Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится «15» мая 2008 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.04 при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный универси...полностью>>
'Образовательный стандарт'
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) представляет собой сово...полностью>>
'Документ'
Кутузов (Голенищев-Кутузов, светлейший князь Смоленский), Михаил Илларионович - знаменитый полководец (1745 - 1813). Воспитывался в артиллерийском и и...полностью>>
'Документ'
Організацією і проведенням курсів підвищення кваліфікації інженерно-педагогічних працівників ПТНЗ та курсів психолого-педагогічної підготовки працівн...полностью>>

Современное российское государство на рынке образовательных услуг: опыт системного социально-философского анализа 09. 00. 11 социальная философия

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Дюжиков Сергей Александрович

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ:

ОПЫТ СИСТЕМНОГО СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

09.00.11 – социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Нальчик - 2010

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный консультант:

Заслуженный деятель науки РФ,

Доктор философских наук, профессор

Волков Юрий Григорьевич

Официальные оппоненты:

Член-корреспондент РАН,

доктор философских наук, профессор

Горшков Михаил Константинович

доктор философских наук, профессор

Пусько Виталий Станиславович

доктор философских наук, профессор

Тхагапсоев Хажисмель Гисович

Ведущая организация:

Московский государственный социально-гуманитарный институт

Защита состоится «29» июня 2010 г. в _______ на заседании диссертационного совета Д 212.076.07 в Кабардино-Балкарском государственном университете имени Х.М. Бербекова, 360004 г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, ауд. 247.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова

Автореферат разослан «____» мая 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Кумыков А.М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современная ситуация в российском образовании может быть исчерпывающе охарактеризована как критический или переходный период в его развитии, что обусловлено по меньшей мере двумя факторами. Во-первых, технико-технологическое отставание России от развитых стран мира, экономика которых в настоящее время представляет собой «экономику знаний», заставляет российскую правящую элиту ставить на повестку дня вопрос о коренной перестройке системы образования, переориентации на западные образовательные стандарты и технологии с целью повышения качества человеческого потенциала и в конечном счете достижения конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке. Во-вторых, на протяжении последних двадцати лет в России, как и на всем постсоветском пространстве, идет формирование системы хозяйствования и экономических отношений, построенных на принципах свободной рыночной конкуренции, и институт образования трансформируется вместе со всей системой социальных институтов, что означает переход его функционирования на рыночную траекторию. Таким образом, сущность перемен, происходящих в российском образовании в настоящее время, можно определить как формирование рынка образовательных услуг.

Содержание этого процесса в соответствии с представлениями либеральной концепции экономики сводится к переходу от государственного регулирования в сфере образования к рыночному, и, следовательно, государство утрачивает традиционные для России с ее этатистски ориентированной культурой позиции единственного и основного субъекта управления образованием, осуществлявшего эти функции как через механизмы прямого администрирования, так и через идеологический заказ.

Неоднозначность и внутренняя противоречивость рыночных реформ в сфере образования, признается и отмечается множеством исследователей, экспертов и педагогов-практиков, что сразу переводит эту тему в разряд дискуссионных. Трудно не признать, что в обществе с рыночной экономикой все социальные подсистемы с необходимостью должны быть интегрированы в рыночные отношения. Но тем не менее невозможно не видеть, что образование представляет собой сферу особой, стратегической для общества значимости, и многие специалисты не могут согласиться с перспективой полной утраты возможности влияния на сферу образования непосредственно-директивным образом, через административные рычаги государства. Сохраняя за собой значительный государственный сектор образования, российское государство неизбежно сталкивается с необходимостью постоянного взаимодействия с негосударственным сектором на началах рыночной конкуренции или партнерства, а также в качестве субъекта правового контроля, т. е. оно, уйдя с позиций монорегулятора образовательной деятельности, остается в качестве значимого макроактора на рынке образовательных услуг.

Каковы оптимальные функции государства в этом качестве? Следует ли рассматривать создание и развитие негосударственного сектора образования как фактор снижения его качества, утраты традиционной для российского образования фундаментальности обучения, или напротив – как возможность обеспечить полипарадигмальность, дифференцированность, современный уровень образования? Должен ли государственный сектор образования быть доминирующим? Как и в какой степени, российская система образования должна интегрироваться в европейское и мировое образовательное пространство, какова в этом роль государства? – все эти вопросы, несмотря на их обилие и разнообразие, в конечном счете, тесно связаны с вопросом о том, должно ли и может ли государство оставить за собой роль субъекта стратегического планирования в сфере образования в контексте своего позиционирования на рынке образовательных услуг.

Этот вполне практический вопрос является, по своему существу, социально-философской проблемой, так как сопряжен с философской проблематикой современного общества и образования. Образование, как справедливо указывает один из видных отечественных исследователей в этой области Г.И. Герасимов, являет собой социокультурный потенциал общества, задающий горизонты и траектории развития каждой конкретной личности, определяющий меру того, насколько общество ставит перед собой цель ее индивидуального развития и самореализации. «Общество знаний», «экономика знаний», выступающие в современном мире критериями высокотехнологичности и конкурентоспособности в социально-экономической сфере, невозможны без проинновационного по своим ориентациям образования, способного формировать творческую индивидуальность, они органически связаны с постэкономическими социальными ценностями. Возможно ли в принципе достижение этих масштабных исторических целей только средствами стихийной регуляции через конкурентные механизмы рынка образования, тем более, что речь идет о России, стране с преимущественно сырьевой на сегодняшний день экономикой, определяющей характер конъюнктурного спроса на образовательные услуги? Или здесь необходимы стратегическая мысль и направляющая политическая воля?

Для того чтобы дать ответ на поставленные вопросы, необходимо социально-философское исследование роли государства в процессе формирования российского рынка образовательных услуг. Острая социально-практическая актуальность такой постановки проблемы явствует из сказанного выше, научно-теоретическая его актуальность определяется дискуссионным характером темы и недостаточной ее разработанностью на уровне системного исследования.

Степень научной разработанности темы. В настоящее время существенно возрос исследовательский интерес к проблематике, связанной с развитием и трансформацией российской системы образования. При этом речь идет не только о дискуссиях в педагогической и социологической периодике, которые занимают значительное место и обусловлены несходством позиций исследователей по ключевым практическим и теоретическим вопросам образовательной реформы, но и о гораздо более редких попытках перевести исследование процессов, происходящих в современном российском образовании, в плоскость более общего философского рассмотрения. О значимости и недостаточной представленности в отечественном образовательном дискурсе проблематики философии образования неоднократно писал академик Б.С. Гершунский.

В условиях развития в стране рыночной экономики и формирования рынка образовательных услуг эти проблемы приобретают особую остроту. Имеется определенное противоречие в том, что в одно и то же время ставится вопрос о модернизации отечественной системы образования, направленной в первую очередь на более адекватное вписывание ее в рыночные отношения, т. е. в конечном счете, на переход ее на рыночную регуляцию, и вопрос о роли государства в определении долговременной стратегии развития российского образования, т. е. о сохранении за государством в известном объеме регулятивных и контролирующих функций по отношению к образованию. Это противоречие может быть снято лишь на уровне социально-философского анализа ситуации в российском образовании, осуществляемого с учетом всех факторов, в том числе социокультурной специфики российского общества в его отношении к государству, глобальных процессов в современных экономике, образовании и культуре, реальных возможностей рыночных механизмов регуляции в различных социокультурных контекстах и т.д.

Отсюда вытекает насущная потребность российского общества и социально-гуманитарного дискурса в подобных социально-философских исследованиях. Однако на практике превалируют частные исследования по отдельным проблемам образования. Большинство таких исследований осуществляется в рамках дискуссионной ситуации относительно путей модернизации российского образования, ее направленности, возможных позитивных и негативных эффектов. Модернизация российского образования как цель образовательной реформы вызывает острый интерес и широкие дискуссии в научной литературе на стыке педагогики, философии и социологии образования.

Достаточно многочисленны в российской научной литературе исследования рынка образовательных услуг как социально-экономической структуры. В 1990-х годах появились работы, посвященные проблемам рынка образовательных услуг, в частности, экономическим отношениям в сфере образования (С.И. Немцова, М.И. Скаржинский, А.И. Щербаков, В.В. Чекмарев и др.), качеству услуг, предоставляемых учебными заведениями (А.А. Аветисов, В.Н. Нуждин, В.М. Соколов и др.), экономической эффективности образования в переходной экономике России (С. Дятлов, С. Беляков, А. Воронин, В. Герасименко, И. Романова, Дж. Стиглиц), маркетингу образовательных услуг (У.Г. Зиннуров, М.Е. Потеев, А.П. Панкрухин). При этом ряд западных экономистов - С. Брю, Д. Бьюкенен, Э. Долан, Д. Линдсей, К. Макконнелл, С. Фишер, отечественные эксперты – (М. Бурда, Е.Н. Жильцов, В.М. Зуев, О. Малиновская и др.) говорят о необходимости регулирующего воздействия государства на функционирование рынка образовательных услуг.

Влияние развития рыночных начал в регулировании процессов сферы образования в современной России рассматривается А.П. Панкрухиным, А.Н. Лавровым, Д.В. Минаевым, В. Афанасьевым, В. Черкасовым, И. Васильченко, Е. Бурлюкиной, В. Секериным, С. Мамонтовым, Н. Моисеевой, Н. Пискуновой, Г. Костиной, Л.И. Евенко, С.Р. Филоновичем, А.М. Зобовым, С.К. Мордовиным, С.А. Щенниковым, А.А. Мешковым, С.В. Жильцовой и др. Условия, ограничения и возможные долгосрочные последствия вхождения России в европейское образовательное пространство в результате присоединения к Болонской декларации исследуются такими авторами, как М.Ю. Алашкевич, О.В. Боев, А.Г. Грязнова, Е.А. Карпухина, В.Б. Касевич, В.Б. Кириллов, В.П. Колесов, Г.А. Лукичев, В.Н. Чистохвалов и др.

Но это касается чисто экономических и социально-экономических аспектов функционирования рынка в образовательной сфере. Социокультурная проблематика, представляющая гораздо больший интерес для социально-философского теоретизирования, представлена гораздо слабее. Сама возможность применения системного и социокультурного подходов к социально-философскому исследованию позиций государства по отношению к рынку образовательных услуг рассматривается в работах М.С. Бегалиновой, Б.Г. Винограя, Н.Н. Власюка, Г.П. Выжлецова, В.И. Гама, Н.И. Лапина, О.Ю. Михалиной, Э.Г. Юдина и др. Системные характеристики рынка образовательных услуг в современной России исследуют Е.М. Николаева, И.В. Петракова, С.Ю. Сумарокова и др. Процесс коммерциализации российского образования в его позитивных и негативных сторонах освещен в работах Н.Л. Борщевой.

Необходимо особо отметить вклад в разработку темы настоящего исследования видного педагога и философа Б.С. Гершунского, отстаивавшего необходимость возвращения государству центральной роли в регулировании образования и стратегическом управлении им, а также российских ученых М.С. Кагана и Г.Г. Дилигенского, исследовавших проблемы философии образования в условиях развития рыночной экономики в современной России. В работах Г.И. Герасимова не только глубоко исследованы социально-философские проблемы образования, в первую очередь современного российского, но и осуществлен выход на высокий уровень обобщения в том, что касается понимания образования как социокультурного потенциала общества и диалектики социального и культурного аспектов функционирования образования в обществе.

Стратегическая значимость образования с точки зрения государственных и национальных интересов анализируется в работах А.С. Запесоцкого, который отстаивает государственнические позиции в области образования. Г.В. Телегина убедительно критикует неолиберальные представления о ключевой роли рыночных отношений в развитии современного образования и «экономики знаний», показывая, что определяющее влияние рыночных приоритетов в сфере образования ведет к утрате им важнейших культурных функций и является фактором кризиса не только образовательных институтов, но и самого общества.

Следует назвать две основательные коллективные монографии, вышедшие в последние годы, которые содержат подробный комплексный анализ ситуации в российском образовании и прогноз ее развития на ближайшие годы, в том числе возможные сценарии самопозиционирования государства по отношению к сфере образовательной деятельности, это работа О.А. Александровой, А.В. Кортунова, Е.В. Кулагиной, Д.М. Логинова, Н.Я. Осовецкой, И.В. Павлюткина под редакцией Т.Л. Клячко «Прогноз развития высшего образования в России. 2009 2011гг.», в которой подробно рассматриваются различные варианты государственной образовательной политики в зависимости от совокупности внутренних макроэкономических и внешнеполитических факторов, и исследование В.В. Радаева, А.А. Яковлева, О.Н. Бадаевой, В.П. Бусыгина, Н.В. Андреевой под редакцией Н.Л.Титовой «Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы», где исследуются, в частности, проблемы децентрализации управления образованием в современной России. Авторы монографии, придерживающиеся институционального подхода, утверждают, что нахождение универсально эффективной управленческой стратегии в образовании невозможно, и к решению этой проблемы следует подходить ситуативно, так как децентрализация управления образованием далеко не всегда имеет негативные результаты. Этот вывод, основывающийся на эмпирических исследованиях, выглядит противоречащим, к примеру, жесткой позиции Б.С. Гершунского, отстаивавшего необходимость централизованного государственного регулирования сферы образования, исходя из философских принципов своей концепции.

Значительный интерес с точки зрения социальной философии представляют проблемы ценностных, мировоззренческих и идеологических аспектов образования, последствия его деидеологизации и общая оценка этого процесса. В этой связи большое значение имеют исследования Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, И.В. Бестужева-Лады, А.А. Бодалева, Е.В. Бондаревской, Л.П. Буевой, Б.С. Гершунского, В.П. Зинченко, В.В. Краевского, З.А. Мальковой, Б.М. Неменского, Н.С. Розова и др.

Результаты текущей деятельности государства по реализации национальных проектов в сфере образования проанализированы в эмпирических социологических исследованиях М.К. Горшковым и Э.Ф. Шереги.

Однако, несмотря на обилие источников по теме исследования, зачастую содержащих противоречивые точки зрения, в отечественной научной литературе, за исключением названных нескольких работ практически полностью отсутствуют комплексные разработки, посвященные системному анализу различных аспектов деятельности российского государства на рынке образовательных услуг. Настоящая диссертация представляет собой попытку такого исследования и ставит перед собой цель положить начало освоению этого «белого пятна».

Цель исследования заключается в осуществлении системного социально-философского анализа роли и деятельности современного российского государства в сфере образования в условиях формирующегося рынка образовательных услуг.

Поставленная цель предполагает в качестве промежуточных шагов постановку и решение следующих задач:

обоснование необходимости применения системного подхода в качестве базовой методологии социально-философского изучения деятельности государства на рынке образовательных услуг;

–анализ потенциал социокультурного подхода применительно к исследованию процессов в образовательной сфере и роли в них государства;

– выявление системных характеристик формирующегося в современном российском обществе рынка образовательных услуг;

– рассмотрение специфики процесса коммерциализации образования в современном российском обществе;

– изучение особенностей взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в современной России;

– исследование возможных позиций государства как субъекта про-инновационной стратегии развития российского образования в контексте влияния макроэкономических и социальных факторов;

– обоснование оптимальной модели участия государства в формировании образовательных стандартов и функционирования рынка образовательных услуг в условиях современной России;

– рассмотрение тенденций развития глобального рынка образования как вызов стратегического значения по отношению к российскому обществу и государству;

– нахождение пути формирования стратегии российского государства по обеспечению конкурентоспособности на внешнем рынке образовательных услуг;

– исследование возможности и роли российского государства в решении стратегической проблемы формирования и сохранении национальной интеллектуальной элиты в условиях вхождения в глобальное образовательное пространство;

  очерчение проблемы поиска идеологических и мировоззренческих приоритетов российского образования в условиях рынка образовательных услуг;

- обоснование роли государства как субъекта идеологического и воспитательного заказа в сфере образования.

Объектом исследования является современное российское государство как макроактор внутреннего и глобального рынков образовательных услуг.

Предмет исследования составляют роль и основные направления деятельности государства в условиях интеграции российского образования в систему рыночных отношений.

Теоретико-методологической основой исследования послужила системная методология, оптимально соответствующая поставленной в диссертации цели и вытекающим из нее задачам. Высокий эвристический потенциал системной методологии в исследовании проблем взаимодействия различных составляющих общества, в том числе государства и образования в контексте рыночных отношений, определяется возможностью выявления системных взаимозависимостей и взаимных влияний между исследуемыми элементами общества. Сам по себе рынок образовательных услуг представляет собой саморегулирующуюся динамичную подсистему рыночной экономики, вступающую в постоянные взаимодействия с другими системными единицами; в то же время рынок образовательных услуг выступает специфической средой, в которой протекает взаимодействие государства и образования как важнейших общественных подсистем. В работе над данной темой наиболее предпочтительным представляется обращение к использованию системного подхода в интерпретации одного из крупнейших социальных мыслителей современности Н. Лумана, рассматривавшего образование как символический конструкт, играющий ключевую роль в аутопойезисе социальной системы, причем по мере дифференциации общества роль образования, согласно Луману, становится все значительнее.

Необходимо обратить внимание на то, что применительно к данной теме исследования выбор методологических оснований анализа приобретает особую значимость, так как вне социокультурного подхода полностью теряется видение образования как сферы, сущностно и стратегически превышающей по своему значению возможности и масштабы рыночного саморегулирования. Соответственно, в таком случае становится невозможной объективная оценка роли государства не только как крупнейшего макроактора рынка образовательных услуг, но и как основного субъекта стратегического развития образования.

На уровне решения более частных задач диссертационного исследования в качестве методологических ориентиров использовались идеи и концепции современных отечественных специалистов в области социальной философии и философии образования. Так, большую роль в методологическом обеспечении исследования сыграли философия образования Б.С. Гершунского и его концепция менталеобразующей функции образования; конкретизация социокультурного подхода применительно к образованию в работах В.И. Добренькова, М.С. Кагана, Н.И. Лапина; идеи доминирования постэкономических ценностей в современных развитых обществах В.Л. Иноземцева, исследования Г.Е. Зборовского по проблемам становления про-инновационного образования в России и др. Учитывая дискуссионность заявленной темы исследования, следует отметить, что в работе широко использовались материалы конференций, «круглых столов» и публичных дискуссий по проблемам, связанным с текущей реформой российского образования и наличным состоянием российского рынка образовательных услуг.

В ходе исследования были получены определенные результаты, содержащие следующие элементы научной новизны:

– обосновано, что системная методология оптимальна для социально-философского исследования деятельности государства как макроактора рынка образовательных услуг, так как дает возможность анализировать ее во всей полноте системно-функциональных связей между образованием и государством;

– установлено, что исследование деятельности государства на рынке образовательных услуг в контексте ее социокультурных факторов и целей требует обращения к социокультурному подходу как дополняющему и конкретизирующему системную методологию;

– показано, что противоречивость институциональных и функциональных параметров российского рынка образовательных услуг является проявлением сущностного противоречия между внеэкономической ролью образования как системообразующего социокультурного института и его функциональной зависимостью от экономических факторов в системе рыночных общественных отношений;

– выяснено, что в условиях современной России коммерциализация образования способствует формированию неравного доступа населения к качественному и социально востребованному образованию, и решение этой проблемы возможно лишь в рамках направленной государственной образовательной политики;

– доказано, что диспропорции взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в современной России нуждаются в коррекции, требующей более активного влияния государства как макроактора обоих рынков, направленного на повышение социальной ценности и востребованности реального знания;

– показано, что в современном российском обществе, кроме государства, нет в настоящее время макроактора, цели и интересы которого заключались бы в качественном преобразовании структуры экономики, изменении места страны в глобальном разделении труда;

– установлено, что децентрализация функций стандартизации и управления в сфере образования коррелирует с уходом государства от финансового обеспечения образования, что несовместимо с решением масштабных стратегических задач по его модернизации;

– выяснено, что стратегическая деятельность государства по вхождению России в глобальное образовательное пространство осуществляется одновременно под двумя угрозами противоположного характера: угрозой макроэкономической стагнации и остановки реформы образования и угрозой неблагоприятного и неравноправного характера интеграции в глобальный процесс;

– обосновано, что разработка государственной стратегии экспорта российского образования благодаря признанной в мире фундаментальности отдельных его сегментов может стать определяющим фактором занятия Россией более выигрышных позиций на глобальном рынке образовательных услуг в процессе интеграции в мировое образовательное сообщество;

– доказано, что без решения проблемы «утечки умов» на базе продуманной и последовательной стратегии государства по созданию условий для самореализации творческой молодежи и возвращения работающих за границей интеллектуалов невозможна эффективная модернизация российского общества и образования;

– установлено, что в современном российском обществе назрела проблема нахождения новых идеологических и мировоззренческих приоритетов образования, связанных с целями и ценностями общества, которые могли бы стать основанием социального воспитательного заказа;

– показано, что государство сохраняет наибольший среди акторов рынка образовательных услуг социальный авторитет, в силу чего остается основным потенциальным субъектом социального заказа в сфере воспитания.

Научная новизна полученных в ходе исследования результатов отражена в следующих положениях, выносимых на защиту:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сфера образования в постсоветской россии: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия

    Автореферат
    работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»
  2. Социально-философский анализ виртуальной реальности 09. 00. 11 социальная философия

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет».
  3. Межрегиональная коммуникация в философии успешности социально-экономического развития 09. 00. 11 социальная философия

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 5 июня 2009 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.076.07 в Кабардино-Балкарском государственном университете им.
  4. Стратегия жизни личности в индивидуализирующемся обществе 09. 00. 11 социальная философия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «04» июня 2008 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212. 208. 01 по философским и социологическим наукам в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г.
  5. М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф

    Документ
    д-р пед. наук, проф. М. П. Горчакова-Сибирская (отв. ред., СПбГИЭУ), д-р философ. наук, проф. Е. А. Гусева (зам. отв. ред. СПбГИЭУ), канд. пед. наук М.

Другие похожие документы..