Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
В целях обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в собственности и (или) в ведении муниципального образования Ма...полностью>>
'Документ'
Экскурсия “Знакомство с Прагой”. Все начинается со знаменитого Страговского монастыря. Дальше внешний осмотр Лоретты, Градчанская площадь, Шварценбер...полностью>>
'Документ'
Проблема якісного підручника історії була і залишається на сьогоднішній день важливим предметом обговорення і критики педагогічної громадськості, том...полностью>>
'Закон'
Динамика заболеваемости беременных женщин Республики Беларусь в 2 -2010 гг. (по системеМинистерства здравоохранения Республики Беларусь, абсолютные з...полностью>>

Великая Отечественная война в произведениях живописи

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Великая Отечественная война

в произведениях живописи

(экскурсия по «Малой Третьяковке»- беседа со школьниками.)

Оборудование — репродукции картин:

И.А.Тоидзе. «Родина-мать зовет»; А.А.Дейнека. «Окраина Москвы.
Ноябрь 1941 г.»; А.А.Дейнека. «Оборона Севастопо­ля»; А.А.Пластов. «Фашист пролетел»; С.В.Герасимов. «Мать партизана»; В.Г.Корецкий. «Воин Красной Ар­мии, спаси!»; В.Е.Памфилов. «Подвиг А.Матросова»; Т.П.Гопоненко. «После изгнания фашистских оккупантов»; П.Д.Корин. «Александр Невский»; В.И.Пророков. «Мать»; А.Шилов. «В День Победы. Пуле­метчик Шорин»

Цели: ознакомление учащихся с про­изведениями живописи о Великой Отече­ственной войне; формирование патриоти­ческих качеств личности и художествен­но-эстетического вкуса учащихся.

Ученик.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось?

Учитель. Ранним утром 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опас­ность нависла над нашей Родиной. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. «Все для фронта, все для победы!» — эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.

Советские художники не могли остать­ся в стороне. Их полотна полны патрио­тизма, раскрывают стойкость и мужество народа, его страдания, муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борь­бе с врагом.

С первых дней войны плакат И.А.То­идзе «Родина-мать зовет» стал страстным призывом к героической защите родной земли. Художник понимал, что тема Ро­дины, представленная в виде женщины, близка теме народного страдания. В ос­нове аллегории лежит образ женщины, которому автор сумел придать верное вы­ражение, сделать ее призывающий жест простым и в то же время торжественным. Из-за спины женщины выступают ружей­ные штыки, а лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливает впечатление значительности образа. Плакат побуждал советских людей браться за оружие, защи­щать родную землю от немецко-фашист­ских захватчиков.

Пейзаж «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.» создал в дни жесточайших сраже­ний за Москву А.А.Дейнека. Новый тип пейзажа вобрал в себя суровый и герои­ческий дух времени, отражавший чувства и мысли советских людей, сражавшихся за свободу и честь родной земли. На кар­тине изображен грозный, настороженный облик города, готового к отпору.

Заснеженная земля вздыбилась сугро­бами, ощетинилась стальными надолба­ми, противотанковыми «ежами». Опус­тевшие дома словно замерли и притаи­лись в ожидании часа решающей битвы. Злой ветер бессилен разогнать свинцо­вый сумрак предрассветного неба, уже окрашенного отблесками далеких разры bob. Стремительный бег грузовика довер­шает впечатление тревожного ожидания. И хотя людей не видно, их воля и реши­мость выстоять незримо присутствуют в картине.

Одной из наиболее трагических глав истории Великой Отечественной войны А.А.Дейнека посвятил полотно «Оборона Севастополя». Он писал картину в 1942 г., когда город был в руках врага. Рушатся здания. Черные клуба дыма уходят в небо. Охваченный огнем, пылает Севастополь. В смертельной схватке столкнулись совет­ские моряки с фашистами. Идет жесто­кий рукопашный бой.

На первом плане картины в полный рост, в стремительном движении изобра­жен черноморец, бросающий связку гра­нат. Его фигура полна необыкновенной силы: решительно обращена к врагу голо­ва, широко расставленные ноги, занесен­ные для броска руки с грозным оружием рождают впечатление ураганной сокру­шительности предстоящего удара. На фоне алого пламени пожарища, багрово­го неба выделяется его фигура в белой форменке. Вокруг него — мертвая зона с трупами фашистских солдат. Такие люди, как этот моряк, готовые на смерть ради победы наших войск, непобедимы. Изо­браженный позади обнаженный по пояс матрос усиливает силу движения первого моряка. Трагическую ноту вносит в кар­тину образ сраженного в бою, умирающе­го матроса. Художник словно показал пе­реход от жизни к смерти. Матрос падает на камни мостовой, из его рук выскаль­зывает винтовка. Штыковым ударом встречают моряки наступающих врагов. Мы видим только небольшую группу гит­леровцев, но следом за ними движется лавина немецких войск.

Картина построена на цветовом кон­трасте. Светлые фигуры моряков высту­пают на темном фоне, темные фигуры немцев — на светлом фоне. Это образное воплощение замысла — столкновение враждебных сил.

Картина А.А.Пластова «Фашист проле­тел» приобрела уже в первые годы войны мировую известность. Поздняя осень: низкое хмурое небо, золотисто-желтые листья берез, порыже­лая трава. На опушке леса пасется стадо, здесь же бегает мальчишка-пастушок. Но вот пролетел фашистский самолет, и лет­чик, прижав машину к земле, полоснул из пулемета. Упал мальчонка на землю и утк­нулся головой в траву. Протяжно завыла собака. Разбежалось стадо. А над пробуж­дающимся к жизни полем озимых, посте­пенно скрываясь вдали, улетает самолет...

В душе каждого советского граждани­на, видевшего эту картину, рождались гнев и ненависть к фашистским убийцам, жаж­да отмщения.

Всмотритесь еще раз в картину, в ее задумчивый пейзаж, такой близкий серд­цу, в эти тоненькие, колеблющиеся на ветру молодые березки — и вы почувст­вуете щемящее чувство боли, возмущение, обиду за оборвавшуюся жизнь мальчика, за поруганную землю. Эту картину невоз­можно забыть. Подобно набату, звала она к уничтожению врага.

Картину «Мать партизана» СВ. Гераси­мов написал в 1943 г. О чувствах, побу­дивших его написать эту картину, он ска­зал так: «В тяжелые годы войны с фашиз­мом, вторгнувшимся в пределы нашей страны, когда все мы, граждане своего Отечества, жили только одним чувством любви к Родине, мне захотелось в мону­ментальном произведении найти выраже­ние этих чувств и настроений, моих и все­го русского народа. Так возникла картина «Мать партизана», где я мечтал в образе матери, русской женщины-крестьянки воплотить несгибаемое мужество и душев­ное величие русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками».

Замысел художника получил воплоще­ние в образе русской женщины-патриот­ки, мужественной, оказавшейся в силах заглушить в себе личное материнское горе ради любви к людям. Такой человек не предаст ни при каких угрозах и пыт­ках. Идея произведения выражена отчет­ливо и убедительно. Его персонажи про­тивопоставлены друг другу. С одной сто­роны — русская крестьянка, с другой — фашисты. Фигура женщины занимает

главное место в картине. К ней обраща­ется фашист, на нее смотрит молодой партизан — ее сын, ожидая ответа, стоят односельчане. Допрос и жестокая рас­права с непокорными происходят на фоне разгромленной войной, вытоптан­ной, потерявшей живые краски деревен­ской улице.

В картине выражались патриотические чувства всего русского народа. В 1958 г. картина экспонировалась на Междуна­родной выставке в Брюсселе и получила золотую медаль.

Плакат В. Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» получил поистине всена­родное признание и любовь. Написанный в 1942 г., он вызывал чувство сердечной боли и глубокого возмущения. Вид жен­щины с ребенком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свас­тикой, вызывал огромное желание ее спа­сти и разгромить врага. Воинам эта жен­щина с ребенком напоминала жену, детей, матерей, оставшихся за линией фронта.

Вглядитесь в лицо женщины... В нем нет страха. Она готова на все, чтобы спа­сти своего ребенка, скорее погибнет, чем станет рабой. Ее нельзя заставить уни­жаться перед фашистами.

Плакат, несмотря на трагическую мрач­ность темы, был оптимистичен, вселял уве­ренность в победе, не пугал, а пробуждал в людях отвагу и ненависть к фашизму.

Ученик.

И в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке.

Ты вспоминаешь не страну родную,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину — такую,

Какой ее ты в детстве увидал...

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Одним из незабываемых подвигов во славу Родины стал подвиг Александра Матросова, совершенный на великолук­ской земле. Ему было 19 лет, когда вмес­те со своей частью он вел бой за деревню Чернушки. 23 февраля 1943 г. фашист­ский дзот преградил дорогу наступающим советским войскам. Несколько по­пыток уничтожить его оказались безус­пешными. Атака захлестнулась. Вдруг из роты бойцов, залегших в снегу, подня­лась фигура в маскхалате и метнулась к дзоту. Этот момент и изображен на кар­тине В.Е.Памфилова. Граната, брошен­ная солдатом, заставила фашистский пу­лемет замолчать. Часть поднялась и рва­нулась вперед, но пулемет вновь ожил. Тогда, оставшись без гранат, А. Матросов бросился к вражеской амбразуре и за­крыл ее своим телом.

Картина Т.Г.Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов» — это суровый и правдивый рассказ о душевной красоте, силе и моральной стойкости советских людей в годы войны. Сюжет картины по­лон драматизма. На ней изображено про­щание жителей освобожденного села и советских воинов с жертвами фашистских оккупантов.

В центре картины — фигуры трех жен­щин, одна из которых припала к телу ста­рика, замученного фашистами. Двое дру­гих застыли в скорбном молчании. Пол­ная трагизма сцена изображена на втором плане картины: крестьяне прощаются с девочкой в розовом платьице, с алыми лен­точками в косичках, лежащей на снегу.

В этой группе особенно запоминается пожилой солдат, обнаживший голову. За его плечами большой нелегкий путь, а впереди предстоят новые испытания.

У левого края полотна изображена женщина, застилающая ковриком санки. Не видно ее лица, но чувствуешь материн­скую любовь в неторопливых, по-особо­му бережных движениях, теплоту ласко­вых рук. Мальчик, держащий веревку са­ней, неотрывно следит за тем, как унич­тожают страшные следы виселицы. Горе, которое переживают люди, изображенные в картине, не переходит в безнадежность. Могучую душу народа не сломят никакие испытания.

Зимний пейзаж полон особой задумчи­вости и грусти: серое небо, белая пелена снега. Видны сожженные дома. И все же мы верим в скорое возрождение жизни на этой израненной земле.

Ученик.

Нам было все отпущено сверх меры — Любовь, и гнев, и мужество в бою. Теряли мы друзей, родных, но веры Не потеряли в Родину свою.

Учитель. Летом 1942 г. Комитет по де­лам искусств предложил П.Д.Корину написать историческую композицию «Алек­сандр Невский». Он принял предложение, хотя до этого не писал исторических по­лотен. Образ князя, защитника земли рус­ской, захватил художника. И как 700 лет назад, Александру Невскому вновь было суждено помогать народу в борьбе с вра­гом.

Перед нами репродукция третьей час­ти триптиха: А. Невский, сжимая рукоять меча, в латах, будто весь выкованный из стали, стоит на берегу Волхова, возвыша­ясь над старинным собором. За его спи­ной — верная дружина, а за плечами — черный стяг с изображением Спаса «Ярое Око». Взгляд князя, суровый, сосредото­ченный, устремлен в сторону врага. Коль­чугу, латы и шлем художник писал с на­туры в историческом музее. Описание ве­ликокняжеского стяга он нашел в летопи­сях. Хотя Александру Невскому в момент битвы с тевтонцами было всего 23 года, художник изобразил воина далеко не юным. В этом отступлении от историчес­кой правды — высшая художественная правда. Полотно приобретает значение исторического символа, идеи стойкости, мужества, отваги.

Огромная копия картины в феврале 1944 г. была установлена при въезде в раз­рушенный Новгород, символизируя собой древние слова: «Кто к нам с мечом вой­дет, от меча и погибнет».

Победа, которая пришла 9 мая 1945 г., досталась советскому народу слишком большой ценой. Не забывая об этом, ху­дожники вновь и вновь возвращались к теме Великой Отечественной войны.

Художник Б.И.Пророков в 50-е годы написал серию картин «Это не должно повториться». Перед вами лишь одна из них — «Мать»,'написанная в 1959 г.

На картине изображена молодая жен­щина, кормящая ребенка грудью. Этот

сюжет напоминает библейский: Дева Ма­рия со своим Сыном Иисусом Христом, знающая о Его тяжелой судьбе, о Его жертвенной смерти во имя людей.

В картине Б.И.Пророкова мы видим, что мать будет всеми силами защищать свое дитя, бороться за его жиз^ь. Об этом говорят винтовка, висящая на плече жен­щины, ее решительное, мужественное лицо. Глядя на эту женщину, утвержда­ешься в мысли, что матери не допустят повторения трагедии Великой Отечест­венной войны.

Об этой трагедии не дает забыть и об­лик пулеметчика Шорина на картине А.Шилова «В День Победы. Пулеметчик П.П.Шорин».

Ученик.

Вот человек — он искалечен, В рубцах лицо. Но ты гляди И взгляд испуганно при встрече С его лица не отводи. Он шел к победе, задыхаясь, Не думал о себе в пути, Чтобы она была такая Взглянуть — и глаз не отвести.

Это стихотворение написано поэтом- фронтовиком С. Орловым в 1946 г., а кар­тина художника А.Шилова — в 1987 г. Их разделяет более полувека. Но темы их очень близки. Человек, искалеченный на войне. «Это не должно повториться» — говорят нам глаза мужественного человека.

Ученик.

Помните!

Через века, через года —

Помните!

О тех,

Кто уже не придет никогда, —

Помните!

Покуда сердца стучатся, —

Помните.

Какою ценой

Завоевано счастье, —

Пожалуйста, помните!

Встречайте трепетную весну.

Люди земли,

Убейте войну,

Прокляните войну,

Люди земли!

Литература

Кузнецова Э.В. Исторический и батальный

жанр. — М., 1982.

Путешествие в страну «Поэзия». — М., 1988.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Отражение событий  Великой Отечественной войны в литературе и  искусстве». Цель урока

    Урок
    1. Способствовать формированию знаний   о произведениях литературы и искусства времён Великой Отечественной войны, значении искусства  в годы войны и  в настоящее время.
  2. Кузахметов Р. К., канд ист наук. Изобразительное искусство Оренбуржья в годы Великой Отечественной войны

    Документ
    Искусство эпохи Великой Отечественной войны занимает особое место в истории не только отечественной, но и всей мировой культуры середины XX в. В условиях одной из самых жестоких войн, какие только знала история, в условиях тяжелейших
  3. Книга детально освещает малоизвестную страницу истории Великой Отечественной войны сотрудничество граждан СССР с нацистами на оккупированных территориях

    Книга
    «Ермолов И. Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941–1944. (На линии фронта. Правда о войне)»: ЗАО Центрполиграф; Москва; 2010
  4. Методическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»

    Методическая разработка
    Данная разработка может быть использована для проведения кружковых, факультативных занятий, уроков мира, уроков мужества как самодеятельных единиц обучения,
  5. Редакционная коллегия серии сборников документов Великая Отечественная война 1941 -1945 гг

    Документ
    ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ЗИМОНИН В. П. (первый заместитель председателя), СОКО­ЛОВ А. М. (заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И., БОБЫЯЕВ П.

Другие похожие документы..