Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методическое пособие'
Черных А.В., Витчинкин В.Г., Малеев Ю.В., Котюх В.А., Левтеев Е.В., Исаев А.В., Якушева Н.В. Фасции, клетчаточные пространства, флегмоны головы: Учебн...полностью>>
'Документ'
Приводимые ниже данные представляют лишь осторожную попытку построить некую усреднен­ную картину отношения детей, подростков и мо­лодежи к наркотикам...полностью>>
'Документ'
Мы, национал-социалисты и просто русские люди, обеспокоенные судьбой нашей Родины и негативными социально-экономическими перспективами, с которыми вс...полностью>>
'Регламент'
1.1.Спеціаліст І категорії сектору економічного аналізу та розвитку управління економіки райдержадміністрації (далі сектору) безпосередньо підпорядко...полностью>>

Вестник Волгоградской академии мвд россии. Выпуск 4 (15) 2010 : научно-ме-тодический журнал. Волгоград : ВА мвд россии, 2010. 196 с

Главная > Научно-методический журнал
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Важнейшей особенностью современной правовой системы является осуществление им функций социально-политического арбитража, то есть разрешения социально-политических противоречий, возникающих между гражданами, их объединениями, государственными органами и структурами. Роль арбитра в государстве должна принадлежать именно судебной власти. Как справедливо отмечал Б. Н. Чичерин, «существенное значение суда состоит в том, что он является высшим органом правды. Занимая положение третьего лица между тягающимися сторонами, он взвешивает противоположные доводы и произносит верховный приговор, который, в силу данной ему власти, приводится в исполнение» [2].

Именно направленность на разрешение споров подчеркивает существо той деятельности, которую выполняет суд. «В связи с этим, — отмечает Д. Т. Фетишев, — принципиально новым является ее значение: служить средством защиты прав и свобод человека, гражданина, обеспечивать верховенство права при разрешении правовых споров, конфликтов, развивать систему «сдержек и противовесов» во взаимоотношениях с органами законодательной и исполнительной власти и тем самым обеспечивать самоограничение государственной власти с помощью права. Это в равной степени относится также к производству дел любой формы судопроизводства» [8].

Полнота судебной власти определяется ее объемом, окончательностью решений, принимаемых судебной властью, их обязательностью. Вступившие в законную силу решения судов, а также предусмотренные законом судебные распоряжения, требования, поручения и другие судебные акты должны быть обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, должностных лиц, граждан и их объединений и подлежат безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Сочетание двух начал — централизация судебной власти в рамках единой судебной системы, с одной стороны, и организационно-процессуаль-ное разделение судебных органов по отраслям — с другой, имеет существенное значение для становления правовых начал в применяемом судами законодательстве, позволяя в правовой сущности норм видеть и использовать как общие, так и специфические проявления. Предполагается, что процесс судебного становления права, функционирования и усиления правовых начал в применяемом законодательстве включает в себя общее и специфическое [9]. Механизм взаимодействия в условиях правовой государственности права и судебной власти включает в круг исследуемых вопросов те аспекты деятельности судебной власти, которые имеют особую значимость для такого взаимодействия. Судебная власть — это те государственно-властные полномочия, которые представлены специальным органам государства — судам — по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникших при применении права и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных норм, создающих гарантию права, законности и справедливости принимаемых судами решений.

Таким образом, судебная власть в правовой системе играет роль опоры, которая обеспечивает прочность всей конструкции данной системы. Только судебная власть разрешает все конфликтные ситуации, споры о праве, устраняет юридические неопределенности. Именно через суды, через судебную власть реализуется важнейший принцип, на котором основывается правовая система государство, — принцип ограничения правом силы власти. При этом для суда все равны — и иные ветви власти (парламенты, президенты, правительства), и отдельные граждане, и территориальные образования, входящие в государство, и любые юридические лица — все они обращаются в суд для разрешения любых спорных вопросов. Таким образом, судебная власть является гарантом социального мира, правопорядка и стабильности в обществе.

С признанием в России принципа разделения власти как основополагающего начала организации управления обществом получает серьезные изменения и функциональное назначение судебной власти. Именно провозглашение суда независимой самостоятельной властью стало условием таких функциональных изменений, как приобретение судом контрольных функций. Ведь именно контрольные функции судов, судебного конституционного контроля, судебного административного контроля позволяют судебной власти занять соответствующее место в системе государственной власти. Также судебная власть приобрела важнейшую функцию общеобязательного толкования норм Конституции РФ как нормативного акта, имеющего высшую юридическую силу в отечественной правовой системе.

Список библиографических ссылок

1. Боломатова К. Н. Соотношение основных понятий российского законодательства о судебной власти // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 2. С. 108—112.

2. Чичерин Б. Курс государственной науки. Ч. 1. Общее государственное право. М., 1894. С. 58.

3. Цит. по: Дмитриев Ю. А., Черемных Г. Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Гос-во и право. 1997. № 8. С. 46.

4. Розин Н. Н. Уголовное судопроизводство. 3-е изд. Петроград, 1916. С. 96—99.

5. Колоколов Н. А. Судебная власть как общеправовой феномен. М., 2007.

6. Анишина В. И. Конституционно-правовой статус судебной власти в Российской Федерации: проблемы нормативного регулирования и реализации // Администратор суда. 2008. № 1.

7. Краснов Д. А. Функциональное назначение судебной власти в правовой системе современного государства // Российская Академия адвокатуры и нотариата. 2008. № 6. С. 42—46.

8. Фетищев Д. В. Судебная власть в системе разделения властей // Рос. следователь. 2008. № 10.

9. Абсалямов А. В. Судебная власть в системе разделения властей в современной России: дискуссии и решения // Вопросы судебной реформы: право, экономика, управление. 2009. № 2. С. 7—18.

© Т. В. Ходарева, 2010

***

М. Е. Белокобыльский, Т. И. Андрющенко

Правовая основа противодействия

экстремистской деятельности в России

В статье раскрывается правовая основа противодействия экстремистской деятельность. Авторы попытались дать свое понятие экстремизма, рассмотрели некоторые виды экстремистских организаций.

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, противодействие экстремизму, правовые основы противодействия экстремизму, финансирование экстремистской деятельности, тоталитарные секты, деструктивные религиозные организации.

M. E. Belokobylsky, T. I. Andryuschenko

Legal basis of counteraction to extremist activities in Russia

In the article the authors focus on the legal basis of counteraction to extremist activities, make an attempt to give their own definition to extremism, and consider some types of extremist organizations.

Keywords: extremism, extremist activities, counteraction to extremism, legal basis of counteraction to extremism, financing of extremist activities, totalitarian sects, destructive religious organizations.

Правовую основу противодействия экстремизму в России составляют: Конституция РФ; УК РФ; УПК РФ; КоАП РФ; ФЗ «Об ОРД»; ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; ФЗ «О сво-боде совести и о религиозных объединениях»; ФЗ «Об общественных объединениях»; Закон РФ «О средствах массовой информации»; Закон РФ «О милиции», а также Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 211 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-рации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму».

Впервые понятие экстремизма в России было дано в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» в 2002 г.

Экстремистская деятельность (экстремизм):

— это насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

— публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

— возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

— пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

— нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

— воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

— воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

— совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

— пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

— публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

— публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

— организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

— финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. Однако это понятие является достаточно объемным и состоит лишь из перечисления признаков деяний, относящихся к экстремистской деятельности. По мнению автора, понятие экстремизма необходимо изложить в следующей редакции. Экстремизм — это социально-политическое явление, отражающие противоправное отношение лица либо группы лиц к основам конституционного строя государства, политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной принадлежности гражданина либо социальной группы с применением насилия или угрозой применения такого насилия, а равно действия, побуждающие желание к нему.

Также вызывает сомнение правильность отождествление понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность», поскольку понятие «экстремизм» относится к таким наукам, как криминология, социология, политология и др., то есть изучающие различные явления в обществе и государстве, что нельзя сказать о понятии «экстремистская деятельность», поскольку это конкретные противоправные действия, за совершение которых предусмотрена уголовная либо административная ответственность.

1. Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

2. Экстремистские материалы — предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

В этом же законе определены основные направления противодействия экстремистской деятельности: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Субъектами противодействия экстремистской деятельности являются Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропаган-дистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В юридической литературе выделяют множество экстремистских течений. Вместе с тем остановимся на основных:

Политическое течение — направленное на уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры, насильственные действия, направленные на изменение политического строя или политики государства.

Оно обосновывается разнообразными утопическими социальными теориями: от псевдореволюционных до фашистских. В большинстве случаев сопровождается актами терроризма, убийствами политических противников, попытками дестабилизации ситуации в стране и т. п.

Национальное течение — направленное на защиту «своей нации», ее прав и интересов, с отвержением подобных прав для других.

религиозное — проявление в нетерпимости к представителям различных конфессий либо жесткое противоборство в рамках одной конфессии.

Как общественно-политическое явление экстремизм возник в результате действий определенных политических сил, общественных групп, направленных на распространение через насилие своих собственных взглядов на политическое и социально-экономическое устройство, межгосударственные отношения. Экстремизм реально угрожает не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни граждан России, государственности, а следовательно и целостности многонациональной страны.

В настоящее время на территории России действует большое количество экстремистских организаций различного толка, из них можно выделить:

1. Тоталитарные секты — это группы, в которых, как правило, применяется комплекс мероприятий, проводимых в целях подавления воли человека и контролирования его мыслей, чувств и поведения. Манипуляция сознанием проводится посредством «разрушения личности». Сюда правомерно отнести такие инструменты управления, как обман, умолчание, навязчивая пропаганда, цензура информации для приверженцев, жесточайший контроль над их жизнями, психологическое давление. Основными признаками данного вида экстремистских организаций являются непрозрачность внутренней структуры и идеологии, обман рядовых членов, наличие лидера, как правило, отождествляемого со святым.

На территории России отмечена деятельность таких тоталитарных сект, как «Церковь саентологии», «Церковь Объединения», «Церковь Последнего Завета», «Церковь Христа», «Белое братство», «Страна Анура», «Семья».

2. Деструктивные религиозные организации представляют собой жестко структурированные религиозные организации либо группы, враждебно настроенные к окружающему обществу, не признающие общепринятые моральные нормы, традиции. Лидеры этих деструктивных культов стремятся через преданных и зависимых участников разрушить общественный строй в целях получения власти либо незаконного обогащения. В качестве примера стоит отметить деятельность так называемых «сатанистских» групп «Южный крест», «Черный ангел», «Черный дракон», «Российская церковь сатаны», «Синий лотос», «Зеленый орден», «Общество сатаны» и др. В действиях членов данных групп зачастую формально усматриваются признаки преступлений экстремистской направленности.

3. Исламские экстремистские организации.

Отдельные экстремистские организации построены по типу закрытых «партийных ячеек», имеющих определенную иерархию и строгую дисциплину.

Исламским экстремистским преступным сообществам, действующим на территории России, оказывают поддержку более 80 исламских организаций экстремистского толка из 30 стран дальнего зарубежья (в первую очередь, Саудовская Аравия, Пакистан, Афганистан, Турция, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты) и 10 государств-участников СНГ (в т. ч. Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан), более 100 иностранных фирм и банковских групп.

Деяния, наказание за которые предусмотрены кодексом об административных правонарушениях:

— нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях( статья 5.26);

—злоупотребление свободой массовой информации (статья 13.15);

— нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2);

— пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (статья 20.3);

— организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (статья 20.28);

— производство и распространение экстремистских материалов (статья 20.29).

Уголовным кодексом предусмотрены преступления:

  • против жизни и здоровья (п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «з» ч. 2 ст. 117 УК России);

  • свободы, чести и достоинства личности (ст. 129 УК России);

  • конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 136, 141, 148, 149 УК России);

  • общественной безопасности (ст. 205—206, 208, 211, 212, 213, 214 УК России);

  • здоровья населения и общественной нравственности (ст. 239, 243, 244 УК России);

  • против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 275—282, 2821, 2822 УК России);

  • государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 288 УК России);

  • правосудия (ст. 294—296, 298 УК России);

  • порядка управления (ст. 317—318 УК России);

  • мира и безопасности человечества (ст. 354, 357—360 УК России).

А также любое предусмотренное действующим уголовно-правовым законодательством деяние по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы согласно законодательству являются действиями экстремистской направленности.

© М. Е. Белокобыльский, Т. И. Андрющенко, 2010

***

Е. Е. Колбасина

К вопросу об особенностях формирования

насильственной установки поведения личности

Статья посвящена актуальным вопросам, связанным с особенностями формирования насильственной установки личности несовершеннолетних. Подростково-молодежная преступность сегодня приобретает все более негативные тенденции. Несомненно, не может не вызывать озабоченности и рост количества неформальных молодежных группировок, а также их участие в преступлениях экстремистского характера. Девиантность несовершеннолетних является одной из причин молодежной насильственной преступности. В данной статье затрагиваются вопросы необходимости изучения специфики формирования личности подростково-молодежного возраста, определяются основные причины негативных тенденций, происходящих в подростковой и молодежной среде в период становления и формирования.

Ключевые слова: несовершеннолетние, молодежь, личность, субкультура, девиантность, аддиктивное поведение, неформальные группировки, досуговые формы общения, молодежный экстремизм, насильственная установка, криминальная активность.

E. E. Kolbasina



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вестник Волгоградской академии мвд россии. Выпуск 1 (16) 2011 : научно-ме-тодический журнал. Волгоград : ВА мвд россии, 2011. 202 с

    Научно-методический журнал
    Главный редактор журнала — заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент, начальник Волгоградской академии МВД России В. И. Третьяков.
  2. Старожильцева Оксана Владимировна учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501 – «Юриспруденция» и направления 030500 – «Юриспруденция»

Другие похожие документы..