Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
В соответствии с планом учебных работ и программой курса по управленческой психологии студент заочного отделения обязан выполнить контрольную работу ...полностью>>
'Документ'
Пистолет-пулемет ППШ-41 — это не просто всем известный (по крайней мере, внешне) автомат времен ВОВ, привычно дополняющий расхожие образы белорусског...полностью>>
'Сказка'
В стоимости: Столица Румынии-Бухарест, "Невеста севера- Салоники", "Мудрость Афин". "Дельфы- центр мира эллинов", "...полностью>>
'Диссертация'
Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (транс...полностью>>

За высокое качество руководства вузом

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

За высокое качество руководства ВУЗом

Шахов Борис Евгеньевич

I. Место вуза в российском рейтинге научной и публикационной активности среди медицинских и фармацевтических вузов, среди вузов соответствующего субъекта федерации.

1. Научная активность ВУЗа

Нижегородская государственная медицинская академия (НижГМА) является одним из старейших и авторитетнейших медицинских вузов России, и насчитывает 90-летнюю историю славных традиций.

В начале 20-ых годов прошлого века, в целях подготовки «медицинских кадров из рабочих и крестьян», Правительство молодой страны Советов приняло решение об организации медицинских факультетов в действующих университетах уездных городов. Одним из первых, в 1920 году, был открыт медицинский факультет Нижегородского государственного университета, затем преобразованный в самостоятельный медицинский институт (1930г.). В 1994г. институту был присвоен статус академии.

История нижегородской медицинской науки прослеживается в жизни и

деятельности конкретных людей – талантливых ученых, замечательных педагогов, умелых организаторов и создателей научных школ.

Морфологическая школа -основана видными учеными, представителями теоретической медицины А.Л. Шабадашем (академик АМН СССР), Д.А.Ждановым (академик АМН СССР), АП.Сорокиным, Б.П.Солопаевым. Научные направления морфологической школы: интрамуральная иннервация пищеварительного тракта с разработкой наиболее рациональных методов гистологической обработки препарата (А.Л. Шабадаш (академик АМН СССР)), изучение анатомии лимфатических сосудов и узлов (Д.А.Жданов (академик АМН СССР)– в 1936 году впервые в мире была произведена инъекция лимфатических сосудов туловища на живом человеке; монография «Анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов туловища человека и млекопитающих» -1945 год государственная премия 1 степени); индивидуальная адаптация органов и систем, организма в целом к действию гипокинезии и индивидуально дозированных физических нагрузок, результаты которых используются в клиниках и центрах реабилитации пациентов (профессор А.П.Сорокин, профессор А.Г.Кочетков); проблемы регенерации патологически измененных органов (профессор Б.П.Солопаев – результаты исследований защищены 16 авторскими свидетельствами на изобретения). В настоящее время научным направлением морфологической школы являются исследования, направленные на выяснение роли нервной регуляции восстановительных процессов в патологически измененной печени, влияние на регенерационные процессы постоянного электрического тока, импульсного, магнитного поля (д.б.н. Щербатюк Т.Г.)

Биохимическая школа – основана профессором Г.Я.Городисской (ученица академика АН и АМН СССР А.В.Палладина). Научные направления биохимической школы: химическая топография коры головного мозга, функциональная биохимия мозга (профессор Г.Я.Городисская).

Разработана оригинальная концепция ферментативной регуляции

энергетического обмена митохондрий мозга при гипоксическом стрессе и применения биологически активных пептидов с адаптогенными свойствами.

Физиологическая школа – основана профессором, академиком АМН СССР, лауреатом Ленинской премии П.К.Анохиным (ученик академика И.П.Павлова), большой вклад внесли член-корреспондент АМН СССР, лауреат Государственной премии, профессор М.А.Усиевич, профессор Н.Ю.Беленков, член-корреспондент АМН СССР Б.Н.Могильницкий. Научные направления физиологической школы:«Морфология, физиология, биохимия нервной системы и высшей нервной деятельности», новый секреторно-двигательный метод изучения условных рефлексов у собак (П.К.Анохин); физиология высшей нервной деятельности (Н.Ю.Беленков, М.А.Усиевич); систематическое изучение вегетативной нервной системы при различных инфекционных заболеваниях, эндокринных расстройствах, отравлениях, ожогах (монография «Патология вегетативной нервной системы», «Введение в патологическую анатомию и патологию вегетативной нервной системы»(Б.Н.Могильницкий)). Современное направление: исследования в области патогенеза и морфологии опухолевого роста (профессора В.Я.Батунина, М.Л. Бирюкова, Н.С.Торгушина)

Терапевтическая школа – основана заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором А.И.Гефтером, профессором К.Г.Никулиным, профессором А.П.Матусовой, заслуженным деятелем науки РФ, профессором В.Г.Вограликом. Научные направления терапевтической школы: вопросы сердечно-сосудистой патологии, состояние сердца и сосудов при инфаркте миокарда, отдельные стороны патогенеза кардиогенного шока, особенности свертывающей и противосвертывающей системы, создана первая кардиологическая бригада скорой помощи (профессор А.И.Гефтер, научный труд «Клинические лекции по внутренним болезням»); вопросы пульмонологии (профессор К.Г.Никулин); впервые применение метода пункционной рефлексотерапии для лечения пациентов с атеросклерозом,

ожирением, сахарным диабетом (профессор В.Г.Вогралик). Современное направление: стратегия лечения ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, сахарного диабета при наличии сопутствующей патологии (профессора Н.Н.Боровков. Вл.В.Шкарин, А.Н.Кузнецов, Л .Г.Стронгин, Г.Н.Варварина, А.В.Суворов), предложены новые немедикаментозные методы лечения (лазеротерапия, коррекция метаболизма малыми дозами электромагнитных излучений).

Школа неврологов – богата научными идеями, традициями, отличающаяся высокой активностью в научном поиске и тесными связями с практическим здравоохранением, получила признание в России и зарубежом. Основана профессорами Х.И Гаркави, Ф.А.Поемным, Е.П.Семеновой. Научные направления: диагностика и лечение опухолей головного и спинного мозга, школа нейрохирургии, 1948 г работа «Вентрикулиты после черепно-мозговых ранений»-премия имени Н.Н.Бурденко (профессор Х.И.Гаркави); лечение воспалительных и сосудистых заболеваний аминокислотами, курареподобными средствами, витамином В12, изданы учебники «Нервные болезни», «Введение в клиническую неврологию» (профессор Ф.А.Поемный); клиника нервных болезней под руководством профессора Е.П.Семеновой явилась одной из пионеров изучения начальных проявлений нарушения мозгового кровообращения, в 1967 году вышел первый сборник трудов, посвященный исследованию начальных форм сосудистых заболеваний мозга, всего вышло 16 сборников научных трудов. В 1937 году профессор Н.П.Синицын осуществил пересадку второй головы собаке. Эта методика позволила изучить медиацию некоторых афферентных систем изолированной головы. В 1941 году впервые в мире осуществлена пересадка сердца хладнокровным животным в эксперименте. Работы по трансплантации сердца принесли профессору Н.П.Синицыну широкую известность в нашей стране и за рубежом. Современное направление: школа привентивной неврологии под руководством заслуженного деятеля науки РФ, профессора В.Д.Трошина (разрабатывается система профилактики

основных заболеваний нервной системы и укрепления нервно-психического

здоровья); школа нейрореабилитологии под руководством заслуженного деятеля науки РФ, профессора А.В.Густова (реабилитация неврологических больных и новых технологий); школа нейрохирургии (заслуженный деятель науки РФ, профессор А.Л.Фраерман).

Хирургические школы:

Хирургическая школа профессора академика РАН и РАМН Н.Н.Блохина. Основные научные направления: монография «Кожная пластика»(Н.Н.Блохин), присуждена премия имени академика С.И.Спасокукотского; оригинальные операции на конечностях.

Школа хирургов-травматологов под руководством заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора Б.В.Парина, заслуженного деятеля науки РФ, профессора М.В.Колокольцева. Основные научные направления: Профессор Б.В. Парин – основоположник реконструктивной хирургии в России, признанный лидер в России и за рубежом, под его руководством выполнено 16 докторских и 43 кандидатских диссертаций. Профессор М.В. Колокольцев

– реконструктивно-восстановительная хирургия костей, конечностей и суставов, изобретатель первого отечественного дерматома (дерматом Колокольцева признан в России и в Европе), созданы инструменты для остеосинтеза костей конечностей.

Хирургическая школа под руководством профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Е.Л.Березова. Им одним из первых в нашей стране выполнялись операции по поводу осложненной язвенной болезни желудка, рака желудка и пищевода, в 1952 году вышла монография «Хирургия пищевода и кардии желудка при раке», удостоенная премии имени Н.Н.Бурденко; один из первых организовал службу переливания крови в г.Горьком; внес большой вклад в развитие отечественной онкологии (исследования, посвященные раку нижней губы, злокачественным опухолям брюшной полости, раку желудка). В клинике Е.Л.Березова работали будущий

член-корреспондент АМН СССР, профессор Б.Е.Петерсон. Именем Е.Л.Березова названа клиническая больница №7 Нижнего Новгорода.

Хирургическая школа под руководством заслуженного деятеля науки РФ, профессора В.И.Кукоша на базе хирургической больницы №7: продолжение научных направлений школы Е.Л.Березова, новые методики хирургии легких при хронических нагноительных заболеваниях и раке; применение сшивающих аппаратов; в эксперименте разработана методика пересадки легкого у собак.

Знаменитая хирургическая школа академика РАМН Б.А.Королева. Эта школа отличается многоплановостью разрабатываемых хирургических направлений. Научные направления: вопросы желудочно-пищеводной хирургии, хирургия легких (удаление части или всего легкого по поводу острых и хронических нагноительных заболеваний, туберкулеза, рака легкого), оперативное лечение сдавливающего перикардита, митрального стеноза, открытого артериального протока, ишемической болезни сердца, постинфарктных аневризм сердца; операции на открытом сердце в условиях гипотермии, операции с ИК, операции аорто-коронарного шунтирования; совершенствовались методики анестезиологии и реаниматологии. Разработаны новые подходы к радикальной коррекции сложных врожденных пороков сердца, вопросы лечения инфекционного эндокардита и протезирования клапанов сердца, отрабатывается техника клапанносберегающих операций.

Хирургическая школа заслуженного деятеля РСФСР, профессора А.И.Кожевникова. Основное научное направление – онкология (внедрение в практику оригинальных методик оперативного лечения рака прямой кишки, рака молочной железы); выполнялись гастроскопии и лапароскопии. Одним из первых внедрил интубационный наркоз. Разработал вопросы диагностики и лечения заболеваний щитовидной железы, надпочечников, вилочковой железы. Задолго до появления специальной аппаратуры производили

ангиографические исследования: ангиопульмонография, ретроградная артериография, тазовая флебография.

Из хирургической школы А.И.Кожевникова вышли известные профессора: И.Л.Ротков, В.И.Парахоняк, Н.Е.Яхонтов, С.С.Нестеров, В.А.Овчинников, Ю.С.Силаев, С.А.Касумьян.

Хирургическая школа профессора И.Л.Роткова была создана в клинике хирургии факультета усовершенствования врачей (1966-1990) (ГКБ №40) Научные направления школы: операции на желчевыводящих путях при осложненном холецистите, операции на поджелудочной железе при панкреонекрозе; разработана и внедрена в практику оригинальная операция гастроеюнодуоденопластика для лечения постгастрорезекционных синдромов и для первичной операции при хирургическом лечении язвенной болезни. В последние годы клиника накопила значительный опыт хирургического лечения пациентов с заболеваниями магистральных сосудов. Данной школой подготовлены профессора Л.И.Казимиров, Н.А.Макаров, М.В.Кукош.

Кафедрами лучевой диагностики, онкологии, общей химии, патологической физиологии, ЦНИЛ ведутся исследования, связанные с диагностикой и лучевой терапией новообразований. Предложены методики ранней дифференциальной диагностики онкозаболеваний методами спектроскопии, термического анализа. Созданы новые и усовершенствованы имеющиеся способы лечения методами общей электромагнитной гипертермии, радиотермометрии, озонотерапии. Руководители данных исследований являются заслуженный врач РФ, профессор И.Г.Терентьев, профессор А.А.Чернявский.

Заслуженный деятель науки РФ, профессор Б.Е.Шахов и коллектив возглавляемой им кафедры лучевой диагностики ФПКВ успешно внедряют в работу Нижегородской специализированной клинической кардиохирургической больницы новые методики хирургических

вмешательств (рентгенохирургия, стентирование и.др.) при сердечно­сосудистой патологии, причем многие из них осуществляются впервые не только в городе, но и в мире.

Педиатрическая школа – профессора Ф.Д.Агафонов, Б.И.Гурвич. Научные направления: адаптационные возможности новорожденных, диагностика и лечение основных заболеваний у детей, в том числе и хирургического профиля. Профессором Н.Ф.Рыбкиной впервые было дано обоснование ведению беременности и родов у женщин с пороками сердца, что содействовало снижению летальности и тяжелых осложнений. Монография «Ревматические заболевания сердца у женщин и основные принципы ведения беременности, родов и послеродового периода у них» является первым руководством на эту тему в нашей стране. Традиции школы продолжили заслуженный врач РФ, профессор З.А.Спасская, профессор Е.А.Ефимова, Е.Ф.Лукушкина, В.В.Сафронов. Современные научные направления: комплексная оценка вегетативной кардиоваскулярной нейропатии и диффузных заболеваний соединительной ткани; эффективность и безопасность применения гомеопатического метода лечения в неонаталогии; программы реабилитации детей и подростков с нейросоматической патологией; изучение питания детей первого года жизни; сердечно-сосудистые заболевания и охрана здоровья матери и ребенка (профессора Е.А.Ефимова, Е.Ф.Лукушкина); комплексная оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы у здоровых и больных детей (профессор В.В.Сафронов).

Школа акушер-гинекологов – основоположники заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Г.К.Черепахин и заслуженный деятель науки РСФСР, профессор С.С.Добротин. Основные научные направления школы: основы акушерско-гинекологической эндокринологии и вопросы адаптации организма матери, плода и новорожеднного в норме и при патологии; совершенствование диагностики и хирургического лечения рака женской половой сферы. С целью ранней диагностики рака шейки матки впервые

была разработана методика кольпомикроскопии, кольпоскопии,

люминисцентной микроскопии. Предложена модификация расширенной экстирпации матки с перевязкой подчревных артерий при раке шейки матки (профессор Т.С.Качалина, Л.В.Боровкова).

Школа дерматологов и венерологов – основоположник: заслуженный деятель науки РСФСР, профессор М.П.Батунин. В 1942 году клиника кожных и венерических болезней, возглавляемая М.П.Батуниным первой в нашей стране применила антибиотики для борьбы с гонореей. Монография «Профессиональные болезни кожи»(М.П.Батунин, А.С.Зеленин); вопросы научной организации борьбы с венерическими и кожными болезнями.

Эпидемиологическая школа – сформирована в XIX -начале XX века. Основоположники: С.Н.Зененко («Очерк холерной эпидемии 1892 года в Нижегородской губернии»),П.М.Ведерников (в 1932 году возглавил курс эпидемиологии на кафедре гигиены), И.Е.Макаров (в 1938 году зав.курсом эпидемиологии и директор Санитарно-бактериологического института), Г.И.Греннаус – 1942 год открытие кафедры эпидемиологии и активная деятельность в вопросах диагностики и профилактики острых кишечных инфекций. Большой вклад внесли: профессора Н.К.Шифрин, Н.И.Морозкин, Ю.А.Куликов, А.М.Минеев. А.М.Минеев успешно провел опыт по самозаражению орнитозом. Это был последний опыт самозаражения в истории эпидемиологии. Формирование зрелой школы эпидемиологии произошло под руководством члена-корреспондента РАМН, д.м.н., профессора Шкарина В.В. Им впервые в мире был обнаружен возбудитель токсоплазмоза в крови человека, проведено первое в России эпидемическое исследование криптоспоридиоза, продолжаются исследования острых кишечныхи нфекций и других инфекционных болезней. В настоящее время осуществляется изучение и борьба с внутрибольничными инфекциями (О.В.Ковалишена, А.С.Благонравова, Л.Ю.Послова, ОН.Шпрыков). Приорететными являются исследования по изучению устойчивости микроорганизмов к дезинфецирующим средствам. Руководства

«Дезинфекция. Дезинсекция. Дератизация»(В.В.Шкарин, 2006); «Дезинфектология»(В.В.Шкарин, М.Ш.Шафеева, 2003) стали первыми в современной России руководствами по данным проблемам.

Высокий научный уровень и большой масштаб исследований привели к организации в 2008 году НИИ профилактической медицины (НИИ ПМ), директором которого стал д.м.н. С.А.Разгулин.

Школа гигиенистов – основоположник член-корреспондент АМН СССР, профессор И.И.Беляев. Научное направление: гигиеническая оценка условий труда, изучение неблагоприятных факторов производства в зависимости от климато-географических особенностей Нижегородской области, определение механизмов возникновения профзаболеваний и разработка оздоровительных мероприятий гигиенического и профилактического характера (профессор Н.А.Матвеева).

За последние годы ученым академии удалось выделить, расширить и укрепить научные исследования, имеющие наибольшее значение для науки и практического здравоохранения. Они стали выполняться комплексно, с привлечением к работе различных специалистов из других научных организаций. Каждое исследование ориентировано на возможность внедрения в практику его результатов.

В решении крупных задач совместно участвуют теоретические, клинические, гигиенические кафедры, ЦНИЛ, практические врачи, образующие большие команды исследователей.

Проходят годы. Современное состояние науки в НижГМА убедительно показывает, что научные школы, основанные десятки лет назад, до сих пор приносят реальные плоды.

Так, в 2010 году на научные исследования получено 36 грантов из различных фондов (17 – РФФИ;1 грант Президента РФ; 12 – гранты Фонда содействию развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (У,М,Н,И,К); 4 – гранты Нижегородской области в сфере науки и техники;1

грант Фонда «Молодой Гиппократ»; 1 гранд фонда Сороса). По результатам научно-исследовательских работ сотрудниками академии в 2010 году опубликовано 434 статьи в центральных журналах РФ, 16 – за рубежом; 58 тезисов за рубежом, 370 статей в сборниках научных трудов РФ; проведено 237 конференций; сделано 658 докладов в РФ и 73 за рубежом; внедрено новых методов в учебный процесс – 90, в практику здравоохранения – 85, в другие отрасли – 3; разработано приборов, инструментов – 13, лекарственных препаратов (+апробация) 22. По результатам научно­исследовательских работ, выполненных в 2010 году сотрудниками академии, издано 15 монографий,2 справочника, 85 учебно-методической литературы, 5 руководств,6 сборников трудов. В НИИ ПМ в 2010 году проводилась НИР по 18 темам, заключено 8 договоров о научном сотрудничестве, вт.ч.3 международных; договор о продвижении и патентовании результатов научно-технической деятельности с фирмой «SAIL.srl» Италия; сотрудничество с р.Казахстан; опорная база Референс-центра РФ по мониторингу за внутрибольничными инфекциями; вошли в состав Проблемной комиссии по внутрибольничным инфекциям РАМН. НИИ ПМ в 2010 году сделано 32 научных доклада, вт.ч. 10 на международных конференциях,4 за рубежом;7 разработок:5– дезинфецирующие средства,2

– испытания устройства. Участие в 2-х международных выставках (Нижегородская ярмарка «Медицина 2010»; 15 международный научно­промышленный форум «Россия Единая» (2010)); проведено 5 конференций.

Научно-исследовательский институт прикладной и фундаментальной медицины за 2010 год выполнил 29 проектов медико-биологического профиля, опубликовал 112 работ, из них 21 в зарубежных изданиях, выполнено 49 докладов, 15 из них за рубежом. Коллектив НИИПФМ выиграл грант Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования «Флуоресцентные белки: новые подходы к изучению механизмов

физиолоических и патологических процессов в живых системах» под

руководством ведущего Российского ученого член-корреспондента РАН С.А.Лукьянова.

Сотрудниками академии в 2010 году получены награды: премии Н.Новгорода в номинации «Медицина», 24 гранта по программе У.М.Н.И.К., 2 победителя программе РОСТ, победитель конкурса молодых ученых в рамках Российского национального конгресса «Лучшая работа в области патофизиологии и патогенеза болезней внутренних органов (г.Москва)»; диплом 1 степени Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Нижегородской области; диплом 1 степени XVII Российской студенческой конференции по детской хирургии (г.Москва). Оформлено 22 заявки на изобретения, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных; получено 33 патента на изобретения, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных. Получен диплом на открытие №391 от 01.03.2010 «Закономерная связь между интенсивностью характеристических полос поглощения ИК-спектров биологического материала и патологического процесса в организме»(А.С.Гордецов, ВВ.Краснов, Б.Е.Шахов, И.Г.Терентьев, Е.К.Павлова). Всего в НижГМА 9 научных открытий.

За изобретательскую деятельность НижГМА в 2010 году получены награды: участие в XIII Международном Московском Салоне «Архимед­2010» -золотая медаль и диплом за разработку «Плацентарная недостаточность, прогноз ее развития и лечение хронической плацентарной недостаточности»; диплом почтения и благодарности за активное участие в организации проведения салона. Участие в IV конкурсе объектов интеллектуальной собственности на соискание премии Нижегородской области им. И.П.Кулибина Патент года: 2-еи 3-е место в номинациях «Лучшее изобретение года в Нижегородской области в сфере медицины». Дипломы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в номинации «100 лучших изобретений России»

(«Способ диагностики опухолей молочной железы»; «Способ дифференциальной диагностики доброкачественных и злокачественных новообразований внутренних женских половых органов»; «Способ исследования состояния кожи методом оптической когерентной томографии».

2. Публикационная активность ВУЗа

Академия ведет активную издательскую деятельность и располагает собственным медицинским издательством. Только в 2010г. им было выпущено 123 наименований книг общим объемом 855,2 печатных листов (или 38.107.712 листов-оттисков), общим тиражом 44.560 экземпляров. Академия регулярно издает монографии, справочники, учебники и методических пособия, а также рецензируемые медицинские журналы «Медицинский альманах» и «Современные медицинские технологии» и очень популярную среди студентов и сотрудников вузовскую газету «Вестник НГМА».

На международной книжной ярмарке (г.Москва) издательство НижГМА стало победителем V Международного конкурса учебных изданий для высших учебных заведений «Университетская книга – 2010» в номинациях: «Лучшее историко-биографическое издание»; «Лучшая вузовская монография»; «Лучшее учебное издание по медицине».

Внушителен вес НижГМА на международной арене. С момента создания академии многие ученые и сотрудники активно заявляют о себе в научных исследованиях, совместных с другими странами. География командировок сотрудников академии в разные годы охватывает, практически весь мир: Австрия, Германия, Чехословакия, США, Афганистан, Аргентина, Индия, Болгария, Шри-Ланка, Венгрия, Великобритания, Алжир, Иран, Непал, Йемен…

После открытия г.Н.Новгорода для посещения иностранными

гражданами, в декабре 1991/92 учебного года для обучения русскому языку

на подготовительные курсы в академию были приняты первые иностранные

граждане. По мере накопления опыта был создан факультет обучения иностранных студентов (ФОИС), где обучение шло вначале на русском, ас 1998г.– на английском языке. Также был создан Центр английского языка для лингвистической подготовки профессорско-преподавательского состава и других категорий сотрудников для работы с иностранными студентами, методического сопровождения преподавательской деятельности, подготовки англоязычного резерва международной деятельности. Общее число иностранных учащихся в академии ежегодно растет и составляет сегодня 615 чел., из них 50 – врачи последипломного этапа обучения. За 10 лет ими успешно защищены 11 кандидатских диссертаций (гражданами Йемена, Сирии, Индии, Иордании, Палестины).

В настоящее время квалификация доктора медицины (Doctor of General Medicine), присваиваемая иностранным выпускникам НижГМА, признана Медицинским Советом Шри-Ланки и Правительством Малайзии. Академия включена в официальное приложение 6-го издания Всемирного справочника медицинских вузов.

II. Место вуза в рейтинге качества приема в российские вузы среди медицинских и фармацевтических вузов и среди вузов соответствующего субъекта федерации.

Сегодня НижГМА объединяет 7 факультетов: лечебный, педиатрический, медико-профилактический, факультет обучения иностранных студентов, стоматологический и фармацевтический факультеты, а также факультет высшего сестринского образования. Одновременно в академии учатся более 3300 студентов, около 600 из них – граждане 30 иностранных государств (Африки, Азии, Океании).

На 76 кафедрах трудятся 790 преподавателей, из которых 434 – являются кандидатами и 154 -докторами наук. Многие педагоги имеют почетные

звания «Заслуженный деятель науки РФ», «Заслуженный врач РФ», «Заслуженный работник высшей школы РФ», проч. Профессорско­преподавательский коллектив относительно молод – средний возраст заведующих кафедрами составляет 57 лет, ассистентов (преподавателей)– 37 лет.

Организацией систематического повышения квалификации педагогических кадров занимается специальное подразделение академии ­факультет повышения квалификации преподавателей, работа которого строится по двум направлениям: повышение квалификации по соответствующей врачебной специальности с получением сертификата специалиста и повышение квалификации по основам педагогики и психологии высшей школы. Кроме того, многие преподаватели регулярно повышают свою квалификацию в других России и за рубежом путем прохождения стажировок по основной лечебной специальности, чтения лекций, проведения демонстрационных операций и других врачебных манипуляций, проч.

Учебная база вуза представлена не только 9 учебными корпусами, имеющими самое современное оснащение, где расположены основные теоретические кафедры, но и мощным клиническим потенциалом ведущих ЛПУ, таких как: Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко, Нижегородская областная детская клиническая больница, Городская клиническая больница №5 им. Н.Л. Пятницкого, ГУЗ МЛПУ №13, Городская детская клиническая больница №1– всего 76 ЛПУ Нижегородской области,56 – г. Нижнего Новгорода, 35 профильных учреждений других регионов Российской Федерации, а также 40 лечебных баз стран ближнего и дальнего зарубежья. Есть у академии своя стоматологическая клиника, которая является главной производственной базой для стоматологического факультета. Для ежедневного тренинга студентами практических навыков организован Центр практических умений, располагающий внушительным рядом современных фантомов и тренажеров.

Ежегодные рейтинги показывают, что НижГМА стабильно входит в пятерку лучших медицинских вузов страны. В 2010г. конкурс составил 17,5 чел/место, при среднем проходном балле 202-258 (первый-третий туры). Наивысшим «спросом» пользовались фармакологический и стоматологический факультеты (35,0 и 25,1 человек на место), при проходном балле 258 и 236.

Учитывая высокие требования к абитуриентам, особое внимание уделяется вопросам организации специальной подготовки школьников к поступлению в НижГМА. Решению этой задачи служат профильные лицеи и классы ряда школ г. Н.Новгорода и Нижегородской области, а также подготовительные курсы, организуемые ежегодно факультетом довузовской подготовки. Как итог – более 50% учеников, прошедших специальную подготовку, в дальнейшем становятся студентами НижГМА и на протяжении всего периода обучения показывают наилучшие учебные результаты.

Личность врача формируется под влиянием его нравственно­эстетического воспитания и постоянного личностно-духовного совершенствования. Центрами проведения воспитательной работы в НижГМА являются: музей, открытый в 1957г. при кафедре истории медицины, который бережно хранит многочисленные свидетельства истории становления и развития академии, а также студенческая библиотека.

Библиотека по праву является гордостью нашего вуза. Официальной датой ее основания считается 1932 год, когда кафедры передали в библиотечный фонд хранящиеся у них дореволюционные книги и диссертации по медицине. Основными источниками комплектования тогда служили обменные фонды библиотек гг. Москвы и Ленинграда, частные собрания врачей г. Н.Новгорода (профессоров П.Г. Аврамова, А.Л. Шабадаша, доктора П.Г. Веселитского и др.), подарочные издания (от профессоров Г.И. Греннаус, Н.А. Торсуева, др.).

На 1 января 1940 года библиотечный фонд составлял 53308, сегодня ­529789 экземпляров документов, среди которых есть настоящие раритеты

отечественной и иностранной литературы конца XVIII – XIX веков. В

основной фонд входят отечественные и зарубежные издания на традиционных носителях, диссертации и авторефераты диссертаций, периодические издания, аудиовизуальные и электронные документы. Книгообеспеченность студентов учебной литературой составляет 1:1 при обязательном условии непрерывности ее обновления.

Ежегодно в библиотечный фонд поступает 14-18 тысяч новых книг, подписка на периодические издания превышает 350 наименований. Библиотека обслуживает 13-14 тысяч читателей в год, ежедневно её посещают более 600 человек. По сути, библиотека является вузовским гуманитарно-просветительской центром. Развитие интернет-технологий открывает новый уровень возможностей обслуживания, а именно: активное использование информационных ресурсов других библиотек, электронных профильных полнотекстовых баз данных отечественных и зарубежных издательств – всем этим читатели библиотеки активно пользуются в специально оборудованном компьютерном зале.

Современный, удобный и информационно достаточный сайт НижГМА содержит не только исторические ссылки и официальные данные о вузе, но и обеспечивает оперативное сообщение новостной информации, является неотъемлемой частью системы дистанционного обучения и позволяет всем желающим беспрепятственно обратиться в Интернет-приемную ректора.

На протяжении пятидесяти лет в Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА) работает музей, в котором представлена информация об истории краевой медицины и становлении и развитии нашего вуза. В настоящее время в музее существуют тематические экспозиции, посвященные различным периодам развития медицины на территории Нижнего Новгорода, а также становлению и развитию высшего медицинского образования, имеются материалы, посвященные деятельности сотрудников вуза в период Великой отечественной войны, фонды антикварной книги, личные фонды известных нижегородских врачей и

ученых XIX -начала ХХ веков, коллекция медицинских инструментов XIX ­начала ХХ веков, коллекция фалеристики и нумизматики, посвященная медицине.

Есть в академии и собственный анатомический музей – один из крупнейших в России. Главная его задача – способствовать расширению знаний студентов об анатомии человека. Музей является ровесником вуза и расположен на одной из старейших кафедр академии – кафедре нормальной анатомии. Начало музейной коллекции положили анатомические препараты, изготовленные первыми студентами под руководством Г.Г. Юдена. Сегодня музейная коллекция развивается в соответствии с международными нормами музейного дела, размещена на площади 300 кв.м. и насчитывает более 600 уникальных экспонатов, среди которых есть экземпляры, изготовленные еще в 30-40 годах прошлого века.

В НижГМА поощряется научная работа студентов. Первый студенческий научный кружок был создан в 1935г. на кафедре нервных болезней профессором Х.И. Гаркави. Сегодня такие кружки есть на каждой кафедре, в их деятельности участвуют свыше 400 студентов, они объединены в Студенческое научное общество (СНО). Стало традицией ежегодное проведение студенческих научных конференций по различным тематическим направлениям: Далевские и Пироговские чтения, Ежегодная научная сессия НижГМА «Современное решение актуальных научных проблем в медицине», в работе которой принимают участие не только студенты, но и аспиранты, ординаторы и молодые преподаватели нашей академии и других вузов страны.

Ежегодно учащиеся НижГМА получают персональные стипендии, в том числе Президента и Правительства РФ, а также имени выдающихся ученых академии, участвуют в Федеральной стипендиальной программе благотворительного фонда В.Потанина. Около 11% выпускников НижГМА завершают образование в вузе получением диплома с отличием. Ежегодно 150-160 чел. продолжают обучение в аспирантуре, 93% из них в срок защищают кандидатские диссертации. Практически все они в дальнейшем

приходят на работу в академию в качестве преподавателей, продолжают

заниматься научными изысканиями. Ежегодно 8 – 10 сотрудников вуза защищают докторские диссертации.

В академии активно работает Центр содействия трудоустройству выпускников, который помогает в поиске рабочих мест, проводит регулярные ярмарки вакансий совместно с органами управления здравоохранением, руководителями ЛПУ города и области, осуществляет информационную поддержку поиска вакантных мест и обратную связь с работодателями (в том числе через сайт академии). Центр осуществляет правовое консультирование выпускников, психологическую и социальную поддержка, оказывает помощь во временном трудоустройстве. Во многом благодаря этой работе, в 2009г. 129 (ав 2008г. – 119) молодых специалистов приняли участие в региональной целевой программе «Социально­экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования и здравоохранения Нижегородской области».

Студенчество, пожалуй,– наиболее яркий отрезок жизни для каждого, кто когда-либо учился в вузе. Для студента НижГМА – это период, богатый разнообразными и интересными событиями: театрализованными представлениями, конкурсами, туристическими поездками. Активную роль здесь играют студенческая профсоюзная организация и общественные объединения студентов – Студенческий совет,«Старостат», Школа студенческого кадрового резерва. Они курируют молодежный спорт, патриотическое и эстетическое воспитание, ведут пропаганду здорового образа жизни. Ежегодно в академии чествуются ветераны ВОВ и День Победы, организуются совместные мероприятия с Нижегородской Епархией, проводятся фестивали «Студенческая весна» и празднование Международного дня студента, конкурсы патриотической песни, беседы о великих деятелях и знаменательных событиях отечественной истории, художественные выставки, историко-литературные образовательные и профориентационные мероприятия. Много лет объединяют творческую

молодежь и успешно выступают на межвузовских конкурсах разных уровней

хор, танцевальный ансамбль и команда КВН НижГМА.

Более 5 лет назад в Нижегородской государственной медицинской академии по студенческой инициативе был создан Информационно­просветительский центр «Школа здоровья», основными задачами которого было введение моды на здоровый образ жизни в среде учащейся молодежи, особенно – студентов-медиков, а также обучение будущих врачей и фармацевтов навыкам профилактической работы с населением. Это движение получило одобрение не только руководства вуза, но и района, города и области. Волонтеры Школы и их руководители регулярно участвуют в проведении форумов и конференций регионального и всероссийского уровня, в том числе – молодежном форуме «Селигер-2010», где их работы получили высокую оценку. Представителей «Школы здоровья» приглашают и на методические совещания, где они передают кураторам и ответственным за воспитательную работу со студентами и школьниками свой лекторский опыт и методические наработки. Активно реализуется волонтерское движение НИЖГМА – детям и «Луч солнца». Студенты академии принимали участие в службе, которую проводил Святейший Патриарх Всея Руси Кирилл в Успенском Соборе Московского Кремля. План мероприятий НижГМА, посвященный «Всемирному дню отказа от курения» был признан лучшим, репортаж об этом был показан на 1 канале центрального телевидения.

В 2010 году впервые 2 студента НижГМА избраны в молодежный парламент. Студенты активно взаимодействуют с представителями: законодательного собрания Нижнего Новгорода, политсовета партии «Единая Россия», НРО ВОО «Молодая гвардия Единой России», молодежным отделом Нижегородской Епархии, городским студенческим советом.

НижГМА – победитель Всероссийского конкурса проектов по здоровому образу жизни, организованного Министерством здравоохранения и

социального развития РФ. Награду вручил академик РАМН, президент лиги здоровья нации Л.А.Бокерия на VI Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветании России».

Профессиональное становление врача неотъемлемо от занятий физической культурой и спортом, укрепляющих здоровье. На протяжении всей истории академии этому вопросу уделялось значительное внимание. В настоящий период наиболее актуальным является формирование и здорового образа жизни студентов путем приобщения их к общей физической культуре и спорту. Ежегодно в НижГМА проводятся массовые спортивные мероприятия: Спартакиада академии, Универсиада Приволжского спортивного студенческого союза. У студенчества появились новые оздоровительные и спортивные направления: фитнес, аэробика, атлетизм; пауэрлифтинг, флорбол, полиатлон, спортивная аэробика, бадминтон. Кроме того, существуют определенные перспективы, связанные с появлением государственных программ поддержки и развития спорта.

В академии есть своя спортивно-оздоровительная база, ласково называемая студентами «Кировец»(в память о том, что в период с 1940 по 1994гг. академия носила имя С.М. Кирова). Она была создана в 1959г. как спортивно-оздоровительный лагерь при кафедре физического воспитания. И по сей день, ежегодно с июня по август, база принимает гостей – студентов, преподавателей, сотрудников и ветеранов академии. Здесь проводятся учебно-тренировочные занятия сборных команд академии по разным видам спорта. С открытием фармакологического факультета, в «Кировеце» действует ботаническая станция, где студенты изучают лекарственные травы, собирают их гербарии.

Реализуемые программы воспитания личности врача неоднократно высоко оценивались Министерством образования и науки РФ, и вуз признан одним из ведущих в стране в этом направлении.





Скачать документ

Похожие документы:

  1. Волгоградское муниципальное учреждение культуры (9)

    Документ
    Петров Владимир Иванович : биобиблиогр. очерк : к 60-летию со дня рождения / [сост. О. П. Суховерхова ; ред. : О. В. Гречишникова, В. Ю. Зоткина] ; ВМУК «ЦСГБ», Центр.
  2. Высокое качество результатов обучения и воспитания

    Документ
    Школа гарантирует выпускникам качественное образование. Результативность выполнения программных задач по реализации учащимися школы действующих требований государственного образовательного стандарта определяется мониторинговыми исследованиями
  3. Качества подготовки выпускников общеобразовательных учебных заведений

    Документ
    2.10. Краткая характеристика средней педагогической нагрузки учителей по образовательным областям, наличие вакансий и причины их не заполнения средняя педагогическая нагрузка учителя – 18 часов, вакансий нет.
  4. Автореферат магистерской работы Тема: Определение цели, задач и роли системы качества в вузе на примере системы менеджмента качества Доннту

    Автореферат
    Содержание 1. Введение2. Обоснование актуальности3. Цели и задачи работы4. Планируемая научная новизна5. Планируемый практический результат6. Обзор существующих решений и особенностей вуза как объекта разработки СМК7.
  5. 1. роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки выпускников 3 1б

    Реферат
    1б. Вовлечение руководителей в деятельность, обеспечивающую разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента образовательного учреждения 9

Другие похожие документы..