Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится «1» марта 2011 года в 17.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ.212.113.01 при Государственном образовательном учреждении ...полностью>>
'Программа дисциплины'
уметь рассматривать события и явления действительности в движении: отпрошлого к настоящему и будущему проанализировать те изменения в исторических пр...полностью>>
'Документ'
Я часто задаюсь вопросом: что же мы имеем в нашей жизни такого, что можно было бы показывать москвичам и всем россиянам в подтверждение хорошего сост...полностью>>
'Программа'
Необходимость ведения работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде обусловлено современным состоянием про...полностью>>

«узловые вопросы теории и конструкцииэлектрических машин»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПО ТЕМАТИКЕ

«УЗЛОВЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И КОНСТРУКЦИИЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН»

ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ ДОКТОР ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ПРОФЕССОР

ГОЛЬДБЕРГ ОСКАР ДАВИДОВИЧ

ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ХЕЛЕМСКАЯ СОФЬЯ ПЕТРОВНА

ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ГОЛУБОВИЧ АНГЕЛИНА ИВАНОВНА

ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ САФОНОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

Москва 2011 г.

РЕФЕРАТ

Объем НОМ составляет 32 страниц текста формат шрифта Times New Roman №12 одинарного интервала, использовано 23 литературных источника. В научно-образовательных материалах рассматривается содержание ряда дисциплин, преподаваемых кафедрой электрических машин МГОУ студентам, обучающимся для получения квалификации «бакалавр» по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» по профилю «Электромеханика». Сформулированы узловые положения ряда основных дисциплин, преподаваемых для студентов, обучающихся

Результаты исследования использованы при составлении рабочих учебных программ, учебно-методических комплексов.

НОМ может быть рекомендован для преподавателей среднего профессионального образования и преподавателей вузов, обучающих студентов по профилю «Электромеханика». .

СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

1

Двухуровневая подготовка специалистов и особенности разработки учебных программ для подготовки бакалавров

4

2

Электрические машины

7

2.1

Анализ распределения времени на изучение дисциплины

7

2.2

Общая характеристика дисциплины

8

2.3

Цели и задачи дисциплины. Формируемые профессиональные

компетенции (ПК)

9

2.4

Особенности и методика преподавания дисциплины

9

2.5

Содержание основных разделов дисциплины

11

3

Технология изготовления электромагнитных устройств и электромеханических преобразователей

12

3.1

Общая характеристика содержания дисциплины

12

3.2

Цели и задачи дисциплины

13

3.3

Основные разделы дисциплины

14

3.4

Анализ содержания дисциплины

16

3.5.

Выводы

18

4

Испытания эксплуатация и ремонт электрических машин

19

4.1

Цели и задачи дисциплины

20

4.2

Основные разделы и содержание дисциплины

21

4.3

Узловые положения дисциплины

22

5

Проектирование малых электрических машин

23

5.1

Анализ распределения времени на изучение дисциплины

23

5.2

Общая характеристика дисциплины

24

5.3

Особенности и методика преподавания дисциплины

25

5.4

Содержание основных разделов дисциплины

26

6

Аэродинамические и тепловые расчеты электрических машин

28

6.1

Цель и задачи дисциплины

28

6.2

Основные разделы и содержание дисциплины

28

6.3.

Узловые положения дисциплины

30

1. Двухуровневая подготовка специалистов и особенности разработки учебных программ для подготовки бакалавров.

В условиях быстро изменяющихся условий рынка бакалавр должен наряду с фундаментальными знаниями в области электромеханики иметь широкий кругозор по основным разделам смежных областей. Это значит, что выпускник-бакалавр, работающий на производстве, например, в области машин постоянного тока, при необходимости мог с наименьшими затратами времени переквалифицироваться на машины синхронные с возбуждением от постоянных магнитов, асинхронные, силовые трансформаторы, линейные электродвигатели, вентильные машины и т.д.

Некоторые студенты-заочники, обучающиеся по профилю «Электромеханика», работают преимущественно на предприятиях, изготавливающих, эксплуатирующих серийные и другие классические электрические машины. В этом случае выпускник работает в сфере производства определенного вида электрической машины и узкая специализация для него является главной.

В большинстве случаев студенты-заочники работают во время учебы на одних предприятиях, а после получения диплома меняют место работы, а, значит, зачастую и характер деятельности. При этом выпускникам приходится эксплуатировать и разрабатывать электрические машины специальных приводов. Для этих инженеров важной является не только узкая специализация, характерная для его работы в настоящее время, но и относительно широкий кругозор в области других электрических машин, электрического привода, автоматического управления и т.д. облегчающих переход на другую узкую специализацию.

Технический прогресс обуславливает появление совершенно новых типов машин, у которых принцип работы, конструкция, методы испытаний зачастую не освещаются в отечественной технической литературе. Так, например, в России не известны электростатические асинхронные электродвигатели, большинство частей которых выполняется по особой технологии из кремния. Такие двигатели серийно выпускаются с конца 90-х годов прошлого века в США, и такие двигатели находят применение в микроэлектромеханических системах. Непрерывно появляются также новые компьютерных расчетные методики и методы моделирования. Поэтому инженер-специалист в таких условиях зачастую должен переучиваться, повышать свой инженерный уровень.

Методика преподавания цикла дисциплин кафедры «Электрические машины» для студентов бакалавриата по профилю «Электромеханика» должна быть ориентирована на подготовку бакалавров относительно широкого профиля в области электромеханики.

Заочная система образования имеет следующие основные отличительные особенности:

а) контингент студентов состоит из молодых работников предприятий, имеющих производственный опыт, соответствующий избранной специальности, и предназначенных, в основном, для работы на тех же предприятиях;

б) процесс обучения проходит без отрыва от производства и при остром дефиците времени.

В традиционных учебных дисциплинах, изучаемых в ВУЗ̉е, периодически появляются новые разделы, отражающие современное развитие науки и техники. В учебные планы включаются новые дисциплины, наличие которых приводит к необходимости сокращения некоторых традиционных курсов.

Особенности современного учебного процесса в высшей школе, обусловленные техническим прогрессом и развитием систем образования без отрыва от производства, переход на двухуровневую систему бакалавр – магистр, требует разработки специальных методик преподавания, позволяющих непрерывно модернизировать учебные дисциплины, обеспечивая эффективность процесса обучения при сокращении объема дисциплины и дефиците учебного времени.

Вариант подобной методики преподавания, разработанной для студентов, обучающихся по заочной системе образования и изучающих комплекс дисциплин кафедры «Электрические машины» излагается в настоящей работе. В основе методики лежит деление курса на основной материал (узловые положения курса) и информативный.

В 2000 г. был утвержден ГОС по подготовке бакалавров по направлению 551300 «Электротехника, электромеханика и электротехнология» [7]. Этот стандарт имел существенные недостатки, которые были учтены в новой редакции по направлению подготовки 140400 [1 ].

На основе ФГОС [1] УМО МЭИ разработал примерную основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению 140400 [2]. Эта программа охватывает большее число задач, чем в [1], и эта программа как и ФГОС используется в данной работе.

Кроме того, в данной работе учитываются выводы, сделанные в [8-13].

Со свертыванием обзорных программ многие предприятия прекратили разработку новых конструкций электромеханических преобразователей и их выпуск. Одновременно возрастает потребность в специалистах, не имеющих очень высокую квалификацию, но способных работать с технической документацией, в особенности на иностранных языках, на импортируемые изделия электротехнической промышленности. С учетом этого обстоятельства в Томском политехническом институте в учебных планах бакалавриата в рамках гуманитарного, специального и экономического цикла (до 1440 час.) на изучение иностранного языка отводится до 700 час; т.е. почти в 3 раза больше, чем обычно [8]. Как можно сделать из содержания ФГОС [1] и ПООП УМО [2] одной из самых востребованных дисциплин является дисциплины «Испытания, эксплуатация, ремонт электрических машин». Действительно, согласно [1] при изучении данной дисциплины студенты должны овладеть 16 профессиональными компетенциями, а согласно [2] – дополнительно 4 профильно-специализированными компетенциями, в то же время например, для дисциплины «Теория автоматического управления» предусмотрено овладение 1 – 2 профессиональными компетенциями, и данная дисциплина в основном необходима для развития способности и дальнейшему обучению на втором уровне высшего профессионального образования. Вместе с тем для теории автоматического управления (ТАУ) в рабочем учебном плане МГОУ для профиля подготовки предусмотрено 288 час. общей нормативной трудоемкости, курсовая работа, 12 час. лекций, лабораторные работы, а для дисциплины «Испытания, эксплуатация, ремонт электрических машин» предусмотрено 252 час., курсовой проект, 8 час. лекций, а лабораторные работы не предусмотрены. Такой перекос в пользу ТАУ был бы оправдан при подготовке специалиста (инженера).

С учетом специфики рынка труда следует особое внимание уделить фундаментальности вузовской подготовки, особенно на малдих курсах. Сегодня фундаментальность является основой профессиональной гибкости, т.к. условия современного рынка постоянно изменяется. Фундаментальный характер образования является одним из приоритетов Болонского процесса [3].

В квалификационной характеристике выпускники вуза государственные стандарты определяют область, объекты и виды его профессиональной деятельности. Согласно ФГОС, область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления ее потоками, разработка и изготовление элементов, устройств и систем, реализующих эти процессы [4].

Особенности профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» многообразны.

К профессиональной деятельности бакалавров по профилю «Электромеханика» относятся электрические машины, трансформаторы, электромеханические комплексы и системы, а по профилю «Электрические и электронные аппараты» – электрические и электронные аппараты, комплексы и системы электромеханических и электронных аппаратов.

В качестве нововведения по сравнению с ГОС [5] в качестве объектов деятельности для бакалавров всех профилей по направлению 140400 указываются нормативно-техническая документация и системы стандартизации, методы и средства испытаний и контроля качества изделий электротехнической промышленности, электротехнических установок.

В ФГОС для бакалавров по направлению 140400 предусмотрены те же виды профессиональной деятельности, как и для инженеров (специалистов): проектно-конструкторская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская; монтажно-наладочная; сервисно-эксплуатационная.

В ФГОС отмечается, что конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяется вузом, что позволяет профилирующей кафедре в качестве ориентиров в своей преподавательской деятельности выбирать конкретные виды профессионального труда, к которым в основном подготавливается выпускник.

Для профиля подготовки «Электромеханика» научно-исследовательская деятельность предполагает:

использование математических и физических моделей для расчета характеристик электромеханических преобразователей энергии; моделирование магнитных и тепловых полей с использованием прикладного программного обеспечения;

производственно-технологическая деятельность предполагает:

разработка заводских инструкций по монтажу, испытаниям, наладке и эксплуатации электрических машин, трансформаторов и электромеханических комплексов; контроль исполнения требований конструкторской и технологической документации при производстве электрических машин и трансформаторов; разработка местных инструкций по эксплуатации электрических машин и трансформаторов; разработка технологических карт, плана производств работ, ведение эксплуатационной и ремонтной документации;

организационно-управленческая деятельность:

участие в разработке нормативной документации; организация монтажа, испытаний, наладки, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта электрических машин и трансформаторов; организация сертификации электрических машин;

проектно-конструкторская деятельность:

проектирование электрических машин и трансформаторов; разработка конструкторской и технологической документации для производства электрических машин;

монтажно-наладочная деятельность:

монтаж электрических машин в соответствии с инструкциями заводов изготовителей; оформление документации по результатам монтажных и наладочных работ;

сервисно-эксплуатационная деятельность:

эксплуатация электрических машин в соответствии с требованиями местных инструкций по эксплуатации; проведение технического обслуживания электрических машин и трансформаторов; проведение текущего, среднего и капитального ремонта; проведение периодического технического освидетельствования электрических машин и трансформаторов.

Для профиля «Электромеханика» выпускник должен обладать: умением исследовать электромеханические, виброакустические и тепловые процессы в электрических машинах; умением разрабатывать конструкторскую, технологическую и ремонтную документацию на электрические машины и трансформаторы; умением проектировать электрические машины и трансформаторы; умением монтировать, испытывать, эксплуатировать и ремонтировать электрические машины и трансформаторы; умением организовывать научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую работу; умением организовывать работы по монтажу, испытаниям, наладке, эксплуатации и ремонту электрических машин и трансформаторов; готовностью к освоению системных дисциплин и технических процессов; готовностью к решению нестандартных задач при проектировании, конструировании, монтаже, наладке, испытаниях, эксплуатации и ремонту электрических машин и трансформаторов; готовностью освоения смежных дисциплин и технологических процессов; умение решать нестандартные задачи при проектировании, конструировании, монтаже, наладке, испытаниях, эксплуатации и ремонте электрических машин и трансформаторов; способностью проводить учебные занятия в учреждениях начального и среднего профессионального образования; способностью проводить работы по сертификации электрических машин и трансформаторов.

Первые два года у специалистов и бакалавров объем дисциплин одинаковый (базовое образование). С 3-го курса программы специалистов и бакалавров уже различаются. Специалиста обучают для конкретной специальности (узкопрофильное), программы обучения бакалавра широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Бакалавр получает фундаментальную подготовку без узкой специализации, хотя в дипломе бакалавра указан профиль.

Бакалавриат предусматривает учебу и подготовку квалифицированных рядовых сотрудников в течение четырех лет (при заочной форме 5 лет).

Есть специальности, по которым диплома бакалавра вполне достаточно. Но есть и также, где четыре года подготовки недостаточно.

Опрос выпускников кафедры «Электрические машины» МГОУ, показал, что большинство из них после 5 лет обучения по заочной схеме не чуствовали себя специалистами и только после выполнения дипломного проекта многое вписалось в систему знаний и умения.

Положительно к бакалаврам относятся в крупных компаниях, где готовы доучить бакалавра до уровня магистра в соответствии со своими требованиями. Внутри многих компаний имеются свои системы подготовки специалистов. С другой стороны, часто для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, готовить различные документы.

Программы подготовки бакалавра построены так, что выпускнику легко сменить профессию. Они построены так, что за 1 год перейти к одной из целого ряда совместимых профессий. Специалист же после 6 лет обучения по заочной форме обучения может получить новую профессию через 2-3 года, обучаясь на коммерческой основе, т.к. это уже будет считаться вторым высшим образованием. Для бакалавра обучение в магистратуре рассматривается как продолжение образования, поэтому появляется возможность поступить на бюджетное место.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вопросы теории, практики и методики изучения

    Учебно-методическое пособие
    К.э.н., доцент Азаров В.С. – тема 7, 11; ст. препод. Булыгина Л.П. – тема 3, 4, 13.1, 13.2, 13.3; ст. препод. Каверина Е.И. – тема 10; асистент Коновалюк Р.
  2. С. Л. Рубінштейн [4] зробив значний внесок у теорію діяльності, в основі якої він визначає наступні елементи

    Документ
    Постановка проблеми. Підвищення рівня професійної підготовки сучасного фахівця є сьогодні актуальною проблемою педагогіки вищої школи. Освіта повинна стати головною складовою загальнолюдських цінностей, і однією із стратегічних задач
  3. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. C. 109-131

    Документ
    То, что я собираюсь сейчас сообщить, выросло из нашей общей экспериментальной работы и представляет собой некоторую, еще не завершенную попытку теоретически осмыслить определившееся в целом ряде работ, главным образом по сведению
  4. Современная Сценография (некоторые вопросы теории и практики)

    Документ
    В предлагаемой книге рассматрива­ются некоторые вопросы теории и прак­тики сценографии как составной части спектакля, роль которой в современном театре неуклонно возрастает.
  5. Номера вопросов контрольной работы

    Документ
    Каждый студент выполняет контрольное задание только того варианта, который соответствует его шифру. Номера вопросов устанавливаются по предпоследней и последней цифрам (таблица 1).

Другие похожие документы..