Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (6)
Рабочая программа учебной дисциплины | | Ф ТПУ 7.1-21/01 |
УТВЕРЖДАЮ | |
Директор НФ ТПУ: | |
В.И.Лебедев | |
(подпись) | ( И.О., фамилия) |
(дата) |
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ | |
(название дисциплины) | |
Рабочая программа для направления 080100 «Экономика» | |
(номер и название направления, специальности, специализации) | |
Обеспечивающая кафедра | Социально-гуманитарных дисциплин |
Курс | 2 | |||||||||
Семестр | 3 | |||||||||
Учебный план набора | 2008 | года с изменениями | года | |||||||
Распределение учебного времени | ||||||||||
Лекции | 27 | часов(ауд.) | ||||||||
Лабораторные занятия | часов(ауд.) | |||||||||
Практические(семинарские) занятия | 27 | часов(ауд.) | ||||||||
Курсовой проект в __ семестре | часов(ауд.) | |||||||||
Курсовая работа в ___семестре | часов(ауд.) | |||||||||
Всего аудиторных занятий | 54 | часов | ||||||||
Самостоятельная (внеаудиторная) работа | 72 | часов | ||||||||
Общая трудоемкость | 126 | часов | ||||||||
Экзамен в | 3 | семестре | ||||||||
Зачет в | семестре | |||||||||
Дифзачет в | семестре | |||||||||
2009
Предисловие
Рабочая программа составлена на основе ГОС № 433 гум/бак по направлению 080100 Экономика, утвержденного 25.04.2000г., и ОС ТПУ по направлению 080100 Экономика.
РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры «28» октября 2009 протокол № 3
Разработчики
Доцент кафедры СГД _____________ Михайлова Н.К.
3. Зав. обеспечивающей кафедрой _____________ Г. В. Чиконина
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетами, выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану
Зав. выпускающей кафедры ______________ Г.А. Барышева
АННОТАЦИЯ
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
080100 Экономика
Каф. СГД НФ ТПУ
Доцент кафедры СГД Михайлова Надежда Константиновна
Цель: формирование современного экономического мировоззрения и целостно представления о генезисе современной экономической науки, понимания основных методологических проблем истории экономических учений, определяющих признаках тех или иных экономических школ; предоставление знаний об основных теориях и школах прошлого; об истории послевоенных экономических теорий; истории экономической мысли в России.
Содержание: основные этапы развития экономической мысли; меркантилизм как первая школа политической экономии; классическая школа политической экономии; марксистская экономическая теория; возникновение и эволюция неоклассического направления; кейннсианство; современный либерализм и неоклассические теории; социально-институциональное направление в современной экономической теории; экономическая мысль в россии.
Рабочая программа курса «История экономических учений», предназначенная для студентов второго курса направления 080100 –экономика, составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами и образовательным стандартом Томского политехнического университета, утвержденными Советом университета от 13.03.2001 г. Структура и оформление программы соответствует стандарту ТПУ “СТП ТПУ 2.4.01-02”.
Курс 2 (3 семестр – экзамен)
Всего 126 час., в т.ч.: ЛК – 27 ч., ПР – 27ч., СР –72ч.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели преподавания дисциплины:
формирование современного экономического мировоззрения и навыков самостоятельной работы, необходимых для использования экономических знаний при изучении специальных дисциплин и дальнейшей практической деятельности. Изучение данной дисциплины должно сформировать у студентов целостное представление о генезисе современной экономической науки. Студент должен четко представлять, что современная экономическая теория основана на многообразии подходов к объяснению экономических явлений. Это поможет ему преодолеть последствия перекосов в учебных программах по экономической теории, основанных в большей степени на американском варианте. Изучение данной дисциплины основано на знаниях экономической теории, истории экономики, отечественной и мировой истории.
Задачи изложения и изучения дисциплины:
В области истории экономических учений студент должен иметь представление:
об основных этапах развития экономической науки;
методологии истории экономической мысли;
определяющих признаках тех или иных экономических школ;
основных теориях и школах прошлого;
об истории послевоенных экономических теорий;
о истории экономической мысли в России;
уметь оценивать экономические доктрины с точки зрения возможности их практического использования в переходной экономике России при выработке эффективной экономической политики;
знать основные работы представителей различных направлений экономической науки;
уметь грамотно пользоваться первоисточниками;
оценивать вклад представителей отечественной экономической науки в развитие мировой экономической мысли.
Тематический план
Темы | всего | лекций | практик | |
Тема 1 | Введение, основные этапы развития экономической мысли. | 4 | 2 | 2 |
Тема 2 . | Меркантилизм как первая школа политической экономии | 4 | 2 | 2 |
Тема 3 | Классическая школа политической экономии | 12 | 6 | 6 |
Тема 4. | Марксистская экономическая теория | 4 | 2 | 2 |
Тема 5 | Возникновение и эволюция неоклассического направления | 10 | 4 | 6 |
Тема 6 | Кейнсианство | 4 | 2 | 2 |
Тема 7 | Современный либерализм и неоклассические теории | 6 | 4 | 2 |
Тема 8. | Социально-институциональное направление в современной экономической теории | 6 | 3 | 3 |
Тема 9 | Экономическая мысль в россии | 4 | 2 | 2 |
Итого | 54 | 27 | 27 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ (ЛЕКЦИИ)
Тема 1. Введение, основные этапы развития экономической мысли
Предмет истории экономических учений. Цель и задачи курса. Основные функции истории экономических учений как науки. Значение курса в современных российских условиях. Основные этапы развития экономической теории. Периодизация истории экономических учений. Методология истории экономических учений
Развитие экономических учений древнего Востока, Античного мира и Средневековья. Главные особенности экономической мысли древнего мира. Экономические учения Древней Азии. Взгляды Конфуция и их влияние на развитие Китая. Экономические учения Древней Греции. Экономические аспекты трудов Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль Древнего Рима. Особенности средневековых экономических воззрений в связи с влиянием религиозной идеологии.
Тема 2 . Меркантилизм как первая школа политической экономии
Меркантилизм. Основные этапы его развития. Ранний и поздний меркантилизм: доктрина денежного и торгового баланса. Взгляды меркантилистов на природу денег и денежного обращения.
Особенности меркантилизма в отдельных странах. Антуан Монкретьен, Томас Мен. Русские меркантилисты (И.Т. Посошков, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев).
Тема 3. Классическая школа политической экономии
Исторические условия возникновения и основные черты классической школы политэкономии. У. Петти – родоначальник классической политической экономии. Возникновение классической школы во Франции. П. Буагильбер.
Физиократы Ф. Кенэ и А. Тюрго. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ и ее научное значение.
А. Смит - центральная фигура классической политической экономии. Работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Экономическое учение А. Смита : концепция "экономического человека" и "невидимой руки"; анализ разделения труда; теория стоимости и прибыли; «догма Смита».
Развитие классической политической экономии в постмануфактурный период Экономическая система Д. Рикардо. «Начала политической экономии и налогового обложения Д. Рикардо. Анализ стоимости и цены. Теория распределения доходов. Теория внешней торговли.
Дифференциация экономической науки. Смитианство: экономические взгляды Ж..Б. Сэя. Теория трех факторов производства. «Закон рынков» Ж.Б. Сэя. Т. Мальтус и первая теория народонаселения. Теория "воздержания" Н. Сениора и Ф .Бастиа.
Завершение классической школы. Рикардианство: экономическое учение Дж. Ст. Милля. Сущность доктрины «рабочего фонда», теории стоимости, суждений о социализме, положений социально - экономических реформ.
Эволюция политической экономии. Историческая школа: предмет и метод исторической школы, этапы развития исторической школы.
Тема 4 . Марксистская экономическая теория
История создания "Капитала" К. Маркса. К. Маркс о движущих силах и тенденциях общественного развития, о функционировании и противоречиях рыночной экономики. Разработка экономической теории в «Капитале».
Теория стоимости и прибавочной стоимости, теория воспроизводства.
Современные альтернативные оценки исторического места "Капитала". Причины догматизации марксизма.
Тема 5. Возникновение и эволюция неоклассического направления
Общая характеристика неоклассического направления (предмет и метод). Этапы «маржинальной революции», их общие и отличительные признаки. Австрийская школа ( К. Менгер, Ф. Везер, О. Бем - Баверк) и ее особенности..
Теория предельной полезности. Основы теории потребительского поведения. «Лозанская школа» Л. Вальраса: модель общего экономического равновесия.
Завершение маржинальной революции и формирование неоклассической школы. Особенности второго этапа маржинальной революции. Экономическое учение А. Маршалла, теория спроса, предложения, цены. Теория эластичности спроса. Возникновение «американской школы» маржинализма в трудах Дж. Б. Кларка. Теория предельной производительности факторов производства и распределения доходов.
Модель рыночной экономики неоклассической школы.
Теория благосостояния А. Пигу. Монополистическая конкуренция и государственное вмешательство в экономику в трактовке А. Пигу.
Тема 6. Кейнсианство
Исторические условия возникновения и теоретические истоки кейнсианства .Основные положения «Общей теории занятости , процента и денег».Концепция «эффективного спроса». Критика Кейнсом представителей классического и неоклассического направлений. Основной психологический закон, Значение инвестиционного спроса. Взаимосвязь сбережений и инвестиций. Механизм регулирования
национальной экономики. Регулирование спроса через бюджетную политику. Механизм мультипликатора.
Неокейнсианство. Неокейнсианские теории цикла и экономического роста. Модель экономического роста Р. Харода и Е. Домара. Концепция антициклического регулирования Э. Хансена. «Неоклассический синтез» П. Самуэльсона. Модель «IS – LM» Дж. Хикса и ее роль в теории макроэкономического анализа. Эволюция кейнсианства. Посткейнсианство. Дж. Робинсон, П. Сраффа («левое» кейнсианство). «Теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон. Теория монополистической конкуренции Эд. Чемберлина.
Тема 7. Современный либерализм и неоклассические теории
Неолиберализм. Исторические условия возникновения неолиберализма. Германский неолиберализм как доктрина «социального рыночного хозяйства». Фрайбургская школа (ордолиберализм). Теория экономических порядков В. Ойкена.
Учение о двух основных видах хозяйства. В.Ойкен о теоретических основах и принципах экономической политики.. Социальное рыночное хозяйство. Предпосылки и уроки реформ Л. Эрхарда. Лондонская школа. Ф. Хайек: философия экономической свободы. «Спонтанный порядок». Роль цены и конкуренции.
Причины неоклассического возрождения в 70-х годах XX века. Современный монетаризм (М. Фридмен). Исходные положения монетаристской теории. Уравнение обмена И. Фишера. Количественная теория денег М. Фридмена. Инструменты и методы монетаристской политики. «Денежное правило» Фридмена. Монетаристские рецепты регулирования инфляции. Монетаризм в деятельности российских реформаторов.
Теория рациональных ожиданий ( ТРО). Критика ТРО государственного вмешательства в экономику. Экономическая теория предложения . Проблемы инфляции и экономического роста. Рекомендации в области налоговой политики. Кривая Лаффера и практика налогообложения.Использование рекомендаций экономической теории предложения в рейганомике и тетчеризме.
Тема 8. Социально-институциональное направление в современной экономической теории
Предмет, метод и проблематика институционализма.
Ранний институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл). Социально- психологическое (технократическое) течение институционализма. Работа Т. Веблена «Теория праздного класса». Социально -правовой институционализм Дж. Коммонса. Конъюнктурно -статистический институционализм У. Митчела.
Неоинституционализм. Экономическая концепция Дж. Гэлбрейта. Технологический детерминизм. Роль техноструктуры в общественном развитии. Теория прав собственности Р. Коуза. «Теорема Коуза».
Идея социального контроля над экономикой в работах институционалистов. Теория общественного выбора Дж. Бьюккенена.
Тема 9. Экономическая мысль в России
Экономические взгляды М.И. Туган - Барановского. Полемика с народниками. Вопросы теории циклов и кризисов.
Вклад А. В. Чаянова в экономическую науку .Концепция семейно- трудового крестьянского хозяйства. Разработка теории кооперации.
Исследования Н. Д. Кондратьева по экономической динамике. Разработка теории больших циклов (длинных волн).
Отечественная экономико-математическая школа. Теоретические разработки Е.Е. Слуцкого. Работы экономистов- математиков в 20-39-е гг. Разработка Л. В. Канторовичем метода линейного программирования.
Отечественная экономическая мысль в послевоенный период. Теоретические проблемы переходной экономики.
Похожие документы:
Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю»
Рабочая программа1. Рабочая программа составлена на основе ГОС по направлению 15 Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств, утвержденного 02.Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (12)
Рабочая программаРынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственноРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (30)
Рабочая программаРабочая программа составлена на основе ГОС № 433 гум/бак по направлению 080100 Экономика, утвержденного 25.04.2 г., и ОС ТПУ по направлению 080100 Экономика.Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (4)
Рабочая программаРабочая программа составлена на основе ГОС № 433 гум/бак по направлению 080100 Экономика, утвержденного 25.04.2 г., и ОС ТПУ по направлению 080100 Экономика.Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (5)
Рабочая программа1. Рабочая программа составлена на основе ГОС № 433 гум/бак по направлению 080100 Экономика, утвержденного 25.04.2 г., и ОС ТПУ по направлению 080100 Экономика.