Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Для Европейского Союза отношения с регионом Большого Среднего Востока (БСВ)1 характеризуются в первую очередь нестабильностью, вызываемой существован...полностью>>
'Документ'
20-24 апреля 2011 года на геологическом факультете Пермского государственного университета состоится Международная научно-практическая конференция ст...полностью>>
'Документ'
Будучи трудоемкой и фондоемкой угольная промышленность превосходит по численности занятости все остальные виды топливной промышленности. Уголь – один ...полностью>>
'Биография'
философы, направления, школы, тексты и т. п., представляющее интерес для историка философии, то есть дается своеобразная ориентировка для читателя - ч...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «профессональная этика» Направление подготовки: юриспруденция

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА»

ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Кафедра общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

по учебной и научной работе

_______________А.Ф. Колотов

«____»______________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «ПРОФЕССОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: заочная

Оренбург 2011

Рецензент:

Рабочая программа дисциплины «Профессиональная этика» //Сост. Доцент С.С. Шинкова – Оренбург: ОИ (филиал) МГЮА, 2011, 29 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Профессиональная этика» студентам заочной формы обучения по направлению (юриспруденция) – 030900.62

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей 030909.62 – юриспруденция по направлению подготовки дипломированных специалистов.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин «30» августа 2011г., протокол № 1.

Зав. кафедрой, профессор М.С. Солодкая

СОДЕРЖАНИЕ

I. Цель и задачи преподавания профессиональной этики……………..4

II. Место учебной дисциплины в структуре ООП……………………….5

III. Требования к усвоению содержания курса «Профессиональна этика»……………………………………………………………………………..6

IV. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………….7

V. Структура курса «Профессиональная этика»………………………… -

VI. Содержание курса «Профессиональная этика»……………………..8

VI.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы……………………….. -

VI.2. Содержание разделов……………………………………………………...9

VII. Список рекомендуемой литературы…………………………………...21

VII.1 Основная литература……………………………………………………..-

VII.2. Дополнительная литература……………………………………………-

VIII. Планы семинарских занятий…………………………………………22

IX. Вопросы для самостоятельного изучения…………………………..24

X. Вопросы к зачету по профессиональной этике……………………...26

I. Цель и задачи преподавания профессиональной этики

Подготовка современного юриста невозможна без освоения курса «Профессиональная этика». Единая система познания общечеловеческих отношений в контексте моральной регуляции основана на позиции «гуманистической этики».

Изучая общечеловеческие нормы морали и нравственности, будущие юристы учатся критически анализировать ценности и идеалы, определяя собственные ориентиры деятельности. Этика, участвуя в формировании духовной, нравственно-зрелой личности, становится серьезным институтом жизненной стратегии. Изучение профессиональной этики дает будущим правоведам возможность получить представление о высших нравственных ценностях, конкретно-исторических и реальных правах, а также сложной диалектике морального сознания и поведения личности, взаимодействии социальной и индивидуальной морали.

Этическое воспитание помогает противостоять негативным тенденциям как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества в целом.

Формирование и усвоение этических знаний – необходимое условие формирования систематизированного мировоззрения и один из способов современной социализации личности. Курс профессиональной этики призван сформировать у студентов нравственное сознание и самосознание, а также освоить явления культуры в рамках этической практики в ее современных реалиях.

В соответствии с заявленной целью выделяются следующие задачи преподавания профессиональной этики:

  • познакомить студентов с главными этапами развития зарубежной и отечественной этической мысли;

  • рассмотреть роль этики в культуре эпохи и ее органическую взаимосвязь с актуальной философской и правовой проблематикой;

  • освоить виды этической теории и категориальный аппарат данной области знания;

  • раскрыть сущность основных профессиональных моральных проблем;

  • возвести индивидуальный опыт этических переживаний на уровень саморефлексии;

  • помочь сформировать студентам-юристам собственный нравственный облик;

  • приобрести опыт выступлений с сообщениями по профессиональным этическим вопросам, активного участия в дискуссиях.

II. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Профессиональная этика» относится к базовому циклу ООП.

Условием успешного освоения студентами дисциплины «Профессиональная этика» является следующий уровень подготовки студента:

  • в области знаний: объяснить особенности и социально-историческую сущность человека, раскрыть основные положения философской антропологии, социальной философии и аксиологии, описать происхождение и структуру общественной жизни, особенности различных социальных групп и их взаимосвязь, раскрыть основные законы и тенденции развития общества, иметь общие представления о юриспруденции, основных правовых дисциплинах и их особенностях;

  • в области понимания: уяснить личностно-нравственное измерение культуры и конкретной профессии, показать значение профессиональной этики юриста, высоких ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;

  • в области умения, навыка: разграничить внутренний (нравственный) и внешний (формально-юридический) аспекты профессиональной деятельности, осуществлять нравственно-философскую рефлексию.

Содержание дисциплины «Профессиональная этика» основывается на содержании таких предшествующих дисциплин, как «Обществознание», «Мировая и отечественная история», «Философия», «Логика», «Социология», «История отечественного государства и права».

III. Требования к усвоению содержания курса «Профессиональная этика»

Студент, изучивший курс «Профессиональная этика» должен

  • знать:

    • основные этические категории;

    • структуру и функции морали;

    • основные этические учения и направления, вечные этические вопросы и различные подходы к их разработке;

    • виды этики, специфику профессиональных этических проблем.

  • уметь

    • работать с гуманитарным текстом,

    • выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты этического знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной деятельности;

    • формировать и обосновывать личную позицию по отношению к этическим проблемам;

  • иметь представление:

    • о своеобразии человеческой природы, культуры как человеческом способе бытия,

    • о специфике морали как особом социокультурном регуляторе;

    • о сущности и системе моральной регуляции.

IV. Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

I

1.

Общая трудоёмкость дисциплины

72

72

2.

Аудиторные занятии, в том числе:

2.1.

Лекции

4

4

2.2.

Практические (лабораторные) занятия

2.3.

Семинары

6

6

3.

Самостоятельная работа

62

62

4.

Вид итогового контроля (зачет)

0,25*ч.

V. Структура курса «Профессиональная этика»

Курс «Профессиональна этика» условно разделен на четыре, внутренне связанных между собой, раздела: вводный и системно-проблемный.

Во вводном разделе происходит знакомство студентов с этикой как философским учением о морали, истоками ее возникновения, предметом, объектом и функциями, местом этики в системе других гуманитарных дисциплин, видами этики; прослеживается развитие и становление зарубежной и отечественной этической мысли на разных исторических этапах, исследуется зависимость этических традиций от типов культур, а также выявляется вклад мыслителей прежних веков в разрешение фундаментальных нравственных проблем человеческого бытия; приводится классификация, анализ и взаимосвязь основных этических категорий.

В системно-проблемном разделе репрезентированы проблемы, отражающие современное состояние этической мысли, а также излагаются вопросы, связанные с этической практикой юриста.

VI. Содержание курса «Профессиональная этика»

VI.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы

Тема

Всего часов

Количество часов

Лекции

Семинары

Самост.

работа

Вводный раздел

Тема 1. Понятие профессиональной этики: истоки, проблемы, функции

24

2

2

20

Системно-проблемный раздел

Тема 2. Особенности профессиональной этики юриста

25

2

2

21

Тема 3. Отдельные нравственные аспекты деятельности представителей юридической профессии.

23

-

2

21

Итого:

72

4

6

62

VI.2. Содержание разделов

Вводный раздел

Генезис и эволюция терминов и понятий "мораль", "нравственность", "этика". Смысложизненные проблемы и способы их осмысления в культуре. Этика как "практическая философия" о назначении человека, о смысле его жизни, о целях и ценностях, об идеалах, долге, добре и зле. Круг эпических проблем, образующих предмет этики. Место этики в истории духовной культуры общества.

Структура и уровни этического сознания: описательный, философско-теоретический и нормативный.

Цели и задачи этики, ее функции. Нравственное назидательство, морализирование и этическое просвещение – их роль в развитии культуры человека и общества.

Основные этапы в истории этических учений. Этические учения Древнего востока. Проблема типологии, классификации и периодизации историко-этического процесса.

Общая характеристика древнеиндийской философско-этической мысли в связи с особенностями материальной и духовной жизни общества. Религиозно-идеалистическая этика брахманизма и ее основные принципы: сансары, дхармы, кармы и мокши.

Этическое учение раннего буддизма, учение о четырех благородных истинах и нирване.

Натурализм и гедонизм этики чарваков-локаятиков. Ее атеистическая направленность и отношение к этике брахманизма и буддизма.

Этическая мысль в Древнем Китае. Конфуцианская этика и ее основные понятия и принципы – "жэнь", "сяо", "ли", "вэнь". Учение Конфуция "об исправлении имен" и о "благородных мужах" и их роли в государственной жизни. Патриархальный и традиционалистский характер конфуцианской этики.

Социально-историческая основа расцвета и своеобразия "греческого чуда" – культура древнегреческого этноса.

Гуманистический и художественно-эстетический характер греческой предфилософии. Этическое содержание в философских учениях досократиков.

Культурно-просветительская деятельность и гуманистический характер философско-этического учения софистов. Этический релятивизм софистов и его оценка.

Исторический и теоретический смысл оппозиции Сократа и софистов, борьба Сократа против этического релятивизма. Проблема добродетели и знания в рассуждениях Сократа. Суть его этического рационализма.

Учение Платона об истинно сущем бытии, дуализме души и тела, о бессмертии души и соответствии природы и свойств души с ее добродетелями. Этические выводы из его учения о бессмертии души.

Социально-этическая концепция Платона как учение о благе государства и добродетелях составляющих его сословий. Сословно-кастовый характер добродетелей в его идеальном государстве. Программа социального воспитания и контроля за человеком в его учении об идеальном государстве. Антигуманный характер нравственной жизни в платоновском идеальном государстве.

Основные характеристики аристотелевской этики – реализм и "политическая", общественная направленность.

Учение Аристотеля о благе и блаженстве, о назначении человека, о добродетелях и способе их достижения. Классификация им добродетелей и анализ важнейших из них. Учение Аристотеля о произвольных и непроизвольных действиях и проблема нравственной ответственности.

Общая характеристика этической мысли эпохи эллинизма. Эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Достижения и историческая ограниченность античной этики.

Христианское учение о нравственности – истоки, основания и ценностная направленность. Социально-нравственные принципы и установки христианства и их историческая эволюция.

Закон Божий /десять заповедей/ и Нагорная проповедь Христа. Основные принципы христианской морали и христианский нравственный идеал.

Внутренняя структура христианского морального сознания, проблема происхождения и существования зла в мире и путь к спасению.

Этические проблемы в христианской теологии – Августин, Фома Аквинский, Лютер, Эразм Роттердамский.

Специфика христианского гуманизма и социально-идеологический смысл христианской этики.

Общая характеристика историко-этического процесса эпохи Возрождения. Идеология гуманизм а и ей нравственно-этическое содержание. Антропоцентризм и антиклерикальная направленность, критика христианского аскетизма и возвышение земной жизни человека в творчестве гуманистов. Активный характер человеческих добродетелей в понимании гуманистов, защита ими достоинства и свободы человека.

Эпикурейская и платоновская линия в этике Возрождения.

Реформаторство и протестантизм как религиозная форма выражения духа эпохи Возрождения и обличения нравственного перерождения католической церкви. Принцип "личной веры" и божественной "благодати", учение о богоизбранности и предопределенности человеческой жизни. Критерий предопределенности к "вечной жизни" и реабилитация активно-деятельного начала в мирской жизни человека.

Протестантская этика – специфически буржуазная форма христианского нравственного мировоззрения.

Этика иезуитизма – наиболее последовательное выражение идеологии Контрреформации в католицизме.

Натурализм и механистический антропологизм основания социально-этических воззрений Гоббса. Учение Гоббса о "человеческой природе" и представлениях о добре и зле. Аититеологическая и утилитаристская трактовка Гоббсом природы моральных ценностей.

Учение Гоббса о естественном и гражданском состоянии жизни человека. Соотношение права и морали по Гоббсу. Проблема объективности моральных требований и критерия моральности по Гоббсу.

Проблема сущего и должного в этике Юма, его представления о задачах этики и преодолений в ней морализаторства. Учение об аффектах – основа его антиинтеллектуалистической этики. Субъективистская интерпретация независимости чувств и воли от разума путь к этическому скептицизму Юма.

Основные мотивы человеческого поведения по Юму, утилитаризм и альтруизм его этики. Просветительские мотивы в этике Юма и критика им религиозной морали.

Замысел и построение этической теории Спинозы. Механистически детерминизм против признания случайностей, чудес и свободы воли. Учение об аффектах и рабстве человека.

Свобода человека – основа подлинной морали. Учение Спинозы о свободе как познанной необходимости своей собственной природы. Стоические мотивы в этике Спинозы.

Основы социально-этической концепции французских материалистов XVIII века. Натуралистический эвдемонизм и утилитаризм их учения. Критика идеалистического морализаторства и проблема свобода воли.

Их учение о добродетели и ее критериях. Роль законодательства и "формы правления", просвещения и воспитания в нравственной жизни общества и человека. Теория "разумного эгоизма". Критика религиозного учения о морали.

Социально-историческая обусловленность кантовской философии практического разума. Обоснование Кантом автономии морали. Критика им натуралистических представлений о природе морали и всех разновидностей гетерономной этики. Учение Канта о долге, доброй воле и добродетели. Категорический императив Канта как выражение гуманистического идеала и безусловности нравственного долженствования. Обоснование Кантом человеческой свободы. Априоризм, формализм и ригоризм кантовской этики.

Этическая "максима" Гегеля и ее интерпретации. Учение Гегеля о свободе воли, этапах её развития и осуществления в наличном бытии - праве, морали и нравственности, философия права Гегеля как учение об абстрактном праве, моральности и нравственности /семье, гражданском обществе и государстве/. Зашита Гегелем собственности, социального разделения труда, правового равенства людей в гражданском обществе и государстве.

Учение Фейербаха о религии как моральном самоотчуждении человека и развитие им традиций натуралистического эвдемонизма. Полемика Фейербаха с субъективистскими концепциями "свободной воли" и обоснование им воли как "желания счастья". Гуманизация им понятия эгоизма через углубление понятия человеческой чувственности, человечности. Фейербах о соотношении себялюбия и собственного стремления к счастью с добродетелью и обязанностями перед другими. Фейербах о природе совести.

Основные принципы классической этики и их критический пересмотр в современной этической теории. "Антропологический" поворот христианской этики от теологических и онтологических к социально-этическим проблемам.

Марксистская этика и понимание морали как способа практически-духовного освоения действительности на основе общественного бытия и социальной практики.

Радикальный нигилизм Ф.Ницше и его концепция "переоценки всех ценностей".

Критика "натуралистической ошибки" Дж.Муром и его принципы этики. Проблемы создания метаэтики в неопозитивистской философии.

Фрейдистская концепция человека и морали.

Этическая концепция экзистенциализма. Проблема свободы, морального выбора и ответственности в экзистенциализме.

Эволюционная этика и современные формы натуралистической этики.

Мораль как способ практически-духовного освоения человеком действительности. Форма духовного производства общественного человека и сфера духовной культуры.

Социально-историческая природа морали и ее назначение. Природа и источник нравственных ценностей и требований.

Мораль – особый способ социальной регуляции общественных отношений. Табу, обычаи, традиции и мораль. Проблема специфики нравственного регулирования поведения – объект, субъект, сфера и особенности моральной регуляции. Моральное и правовое регулирование поведения человека.

Проблема классового и общечеловеческого в морали. Многофункциональность морали – выражение многообразия потребностей общественного развития и универсальности человека.

Регулятивная функция морали, ее специфика и условия эффективности.

Ценностно-ориентирующая функция – практические цели и нравственный смысл деятельности человека.

Воспитательно-гуманистическая функция морали, ее цели и возможности осуществления.

Познавательная функция морали – жизненный опыт общества, преобразованный в требования и нормы. Проблема истинности в морали.

Единство основных функций морали.

Основные элементы структуры морали – нравственная деятельность, нравственные отношения и моральное сознание.

Нравственная деятельность – природа и специфика. Моральный поступок, его структура. Влияние элементов структуры поступка на моральное качество. Понятие неосознаваемой нравственной деятельности.

Нравственные отношения и их место в системе общественных отношений, конкретно-историческое содержание и типология.

Моральное сознание и его структура – нормы, принципы, кодексы, добродетели, идеалы, понятия и категории.

Добро и зло – исходные представления морального сознания, наиболее общая форма разграничения нравственного и безнравственного. Проблема источника зла и борьбы с ним.

Долг и совесть, честь и достоинство – основные императивно-оценочные механизмы нравственного сознания. Специфика нравственного долга и роль совести в моральной ориентации человека. Моральная ценность чести и достоинства личности.

Справедливость – понятие морального сознания и принцип деятельности морального субъекта.

Мировоззренческие представления морального сознания - понятия смысла жизни и счастья.

Диалектика субъективного и исторически относительного и объективного, неизменного во всей этик понятиях. Роль этического знания в правильном понимании этических категорий.

Детерминизм и индетерминизм, фатализм и волюнтаризм – исторические формы решения проблем моральной свободы. Диалектическая традиция в решении этой проблемы.

Нравственная необходимость – форма выражения социально-исторической необходимости. Нравственная свобода как осознание и реализация моральной необходимости. Объективные и субъективные предпосылки и факторы моральной свободы.

Моральный выбор – форма проявления нравственной свободы и ответственности личности. Проблема целесообразности и эффективности морального выбора.

Моральная ответственности как мера соответствия и ее оценка. Факторы моральной ответственности. Нравственная ответственность личности и социальная ответственность общества.

Понятие моральной ценности и оценки. Природа и особенности моральной оценки. Субъект и объект оценки, характер и Формы выражения. Основания и критерии моральной оценки. Моральная самооценка.

Нравственный поступок и его оценка. Факторы моральной оценки и проблема ее объективности.

Понятие, морального конфликта – альтернативность ценностей и необходимость выбора, драматизм и риск выбора, ответственность за него.

Нравственный конфликт как острый моральный выбор: проблема целей и средств в моральном выборе.

Компромисс как способ разрешения морального конфликта и его границы. Конформизм и нонконформизм как жизненная позиция в условиях моральных коллизий.

Способы разрешения моральных конфликтов.

Профессиональная этика как конкретизация общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям профессиональной деятельности. Зависимость специфики профессиональной этики от социальных функций профессии.

Основные принципы профессиональной этики: беспристрастность, объективность, конфиденциальность, должное исполнение профессиональных обязанностей, честность, справедливость, отказ от несправедливого преимущества над другими, уважение права других быть самостоятельными, добровольное подчинение закону и др.

Проблемы соотношения и сосуществования принципов профессиональной этики.

Социальные функции профессиональной этики: содействие успешному решению задач профессии; посредничество между интересами общества и интересами профессиональных групп населения; участие в согласовании интересов общества и личности; внедрение прогрессивных моральных ценностей в профессиональные отношения трудовой сферы общества.

Профессиональная этика и позитивный имидж профессии.

Виды профессиональной этики как отражение специфических особенностей конкретных областей деятельности. Соотношение универсальной и функционально-дифференцированной, профессиональной этики. Основные виды профессиональной этики.

Системно-проблемный раздел

Специфика профессиональной деятельности юриста, обусловленная особенностями его нравственного и социального положения. Формирование этики юриста на основе взаимосвязи правовых и моральных норм. Юридическая этика как вид профессиональной этики. Cтруктура профессиональной этики юриста.

Нравственные качества юриста. Моральные конфликты в профессиональной этике юриста. Профессиональные этические кодексы и комитеты в правовой деятельности.

Моральное сознание как регулятор профессионального поведения и взаимоотношений. Структура профессионально-нравственного сознания: моральные идеалы, ценности, принципы и нормы. Единство и различие нравственного и правового сознания.  Приоритетный характер моральных стандартов.

Общая характеристика принципов юридической этики. Принцип гуманизма. Возрастание меры гуманности правовых отношений как проявление нравственно-правового прогресса в истории. Нравственное отношение к человеку как основной ценности. Приоритет защиты личности в уголовном законодательстве.

Гуманистическое содержание правоохранительной деятельности и ее выражение в профилактике, целях, средствах, методах борьбы с правонарушениями и преступностью. Основные направления процесса гуманизации правоохранительной системы.

Сущность и содержание принципа патриотизма. Патриотизм как моральный фактор профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Родина как социально-историческое, политико-правовое и моральное явление. Особенности патриотизма в условиях российского многонационального государства. Формы проявления национализма в России и задачи правоохранительных органов.

Принцип справедливости и законности в правоохранительной деятельности как правовая и нравственная норма. Справедливость как нравственный смысл норм и принципов права. Единство справедливости и юридической истины.

Совесть как нравственно-психологический механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.

Профессиональная честь - моральная основа оценки заслуг сотрудника правоохранительных органов, сплоченности служебного коллектива. Содержание и особенности профессиональной чести сотрудников правоохранительных органов. Понятие «честь мундира».

Профессиональный долг и ответственность сотрудника правоохранительных органов. Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании служебной ответственности. Соотношение служебного и нравственного долга в деятельности сотрудников правоохранительных органов.     

Независимость как принцип юридической этики. Трактовка понятия «независимость» в общей теории морали и в профессиональной этике. Соблюдение норм профессиональной этики и соблюдение принципа независимости как способ сохранения корпоративных прав и привилегий и способ обеспечения реальной защиты прав человека, общества и государства.

Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительное деятельности. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. Всеобщая декларация прав челове­ка о требованиях к организации правосудия и их нравственная сущ­ность. Международный пакт о гражданских и политических правах (19 декабря 1966 г.) о процессуальных гарантиях личности; его нравственная направленность и гуманитарный смысл.

Конституция РФ - развернутая система норм, создающих гаран­тии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, содержащие правовые и нравственные ценности.

Соотношение законности и нравственности в праве и правоохра­нительной деятельности. Нравственные нормы и принципы в материальном праве. Спра­ведливость в уголовном процессе; роль закона и морали в ее обес­печении. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства РФ. Правовые и нравственные отношении в уголовном процессе.

Следственная этика как система нравственных принципов, норм и отношений, складывающихся в процессе раскрытия и расследования преступлений: между следователем, должностными лицами государственных органов, общественностью и отдельными гражданами.

Нравственные требования при производстве основных следственных действий. Нравственные основы избрания меры пресечения. Этика следователя в условиях конфликтной ситуации. Этика проведения допроса и очной ставки. Этический аспект применения следователем психологического воздействия в отношении подозреваемого. Этические основы взаимодействия следователя с гражданами.

Нравственные начала в деятельности прокуратуры: Гласность, независимость и беспристрастность. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации.

Понятие адвокатской этики. Место адвокатской этики в системе юридической этики. Судебная и адвокатская этика: общее и особенное. Значение этики в деятельности адвоката.

Деятельность адвоката и истина: нравственно-аксиологические аспекты. Свобода и ответственность в деятельности адвоката. Основные принципы нравственного поведения адвоката: добросовестность, честность, правдивость, нравственный долг, уважение к суду и др. Нравственные аспекты адвокатской тайны. Нравственный выбор адвоката при решении вопроса об отказе от поручения.

Нравственные основы содержания и специфика способов ведения дел адвокатом: подготовка к судебному разбирательству; участие в суде первой инстанции (представление доказательств, исследование доказательств) и т.п.

Нравственные аспекты различных видов адвокатской деятельности.

Значение морального престижа профессии адвоката для общества. Проблема ведения неправых дел. Этические аспекты договорных отношений клиента с адвокатами при оказании ими юридической помощи. Нравственная ценность целенаправленной деятельности адвоката в отстаивании правды.

VII. Список рекомендуемой литературы

VII.1 Основная литература

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2004.

  2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / -2-е изд., стереотип. М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  3. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2002.

  4. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста / учебн. пособие для студентов. – Изд-во РУДН., 2009. – 161 с.

  5. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. – Изд-во РУДН. – М., 2010. – 292 с.

  6. Юридическая этика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / И.И. Аминов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

VII.2. Дополнительная литература

  1. Апресян Р.Г. Добро и польза // Этическая мысль. – М., 1991.

  2. Бандзеладзе Г.Д. О понятии человеческого достоинства. – Тбилиси, 1979.

  3. Гуссейнов А.А. Этика // Этика: Энциклопедический словарь. – М., 1998.

  4. Гуссейнов А.А. Золотое правило // Этика: Энциклопедический словарь. – М., 1998.

  5. Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 1997.

  6. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974.

  7. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М., 1977.

  8. Дробницкий О.Г. Обман. – М., 1994.

  9. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

  10. Швейцер А. Культура и этика // Упадок и возрождение культуры. Избранное. – М., 1993.

VIII. Планы семинарских занятий

Тема №1. Понятие профессиональной этики: истоки, проблемы, функции

  1. Предмет и задачи курса «Профессиональная этика».

  2. Генезис понятий: «этика», «мораль», «нравственность». Структура и функции морали.

  3. Современные этические концепции: утилитаризм и договорная концепция справедливости.

  4. Виды этики: религиозная и светская. Особенности научной и профессиональной этики. Функции профессиональной этики.

  5. Особенности профессиональной этики представителей юридических профессий. Взаимодействие морали и права в обществе.

Тема №2. Особенности профессиональной этики юриста

  1. Структура профессиональной этики юриста.

  2. Нравственные качества юриста. Роль профессиональных этических кодексов в регулировании правовой деятельности.

  3. Сущность и содержание основных принципов юридической этики: гуманизм, справедливость, законность и др.

  4. Специфика профессионального долга и ответственности представителей юридических профессий.

  5. Социально-правовые противоречия и нравственные конфликты в деятельности юриста. Понятие морального конфликта. Виды конфликтных ситуаций. Этические формы разрешения нравственных конфликтов.

Тема №3. Отдельные нравственные аспекты деятельности представителей юридической профессии

  1. Следственная этика. Нравственные требования при производстве основных следственных действий.

  2. Нравственные основы избрания меры пресечения.

  3. Этика следователя в условиях конфликтной ситуации.

  4. Нравственные начала в деятельности прокуратуры: гласность, независимость и беспристрастность. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации.

  5. Понятие адвокатской этики. Место адвокатской этики в системе юридической этики.

  6. Судебная и адвокатская этика: общее и особенное.

IX. Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Противоречия между моралью и нравственностью.

  2. Специфика морали как особого социокультурного регулятора.

  3. Моральные привычки и моральная регуляция.

  4. Соотношение моральной и правовой регуляции.

  5. Авторитарная этика.

  6. Этическая, нигилистическая и имморалистическая критика морали.

  7. Рационалистическая этика.

  8. Этические концепции Древней Индии.

  9. Конфуцианская этика.

  10. Специфика этического отношения к миру и людям в этике даосов.

  11. Этическое учение стоицизма.

  12. Этика Эпикура.

  13. Этические противоречия Средневековья.

  14. Этические взгляды Фомы Аквинского и Августина Блаженного.

  15. Антропоцентризм этической мысли эпохи Возрождения.

  16. Гуманистические взгляды М.Монтеня, М.Фичино, К.Ландино.

  17. Аморализм учения Н.Макиавелли.

  18. Новые нравственные ориентиры Ренессанса в сравнении со средневековой философией.

  19. Критика Ф. Ницше христианской морали.

  20. Принципы новой морали в учении Ф. Ницше.

  21. Взаимодействие культуры и этики в учении А. Швейцера.

  22. Этика прагматизма.

  23. Современное представление об этических ценностях.

  24. Диалектика свободы и необходимости.

  25. Современные концепции счастья. Виды счастья. Средства достижения счастья.

  26. Сущность зла. Пути преодоления зла.

  27. Добро и зло в религиозном и безрелигиозном сознании.

  28. Диалектика добра и зла.

  29. Диалектика удовольствия и пользы.

  30. Любовь как способность и деятельность.

  31. Милосердие и духовно нравственное совершенствование.

  32. Специфика этико-прикладных проблем.

  33. Рациональность и эгоизм.

  34. Альтруизм и благотворительность.

  35. Подходы к проблеме смертной казни в истории этической мысли.

  36. Идеалы и ценности современного человека.

  37. Этические принципы общения.

  38. Модели взаимодействия юрист-клиент.

  39. Формирование этики юриста на основе взаимосвязи правовых и моральных норм..

  40. Моральные конфликты в профессиональной этике юриста.

  41. Профессиональные этические кодексы и комитеты в правовой деятельности.

  42. Структура профессионально-нравственного сознания: моральные идеалы, ценности, принципы и нормы.

  43. Принцип гуманизма в профессиональной деятельности юриста.

  44. Основные направления процесса гуманизации правоохранительной системы.

  45. Принцип справедливости и законности в правоохранительной деятельности как правовая и нравственная норма.

  46. Совесть как нравственно-психологический регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.

  47. Профессиональная честь юриста.

  48. Профессиональный долг и ответственность сотрудника правоохранительных органов.

  49. Соотношение служебного и нравственного долга в деятельности сотрудников правоохранительных органов.     

  50. Независимость как принцип юридической этики.

X. Вопросы к зачету по профессиональной этике

  1. Предмет и задачи курса «Профессиональная этика».

  2. Виды этики, их особенности.

  3. Основные этапы развития этической мысли.

  4. Современные теории морали: утилитаризм; договорная концепция справедливости.

  5. Мораль как предмет этики, ее особенности.

  6. Структура морали и ее основные функции.

  7. Общая характеристика принципов общественной морали.

  8. Содержание и нормативно-регулятивная роль этических принципов в деятельности юристов.

  9. Принцип гуманизма. Гуманистическое содержание юридической деятельности.

  10. Принцип справедливости и законности как нравственная и правовая норма, его отражение в  деятельности юриста. 

  11. Отражение основных нравственных принципов в российских нормативных документах, регламентирующих нравственно-правовые требования к деятельности представителей юридических профессий.

  12. Основные понятия и категории этики.

  13. Добро и зло. Борьба с социальным злом (преступностью, правонарушениями) как способ утверждения добра.

  14. Профессиональный долг, честь и совесть – основа нравственных отношений в юридической деятельности.

  15. Категория совести. Совесть как внутренний регулятор нравственных отношений между людьми.

  16. Категория долга. Долг профессиональный и моральный.

  17. Соотношение морали и права в истории философской мысли.

  18. Взаимодействие морали и права в современном обществе.

  19. Особенности профессиональной морали представителей юридических профессий.

  20. Основные требования, предъявляемые к нравственной культуре юристов.

  21. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности.

  22. Этика производства следственных действий и нравственная сущность Кодекса этики прокурорского работника.

  23. Кодекс адвокатской этики. Нравственные аспекты различных видов адвокатской деятельности.

  24. Проблема нравственной взаимосвязи целей, средств и результатов деятельности. Выбор средств и проблема «меньшего зла».

  25. Проблема свободы, необходимости и ответственности в моральном выборе юристов при осуществлении профессиональной деятельности.

  26. Сущность морального выбора и риска.

  27. Нравственные конфликты в деятельности юриста: виды и способы их разрешения.

  28. Причины возникновения профессионально-нравственной деформации юристов.

  29. Признаки и структура профессионально-нравственной деформации юристов.

  30. Правила поведения юристов во внеслужебной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сборник эффективных медиапроектов и медиатехнлогий, применяемых учебными заведениями профессионального образования с целью информирования о ходе реализации проектов модернизации профессионального образования в регионах и иной сопутствующей деятельности

    Документ
    Сборник эффективных медиапроектов и медиатехнлогий, применяемых учебными заведениями профессионального образования с целью информирования о ходе реализации проектов модернизации профессионального образования в регионах и иной сопутствующей деятельности
  2. История и современное состояние юрислингвистики

    Документ
    В последние десятилетия наблюдается интенсивный рост исследований языка права,  приведший к появлению относительно самостоятельной дисциплины, граничащей между языкознанием и правоведением, – «юридического языкознания» ( или «лингвистики
  3. Е. А. Климов введение в психологию труда рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как создание не только материальных, но и духовных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.
  4. Бюллетень новых поступлений за год (1)

    Бюллетень
    Технологические процессы автоматизированного производства : метод. указ. / разраб. В.В. Капшунов. - Чита : ЧитГУ, 2008. - 31с. - б/ц. / К.х. = 2, Н.аб.
  5. На правах рукописи (108)

    Документ
    Защита состоится « » « » 2010 года в часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.02 на соискание ученой степени доктора наук при Российском государственном педагогическом университете им.

Другие похожие документы..