Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Практикум'
У здійсненні навчально-виховного процесу студентами вищих навчальних закладів напрямку 0501 "Економіка підприємництва" спеціальності "...полностью>>
'Программа'
4. Выявление на ранней стадии лиц, незаконно употребляющих наркотические средства, больных наркоманией и токсикоманией и совершенствование лечения и р...полностью>>
'Практикум'
В последнее время в школьном курсе информатики все больше места отводится информационным и коммуникационным технологиям. Данные темы курса интересны ...полностью>>
'Закон'
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее – санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1 № 52-ФЗ ...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (6)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая программа учебной дисциплины


Ф ТПУ 7.1-21/01

УТВЕРЖДАЮ

Директор НФ ТПУ:

В.И.Лебедев

(подпись)

( И.О., фамилия)

(дата)



ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

(название дисциплины)

Рабочая программа для направления 080100 «Экономика»

(номер и название направления, специальности, специализации)

Обеспечивающая кафедра

Социально-гуманитарных дисциплин

Курс

2

Семестр

3

Учебный план набора

2008

года с изменениями

года

Распределение учебного времени

Лекции

27

часов(ауд.)

Лабораторные занятия

часов(ауд.)

Практические(семинарские) занятия

27

часов(ауд.)

Курсовой проект в __ семестре

часов(ауд.)

Курсовая работа в ___семестре

часов(ауд.)

Всего аудиторных занятий

54

часов

Самостоятельная (внеаудиторная) работа

72

часов

Общая трудоемкость

126

часов

Экзамен в

3

семестре

Зачет в

семестре

Дифзачет в

семестре

2009

Предисловие

  1. Рабочая программа составлена на основе ГОС № 433 гум/бак по направлению 080100 Экономика, утвержденного 25.04.2000г., и ОС ТПУ по направлению 080100 Экономика.

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры «28» октября 2009 протокол № 3

  1. Разработчики

Доцент кафедры СГД _____________ Михайлова Н.К.

3. Зав. обеспечивающей кафедрой _____________ Г. В. Чиконина

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетами, выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану

Зав. выпускающей кафедры ______________ Г.А. Барышева

АННОТАЦИЯ

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

080100 Экономика

Каф. СГД НФ ТПУ

Доцент кафедры СГД Михайлова Надежда Константиновна

Цель: формирование современного экономического мировоззрения и целостно представления о генезисе современной экономической науки, понимания основных методологических проблем истории экономических учений, определяющих признаках тех или иных экономических школ; предоставление знаний об основных теориях и школах прошлого; об истории послевоенных экономических теорий; истории экономической мысли в России.

Содержание: основные этапы развития экономической мысли; меркантилизм как первая школа политической экономии; классическая школа политической экономии; марксистская экономическая теория; возникновение и эволюция неоклассического направления; кейннсианство; современный либерализм и неоклассические теории; социально-институциональное направление в современной экономической теории; экономическая мысль в россии.

Рабочая программа курса «История экономических учений», предназначенная для студентов второго курса направления 080100 –экономика, составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами и образовательным стандартом Томского политехнического университета, утвержденными Советом университета от 13.03.2001 г. Структура и оформление программы соответствует стандарту ТПУ “СТП ТПУ 2.4.01-02”.

Курс 2 (3 семестр – экзамен)

Всего 126 час., в т.ч.: ЛК – 27 ч., ПР – 27ч., СР –72ч.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели преподавания дисциплины:

формирование современного экономического мировоззрения и навыков самостоятельной работы, необходимых для использования экономических знаний при изучении специальных дисциплин и дальнейшей практической деятельности. Изучение данной дисциплины должно сформировать у студентов целостное представление о генезисе современной экономической науки. Студент должен четко представлять, что современная экономическая теория основана на многообразии подходов к объяснению экономических явлений. Это поможет ему преодолеть последствия перекосов в учебных программах по экономической теории, основанных в большей степени на американском варианте. Изучение данной дисциплины основано на знаниях экономической теории, истории экономики, отечественной и мировой истории.

Задачи изложения и изучения дисциплины:

В области истории экономических учений студент должен иметь представление:

  • об основных этапах развития экономической науки;

  • методологии истории экономической мысли;

  • определяющих признаках тех или иных экономических школ;

  • основных теориях и школах прошлого;

  • об истории послевоенных экономических теорий;

  • о истории экономической мысли в России;

  • уметь оценивать экономические доктрины с точки зрения возможности их практического использования в переходной экономике России при выработке эффективной экономической политики;

  • знать основные работы представителей различных направлений экономической науки;

  • уметь грамотно пользоваться первоисточниками;

  • оценивать вклад представителей отечественной экономической науки в развитие мировой экономической мысли.

Тематический план

Темы

всего

лекций

практик

Тема 1

Введение, основные этапы развития экономической мысли.

4

2

2

Тема 2 .

Меркантилизм как первая школа политической экономии

4

2

2

Тема 3

Классическая школа политической экономии

12

6

6

Тема 4.

Марксистская экономическая теория

4

2

2

Тема 5

Возникновение и эволюция неоклассического направления

10

4

6

Тема 6

Кейнсианство

4

2

2

Тема 7

Современный либерализм и неоклассические теории

6

4

2

Тема 8.

Социально-институциональное направление в современной экономической теории

6

3

3

Тема 9

Экономическая мысль в россии

4

2

2

Итого

54

27

27

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ (ЛЕКЦИИ)

Тема 1. Введение, основные этапы развития экономической мысли

Предмет истории экономических учений. Цель и задачи курса. Основные функции истории экономических учений как науки. Значение курса в современных российских условиях. Основные этапы развития экономической теории. Периодизация истории экономических учений. Методология истории экономических учений

Развитие экономических учений древнего Востока, Античного мира и Средневековья. Главные особенности экономической мысли древнего мира. Экономические учения Древней Азии. Взгляды Конфуция и их влияние на развитие Китая. Экономические учения Древней Греции. Экономические аспекты трудов Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль Древнего Рима. Особенности средневековых экономических воззрений в связи с влиянием религиозной идеологии.

Тема 2 . Меркантилизм как первая школа политической экономии

Меркантилизм. Основные этапы его развития. Ранний и поздний меркантилизм: доктрина денежного и торгового баланса. Взгляды меркантилистов на природу денег и денежного обращения.

Особенности меркантилизма в отдельных странах. Антуан Монкретьен, Томас Мен. Русские меркантилисты (И.Т. Посошков, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев).

Тема 3. Классическая школа политической экономии

Исторические условия возникновения и основные черты классической школы политэкономии. У. Петти – родоначальник классической политической экономии. Возникновение классической школы во Франции. П. Буагильбер.

Физиократы Ф. Кенэ и А. Тюрго. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ и ее научное значение.

А. Смит - центральная фигура классической политической экономии. Работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Экономическое учение А. Смита : концепция "экономического человека" и "невидимой руки"; анализ разделения труда; теория стоимости и прибыли; «догма Смита».

Развитие классической политической экономии в постмануфактурный период Экономическая система Д. Рикардо. «Начала политической экономии и налогового обложения Д. Рикардо. Анализ стоимости и цены. Теория распределения доходов. Теория внешней торговли.

Дифференциация экономической науки. Смитианство: экономические взгляды Ж..Б. Сэя. Теория трех факторов производства. «Закон рынков» Ж.Б. Сэя. Т. Мальтус и первая теория народонаселения. Теория "воздержания" Н. Сениора и Ф .Бастиа.

Завершение классической школы. Рикардианство: экономическое учение Дж. Ст. Милля. Сущность доктрины «рабочего фонда», теории стоимости, суждений о социализме, положений социально - экономических реформ.

Эволюция политической экономии. Историческая школа: предмет и метод исторической школы, этапы развития исторической школы.

Тема 4 . Марксистская экономическая теория

История создания "Капитала" К. Маркса. К. Маркс о движущих силах и тенденциях общественного развития, о функционировании и противоречиях рыночной экономики. Разработка экономической теории в «Капитале».

Теория стоимости и прибавочной стоимости, теория воспроизводства.

Современные альтернативные оценки исторического места "Капитала". Причины догматизации марксизма.

Тема 5. Возникновение и эволюция неоклассического направления

Общая характеристика неоклассического направления (предмет и метод). Этапы «маржинальной революции», их общие и отличительные признаки. Австрийская школа ( К. Менгер, Ф. Везер, О. Бем - Баверк) и ее особенности..

Теория предельной полезности. Основы теории потребительского поведения. «Лозанская школа» Л. Вальраса: модель общего экономического равновесия.

Завершение маржинальной революции и формирование неоклассической школы. Особенности второго этапа маржинальной революции. Экономическое учение А. Маршалла, теория спроса, предложения, цены. Теория эластичности спроса. Возникновение «американской школы» маржинализма в трудах Дж. Б. Кларка. Теория предельной производительности факторов производства и распределения доходов.

Модель рыночной экономики неоклассической школы.

Теория благосостояния А. Пигу. Монополистическая конкуренция и государственное вмешательство в экономику в трактовке А. Пигу.

Тема 6. Кейнсианство

Исторические условия возникновения и теоретические истоки кейнсианства .Основные положения «Общей теории занятости , процента и денег».Концепция «эффективного спроса». Критика Кейнсом представителей классического и неоклассического направлений. Основной психологический закон, Значение инвестиционного спроса. Взаимосвязь сбережений и инвестиций. Механизм регулирования

национальной экономики. Регулирование спроса через бюджетную политику. Механизм мультипликатора.

Неокейнсианство. Неокейнсианские теории цикла и экономического роста. Модель экономического роста Р. Харода и Е. Домара. Концепция антициклического регулирования Э. Хансена. «Неоклассический синтез» П. Самуэльсона. Модель «IS – LM» Дж. Хикса и ее роль в теории макроэкономического анализа. Эволюция кейнсианства. Посткейнсианство. Дж. Робинсон, П. Сраффа («левое» кейнсианство). «Теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон. Теория монополистической конкуренции Эд. Чемберлина.

Тема 7. Современный либерализм и неоклассические теории

Неолиберализм. Исторические условия возникновения неолиберализма. Германский неолиберализм как доктрина «социального рыночного хозяйства». Фрайбургская школа (ордолиберализм). Теория экономических порядков В. Ойкена.

Учение о двух основных видах хозяйства. В.Ойкен о теоретических основах и принципах экономической политики.. Социальное рыночное хозяйство. Предпосылки и уроки реформ Л. Эрхарда. Лондонская школа. Ф. Хайек: философия экономической свободы. «Спонтанный порядок». Роль цены и конкуренции.

Причины неоклассического возрождения в 70-х годах XX века. Современный монетаризм (М. Фридмен). Исходные положения монетаристской теории. Уравнение обмена И. Фишера. Количественная теория денег М. Фридмена. Инструменты и методы монетаристской политики. «Денежное правило» Фридмена. Монетаристские рецепты регулирования инфляции. Монетаризм в деятельности российских реформаторов.

Теория рациональных ожиданий ( ТРО). Критика ТРО государственного вмешательства в экономику. Экономическая теория предложения . Проблемы инфляции и экономического роста. Рекомендации в области налоговой политики. Кривая Лаффера и практика налогообложения.Использование рекомендаций экономической теории предложения в рейганомике и тетчеризме.

Тема 8. Социально-институциональное направление в современной экономической теории

Предмет, метод и проблематика институционализма.

Ранний институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл). Социально- психологическое (технократическое) течение институционализма. Работа Т. Веблена «Теория праздного класса». Социально -правовой институционализм Дж. Коммонса. Конъюнктурно -статистический институционализм У. Митчела.

Неоинституционализм. Экономическая концепция Дж. Гэлбрейта. Технологический детерминизм. Роль техноструктуры в общественном развитии. Теория прав собственности Р. Коуза. «Теорема Коуза».

Идея социального контроля над экономикой в работах институционалистов. Теория общественного выбора Дж. Бьюккенена.

Тема 9. Экономическая мысль в России

Экономические взгляды М.И. Туган - Барановского. Полемика с народниками. Вопросы теории циклов и кризисов.

Вклад А. В. Чаянова в экономическую науку .Концепция семейно- трудового крестьянского хозяйства. Разработка теории кооперации.

Исследования Н. Д. Кондратьева по экономической динамике. Разработка теории больших циклов (длинных волн).

Отечественная экономико-математическая школа. Теоретические разработки Е.Е. Слуцкого. Работы экономистов- математиков в 20-39-е гг. Разработка Л. В. Канторовичем метода линейного программирования.

Отечественная экономическая мысль в послевоенный период. Теоретические проблемы переходной экономики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 «утверждаю»

    Рабочая программа
    1. Рабочая программа составлена на основе ГОС по направлению 15 Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств, утвержденного 02.
  2. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (12)

    Рабочая программа
    Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственно
  3. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (30)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе ГОС № 433 гум/бак по направлению 080100 Экономика, утвержденного 25.04.2 г., и ОС ТПУ по направлению 080100 Экономика.
  4. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (4)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе ГОС № 433 гум/бак по направлению 080100 Экономика, утвержденного 25.04.2 г., и ОС ТПУ по направлению 080100 Экономика.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю (5)

    Рабочая программа
    1. Рабочая программа составлена на основе ГОС № 433 гум/бак по направлению 080100 Экономика, утвержденного 25.04.2 г., и ОС ТПУ по направлению 080100 Экономика.

Другие похожие документы..