Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка философской литературы по широкому кругу проблем. Он рассчитан на читателя, которому интересно фило...полностью>>
'Учебное пособие'
ОГЛАВЛЕНИЕВведение Глава 1. Анамнез. Доистория этногpaфичеcкoй науки Глава 2. Становление этнографии как науки (середина XIX в.). Классическое эволюц...полностью>>
'Закон'
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Фед...полностью>>
'Рассказ'
Повествование книги Бытия начинается с сотворения мира: "В начале сотвори Бог небо и землю". Яне стану с вами разбирать подробно состав каж...полностью>>

Учебно-методическое пособие для подготовки студентов к пгк павлодар

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский Государственный университет имени С.Торайгырова

К.М. Байгушева, Т.В. Вихлянова, Е.В. Крюкова

ИНФОРМАТИКА

Учебно-методическое пособие для подготовки

студентов к ПГК

Павлодар

УДК 004(075.8)

ББК 32.18я7

Б18

Рекомендовано Ученым Советом ПГУ им.С.Торайгырова

Рецензенты:

Ж.К Нурбекова - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информатики и информационных систем ПГУ им.С.Торайгырова

А.Е. Сагимбаева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики КазНПУ им.Абая

Б18 Байгушева К.М., Вихлянова Т.В., Крюкова Е.В.

Информатика: учебно-методическое пособие для подготовки студентов к ПГК. – Павлодар, 2006. – 287 с.

ISBN 9965-25-833-3

Пособие составлено в соответствии с «Программой Промежуточного Государственного контроля» по общеобразовательной дисциплине «Информатика», одобренной НЦГСОТ РК, содержит основные теоретические сведения по темам контроля и тестовые задания для самоконтроля. Раскрывает важные понятия и термины.

Учебно-методическое пособие максимально облегчит самостоятельную подготовку студентов к промежуточному государственному контролю и позволит получить высокий балл при тестировании.

Предназначено для преподавателей информатики и студентов высших учебных заведений.

ISBN 9965-25-833-3 УДК 004(075.8)

ББК 32.18я7

Ó Байгушева К.М., Вихлянова Т.В., Крюкова Е.В., 2006

ÓПавлодарский Государственный

университет имени С.Торайгырова, 2006

Содержание

Введение

5

Тема 1 Понятие информатики и информации

6

Тест 1 Вариант 1

18

Тест 1 Вариант 2

21

Тест 1 Вариант 3

24

Тест 1 Вариант 4

27

Тема 2 Программное и аппаратное обеспечение персонального компьютера

31

Тест 2 Вариант 1

47

Тест 2 Вариант 2

50

Тест 2 Вариант 3

53

Тест 2 Вариант 4

56

Тест 2 Вариант 5

59

Тест 2 Вариант 6

63

Тест 2 Вариант 7

66

Тест 2 Вариант 8

68

Тема 3 Операционные системы. Операционная система WINDOWS

71

Тест 3 Вариант 1

91

Тест 3 Вариант 2

94

Тест 3 Вариант 3

98

Тест 3 Вариант 4

100

Тест 3 Вариант 5

103

Тест 3 Вариант 6

106

Тест 3 Вариант 7

109

Тест 3 Вариант 8

113

Тест 3 Вариант 9

116

Тест 3 Вариант 10

119

Тест 3 Вариант 11

122

Тема 4 Технология обработки текстовой информации. Текстовый процессор МS WORD

125

Тест 4 Вариант 1

131

Тест 4 Вариант 2

134

Тест 4 Вариант 3

137

Тест 4 Вариант 4

140

Тест 4 Вариант 5

143

Тест 4 Вариант 6

146

Тема 5 Технология обработки числовой информации. Табличный процессор MS EXCEL

149

Тест 5 Вариант 1

153

Тест 5 Вариант 2

156

Тест 5 Вариант 3

160

Тест 5 Вариант 4

162

Тест 5 Вариант 5

165

Тест 5 Вариант 6

169

Тест 5 Вариант 7

172

Тест 5 Вариант 8

175

Тема 6 Системы управления базами данных

180

Тест 6 Вариант 1

188

Тест 6 Вариант 2

191

Тест 6 Вариант 3

193

Тест 6 Вариант 4

196

Тема 7 Компьютерные коммуникации

200

Тест 7 Вариант 1

213

Тест 7 Вариант 2

217

Тест 7 Вариант 3

220

Литература

224

Приложение А Ключ к тестовым заданиям

225

Приложение Б Глоссарий

228

Приложение В Краткая справка по Norton Commander

265

Приложение Г Использование сочетаний клавиш в программах пакета Ms Office

267

Введение

Пособие предназначено для студентов ВУЗов всех специальностей и форм обучения и имеет практическую ценность для организации самостоятельной работы при подготовке студентов к ПГК.

Учебно-методическое пособие написано в соответствии с «Программой Промежуточного Государственного контроля» по общеобразовательной дисциплине «Информатика», одобренной НЦГСОТ РК, содержит основные теоретические сведения по темам контроля и тестовые задания для самоконтроля.

Характеристика ответов в каждом задании, количество форм заданий и вопросов вариантов тестов, определенные характеристики качества знаний и ожидаемая интерпретация тестовых заданий соответствует требованиям «Программы Промежуточного Государственного контроля».

Учебно-методическое пособие раскрывает важные понятия и термины, дает ответы на все актуальные вопросы и максимально облегчит самостоятельную подготовку студента к промежуточному государственному контролю и позволит получить высокий балл при тестировании.

В учебно-методичеком для подготовки студентов к ПГК «Информатика» приводится теоретические сведения по основному материалу курса «Информатика», тестовые задания, а также справочный материал. Деятельность студента (по каждой теме) организована в соответствии со следующей схемой:

  • Теоретический материал

  • Тесты

  • Справочный материал

Практическую значимость имеют тестовые задания (1100 вопросов), сгруппированные в семь основных тем «Программы ПГК по дисциплине Информатика» НЦГСОТ. Задания имеют три уровня сложности и включают в себя вопросы на знание определений, и практических навыков, полученных при изучении дисциплины. Приведены ответы ко всем тестовым заданиям.

Учебно-методическое пособие будет полезно как для преподавателей информатики, так и для студентов при изучении курса дисциплины и при подготовки к Промежуточному Государственному Контролю.

Тема 1 Понятие информатики и информации

В развитии вычислительной техники обычно выделяют несколько поколений ЭВМ: первое поколение - на электронных лампах (40-е - начало 50-х гг.), второе поколение – на дискретных полупроводниковых приборах, транзисторах (середина 50-60-х гг.), третье – на интегральных микросхемах (в середине 60-х гг.), четвертое поколение – на микропроцессорах.

История компьютера связана с попытками человека автоматизировать большие объемы вычислений. Простые арифметические операции с большими числами затруднительны для человеческого мозга. Поэтому уже в древности появилось простейшее счетное устройство - абак. В ХVII в. была изобретена логарифмическая линейка, облегчающая сложные математические расчеты. В 1642 г. Блез Паскаль сконструировал восьмизарядный суммирующий механизм. Два столетия спустя, в 1820 г. француз Шарль де Кольмар создал арифмометр, способный производить умножение и деление.

Все основные идеи, которые лежат в основе работы компьютеров, были изложены еще в 1833 г. английским математиком Чарльзом Бэббиджом. Он разработал проект машины для выполнения научных и технических расчетов, где предугадал устройство современного компьютера. Для ввода и вывода данных Бэббидж предлагал использовать перфокарты - листы из плотной бумаги с информацией, наносимой с помощью отверстий. В то время перфокарты использовались в текстильной промышленности. Управление такой машиной должно было осуществляться программным путем.

Идеи Бэббиджа стали воплощаться в конце XIX в. В 1888 г. американский инженер Герман Холлерит сконструировал первую электромеханическую счетную машину. Эта машина, названная табулятором, могла считывать и сортировать статистические записи, закодированные на перфокартах. В 1890 г. изобретение Холлерита было использовано в 11-й американской переписи населения. Работа, которую 500 сотрудников выполняли в течение семи лет, Холлерит с 43 помощниками на 43 табуляторах выполнил за один месяц.

Дальнейшее развитие науки и техники позволило в 1940-х гг. построить первые вычислительные машины. В феврале 1944 г. на одном из предприятий Ай-Би-Эм в сотрудничестве с учеными Гарвардского университета по заказу ВМС США была создана машина «Марк-1» весом в 35 т.

«Mapк-1» был основан на использовании электромеханических реле и оперировал десятичными числами, закодированными на перфоленте. Машина могла манипулировать числами длиной до 23 разрядов. Для перемножения двух 23-разрядных чисел ей было необходимо 4 секунды, что было недостаточно быстро.

В 1943 г. американцы начали разработку альтернативного варианта вычислительной машины на основе электронных ламп. В 1946 г. в США была построена первая электронная вычислительная машина ENIAC. Ее вес составлял 30 т, она требовала для размещения 170 м2 площади. Вместо тысяч электромеханических деталей ENIAC содержала 18 тыс. электронных ламп. Считала машина в двоичной системе и производила 5 тыс. операций сложения или 300 операций умножения в секунду.

Машины на электронных лампах работали быстрее, но сами электронные лампы часто выходили из строя. Для их замены в 1947 г. американцы Джон Бардин, Уолтер Браттейн и Уильям Брэдфорд Шокли предложили использовать изобретенные ими стабильные переключающие полупроводниковые элементы - транзисторы.

Совершенствование первых образцов вычислительных машин привело в 1951 г. к созданию компьютера UNIVAC, который стал первым серийно выпускавшимся компьютером, а его первый экземпляр был передан в Бюро переписи населения США.

В 1959 г. были изобретены интегральные микросхемы (чипы), в которых все электронные компоненты вместе с проводниками помещались внутри кремниевой пластинки. Применение чипов в компьютерах позволяет сократить пути прохождения тока при переключениях, и скорость вычислений повышается в десятки раз. Уменьшаются габариты машин. Появление чипа знаменовало собой рождение третьего поколения компьютеров.

В 1970 г. сотрудник компании Intel Эдвард Хофф создал первый микропроцессор, разместив несколько интегральных микросхем на одном кремниевом кристалле. Это революционное изобретение кардинально перевернуло представление о компьютерах как о громоздких, тяжеловесных монстрах. С микропроцессором появляются микрокомпьютеры – компьютеры четвертого поколения, способные разместиться на письменном столе пользователя.

В середине 1970-х гг. начинают предприниматься попытки создания персонального компьютера - вычислительной машины, предназначенной для частного пользователя. Во второй половине 1970-х гг. появляются наиболее удачные образцы микрокомпьютеров американской фирмы Apple, но широкое распространение персональные компьютеры получили с созданием в августе 1981 г. фирмой IBM модели компьютера IBM РС. Применение принципа открытой архитектуры, стандартизация основных компьютерных устройств и способов их соединения привели к массовому производству клонов IBM РС, распространению микрокомпьютеров во всем мире.

За последние десятилетия ХХ в. микрокомпьютеры проделали значительный эволюционный путь, многократно увеличили быстродействие и объемы перерабатываемой информации, но окончательно вытеснить большие вычислительные системы – мейнфреймы они не смогли. Более того, развитие больших вычислительных систем привело к созданию суперкомпьютера - суперпроизводительной и супердорогой машины, способной просчитывать модель ядерного взрыва или крупного землетрясения. В начале ХХI в. человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети, которая способна объединить возможности компьютерных систем.

Информация — это отражение реального мира с помощью знаков и сигналов.

Информация — это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.

Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

Информация – это любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.

Качество информации – это обобщенная положительная характеристика информации, отражающая степень ее полезности для пользователя.

Информация является динамическим объектом, образующимся в ходе информационного процесса. Информация обладает следующими свойствами: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность. Формы информации: визуальная, текстовая.

Свойства информации:

1) объективность и субъективность информации. Это понятие является относительным. Более объективной принято считать ту информацию, в которой методы вносят меньший субъективный элемент;

2) полнота информации. Характеризует качество и определяет достаточность данных для принятия решений;

3) достоверность - данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются полезными — всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов. Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации достаточно высока;

4) адекватность — это степень соответствию реальному объективному состоянию дела;

5) доступность — мера возможности получить информацию;

6) актуальность — это степень соответствия информации текущему моменту времени;

7) релевантность – способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;

8) своевременность – способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя в нужный момент времени;

9) защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования и изменения;

10) эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя;

11) живучесть – способность информации сохранять свое качество в течении времени;

12) уникальность – возможность хранения информации в единственном виде.

Все многообразие окружающей нас информации можно сгруппировать по различным признакам.

По признаку «область возникновения» информация делится на:

  • элементарную - отражает процессы и явления неодушевленной природы;

  • биологическую - отражает процессы растительного и животного мира;

  • социальную - отражает процессы человеческого общества.

По способу передачи и восприятия различают информацию:

  • визуальную – передается видимыми образами и символами;

  • аудиальную – передается звуками;

  • тактильную – передается ощущениями;

  • органо – лептическую – передается запахами и вкусом;

  • машинную – выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники.

По уровню сложности информация делится на:

  • сигнал;

  • сообщение, документ;

  • информационный массив;

  • информационный ресурс.

По уровням доступа и организации информации:

  • данные в регистровой памяти;

  • данные в оперативной памяти;

  • файлы данных на внешних носителях;

  • базы данных.

По способам кодирования и представления:

  • цифровая;

  • символьная;

  • графическая.

По организации данных:

  • табличная;

  • текстовая;

  • графическая.

Информацию, создаваемую и используемую человеком, по общественному назначению делят на виды (рисунок 1)

Рисунок 1

В информатике рассматривают две формы представления информации:

  • аналоговую (непрерывную) - температура тела; мелодия, извлекаемая на скрипке, когда смычок не отрывается от струн и не останавливается; движение автомобиля;

  • дискретную (прерывистую, цифровую) - времена года, точка и тире в азбуке Морзе.

Данные — это зарегистрированные сигналы. Данные преобразуются, транспортируются и потребляются с помощью методов.

В ходе информационного процесса данные преобразуются из одного вида в другой с помощью методов.

Основные операции с данными:

  • cбор данных — накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений;

  • формализация данных — приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме, чтобы сделать их сопоставимыми между собой, то есть повысить их уровень доступности;

  • фильтрация данных — отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости для принятия решений

  • сортировка данных — упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования;

  • архивация данных — организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме;

  • защита данных — комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных;

  • транспортировка данных — прием и передача данных между удаленными участниками информационного процесса; при этом источник данных — сервер, потребитель — клиент;

  • преобразование данных — перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую.

Данные различаются типами, что связано с различиями в физической природе сигналов, при регистрации которых образовались данные. В качестве средства хранения и транспортировки данных используют носители данных.

Для автоматизации работы с данными, относящимися к различным типам, требуется унифицировать их форму представления — для этого обычно используется прием кодирования, то есть выражение данных одного типа через данные другого типа. В ВТ существует система двоичного кодирования, которая основана на представлении данных последовательностью двух знаков: 0 и 1, которые называются битами. То есть наименьшая единица системы представления данных двоичного кодирования. Кодирование текстовой, числовой и графической информации.

Существует три основных типа структур данных: линейная, иерархическая, табличная.

Линейные структуры данных (списки) — это упорядоченные структуры, в которых адрес элемента однозначно определяется его номером.

Табличные структуры (матрицы) — это упорядоченные структуры, в которых адрес элемента определяется номером строки и номером столбца, на пересечении которых находится ячейка, содержащая искомый элемент.

В иерархической структуре адрес каждого элемента определяется путем доступа, ведущим от вершины структуры к данному элементу.

Наименьшей единицей измерения данных является байт.

Используются также более крупные производные единицы информации:

Килобайт (Кбайт) = 1024 байт

Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт

Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт

Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт

Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт

Экзобайт = 1018 байт

Информатика — это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Информатика – это наука, которая изучает информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике.

Информатика – это наука о преобразовании информации.

Информатика – это область научно – технической деятельности.

Информатика – это наука об информационной деятельности, информационных процессах и их организации в человеко – машинных системах.

Предмет информатики составляют следующие понятия:

  • Аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

  • Программное обеспечение;

  • Средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения (интерфейс);

  • Средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами (пользовательский интерфейс).

Суть информатики выражается как наука об автоматической обработке информации.

Код – совокупность знаков, символов и правил представления информации.

В частности, можно различать двоичный и троичный код. Алфавит первого ограничен двумя символами (0, 1), а второго - тремя символами (-1, 0, +1). Сигналы, реализующие коды, обладают одной из следующих характеристик:

  • униполярный код (значения сигнала равны 0, +1, либо 0, -1);

  • полярный код (значения сигнала равны -1, +1);

  • биполярный код (значения равны -1, 0, +1).

Биполярные коды часто используются в каналах передачи данных. Здесь единицы представляются чередующимися положительными и отрицательными импульсами. Отсутствие импульсов определяет состояние «нуль». Биполярное кодирование обеспечивает обнаружение одиночной ошибки. Так, если вместо нуля появится единица, либо единица ошибочно сменится на нуль, то это легко обнаруживается. В обоих случаях нарушается чередование полярности импульсов.

Кодируемые (обозначаемые) элементы входного алфавита обычно называют символами.

Символом (служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления) как правило, является цифра, буква, знак пунктуации или иероглиф естественного языка, знак препинания, знак пробела, специальный знак, символ операции. Кроме этого, учитываются управляющие символы.

Кодирующие (обозначающие) элементы выходного алфавита называются знаками; количество различных знаков в выходном алфавите назовем значностью (-арностью, -ичностью); количество знаков в кодирующей последовательности для одного символа - разрядностью кода; последовательным кодом является такой, в котором знаки следуют один за другим во времени (например, радио- или оптические сигналы либо передача по двум проводам, 2-жильному кабелю), параллельным - тот, в котором знаки передаются одновременно (например, по четырем проводам, 4-жильному кабелю), образуя символ (т. е. символ передается в один прием, в один момент времени).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Халықаралық ғылыми конференцияның материалдары 27-28 қазан 2011 жыл

    Документ
    Под общей редакцией директора Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования, доктора педагогических наук, профессора Ахметовой Г.
  2. Республикой Казахстан Конвенции о правах ребенка Введение Настоящий доклад

    Доклад
    1. Настоящий доклад подготовлен во исполнение статьи 44 Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Республикой Казахстан в 1994 году, и в соответствии с требованиями, изложенными в Согласованных руководящих принципах представления
  3. Информация о ходе работы по улучшению Глобальной конкурентоспособности Казахстана по состоянию на 1 апреля 2007 года

    Документ
    Настоящая информация о ходе работы по улучшению Глобальной конкурентоспособности подготовлена на основании материалов, представленных заинтересованными государственными органами, и выстроена структурно в соответствии основными группами

Другие похожие документы..