Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Основи факультету закладено у 1963 році, коли розпочалася підготовка економістів шляхом заочного навчання з таких спеціальностей: “Планування промисл...полностью>>
'Документ'
Із значного числа загальносистемних сервісних пакетів і програм для IBM-подібних комп'ютерів, мабуть, найбільше розповсюдження одержали Norton Comman...полностью>>
'Диплом'
Постановка проблемы исследования: Специфика бытования в интернете дискурсов, называющих себя антирекламными, сосуществование различных стратегий восп...полностью>>
'Примерная программа'
уяснение теоретических, правовых и организационных основ взимания таможенных платежей в Российской Федерации и приобретение практических навыков их и...полностью>>

Реферат Развитие России в 1990-е гг

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Реферат

Развитие России в 1990-е гг.

Содержание

стр.

1. Экономические реформы в начале 90-х гг. 3

2. Общественно-политическое развитие России в 1992-2000 гг. 7

3. Внешняя политика Российской Федерации в 90-е годы 20

Список литературы 25

1. Экономические реформы в начале 90-х гг.

Еще в мае - июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов России, на котором председателем Президиума Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. 12 июня 1990 г. Съезд принял Декларацию о государственном суверенитете России. Официально Россия стала именоваться Российская Федерация - Россия. В составе России находилось 89 регионов, включая 21 автономную республику. Государственный аппарат состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся всенародно избранный президент Б. Н. Ельцин. Он же являлся главнокомандующим Вооруженными силами РФ.

Осенью 1991 г. экономическое положение СССР было катастрофическим. Выйти из этой ситуации можно было только путем радикальной экономической реформы. Союзный центр уже не мог провести такую реформу, так как реальной властью обладали новые структуры во главе с президентом РФ Б. Н. Ельциным. Б. Н. Ельцин заявил о своём стремлении продолжить курс реформ.

В ноябре 1991 г. первым заместителем председателя правительства РФ по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен либеральный учёный - экономист Е. Т. Гайдар. Е. Т. Гайдару было 36 лет, он являлся внуком советского детского писателя А. П. Гайдара и писателя - сказочника П. П. Бажова, получил образование на экономическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, стал доктором экономических наук, весной 1991 г. возглавил созданный по его инициативе Институт экономической политики при Академии народного хозяйства СССР. Имя Е. Т. Гайдара, в какой - то степени являлось олицетворением самих реформ, на него и его команду руководство страны возлагало большие надежды.

Е.Т. Гайдар и возглавляемая им команда "молодых реформаторов" для скорейшего перехода к рынку, как самой эффективной экономической модели, предложили осуществить преобразования в следующей последовательности:

1. Переход к свободным ценам (либерализация цен);

2. Либерализация торговли;

3. Приватизация государственной собственности.

Эти меры по скорейшему превращению советской экономики в рыночную имеют название "шоковая терапия". Реформаторы полагали, что осуществление этих мер обеспечит постсоветской России быстрый экономический рост, который приведет к неуклонному росту благосостояния народа и сведет на нет кратковременные социальные издержки.

Либерализация цен. 2 января 1992 г. указом президента РФ были введены свободные (рыночные) цены. Временно не подлежали освобождению лишь цены на энергоносители и некоторые виды продовольствия (хлеб, молоко и т. п.). Был издан указ о свободе торговли и допущено хождение иностранной валюты (долларов США и немецких марок). Резко увеличился импорт продовольствия и товаров широкого потребления.     

"Гайдаровские реформы" принесли быстрый и ощутимый результат: в течение нескольких месяцев дефицит был преодолён, полки магазинов наполнились товарами. Однако социальная цена реформ оказалась очень высокой. Предполагалось, что цены вырастут в 3-5 раз. Но из-за чрезмерной монополизации производства и тотального дефицита продовольствия и потребительских товаров цены сразу увеличились в 10-15 раз, а на некоторые товары и в 30 раз. Реальные доходы населения за год упали на 44%. Обесценились созданные многолетним трудом вклады населения в сберкассах. В особо тяжелое положение попали работники бюджетной сферы: учителя, врачи, инженеры, научные работники и т. д. В результате за очень короткий срок большинство населения оказалось за чертой бедности.

В то же время быстро стали расти доходы немногочисленной социальной верхушки. В обществе возникло небывалое социальное расслоение.
      Сопротивление реформам. Социальные издержки реформ вызвали широкую оппозицию в Верховном Совете. Часть депутатов, ранее занимавших реформаторские позиции, негативно отнеслась к радикальным экономическим реформам и перешла к ним в оппозицию.

Правительство настаивало на методах "шоковой терапии". Но Верховный Совет во главе с Р. И. Хасбулатовым и Центральный банк во главе с В. В. Геращенко пошли по пути предоставления неконкурентоспособным предприятиям финансовой помощи в виде дешёвых государственных заказов. Это сорвало правительственную схему реформ. В результате "шоковая терапия" по Е. Т. Гайдару так и не была реализована.

В декабре 1992 г. под давлением депутатов Б. Н. Ельцин отправил Е. Т. Гайдара в отставку.

Приватизация. В процессе перехода к рынку основная роль отводилась приватизации. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Между тем, в стране уже шла стихийная приватизация, ее осуществляли в своих интересах руководители предприятий и ведомств. Приватизация стала принимать неуправляемый характер. Остановить "директорскую" приватизацию могла лишь широкая приватизация с участием народа на основе закона.

Программа приватизации разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество) под руководством А. Б. Чубайса. Власть стремилась к скорейшему созданию класса собственников, который стал бы опорой существовавшего режима. В этой ситуации было принято решение о выдаче всему населению приватизационных чеков (ваучеров). По плану приватизации каждый гражданин страны имел право получить свою долю собственности, созданной в годы Советской власти. Приватизационный чек - "ваучер" - должен был стать символом равных возможностей граждан России в создании собственного дела (бизнеса).

В августе 1992 г. ваучеры были введены указом президента. С октября 1992 г. по февраль 1993 г. ваучеры были выданы населению, их получили 97% граждан России. Ваучеры свободно можно было обменивать на акции приватизируемых предприятий, вкладывать в чековые инвестиционные фонды, покупать, продавать. Но каждый ваучер имел номинальную стоимость 10 тыс. руб., для открытия собственного бизнеса это была ничтожно малая сумма, и реальной ценности не представляли. Очень скоро ваучеры были скуплены у населения более активными гражданами. Государство не контролировало деятельность инвестиционных фондов и компаний, поэтому народ, в конечном счете, оказался обманутым. Ваучерная приватизация ожиданий общества не оправдала.

Тогда Государственный комитет по управлению имуществом при поддержке правительства, начиная с 1994 г., стал проводить денежную приватизацию. Но политическая ситуация была нестабильной, жесткого контроля государства над проведением приватизации не было, поэтому акции предприятий продавались на аукционах по крайне заниженным ценам заинтересованным лицам.

Вначале приватизация охватила предприятия розничной торговли, общественного питания, службы быта. Уже в первый год приватизации в частные руки ушло 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. В приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. За бесценок отдельными лицами приватизировались предприятия, и даже целые отрасли промышленности. С 1990 г. ежегодное падение производства составило 20%. К середине 90-х гг. разрушенной оказалась тяжелая промышленность, распалась энергетическая инфраструктура страны. По существу приватизация привела к деиндустриализации страны. Только 5% населения страны (100 тыс. семей из 145 млн. чел. населения) завладели национальным богатством России. Среди них ведущее место заняли представители номенклатуры - "директорский корпус", "хозяйственники", представители аппарата управления, проводившие приватизацию, представители "теневой" экономики.

Итоги развития российской экономики за 1990-1995 гг. Как показало время, каждый их трех элементов "шоковой терапии" по Е. Т. Гайдару дал результаты, сильно отличающиеся от тех, на которые рассчитывали ее инициаторы, и каждый внес значительный "вклад" в бедствия, выпавшие на долю российской экономики. Инициаторы реформы недооценили такие факторы российской действительности, как коррупция, запретительный уровень налогообложения, непродуктивный труд рабочих, проблемы со связью, отсутствие финансовых и других институтов рыночной инфраструктуры, стабильной "окружающей среды" для предпринимательской деятельности. Проведение приватизации вместо социальной модернизации общества привело к глубокому социальному расколу.

Итоги развития российской экономики к середине 90-х годов оказались неутешительны. Производительность труда в промышленности снизилась до 45%, безработица достигла 13%. Разрыв в уровнях душевого дохода между верхними по доходам 10% населения и низшими 10% вырос до соотношения 20:1, что в будущем может сказаться самым негативным образом. Многие социальные новшества оказались неэффективными: страховая медицина, негосударственные пенсионные фонды и др. Резко упала роль непроизводящих форм труда - учителя, ученого, инженера, врача и т. д.
     Значительно сократились ассигнования государства на науку и образование - с 2 до 0,32%. В стране, имеющей тысячелетний опыт общинных традиций, позволявший государству решать важнейшие исторические задачи, стали искусственно культивироваться принципы индивидуализма, которые могут позволить себе только очень стабильные общества. К середине 90-х гг. большинство граждан разочаровалось в реформах, так как в обществе небывалые масштабы приобрели коррупция и преступность. С 1990 по 1995 гг. возрос уровень преступности в 1,5 раза. Государство отказывалось от поддержки крупного производства, от своей регулирующей роли в экономике. Это привело к тому, что целые отрасли промышленности, важные с точки зрения государственности, приходили в упадок. Были нарушены естественные связи между предприятиями.

Положение сельского хозяйства также не улучшилось. Советские колхозы были уничтожены. Налоговая, ценовая, кредитная, инвестиционная политика государства не позволили создать российского фермера, кормящего свою страну и производящего сельскохозяйственную продукцию на экспорт. Свёрнуты были все социальные программы на селе: строительство жилья, объектов культуры и здравоохранения, дорог, газификация, водоснабжение и т. д. "Островком" в Российской Федерации, где не было допущено падения сельскохозяйственного производства, являлся Татарстан. Здесь сохранились колхозы и совхозы, 96% их работали на прежней организационной основе.

Как показывает мировой опыт, столь масштабные преобразования, которые были задуманы реформаторами в начале 90-х годов, должны производиться с согласия всего общества, в интересах всего общества, с учетом национальных традиций и находиться под контролем государства и общества.

2. Общественно-политическое развитие России в 1992-2000 гг.

Радикальные экономические реформы 1991-1992 гг. вызвали резкое падение уровня жизни значительной части населения. Разочарование ходом реформ в большей части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многих слоев общества. Правительство постепенно лишалось "кредита доверия", симпатии общества к оппозиции усиливались.

Запрет КПСС и РКП привел к их распаду и появлению целого ряда новых коммунистических организаций. Наиболее радикальные позиции занимали Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) во главе с В. И. Анпиловым и созданные ею движения "Трудовая Москва" и "Трудовая Россия". Эти движения завоевывали все большие симпатии общества.

В 1992 - 1993 гг. в центре политической жизни России был конфликт между исполнительной (президент России) и представительной (Съезд народных депутатов - Верховный Совет) властями. Он отразил два подхода к будущему развитию страны: либерально - демократического и державно - коммунистического.

В апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов сложился оппозиционный блок "Русское единство", который объединил противников правительственного курса реформ. В декабре 1992 г. состоялся VII Съезд народных депутатов России, который принял поправки к Конституции, существенно ограничивавшие президентскую власть. Для принятия соответствующей поправки требовалось 2/3 голосов, т. е. 694 голоса. За поправку проголосовало 690 депутатов.

10 декабря 1992 г. Б. Н. Ельцин с трибуны съезда обратился к гражданам России. Он обвинил Верховный Совет в саботаже реформ и предложил провести референдум, который и должен был выяснить, кого поддерживают россияне: президента или депутатов? В ответ Съезд обвинил президента в превышении полномочий и стремлении уничтожить законодательную власть.
     12 декабря по предложению председателя Конституционного суда В. Д. Зорькина был достигнут компромисс: на апрель 1993 г. назначался референдум об основах новой Конституции, также президент должен был предложить Съезду три кандидатуры на пост премьер-министра.

Наибольшее число голосов среди выдвинутых президентом кандидатур набрал В. С. Черномырдин. 14 декабря 1992 г. он стал главой правительства.

Референдум 25 апреля 1993 г. Руководство Верховного Совета отвергло идею референдума. Оппозиция продолжала обвинять президента и правительство в измене, требовала их отставки и формирования правительства народного доверия. 8-12 марта 1993 г. состоялся VIII Съезд народных депутатов. Съезд в очередной раз ограничил полномочия президента, отменил соглашение 12 декабря 1992 г. и наложил мораторий на проведение референдумов.
     26 марта состоялся IX Съезд народных депутатов. Съезд согласился на проведение референдума. На референдум было вынесено 4 вопроса:

1. Доверяете ли Вы президенту РФ Б.Н. Ельцину?

2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом РФ с 1992 г.?

3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента РФ?

4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Верховного Совета РФ?

Кампания по подготовке референдума продолжалась три недели. Сторонники президента убеждали граждан России поддержать курс реформ и ответить на четыре вопроса референдума "Да, да, нет, да".

Референдум состоялся 25 апреля 1993 г. В нём приняли участие более 69 млн. чел., что составило 64% от общего числа граждан, имевших право в нем участвовать. О доверии президенту заявили 58,7% граждан, принявших участие в голосовании, его социально-экономическую политику одобрили 53%. За досрочные выборы президента высказались 40% проголосовавших, за досрочные выборы парламента - 70%. Однако, досрочные выборы парламента не состоялись.

Летом 1993 г. между сторонниками президента и парламента развернулась настоящая война компроматов. Отношения ветвей власти зашли в тупик.

Ведущей силой оппозиции стала воссозданная в феврале 1993 г. Коммунистическая партия (КПРФ), лидером которой стал Г. А. Зюганов. КПРФ требовала восстановления социалистического строя, возрождения СССР и находила в обществе все новых сторонников.

Конституционный кризис 1993 г. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин выступил по телевидению и объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Одновременно был издан указ "О поэтапной конституционной реформе в РФ". На 11-12 декабря назначались выборы в новый парламент России - Государственную Думу. Фактически в стране вводилось президентское правление. Указ нарушал Конституцию, которая не допускала роспуска парламента президентом.

Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. К присяге был приведен вице - президент А. В. Руцкой. Было сформировано параллельное правительство и выпущено обращение "К народу". В нем отмечалось, что проводимые реформы исполнительной власти "ведут к развалу экономики, науки, образования, здравоохранения, культуры, армии, к всеобщему обнищанию народа и началу вымирания россиян, к невиданному разгулу преступности". Указ президента расценивался как "государственный переворот". Охрану "Белого дома" - местопребывание Верховного Совета - и депутатов, находившихся в нем, взяли на себя сторонники оппозиции.

24 сентября "Белый дом" был блокирован милицией. В "Белом доме" были отключены электричество и водоснабжение. 3 октября вооружённые защитники "Белого дома" прорвали милицейское оцепление и захватили здание мэрии на Новом Арбате. А. В. Руцкой и генерал А. М. Макашов призывали своих сторонников атаковать Кремль и организовали штурм телецентра в Останкино.

По призыву Е. Т. Гайдара сторонники Б. Н. Ельцина начали собираться в центре Москвы, чтобы защитить президента и правительство. 4 октября пропрезидентские войска были введены в Москву. "Белый дом" был подвергнут обстрелу из танковых орудий. 4 октября после огня из танковых орудий "Белый дом" был взят, а его защитники арестованы.

На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в новый парламент и референдум по вопросу о принятии новой Конституции России.

Новая Конституция России. 12 декабря 1993 г. состоялся референдум, одобривший новую Конституцию России. Высшей законодательной властью в РФ стало Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации, в который входили главы исполнительной и законодательной властей субъектов Федерации.

Огромные полномочия получал президент. Он мог налагать вето на решения обеих палат парламента. Для преодоления вето требуется 2/3 голосов членов палаты. Президент может также распустить Думу в случае троекратного отклонения предложений им кандидатуры председателя правительства. Если Дума выносила вотум недоверия правительству, президент мог или отправить правительство в отставку, либо распустить Думу. Фактически Россия стала президентской республикой.

Выборы в Государственную Думу. Одновременно с референдумом состоялись выборы в Государственную Думу. Между политическими партиями развернулась борьба за голоса избирателей. Ни одна из политических партий, поддержавших курс президента, не набрала более 15% от общего числа избирателей. В результате выборов в Думе сложился перевес оппозиционных сил: Аграрная партия - 55 мест, КПРФ - 45 мест, объединение - "Российский путь" - 25. Демократические партии были представлены "Выбором России" - 76 мест, "Яблоком" Г. А. Явлинского - 23 места, "Союзом 12 декабря" - 12 мест. Центристские позиции занимали Партия российского единства и согласия (ПРЕС) С.М. Шахрая - 30 мест, объединение "Женщины России" - 23 места. Неожиданным стал успех Либерально-демократической партии (ЛДПР) во главе с В. Ф. Жириновским - 63 места или 25% от общего числа избирателей. ЛДПР заняла державно-патриотические позиции. Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко, председателем Думы I созыва - И. П. Рыбкин, избранный от Аграрной партии. В апреле 1994 г. по инициативе Б. Н. Ельцина был подписан Договор об общественном согласии. Его подписали свыше 800 представителей различных ветвей власти, политических партий и объединений. Они обязались в течение 2-х лет не вносить в Конституцию изменений, не добиваться досрочных выборов федеральных органов власти.

Центральное место в работе Государственной Думы I созыва занимали вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения. В течение 1993 - 1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. Подавляющая часть из них была подписана президентом.

Развитие федерализма. По новой Конституции Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства является всенародно избираемый президент. В состав РФ входят 21 республика и 6 краёв, 49 областей, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания (Совет Федерации и Государственная Дума) - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России отнесены: принятие законов и контроль за их исполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им также принадлежит решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны, заключение мира.

Новая Конституция получила поддержку населения страны при низком кворуме и предельно допустимом числе голосов, поданных "за" (28% избирателей, что почти на 22% меньше принятых цивилизационных норм для утверждения конституционных правил в обществе посредством референдума). Так или иначе, народным голосованием были закреплены правомочия президента. Новая политическая власть, установившаяся в результате событий 21 сентября - 4 октября 1993 г. получила формальное одобрение на своё существование 30 млн. российских граждан из 106 и 72 регионов из 89.

Избрание новой законодательной власти в лице Федерального Собрания было поддержано всеми российскими регионами, кроме Чечни и частично Татарстана.

Декабрьская Конституция 1993 г. закрепила важнейшие изменения в политической системе России. Прежде всего, это был выбор в пользу президентской республики, в которой представительные органы играют не первостепенную роль. Сохраняя полноту компетенции в вопросах законодательства, они не могут вмешиваться в сферу полномочий исполнительной и судебной властей.

Еще одним итогом принятия Конституции явилась ликвидация вертикали законодательных органов от Центра до мест, выражавшихся в системе Советов. Теперь представительные институты в Центре и на местах стали различаться по своему типу, названиям, функциям. Высший представительный орган - двухпалатное Федеральное Собрание - отличается от бывшего Верховного Совета тем, что обе палаты его действуют самостоятельно, различаются по функциям, составу, способам формирования и связям с избирателями.

В субъектах Федерации на смену Советам или Верховным Советам пришли законодательные собрания республик, краёв, областей. Это уже не подчинённые, а самостоятельные органы, обладающие своим набором полномочий и прав. Ниже их - тоже самостоятельные муниципальные органы власти, занимающиеся местными делами.

В январе 1994 г. президент провёл реформу, целью которой было разведение функций президентской исполнительской вертикали и правительства, - так, как это вытекает из новой Конституции. Правительство сосредоточивает в руках высшие функции хозяйственного управления, превращаясь в орган хозяйственной, экономической политики. А президентская вертикаль концентрирует у себя функции политического руководства - от высших президентских органов до местных администраций. Министерства, имеющие политическое значение (силовые структуры, дела национальностей и др.), контролируются президентом через институты Совета Безопасности и другие конституционные механизмы.

Подобная концентрация власти, характерная для президентской республики, вызывает опасения у многих политических сил. Может вызвать тревогу тот политический деятель, который попытается воспользоваться возможностями новой Конституции для создания авторитарного режима. Аргументом в пользу поворота к авторитаризму является перспектива роста политической нестабильности, связанная с формированием новой многопартийности. Государственная Дума испытывает влияние партийных страстей - столкновение фракционных интересов, конфликты личностей и групп.

Верхняя палата - Совет Федерации - оказалась более защищённой от влияния партийных интересов и конфликтов. Но здесь ощутимо влияние местных элит, региональных политических партий и блоков.

В 1992-1993 гг. федеративные отношения в России характеризовались преобладанием центробежных тенденций. Ещё в 1990-1991 гг. российская власть, стремясь заручиться поддержкой регионов в борьбе с союзным центром, предложила резко расширить их суверенитет. Автономии стали добиваться передачи им многих полномочий федеральных властей. Начался так называемый парад суверенитетов. Особенно сложное положение возникло в Татарстане, Башкирии, Туве, в некоторых республиках Северного Кавказа. В 1992 г. в Татарстане состоялся референдум о государственном суверенитете республики. 60% голосовавших высказались за государственную независимость Татарстана.

В феврале 1994 г. был подписан договор о разграничении полномочий между федеральной властью и Татарстаном, давший республике значительно широкие права по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, вплоть до предоставления татарского гражданства и установления отношений с иностранными государствами.

В общей сложности в 1994-1995 гг. было подписано 20 двусторонних договоров с российскими автономиями. В результате национально-территориальные субъекты Федерации приобрели существенно большую самостоятельность, чем территориальные, что вызвало обоснованное недовольство руководителей многих краёв и областей.

Война в Чечне 1994-1995 гг. Наиболее тяжёлые последствия "парад суверенитетов" имел на Северном Кавказе - в Чечено-Ингушской АССР. Во главе Чечено-Ингушетии находился Д. Г. Завгаев. В 1989 г. он был избран первым секретарем Чечено-Ингушского республиканского комитета КПСС, с марта 1990 по сентябрь 1991 г. занимал пост председателя Верховного совета Чечено-Ингушской АССР.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс

    Экзаменационные вопросы
    1) Ответы на вопросы/билеты по истории России 11 кл. – 56 вопросов (28 билета) – размещены на множестве сайтов в Интернете (обычно скачать целиком нельзя,
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  3. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  4. Программа дисциплины «Пространственная экономика и территориальное развитие» Для направления 080100. 68 "Экономика" подготовки магистра для магистерской программы

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  5. Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с учетом дополнительных требований регионального (вузовского) компонента.

    Учебно-методический комплекс
    Отечественная история / Сост.: Ш.М. Мухамедина, И.И. Веревкин, Н.С. Шайхисламова и др. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2008.

Другие похожие документы..