Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
09.00 Экскурсия “Только во Львове…”. Приглашаем на прогулку по средневековому Львову. Тут замирает время По узеньким улочкам разливается аромат утре...полностью>>
'Решение'
"Теоретические основы и конструирование численных алгоритмов решения задач математической физики с приложением к многопроцессорным системам"...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Методичні рекомендації з проведення конкурсу для визначення суб'єктів сільськогосподарської дорадчої діяльності, які надаватимуть соціально спрямован...полностью>>
'Документ'
Основные средства являются неотъемлемой частью любого предприятия и в своей совокупности образуют производственно-техническую базу, отповышения эффек...полностью>>

Министерство образования и науки РФ фгбоу впо

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПРОБЛЕМЫ

ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ:

совершенствование системы содействия трудоустройству выпускников

Материалы VII Всероссийской

научно-практической конференции

(25 - 26 октября 2011 года)

ВОРОНЕЖ

2011

УДК 378:001.891(04)

ББК Ч 481(2)+Ч 214(2)70

П76

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ

Е.Д. Чертов

ректор Воронежского государственного университета инженерных технологий (ВГУИТ)

Г.В. Попов

проректор ВГУИТ по учебной работе

С.В. Елизарьев

советник генерального директора ОАО «Воронежсинтезкаучук» по связям с органами государственной власти и общественностью

П.Т. Суханов

декан факультета экологии и химической технологии ВГУИТ

Н.С. Родионова

декан факультета прикладной биотехнологии ВГУИТ

Г. А. Быковская

декан факультета гуманитарного образования и воспитания

Г.О. Магомедов

заведующий кафедрой технологии хлебопекарного, макаронного и кондитерского производств ВГУИТ

Р.Н. Плотникова

начальник учебно-методического управления ВГУИТ

Л.В. Лыгина

начальник центра управления качеством образования ВГУИТ

С.А. Бокадаров

начальник центра содействия трудоустройству выпускников

П76

Проблемы практической подготовки студентов: совершенствование системы содействия трудоустройству выпускников [Текст]: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции/ под общ. ред. Е.Д. Чертова; Воронеж. гос. ун-т инж. технол. - Воронеж : ВГУИТ, 2011. - 216 с.

В докладах и сообщениях отражены результаты теоретических и прикладных разработок в области совершенствования практической подготовки студентов.

П

4309000000-52

-------------------

ОК2(03) - 2011

Без объявл.

УДК 378:001.891(04)

ББК Ч 481(2)+Ч 214(2)70

© ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет

инженерных технологий», 2011

УДК 378.11

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ

Г.В. Попов, Р.Н. Плотникова

ФГБОУ ВПО Воронежский государственный университет инженерных технологий, г. Воронеж

В текущем году ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная технологическая академия» успешно прошла аккредитацию, по результатам которой приказом Рособрнадзора № 1529 от 22.06.2011 г. академия получила статус университета. Приказом Минобрнауки № 2419 от 30.09.2011 г. вуз переименован в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий».

На сегодняшний день в университете реализуются основные образовательные программы высшего и среднего специального образования по 12 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (УГС).

Таблица – Реализация ООП

№ пп

Код УГС

Наименование УГС

Количество программ

СПО

ВПО

бакалавриат

специалитет

магистратура

1

2

3

4

5

6

7

1

020000

Естественные науки

-

-

2

-

2

030000

Гуманитарные науки

1

-

-

-

3

080000

Экономика и управление

1

2

4

2

1

2

3

4

5

6

7

4

090000

Информационная безопасность

-

-

1

-

5

100000

Сфера обслуживания

3

4

1

1

6

150000

Металлургия, машиностроение и материалообработка

1

2

1

-

7

200000

Приборостроение и оптотехника

-

-

1

-

8

220000

Автоматика и управление

-

4

2

1

9

230000

Информатика и вычислительная техника

4

1

1

1

10

240000

Химическая и биотехнологии

1

3

5

3

11

260000

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

1

3

11

2

12

280000

Безопасность жизнедеятельности, природообустрйство и защита окружающей среды

-

1

2

1

В 2012 г. будет выпущено 1464 специалиста: СПО – 160 человек; ВПО – 1304 человека (включая 11 бакалавров), рис. 1.


Рис. 1 – Распределение выпускников 2012 г. по специальностям

Наш вуз на протяжении 80 лет готовит специалистов в основном для пищевой и химической промышленности: обеспечивая производство инженерами-технологами, автоматчиками, информационщиками, экономистами, инженерами-экологами, рис. 2.

Рис. 2 – Распределение выпускников по укрупненным группам специальностей

В сегодняшней сложной экономической обстановке (сокращение рабочих мест, снижение платежеспособности предприятий) выпускники оказываются перед выбором: либо длительное время оставаться без работы, либо соглашаться на очень низкую заработную плату, которая не обеспечивает на должном уровне потребностей молодого специалиста. Динамика роста заработной платы при приеме на работу выпускников вуза за последние 3 года представлена на рис. 3.

Рис. 3 – Динамика роста заработной платы при приеме на работу выпускников различных факультетов

Однако далеко не все выпускники устраиваются столь удачно.

В этих взаимоотношениях явно выражен диссонанс спроса и предложения.

В такой ситуации необходим контакт работодателей с вузами: участие в работе вузов по подготовке выпускников; разработка согласованных критериев оценки подготовки выпускников. Студенту необходимы актуальные сведения о рынке труда, о наличии рабочих мест, о перспективах получения работы по данной специальности, по нормативно-правовым и социальным вопросам. Только в тройственном союзе: работодатель – выпускник – вуз, - для студента становиться возможной оценка своей компетентности работодателем и формирование реальной планки по зарплате, а для вуза и работодателя - формирование всесторонне взвешенного профессионального портрета выпускника через выявление признаков, определяющих профессиональную востребованность; обеспечение конкурентоспособности за счет формирования дополнительных умений и навыков; ориентация на конкретную предметную область при сохранении базовой (унифицированной) подготовки; реализация компетентностного подхода к уровню освоенных умений и навыков.

Учитывая специфику вуза, структуру выпуска, территориальное расположение, ориентированность на системообразующие предприятия, наработанные связи с промышленными предприятиями принято решение о создании на базе университета отраслевого ресурсного центра содействия трудоустройству выпускников, основными направлениями работы которого должны стать: формирование и постоянное обновление баз данных; формирование календарного плана совместной работы; расширенная реализация целевой контрактной подготовки; совместная разработка профессиональных стандартов; отработка механизмов обратной связи: работодатель – ВУЗ.

Решением задачи должно стать: создание и реализация компетентностной модели выпускника на основе совместно разработанных компетенций, по каждому направлению с учетом вида профессиональной деятельности; разработка пороговых значений компетентностей с обязательным двухсторонним контролем уровня их сформированности у студентов и выпускников.

УДК 378

АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ НА ОАО «ВОРОНЕЖСИНТЕЗКАУЧУК»

Елизарьев С.В.

В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредствам амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самого предприятия, так и для личного блага всего персонала руководство должно постоянно работать над всемерным повышением его потенциала. В наши дни ситуация такова, что образование, и не столько общее, сколько профессиональное, становится определяющим элементом, формирующим качественные характеристики рабочей силы. Важнейшим условиям развития предприятий, их авторитета на рынке и повышения конкурентоспособности являются корпоративные знания. Деятельность руководства по обучению и повышению квалификации сотрудников, собственная работа сотрудников в этом направлении, мощная система информационного поиска новаций и нововведений – все это должно работать на идею постоянного повышения и совершенствования корпоративного знания.

Подготовка квалифицированного персонала может свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны и предотвратить его сокращение путем устранения дефицита рабочей силы. Вот почему в последнее время руководители многих предприятий пристальное внимание уделяют созданию систем корпоративной подготовки специалистов, прежде всего созданию и работе собственных учебных центров.

Крупные производственные холдинги наращивают инвестиции в подготовку кадров, поскольку внешний рынок и система профессиональной подготовки ( особенно рабочих кадров) все меньше удовлетворяют потребности высокотехнологичных производств. Появление новых технологий ведет к качественному изменению не только профессиональной, но и квалификационной структуры персонала. Современные черты квалификационной структуры персонала – это возросший удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием, рабочих высшей квалификации, а также неуклонное сокращение удельного веса малоквалифицированной рабочей силы.

Квалификация – это динамическая способность человека включаться в процесс производства и выполнять предусмотренные технологией трудовые операции. Она характеризует, с одной стороны потенциальную возможность работника выполнять работу определенной сложности, а с другой – уровень развития самого работника.

Значение квалификации персонала, для эффективности применения новых технологий, стало наиболее важным аспектом при принятии стратегических решений о развитии производства . Этому также способствуют сокращающийся цикл производства и жизни товаров, их частое изменение, что требует дополнительного развития компетенций, а иногда и освоения новых профессий. Говоря о развитии персонала, как комплексе мер включающих профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров, мы изначально определяем цель данного процесса – обеспечение предприятия высокопрофессиональными кадрами, в соответствии с его целями и стратегией.

В настоящее время перед профессиональным обучением рабочих кадров стоит целый ряд принципиально важных задач, обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производств, а соответственно и меняющимися требованиями к качеству рабочей силы. Сегодня, как никогда, проблемы обучения и развития персонала, способного конкурировать в условиях рыночных отношений, по ряду важных причин приобретает особую актуальность:

  • складываются неблагоприятные тенденции на рынке рабочей силы;

  • процессы оптимизации производственных процессов ведут к сокращению численности рабочих мест и как следствие предъявляются все более жесткие требования к профессиональным качествам рабочих;

  • профессиональное образование и квалификация в личностном плане не просто выступают характеристиками того или иного рабочего, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условиям его конкурентоспособности на рынке труда;

  • обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов.

Совершенствование и развитие производства и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требует систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций.

Продукция ОАО «Воронежсинтезкаучук» по качеству не уступает лучшим зарубежным образцам и успешно конкурирует с ними на мировом рынке. Техническая политика, проводимая на предприятии, обеспечивает постоянное совершенствование технологических процессов повышение качества продукции. Поэтому руководство предприятия уделяет большое внимание работе с кадрами, как в плане социального обеспечения, так и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Более половины вновь создаваемых рабочих мест в ближайшие годы потребуют уровня образования не ниже выпускников колледжей и вузов. Подготовка и повышение квалификации высококвалифицированных кадров остается в значительной степени прерогативой крупных предприятий.

Предъявляя высокие требования к формированию и обновлению конкретных знаний и навыков рабочих, их непосредственных руководителей, а так же профильных специалистов, мы стремимся максимально эффективно внедрять научные, технические, экономические и организационные идеи в практику деятельности предприятия, в максимально короткий срок.

В рамках реализации Корпоративной политики ОАО «СИБУР Холдинг», подготовка квалифицированных кадров для ОАО «Воронежсинтезкаучук» получила свое развитие по следующим направлениям:

  • профессиональное обучение рабочих (узкоспециализированная подготовка кадров, ориентированная на краткосрочную перспективу и имеющая отношение к соответствующим рабочим местам) ;

  • развитие руководителей и специалистов среднего звена (подготовка, ориентированная на повышении внутрипроизводственной мобильности работника, степени его готовности и способности к перемене труда, освоению новых сфер );

  • подготовка ТОП-менеджеров (подготовка, ориентированная на личность работника и призванная стимулировать развитие человеческих качеств и его профессиональной зрелости).

Реализация данной политики на практике сформировалась в двух направлениях обучения персонала: на рабочем месте (внутрипроизводственная) и вне его (внепроизводственная).

Обучение вне рабочего места более эффективно, однако связано с дополнительными финансовыми затратами и большими сроками отвлечения работника от его служебных обязанностей. Методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению, но могут быть оторванными от практики. Д.т.н., профессор Борис Виноградов, в своей статье « Подготовка кадров для высокотехнологичных предприятий» опубликованной в « Промышленных ведомостях » (март, апрель 2011), сформулировал процесс интеграции «ВУЗ – предприятие», как единственно верный способ перспективного развития системы профессионального образования и обеспечения производства высококвалифицированными кадрами. Ускорение процесса реализации нововведений требует приспособления к постоянно изменяющимся условиям производства, что невозможно без постоянного обновления знаний, навыков, умений. Это обстоятельство создает резкое повышение спроса на высококвалифицированные, в первую очередь инженерные, кадры, потребует пересмотра традиционных подходов менеджмента к содержанию подготовки персонала.

Во-первых, более тесными становятся связи организаций с вузами и другими учебными организациями. Последние разворачивают программы обучения с учетом прикладных задач, а то и прямых запросов организаций. 

Во-вторых, значительно возрос интерес компаний к моделям непрерывного образования, поддержке заочного обучения, "модульной" организации учебных программ, концепции "открытого обучения" и другим формам постоянного обновления знаний работников. 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования и науки РФ фгбоу впо «камская государственная инженерно-экономическая академия» филиал в г. Чистополе

    Документ
    Филиал ИНЭКА в г.Чистополе проводит 24 – 25 ноября 2011 года VI Международную студенческую научно–практическую конференцию для студентов, аспирантов, соискателей и молодых специалистов «Традиции,
  2. Программа 09 декабря 2011 г. Москва 2011 организаторы министерство образования и науки РФ министерство сельского хозяйства РФ

    Программа
    заместитель проректора по научной работе и качеству, начальник управления научно-технической деятельностью ФГБОУ ВПО «МГУПП», профессор, доктор химических наук
  3. Об утверждении программы стратегического развития университета для участия в конкурсе Министерства образования и науки РФ по поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

    Конкурс
    5. Об утверждении программы стратегического развития университета для участия в конкурсе Министерства образования и науки РФ по поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
  4. Магистерская программа «Управленческое консультирование» Аннотация рабочей учебной программы по дисциплине «Современные проблемы науки и производства» по циклу м в. 01 общенаучный цикл, вариативная часть

    Программа
    1. Цель изучения дисциплины состоит в развитии и обогащении знаний магистрантов об особенностях и специфике современных проблем науки и производства, методологии и методах научных исследований, формировании навыков ведения самостоятельных
  5. Рабочая программа дисциплины среднего профессионального образования Теория государства и права

    Рабочая программа
    Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о государстве и праве как необходимых социальных явлениях; сформировать систематизированные знания и понимание процессов возникновения и развития основных типов

Другие похожие документы..