Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Джотто. 55 мин. 1 шт. 187. 0 10. М 113 8 Итальянское Возрождение. Рафаэль. 1 шт. 187. 0 11. М 113 9 Итальянское Возрождение. Тициан. 30 мин....полностью>>
'Курсовая'
Как нам известно, из курса экономической теории в денежном выражении национальное богатство представляет всю совокупность потребительных стоимостей, ...полностью>>
'Вопросы к кандидатскому экзамену'
. Формы профессионального обучения: лекция (функции, структура, виды); семинарские и практические занятия (функции, структура, критерии эффективности...полностью>>
'Документ'
Пишун С.В, ( Антипова В.В., Сенько Н.А., Гольденберг Е.И., аспиранты), работа по теме «Русский духовно-академический теизм» Руководство научно-исследо...полностью>>

Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приоритетный национальный проект «Образование»

ПРОГРАММА

развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
на 2007–2010 годы

Красноярск
2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

3

  1. Цели Программы……………………………………………………………

5

  1. Приоритетные области развития СФУ………………………………..…

6

  1. Задачи программы и мероприятия по их реализации………………...

12

  1. Этапы реализации Программы…………………………………………..

34

  1. Совершенствование системы управления СФУ……………….............

38

  1. Ресурсное обеспечение Программы……………………………….……..

40

  1. Управление процессом реализации Программы………….…….……..

41

  1. Системные результаты и эффекты……………………………….….…..

44

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………….….…………………………....

46

  1. Выбор приоритетных направлений научно-образовательной деятельности СФУ в зависимости от приоритетов социально-экономического развития Сибирского федерального округа и Красноярского края………………………………………………………

47

  1. Анализ факторов внешней и внутренней среды для развития СФУ….

48

  1. Анализ конкурентных преимуществ СФУ …………………………….

54

  1. Технологические разработки Сибирского федерального университета для коммерциализации в среднесрочной перспективе...

56

  1. Порядок реализации инновационных образовательных проектов (ИОП) программы СФУ………………………………………………….

62

  1. Основные целевые показатели развития СФУ до 2015 года…………..

65

  1. Перечень и объемы финансирования мероприятий программы СФУ на 2007 - 2010 годы ………………………………………………..…….

66

  1. План закупок, график финансирования мероприятий программы СФУ на 2007 год………………………………………………………….

72

  1. Проект сметы доходов и расходов федерального бюджета в разрезе предметных статей на 2007 год на реализацию программы СФУ (бюджетная заявка)………………………………………………………

79


ВВЕДЕНИЕ

Настоящая «Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» на 2007-2010 годы» (далее - Программа СФУ) разработана в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 1518-р от 4 ноября 2006 года. Его целью является создание Сибирского федерального университета для обеспечения эффективной государственной поддержки модернизации высшего профессионального образования, повышение конкурентоспособности ведущих отраслей экономики Сибирского федерального округа, подготовка высококвалифицированных специалистов, укрепление научно-образовательных и производственно-технологических связей с зарубежными странами.

Данная программа затрагивает лишь приоритетные направления развития Сибирского федерального университета, которые возможно реализовать в пределах предполагаемого ресурсного обеспечения.

Программа опирается на ключевые нормативные документы, одни из которых, регулируют процессы модернизации российской экономики и образования, другие - определяют стратегию экономического развития Сибирского федерального округа и Красноярского края.

В первую очередь, это Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803, стратегической целью которой является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Другим важным документом является «Стратегия экономического развития Сибири», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. № 765-р, и нацеленная на создание современной экономики инновационного типа, интегрированной в евро-азиатское экономическое пространство. Данная стратегия определяет особую роль Сибири в силу ее географического положения и наличия значительного ресурсного, производственного, научно - технического, образовательного и кадрового потенциала.

Приоритетами при реализации Стратегии развития Сибири являются:

  • обеспечение развития сырьевых производств с целью их стабилизации на российском и внешних рынках природных ресурсов и притока финансовых средств. Важнейшими стратегическими ресурсами Сибири являются нефть, газ, частично уголь, цветные и благородные металлы;

  • развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств;

  • развитие транспортной инфраструктуры как основы сбалансированного социально-экономического развития Сибири, интеграции в мировое экономическое пространство и улучшения инвестиционного климата сибирских регионов;

  • повышение энергоэффективности экономики Сибири, сокращение издержек на удовлетворение потребностей общества в энергоресурсах в первую очередь за счет ресурсосбережения;

  • оптимизация системы расселения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При разработке Программы также учитывались положения Указа Президента РФ «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и эвенкийского автономного округа»  № 412 от 12 апреля 2005 года, в рамках которого предусмотрены инвестиционные проекты по освоению крупнейших месторождений Северных территорий, достройки Богучанской ГЭС и создания инфраструктуры в районах нового освоения, и «Программа социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года», ориентированная на:

  • эффективное развитие экономики региона путем развития приоритетных производственных отраслей, обеспечивающих высокие темпы экономического роста (преодоление моноотраслевой структуры экономики путем ее диверсификации и повышения конкурентоспособности на основе опережающего развития обрабатывающих отраслей и производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью);

  • эффективное использование природных ресурсов за счет развития перерабатывающих отраслей;

  • развитие инновационной деятельности посредством создания краевой инновационной инфраструктуры и целевой подготовки кадров, обеспечивающих использование научных разработок в техническом перевооружении и создании новых производств;

  • развитие транспортно-коммуникационного комплекса, обеспечивающего внутри- и межрегиональные связи в соответствии с перспективами экономического и социального развития территорий края; создание Красноярского мультимодального транспортного узла; развитие систем связи и информационных баз, включая космические

  • развитие инфраструктуры жизнедеятельности, создание условий для сохранения и развития человеческого потенциала, повышения эффективности предоставления населению социальных услуг;

  • обеспечение экономики края рабочей силой, отвечающей современным квалификационным требованиям, повышение качества общего и профессионального образования на основе модернизации учебно-материальной базы, внедрения новых технологий образования, информатизации системы образования, повышения профессионального уровня работников образования;

  • региональное управление, безопасность, развитие северных территорий; организационную и нормативно-законодательную деятельность, направленную на повышение конкурентоспособности региона, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, развитие инфраструктуры бизнеса, совершенствование системы государственного управления.

1. Цели Программы

Миссия Сибирского федерального университета – производство глобально значимых знаний и технологий, а также подготовка кадров, способных влиять на мировые процессы.

Стратегической целью создания и развития СФУ является формирование университета мирового уровня, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие России и Сибирского федерального округа, повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и технологий.

Достижение стратегической цели будет базироваться на интеграции фундаментальной и прикладной науки и высшего образования для подготовки высококвалифицированных специалистов в области научных исследований, производства, социально-экономического управления и развития личности, как важнейших факторов экономического роста макрорегиона Сибири и Дальнего Востока, интегрированного в мировое научно-образовательное пространство.

Достижение стратегической цели развития СФУ обеспечивается путем решения комплекса стратегических задач:

  • модернизация образовательного процесса;

  • модернизация научно-исследовательского процесса;

  • развитие кадрового потенциала;

  • укрепление материально-технической базы университета;

  • совершенствование системы управления ВУЗом.

Модернизация образовательного процесса СФУ направлена на обеспечение конкурентоспособности образования как на внутрироссийском, так и на международном рынках образовательных услуг.

Модернизация научно-исследовательского процесса направлена на обеспечение научно-технологического прорыва на приоритетных направлениях научных исследований и трансфера результатов научно-исследовательской деятельности в реальный сектор экономики, тесная интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Развитие кадрового потенциала направлено на создание условий для профессионального и личностного роста научно-педагогических работников, привлечение высококвалифицированных профессоров из ведущих российских и зарубежных вузов и молодых ученых в сферу преподавания и исследований.

Совершенствование системы управления ВУЗом направлено на формирование механизма реализации стратегии развития СФУ на основе стратегического планирования и бюджетирования, проектирования новой организационной структуры, развития корпоративной культуры и менеджмента качества.

2. Приоритетные области развития СФУ

Наиболее приоритетными направлениями социально-экономического развития территории Сибири и Красноярского края являются:

  • обеспечение развития сырьевых производств (нефть, газ, цветные и благородные металлы, лес) с учетом их глубокой переработки;

  • развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств;

  • развитие транспортной инфраструктуры;

  • развитие систем связи и информационных баз, включая космические;

  • оптимизация системы расселения в районах Крайнего Севера;

  • повышение энергоэффективности экономики Сибири;

  • региональное управление, безопасность.

Регионы Сибири имеют существенное преимущество в развитии экономического потенциала на основе ресурсно-инновационной стратегии, соединяющей ресурсы и новые технологии.

При этом новые технологии в ресурсодобывающих и перерабатывающих отраслях способны выполнить роль мультипликатора, а не примитивного «сумматора» дополнительного экспорта наукоемкой продукции с уменьшающимся экспортом ресурсов. По проведенным оценкам1, при выполнении необходимых условий возможно удвоение совокупного ВРП регионов Сибири в сроки, близкие к 10 годам. При этом следует обеспечить три главных условия:

  1. максимально полное, экономически оправданное и экологически безопасное извлечение полезных запасов ресурсов;

  2. глубокую, максимально безотходную переработку ресурсов в полезные продукты;

  3. энерго- и ресурсосберегающее использование первичных ресурсов, полученных на их основе продуктов, энергоносителей и произведенной энергии.

В рамках стратегии формирования Южного широтного пояса экономического развития в Азиатской России1 из 12 крупных промышленных центров и узлов 5 находятся на территории Красноярского края (Канско-Ачинский, Саянский, Нижне-Ангарский, Эвенкийский, Норильско-Туруханский) и 4 в прилегающих областях (Северо-Тюменский, Кемеровский, Иркутско-Черемховский, Братско-Илимский).

Стратегические партнеры СФУ в этих промышленных центрах и узлах являются администрации субъектов Сибирского федерального округа и, прежде всего, Красноярского края, Сибирское отделение Российской академии наук, Министерство обороны, Росавиакосмос, РАО «ЕЭС России», РосАтом, Министерство транспорта, ООО «Базовый элемент», ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Российский алюминий», ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «СУЭК», ОАО «Полюс», ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В. И. Гулидова» (крупнейший в мире аффинажный завод и единственное в России предприятие, производящее в промышленном масштабе все драгоценные металлы и изделия из них) и другие.

Академические и социально-экономические приоритеты тесно увязаны между собой таким образом, что для каждого направления социально-экономического развития региона в рамках академических приоритетов определены ключевые направления образовательной и научно-исследовательской деятельности СФУ (Приложение 1).

В рамках приоритетов социально-экономического развития Сибирского федерального округа и Красноярского края в СФУ получат развитие следующие направления подготовки и научных исследований:

  1. Обеспечение развития сырьевых производств (нефть, газ, цветные драгоценные и редкие металлы):

  • образовательные приоритеты: машины и технология высокоэффективных процессов обработки материалов, материаловедение, металлургия, физикохимия процессов и материалов, промышленная экология, биологические ресурсы, геофизика, геоинформационные системы, информатика, геология, горное дело, обогащение, экономика, менеджмент, маркетинг, мировая экономика труда.

  • научные приоритеты: фотоннокристаллические структуры, управление спектральными свойствами для устройств опто- и СВЧ-электроники, экологически чистые технологии прямого восстановления металлов, биотехнология хемотрофных организмов, биотехнологии надорганизменных систем, геоинформационные системы мониторинга территорий, методы реабилитации нарушенных земель, методы компьютерного моделирования и аналитической обработки данных, комплексная переработка полиметаллического сырья, управление в территориально-производственных кластерах, экономика невоспроизводимых ресурсов.

  1. Развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств:

  • образовательные приоритеты: физика конденсированного состояния, материаловедение, металлургия, физикохимия процессов и материалов, биофизика, экология, ресурсоведение, геоинформационные системы, прикладная математика, информатика, математическое моделирование, горные и металлургические машины и оборудование, экономика, менеджмент, маркетинг, мировая экономика труда, инновационный менеджмент;

  • научные приоритеты: синтез структур и фазовых переходов в сегнетоэлектриках, наноразмерные материалы для спинтроники, дендроэкологический мониторинг лесов, биотехнология, экологическое моделирование, биотехнология разрушения биопластиков, синтез новых полимеров с заданными свойствами для применения в медицине, моделирование процессов и производств в области энергетики и транспорта, геоинформационные системы градостроительства, матобеспечение процессов и производств металлургии, физикохимия процессов, моделирование процессов и надежность технологических комплексов, управление инновационно-технологическими анклавами, менеджмент высоких технологий.

  1. Развитие транспортной инфраструктуры:

  • образовательные приоритеты: транспортные средства, строительство, промышленная экология, ресурсоведение, геоинформационные системы, транспорт и связь, технологические машины и оборудование, экономика, логистика и управление цепями поставок, экономика труда, менеджмент;

  • научные приоритеты: космические технологии пространственного позиционирования (ГЛОНАСС), моделирование процессов и производств в транспорте, моделирование процессов и производств на транспорте, экономика транспорта.

  1. Развитие систем связи и информационных баз, включая космические:

  • образовательные приоритеты: космические технологии, электронная техника, радиотехника и связь, материаловедение и технология новых материалов, геоинформационные системы, лесные ресурсы, лесоведение, биогеоценология, математика, компьютерные науки, прикладная математика, системы автоматизированного проектирования, экономика, менеджмент, бизнес-информатика, инновационный менеджмент;

  • научные приоритеты: радионавигационные и радиолокационные системы и устройства, интеллектуальные системы автоматизированного проектирования объектов и технологий, новые технологии использования космической информации в оценке биологических ресурсов, экологическое моделирование, космические технологии пространственного позиционирования (ГЛОНАСС), методы компьютерного моделирования и аналитической обработки данных, интеллектуальные системы автоматизированного проектирования объектов и технологий, CALS – технологии, экономика отрасли интеллектуальных услуг.

  1. Оптимизация системы расселения в районах Крайнего Севера:

  • образовательные приоритеты: системный анализ и управление, биологические ресурсы, рациональное природопользование, экология, природопользование, транспорт и связь, регионоведение, промышленное и гражданское строительство, экономика и управление предприятиями строительства, экономика труда, архитектура, дизайн;

  • научные приоритеты: комплексный мониторинг среды и биологических ресурсов, геоинформационные системы лесотундровых и северотаежных бореальных лесов, развитие систем связи в малонаселенных районах, управляемые конструкции и системы, гуманитарные технологии, управление человеческим капиталом в районах нового освоения, креативные технологии социокультурного освоения территории.

  1. Повышение энергоэффективности экономики Сибири:

  • образовательные приоритеты: теплоэнергетика, строительство, материаловедение, металлургия, физикохимия процессов и материалов, промышленная экология, лесные ресурсы, энергетика, информатика, геоинформационные системы, экономика и управление на предприятиях энергетики, менеджмент, маркетинг, бухучет, финансы, экономика труда;

  • научные приоритеты: материалы для опто- и СВЧ-электроники, экологическое древесиноведение, экологическая биофизика водных экосистем, вихревые и волновые структуры в газожидкостных системах, промышленная экология, лесные ресурсы, экономика ресурсосбережения.

  1. Региональное управление, безопасность:

  • образовательные приоритеты: безопасность жизнедеятельности, энергетика, промышленная экология, ресурсоведение, геоинформационные системы, математическое моделирование, геоинформационные системы, информатика, менеджмент, финансы и учет, государственное и муниципальное управление, мировая экономика, педагогика, юриспруденция, психология, социальная работа, социология, регионоведение, филология;

  • научные приоритеты: создание систем космического мониторинга лесов, биологические методы управления водными экосистемами, космический мониторинг биологических ресурсов, методы компьютерного моделирования и аналитической обработки данных в системах информационно-телекоммуникационной поддержки регионального управления, геоинформационные системы, управление человеческим капиталом, стратегическое пространственное планирование, гуманитарные и коммуникационные технологии, педагогика развития, мониторинг рынка труда.

На основании этого, приоритетные области развития образовательной и научно-исследовательской деятельности СФУ определены сочетанием приоритетных направлений развития академической науки и приоритетных направлений социально-экономического развития территории Сибири в целом и Красноярского края в частности.

Таким образом, приоритетными областями развития СФУ являются:

  • инженерная физика;

  • химия новых материалов и материаловедение;

  • биофизическая экология и биотехнология;

  • космические и информационно-коммуникационные технологии;

  • геотехнологии;

  • региональная экономика и управление человеческим капиталом.

Приоритетные области развития основной деятельности определяют портфельную стратегию СФУ, построенную на матричном принципе управления: реструктуризацию действующих институтов в новые факультеты с переходом на многоуровневую систему подготовки; создание института фундаментального образования, центров коллективного пользования уникальными приборами и оборудованием, совместных с бизнесом ресурсных центров и центров компетенций, общеуниверситетских структур управления, а после 2010 года полномасштабный запуск технопарка СФУ, бизнес-инкубатора, Центра стратегических исследований стран Шанхайской организации сотрудничества, Исследовательского центра проблем человека.

Деловая стратегия СФУ ориентирована на принципиальное улучшение позиций на российском и мировом рынках образования за счет синергетического эффекта при коренной модернизации образовательно-научно-инновационной и управленческой деятельности, интенсивного развития кадрового персонала (в том числе за счет привлечения ведущих представителей целевых для СФУ научно-технологических сфер из РФ и ведущих мировых центров), формирования эффективного менеджмента и новой, соответствующей поставленным целям, инфраструктуры университета.

Для определения приоритетных областей СФУ был проведен анализ внешней и внутренней среды (приложение 2), сформирована матрица выбора стратегий по продуктам и рынкам для СФУ (таблица 1).

Анализ внешней и внутренней среды СФУ показывает, что для реализации выбранной стратегии и достижения поставленных целей в условиях ограниченных ресурсов, необходимо:

  1. концентрация на приоритетных направлениях научно-образовательной деятельности, выбор которых обусловлен с одной стороны, существующими прорывными заделами в научно-исследовательской сфере, с другой стороны, потребностями экономики СФО и Красноярского края;

  2. перераспределение существующих ресурсов университета в пользу приоритетных направлений научно-образовательной деятельности;

  3. исполнение программы осуществлять поэтапно, при этом каждый этап будет отличаться целями, задачами, механизмом управления.

СФУ в процессе своего становления и развития безусловно столкнется с конкуренцией в образовательной и научно-исследовательской среде с ведущими российскими и зарубежными ВУЗами и научными центрами. Анализ конкурентных преимуществ СФУ на российском и международном рынке научно-исследовательских и образовательных услуг представлен в приложении 3.

В качестве основных конкурентов СФУ рассматриваются ведущие по приоритетным областям развития СФУ зарубежные ВУЗы, а также российские ВУЗы – участники конкурса инновационных образовательных программ.

Конкурентные преимущества СФУ определяются следующими факторами:

  1. Наличием признанных ведущих научных школ, возглавляемых академиками и член-корреспондентами РАН.

  2. Потенциалом ведущих научных коллективов в области прикладных исследований и инноваций.

  3. Условиями для расширения международного научно-образовательного сотрудничества, приглашения ведущих мировых ученых, представителей бизнеса на внештатной основе для развития научных исследований и образовательной деятельности.

  4. Мотивацией ученых за счет коренного улучшения материально-технической базы исследований, оснащенной уникальными приборами и оборудованием, ускорения НИОКР и возможностями создания инновационных технологий и их коммерческой реализации за счет привлечения дополнительных средств в условиях частно-государственного партнерства.

  5. Возможностью существенного омоложения научно-педагогического состава СФУ, предоставления стажировок в ведущих научных центрах России и мира, участия в международных конференциях.

  6. Превращение науки и образования в объект рыночной экономики при наличии на территории Сибири крупнейших мировых корпораций, формирующихся энерго-металлургических кластеров, кластера драгоценных и редких металлов: рост инновационной составляющей в научно-образовательной деятельности и коммерциализация результатов деятельности.

  7. Участием стратегических партнеров-работодателей в формировании компетенций выпускников и оценке качества образовательных программ.

Таблица 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» Т. Ф. Капитан история печати дона и северного кавказа ХХ века (учебно-методическое пособие)

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие «История печати Дона и Северного Кавказа ХХ века» адресовано студентам 3 курса отделения журналистики. В рамках данного спецкурса рассматривается история региональной прессы в дооктябрьский и советский
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (3)

    Документ
    Человек. Религия. Право. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (9)

    Документ
    Научно–технологического и инновационного развития стратегических информационных технологий для обеспечения устойчивого развития экономики Российской Федерации.
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Документация об аукционе
    Открытый аукцион на право заключения Государственного контракта на поставку литературы (формирование книжных фондов центральной отраслевой библиотеки) для нужд РГУФКСиТ.
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (6)

    Документация об аукционе
    Открытый аукцион на право заключения Государственного контракта на поставку литературы (формирование книжных фондов центральной отраслевой библиотеки) для нужд РГУФКСиТ.

Другие похожие документы..