 30% (27 детей из 90);

- врожденные аномалии – 18,9% (17 детей из 90).

Проведен анализ структуры смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет. Анализ показал, что I место занимают отдельные состояния, возникшие в периоде новорожденности, на II месте – смертность от внешних причин, на III месте – врожденные аномалии развития (30% из них – врожденные пороки сердца, 17,6% – множественные аномалии развития, 11,8% – пороки развития нервной системы).

В возрастных группах 5 – 9 лет, 10 – 14 лет, 15 – 18 лет преобладает смертность от внешних причин, в том числе случайных утоплений.

Контроль предотвратимых причин смертности новорожденных предполагает качественное наблюдение и оказание квалифицированной медицинской помощи беременным женщинам на этапе женской консультации, родильного дома, своевременную плановую госпитализацию по мониторингу в родильные дома г. Томска, а также адекватную тактику лечения заболеваний новорожденных с применением современных методов реанимации и лечения.

Отсутствие врачей-неонатологов в родильных отделениях в 6 (31,5 %) центральных районных больницах области затрудняет качественное оказание реанимационной помощи новорожденным.

В 2010 году в Томской области для снижения младенческой смертности проводились следующие мероприятия.

1. Продолжал осуществляться мониторинг беременных женщин высокого риска и детей первого года жизни в соответствии с приказом Департамента здравоохранения Томской области «О проведении мониторинга беременных женщин высокого риска и детей первого года жизни» от 07.11.2006 №506.

2. По каждому случаю младенческой смертности от заболевания проводились служебные проверки с привлечением специалистов ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава.

3. На областной комиссии по снижению материнской и младенческой смертности Департамента здравоохранения Томской области регулярно заслушивается отчет главных врачей центральных районных больниц муниципальных образований, имеющих высокие показатели материнской и младенческой смертности.

4. Построен и оснащается перинатальный центр.

5. С 9 ноября 2010 года начал реализацию пилотный проект «Пренатальная диагностика».

Заболеваемость детей всех возрастных групп сохраняется на высоком уровне. Так, общая заболеваемость составила в 2010 году 1 585,6 на 100 тыс. детского населения (в 2009 – 1 562,5).

В структуре заболеваемости детей первого года жизни стабильно первое место занимают болезни органов дыхания, второе – отдельные состояния перинатального периода, третье – болезни нервной системы. В сравнении с 2009 годом общая заболеваемость новорожденных увеличилась на 9,07%.

У детей в возрасте от 0 – 14 лет общая заболеваемость составила 2 644,5 на 100 тыс. детского населения (в 2009 – 2 520,5). На первом месте – болезни органов дыхания; на втором месте – инфекционные и паразитарные болезни; на третьем месте – болезни органов пищеварения.

В возрасте от 15 – 17 лет общая заболеваемость составила 2 202,8 на 100 тыс. детского населения (в 2009 – 2 147,7). На первом месте – болезни органов дыхания; на втором месте – болезни глаза и его придаточного аппарата; на третьем месте – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. Низкий уровень здоровья подростков во многом связан с неблагоприятными социальными условиями жизни и распространенностью среди этой возрастной категории употребления алкоголя, наркотических средств, курения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План социально-экономического развития города Новосибирска на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Содержание

    Решение
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического
  2. Принять план социально-экономического развития города Новосибирска на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (приложение). Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования

    Решение
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического
  3. Состав проектных материалов (1)

    Документ
    2.7.3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,
  4. Отчет об исполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2009 год

    Публичный отчет
    Основными итогами социально-экономического развития города в 2009 году являются: сохранение, в условиях кризиса экономики, доходов населения, обеспечение нормальной жизнедеятельности города, в том числе социальной и коммунальной инфраструктуры,
  5. Нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений

    Закон
    Настоящие Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее - Указания) разработаны в соответствии с положениями главы 4 и статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также статьи 33 Федерального
  6. Решение от 23. 06. 2010

    Решение
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического

Другие похожие документы..